Искусство Евразии. 2023. № 3 (30). С. 120–127. ISSN 2518-7767 (online)
Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2023, (3), pp. 120–127. ISSN 2518-7767 (online)
Краткое сообщение
УДК 76:7.035+7.072.5
DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.03.009
К вопросу об атрибуции гравированного «Портрета Д.А. Ровинского» работы В.Е. Маковского: тайна изображения на полях оттиска
Визиряка Александра Сергеевна
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена одному из примеров научно-исследовательской работы Приморской государственной картинной галереи с предметами музейных коллекций — атрибуции гравированного «Портрета Д.А. Ровинского», выполненного В.Е. Маковским. Ключевым элементом, требовавшим изучения, была ремарка на полях оттиска, изображение ребенка. В результате источниковедческого исследования, привлечения историко-биографических сведений, сравнения данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, Одесского художественного музея, Государственного музея Л.Н. Толстого, архивной работы установлено, кто именно изображен в дополнении к портрету и при каких обстоятельствах, а также исправлена ранее принятая атрибуция этого графического произведения.
Ключевые слова: графика В.Е. Маковского, портрет Д.А. Ровинского, атрибуция, портрет, ремарка, изображения на полях, офорт, оттиск, гравюра
Для цитирования: Визиряка А.С. К вопросу об атрибуции гравированного «Портрета Д.А. Ровинского» работы В.Е. Маковского: тайна изображения на полях оттиска // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 3 (30). С. 120–127. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.03.009. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1032.
Short communications article
On the attribution of the engraved “Portrait of D.A. Rovinsky” by V.E. Makovsky: the mystery of the image in the margins of the print
Alexandra S. Viziryaka
Primorye State Art Gallery, Vladivostok, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to one of the research cases of the Primorye State Art Gallery with objects of museum collections, namely the attribution of the engraved “Portrait of D.A. Rovinsky” made by V.E. Makovsky. The key element that required clarification was a remark in the margins of the print, the image of a child. As a result of source research, the involvement of historical and biographical information, comparison of data from the State Catalog of the Museum Fund of the Russian Federation, the Odessa Art Museum, the State Museum of L.N. Tolstoy, archival work, it was established who exactly is depicted in addition to the portrait and under what circumstances. Accordingly, the previously accepted attribution of this graphic work has been corrected. This is significant for the museum's accounting documentation, the unified state database of museum objects of the Russian Federation and provides important information for future research in the field of art.
Keywords: graphics by V.E. Makovsky, portrait of D.A. Rovinsky, attribution, portrait, remark, images in the margins, etching, print, engraving
For citation: Viziryaka, A.S. (2023) ‘On the attribution of the engraved Portrait of D.A. Rovinsky by V.E. Makovsky: the mystery of the image in the margins of the print’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (3), pp. 120–127. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.03.009. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1032. (In Russ.)
© Визиряка А.С., 2023
Введение
Атрибуция как процесс определения авторства, датировки и описания произведения искусства — важный этап в научно-исследовательской деятельности музейных специалистов, во многом определяющий интерпретацию работы. Задача усложняется, если предметы не содержат подписи автора или указания на время создания. Найти ключи, ведущие к ответам на многочисленные вопросы, позволяют литературные источники, архивные документы, исторические данные, зафиксированные в рукописях. Тем не менее атрибутировать изображение, установить автора, датировку не всегда представляется возможным. Особенно это сложно, если речь идет о дополнительных изображениях, таких как ремарки на полях гравюры, — они часто не связаны с основным рисунком. Тем больший интерес они представляют как предмет изучения, как, в нашем случае, изображение на полях гравированного «Портрета Д.А. Ровинского» работы В.Е. Маковского. В целях атрибуции этой части произведения проведено исследование с опорой на метод источниковедения и описательный метод, сравнительный анализ сведений из каталогов с архивными данными. В результате установлено, кто именно изображен на полях гравюры и при каких обстоятельствах. Это позволило дать и точное наименование, и корректное описание произведения, что важно для учетной документации музея, базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и составляет важную информацию для будущих исследований в области искусства.
Атрибуция гравированного «Портрета Д.А. Ровинского» и ремарки на полях
Гравюры, полученные путем оттиска ранее созданного на разных материалах (дерево, линолеум, металл) изображения, являются важным источником информации о художнике и его творческом пути. Но их атрибуция осложняется тем, что с одной пластины могло быть изготовлено огромное количество копий не только раннего, но и позднего периода (i). Гравюры могут быть скопированы или перепечатаны многократно, что затрудняет определение первоначального автора. Более того, они могут быть созданы несколькими авторами, когда один художник создает изображение, а другой — переносит на пластину. В других случаях мастера создают оттиски, копирующие их собственные оригинальные живописные работы. Так, Владимир Маковский создал гравированный портрет Д.А. Ровинского на основе своего выполненного ранее живописного портрета. В таких случаях необходимо учитывать возможные изменения и дополнения в процессе работы самого художника, проводить более тщательное исследование для определения авторства и датировки [1].
Обратимся к творческому наследию Владимира Егоровича Маковского, особенно в части гравировки. С 1884 года он увлеченно работал в этой технике — сам создавал и печатал гравюры, а также воспроизводил свои живописные произведения в печатной графике. Этим его произведениям свойственны живая точность образов, психологическая острота их черт, гибкость линий, лаконичность и одновременно яркая выразительность рисунка. Самый известный альбом гравюр Маковского вышел в свет в 1887 году [2]. Большинство из них были созданы на украинскую тему и посвящены быту селян. В сюжетно-тематических работах «Пастух», «Крестьянский мальчик», «Старик» и других художник пытается не только передать зрителю внешнее сходство, но и раскрыть индивидуальность изображаемых людей и фигур, тщательно подбирает жесты, удачно компонует аксессуары. Легкий штрих сухой иглой точно подчеркивает объем, светотеневую моделировку и пространство [3].
Важнейшие работы В.Е. Маковского в период с 1880 по 1890-е годы — это произведения, выполненные в портретном жанре. В основном это изображения близких, родных или знакомых людей. В коллекции Приморской государственной картинной галереи находится гравированный «Портрет Д.А. Ровинского» руки В.Е. Маковского, поступивший из Государственного Русского музея в 1982 году (рис. 1).
Рис. 1. В.Е. Маковский. Портрет Д.А. Ровинского (с оригинала автора) с ремаркой. 1896. Бумага, офорт. Л.: 46,1 × 34,8. И.: 28,5 × 21,5. Поступил в 1982 г. из ГРМ. Оттиск-1961 (согласно официальному письму от ГРМ исх. №1057/2 от 12.04.2023). Приморская государственная картинная галерея. Инв. КП-1290, Г-628
На портрете Дмитрий Александрович предстает как мудрый пожилой человек с чуть насмешливыми глазами. Он изображен на фоне книг, больших папок с гравюрами и эстампами, народными росписями, потешными листами (лубочным искусством). Спокойное лицо с двумя вертикальными морщинами на переносице выражает раздумья и состояние внутренней сосредоточенности на любимом занятии [4]. Эта гравюра, выполненная с живописного портрета Ровинского 1894 года, — одна из немногих графических работ, созданных Маковским путем точного превращения больших полотен в графику. Однако на оттиске мы можем видеть дополнение в левом нижнем углу — небольшое изображение ребенка. В ходе исследования предстояло выяснить, кто запечатлен на полях гравюры и что означает эта ремарка.
Сделаем терминологическое отступление: ремарка в гравюре — это небольшое по размеру изображение на полях, часто не связанное с сюжетом гравюры. Конец XVIII – начало XIX века стали расцветом графики и новых поисков в данном направлении изобразительного искусства. На полях гравюр появились рисунки, ремарки. Первые из них, как правило, не имели связи с основным изображением и были чисто вспомогательными — их художник наносил с помощью сухой иглы для того, чтобы отточить мастерство перед нанесением основного рисунка или сделать пробное изображение. Но позже художники намеренно выполняли рисунок, так или иначе связанный с автором или портретируемым. Делался он также сухой иглой: очевидно, это было своеобразной пробой материала и инструмента или отдыхом от работы над основным изображением [5].
Обратимся к личности портретируемого. Дмитрий Александрович Ровинский (1824–1895) — известный деятель, юрист, ученый, крупнейший коллекционер своего времени, исследователь и издатель книг о старинной графике [6]. Он родился 16 августа 1824 года в семье московского пристава Александра Павловича Ровинского и дочери Анны Ивановны Мессинг, лейб-медика Екатерины II. Дворянское происхождение Дмитрия Александровича известно по многим литературным источникам. Семья Ровинских состояла из девяти человек, у самого Дмитрия было пять братьев и четыре сестры. Ему предстояло прославить свой род и стать одним из передовых людей своего времени. Д.А. Ровинский был и сенатором, участвовал в составлении судебной реформы 1864 года, и искусствоведом, и почетным членом Императорской Академии художеств и наук, и страстным собирателем гравюр и лубочных графических листов, и исследователем народных росписей. А главное — Дмитрий Александрович автор многотомных изданий, посвященных лубочному делу, мастерам гравирования и их произведениям. В то время коллекционеров графики в России было немного, а собирателей живописи и графики с серьезными задачами и четкими целями — еще меньше.
Благодаря трудам Д.А. Ровинского до нас дошли редкие оттиски гравюр и русские лубки, где мы можем наблюдать изображения царей и знаменитостей; мы имеем энциклопедические сведения о граверах и иконописцах Российской империи. Ни один серьезный труд по истории русского искусства или истории книгопечатания не обходится без ссылок на произведения Д.А. Ровинского. И Владимир Маковский был хорошо знаком с коллекционером. Для «Подробного словаря русских граверов XVI–XIX вв.», изданного Ровинским в 1895 году, художник выполнил портрет живописца Льва Жемчужникова (ii). Как известно, свои первые графические работы Владимир Егорович создал под руководством графика Л.М. Жемчужникова (iii), и в 1887 году вышел альбом «12 офортов В.Е. Маковского».
Вопрос о том, кто же изображен на полях гравюры (рис. 2), до недавних пор оставался загадкой. Первоначальная версия основывалась на трактовке самого понятия «ремарка»: было принято считать, что, возможно, образы портретируемого и девочки на полях никак не связаны.
Рис. 2. Изображение на полях оттиска гравюры В.Е. Маковского
В ходе работ с оттисками гравюр В.Е. Маковского в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации и в электронных каталогах других музеев были найдены сведения Одесского художественного музея, где интересующая нас работа имела наименование «Портрет Д.А. Ровинского с бюстом дочери Ани Маковской» (iv). Подобный же оттиск находим и в каталоге Государственного музея Л.Н. Толстого (v), и в описании вновь есть информация о том, что на ремарке изображена дочь художника В.Е. Маковского.
Эти сведения противоречили биографии художника В.Е. Маковского. В 23 года художник женился на А.П. Герасимовой, с которой у них было двое сыновей — Александр и Константин. Кстати, старший сын, Александр Владимирович Маковский (1869–1924), продолжил художественные традиции отца, став известным живописцем и графиком. Он был членом Товарищества передвижных художественных выставок, академиком и профессором Императорской Академии художеств. Младший сын стал архитектором. В 1898 году жена художника Анна Петровна умирает. Вскоре он женится еще раз, на певице Ольге Андреевне Макаровой, от брака с которой у них появляется на свет дочь Елена. Но дочери Анны у Владимира Егоровича не было, имя «Анна» нигде не фигурировало — следовало дальше изучать биографию самого художника.
В ходе работы с архивными документами, связанными с именем В.Е. Маковского, найдена биографическая справка, составленная Л.Я. Тыптарёвой на некую Анну Дмитриевну Стен (рис. 3), которая была художницей Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской с 25 декабря 1946 года по 27 ноября 1952 года. Родилась она в Санкт-Петербурге в 1896 году, ее мать, Елена Владимировна — дочь художника В.Е. Маковского — умерла в 1942 году в Ленинграде.
Рис. 3. Биографическая справка на А.Д. Стен, составленная Л.Я. Тыптарёвой
Так было установлено, что в виде ремарки на полях гравюры была изображена не дочь, а внучка художника В.Е. Маковского — Анна Дмитриевна Стен в возрасте до года. Она была художником-реставратором, специализирующимся на древнерусском искусстве. Училась в Государственном институте истории искусств, участвовала в гастролях по Чернигову и Новгороду, создавала копии фресок «Архангел Уриил» из церкви Спаса в Нередице, «Илья-пророк» из Спасо-Преображенской церкви на Ковалёве. В 1933 году Анна Стен была арестована и осуждена за пропаганду религиозных взглядов. В лагерях она провела значительную часть своей жизни, более десяти лет. С конца декабря 1946 года Анна Стен работала художником в Новгородских специальных научных реставрационно-производственных мастерских [7].
Выводы
Итак, установлено, что на полях гравированного портрета Д.А. Ровинского В.Е. Маковский изобразил свою внучку — А.Д. Стен. Год создания гравюры — 1896, известен по оригинальной подписи слева, выполненной рукой самого художника. Годы жизни внучки Маковского, Анны: 1896–1952. Следовательно, ремарка с изображением ребенка была создана, когда Анне Стен не было еще и года. Учитывая, что годы жизни Д.А Ровинского — с 1824 по 1895 г., Владимир Маковский выполнил гравюру после смерти портретируемого.
По итогам исследования на заседании атрибуционного совета Приморской государственной картинной галереи в 2022 году принято решение ввести правильное наименование работы — «Портрет Д.А. Ровинского (по живописному оригиналу художника Маковского В.Е) с ремаркой изображения внучки Анны Маковской» 1896 г.
Примечания
(i) Резцовая гравюра // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре [сайт]. 2016. URL: https://iskusstvoed.ru/2016/11/29/rezcovaja-gravjura/ (дата обращения: 12.02.2023).
(ii) В.Е. Маковский. Портрет Л.М. Жемчужникова (1893) // Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации [сайт]. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=1719147 (дата обращения: 15.02.2023).
(iii) Лев Михайлович Жемчужников (1828–1912) — русский живописец и график, мемуарист, член «Общества аквафортистов» (1869–1870).
(iv) Каталог графики и скульптуры в коллекции Одесского художественного музея // Одесский художественный музей [сайт]. URL: http://ofam.od.ua/pdf/grafikaohm.pdf (дата обращения: 12.02.2023).
(v) В.Е. Маковский. Портрет Д.А. Ровинского (1896) // Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации [сайт]. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22259635 (дата обращения 10.02.2023).
Список источников
1. Александрова Н.И. Русская гравюра XVIII — начала ХХ века. Очерки по истории и технике гравюры. М.: Изобразительное искусство, 1987. 688 с.
2. Выставка русской гравюры XVIII — начала ХХ века : путеводитель / Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Л.: [б. и.], 1979. Б. п.
3. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1895. 577 с.
4. Запека О.А., Степанова Е.О. Дмитрий Александрович Ровинский: этапы жизненного пути выдающегося русского коллекционера и мецената // Вопросы культурологии : сборник научных трудов кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры. Выпуск 4 (XIV). М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2020. С. 59–66.
5. Гусельникова Н.А. Новое в атрибуции портрета К. Маковского «Портрет М.А. Бутиной» // Третьи искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов науч.-практ. конф. Барнаул: Алтайский дом печати, 2010. С. 43–47.
6. Гусельникова Н.А. Произведения представителей династии Маковских (К.Е. Маковского, В.Е. Маковского, А.В. Маковского) в собрании ГХМАК // Четвертые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов ХII всероссийской науч.-практ. конф. / науч. ред. Л.Г. Красноцветова-Тоцкая. Барнаул: Алтайский дом печати, 2011. С. 98–104.
7. Шестимиров А.А. Забытые имена: русская живопись XIX века : альбом. М.: Белый город, 2004. 480 с.
References
1. Alexandrova, N.I. (1987) Russian engraving: 18th to the early 20th century. Essays on the history and technique of engraving. Moscow: Izobrazitel'noye iskusstvo, 1987. (In Russ.)
2. Anon. (1979) Exhibition of Russian engravings of the 18th – early 20th centuries. Leningrad: s.n. (In Russ.)
3. Rovinsky, D.A. (1895) Detailed dictionary of Russian engraved portraits. Saint Petersburg: Imperial Academy of Sciences. (In Russ.)
4. Zapeka, O.A. and Stepanova, E.O. (2020) ‘Dmitry Aleksandrovich Rovinsky: stages of the life path of an outstanding Russian collector and patron of the arts’, in Questions of cultural studies: Collection of scientific works of the Department of Slavic studies and cultural studies of the Institute of Slavic Culture, Issue 4. Moscow: Kosygin Russian State University, pp. 59–66. (In Russ.)
5. Guselnikova, N.A. (2010) ‘New in the attribution of the portrait of M.A. Butina by K. Makovsky’, in Third art criticism Snitkovskie readings [Collection of materials]. Barnaul: Altayskiy dom pechati, pp. 43–47. (In Russ.)
6. Guselnikova, N.A. (2011) ‘Works of representatives of the Makovsky dynasty (K.E. Makovsky, V.E. Makovsky, A.V. Makovsky) in the collection of the GHMAK’, in Krasnotsvetova-Totskaya, L.G. (ed.) Fourth art criticism Snitkovskie readings [Collection of materials]. Barnaul: Altayskiy dom pechati, pp. 98–104. (In Russ.)
7. Shestimirov, A.A. (2004) Forgotten names: Russian painting of the 19th century. Moscow: Bely Gorod. (In Russ.)
Информация об авторе:
Визиряка Александра Сергеевна, младший научный сотрудник, Приморская государственная картинная галерея, Владивосток, Российская Федерация, [email protected].
Information about the author:
Alexandra Sergeevna Viziryaka, Junior Research Fellow, Primorye State Art Gallery, Vladivostok, Russian Federation, [email protected].
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 17.07.2022; одобрена после рецензирования 17.08.2023; принята к публикации 19.08.2023.
The article was received by the editorial board on 17 July 2022; approved after reviewing on 17 August 2023; accepted for publication on 19 August 2023.