Научная статья на тему 'Атрибуция анонимных и псевдонимных текстов в системно-когнитивном анализе'

Атрибуция анонимных и псевдонимных текстов в системно-когнитивном анализе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
876
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Луценко Евгений Вениаминович

В данной статье исследуется возможность атрибуции текстов с применением технологии и инструментария системно-когнитивного анализа. Приведен подробный численный пример реализации всех этапов СК-анализа при атрибуции текстов, т.е. когнитивной структуризации и формализации предметной области; формирования обучающей выборки; синтеза семантической информационной модели; ее оптимизации и измерения адекватности; адаптации и пересинтеза; а также типологического и кластерно-конструктивного анализа. Для специалистов по атрибуции и контент-анализу текстов на естественном языке. Материал может быть использован в качестве руководства к лабораторной работе по дисциплине: "Интеллектуальные информационные системы".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Луценко Евгений Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Атрибуция анонимных и псевдонимных текстов в системно-когнитивном анализе»

УДК 007.681.5:519.714:519.766

АТРИБУЦИЯ АНОНИМНЫХ И ПСЕВДОНИМНЫХ ТЕКСТОВ В СИСТЕМНО-КОГНИТИВНОМ АНАЛИЗЕ

Е.В. Луценко, д.э.н., профессор Кубанский государственный аграрный университет

В данной статье исследуется возможность атрибуции текстов с применением технологии и инструментария системно-когнитивного анализа. Приведен подробный численный пример реализации всех этапов СК-анализа при атрибуции текстов, т.е. когнитивной структуризации и формализации предметной области; формирования обучающей выборки; синтеза семантической информационной модели; ее оптимизации и измерения адекватности; адаптации и пересинтеза; а также типологического и кластерноконструктивного анализа. Для специалистов по атрибуции и контент-анализу текстов на естественном языке. Материал может быть использован в качестве руководства к лабораторной работе по дисциплине: "Интеллектуальные информационные системы".

Краткая теория

Под атрибуцией анонимных и псевдонимных текстов понимается установление их вероятного авторства [1-5].

Анонимные тексты - это тексты вообще без подписи автора, а псев-донимные - подписанные не фамилией автора, а псевдонимом.

Задача идентификации текстов на основе анализа предложений является тривиальной из-за практически абсолютной уникальности предложений. Поэтому больший интерес представляет задача идентификация текстов на основе анализа слов, т.е. задача атрибуции текстов, имеющая очень большое научное и практическое значение. К этой задаче сводится определение вероятного авторства текстов в случае, когда автор не указан (анонимный текст) или указан его псевдоним (псевдонимный текст), а также датировка текста.

Но самое главное, что к задаче атрибуции текстов сводятся задачи идентификации, прогнозирования, сравнения и классификации объектов, описанных на естественном языке (причем не важно, на каком именно).

С ней связаны также задачи автоматического выделения дескрипторов и задачи нечеткого поиска и идентификации.

Все эти задачи имеют практическое значение для специалистов по прикладной информатики в экономике и юриспруденции, которых готовит Кубанский государственный аграрный университет.

Одному из вариантов рения этих задач с применением интеллектуальной технологии "Эйдос" и посвящена данная лабораторная работа. Задания

Следуя логике Системно-когнитивного анализа выполнить следующие работы.

1. Осуществить когнитивную структуризацию предметной области.

2. Выполнить формализацию предметной области.

3. Сформировать обучающую выборку.

4. Осуществить синтез семантической информационной модели.

5. Оптимизировать семантическую информационную модель.

6. Проверить семантическую информационную модель на адекватность, измерить внутреннюю и внешнюю, дифференциальную и интегральную валидность.

7. Выполнить адаптацию модели и измерить, как изменилась ее адекватность.

8. Осуществить пересинтез модели и измерить, как изменилась ее адекватность.

9. Вывести информационные портреты текстов и дать их интерпретацию.

10. Выполнить кластерно-конструктивный анализ модели.

Пример решения

1. Осуществить когнитивную структуризацию предметной области.

Под когнитивной структуризацией в СК-анализе понимается определение причин и следствий, факторов и состояний объекта управления, исходной информации и того, на что она влияет.

В данной лабораторной работе необходимо решить задачу идентификации текстов по входящим в них словам. Следовательно, необходимо будет сформировать обобщенные образы текстов, соответствующих определенной тематике или автору (будем считать, что сочинение принадлежит тому писателю, творчеству которого оно посвящено). Для этого в качестве объектов обучающей выборки использоваться фрагменты текстов школьных сочинений, взятые из а в качестве признаков текстов будут

использоваться входящие в них слова.

Каждое сочинение разобьем случайным образом на примерно равные по размеру небольшие фрагменты, которые используем в качестве объектов обучающей выборки.

2. Выполнить формализацию предметной области.

Под формализацией предметной области понимается разработка классификационных и описательных шкал и градаций и ввод их в программную систему "Эйдос", являющуюся инструментарием СК-анализа.

2.1. Формирование классификационных шкал и градаций

В подсистеме "Классификационные шкалы и градации" введем классы, соответствующие следующим писателям: Ф.М. Достоевский; Н.В. Гоголь; А.С. Грибоедов; М.Ю. Лермонтов; А.С. Пушкин; Л.Н. Толстой; И.С. Тургенев (рисунок 1).

'зі RASP НИЕ|

ЙЙ!»Ш|ИВаГ ГДЖ1Н

Универсальная когнитивная аналитическая система.___________12:41 (с) НПП *ЭЙДОС*

gm aj

Подсистема ведения словарей.

Классификационные шкалы и градации

остоевскии

код

Наименование класса распознавания

2

3

4

5

6 7

Достоевский

Гоголь

грибоедов

Лермонтов

Пушкин

Толстой

Тургенев

екущая запись активи

F!CnpaBKaF2CopTHpoBKaF3ne4aTb справочникаР4ПоискР5Генерация инф.портретоврэсброс

Рисунок 1. Ввод классов

2.1. Формирование описательных шкал и градаций

Для этого исходные файлы для формирования объекты обучающей выборки должны быть средствами Word представлены в виде текстовых файлов, стандарта "Текст DOS" (без разбиения на строки).

Затем каждый из этих файлов разбивается на столько файлов, сколько в нем строк, причем имена этих файлов должны иметь вид: ####SUBSTR(File_name,4).TXT, где #### - сквозной номер файлов, соответствующий будущему номеру анкеты обучающей выборки, SUBSTR(File_name,4) - первые 4 символа имени исходного файла.

Полученные файлы должны быть помещены в поддиректорию DOB системы "Эйдос", а исходные - удалены из нее.

Это осуществляется одним из трех способов:

1. Вручную.

2. С использованием специальной программы, текст которой приводится ниже (язык программирования xBase).

3. В режиме: "Словари - Программные интерфейсы для импорта данных - Импорт данных из TXT-файлов стандарта "Текст DOS", формируем описательные шкалы и градации (рисунок 2), причем в качестве признаков выбираем слова.

Исходный текст программы записи ТХТ-файлов с данными по строкам ************************************************************************** ********** Разбиение текстовых файлов DOS на нумерованные файлы по строкам ********** Луценко Е.В., 03/31/04 04:24pm ************************************************************************** scr start=SAVESCREEN(0,0,24,79)

SHOWTIME(0,58,.T.,"rb/n")

FOR j=0 TO 24

@j,0 SAY SPACE(80) COLOR "n/n"

NEXT

********** Удаление TXT-файлов, имена которых начинаются на 0 FILEDELETE("0*.TXT")

***** РЕКОГНОСЦИРОВКА

Count = ADIR("*.TXT") && Кол-во TXT-файлов

IF Count = 0

Mess = "В текущей директории TXT-файлов не обнаружено !!!"

@15,40-LEN(Mess)/2 SAY Mess COLOR "gr+/n"

INKEY(0)

RESTSCREEN(0,0,24,79,scr_start)

SHOWTIME()

QUIT

ENDIF

PRIVATE Name[Count],Size[Count] && Имена и размеры файлов Count = ADIR("*.txt",Name,Size)

SortData(Name,Size,LEN(Name),1) && Сортировка файлов по алфавиту

CrLf = CHR(13)+CHR(10) && Конец строки (абзаца) (CrLf)

*** Загрузка TXT-файлов

Num_pp = 0 && Номера выходных файлов

FOR f = 1 TO Count && Начало цикла по TXT-файлам

****** Загрузка файла Buffer = FILESTR(Name[f],.T.)

Buffer = CHARONE(" ",Buffer) && Удаление повторяющихся пробелов Buffer = Buffer + CrLf Len = AT(CrLf,Buffer)

DO WHILE Len > 0 .AND. LASTKEY() <> 27 && Цикл по строкам

Len = AT(CrLf,Buffer)

IF Len > 0

****** Запись фрагмента файла

Str_pr = ALLTRIM(SUBSTR(Buffer,1,Len-1))

Fn_out = STRTRAN(STR(++Num_pp,4)," ","0")+SUBSTR(Name[f],1,4)+".TXT" STRFILE(Str_pr,Fn_out)

****** Исключение из буфера записанной строки Buffer = ALLTRIM(SUBSTR(Buffer,Len+1))

ENDIF

ENDDO

NEXT

*** Удаление исходных TXT-файлов FOR f=1 TO Count

FILEDELETE(Name[f])

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NEXT

RESTSCREEN(0,0,24,79,scr_start)

SHOWTIME ()

QUIT

Iі* i2 х soі;;л ial ш\ iflg a|_______________________________________________________________

Универсальная когнитивная аналитическая система 9:53 (с) НПП *ЭЙДОС*

ИР1СловариР20бучениеР30птимизацияР4РаспознаваниеР5ТипологияР6АнализР7СервисИ

^пс - RASP

Рисунок 2. Выход на режим генерации справочников на основе текстовых файлов

На рисунке 3 приведена экранная форма, отображающая ход процесса генерации описательных шкал и градаций и TXT-файлов, содержащих примеры текстов с разбиением по строкам.

|1г 12 х 20 Г;| ||

jfJS Aj

Универсальная когнитивная аналитическая система 10:20 (с) НПП *ЭЙДОС*

Дополнение базы первичных признаков из текстовых файлов

Обработка документа:

Q013GOGO Размер: 1487 Свободная память: 29696

Удаление повторяющихся первичных признаков из БД

Обр.докум.

касалось

учебных

заведений

I

которые

считались

рассадниками

вредных

антиправительственных

идей

0002D05T

OOOBDOST

OOO4DOST

OOOSDOST

0006D05T

0007DOST

OOO8DOST

0009GOGO

OOIOGOGO

OOHGOGO

OQ12GOGO

Всего добавлено:

Всего удалено:

Всего:

Текущий документ : Массив документов:

Рисунок 3. Генерация описательных шкал и градаций на основе TXT-файлов

В результате получаем классификационные и описательные шкалы и градации, приведенные в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ШКАЛЫ И ГРАДАЦИИ

Код Наименование

1 Достоевский

2 Гоголь

3 Грибоедов

4 Лермонтов

5 Пушкин

6 Толстой

7 Тургенев

Таблица 2 - ОПИСАТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ И ГРАДАЦИИ (фрагмент)

Код Наименование Код Наименование Код Наименование

1 ! 41 Бедные 81 Все

2 ( 42 Без 82 Вспомним

3 (основной 43 Бездушных 83 Встреча

4 ) 44 Безумным 84 Всюду

5 , 45 Безумных 85 Вы

6 - 46 Безухов 86 Вызывают

7 47 Безухову 87 Высокие

8 1812 48 Белинский 88 Высокопарные

9 20- 49 Бессильной 89 Г

10 30-е 50 Бог 90 Герой

11 30-х 51 Боже 91 Главная

12 60-х 52 Болконский 92 Г лухость

13 53 Болконскому 93 Говоря

14 ; 54 Бордо 94 Гоголь

15 ? 55 Борис 95 Гоголя

16 Встает 56 Бориса 96 Годунов

17 XIX 57 Бородинским 97 Горе

18 А 58 Бородинского 98 Гости

19 Автор 59 Буянов 99 Грибоедов

20 Авторский 60 Была 100 Грибоедова

21 Агрессивная 61 В 101 Гулливера

22 Адама 62 Ведь 102 Да

23 Александр 63 Везде 103 Даже

24 Александра 64 Век 104 Дворянин-аристократ

25 Алексевна 65 Великий 105 Действительно

26 Алексеевна 66 Великолепная 106 Дельвигу

27 Аммоса 67 Вернулся 107 Денисова

28 Андреевич 68 Взволнованный 108 Дидло

29 Андрей 69 Взгляды 109 Для

30 Андрею 70 Власы 110 Дмитриевна

31 Анной 71 Вместе 111 Добролюбова

32 Архивам 72 Внешней 112 Достоевского

33 Афанасьевича 73 Внешние 113 Драматична

34 Ах 74 Воды 114 Друбецкого

35 Базаров 75 Возникает 115 Другое

36 Базарова 76 Война 116 Думы

37 Базаровым 77 Вообще 117 Дуни

38 Балы 78 Вопрос 118 Дуня

39 Бегущим 79 Вот 119 Душа

40 Бедность 80 Время 120 Евгений

Приводится лишь фрагмент описательных шкал и градаций, т.к. размерность справочника составляет 3522 градации (т.е. слова).

3. Сформировать обучающую выборку

Обучающая выборка представляет собой фрагменты текстов различных авторов, используемые в качестве примеров для формирования семантической информационной модели. На основе анализа этих примеров выявляются взаимосвязи между теми или иными словами и принадлежностью текстов разным авторам.

Для генерации обучающей выборки используется 1-й режим 2-й подсистемы, функция Б71прТХТ - БбВвод из всех файлов. При этом в качестве признаков, также как при формировании описательных шкал и градаций, выбираются слова (рисунок 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Iі* 12 Х20.1] □! ІІВІ Е§] А]

Универсальная когнитивная аналитическая система. 10:56 (С) НПП *ЭЙДОС*

Подсистема обучения системы. Режим массового ввода обучающей информации.

______Заголовки анкет____________Выбор текстового файла, связанного с анкетой:

Всего записей в БД: Текущая № :

имя файла назначение Размер Дата

■ОООЮОБТ I Произвольный 83 02-05-04

000200БТ Произвольный 9 02-05-04

ОООЗООБТ Произвольный 359 02-05-04

0004РОБТ Произвольный 199 5 02-05-04

000500БТ произвольный 1221 02-05-04

ОООбРОБТ Произвольный 946 02-05-04

000700БТ Произвольный 684 02-05-04

000800БТ Произвольный 564 02-05-04

ОООЭОЭСО Произвольный 51 02-05-04

активна

Р1ПомощьР2СортировкаРЗПросмотрР4ПоискР5Бвод из этого файларбввод из всех файлов

Рисунок 4. Генерация обучающей выборки из ТХТ-файлов

В результате формируется обучающая выборка, состоящая из 151 примера фрагментов текстов различных авторов. Остается лишь проставить в каждом примере (анкете) код писателя, о котором данный текст, т.е. код класса (в левом окне).

4. Осуществить синтез семантической информационной модели

Синтез модели осуществляется во 2-й подсистеме, 4-м режиме, 5-й функции (рисунок 5).

|->г 12 «20^ Г;| ІаІ а] А]

Универсальная когнитивная аналитическая система

11:06 (с) НПП *ЭИДОС*

Р1СловариР20бучениеР30птимизацияР4РаспознаваниеР5ТипологияР6АнализР7Сервис

Ввод - корректировка обучающей информации Управление составом обучающей информации

Есинтез семантической информационной модели Почтовая служба по обучающей информации

накопление абсолютных частот Исключение артефактов (робастная процедура) Расчет информативностей признаков Расчет условных процентных распределений ^Автоматическое выполнение: 1 - 2 - 3 - 4... измерение сходимости и устойчивости модели

Рисунок 5. Запуск режима:

"Синтез семантической информационной модели”

Стадия процесса синтеза отображается в ряде экранных форм, одна из которых приводится на рисунке 6.

^пс - ИАЭР

|тг 12 *20^ р| |В| Ц] А]

Универсальная когнитивная аналитическая система.

11:10 (с) НПП *ЭИДОС*

Пакетное обучение системы. Расчет матрицы информативностей

Расчет строки и столбца ^ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ-

Рисунок 6. Экранная форма, отображающая одну из стадий процесса синтеза семантической информационной модели

5. Оптимизировать семантическую информационную модель

Оптимизация модели представляет собой исключение из нее малозначащих признаков без потери адекватности модели. Эта операция осуществляется во 2-м режиме 3-й подсистемы (рисунок 7).

|ТГ 12 х20^ □! |е,| ЛУ А]

Универсальная когнитивная аналитическая система 11:21 (с) НПП *ЭИДОС*

Р1СловариР20бучениеР30птимизацияР4РаспознаваниеР5ТипологияР6АнализР7Сервис

Формирование ортонормированного базиса классов ■исключение признаков с низкой селективной силой I

Удаление классов и признаков, по которым недостаточно данных

Рисунок 7. Выход на режимы оптимизации модели

При том имеется возможность вывести график ценности признаков 'нарастающим итогом", т.е. Паретто-диаграмму признаков (рисунок 8).

Видно, что в системе признаков нет имеющих очень малую или нулевую ценность. Это связано с тем, что все слова являются практически уникальными для фрагментов текстов, т.е. встречаются во всех текстах в основном от 1 до 5 раз (рисунок 6).

CopuRight Сс) Scientific & industrial enterprise AIDOS, Russia, 1981-2001. Russian Patent No 940217. All flights Reserued.

ЧАСТОТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА ВСТРЕЧ ПРИЗНАКОВ

ПЗ Ї ЧАС

пЗ

I

Ü 468 .3

I

CL 443 .6

С

419 .0

т

ш ЗУ4 .3

CL

ь 369 .7

и

й] 345 .9

lU 320.4

и 295 .7

I

J 271.1

ш 246 .5

I

I 221.8

ш

г 197 .2

ш

й 172 .5

ш

CL 147 .9

С

и 123.2

А

CL 98 .6

ш 74 .У

0

I 49 .3

I-

0 24 .7

ь

и У й

па

т

СТАТИСТИКИ НЕТ. ФИПЬТР ПИРСОНА НЕПРИМЕНИМ !

1. Частота, встречающаяся наиболее ЧАСТО: і © Частота, встречающаяся наиболее РЕДКО: іее

і

10 15 20 25 30 35 40 45 56 55 60 65 70 75

85 90 95 100 105 110 115 120 125 130 135 Н@ 145

£

Число встреч признака

Рисунок 9. Частотное распределение частот признаков

6. Проверить семантическую информационную модель на адекватность, измерить внутреннюю и внешнюю, дифференциальную и интегральную валидность

6.1. Внутренняя дифференциальная и интегральная валидность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под внутренней валидностью понимается способность модели верно идентифицировать объекты, входящие в обучающую выборку.

Для измерения адекватности модели необходимо выполнить следующие действия:

1. Скопировать обучающую выборку в распознаваемую (во 1-м режиме 2-й подсистемы нажав клавишу Б5).

2. Выполнить пакетное распознавание (во 2-м режиме 4-й подсистемы, задав 1-й критерий сходства) (рисунок 10).

3. Измерить адекватность модели (во 2-м режиме 6-й подсистемы) (рисунки 11 и 12).

|ТГ 12 х 20 □! І ІЗ, І а] А]

Универсальная когнитивная аналитическая система 12:38 (с) НПП *ЭЙДОС*

ИР1СловариР20бучениеР30птимизацияР4РаспознаваниеР5ТипологияР6АнализР7СервисИ

Ввод / правка распознаваемых анкет

пакетное РАСПОЗНАВАНИЕ

Вывод РЕЗУЛЬТАТОВ распознавания

ПОЧТА по распознаваемым анкетам

Рисунок 10. Выход на режим пакетного распознавания

Рисунок 11. Выход на режим измерения адекватности модели

|->г 12 «20^ г;і| іві а] ЖІЗ А]

Универсальная когнитивная аналитическая система.

12:40 (с) НПП *ЭЙДОС-

I Подсистема анализа. Измерение адекватности информационной модели

Анкет физических: Верная идентификация: Верная идентификация: 151 логических (всего/факт): 151/ 150 Ошибочная неидентификация: 99. 34"о Ошибочная неидентификация: 151 1 О.ббЧь

Достоевскии

| |код Наименование класса Анкет лог-х. Идент. верно Идент. ошиб. Неидент. верно Неидент. ошибоч. ВЕРНАЯ. Ошибочн. ИДЕНТ.% идентиф.%

к Достоевский 8 8 5 138 0 100.00 3. 50

2 Гоголь 8 8 6 137 0 100.00 4.20

3 Грибоедов 42 42 1 108 0 100.00 0.92

4 Лермонтов 27 27 2 122 0 100.00 1.61

5 Пушкин 48 48 2 101 0 100.00 1.94

6 Толстой 10 9 1 140 1 90.00 0.71

7 Тургенев 8 8 9 134 0 100.00 6.29

рігенерация отчетаР2СортировкаРЗПечатьР4ПоискР8Расч.внешней валид.РЭУдал.классов

Рисунок 12. Экранная форма управления измерением адекватности модели и отображения результатов

Эта форма может прокучиваться вправо-влево. В верхней части формы приведены показатели интегральной валидности (средневзвешенные по всей обучающей выборке), а в самой таблице - дифференциальной валидности, т.е. в разрезе по классам.

Кроме того, результаты измерения адекватности модели выводятся в форме файлов с именами ValidSys.txt (рисунок 13) и ValAnkSt.txt (рисунок 14) стандарта "ТХТ-текст DOS" в поддиректории ТХТ. Первый файл имеет вид:

ИЗМЕРЕНИЕ АДЕКВАТНОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Анкет Физических: 151 логических (всего/факт): 151/ 151

Верная идентификация: 150 Ошибочная неидентиФикация: 1

Верная идентификация: 99.34% Ошибочная неидентиФикация: 0.66%

Минимальный уровень сходства: 0.0 Максимальное кол-во классов: 99999

02-05-04 12:40:09 г.Краснодар

N п/п Код класса Наименование класса Всего логич анкет ИДЕНТИФИЦИР Нєидєнтифиц ИДЕНТИФИЦИРОВ НеидентиФицир

ВЕРНО Ошиб. Верно Ошиб. ВЕРН0% Ошиб.% Верно% Ошиб.%

1 1 Достоевский 8 8 5 138 0 100.00 3.50 96.50 0.00

2 2 Г огопь 8 8 6 137 0 100.00 4.20 95.80 0.00

3 3 Г рибоедов 42 42 1 108 0 100.00 0.92 99.08 0.00

4 4 Пермонтов 27 27 2 122 0 100.00 1.61 98.39 0.00

5 5 Пушкин 48 48 2 101 0 100.00 1.94 98.06 0.00

6 6 Толстой 10 9 1 140 1 90.00 0.71 99.29 10.00

7 7 Тургенев 8 8 9 134 0 100.00 6.29 93.71 0.00

Универсальная когнитивная аналитическая система НПП *ЭЙД0С*

Рисунок 13. Выходная форма ValidSys.txt с результатами измерения адекватности модели и отображения результатов

Рассмотрим, что означают графы этой выходной формы.

"Всего логических анкет" - это количество анкет (примеров текстов) в обучающей выборке, на основе которых формировался образ данного класса.

"Идентифицировано верно" - это количество анкет обучающей выборки, которые идентифицированы как классы, к которым они действительно относятся.

"Идентифицировано ошибочно" - это количество анкет обучающей выборки, которые идентифицированы как классы, к которым они в действительности не относятся (ошибка идентификации).

"Неидентифицировано верно" - это количество анкет обучающей выборки, которые неидентифицированы как классы, к которым они действительно не относятся.

"Неидентифицировано ошибочно" - это количество анкет обучающей выборки, которые неидентифицированы как классы, к которым они в действительности относятся (ошибка неидентфикации).

В правой части формы приведены те же показатели, но в процентом выражении:

- для анкет, идентифицированных верно и неидентифицированных ошибочно за 100% принимается количество логических анкет обучающей выборки по данному классу;

- для анкет, идентифицированных ошибочно и неидентифицирован-ных верно за 100% принимается суммарное количество логических анкет обучающей выборки за вычетом логических анкет по данному классу.

АНКЕТЫ распознаваемой выборки Класс распознавания : 1 - ДОСТОЕВСКИЙ

Результат идентификации : Верная идентификация

Минимальный уровень сходства: 0.0 Максимальное кол-во классов: 99999

02-05-04 12:40:09 г.Краснодар

Коды анкет Р а с П 0 знаваемой выборки

2 3 4 5 6 7 8

Универсальная когнитивная аналитическая система НПП «ЭЙДОС*

Рисунок 14. Фрагмент выходной формы ValAnkSt.txt с результатами измерения адекватности модели и отображения результатов

В данной форме приведены коды анкет обучающей выборки, которые были учтены в каждой графе предыдущей формы по каждому классу.

6.2. Внешняя дифференциальная и интегральная валидность Под внешней валидностью понимается способность модели верно идентифицировать объекты, не входящие в обучающую выборку, но относящиеся к генеральной совокупности, по отношению к которой она репрезентативна.

Для измерения внешней валидности необходимо выполнить следующие действия:

1. В режиме измерения адекватности модели запустить режим измерения внешней валидности (нажав Б8 Измерение внешней валидности) (рисунок 11).

2. Выбрать один из режимов удаления объектов обучающей выборки, приведенный на экранной форме (рисунок 15).

-ІДІХІ

ъ 12 х го ^ □! |е,| вз1 а]___________________________________________________________________________________________________________________

Универсальная когнитивная аналитическая система. 13:58 (с) НПП *ЭИДОС*

И подсистема анализа. Измерение ВНЕШНЕЙ валидности информационной моделиД

ВНИМАНИЕ!!!

■ Данный режим основан на методах бутстрепной статистики и предназначен для измерения интегральной и дифференциальной ВНЕШНЕЙ ВАЛИДНОСТИ семантической информационной модели.

■ Суть его в том, что из обучающей выборки автоматически удаляется:

- либо каждый ГМ-й объект;

- либо N случайно выбранных объектов.

■ Удаленные из обучающей выборки объекты автоматически переносятся в распознаваемую выборку.

■ Затем выполняется синтез модели, контрольное распознавание и и генерация отчета по валидности в данном режиме.

Задайте 14: желаем Успеха! ! !

Из обучающей выборки удалять: РІКажльїй ГМ-й объектР2М случайно выбранных объектов)

: -ВАЯР

Рисунок 15. Режим переноса анкет обучающей выборки в распознаваемую для измерения внешней валидности

Результат выполнения всех указанных на рисунке 15 действий приведен на рисунке 16.

ИЗМЕРЕНИЕ АДЕКВАТНОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Анкет Физических: 75 логических (всего/факт): 75/ 75

Верная идентификация: 61 Ошибочная неидентиФикация: 14

Верная идентификация: 81.33% Ошибочная неидентиФикация: 18.67%

Минимальный уровень сходства: 0.0 Максимальное кол-во классов: 99999

09-05-04 08:20:09 г.Краснодар

N п/п Код класса Наименование класса Всего погич анкет ИДЕНТИФИЦИР Нєидєнтифиц ИДЕНТИФИЦИРОВ НеидентиФицир

ВЕРНО Ошиб. Верно Ошиб. ВЕРН0% Ошиб.% Верно% Ошиб.%

1 1 Достоевский 4 3 55 16 1 75.00 77.46 22.54 25.00

2 2 Г огонь 4 3 47 24 1 75.00 66.20 33.80 25.00

3 3 Г рибоедов 21 19 43 11 2 90.48 79.63 20.37 9.52

4 4 Лермонтов 13 8 43 19 5 61.54 69.35 30.65 38.46

5 5 Пушкин 24 19 40 11 5 79.17 78.43 21.57 20.83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 6 Толстой 5 5 45 25 0 100.00 64.29 35.71 0.00

7 7 Тургенев 4 4 53 18 0 100.00 74.65 25.35 0.00

Универсальная когнитивная аналитическая система НПП *ЗЙД0С*

Рисунок 16. Выходная форма с результатами измерения внешней валидности методом бутстрепной статистики

При этом исходная выборка была разделена на две:

- в обучающей выборке остались только нечетные анкеты;

- в распознаваемую выборку были включены только четные анкеты;

- при распознавании был использован 2-й интегральный критерий: сумма количества информации.

Анализ отчета по внешней валидности, приведенного на рисунке 16, позволяет сделать вывод о высокой степени адекватности семантической информационной модели. Это значит, что взаимосвязи между словами, использованными в текстах, и принадлежностью этих текстов различным авторам, выявленные по примерам обучающей выборки, оказались имеющими силу и для других фрагментов текстов, приведенных в распознаваемой выборке. Это означает, что они относятся к генеральной совокупности, по отношению к которой обучающая выборка репрезентативна.

7. Выполнить адаптацию модели и измерить, как изменилась ее адекватность

Под адаптацией модели понимается ее количественная модификация, осуществляемая путем включения в обучающую выборку дополнительных примеров реализации объектов, относящихся к тем же самым классам и описанным в той же системе признаков.

На первом этапе, для изучения адаптивности модели осуществим ее синтез на основе обучающей выборки, состоящей из нечетных анкет, которая использовалась в примере для измерения внешней валидности. Но в отличие от этого примера эту же выборку используем и как распознаваемую.

На втором этапе осуществим синтез модели на основе полной обучающей выборки, включающей как четные, так и нечетные анкеты.

Адаптация модели повышает точность идентификации объектов той же самой генеральной совокупности.

8. Осуществить пересинтез модели и измерить, как изменилась ее адекватность

Под повторным синтезом (пересинтезом) модели понимается ее качественная модификация, осуществляемая путем включения в модель новых дополнительных классификационных и описательных шкал и градаций, представленных примерами в обучающей выборке.

Пересинтез модели обеспечивает возможность ее применения для идентификации объектов расширенной или новой генеральной совокупности.

Приведем пример синтеза новой модели, обобщающей предыдущую.

В модель добавлены новые классы распознавания (таблица 3).

Таблица 3 - КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ШКАЛЫ

№ Наименования классов распознавания

1 Загадки о животных

2 А.П.Чехов "Вишневый сад"

3 Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"

4 Н.В.Гоголь "Ревизор"

5 А.С.Грибоедов "Горе от ума"

6 И.А.Крылов

7 М.Ю.Лермонтов "Мцыри"

8 Фольклорные загадки о природе

9 Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"

10 Пословицы

11 А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

12 Загадки о саде и огороде

13 В.Шекспир

14 М.А.Шолохов "Тихий Дон"

15 Скороговорки

16 Л.Н.Толстой "Война и мир"

17 И.С.Тургенев "Отцы и дети"

Описательные шкалы и градации не приводятся, т.к. размерность составляет 6974 градации. Необходимо отметить, что текущая версия 11.7 системы "Эйдос" не имеет принципиальных ограничений на суммарное количество градаций классификационных и описательных шкал при синтезе модели и решении задач идентификации и прогнозирования, а также количество объектов обучающей выборки. Реально решались задачи с объемом обучающей выборки до 25000 объектов с 1500 классами и 7000 признаками. При этом был осуществлен синтез и исследование моделей, содержащих до 25 миллионов фактов.

В программном интерфейсе импорта данных из 17 исходных текстовых файлов, посвященных различным темам (см. таблицу 3) было сформировано 592 фрагмента, которые стали основой обучающей выборки.

После синтеза модели измеряется ее адекватность. Для этого обучающая выборка копируется в распознаваемую, после чего проводится распознавание и измерение валидности (рисунок 17). Продемонстрирована очень высокая внутренняя валидность новой модели.

ИЗМЕРЕНИЕ АДЕКВАТНОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Анкет Физических: 592 логических (всего/факт): 592/ 592

Верная идентификация: 591 Ошибочная неидентиФикация: 1

Верная идентификация: 99.83% Ошибочная неидентиФикация: в.11%

Минимальный ыровень сходства: 0.0 Максинапьное коп-во классов: 99999

09-05-04 11:25:19 г.Краснодар

N п/п Код кпасса Наименование кпасса Всего логич анкет ИДЕНТИФИЦИР Нєидєнтифиц ИДЕНТИФИЦИРОВ Неидентифицир

ВЕРНО Ошиб. Верно Ошиб. ВЕРНОЕ Ошиб.% ВерноЯ Ошиб.%

1 1 Загадки о животных 66 66 214 312 0 100.00 40.68 59.32 0.00

2 2 Я.П.Чехов "Вишневый сад" 10 10 24 558 0 100.00 4.12 95.88 0.00

3 3 Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" 8 8 38 546 0 100.00 6.51 93.49 0.00

4 4 Н.В.Гогопь "Ревизор" 8 8 26 558 0 100.00 4.45 95.55 0.00

5 5 Я.С.Грибоедов "Горе от ума" 42 42 33 517 0 100.00 6.00 94.00 0.00

6 6 И.Н.Крылов 35 35 12 545 0 100.00 2.15 97.85 0.00

7 7 М.Ю.Лермонтов "Мцыри" 27 27 34 531 0 100.00 6.02 93.98 0.00

8 8 Фопькпорные загадки о природе 31 31 263 298 0 100.00 46.88 53.12 0.00

9 9 Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" 55 55 17 520 0 100.00 3.17 96.83 0.00

10 10 Пословицы 43 43 213 336 0 100.00 38.80 61.20 0.00

11 11 Н.С.Пушкин "Евгений Онегин" 48 48 48 496 0 100.00 8.82 91.18 0.00

12 12 Загадки о саде и огороде 33 33 288 271 0 100.00 51.52 48.48 0.00

13 13 В.Шекспир 59 58 27 506 1 98.31 5.07 94.93 1.69

14 14 М.П.Шолохов "Тихий Дон" 7 7 34 551 0 100.00 5.81 94.19 0.00

15 15 Скороговорки 102 102 120 370 0 100.00 24.49 75.51 0.00

16 16 П.Н.Толстой "Война и мир" 10 10 20 562 0 100.00 3.44 96.56 0.00

17 17 И.С.Тургенев "Отцы и дети" 8 8 61 523 0 100.00 10.45 89.55 0.00

Универсальная когнитивная аналитическая система

НПП -ЭЙДОС-

Рисунок 17. Выходная форма с результатами измерения внутренней валидности после пересинтеза модели

9. Вывести информационные портреты текстов и дать их интерпретацию

Информационный портрет класса представляет собой список признаков в порядке убывания количества информации, содержащегося в этих признаках о принадлежности к данному классу.

Генерируются они 1-м режиме 5-й подсистемы "Типология" (Рисунок 18). Информационные портреты классов отображаются системой "Эй-дос" в виде экранных форм, круговых диаграмм и гистограмм, а также в распечатываются в форме таблиц в поддиректории ТХТ. Графические формы записываются в поддиректории РСХ.

] пМвІ ш\ АІ

Информационный портрет объекта:

№ П /VI Код Наименование признака Инф-ть (Бит) Инф-ть (%) Сум.инф-ть С«)

■В 781 Пьер 1.22896 30.07 30.07

2 782 Пьера 1.22896 30.07 60.14

3 973 Толстого 1.22896 30.07 90.21

4 974 Толстой 1.22896 30.07 120.28

5 1116 армию 1.22896 30.07 150.35

6 5821 солдат 1.22896 30.07 180.42

7 1571 война 1.14504 28.01 208.43

8 5182 ради 1.09655 26.83 235.26

9 5478 самым 1.09655 26.83 262.09

10 186 Война 1.04234 25. 50 287.59

11 560 н 1.04234 25. 50 313.09

Генерация портретаР2Сорт.РЗПечатьР4ПоискР5ДиаграммаР6ФильтрацияР7Интерпретация

] пМв! ш\ АІ

подсистема типологического анализа. Информационным портрет объекта: 17И.С.Тургенев "Отцы и дети"

№ п/ї¥ Код Наименование признака Инф-ть (Бит) Инф-ть (%) Сум.инф-ть м

■і 90 Базаров 1.29440 31.67 31.67

2 91 Базарова 1.29440 31.67 63.34

3 993 Тургенев 1.29440 31.67 95.01

4 2175 дети 1.29440 31.67 126.68

5 314 Евгения 1.10777 27.10 153.78

6 1861 герою 1.10777 27.10 180.88

7 2558 заставляя 1.10777 27.10 207.98

8 4170 остается 1.10777 27.10 235.08

9 6969 яркой 1.10777 27.10 262.18

10 273 действительн 0.97537 23.86 286.04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 1470 взглядов 0.97537 23.86 309.90

Генерация портретаР2Сорт.РЗПечатьР4ПоискР5ДиаграммаР6ФильтрацияР7Интерпретация

Рисунок 18. Информационные портреты классов

10. Выполнить кластерно-конструктивный анализ модели

Кластерно-конструктивный анализ классов и признаков реализуется в 5-й подсистеме "Типология". В результате рассчитываются матрицы сходства классов и признаков, на основе которых генерируется и выводится ряд текстовых и графических форм. В данной статье мы приведем для примера лишь матрицу сходства классов (таблица 4) и отображающую ее в графической форме семантическую сеть классов (рисунок 30).

Таблица 4 - МАТРИЦА СХОДСТВА КЛАССОВ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

1 100,00 -9,55 -8,94 -8,16 -9,46 6,32 -10,08 38,11 -6,24 33,86 -4,34 41,96 -11,12 -8,17 11,70 -8,00 -11,05

2 -9,55 100,00 -5,11 -0,35 -2,47 -7,84 -2,95 -9,07 -5,50 -5,44 -6,47 1,20 -16,31 -5,43 -10,08 -8,26 2,04

3 -8,94 -5,11 100,00 -2,39 1,12 -3,97 -6,81 -5,61 -0,10 -6,56 -3,05 -10,13 -0,41 -7,36 -11,47 -6,04 -6,32

4 -8,16 -0,35 -2,39 100,00 2,52 9,73 1,33 -4,36 -6,23 -9,19 -4,94 -8,33 -9,55 -1,41 -9,14 -1,91 3,14

5 -9,46 -2,47 1,12 2,52 100,00 -8,31 -1,87 -5,24 -12,74 -1,25 -5,30 -4,55 -12,89 -8,85 -6,73 -9,59 -3,52

6 6,32 -7,84 -3,97 9,73 -8,31 100,00 -6,55 -5,05 -12,06 0,49 -7,34 -2,99 -15,19 -11,13 8,18 -3,10 -8,75

7 -10,08 -2,95 -6,81 1,33 -1,87 -6,55 100,00 -4,35 -1,04 -6,10 -10,14 -5,71 -7,09 -0,21 -9,40 -3,97 3,67

8 38,11 -9,07 -5,61 -4,36 -5,24 -5,05 -4,35 100,00 -2,38 34,04 -6,03 41,21 -6,48 -4,72 0,87 -8,50 -8,17

9 -6,24 -5,50 -0,10 -6,23 -12,74 -12,06 -1,04 -2,38 100,00 -1,85 -8,20 -6,28 -12,89 -1,18 -2,41 0,73 -3,53

10 33,86 -5,44 -6,56 -9,19 -1,25 0,49 -6,10 34,04 -1,85 100,00 -8,76 39,59 -9,83 -9,07 -1,63 -11,22 -7,73

11 -4,34 -6,47 -3,05 -4,94 -5,30 -7,34 -10,14 -6,03 -8,20 -8,76 100,00 -7,79 13,47 -3,96 -5,98 -11,77 -2,47

12 41,96 1,20 -10,13 -8,33 -4,55 -2,99 -5,71 41,21 -6,28 39,59 -7,79 100,00 -8,80 -8,13 5,09 -8,29 -5,24

13 -11,12 -16,31 -0,41 -9,55 -12,89 -15,19 -7,09 -6,48 -12,89 -9,83 13,47 -8,80 100,00 -3,67 -3,20 -1,92 1,77

14 -8,17 -5,43 -7,36 -1,41 -8,85 -11,13 -0,21 -4,72 -1,18 -9,07 -3,96 -8,13 -3,67 100,00 -11,07 -0,69 -3,25

15 11,70 -10,08 -11,47 -9,14 -6,73 8,18 -9,40 0,87 -2,41 -1,63 -5,98 5,09 -3,20 -11,07 100,00 -8,44 -12,23

16 -8,00 -8,26 -6,04 -1,91 -9,59 -3,10 -3,97 -8,50 0,73 -11,22 -11,77 -8,29 -1,92 -0,69 -8,44 100,00 -5,50

17 -11,05 2,04 -6,32 3,14 -3,52 -8,75 3,67 -8,17 -3,53 -7,73 -2,47 -5,24 1,77 -3,25 -12,23 -5,50 100,00

CopuRight (с) Scientific fi industrial enterprise AIDOS, Russia, 19B1-2001. Russian Patent No 940217. All Ttights Reserued.

2D - СЕМАНТИЧЕСКАЯ СЕТЬ КЛАССОВ

Загаэки о ншвотн пн

И.С .Тургенев "Оти ы и аети"

н .п .Чеков "Вишнев ый саэ"

Ф.М .Аостоевский " Преступление и на казание"

И .В .Гоголь "Ревиз ОР"

Г1 .н .Толстой "Войн Э. И МИР"

Отношения сходства:

различия:

Сила сйязи - толщина линии

Рисунок 19. Отображение матрицы сходства классов в графической форме семантической сети классов (отображены связи значимостью более 5%)

Выводы

Продемонстрирована возможность и эффективность применения технологии и инструментария системно-когнитивного анализа для решения ряда задач атрибуции текстов.

Приведен подробный численный пример (с большим количеством конкретных иллюстративных материалов) реализации всех этапов СК-анализа при атрибуции текстов:

- когнитивной структуризации и формализации предметной области;

- формирования обучающей выборки;

- синтеза семантической информационной модели;

- оптимизации и измерения адекватности модели;

- адаптации и пересинтеза модели;

- типологического и кластерно-конструктивного анализа модели.

Статья может представлять интерес для специалистов по атрибуции

и контент-анализу текстов на естественном языке. Материал может быть также использован в качестве руководства к лабораторной работе по дисциплине: "Интеллектуальные информационные системы".

Список литературы

1. Марусенко М. А. Атрибуция анонимных и псевдонимных литературных произведений методами теории распознавания образов. - Л.: ЛГУ, 1990. - 164с.

2. Луценко Е.В. Теоретические основы и технология адаптивного семантического анализа в поддержке принятия решений (на примере универсальной автоматизированной системы распознавания образов "ЭЙДОС-5.1"). - Краснодар: КЮИ МВД РФ, 1996. - 280с.

3. Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ в управлении активными объектами (системная теория информации и ее применение в исследовании экономических, социально-психологических, технологических и организационно-технических систем): Монография (научное издание). -Краснодар: КубГАУ. 2002. -605 с.

4. Луценко Е.В. Атрибуция текстов как обобщение задач идентификации и прогнозирования. // Научный журнал КубГАУ. - 2003.- № 2 (2). -19 с. http://ei.kubagro.ru.

5. Пат. № 2003610986 РФ. Универсальная когнитивная аналитическая система "ЭЙДОС" / Е.В.Луценко (Россия); Заяв. № 2003610510 РФ. Опубл. от 22.04.2003. - 50с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.