Научная статья на тему 'АТРИБУЦИЯ НЕКОТОРЫХ СИБИРСКИХ КОЛОКОЛОВ НА ПРИМЕРЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ'

АТРИБУЦИЯ НЕКОТОРЫХ СИБИРСКИХ КОЛОКОЛОВ НА ПРИМЕРЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
КОЛОКОЛ / ДЕКОР КОЛОКОЛА / АТРИБУЦИЯ КОЛОКОЛОВ / КОЛОКОЛА СИБИРИ / КОЛОКОЛОЛИТЕЙНЫЙ ЗАВОД «П. И. ГИЛЁВА СЫНОВЕЙ»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Талашкин Алексей Владимирович

Вопрос атрибуции колоколов сибирского литья в условиях нехватки информации как о самих производствах, так и о выпускаемой продукции, представляет собой проблему. В статье рассматривается сходство отдельных декоративных элементов колоколов, отлитых предположительно на заводе тюменских купцов Гилёвых. Предположения, основанные на сопоставлении иконных изображений, дополняются данными химического анализа колоколов. Поставлен вопрос о создании базы фотографических изображений колоколов сибирского литья, которая поможет атрибутировать изделия неизвестных мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTRIBUTION OF SOME SIBERIAN BELLS ON THE EXAMPLE OF COMPARISON OF SEPARATE DECORATIVE ELEMENTS

The issues of attribution of the bells of Siberian casting when there isn't enough information about the manufacturers themselves and their products is a topical problem. The article tells about similarities of some decorative elements of the bells cast supposedly in the plant of the Ghilevs, the merchants from Tumen. The suppositions based on comparison of the icons are supplemented by the data of chemical analysis of the bells. The creation of a database of photographic images of the bells of Siberian casting is being considered, which will enable to attribute the works of unknown craftsmen.

Текст научной работы на тему «АТРИБУЦИЯ НЕКОТОРЫХ СИБИРСКИХ КОЛОКОЛОВ НА ПРИМЕРЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ»

УДК 745.04 Б01: 10.36945/2658-3852-2020-3-23-29

А. В. Талашкин

АТРИБУЦИЯ НЕКОТОРЫХ СИБИРСКИХ КОЛОКОЛОВ НА ПРИМЕРЕ СОПОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Во все времена колокольные мастера старались украсить колокол, выразить свою любовь к Церкви, проявив при этом и всё своё мастерство. Поначалу это были простые надписи, после появились орнаменты и иконные изображения, в оформлении колоколов стали использовать цвет металла. Колокол должен был отражать Горний мир не только в звуке, но и даже в своём облике. Поэтому и появлялись на колоколах и виноградные лозы, и диковинные травы, двуглавые орлы, фантастические птицы, кентавры, раки, человеческие фигурки... И, конечно, лики святых и ангелов.

Анализ элементов декоративного оформления сибирских колоколов дореволюционного литья является одной из актуальных проблем, связанных с их атрибуцией (авторство большинства колоколов неизвестно или требует уточнения). Задача фиксации внешнего вида колоколов, их веса и сведений об отливке ставилась ещё до революции, когда описание этих изделий предлагалось включить в истори-ко-статистическое описание церквей [Историко-статистическое описание, 1901, с. 118-124], однако не везде необходимые сведения вносились в описи. Одна из более поздних попыток была предпринята специалистами Сибирского центра колокольного искусства (СЦКИ), которые предложили собственный вариант схемы для современных исследователей [Васильев, Шульц, 2014, с. 168-190].

История о трёх сибирских херувимах, а точнее об одном, но отлитом на трёх колоколах, началась в 2013 году [Талашкин, 2017, с. 75-83], когда во время одной из поисковых экспедиций в селе Чингис Ордынского района Новосибирской области был обнаружен фрагмент небольшого по размеру колокола. Нашли его приезжие копатели, что любят бродить по берегам Оби вблизи старинных сибирских поселений. Виктор Андреевич Васильев, начальник технического отдела СЦКИ, разговорился с группой копателей, рассказал историю чингисского храма, историю многолетних поисков колоколов. Через несколько часов копатели передали ему случайно обнаруженный и не представлявший для них интереса осколок. Так у нас появился очень интересный артефакт с первым херувимом (Фото 1).

© Талашкин А. В. , 2020 г.

Фото 1.

Он представляет собой совсем небольшой осколок средней части малого зазвонного колокола с изгибом, по которому при желании можно определить диаметр изделия; на внешней стороне виден фрагмент изображения херувима -голова, нимб и крыло с характерными штрихами-перьями. Ни на одном из всех известных нам изображений херувимов, отлитых на колоколах, подобные штрихи-перья не встречались. Химический состав осколка вместо классического 80 % меди и 20 % олова показал недовес меди - 72,15 %, уменьшенное содержание олова - 16,8 %, добавление цинка - 7,9 %, а также примеси свинца - 2,34 %, железа - 0,66 %, и никеля - 0,15 %. Тогда это показалось нам необычным; мы ещё не знали, что такое соотношение металлов в колокольной бронзе характерно для производства завода тюменских купцов Гилёвых, отливавших колокола для церквей, строящихся в районе Сибирской железной дороги. Эти колокола лились по государственной программе в конце XIX - начале XX вв. из стреляных артиллерийских гильз [Положение, 1900, с. 10], отсюда и такое необычное для классического колокольного состава сочетание.

Время шло, зацепок никаких не было, а узнать, конечно, хотелось, кто автор этого колокола, чей херувим отлит. Сибирский ли? Привезенный? Спустя два года в рамках исследования сибирских колоколов мы проводили архивную работу и изучали сохранившиеся колокола на церковных колокольнях в Иркутске, старинном сибирском духовном центре и центре колокольного литья, единственном сибирском городе, где до революции находилось два тысячепудовых колокола. В процессе исследования стало известно, что в Иркутске долгое время увлекался собиранием колоколов и колокольчиков известный художник Владимир Тетень-

кин. Личность незаурядная, колокола он начал собирать ещё в 1950-х. Все двести экспонатов своей богатой коллекции (церковные колокола и поддужные колокольчики) он развесил на лиственничной балке своей мастерской один над другим. Часто гости, приходившие к художнику, зная о его увлечении, сами несли ему всё новые и новые находки. В 1983 году художнику понадобились средства, и он всё-таки решил расстаться с накопленным богатством. Колоколами заинтересовался Томский краеведческий музей, но иркутские музейщики не дали увезти их из Иркутска, выкупив всю коллекцию [Колокола остановили на вокзале, 2016]. К сожалению, подробными сведениями о собранных Тетенькиным колоколах и, что представляет особый интерес, о географии находок, иркутский музей не располагает. Однако среди экспонатов, хранящихся в фондах Иркутского областного краеведческого музея, нашелся второй колокол с херувимом, на крыльях которого красовались всё те же характерные чёрточки-перья.

Пятнадцатилетний опыт изучения колоколов тюменских купцов Гилёвых позволил собрать подробные сведения о производстве этой самой крупной в Сибири династии колокольных мастеров, атрибутировать их колокола. Значительная их часть также не имеет подписей, и, строго говоря, их следовало бы именовать «предположительно гилёвскими», но за это время определять гилёвское авторство мы научились с высокой долей вероятности. Более двадцати элементов декора, орнаментов, шрифтов, иконных изображений сведены в отдельную картотеку [Крейдун, Талашкин, 2019, с. 163-180]. Иркутский херувим оказался из таких - предположительно гилёвских (Фото 2). Об этом свидетельствуют форма колокола, цвет металла, маточник, уши, вырезанная штихелем надпись, обозначающая вес, и лента узнаваемого орнамента. Стандартная надпись «Лит в заводе П. И. Гилёва сыновей в Тюмени» на данном изделии отсутствует, но другие признаки указывают на то, что колокол гилёвский. Кроме того, измерение химического состава колокольной бронзы показало следующее соотношение: медь -69,52 %, олово - 19,96 %, цинк - 8,65 %, свинец - 2,62 %, железо - 0,7 %, никель -0,08 %. Обнаруженный состав не только характерен для тюменского колокольного литья, но и сходен с чингисским осколком.

Подобные факты позволяют установить определённые связи между колокольными мастерами и заказчиками. Иркутск, как уже было сказано, являлся одним из центров сибирского колокольного литья, примерно в этот период в городе действовал мастер Иннокентий Горшешников, и появление тюменских колоколов в регионе может говорить как об их качестве, так и о деятельности фирм, доставляющих колокола по Сибири. Так, в период с 1904 по 1907 год в «Иркутских епархиальных ведомостях» регулярно публиковалась реклама челябинского доставителя Ксенофонта Андреевича Соколова [Прибавления, 1904, с. 555], своего рода дилерской фирмы купцов Гилёвых.

Фото 2.

Прошло ещё три года, и мы подали в Фонд президентских грантов проект «Вернём колоколу голос». Суть его заключается в отливке копий 22 разбитых колоколов Сибири. Поскольку значительная часть списка - уникальные и нигде более не встречающиеся экспонаты, то и сравнить их звучание просто не с чем, они не имеют известных эталонных звуковых образцов. Мы проводили комплексное исследование колоколов, включающее в себя 3Б сканирование, определение химического состава, фотографирование, снятие слепков декоративных элементов.

География проекта была определена следующим образом: от Тюмени до Иркутска, от Новосибирска до Бийска. Исследование в Тюмени пошло не по плану, поскольку один из зазвонных колоколов с отбитой губой и уникальным орнаментом, колокол очень высокого уровня литья и тоже с херувимом, только другим, с более детально проработанными перьями на крыльях и с барельефным, более объёмным ликом, бесследно исчез с чердака одного из храмов. Помочь найти пропажу вызвался руководитель Информационного отдела Тюменской митрополии священник Григорий Мансуров, который связался с заведующим иконописными реставрационными мастерскими и иконописной школой Тобольской духовной семинарии иереем Виталием Ведерниковым, который собирает предметы церковной старины и теоретически мог увезти колокол в епархиальную коллекцию. Священник В. Ведерников сообщил, что колокол из Тюмени не брал, и в доказательство прислал фото экспоната, имеющегося в его реставрационной мастерской. Это был действительно другой колокол, на котором, однако, оказался уже знакомый нам херувим с характерными штрихами-перьями (Фото 3).

Этот третий колокол не подписан. Авторство доподлинно неизвестно. Орнамент редкий, по Сибири нигде не встречался, но херувим тот же самый.

Химический состав мог бы как-то помочь прояснить картину, но в Тобольске нет такого оборудования, а доехать туда со своим прибором мы пока не смогли. На производство Гилёвых не похоже. Если в Иркутске всё складывалось в пользу тюменского литья, то здесь принципиально иная картина.

Фото 3.

Какие можно сделать предварительные выводы? Возможно, тюменские купцы увидели на каком-то колоколе херувима, сняли копию и начали отливать на своих колоколах. Теоретически такое было возможно, и технически это реализовать совсем не трудно. Использовали ли колокольные мастера копии украшений с колоколов своих коллег? Очень даже легко и часто. Не исключено, что Гилёвы первыми отлили такого херувима, и это уже у них кто-то скопировал изображение. Не исключено также, что и третий колокол - тоже гилёвского литья. Да, он не похож на те, что нам встречались до сего дня. Но Гилёвы, как уже упоминалось, - самая крупная династия колокольных мастеров в Сибири, существовавшая почти два века и включавшая более двадцати колокольных мастеров и владельцев. До революции в Тюмени у Гилёвых было три колокольных завода, и мы ещё далеко не всё знаем об их производстве. Всего год назад нам удалось обнаружить на подписанном Гилёвыми колоколе орнамент, который до этого времени не встречался нам за пятнадцать лет целенаправленной поисковой работы.

Попытка простого сопоставления двух изображений (чингисского и иркутского) путём наложения двух фотографий в графическом редакторе с 50 % прозрачностью (Фото 4, слева в цвете - фрагмент чингисского осколка, справа - в черно-белом варианте - иркутский) позволяет сделать вывод о сходстве пропорций и общей стилистики работы резчика, однако нельзя сказать, что изображения

идентичны. Так, на чингисском образе, в отличие от иркутского, имеются сросшиеся брови и более густые волосы, ниспадающие на лоб. В то же время образы имеют точное пропорциональное совпадение по линии нимба, глаз, абрису головы и крыльев. Характерное сходство имеет стилистическое решение перьев как на расправленных, так и на сложенных крыльях. Таким образом, можно сделать предположение, что мы имеем дело с работой одного резчика, создавшего очень близкие изображения. Технологически клише с иконными изображениями изготавливались профессиональными мастерами, а потом воплощались в восковых моделях, которые и отливались на колоколах. Обычно резчики изготавливали сразу несколько вариантов. На иркутском колоколе отлито четыре херувима, все они близки по размеру, но неодинаковы. Это можно объяснить тем, что при массовом производстве для ускорения процесса подготовки декоративных элементов необходимо было вырезать сразу несколько клише, а резчик не мог и, возможно, не желал полностью повторять иконные изображения.

Фото 4.

Ещё раз подчеркнём: на данный момент сопоставление декоративных элементов является одним из основных методов атрибуции сибирских колоколов невыясненного авторства. Особый интерес представляют факты использования идентичных декоративных элементов при украшении колоколов у сибирских литейщиков и мастеров из центральной части России. Уже известно о таких парах: Иркутск - Нижний Новгород, Тюмень - Уфа, Тюмень - Ярославль [ПМА, 2010-2020]. Дальнейшую работу, на наш взгляд, необходимо продолжать в области создания базы детальных фотографий высокого разрешения, содержащей все

декоративные элементы с их обмерами, что послужит делу атрибуции колоколов невыясненного авторства.

Библиография

Васильев, В. А., Шульц, И. Р. К вопросу паспортизации колоколов и колоколен // Православный колокольный звон: прошлое, настоящее, будущее : сб. трудов 2-й Междунар. науч.-практ. конф. - Москва : Колокольный звон, 2014. -С. 168-190.

Историко-статистическое описание церквей, приходов и школ Енисейской епархии // Енисейские епархиальные ведомости. - 1901. - № 4. Отд. неоф. -С. 118-124.

Колокола остановили на вокзале [электронный ресурс] // Baikalinfo. -2016. - 24 марта. URL: http://baik-info.ru/kolokola-ostanovili-na-vokzale (дата обращения 06.06.2020).

Крейдун, Ю. А., Талашкин, А. В. Декоративное оформление колоколов тюменского завода «П. И. Гилёва сыновей» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2019. - Вып. 35. - С. 163-180.

ПМА - Полевые материалы автора. Наблюдения и материалы экспедиций в Сибири и Вологодской области, 2010-2020 гг.

Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги на средства фонда имени Императора Александра III к январю 1900 года // Томские епархиальные ведомости. - 1900. - 15 ноября. - № 22. Отд. неоф. - С. 10.

Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. - 1904. - № 23. - С. 555.

Талашкин, А. В. Чингисские колокола: поиски и находки // Культурное наследие России. - 2017. - № 2. - С. 75-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.