УДК 331.45 (571.13)
В. Ф. ПОТУДАНСКАЯ щ Ю. В. БАРАНОВ И
Омскии государственный технический университет
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ И СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД______________________________________________
В статье показаны этапы становления работы по аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях на уровне региона, проведен анализ результативности указанной деятельности.
В связи с этим высказано мнение о необходимости процесса реформирования системы государственного управления охраной труда.
Ключевые слова: охрана труда, аттестация рабочих мест.
Решение вопросов по обеспечению безопасной жизнедеятельности работающих является важнейшим направлением государственной политики.
Установление реальной ситуации по охране труда на основании оценки условий труда на каждом рабочем месте — главная цель аттестации рабочих мест по условиям труда.
В постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 марта 1997 года № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» было рекомендовано органам по труду субъектов Российской Федерации оказывать практическую помощь организациям в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, а Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» возложил на работодателя обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организациях».
В Омской области период «запуска» аттестации (1997— 2000 гг.) обозначился следующими мероприятиями:
— в структуре органа исполнительной власти по труду был создан отдел по организации аттестации рабочих мест и сертификации;
— определён перечень организаций и лабораторий, имеющих сертификат на данный вид деятельности;
— организован постоянно действующий семинар для обучения членов аттестационных комиссий организаций;
— в средствах массовой информации был опубликован ряд разъяснительных статей.
Принятые меры ожидаемых результатов не дали, и сам процесс проведения аттестации рабочих мест больше походил на «раскачку». Работодатели в основном ссылались на отсутствие финансовых средств.
Федеральное руководство делает очередной шаг в развитии нормативной базы по аттестации рабочих мест и сертификации. Постановлением Мин-трудсоцразвития РФ от 24 апреля 2002 года № 28 создаётся «Система сертификации работ по охране труда в организациях» (ССОТ).
Основной целью ССОТ является содействие ме-
тодами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учёта результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда [1].
Положительным моментом является то, что одним из критериев получения «Сертификата безопасности» является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
В кратчайшие сроки в Омском регионе были аккредитованы органы по сертификации — это Областной центр по охране труда, Омский государственный технический университет и ряд исследовательских лабораторий (2003 г.).
С этого времени Правительство Российской Федерации принимает ежегодное постановление о финансировании предупредительных мер, направленных на улучшение условий охраны труда за счет отчислений в обязательный фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Определённую роль должен был сыграть и экономический механизм заинтересованности работодателей в улучшении условий труда на основе Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Организация имеет право подать заявку на скидку до 40 процентов страховых отчислений, выполнив ряд условий, в том числе наличие не менее 30 процентов аттестованных рабочих мест по условиям труда.
Существенные инновации в законодательное регулирование вопросов охраны труда внёс Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 90 «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», который вызвал ряд изменений и дополнений раздела Трудового кодекса Российской Федерации «Охрана труда».
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
В частности, данный Федеральный закон дополнил основные направления государственной политики в области охраны труда, включив в их число профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников, обязательное проведение экспертизы условий труда и аттестации рабочих мест (ч.1 ст.210 ТК РФ) [2].
В рамках развития регионального законодательства в Закон Омской области «Об охране труда в Омской области» были внесены изменения от 02.02.2007 года № 853-О3, где к полномочиям органа исполнительной власти по охране труда относится в том числе и оказание методической помощи работодателям в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда в организациях, расположенных на территории Омской области.
Таким образом, можно сделать вывод, что нормативная база по аттестации и сертификации создана и постоянно совершенствуется, исполнительная власть готова к выполнению возложенных на неё обязательств, работодатели и работники ознакомлены с государственными гарантиями по охране труда и должны действовать в соответствии с законодательством.
Анализ практических результатов аттестации рабочих мест и сертификации отражает более сложную ситуацию. Так, по данным Министерства труда и социального развития Омской области, на 1 января 2009 года аттестация проведена на 182,9 тыс. рабочих местах (31,8 процента от общего числа рабочих мест) в 1878 организациях (4,5 процента от общего числа организаций). Если считать, что указанные показатели достигнуты в результате десятилетней работы, то для полной аттестации рабочих мест потребуется как минимум ещё 30 лет. Возникает вопрос: какие организации провели аттестацию рабочих мест? Рассмотрим материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, представленные в табл. 1. Данные приведены по городу Омску [3].
Из общего числа организаций не более 10 процентов участвуют в производственной деятельности, остальные относятся к другим видам экономической деятельности и преимущественно к сфере услуг. По формам собственности 88,2 процента организаций являются частными. Поэтому аттестация рабочих мест проводится в основном в государственных и других бюджетных организациях, в структуре которых имеются соответствующие специалисты или службы. В частных организациях службы по охране труда как правило отсутствуют.
Получение «Сертификата безопасности» вызывает интерес у очень небольшого числа работодателей. За период с 2004 по 2007 органами по сертификации Омской области выдано всего 24 сертификата ССОТ. В 2008 и 2009 годах сертифицировались не более 10 предприятий производственной сферы деятельности. Показателен отраслевой признак этих организаций: ОАО «Транссибирские магистральные трубопроводы», ООО «Нефтехимремонт», Омское линейное управление ООО «Томсктрансгаз», ОАО «Сибнефть-ОНПЗ», ЗАО «Экоойл», ЗАО СП «Ма-тодор-Омскшина», ОАО «САН Интербрю» Омский филиал, ОАО «Сибирьтелеком». Все упомянутые организации имеют выход на зарубежный рынок.
Таким образом, организации малого и среднего бизнеса, в основном частной формы собственности, не участвуют в процессе аттестации и сертификации.
В государственный фонд социального страхования за тарифной скидкой и финансированием пред-
упредительных мер они ни разу не обращались.
Рассмотрим ситуацию по производственному травматизму с тяжелым и смертельным исходом по Омской области на 01.01.2009 г.
Всего в 2008 году зарегистрировано 244 несчастных случая на производстве, из них со смертельным исходом — 33, с тяжелым исходом — 193. В государственных организациях — 19; из них со смертельным исходом — 4, с тяжелым — 15: в муниципальных соответственно — 29; 2; 27; в частных — 166; 28; 134, то есть наихудшее положение в организациях частной формы собственности.
Актуальность затронутых вопросов не вызывает сомнений. В подтверждение обратимся к проекту Программы «Безопасный труд», разработанному Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В программе отмечается, что «системный характер назревших проблем обуславливает необходимость реформирования всей системы управления охраной труда, т.е. управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности с учётом потребности развития российской экономики и тех масштабных задач, которые ставятся Правительством РФ по достижению нового качества жизни и условий труда российских граждан».
Предлагается создание системы управления профессиональными рисками по всей стране и внедрение её на каждом рабочем месте. «Основой системы управления профессиональными рисками станет сплошная аттестация рабочих мест по условиям труда, а именно — оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда».
Таблица 1
Распределение хозяйствующих субъектов
Показатели 2008 г. 2009 г.
1 2 3
Всего организаций, учтённых в составе статистического регистра хозяйствующих субъектов. 32079 34803
По видам экономической деятельности
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 269 286
Производство энергии, газа, воды 75 78
Обрабатывающие производства 2925 3118
Строительство 3333 3822
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования 11547 12563
Гостиницы и рестораны 470 518
Транспорт и связь 2068 2354
Финансовая деятельность 817 811
Операции с недвижимым имуществом, аренда помещений 6453 7106
По формам собственности
Государственная 874 879
Муниципальная 715 715
Собственность общественных и религиозных организаций 1784 1682
Частная 27844 30700
Смешанная российская 396 352
Прочие формы 466 475
Началом реформирования системы государственного управления охраной труда следует считать изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации, которые внесены Федеральным законом №157-ФЗ от 22.07.08. Статья 216 ТКРФ «Государственное управление охраной труда» дополнена четким распределением ответственности за государственное управление охраной труда между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью исключения дублирования функций и рационального использования бюджетных средств.
Приступив к построению новой системы управления охраной труда, следует ориентироваться на предлагаемую концепцию системы управления профессиональными рисками, основанную на фундаментальном принципе: «Кто создаёт риски, у того больше возможностей ими управлять».
Библиографический список
1. О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях : постановление Министерства труда и со-
циального развития Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 28. - М., 2003. - 21 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. По состоянию на 15 марта 2010 г. — М. : Проспект, КноРус, 2010. — 227 с.
3. Омск в цифрах «2008» : статистический сборник / Омск-стат. — Омск : 2009. — 52 с.
ПОТУДАНСКАЯ Вера Фёдоровна, доктор экономических наук, профессор (Россия), зав. кафедрой «Экономика и организация труда», декан факультета экономики и управления.
БАРАНОВ Юрий Владимирович, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и организация труда».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected];
Статья поступила в редакцию 18.03.2011 г.
© В. Ф. Потуданская, Ю. В. Баранов
УДК 65015 Д. И. ЧЕРНЯВСКИЙ
И. А. БЛИНОВА
Омский государственный технический университет
АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РФ
Проведен анализ развития торговой отрасли в Российской Федерации в условиях выхода из кризиса. Показаны ключевые проблемы отрасли и вероятные пути их решения.
Ключевые слова: торговля, малое предприятие, антикризисный менеджмент, конкурентная борьба.
Суть торговли как вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарное обращение. Экономическая теория свидетельствует: товарное обращение — неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное назначение. Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства — удовлетворение разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между предложением и спросом.
В течение длительного периода времени управлений сферой обращения в России основывалось на прямом администрировании, а роль экономических законов, присущих рыночным отношениям, игнорировалась. Общепринятые в мировой практике экономические регуляторы не использовались; планирование развития торговли основывалось на возможностях производства, а не на потребностях населения; основные показатели доводились до
торговых предприятий вышестоящими органами и были обязательны к исполнению; экономическими стимулами к расширению деятельности и улучшению обслуживания были в основном весьма умеренные премии за перевыполнение плановых заданий.
С началом экономических реформ 90-х гг. страна вступила в новый исторический этап своего развития. Главной целью современного этапа экономических преобразований, производимых в торговле, является создание благоприятных условий для деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой — требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Торговля в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики. В структуре валового внутреннего продукта торговля занимает лидирующие позиции: по итогам 2009 года доля торговли в вало-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ