Научная статья на тему 'Декоративное оформление колоколов тюменского завода "П. И. Гилёва сыновей"'

Декоративное оформление колоколов тюменского завода "П. И. Гилёва сыновей" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОКОЛ / ГИЛЁВ / КОНДАКОВ / КОЛОКОЛА В СИБИРИ / ДЕКОР КОЛОКОЛА / ЦВЕТ МЕТАЛЛА / ОРНАМЕНТ / BELL / GILYOV / KONDAKOV / BELLS IN SIBERIA / DECOR OF THE BELL / METAL COLOUR / ORNAMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крейдун Георгий Александрович, Талашкин Алексей Владимирович

Статья посвящена декоративному оформлению колоколов тюменского завода «П. И. Гилёва сыновей». Купцы Гилёвы крупнейшая в Сибири династия колокольных мастеров, на протяжении 200 лет отливавшая колокола для всего региона. На данный момент обнаружены 50 атрибутированных колоколов Гилёвых и 25 колоколов предположительно гилёвского производства. Работы завода отмечены наградами на международной и всероссийской промышленной выставках, а также благодарностью государя императора Николая II. Декоративное оформление изделий представлено широким спектром типичных орнаментов, вариативно сочетающихся при оформлении разных групп колоколов. Наиболее богато украшены крупные колокола, где при декорировании использовались орнаментальные фризы, профессионально изготовленные иконные изображения, надписи. В статье определены временные периоды в развитии художественного оформления колоколов, поставлены вопросы заимствования декоративных элементов других производителей, наиболее характерные обнаруженные декоративные элементы систематизированы и поименованы. Особое внимание уделяется вопросу цветового решения фрагментов или всего изделия целиком. Атрибуция сибирских колоколов представляет серьезную проблему, поскольку большинство из сохранившихся изделий не подписаны авторами. Приведенные в статье фотографии декоративных элементов завода тюменских купцов Гилёвых позволяют не только получить представление об оформлении изделий, но и атрибутировать вновь обнаруженные неподписанные колокола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECORATIVE ARTWORK OF THE BELLS OF THE FACTORY P.I. GILYOV AND SONS IN TYUMEN’

This article deals with the decor of the bells of the factory P.I. Gilyov and Sons in Tyumen’. The merchants Gilyovs (Russ. Гилёвы) are the major Syperian dynasty of bell masters that for 200 years cast bells for the whole region. At present, 50 bells made by the Gilyovs are known, and 25 more bells were presumably made by them. The works of the factory were awarded at international and all-Russian industrial exhibitions, as well as by the letter of gratitude of His Majesty Emperor Nicholas II. The decor of the bells is represented by a wide range of typical ornaments that are combined in variations in differents groups of bells. Particularly rich adornment is seen on big bells, where one can find ornamental friezes, professionally made iconic images, inscriptions. The article establishes time periods in the development of artwork on the bells, raises questions about loans of elements of decoration from other manufacturers; the most typical decorative elements are classified and given names. Particular attention is paid to the question about the colouring of the whole bell or its fragments. The attribution of Siberian bells poses a difficult problem because the majority of the items preserved are not signed by the authors. The article provides photographs of the decorative elements of the Gilyovs’ factory, which allows one to acquire an impression of the appearance of the bells and to attribute newly-found unsigned bells.

Текст научной работы на тему «Декоративное оформление колоколов тюменского завода "П. И. Гилёва сыновей"»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 163-180 БОТ: 10.15382Мш^201935.163-180

Крейдун Георгий (Юрий) Александрович, протоиерей,

д-р искусствоведения, канд. богословия, профессор, проректор по учебной части

Барнаульской духовной семинарии

Российская Федерация, 656025,

г. Барнаул, просп. Ленина, 17/56

[email protected]

ОИСГО: 0000-0002-0746-8875

Талашкин Алексей Владимирович, аспирант Алтайского государственного

университета (г. Барнаул),

зам. руководителя Сибирского центра колокольного искусства (Новосибирск)

630083, Российская Федерация,

Новосибирск, ул. Большевистская, 229, к.1

[email protected] ОИСГО: 0000-0002-4633-8723

Декоративное оформление колоколов тюменского завода «П. И. Гилёва сыновей»

Ю. А. Крейдун, А. В. Талашкин

Аннотация: Статья посвящена декоративному оформлению колоколов тюменского завода «П. И. Гилёва сыновей». Купцы Гилёвы — крупнейшая в Сибири династия колокольных мастеров, на протяжении 200 лет отливавшая колокола для всего региона. На данный момент обнаружены 50 атрибутированных колоколов Гилёвых и 25 колоколов предположительно гилёвского производства. Работы завода отмечены наградами на международной и всероссийской промышленной выставках, а также благодарностью государя императора Николая II. Декоративное оформление изделий представлено широким спектром типичных орнаментов, вариативно сочетающихся при оформлении разных групп колоколов. Наиболее богато украшены крупные колокола, где при декорировании использовались орнаментальные фризы, профессионально изготовленные иконные изображения, надписи. В статье определены временные периоды в развитии художественного оформления колоколов, поставлены вопросы заимствования декоративных элементов других производителей, наиболее характерные обнаруженные декоративные элементы систематизированы и поименованы. Особое внимание уделяется вопросу цветового решения фрагментов или всего изделия целиком. Атрибуция сибирских колоколов представляет серьезную проблему, поскольку большинство из сохранившихся изделий не подписаны авторами. Приведенные в статье фотографии декоративных элементов завода тюменских купцов Гилёвых позволяют не только получить представление об оформлении изделий, но и атрибутировать вновь обнаруженные неподписанные колокола.

Ключевые слова: колокол, Гилёв, Кондаков, колокола в Сибири, декор колокола, цвет металла, орнамент.

При описании сибирских колоколов исследователь неизбежно столкнется с проблемой атрибуции. С одной стороны, на данный момент в России нет опубликованных развернутых исследований, касающихся декоративного оформления дореволюционных колоколов, и поэтому обнаруженный декор на сибирских колоколах пока просто не с чем соотнести, с другой — большинство из обнаруженных колоколов предположительно сибирского литья не подписаны авторами-литейщиками. Атрибуция таких колоколов осложняется тем, что один и тот же орнамент с незначительными вариациями обнаружен на колоколах разных производителей в различных областях Сибири. Дополнительная сложность атрибуции обусловлена еще и тем, что ряд декоративных элементов обнаружен на колоколах как сибирских производителей, так и литейщиков из центральной части России.

Наиболее разнообразно украшенными из всех колоколов сибирского литья являются изделия тюменского завода «П. И. Гилёва сыновей». Семен и Константин, сыновья Петра Ивановича Гилёва, были потомственными колокольными мастерами в шестом поколении как единственные наследники и владельцы всех последних гилёвских колокололитейных заводов, они обладали не только самыми глубокими знаниями и практическим опытом в своем деле, но и всей материальной базой, включая профили колоколов и формы для их декорирования. Известно, что в 1890 г. (на этот момент П. И. Гилёву было 78 лет) Семен и Константин уже вошли в производственный процесс, и завод носил имя «П. И. Ги-лёва с сыновьями»1. После смерти отца они несколько раз переименовывали завод: в 1894 г. назывался «братья Гилёвы»2, в 1895 г. — «Петра Ивановича3 Гилёва наследники»4, в 1898 г. — «Петра Ивановича Гилёва сыновья»5, а с 1912 г. — «Завод, бывший торгового дома П. И. Гилёва сыновей»6.

Технология изготовления декоративных элементов колокола в Сибири не отличалась от традиционной и общепринятой: фрагмент орнамента вырезался сначала на деревянной доске, в готовую форму заливался расплавленный воск, после чего отлитая модель переносилась на тело колокола. Орнамент имел сегментарный вид и дублировался до тех пор, пока не покрывал окружность колокола, создавая тем самым орнаментальный пояс. При высоком уровне литья длина сегментов рассчитывалась так, чтобы их стыки были не видны, но в Сибири часто замысел художника нивелировался низким уровнем технического исполнения и художественного литья. В таких случаях декор не пролит, рисунок

1 Козлов З., священник. Описание прихода села Мужей, Березовскаго уезда, Тобольской епархии (до 1902 года) // Тобольские епархиальные ведомости. Отд. неоф. Тобольск, 1903. №14. С. 346.

2 Надпись на колоколе, находящемся в с. Школьный Тюменской области.

3 В объявлении опубликована опечатка: вместо «Михайловича» следует читать «Ивановича». Купец Петр Михайлович Гилёв в Тюмени не жил.

4 Объявление. Колокольный завод // Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск,

1895. № 21. С. 370.

5 При сем номере прилагается объявление колоколо-литейного завода // Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1906. № 24. С. б/н.

6 Надпись на колоколе из фондов Музейного комплекса И. Я. Словцова, Тюмень.

имеет некачественный смазанный оттиск или частично утрачен в процессе литья и обработки изделия.

Художественное решение в оформлении сибирских колоколов могло быть как индивидуальным, так и заимствованным. Декоративное оформление колоколов могло быть перенесено из различных народных промыслов: домовой и декоративной резьбы, вышивки, росписей, а также книжной миниатюры. Описывая московские колокола, И. Д. Костина отмечает, что «близость орнаментального декора русских колоколов к народному творчеству представляется несомненной. Особенно многочисленные аналоги выявляются в искусстве резьбы по дереву, что обусловлено участием резчиков в процессе работы по подготовке отливок»7.

В частности, на тюменской домовой резьбе XIX в. обнаружены идентичные или сходные элементы декора, применявшиеся в оформлении колоколов тюменского завода «П. И. Гилёва сыновей», такие, как полурозетка8, розетка9, нить жемчужника в плетёнке10, мотив переплетающихся трав11, орнамент12.

По сообщению В. Ф. Коллегова, его дед Марк Наумович Годов (ок. 1870 г. р.) «был рукастый мужик, занимался резьбой по дереву, вырезал для какого-то храма (то ли в Тюмени, то ли в уездном своем селе, где родился и жил какое-то время) иконостас. В Тюмени работал в литейке у Гилёва модельщиком, а после революции, когда литье колоколов запретили, перешел в литейный цех завода Машарова»13. По-видимому, М. Н. Годов изготавливал декоративные элементы для гилёвских колоколов. Кандидат технических наук металлург В. А. Кузнецов, оценивая качество художественного оформления больших и средних колоколов тюменского завода «П. И. Гилёва сыновей», отмечает работу профессионального художника и скульптора.

Вообще использование одного декора у разных литейщиков было, по-видимому, обычной практикой. Конкурирующие в Сибири фирмы выпускали колокола с похожим оформлением. Идентичные элементы обнаружены на колоколах тюменского завода «П. И. Гилёва сыновей», ярославского завода «П. И. Оловянишникова сыновей» и московского завода П. Н. Финляндского. Сложно говорить о том, кто первым из колокольных мастеров начал использовать такой декор и состоялся ли вообще прецедент заимствования. Нельзя исключать, что художники, работающие на этих колокольных заводах, создали тождественный декор независимо друг от друга.

Однако с уверенностью можно сказать, что заимствования декоративных элементов у различных колокольных производителей имели место. На колокольне Александровского подворья в Иерусалиме имеются два колокола бузулукско-го завода Пелагеи Трифоновны Мининой, владевшей предприятием с 1875 г. Центральный орнаментальный фриз одного из них почти полностью идентичен типичным украшениям колоколов, отливаемых после 1906 г. на заводе

7 Костина И. Д. Колокола Х1У—Х1Х веков. М., 2015. С. 38.

8 Деревянная резьба Тюмени. Свердловск, 1984. С. 22.

9 Там же. С. 108-109.

10 Там же. С. 75.

11 Там же. С. 55.

12 Там же. С. 86-87.

13 Личная беседа с В. Ф. Коллеговым, 1938 г. р., Новосибирск.

«П. И. Гилёва сыновей» в Тюмени. Порфирий Иванович Оловянишников, открывая в Ярославле свой колокололитейный завод в 1867 г., относительно оформления своих колоколов сообщал: «Все украшения колоколов, образа и славянские буквы исполнены по заказу моему в Москве лучшими тамошними мастерами»14. Не исключено, что и сибирские колокололитейщики шли тем же путем, заказывая элементы декоративного оформления у профессионалов. Можно предположить, что существовали мастера-резчики, специализирующиеся на изготовлении декоративных элементов для колоколов, и через них идентичные или близкие, вариативные, комплекты украшений могли попасть в Бузулук и Тюмень двум разным производителям колоколов.

Подтверждение предположения о влиянии декоративного оформления более древних колоколов на более поздние находим при сопоставлении декора, обнаруженного на колоколах 1730—1731 гг., отлитых в Екатеринбурге, с декором завода «П. И. Гилёва сыновей», действовавшего в Тюмени в кон. XIX — нач. XX в. Очевидно, Гилёвы были знакомы с уральскими колоколами и взяли их орнамент в качестве основы для своего, более упрощенного.

Тюменский мещанин Александр Михайлович Кондаков, купивший в 1911 г. у Гилёвых колокольный завод, продолжал использовать уже на своих изделиях декоративное оформление, созданное прежними владельцами.

Широкий спектр декоративных элементов этих производителей включает в себя различные орнаменты, иконные изображения, надписи и даже особую игру с цветом металла, когда за счет определенной обработки те или иные элементы декора в колоколе выделялись особым цветовым оттенком. Наиболее характерные обнаруженные нами декоративные элементы были систематизированы и поименованы, приведем их перечень и фотографии.

Орнамент 1: «Гилёвский Екатеринбургский». Один из наиболее ранних из известных орнаментов. По-видимому, в основу этого декоративного элемента был положен орнамент, взятый с колоколов 1730-х гг., отлитых неизвестными мастерами, как сказано в надписях на самих колоколах: «В ЕКАТЕРИН БУРХЕ».

Ил. 1. Орнамент 1. «Гилёвский Екатеринбургский»

14 Глушецкий А. А. Колокольное дело в России во второй половине XVIII — начале ХХ века. Энциклопедия литейщиков. М., 2010. С. 499.

Ил. 2. Орнамент на колоколе, отлитом в Екатеринбурге в 1730 г.

На сегодняшний день обнаружены три таких колокола: в фондах Иркутского областного краеведческого музея, в епархиальном музее Тюменско-Тобольской епархии, размещенном в архиерейском доме в Тобольске, и в фондах тюменского Музейного комплекса им. И. Я. Словцова. На всех трех колоколах обнаружен один и тот же растительный орнамент в виде раздвоенного в верхней части спускающегося вниз трилистника с завитками. Гилёвы упростили этот декор, сохранив общий контур и характер линий, но заменили растительный орнамент на растительно-геометрический, преобразовав завитки в бусины и изменив венчающую декоративный элемент линию из скошенных прямоугольников и бусин на ряд жемчужин. Использовался для оформления малых и средних колоколов. Известен на колоколе 1893 г. отливки.

Орнамент 2: «Гилёвский Екатеринбургский с дугой». В ряде случаев обнаружен тот же самый орнамент, но обрамленный тонкой дугообразной линией с завитками. Использовался для оформления малых и средних колоколов.

Ил. 3. Орнамент 2:«Гилёвский Екатеринбургский с дугой»

Орнамент 3: «Гилёвский Черкёхский». Геометрический орнамент, состоящий из ряда ромбов (в центре которых расположен четырехлистник с жемчужиной в центре) и украшенный двумя линиями жемчужин. На данный момент обнаружен только однажды на колоколе 1894 г., хранящемся в Музее политической ссылки в селе Черкёх в 200 км от Якутска. Аналогичный декор встречается как на колоколах ярославского завода «П. И. Оловянишникова сыновей», так и на колоколах московского завода П. Н. Финляндского. Данный декор использовали для оформления среднего колокола.

Ил. 4. Орнамент 3: «Гилёвский Черкёхский»

Орнамент 4: «Гилёвский ранний». Благодаря сканированию фрагментов обнаруженной фотографии из фондов государственного музея «Тобольский кремль» стал известен декор, украшавший группу колоколов, отлитых Гилёвы-ми для церквей в районе Сибирской железной дороги. Этот орнамент использовался при оформлении всех трех групп колоколов и представляет собой простой орнамент с зигзагообразным зубчатым низом. В вершинах зубцов расположена капля. У основания зубцов находится двойной ряд редких бусин, поставленных в шахматном порядке. Декор мог опоясывать снизу и сверху надписи на колоколах, создавая целый орнаментальный фриз, при этом орнамент подчеркивался дополнительным рядом жемчужника. Фотография датируется 1897 г. (на одном из колоколов видна дата отливки). Колокола с подобным декором обнаружены в Тюменской, Новосибирской, Иркутской областях и в Алтайском крае.

Ил. 5. Орнамент 4: «Гилёвский ранний»

Орнамент 5: «Гилёвский поздний». Простой орнамент с зигзагообразным зубчатым низом, состоящий из отдельных завитков. В центре завитка-сердечка расположен росток-трилистник, выходящий из колечка. Между завитками-сердечками расположены бусины неправильной формы. Использовался для оформления всех групп колоколов. Обнаружен на более поздних колоколах, начиная с 1900 г.

Ил. 6. Орнамент 5: «Гилёвский поздний»

Орнамент 6: «Гилёвский меандр». Угловатый орнамент геометрической формы, состоящий из 8-образных переплетений двух лент с включением жемчужин. Аналогичный декор встречается как на колоколах ярославского завода

«П. И. Оловянишникова сыновей», так и на колоколах московского завода П. Н. Финляндского. Использовался для оформления средних колоколов. Обнаружен на колоколе 1904 г.

Ил. 7. Орнамент 6: «Гилёвский меандр»

Орнамент 7: «Гилёвский растительно-геометрический малый». Орнамент из двух рядов чередующихся и направленных друг к другу стилизованных цветков с четырьмя листами и трехлистным бутоном, разделенными линией крупного зигзага. Использовался для оформления средних и крупных колоколов с 1905 г.

Ил. 8. Орнамент 7: «Гилёвский растительно-геометрический малый»

Орнамент 8: «Гилёвский растительно-геометрический малый второй». Орнамент из ряда растительных побегов, переплетающихся между собой и создающих декоративное обрамление, в которое вписаны бутоны, плоды и розетка. Обнаружен как дополнение к иным орнаментам на большом колоколе 1905 г.

. < V,-'. х с

Ил. 9. Орнамент 8: «Гилёвскийрастительно-геометрический малый второй»

Орнамент 9: «Гилёвский растительный малый». Орнамент из растительных линий с отростками-завитками, состоящий из сложного их переплетения. Нити жемчужника в данном орнаменте были заменены на нити из маленьких усеченных пирамид. Орнамент дополнен полосой, состоящей из правильных прямоугольников. Использовался для оформления крупных колоколов. Обнаружен на колоколе 1905 г.

Ил. 10. Орнамент 9: «Гилёвский растительный малый» 169

Орнамент 10: «Гилёвский растительный большой». Орнамент из тонких растительных линий с отростками-завитками, состоящий из сложного их переплетения. Дополнялся нитями жемчужника и простым растительно-геометрическим орнаментом, состоящим из зигзагообразной линии и вписанных в эти зигзаги растительных мотивов. Использовался для оформления крупных колоколов. Обнаружен на колоколе 1905 г.

Ил. 11. Орнамент 10: «Гилёвский растительный большой»

Орнамент 11: «Гилёвский растительно-геометрический». Орнамент из вытянутых вертикальных колец с чередованием полуромашек с шестью лепестками, обрамленных рядом двух линий. Сочетался с нитями жемчужника и с небольшой полосой из переплетения растительных линий. Использовался для оформления крупных колоколов. Обнаружен на колоколе 1905 г.

Ил. 12. Орнамент 11: «Гилёвскийрастительно-геометрический»

Орнамент 12: «Гилёвский Владивостокский». На данный момент орнамент обнаружен только однажды на колоколе, установленном в качестве памятника гидрографам во Владивостоке. Орнамент представляет собой полосу из крупных жемчужин, обрамленных тройной полосой и чередующихся с заострёнными эллипсами с вписанными в них бусинами и каплями. Использован для оформления среднего колокола, датированного 1906 г.

Ил. 13. Орнамент 12: «Гилёвский Владивостокский»

Орнамент 13: «Гилёвский плоский». Очевидно, вариант «Гилёвского позднего» орнамента, только в более схематичном виде. Линии завитков в этом варианте декора стали более уверенными, упрощенными и приплюснутыми, раз-

двоенный снизу трилистник стал тоже более приплюснутым и мощным, исчезло колечко, из которого он произрастал. Ряд бусин также стал приплюснутым. Данный декор использовался при оформлении малых колоколов. Известен на колоколе 1907 г. Также использовался впоследствии Кондаковым, купившим в 1911 г. колокольный завод у Гилёвых.

Ил. 14. Орнамент 13: «Гилёвский плоский»

Орнамент 14: «Гилёвский Каменск-Уральский». На данный момент орнамент обнаружен только однажды на колоколе из коллекции колокололитейного завода «Пятков и К°» в Каменске-Уральском. Орнамент представляет собой узкую полосу из прямоугольных треугольников, вершинами обращенных к противоположному краю полосы. Каждая сторона треугольника в центре имеет небольшую полукруглую выемку. Использован для оформления малого колокола нач. ХХ в.

Ил. 15. Орнамент 14: «Гилёвский Каменск-Уральский»

Орнамент 15: Верхний фриз № 1. Широкий растительный орнамент, состоящий из двух раскрывшихся бутонов внизу с поднимающимися кверху и завивающимися листьями и плодами в виде шести ягод. Дополнялся снизу рядом жемчужника. Использовался на крупных колоколах с 1897 г.

Ил. 16. Орнамент 15: Верхний фриз № 1

Орнамент 16: Верхний фриз № 2. Растительный орнамент, состоящий из переплетений ветвей со множеством отростков, усеченный сверху крупным зигзагом и обрамленный снизу нитью жемчужника. Использовался для оформления средних колоколов с 1900 г.

Ил. 17. Орнамент 16: Верхний фриз № 2

Орнамент 17: Верхний фриз № 3. Полоса растительного орнамента с цветочными вставками, вписанными в круги, и переплетениями, выдающимися за рамки самой полосы. Орнамент чередуется с небольшими картушами с вписанными в них равносторонними крестами, дополненными четырьмя изящными ветвями. Использовался для оформления крупных колоколов. Обнаружен на колоколе 1905 г.

Ил. 18. Орнамент 17: Верхний фриз № 3

Орнамент 18: Верхний фриз № 4. Растительный орнамент, состоящий из двух ветвей с многочисленными переплетенными отростками-завитками, обрамленный двойной линией, создающей чередование кругов со вписанными в них растительными крестами, и дополненный мотивами цветов колокольчиков. Использовался для оформления средних колоколов с 1906 г.

Ил. 19. Орнамент 18: Верхний фриз № 4

Орнамент 19: Средний фриз № 1. Образован из трапециевидных блоков, обрамленных «Гилёвским» декором. Внутри блоков помещались различные отдельные декоративные элементы — звезды и др. Обнаружен на колоколах с 1897 г.

Ил. 20. Орнамент 19: Средний фриз № 1 172

Орнамент 20: Средний фриз № 2. Декоративный элемент состоит из вписанного в круг восьмилепесткового цветка с выходящими из него восемью ветвями с многочисленными лепестками и отростками, украшенными бусинами и виноградным мотивом. Элемент обрамлен двойной линией, переплетения которой создают чередование с более простыми элементами декора, в основе которых круг с вписанным в него растительным крестом, украшенным ветвью и бусинами. Данный декоративный блок являлся соединительным элементом между картушами с иконными изображениями Спасителя, Божией Матери и святых. Использовался при оформлении средних колоколов с 1906 г.

Ил. 21. Орнамент 20: Средний фриз № 2

Декоративный элемент 21: картуш. Декоративный элемент обрамлялся пунктирными линиями, образованными из чередований овалов и двух бусин, сверху и снизу картуш венчался стилизованной короной со вписанными в круг двумя крестообразно переплетенными кольцами, внутри которых располагалась бусина. Короны были украшены растительными элементами. Оформление дополнялось Х-образными завитками. Внутри картушей располагались иконные изображения. Данный декор использовался для оформления средних и крупных колоколов.

Ил. 22. Декоративный элемент 21: картуш

Декоративный элемент 22: иконные изображения. На сегодняшний день известны 13 колоколов, на которых отлиты следующие иконные изображения: образ Спаса Нерукотворного (два варианта исполнения), образ Господа Вседержителя, Божией Матери «Казанская», Божией Матери Портаитиссы (Иверской), Николая Чудотворца (три варианта исполнения), целителя Пантелеимона, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, а также четыре варианта херувимов.

Ил. 23. Декоративный элемент 22: иконные изображения

Декоративный элемент 23: отдельные элементы (розетки):

а) «Ромбовидный растительный». Элемент, состоящий из полосы раздробленных ромбов с двумя разнонаправленными трилистниками. Использовался в качестве разделителя между словами в крупных колоколах;

б) «Солнце». Медальон в виде солнца/цветка с плоским круглым центром и расходящимися от него лучами. Использовался в качестве разделителя между словами в средних колоколах;

в) «Крест в круге». Простой элемент в виде креста, вписанного в круг, обрамлённого тонкой линией. Использовался в качестве точки в конце фразы;

г) «Звезда». Восьмиконечная звезда, имеющая сходство с цветком. Использовалась в качестве декоративного элемента в среднем фризе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) растительный «Иерусалимский» картуш. В оформлении колокола 1894 г., обнаруженного на Александровском подворье в Иерусалиме, и на фото группы колоколов, отлитых в 1897 г., Гилёвы использовали несколько отдельных клейм с растительными мотивами. На клейме изображена ваза с цветами, обрамленная листьями и плодами. Клеймо использовалось для оформления средних и крупных колоколов;

е) «Полурозетка». Элемент, состоящий из усеченной ромашки с длинными лепестками. Сходный декоративный элемент обнаружен на колоколе московского завода П. Н. Финляндского.

Ил. 24. Декоративный элемент 23: отдельные элементы (розетки). Слева направо: а, б, в, г, д, е

В оформлении колоколов мастера гилёвских заводов придавали большое значение изображениям ликов святых. Сами образы, по-видимому, создавались профессиональными скульпторами, а литью и финишной обработке уделялось самое пристальное внимание. Как правило, это были рельефные изображения, иногда переходящие в барельеф. Иконными изображениями украшались далеко не все изделия, а лишь большие, крупные, средние и некоторые малые колокола. До наших дней дошло всего 13 отлитых Гилёвыми колоколов с иконными изображениями, что является недостаточным основанием для анализа этих элементов декора, и пока трудно сказать, каким их ассортиментом обладало предприятие. Судя по всему, Гилёвы неохотно отливали образы святых на средних и малых колоколах, оценивая свои производственные силы и понимая, что в случае неудачной отливки изделия будут забракованы.

В части эпиграфики сибирские колокола значительно уступают колоколам европейской России. Это можно объяснить развитием сибирского колоколо-литейного искусства в более поздний период, когда производители уже шли по пути унификации надписей, особенно это характерно для колоколов, отлитых в кон. XIX — нач. XX в. Из сохранившихся колоколов наиболее полные тексты (как литые, так и гравированные) содержат колокола завода «П. И. Гилёва сыновей».

Ил. 25. Шрифты на колоколах завода «П. И. Гилёва сыновей»

На данный момент выявлены четыре шрифта (три литых и один гравированный), которые использовали Гилёвы для оформления текстов на колоколах. Один литой для малых и средних колоколов и два литых для средних и крупных. Гравированные надписи Гилёвы наносили на все группы колоколов, включая благовестники. Помимо традиционных «Благовествуй земле радость велию» и «Хвалите небеса Божию славу», колокола этого завода содержат и конкретные надписи: литые — «От благотворителей города Шадринска», «Для Усть-Колбинской Богородице Введенской церкви Томской епархии от доброхотных жертвователей в дни священника о. Алексия 1907 года» либо выгравированные — «В молитвенное поминовение отрока Андрея. 3.06.01», «Звон сей отлит в лето от Рождества Христова 1898 из меди Высочайше пожалованной Государем Императором Николаем 11-м на церкви сооружаемыя в районе сибирской жел. дороги. Завод П. И. Гилёва с-я въ Тюмени». Причем в последнем случае надпись заняла все место на теле малого зазвонного колокола.

Колокольные мастера, победители всероссийских, международных и региональных выставок, а также фирмы, получившие награды от государя императора, имели право публиковать на своей рекламной продукции фото этих наград и отливать их на своих изделиях. Завод Торгового дома «П. И. Гилёва сыновей» в 1895 г. получил медаль «За трудолюбие и искусство» на сельскохозяйственной и кустарной выставке в Кургане. В рекламных объявлениях завода публиковались фото большой золотой медали и креста короля Бельгии Леопольда II, полученных на международной выставке в Брюсселе в 1905 г. (или в 1906 г., о чем имеются сведения в Отчете XI очередной сельскохозяйственной и промышленной выставки) и фото большой золотой медали, полученной в 1907 г. на всероссийской выставке в Ростове-на-Дону (по другим данным, Гилёвы получили на этой выставке малую серебряную медаль15). Также за благотворительную деятельность купцы Гилёвы имели целый ряд личных медалей для ношения на шее. О получении права отливать государственный герб в качестве награды за Высочайшую благодарность государя императора, оказанную Гилёвым в 1901 г. за отливку 9 тыс. пудов колоколов для церквей в районе Сибирской железной дороги, сведений не найдено. На семидесяти четырех известных на сегодняшний день колоколах завода не обнаружено ни одного указанного выше почетного знака или медали.

Ил. 26. Награды завода «П. И. Гилёва сыновей»

Можно выделить несколько причин, по которым эти элементы декора не обнаружены на изделиях. Первая заключается в том, что на данный момент мы располагаем неполной информацией о всех сохранившихся дореволюционных колоколах, и, вполне возможно, такой значимый элемент будет обнаружен. Вторая причина может заключаться в том, что медали могли отливаться лишь на средних и крупных колоколах, которых до наших дней дошло не более 20.

15 Отчет XI очередной сельскохозяйственной и промышленной выставки Императорского Доно-Кубано-Терского общества сельского хозяйства в Ростове-на-Дону с 12 по 28 сентября 1907 года. Ростов н/Д., 1908. С. 155.

Еще одним способом декоративного оформления колоколов является цветовое решение его фрагментов или всего изделия целиком. Применяя различные виды обработки металла, колокольные мастера придавали изделию особый праздничный вид, когда иконные изображения, декоративные элементы, орнаментальные фризы и части колокола выделялись различными цветами. В кон. XIX — нач. XX в. такой стиль оформления был широко распространен в России. Сибирские мастера, являясь участниками всероссийских и международных выставок, не только перенимали передовой опыт коллег из европейской России, но и вынуждены были выдерживать их конкуренцию, поэтому такой стиль оформления в указанный период появляется и в Сибири.

Ил. 27. Цвет металла в оформлении колоколов «П. И. Гилёва сыновей»

На данный момент известно, что тюменский завод «П. И. Гилёва сыновей» уже с 1897 г. использовал различные цветовые оттенки металла в оформлении колоколов. В фондах музея «Тобольский кремль» имеется фотографический снимок партии колоколов, на котором видны как механические способы обработки металла, так и иные, позволившие выделить части колоколов различными цветовыми оттенками. Еще несколько фотографий завода Гилёвых из фондов музейного комплекса им. И. Я. Словцова, датированные 1913 г., свидетельствуют о том, что Гилёвы применяли не только чернение, но и выбеливание металла, а также проточку, шлифовку и другие техники обработки металла, словом использовали весь спектр средств для данного способа украшения колоколов. Следы чернения металла и окрашивания декоративных элементов видны на ряде дошедших до наших дней гилёвских колоколов.

На основе изучения более 70 колоколов завода П. И. Гилёва сыновей можно выделить несколько периодов в развитии художественного оформления колоколов Гилёвых. К первому условно можно отнести всех более ранних представителей фамилии, отливавших колокола до Петра Ивановича, поскольку о внешнем виде этих колоколов практически ничего не известно, за исключением некоторых весьма общих описаний.

В качестве следующего периода можно выделить 2-ю пол. XIX в., когда сформировался стиль оформления колоколов, созданный на заводе Торгового дома

Петра Ивановича Гилёва. На данный момент обнаружены три колокола, которые можно отнести к этому времени (в Харбине, отлитый в 1866 г.; в п. Школьный Тюменской области, отлитый в 1893 г., и в Черкёхском историко-мемориальном музее «Якутская политссылка», отлитый в 1894 г.). Стиль оформления колоколов этого периода характеризуется чередованием литейной и проточенной поверхностей, орнаментальным фризом в верхней части колокола, иконными изображениями святых и херувимов в средней части, крупными надписями, отлитыми по валу.

Третий период оформления Гилёвских колоколов сложился, по-видимому, в 1895—1905 гг., когда завод работал над крупным заказом в 9 тыс. пудов для церквей, строящихся в районе Сибирской железной дороги. Гилёвы начали использовать новые орнаменты, усовершенствовали декоративный стиль. Этот этап характеризуется проработанным поярусным украшением колоколов, чередованием литейной и проточенной поверхностей, появлением технологии чернения декоративных элементов. В оформлении колоколов использовались различные декоративные фризы (отдельные для малых, средних и крупных колоколов), возможно, появилось большее количество иконных изображений. Колокольные мастера достигли высокого уровня литья, итогом этой работы стало признание деятельности завода на Высочайшем государственном уровне в 1901 г.

Наконец, можно выделить четвертый период в оформлении гилёвских колоколов, начавшийся, по-видимому, около 1905 г., находившийся в развитии до 300-летия Дома Романовых и существовавший вплоть до революции 1917 г. В этот период орнаментация колоколов Гилёвых выходит на более высокий уровень, появляются новые высокохудожественные орнаменты и элементы декора, профессионально исполненные изображения святых, меняется общий стиль оформления крупных и средних колоколов, наряду с имеющимися приемами обработки металла (шлифовка, проточка, чернение) добавляются и новые, такие как беление или окрашивание. В этот период на колоколах выделяются отдельным цветом не только орнаментальные фризы, но и части декора внутри самих фризов, мастера активно используют контраст (необработанная и проточенная поверхность, чернение и беление декоративных элементов). Этот период отмечен наградами на всероссийской и международной выставках.

Таким образом, тюменские купцы Гилёвы, в течение 200 лет отливавшие колокола, являются крупнейшей в Сибири династией колокольных мастеров и владельцев колокольных заводов. 19 человек в шести поколениях литейщиков приобрели уникальный опыт колокольного литья, который в начале ХХ в. был отмечен государем императором. Продукция заводов Гилёвых отличалась большим художественным разнообразием и имела более 20 наименований различных орнаментов и элементов декора.

Список литературы

Безрукова Н. А. История моего рода и его вклад в развитие Сибири с середины XVII в. до наших дней. М., 2013.

Глушецкий А. А. Колокольное дело в России во второй половине XVIII — начале ХХ века. Энциклопедия литейщиков. М., 2010.

Деревянная резьба Тюмени. Свердловск, 1984.

Козлов З., свящ. Описание прихода села Мужей, Березовскаго уезда, Тобольской епархии (до 1902 года) // Тобольские епархиальные ведомости. Отд. неоф. Тобольск, 1903. № 14. С. 346.

Костина И. Д. Колокола XIV-XIX веков. М., 2015.

Объявление. Колокольный завод // Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1895. № 21. С. 370.

Отчет XI очередной сельскохозяйственной и промышленной выставки Императорского Доно-Кубано-Терского общества сельского хозяйства в Ростове-на-Дону с 12 по 28 сентября 1907 года. Ростов н/Д., 1908.

При сем номере прилагается объявление колоколо-литейного завода // Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1906. № 24. С. б/н.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2019. Vol. 35. P. 163-180

DOI: 10.15382/sturV201935.163-180

Georgii (Yurii) Kreidun, Archpriest, Doctor of Sciences in Art Criticism, Candidate of Sciences in Theology, Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Barnaul Theological Seminary, 17/56 Prospekt Lenina, Barnaul, 656025, Russian Federation;

[email protected] ORCID: 0000-0002-0746-8875

Alexey Talashkin, Graduate Student, Altay State University in Barnaul, Deputy Director of the Siberian Centre of Bell Art (Novosibirsk), 229 (Office 1) Bolshevistskaya Str., Novosibirsk, 630083, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-4633-8723

Decorative Artwork of the Bells of the Factory P.I. Gilyovand Sons in Tyumen'

G. Kreidun, A. Talashkin

Abstract: This article deals with the decor of the bells of the factory P.I. Gilyov and Sons in Tyumen'. The merchants Gilyovs (Russ. Гилёвы) are the major Syperian dynasty of bell masters that for 200 years cast bells for the whole region. At present, 50 bells made by the Gilyovs are known, and 25 more bells were presumably made by them. The works

179

of the factory were awarded at international and all-Russian industrial exhibitions, as well as by the letter of gratitude of His Majesty Emperor Nicholas II. The decor of the bells is represented by a wide range of typical ornaments that are combined in variations in differents groups of bells. Particularly rich adornment is seen on big bells, where one can find ornamental friezes, professionally made iconic images, inscriptions. The article establishes time periods in the development of artwork on the bells, raises questions about loans of elements of decoration from other manufacturers; the most typical decorative elements are classified and given names. Particular attention is paid to the question about the colouring of the whole bell or its fragments. The attribution of Siberian bells poses a difficult problem because the majority of the items preserved are not signed by the authors. The article provides photographs of the decorative elements of the Gilyovs' factory, which allows one to acquire an impression of the appearance of the bells and to attribute newly-found unsigned bells.

Keywords: bell, Gilyov, Kondakov, bells in Siberia, decor of the bell, metal colour, ornament.

References

Bezrukova N. (2013) Istoriia moego roda i ego vklad v razvitie Sibiri s serediny XVIIv. do nashikh dnei [The History of My Family and its Contribution to the Development of Siberia from the Mid-17th to the Present Day]. Moscow (in Russian).

Dereviannaia rez'ba Tiumeni (1984) [Wood Carving of Tyumen']. Sverdlovsk (in Russian).

Glushetskii A. (2010) Kolokol'noe delo v Rossii vo vtoroi polovine XVIII — nachale XX veka. Entsiklopediia liteishchikov [The Craft of Casting Bells in Russia in the 2nd Half of the 18th — Early 20th Centuries. Encyclopaedia of the Moulder]. Moscow (in Russian).

Kostina I. (2015) Kolokola XIV — XIX vekov [Bells of the 14th — 19th Centuries]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.