УДК: 7.072.5 + 7.071.1 +7.041.5
Е. В. Нестерова
Атрибуция портрета молодого человека кисти А. В. Маковского из Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Статья посвящена изучению портрета кисти А. В. Маковского из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и установлению личности изображенного. Автор доказывает, что на портрете родной брат художника Константин Владимирович Маковский, в будущем известный архитектор, сыгравший заметную роль в создании архитектурного облика нашего города.
Ключевые слова: атрибуция; портрет; семья Маковских; К. В. Маковский
Elena Nesterova Attribution ofthe Young Man's Portrait Painted by Alexander Makovsky from the State Museum of History of St Petersburg
The article is devoted to the attribution of the portrait made by Alexander Makovsky. The author proves the sitter to be Konstantin Makovsky, the youngest son of the famous genre painter and blood brother of Alexander Makovsky, a well-known architect in the future, who played a significant role in creating the architectural appearance of our city.
Keywords: attribution; portrait; Makovsky family; Konstantin Vladimirovich Makovsky
В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится эффектный и представительный портрет молодого человека (холст, масло, 107,2x80,6). Юноша присел на стул в непринужденной позе, с зажатой в пальцах правой руки сигариллой и небрежно засунутой в карман левой рукой. Приятный внешне, с ухоженными руками и маникюром, в темном жилете, из кармана которого свисает золотая цепочка от часов, пиджаке, чей теплый черный цвет контрастирует с белым холодным оттенком манжет и воротника рубашки, в галстуке, модных полосатых брюках, он выглядит импозантным и уверенным в себе. Портрет имеет подпись и дату: «А. Маковскш 1892». Как авторство, так и дата изображения не вызывают сомнений в подлинности.
Портрет поступил в музей от потомков художника в 1968 г. и числился в инвентаре как «Портрет Ю. Маковского». С этим названием картина была воспроизведена в альбоме-каталоге «Живописный портрет XVIII - начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга» [2, с. 98] и вошла в государственный каталог музейного фонда страны. Однако в известной династии Маковских, где буквально все ее члены имели отношение к искусству, не было мужчин с таким инициалом имени, что заставило внимательно вглядеться в изображение и предпринять попытку новой атрибуции.
Наталья Константиновна Маковская1, из наследия которой происходит портрет, приходилась родной племянницей его автору, Александру Владимировичу Маковскому (1869-1924), что давало определенные гарантии и надежду правильно определить, кто же послужил моделью для портрета. Да и фамильное сходство в чертах лица изображенного с членами семейства Маковских читалось очень явственно. Человек на портрете, несомненно, принадлежал этой фамилии. Достаточно сравнить его внешность с лицом на автопортрете Александра Маковского, исполненном спустя три года, в 1895 г. (частное собрание). Форма головы, ушей, носа, цвет и фактура волос очень похожи, модная на рубеже веков страсть к курению у этих молодых людей тоже общая. Художественные задачи решаются схоже в обоих произведениях. Они достаточно
крупного формата, созданные образы по-мужски сдержанны, отвечают классической традиции, сохранявшейся в реалистическом портрете второй половины XIX столетия. Эти полотна хорошо соотносятся друг с другом и могли бы висеть рядом, на одной стене
(ил. 1, 2).
Кем же является этот еще очень молодой, но старающийся казаться взрослым юноша на загадочном портрете? Опираясь на имеющуюся дату - 1892 г., сравнив с известными портретами всех членов семьи Маковских, мы пришли к выводу, что на полотне изображен Константин Владимирович Маковский (1871-1926), младший сын «столпа передвижничества» Владимира Егоровича Маковского и родной брат автора произведения Александра Владимировича. Константин Владимирович Маковский является отцом дарительницы портрета, и трудно предположить, что прежняя владелица не знала, кто на нем изображен. Возможно, какая-то ошибка произошла в процессе его передачи на музейное хранение. Скорее всего, буквы «К» и «Ю» были перепутаны или, точнее, при оформлении документов из-за особенностей почерка бывшей хозяйки произведения инициал оказался прочтен неправильно.
Портрет создавался еще очень молодым живописцем, но это отнюдь не умаляет его профессиональных качеств и, безусловно, высокого уровня исполнения работы. Автору, Александру Маковскому, на тот момент двадцать три, он всего на два года старше позировавшего ему брата. К этому моменту Александр уже окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у И. М. Прянишникова, В. Д. Поленова, а также у своего отца В. Е. Маковского. Позади два года стажировки во Франции в мастерской Фернана Кормона. Портрет был написан после возвращения из Парижа, где, помимо знакомства с французской живописью, всегда отмечавшейся русскими мастерами за высокие живописные достоинства, Александр Маковский тесно общался со своим дядей Константином Егоровичем Маковским, имевшим там мастерскую для работы в осенне-зимний период, когда в Петербурге было мало света и солнца. Парижский шик, виртуозность кисти, декоративность колорита, к которым в это
время начинает тяготеть Александр Маковский, его особый интерес к портрету демонстрируют увлечение живописью родного дяди на этом этапе творческого развития даже в большей степени, чем искусством французов, к которым он приехал учиться. Темный красновато-коричневый, будто мерцающий фон, который мягко оттеняет фигуру молодого человека, обогащая колористическое звучание портрета, явно навеян живописными приемами Константина Маковского.
В Государственном Русском музее хранится другой портрет Константина Владимировича, исполненный в 1886 г. его отцом В. Е. Маковским (ил. 3). Хотя на нем модель на шесть лет младше, чем на портрете А. В. Маковского из Музея истории Санкт-Петербурга, нет никаких сомнений в том, что на обоих изображен один и тот же юноша. Правда, если отец видит в нем еще почти мальчика, постепенно взрослеющего на его глазах, то на портрете, исполненном старшим братом, Константин чувствует себя совсем взрослым, и это подчеркивают его франтоватый внешний вид, поза и аксессуары. Волнистые волосы и характер прически, пухлые губы, прямой нос при этом хорошо узнаются. Владимир Маковский ставил перед собой задачу исполнить портретный этюд, что подчеркнуто небольшими размерами изображения (24x19). Художник зафиксировал состояние модели в конкретный момент, он передал живой и заинтересованный взгляд мальчика, скрытую энергию напряженного тела. Александр Маковский пишет портрет-картину (107,2x80,6), где запечатлен представитель новой эпохи - Серебряного века. Образ получился несколько меланхоличный, расслабленный, чуть загадочный. Юноша о чем-то задумался, он смотрит прямо на зрителя, но при этом, кажется, глубоко погружен в себя. Он еще не знает, что ждет его впереди.
В 1892-м, когда был исполнен портрет, Константину Владимировичу исполнился 21 год. Это был важный этап в его биографии. Он, как ранее старший брат, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончит с малой серебряной медалью в 1895 г., после чего продолжит обучение в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств,
но не на живописном, а на архитектурном отделении. Дальнейшее становление будущего архитектора пойдет достаточно успешно. В 1897 г. «за отличные познания в искусстве и науках» он был «удостоен звания художника-архитектора... с присвоением... права на чин X класса при поступлении на государственную службу и с предоставлением постройки» [1, л. 8 об.]. Константин Владимирович дважды получал правительственные награды: орден Св. Станислава III степени в 1905 г. и орден Св. Анны III степени в 1912 г., имел чин статского советника. В 1898 г. К. В. Маковский был причислен к канцелярии обер-прокурора Священного синода сверх штата и в 1901-1903 гг. работал над проектом постройки Черниговской духовной семинарии. Практически одновременно (в 1901 г.) он начал преподавать в Институте гражданских инженеров императора Николая I, а в 1914-м назначен архитектором Исаакиевского кафедрального собора. К. В. Маковский много проектировал и строил в Петербурге-Петрограде. Это детский приют на станции Разлив, клиника детских болезней при Петропавловской больнице (набережная реки Карповки, 4), приют для женщин в память И. П. Лесникова на улице Союза Печатников, 26 (левый корпус), клиника внутренних болезней имени А. В. Кокорева при Женском медицинском институте на улице Льва Толстого, 6 (дворовый корпус), ряд доходных домов. В советскую эпоху в 1924-1926 гг. К. В. Маковский работал на Волховстрое.
Жизнь героя портрета оказалась сравнительно недолгой, к тому же пришлась на непростое время в истории нашей страны, но тем не менее Константин Владимирович смог реализоваться в профессии как архитектор, значимый для нашего города. Он уверенно поддержал традиции и высокий уровень творческих достижений своей фамилии. На портрете кисти старшего брата Александра Маковского К. В. Маковский изображен в начале жизненного и творческого пути. Его образ лишен глубинного психологизма, он скорее типичен, чем остро индивидуален, но зато при взгляде на изображение хорошо чувствуется дух времени, эпоха, которую по-своему представляли как автор произведения, так и его модель. Проделанная атрибуция дает возможность обогатить музейную
информацию и экспонировать портрет, вписав его в историю династии художников Маковских и культурную жизнь Петербурга -Петрограда - Ленинграда.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Н. К. Маковская (1903-1968) - искусствовед, художник-реставратор. В 1928-1938 гг. работала реставратором в Государственном Русском музее, участвовала в экспедиции по копированию фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. После Великой Отечественной войны руко-водила живописно-реставрационной мастерской в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина [3, с. 230].
БИБЛИОГРАФИЯ
1. РГИА. Ф. 797. Оп.69, отд. 1, ст. 1, 1899. Ед. хр. 40 б. Канцелярия обер-прокурора Синода.
2. Живописный портрет XVIII - начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга : альбом-каталог. СПб. : [б. и.], 2005.
3. Художники Маковские : альбом / авт. вступ. ст. П. Климов ; сост. каталога и биографий Н. В. Большакова.СПб. : Palace Edition-Graficart, 2008. (Альманах / Русский музей; вып. 216.)
1.А.В. Маковский. Портрет К. В. Маковского. 1892. Холст, масло. 107,2x80,6. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Ранее считался портретом Ю. Маковского
2. А. В. Маковский. Автопортрет. 1895. Холст, масло. 120*85. Частное собрание
З.В.Е. Маковский. Портрет К. В. Маковского, младшего сынахудожника. 1896. Дерево, масло. 24* Государственный Русский музей