Научная статья на тему 'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

АЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ЭТНОС / РЕГИОН / ИМПЕРИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мякшев Анатолий Павлович

В статье анализируются основные этапы эволюции национальной структуры региона с момента основания г. Саратова до ее радикальной трансформации в начале третьего тысячелетия. Рассматривается проблема «новых» этносов в современном развитии регионального многонационального сообщества. На примере становления системы этноконфессионального сотрудничества в Саратовском крае определяются закономерности и отличительные особенности российского «имперства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL COMPOSITION OF THE SARATOV REGION AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: THE STAGES OF FOLDING AND PROSPECTS

The article analyzes the main stages of the national structure`s evolution of the region at the beginning of the foundation of Saratov to its radical transformation at the beginning of the third millennium. The problem of «new» ethnic groups in the modern development of a regional multinational community is considered. On the example of the system`s formation of ethno-confessional cooperation in the Saratov Region, the regularities and distinctive features of the Russian «imperialism» are determined.

Текст научной работы на тему «АЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 541-548 Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2021, vol. 21, iss. 4, pp. 541-548

https://imo.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-4907-2021-21-4-541-548

Научная статья УДК 94(470.62+477.75)

Национальный состав Саратовской области в начале XXI века: этапы складывания и перспективы

А. П. Мякшев

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Мякшев Анатолий Павлович, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и историографии, myakshev@mail. ru, https://orcid.org/0000-0002-2997-2618

Аннотация. В статье анализируются основные этапы эволюции национальной структуры региона с момента основания г. Саратова до ее радикальной трансформации в начале третьего тысячелетия. Рассматривается проблема «новых» этносов в современном развитии регионального многонационального сообщества. На примере становления системы этноконфессионального сотрудничества в Саратовском крае определяются закономерности и отличительные особенности российского «имперства».

Ключевые слова: этноконфессиональное взаимодействие, национальная структура, этнос, регион, империя, межнациональные отношения

Для цитирования: Мякшев А. П. Национальный состав Саратовской области в начале XXI века: этапы складывания и перспективы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 541-548. https://doi.org/10.18500/1819-4907-2021-21-4-541-548

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

The national composition of the Saratov region at the beginning of the XXI century: The stages of folding and prospects A. P. Myakshev

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Anatoly P. Myakshev, myakshev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2997-2618

Abstract. The article analyzes the main stages of the national structure's evolution of the region at the beginning of the foundation of Saratov to its radical transformation at the beginning of the third millennium. The problem of «new» ethnic groups in the modern development of a regional multinational community is considered. On the example of the system's formation of ethno-confessional cooperation in the Saratov Region, the regularities and distinctive features of the Russian «imperialism» are determined. Keywords: ethno-confessional interaction, national structure, ethnos, region, empire, interethnic relations

For citation: Myakshev A. P. The national composition of the Saratov region at the beginning of the XXI century: The stages of folding and prospects. Izvestiya of Saratov University. History. International Relations, 2021, vol. 21, iss. 4, pp. 541-548 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-4907-2021-21-4-541-548

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

В эволюции национальной структуры Саратовского края с момента вхождения его территории в состав Московского государства можно выделить четыре основных этапа. Начальная грань первого этапа совпадает с началом формирования на громадных евразийских просторах новой империи, точнее - превращения русской Московии в огромную полиэтническую и многоконфессиональную государственно-политическую историческую общность. Территория, на которую простиралась сфера влияния кочевников

Большой Ногайской орды, куда сезонно прибывали тысячи русских для ловли рыбы и где промышляли волжские казаки, от окраинной Рязанской земли отделяло так называемое «Дикое поле», на освоение которого московскими правителями будет потрачено немало усилий и не менее столетия времени. Только укрепив волжские рубежи оборонительными линиями и крепостями в 1580-1680-х гг., правительство сделало возможным поселение на этих землях служилых людей: русских, мордвы, татар, чувашей. Сюда

же устремились и беглые: холопы и крестьяне из центральных российских районов, бежавшие от произвола помещиков, татары и мордва - от принуждения к крещению, старообрядцы - от гонений царской администрации.

Конечная грань первого этапа эволюции национальной структуры Саратовского края может быть отнесена к началу 1760-х гг., когда завершилась в основном массовая дворянская и монастырская колонизация Правобережья, а правительственная колонизация достигла своего апогея. После того как в 1734 г. на Волгу было переселено свыше тысячи семей донских казаков, в крае было образовано Волжское казачье войско, правда, просуществовавшее лишь 40 лет. Тогда же в северной части края образовался обширный ареал расселения татар, мордвы и чувашей, записанных, в конце концов, поголовно в разряд казенных крестьян. Территория Заволжья практически весь период оставалась во владении кочевников, среди которых стали выделяться калмыки. В завершение данного периода территория Саратовского края превратилась в своеобразный «перекресток», где встретились три мировые религии: христианство, ислам и буддизм.

Начало второго периода связано с правительственными указами 1760-х гг. Указ 1763 г., дававший льготы солевозчикам, усилил приток украинского населения. Украинцы-чумаки, с 1747 г. привлеченные хорошими заработками при перевозке соли с Эльтона, активно обживали южную и юго-восточную части Саратовского края. Манифест декабря 1762 г. и два указа 1763 г. создавали законодательную основу приглашения иностранцев на постоянное жительство в Российскую империю. Уже с осени 1764 г. в Саратов стали прибывать первые переселенцы из Западной Европы, а через 4 года на Волге уже было основано 106 колоний, в которых обосновались представители различных этносов и религий (католики, лютеране, реформаторы). К 1773 г. численность колонистов достигла почти 31 тыс. чел. крайне разнородной профессиональной, этнической и религиозной принадлежности. На Волге появились лютеране, католики и представители различных реформаторских религиозных учений. Чуть более половины переселенцев были крестьянами, остальные представляли, по подсчетам И. Р. Плеве, около 150 профессий, в том числе и музыканты, художники, даже химик1. Большинство переселенцев были выходцами из различных германских земель, много было швейцарцев, французов, голландцев, поляков, шведов. Приезжали на Волгу из Пруссии и Саксонии, Лотарингии и Эльзаса, Австрии и Швабии, Дании и Вестфалии, Баварии и Люксембурга, Вюртемберга и Бранденбурга, Дармштадта и Пфальца, Изенбурга и Гессена и т.д. Западноевропейский «анклав» быстро распространялся по территории Саратовского края и столь же быстро увеличивалась его численность.

Отличительной чертой второго этапа коло-

низации региона стало образование одной из наиболее крупных административных единиц Европейской России - Саратовской губернии в 1797 г. (до этого в течение 16 лет - наместничество) в составе 9 уездов, повлекшее, в свою очередь, присоединение некоторых территорий Тамбовской и Астраханской губерний, в том числе и г. Царицына. Была сформирована современная сеть городских поселений в Правобережье края, а наиболее интенсивно заселяемой частью стало Заволжье, где в начале XIX в. было всего лишь 114 селений. Правда, именно наиболее динамично заселявшиеся заволжские территории Николаевского и Новоузенского уездов по указу 6 декабря 1850 г. были переданы во вновь образованную Самарскую губернию, а третий левобережный уезд, Царевский, перешел к Астраханской губернии.

Главной же особенностью данного периода стало окончательное формирование современной национальной структуры. В 1846 г. из учтенного податного населения в количестве 1730477 чел. 74,7% (1292636 чел.) составляли русские. Великорусское население переселялось в край (в 1835-1850 гг. 21,41% общего числа переселенцев в России приходилось как раз на Саратовскую губернию) из Владимирской, Калужской, Тульской, Тверской, Московской, Тамбовской, Воронежской, Орловской, Курской, Пензенской, Рязанской, Симбирской, Нижегородской губерний. По результатам переписи 1897 г. доля русского населения выросла еще на 2% и составила 76,8%. Второй по численности национальной группой губернии, компактно проживавшей в Царицынском (Са-репта), Камышинском, Аткарском, Саратовском, Николаевском и Новоузенском уездах, стали колонисты, выходцы из стран Западной Европы, оформившиеся в особую этническую группу под этнонимом «поволжские немцы». Поволжских немцев насчитывалось 147804 чел. (8,5%) в 1846 г., по данным переписи 1897 г. их доля сократилась (в связи с территориально-административным реформированием) до 6,9%2.

К середине XIX в. на третьем месте по численности находились украинцы - 114594 чел. (6,6%), в основном переселившиеся из губерний Левобережной Украины - Полтавской, Черниговской, Харьковской. Перепись 1897 г. подтвердила прежнее место украинцев в национальной структуре губернии, преимущественно расселившихся в центральных и южных уездах края и составивших 6,2% его населения. Четвертым этносом губернии была мордва, насчитывавшая в 1846 г. 101915 чел. За период до переписи населения 1897 г. доля мордвы изменилась мало - с 5,9 до 5,2%. Пятерку этносов губернии замыкали располагавшиеся, как и мордва, в северной части Саратовского края татары, составлявшие в 1846 г 3,5% (61330 чел.), и увеличившие свою долю в 1897 г. до 3,9%. Отчет саратовского губернатора А. С. Фадеева 1846 года фиксировал представи-

тельство в крае еще одного поволжского народа -чувашей в количестве 8502 чел. (0,5%)3.

Сведения А. С. Фадеева касались также небольших этнических групп, проживавших в крае: мещеряков, крещеных калмыков, ногайцев, хивинцев, цыган, составлявших в совокупности не более 0,3% податного населения и расселившихся дисперсно, а также 650 башкир, обитавших в Но-воузенском уезде, числившихся в составе Уральского казачьего войска. Тогда же на юге Заволжской части губернии, в степях Новоузенского и Царевского уездов, появились казахи Внутренней Букеевской орды. Чуваши, башкиры, калмыки и другие немногочисленные национальные группы по переписи 1897 г. составляли в совокупности всего 1% населения4.

Пестроту, сложность и многообразие национальной структуре края придавал своеобразный этноконфессиональный состав губернского центра г. Саратов. Уже по данным 1811 г., Саратов по количеству жителей наряду с такими городскими центрами как Вильно, Казань, Тула, Астрахань, Рига, входил в шестерку наиболее крупных провинциальных городов империи5. По данным 1870 г. Саратов с его 85220 жителями вошел в десятку крупнейших городов, незначительно (всего на тысячу человек) уступая в Поволжье лишь Казани6. К 1885 г. число жителей Саратова достигло 117648 чел., а за последующие 25 лет увеличилось еще на 96850 чел. Русские составляли в городе этническое большинство: в 1897 г. их насчитывалось 121720 чел. (88,8%), к 1910 г. численность русских достигла 197910 чел. (92,3%). Поволжские немцы, после того как саратовская Немецкая слобода «превратилась» в Немецкую улицу, разместившиеся в самом центре города и пополнившие свой состав за счет пленных баварцев и ганноверцев, наряду с французами, появившимися в Саратове после Отечественной войны 1812 г., вплоть до экономического кризиса 1900-1903 гг. по праву считались вторым этносом губернского центра. В 1897 г. немцев в городе насчитывалось 8367 чел. (6,1%). Правда, экономические неурядицы начала XX в. заставили часть горожан немецкой национальности переехать в деревню, часть - эмигрировать в Америку7.

Третьим и четвертым этносами города Саратов в конце XIX в. являлись поляки, резко увеличившие свое представительство после польского восстания 1863 г. и достигшие к 1897 г. численности 1728 чел. (1,3%), и татары - 1711 чел. (1,2%). Польская и татарская общины, проживавшие в городе компактно (татарская, к примеру, - в районе бывшей саратовской татарской слободы, крупнейшего в городе Верхнего базара, и на склонах Глебучева оврага), значительно нарастят свою численность и долю в составе населения к 1910 г. и составят: поляки - 5661 чел. (2,7%); татары - 4600 чел. (2,1%)8. Украинцев в Саратове было немного: перепись 1897 г. зафиксировала всего 1159 малороссов. Украинцы предпочитали

селиться в сельской местности, а также в Покровской слободе, откуда приезжали в губернский центр работать.

Существенным отличием национальной структуры Саратова и Саратовской губернии в конце XIX в. является довольно значительная доля в составе городского населения представителей еврейского этноса (в 1897 г. евреев в Саратове насчитывалось 1293 чел. - 0,9%). Несмотря на существование пресловутой «черты оседлости», в царствование Александра II целый ряд профессиональных групп еврейского этноса (купцы первой гильдии, выпускники высших учебных заведений, ремесленники, отставные солдаты) получил право селиться «повсеместно». В Саратове действовала синагога, вокруг нее - от Цыганской улицы до Староострожной - как раз и проживали евреи. Еще одной особенностью национальной структуры Саратова было незначительное представительство коренных народов Поволжья. Лишь мордва составляла 0,3%; чувашей, калмыков, казахов, башкир, марийцев, вотяков было еще меньше. Конфессиональный состав населения Саратова, по данным переписи 1897 г., был представлен преимущественно православными (89,8%). Протестанты составляли 5,34% населения города; католики - 2,39%; мусульмане - 1,27%; иудеи -1,06%9.

Выделяемый в качестве третьего этапа эволюции этноконфессионального состава Саратовского края XX в., несмотря на грандиозность и масштабность социальных потрясений и катаклизмов, сопровождавших его историю, кардинальных изменений в национальную структуру края не внес. Радикальным изменениям подвергся лишь немецкий «компонент» данной структуры. В рамках реализации «советского проекта» наделения бывших этносов Российской империи своей собственной государственностью на территории Саратовской губернии была создана АССР Немцев Поволжья, просуществовавшая до 28 августа 1941 г. В тяжелейших и сложнейших условиях Великой Отечественной войны поволжских немцев постигла трагедия депортации. Попытка восстановить немецкую автономию и вернуть советских немцев на Волгу, предпринятая высшим советским руководством в 1980-е гг., потерпела неудачу в начале 1990-х гг.

Зато успешно реализовывался проект создания в рамках Советского Союза «новой исторической общности людей - советского народа». Благодаря реализации соответствующей национальной политики произошла интернационализация общественной жизни, в каждом из регионов СССР были созданы многоэтничные и, несмотря на официальную антирелигиозную идеологию и политику, поликонфессиональные сообщества. В Саратовской области согласно данным последней Всесоюзной переписи населения проживало 111 этносов. Русские по-прежнему численно преобладали в составе населения края:

из 2684471 чел., проживавшего в Саратовской области и зафиксированного переписью 1989 г., к русскому этносу причислили себя 2298992 чел. (85,64%). Доля украинцев составила 3,79%; казахов - 2,74%; татар - 1,97%. В первую по численности «десятку» народов региона вошли коренные поволжские этносы (мордва - 0,87%; чуваши -0,77%), белорусы (0,66%) и немцы (0,64%), а также азербайджанцы (0,40%) и евреи (0,30%)10.

Первые два десятилетия XXI в. знаменуют собой начало четвертого этапа развития национальной структуры Саратовской области, по радикализму и темпам трансформации превосходящего все предшествующие три периода эволюции этноконфессионального состава края. После распада СССР Российскую Федерацию и ее регионы, в частности Саратовскую область, постигла «этническая катастрофа»11 русских. Темпы сокращения численности русских в России (с 2002 г. по 2010 г. сокращение составило более 4 млн 870 тыс. чел.) наблюдались и в Саратовской области (если в 1989-2002 гг. на 5 833 чел., с 2 298 992 до 2 293 129 чел., то за 8 межпереписных лет с 2002 г. до 2010 г. на - 141914 чел., до 2 151 215 чел.)12 при учете их миграции из стран ближнего зарубежья в регион, естественной ассимиляции украинцев и белорусов на территории Саратовского Поволжья свидетельствуют об углубляющемся процессе этнической деградации русского народа.

Наиболее показательна в этом отношении динамика изменения национального состава сельских районов Саратовской области. Русские по переписи 2010 г. численно преобладали в 37 сельских районах области из 38. Однако районов, где доля русских превышала 90%, оказалось всего 6: Турковский (95,9%), Романовский (95,6%), Аркадакский (94,7%), Ртищевский (91,5%) Ба-лашовский (93,3%) районы - на правой стороне Волги, Духовницкий (93,0%) - на Левобережье. Лишь в 10 муниципальных районах доля русских по переписи 2010 г. оказалась выше среднего показателя по Саратовской области. Русские составляли 87,6% в составе населения благодаря преобладанию в областном центре (в Саратове перепись 2010 г. зафиксировала 91,6% русского населения) и крупных городах области. Доля русского населения в 8 левобережных районах по переписи 2010 г. оказалась значительно ниже, нежели в среднем по региону: если в Перелюбском (68,3%), Ершовском (68,3%) и Питерском (68,2%) районах разница составила почти 20%, а Озинском (66,0%), Краснокутском (63,4%) и Ровенском (58,7%) - от 21,6 до 28,9%, то в Новоузенском (53,5%) и Дергачевском (52,3%) превысила 35% и составила чуть больше половины всего населения районов. В Александрово-Гайском районе доля русских по переписи 2010 г. составила 39,9%13.

Процесс «оскудения» русского этноса имеет явную тенденцию к ускорению. В ходе полевых экспедиций по районам Саратовской области в

сентябре 2020 г. предположительно обнаружился еще один сельский муниципальный район без численного преобладания русских: по данным районной администрации, в Дергачевском районе доля русских составила 49,9%14. Наряду со стремительно развивающимся процессом сокращения населения региона (по данным Росстата на 1 января 2020 г., Саратовская область оказалась лидером по убыли населения в российских регио-нах15), процесс убывания русских в крае вызывает особую тревогу. Представляется, что основной причиной казахско-курдского конфликта, произошедшего в октябре 2020 г. в с. Тимонино Дерга-чевского района, явилась как раз потеря русскими численного преобладания в национальном составе района и практически незначительное присутствие в очаге конфликта - Тимонино. Утрата этнического преобладания послужила причиной потери роли «этнического арбитра» в межнациональных противоречиях, которая традиционно принадлежала русским.

На второе место в национальной структуре Саратовской области (это место зафиксировала уже перепись 2002 г.) выдвинулись казахи -76007 чел. (3,01%). Несмотря на то, что по абсолютным показателям численность саратовских казахов в 2010 г. увеличилась, по сравнению с 1989 г., на 2579 чел., но сократилась на 2313 чел., по сравнению с 2002 г., их доля выросла, по сравнению с 1989 г., на 0,35%, с 2002 - на 0,14%. Казахи в общероссийской национальной структуре по переписи 2010 г. замыкают первую десятку, в приграничном с Казахстаном российском регионе казахи стали первым по численности народом в Александрово-Гайском районе - 54,1%, и вторым по численности народом - в 17 районах, причем вторыми по численности народом казахи стали в левобережных районах, за исключением одного -Духовницкого16.

По итогам переписи 2002 г. казахи в Саратовской области отодвинули со второго места украинцев, доля которых за период 2002-2010 гг. сократилась с 2,53% до 1,66% (на 22315 чел.). По итогам переписи 2010 г. украинцы уступили татарам третье место и стали четвертым этносом региона. Сокращение числа представителей данного этноса (со 101832 чел. в 1989 г. до 67257 в 2002 г. и до 41942 в 2010 г., т.е. на 59881 чел.) легко объяснить естественной ассимиляцией его с русскими, однако перспективы данного процесса красноречиво свидетельствуют о набирающей силу тенденции исчезновения уникального этноса в Саратовском Поволжье в недалеком будущем. В 6 сельских районах украинцы стали вторым по численности этносом после русских, больше всего украинцев остается в правобережных Самойлов-ском (8,6%) и Калининском (6,4%) районах17.

Удельный вес татар, несмотря на сокращение, по сравнению с 2002 г., на 0,02%, по итогам переписи 2010 г. составляет 2,10% - 52884 чел. Это третий показатель среди этносов Саратовской об-

ласти. В целом приведенные цифры соответствуют общероссийским показателям: в процентном отношении татары в Российской Федерации -вторые, украинцы - третьи. Татары в Саратовской области являются вторым этносом в областном центре (1,8%), в пяти правобережных районах (Петровском - 8,8%; Базарно-Карабулакском -8,2%; Хвалынском - 5,8%; Новобурасском - 3,9%; Воскресенском - 2,5%) и трех райцентрах: Пугачеве (6,5%), Энгельсе (2,7%) и Красноармейске (1,5%). Доля татар в Дергачевском районе составила 18,4%18.

Замыкают пятерку наиболее многочисленных этносов Саратовской области армяне - 23841 (0,95%), увеличившие свое представительство в регионе за постсоветский период почти в 4 раза и ставшие вторым по численности этносом в четырех сельских районах, причем их доля в Балтайском районе достигла 9%. Одной из особенностей национальной структуры Саратовской области является более высокий, по сравнению с общероссийскими показателями, удельный вес азербайджанцев - 0,59% (14868 чел.) по переписи 2010 г. Если в России они находятся в самом начале второй десятки наиболее многочисленных этносов, то в Саратовской области - шестые, причем в Аткарском районе азербайджанцы стали вторым по численности этносом после русских - 2,4%19.

Число чувашей в регионе в 2002-2010 гг. уменьшилась на 3695 чел. и составила 0,5% (12261 чел.), а численность мордвы - на 5606 и стала равной 10917 чел. (их доля в национальном составе губернии - 0,44%). По сравнению с переписью 2002 г., чуваши поменялись местами с мордвой и стали седьмым этносом губернии, мордва соответственно - восьмым. Чуваши стали вторым по численности после русских этносом в Вольском районе, а мордва - третьим в Петровском (8%) и Хвалынском (3,7%). В Саратовской области продолжает уменьшаться количество белорусов, в 2002-2010 гг. сокращение составило 4186 чел. Белорусами в регионе себя идентифицируют по результатам переписи 2010 г. 8489 чел. (0,34%)20. Являясь шестнадцатым по численности этносом России и девятым в Саратовской области, белорусы имеют устойчивую тенденцию уже через 5-10 лет стать немногочисленным в количественном отношении этносом региона.

Десятку наиболее многочисленных этносов Саратовской области замыкают немцы. Утратив все надежды на воссоздание своей государственности в данном регионе, российские немцы покидают его довольно быстрыми темпами. С 17068 в 1989 г. количество немцев сократилось до 12093 в 2002 г. и до 7579 чел. - в 2010 г. За четверть века сокращение российских немцев составило 9489 чел., т.е. 55%. В сельских районах Саратовской области, бывших некогда кантонами АССР Немцев Поволжья, немцы проживают в основном дисперсно: в Марксовском районе (бывшем Марксштадтском кантоне) немцы - третий по

численности этнос (3,2%); в Красноармейском (Бальцерском) - третий (1,8%); Ровенском (Зель-манском) - пятый этнос (2,6%)21.

Этнические потери населения Саратовской области в постсоветский период активно замещались северокавказским и среднеазиатским этническим компонентом. Так, по переписи 1979 г. общее число чеченцев, лезгин, аварцев, табасаранцев, даргинцев, кумыков в Саратовской области было всего 3489 чел., то через 10 лет - 15739, в 2002 г. -18051 чел.. Несмотря на активные миграционные потоки в 2002-2010 гг., численность представителей данной группы этносов ниже 15 тыс. чел. не опустилась - 15 198, а чеченцы (5738 чел.) и лезгины (5245 чел.) стали одиннадцатым и двенадцатым соответственно этносами края. Причем чеченцы стали вторым по численности этносом в Екатериновском районе (2,1%) и третьим - в Новоузенском районе (1,4%), а лезгины - четвертым в Федоровском (1,4%) и Самойловском (0,7%) районах. Численность узбеков и таджиков увеличилась с 3234 в 1989 г. до 3608 в 2002 г. и 4595 чел. в 2010 г.22

Самым крупным событием в процессе изменения национального состава Саратовской области в постсоветский период стало появление на ее территории этносов, прежде вообще не представленных в национальной структуре российского населения (в границах РСФСР и РФ). Речь идет о курдах-мусульманах (в материалах переписи 2010 г. число проживающих в Саратовской области представителей курдского этноса составляет 2851 чел. и езидов - 1352 чел.), мигрировавших в регион вследствие обострения межэтнических противоречий в Центральной Азии и Казахстане. Результаты полевых исследований дают основание предположить, что количество курдов-мусульман, проживающих на территории Саратовской области, к настоящему времени приблизилось к 5 тыс., а езидов - к 2 тыс. чел. Вряд ли соответствуют реальности как утверждения исследователей, что «с 1991 года в Саратовскую область прибыло более девяти тысяч курдов»23 либо что «за последние 20 лет в область прибыло более 10 тысяч курдов»24, так и предположения лидеров курдской общины о том, что в регионе разместилось не менее 15-20 тыс. курдов-мусульман. В то же время бесспорно появление на территории Озинского, Перелюбского, Ершов-ского, Дергачевского и Краснокутского районов значительных и компактных ареалов расселения курдов-мусульман. В Озинском районе, где, по официальным сведениям, в 2020 г. проживали 1422 курда-мусульманина, а по мнению лидеров курдской общины и того больше - 1,5 тыс. чел., курды составили этническое большинство в поселке Северном Балашинского муниципального образования и поселке Карепанов Ленинского муниципального образования (далее - МО). В крупном поселке Синегорский курды превосходят по численности русских в 1,7 раза, а казахов -

в 3,8 раза; в местной школе учащиеся курдской национальности составляют 77%, а в младшем звене обучаются исключительно курды. В Дер-гачевском районе курды сосредоточились в двух селах Демьясского муниципального образования: в старинном русском с. Новоросляевка, в котором перепись 2010 г. зафиксировала всего 535 жителей, проживают не менее 350 членов курдских семей (в местной школе в 2020 г. обучались 55 детей, из них 44 курда, 11 учащихся - русские и казахи), а в селе Тимонино - не менее 400 чел. курдской национальности. Предположительно в Дергачёвском районе может проживать около 750 курдов-мусульман25.

В Перелюбском районе больше всего курдов разместилось в поселках Целинный и Новый Целинного МО - 235 чел. Их количество составляет не менее 40% среди учащихся местной школы. Всего предположительно в Перелюбском районе проживают не менее 800 чел. курдской национальности, и, вероятно, в ближайшем будущем курды станут вторым этносом района: по состоянию на сентябрь 2020 г. 65,1% (1115 чел.) учащихся Пере-любского района - русские; 17,9% (308 чел.) - курды; 6,6% (113 чел.) - казахи; 5,7% (98 чел.) - башкиры. В Ершовском районе, где перепись 2010 г. фиксировала проживание 309 курдов, а по данным районной администрации в 2019 г. число курдов выросло до 401 чел., в одном Перекопновском МО сосредоточились 252 курда-мусульманина. В настоящее время больше всего курдов в Красно-кутском районе проживает в четырех селах Логи-новского МО (всего 485 представителей курдского этноса), а селах Рудня (188 курдов-мусульман) и Дьяконовка (90 чел. курдской национальности) курды удерживают этническое большинство. Из 191 учащегося Логиновской школы в 2020/2021 учебном году 114 чел. представляют курдскую общину, а среди 47 детей детского сада «Золотой ключик № 25» с. Константиновка 21 ребенок -русский, 15 - курды. Учитывая данную динамику, следует предположить, что в течение последующего десятилетия курды могут стать устойчивым этническим большинством Логиновского МО26.

Всероссийские переписи отдельно учитывают езидов, исповедующих езидизм (йезидизм) и большей частью противопоставляющих себя курдам-мусульманам. В советские годы в паспорте в графе «национальность» указывали «езиды». Евросоюз 1 мая 2002 г. своим решением признал езидов этноконфессиональной группой, отличной от курдов-мусульман. Перепись 2010 г. зафиксировала проживание в Саратовской области 1352 езидов, поселившихся в основном в двух районах области: Ртищевском и Саратовском. По данным полевых исследований, в Ртищевском районе увеличивается численность езидской общины, которая уже по переписи 2010 г. по численности (357 чел.) и доле в составе населения (0,6%) занимала 3-е место в районе. По подсчетам лидеров местной езидской общины, к настоящему времени

численность езидской общины в Ртищевском районе достигла 450 чел., и езиды стали вторым этносом района. Проживание езидов фиксируется не только в Ртищевском районе и селах Саратовского района (больше всего в Клещевке - не менее 40 семей), но и в областном центре и Энгельсе, Татищевском, Лысогорском, Вольском, Красно-кутском районах27.

В самом начале XXI в. в Саратовской области расселились дунгане. По данным районной администрации, в Ровенском муниципальном районе в июне 2017 г. проживали 1175 дунган, больше всего в Привольненском МО - 676 чел. В ходе полевых экспедиций, неоднократно работавших в местах компактного проживания дунган, установлено, что в Ровенском муниципальном районе сосредоточилось около 2 тыс. дунган, а численность дунганского этноса в пределах Саратовской области может достигать 2 020 чел. Очевидно, что Ровенский район за 20 последних лет превратился в самое крупное в России место компактного проживания дунганского этноса. В с. Привольном - центре муниципального образования - к настоящему времени в составе населения, по официальным данным, стали преобладать дунгане. К настоящему времени дунгане твердо удерживают этнический численное превосходство в с. Привольное: 825 дунган составляют 75% жителей села, общее количество которых достигает 1 100 чел.28

Село Привольное является своеобразным «символом» свершающейся в настоящее время стремительной и радикальной трансформации национальной структуры Саратовской области. В бывшем немецком селе Варенбург, где до сих пор возвышается монументальная, прекрасно сохранившаяся немецкая кирха, разместились ки-таеязычные дунгане-мусульмане и построен мусульманский молельный дом. Напротив кирхи располагается школа, здание которой было построено более 100 лет назад немецкими колонистами и в которой 72% учащихся уже сейчас составляют дети дунган. В школе всего 140 учащихся, из них русских - 18, дунган - 101, представителей иных этносов - 21. В первом классе в 2020 г. из 30 учащихся обучалось 24 ребенка дунганской национальности29. Ровенская дунганская община в настоящее время, по оценкам самих дунган, объединяет большую часть дунган, проживающих в 30 российских регионах. Можно предположить, что миграция дунган в Саратовскую область после отмены пандемических ограничений может принять валообразный характер. Причиной этому могут послужить события 7 февраля 2020 г. в с. Масанчи Кордайского района Жамбылской области, в которых пострадали многие родственники ровенских дунган.

Таким образом, в основе сложных и противоречивых демографических процессов, стремительно развивающихся в Саратовской области в начале XXI в., лежат продолжающееся сокраще-

ние численности русского этноса, «угасание» этнического присутствия славянского компонента в лице украинцев и белорусов, этническое «оскудение» коренных поволжских народов (татар, мордвы, чувашей), этнический «исход» российских немцев. Параллельно этим процессам происходит нарастание, прежде всего, в левобережной части региона исламского компонента: вторым этносом губернии стали казахи, на Волге появились дунгане, а в приграничных районах с Казахстаном все более ощутимым становится присутствие курдов. Убыль населения в Саратовской области, приобретающая в последнее время угрожающие масштабы, частично компенсируется миграцией в регион представителей северокавказских (чеченцы, лезгины, табасаранцы) и закавказских (армяне и азербайджанцы) этносов.

Эволюция национальной структуры Саратовской области, в которой огромная и изобилующая ресурсами территория на Волге на протяжении четырех веков колонизовалась и осваивалась многонациональным и поликонфессиональным сообществом, является убедительным доказательством того, что оптимальной формой существования российского социума может считаться «имперство». Представляется, что трактовка имперской формы социальной организации как системы агрессии вовне страны и по отношению к ее гражданам как модели объединения населения страны деструктивной идеей защиты от внешних врагов и присоединения новых территорий является явным упрощением. Именно такой подход начисто лишает имперскую идею позитива и направлен на ускорение начавшегося в конце 1980-х гг. процесса разрушения и оскудения Российского государства. Реформаторы 1990-х гг. усматривали в «советской империи» некую разновидность колониальной империи, которая якобы была призвана за счет выкачивания ресурсов из зависимых территорий обеспечить себя средствами для модернизации метрополии. Выстраивание модели, в которой роль метрополии выполняет Москва, а все остальные российские регионы вынуждены становиться ее колониями, имеет те же мировоззренческие основы. Между тем Россия никогда не являлась колониальной империей, здесь периферия (и в советское время тоже) всегда жила за счет «метрополии», точнее - Центра.

В России «имперство» - это идея этнокон-фессионального сожительства, сотрудничества, общности, поскольку в отличие от европейской истории, изобилующей попытками завоевать друг друга, в России преимущественно колонизовались просторы и пространство, а не народы. «Имперство» в России - это диалог культур, этносов, конфессий, в конечном счете, диалог цивилизаций. Уникальность Саратовского края состоит в исторической неповторимости процесса развития, сотрудничества, взаимопроникновения цивилизационных потоков - русского, исламского,

западноевропейского. Народы всегда видели в империи надежный рычаг спасения и сохранения их идентичности. В Саратовской области перепись 2010 г. зафиксировала проживание представителей 133 этносов. На территории края представлены не только мировые религии - православие, ислам, католичество, протестантизм, иудаизм, буддизм, но и такие уникальные конфессии, как езидизм. Сохранение и приумножение этого эт-ноконфессионального богатства и разнообразия, на наш взгляд, является главным условием и средством формирования российской нации и объединяющего всех россиян чувства гражданской идентичности.

Примечания

1 См.: Плеве И. Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века. 2-е изд. М. : Готика, 2000. С. 129-130.

2 См.: БулычевМ.В. Этапы и проблемы колонизации Саратовского Поволжья во второй половине XVI - первой половине XIX веков // Народы Саратовской области : потенциал развития : учебное пособие для учителей, преподавателей, студентов, сотрудников муниципальных органов власти / под ред. А. П. Мякшева, А. П. Зуева. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 38.

3 Там же.

4 Там же. С. 39.

5 См.: Миронов Б. Н. Русский город в 1740-1860-е годы : демографическое, социальное и экономическое развитие. Л. : Наука, 1990. С. 26.

6 См.: Булычев М. В., Зайцев М. В. Численность и социальный состав населения Саратова в конце XVIII -середине XIX века (по данным административно-полицейского учета) // История и историческая память : межвузовский сборник научных трудов / под ред. А. В. Гладышева. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2013. Вып. 7-8. С. 116-117.

7 См.: Шрамкова О. В. Отражение этнической картины Саратовской губернии в населении города Саратова (вторая половина XIX-XX вв.) // Народы Саратовской области : потенциал развития : учебное пособие для учителей, преподавателей, студентов, сотрудников муниципальных органов власти. С. 46-49.

8 Там же. С. 50.

9 Там же. С. 51-52.

10 См.: Национальный состав и владение языками, гражданство. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года : Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. Саратов, 2012. С. 111-199.

11 См.: ПеченевВ. А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003) : Исторические свидетельства и размышления участника событий. М. : Норма, 2004. С. 59.

12 См.: Национальный состав и владение языками, гражданство. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года... С. 111-199.

13 Там же.

14 См.: Мякшев А. П. Этническая карта Саратовской области в конце первого двадцатилетия XXI века : учебное пособие. Саратов : Саратовский источник, 2020. С. 236.

15 Саратовская область стала лидером России по убыли населения. URL: https ://www. vzsar.ru/news/2020/02/02/ saratovskaya-oblast-stala-Hderom-rossii-po-ybyH-naseleniya.html (дата обращения: 10.07.2021).

16 См.: Национальный состав и владение языками, гражданство. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года... С. 111-199.

17 Там же.

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же.

21 Там же.

22 Там же.

23 Барышная Н. А. Новые этнические группы в Саратовской области : конфликтогенное измерение.

URL: http://www.valerytishkov.ru (дата обращения: 10.07.2021).

24 Лиценбергер О. А. Национальная политика в муниципальных образованиях Саратовской области // Этнопа-норама. 2016. № 3-4. С. 12.

25 См.: Зуев А. П., Мякшев А. П. Курды в Саратовском Поволжье : судьба и перспективы // Народы Саратовской области : потенциал развития : учебное пособие для учителей, преподавателей, студентов, сотрудников муниципальных органов власти. С. 283-284.

26 Там же. С. 284-286.

27 Там же. С. 293-294.

28 Зуев А. П., Мякшев А. П. Дунгане на Волге // Народы Саратовской области: потенциал развития : учебное пособие для учителей, преподавателей, студентов, сотрудников муниципальных органов власти. С. 301302.

29 Там же. С. 308.

Поступила в редакцию 25.06.2021, после рецензирования 28.06.2021, принята к публикации 30.06.2021 Received 25.06.2021, revised 28.06.2021, accepted 30.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.