Научная статья на тему 'Об отделе научной экспертизы реставрационного центра имени грабаря'

Об отделе научной экспертизы реставрационного центра имени грабаря Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
553
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВХНРЦ / ЭКСПЕРТИЗА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА МУЗЕЕВ / THE GRABAR ART CONSERVATION CENTER / EXPERTISE / SCIENTIFIC ARTWORKS EXAMINATION / MUSEUMS RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Киселева Анна Рудольфовна

Статья посвящена организации, истории и современной деятельности отдела научной экспертизы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Главное направление работы отдела это исследование произведений изобразительного искусства, определение их подлинности и принадлежности к художественным школам и отдельным мастерам. С 1965 г. проведена экспертиза около 35 тысяч произведений. В статье приведены примеры экспертизы работ А.П. Боголюбова, И.И. Левитана, А.М. Васнецова, С.К. Зарянко, И.А. Владимирова, В.Е. Маковского, В.И. Шухаева, представленных на выставке «Век ради вечного» (Москва, 2018), посвященной 100-летию ВХНРЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Киселева Анна Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Department of scientific examination of the Grabar Art conservation Center

The article is about the organization, history and modern activities of the Department of scientific artworks examination of The Grabar Art conservation Center. The main direction of the department’s work is the study of works of art, the determination of their authenticity and belonging to art schools and individual masters. Since 1965, the department carried out an examination of about 35 thousand works. The article provides examples of the examination of the works by A.P. Bogolyubov, I.I. Levitan, A.M. Vasnetsov, S.K. Zaryanko, I.A. Vladimirov, V.E. Makovsky, V.I. Shukhaev, presented at the exhibition «A Century for the Eternal» (Moscow, 2018) dedicated to the 100th anniversary of The Grabar Art conservation Center.

Текст научной работы на тему «Об отделе научной экспертизы реставрационного центра имени грабаря»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.011 УДК 7.072.5 / 069.8 "ВХНРЦ"

ОБ ОТДЕЛЕ НАУЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РЕСТАВРАЦИОННОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ ГРАБАРЯ

Киселева Анна Рудольфовна Заведующая отделом научной экспертизы, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. Россия, г. Москва. arkiseleva@list.ru

Аннотация

Статья посвящена организации, истории и современной деятельности отдела научной экспертизы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. Главное направление работы отдела — это исследование произведений изобразительного искусства, определение их подлинности и принадлежности к художественным школам и отдельным мастерам. С 1965 г. проведена экспертиза около 35 тысяч произведений. В статье приведены примеры экспертизы работ

A.П. Боголюбова, И.И. Левитана, А.М. Васнецова, С.К. Зарянко, И.А. Владимирова,

B.Е. Маковского, В.И. Шухаева, представленных на выставке «Век ради вечного» (Москва, 2018), посвященной 100-летию ВХНРЦ.

Ключевые слова: ВХНРЦ, экспертиза, научно-исследовательская работа музеев.

Библиографическое описание для цитирования:

Киселева А.Р. Об отделе научной экспертизы Реставрационного центра имени Грабаря // Искусство Евразии. - 2018. - №4(11). - С. 164-170. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.011. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1214115/22/

Отдел научной экспертизы является неотъемлемой частью Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря и органично вписан в столетнюю историю организации. Первые технологические экспертизы живописных произведений были проведены в ВХНРЦ в 1956 году. В конце 1960-х годов сформировалась концепция комплексной технико-технологической и историко-искусствоведческой экспертизы живописи и графики, а также заложены ее теоретические и практические основы, распространенные в дальнейшем на другие профильные центры страны. Начало работам было положено в научно-исследовательском отделе (НИО), далее в лаборатории техники живописи в рамках НИО, позднее переименованной в отдел экспертизы и выделившейся из НИО в самостоятельную структуру.

Работа эксперта интересна и чрезвычайно насыщенна. Сотрудники отдела обладают бесценным опытом ежедневного многолетнего научного исследования

произведений и одним из самых больших банков эталонов. Всего к настоящему времени сделано около 35 тысяч экспертиз произведений живописи и графики.

Отдел работает для физических и юридических лиц в сотрудничестве с физико-химическим отделом, рентгеновской лабораторией, реставрационными отделами и связан тесными профессиональными оперативными контактами с коллегами в стране и за рубежом.

На юбилейной выставке «Век ради вечного» (Москва, 2018) было представлено восемь произведений с краткими аннотациями. Все работы поступили в Центр из частных собраний. Они прошли полный комплекс исследований. Методом сравнительного анализа с эталонным материалом было установлено или подтверждено авторство, определены сюжеты и личности портретируемых, выдвинуты или подтверждены датировки, в отдельных случаях выявлены особенности художественных методов авторов, прослежены истории бытования произведений.

Рис. 1. Зарянко С.К Портрет А.С. Танеева. 1854. Холст, масло. 83,8 х 63,8 (овал). Частное собрание. Фото ВХНРЦ.

В самой ранней из представленных на выставке картин (рис. 1) экспертом Анной Бахромкиной было подтверждено авторство Сергея Константиновича Зарянко, и определена иконография портрета Александра Сергеевича Танеева — государственного деятеля, действительного тайного советника, члена Государственного совета. По стилистическим и технологическим признакам подтверждена дата, имеющаяся на полотне, — 1854 год. Портрет является авторским повторением произведения, хранящегося в Государственном Русском музее и выполненного на год раньше экспертируемого, в 1853 году. На нем А.С. Танеев представлен как государственный деятель в мундире члена Государственного совета. Несмотря на более камерный замысел экспертируемого портрета, он несет в себе черты строгого и немного суховатого академического стиля. Эксперт также проследил выставочный и научный провенанс произведения. В частности, исследуемый портрет экспонировался в 1958 году на выставке «Русский портрет XVIII — XX вв.», проходившей в залах Научно-исследовательского музея Академии художеств, и вошел в каталог выставки.

Рис. 2. Боголюбов А.П. Прачки на берегу моря. 1870-е (до 1976 г.) Холст, масло. 45,5 х 71. Частное собрание. Фото ВХНРЦ.

Рис. 3. Боголюбов А.П. Фекан. Строительство дамбы. 1870-е. Холст, масло. 45,2 х 73,3. Частное собрание. Фото ВХНРЦ.

Мощным виртуозным исполнением привлекают внимание зрителей два пейзажа Алексея Петровича Боголюбова (рис. 2, 3), созданные им во Франции в 1870-е годы, в период наивысшего творческого расцвета художника. Эксперт Наталья Игнатова, кроме подтверждения подлинности картин и времени их создания, уточнила выставочный провенанс картины «Прачки на берегу моря». Эта работа экспонировалась на пятой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1876-77 гг. Тогда же в газете «Голос» от 26 апреля 1876 года картину оценивали как лучшую среди работ Боголюбова.

Рис. 4. Левитан И.И. Лунный вечер. 1892 г. Холст, масло. 49 х 61. Частное собрание. Фото ВХНРЦ.

В картине «Лунный вечер» автором данной статьи (эксперт Анна Киселева) было подтверждено авторство Исаака Ильича Левитана (рис. 4), а также установлено изображенное место — дом Ларионовых в деревне Городок Владимирской губернии, в которой художник жил с середины мая до начала декабря 1892 года. Известна фотография 1892 года, где Левитан сидит на ступенях крыльца этого дома. Эта же дача была изображена с противоположной стороны в картине художника «На даче в сумерки» из Ярославского художественного музея. Проведенные исследования позволили более точно датировать картину из Ярославля 1892 годом. В музее она датируется 1890-ми годами. Были отмечены определенные особенности творческого метода художника, выраженные в существенных переделках тональной гаммы в пределах заданной композиции. (К сожалению, картину не удалось представить на выставке, но материалы исследований вошли в каталог).

На выставке «Век ради вечного» необычно представлено творчество Апполинария Михайловича Васнецова (рис. 5), младшего брата Виктора Михайловича. Экспертом Ириной Геращенко были подтверждены авторство Васнецова А.М., время создания — 1907 год, трактован неожиданно редкий для художника сюжет картины «Декамерон», а также рассказано о взаимосвязи даты создания работы с другими творческими событиями в жизни автора. Так, дата 1907 год совпадает с получением художником первой премии Московского архитектурного общества за проект доходного дома П.Н. Перцова. Однако заказчик отдал предпочтение проекту художника и архитектора С.В. Малютина. Экспертируемая картина, поступившая на исследование от потомков Перцова, видимо, в 1907 году была заказана и приобретена П.Н. Перцовым у А.М. Васнецова в знак некоей творческой и материальной компенсации за отказ от его проекта.

Рис. 5. Васнецов А.М. Декамерон. 1907. Холст, масло. Рис. 6. Владимиров И.А.

71 х 84,5. Частное собрание. Фото ВХНРЦ. Автопортрет в шинели и кивере.

Конец 1900-х — начало 1910-х. Холст, масло. 38,3 х 28. Частное собрание. Фото ВХНРЦ.

Рис. 7. Маковский В.Е. Пасхальное приношение бедным. 1914. Картон, смешанная техника. 26,5 х 36. Частное собрание. Фото ВХНРЦ.

Рис. 8. Шухаев В.И. Портрет В.В. Стасова. 1956 г. Холст, масло. 100 х 79,5. Частное собрание. Фото ВХНРЦ.

Автором статьи, экспертом Анной Киселевой, установлено, что «Портрет военного в кивере» является костюмированным автопортретом художника Ивана Алексеевича Владимирова (рис. 6). Вероятно, при работе над автопортретом художник использовал постановочные фотографии с собственным изображением в различных костюмах и театральных позах. Выдвинута предположительная датировка концом 1900-х — началом 1910-х годов.

В графической работе Владимира Егоровича Маковского (рис. 7) эксперт Дарья Сергеева подтвердила авторство художника, дату создания — 1914 год, уточнила название — «Пасхальное приношение бедным», нашла воспроизведение экспертируемой работы в дореволюционной периодической печати. В Пасхальном журнале «Огонек» от 6(19) апреля 1914 года эта работа опубликована как иллюстрация к рассказу А. Кондратьева «В ночь на светлую заутреню». Работа является вариантом картины художника «Посещение бедных» 1874 года, хранящейся в Государственной Третьяковской галерее.

Интересна экспертиза Натальи Шишкиной, подтвердившей подлинность картины Василия Ивановича Шухаева (рис. 8), поступившей в работу как «Мужской портрет». Эксперт установил, что на портрете изображен художественный критик Владимир Васильевич Стасов. Дата — 1956 год, стоящая на полотне, связана с 50-летней годовщиной со дня смерти Стасова, что было отмечено установлением мемориальной доски в Ленинграде на доме, где жил критик, и выпуском почтовой марки с его портретом кисти Репина. С этой датой логично связать выполнение Шухаевым заказа.

Следует обратить внимание, что формулировка «подтверждено авторство и время создания» подразумевает не только визуальное впечатление о подлинности произведений, а методичное сопоставление стилистических и технологических данных работ с эталонным материалом в процессе иконографического, стилистического, микроскопического, рентгенографического анализа, исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении, анализа фактуры живописной поверхности. Важно, что

подтвержденные произведения перешли в статус эталонов и существенно пополнили базу ВХНРЦ. Кроме того, некоторые ранее известные специалистам работы впервые были всесторонне исследованы, что обогатило наши знания о творчестве выдающихся русских художников.

Статья поступила в редакцию 30.10.2018 г.

The Art Of Eurasia №4(11) • 2018

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.011

ABOUT DEPARTMENT OF SCIENTIFIC EXAMINATION OF THE GRABAR ART CONSERVATION CENTER

Kiseleva Anna Rudolfovna

Head of Department of scientific artworks

examination, The Grabar Art conservation

Center.

Russia, Moscow. arkiseleva@list.ru

The article is about the organization, history and modern activities of the Department of scientific artworks examination of The Grabar Art conservation Center. The main direction of the department's work is the study of works of art, the determination of their authenticity and belonging to art schools and individual masters. Since 1965, the department carried out an examination of about 35 thousand works. The article provides examples of the examination of the works by A.P. Bogolyubov, I.I. Levitan, A.M. Vasnetsov, S.K. Zaryanko, I.A. Vladimirov, V.E. Makovsky, V.I. Shukhaev, presented at the exhibition «A Century for the Eternal» (Moscow, 2018) dedicated to the 100th anniversary of The Grabar Art conservation Center.

Keywords: The Grabar Art Conservation Center, expertise, scientific artworks examination, museums research work.

Bibliographic description for citation:

Kiseleva A.R. About Department of scientific examination of the Grabar Art conservation Center. Iskusstw Evrazii - The Art of Eurasia, 2018, No. 4(11), pp. 164-170. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.011. Available at: https://readymag.com/u50070366/1214115/22/ (In Russian)

Received: October 30, 2018.

Abstract

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.