Научная статья на тему 'Атрейа как рассказчик "Чарака-самхиты"'

Атрейа как рассказчик "Чарака-самхиты" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / АЮРВЕДА / САНСКРИТ / МЕДИЦИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ / "ЧАРАКА-САМХИТА"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дружинин Владимир Юрьевич

Обозначена роль Атрейи как изначального рассказчика «Чарака-самхиты» - одного из трактатов традиционной аюрведической медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Атрейа как рассказчик "Чарака-самхиты"»

2007 19,6 19,6 19,5 19,9 15,3 12,6 14,7 22,3

2008 21,0 20,2 21,7 21,1 7,1 3,1 11,3 6,0

2009 20,9 20,9 22,8 22,3 - 0,5 3,5 5,1 5,7

2010 22,4 20,9 25,4 24,1 14,8 7,2 11,4 8,1

2011 24,1 22,4 27,6 26,4 9,2 7,6 9,4 9,5

Следует отметить неравномерный рост распространённости сахарного диабета в указанных территориях Тюменской области. Так, по Тюменской области наибольший темп прироста отмечен в 1991 (16,1%), 2007 (15,3%) и 2010 (14,8%) годах; по Югу Тюменской области - в 1991 (23,3%), 2006 (14,5%), 2007 (12,6%) годах; в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - в 2002 (54,8%), 1986 (18,7%), 1999 (15,3%) годах; в Ямало-Ненецком автономном округе - в 1996 (28,3%), 2000 (27,9%), 1991 (22,6%) годах. С целью выявления общей тенденции динамики распространённости сахарного диабета в Тюменском регионе и её прогнозирования мы провели аналитическое выравнивание показателей динамики по способу наименьших квадратов по формуле: yt = a0 + a1t, где t - порядковый номер периода, a0 и a1 - параметры исковой кривой. Прогноз на основе аналитического выравнивания динамики распространённости сахарного диабета составил: на 2015 год по Тюменской области - 23,900/00, югу Тюменской области - 23,030/00, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - 24,730/00, Ямало-Ненецкому автономному округу - 26,230/00; на 2020 год - 27,600/00, 26,170/00, 28,890/00, 30,770/00 соответственно.

Литература

1. Дедов И.И. Сахарный диабет в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Сахарный диабет. - 1998. - №2 1. - С. 1-23.

2. Гришина Л.П., Кодзоева М.И. Социально-гигиенические аспекты заболеваемости вследствие болезней эндокринной системы в республике Ингушетия // Проблемы управления здравоохранением. - 2003. - №2 5. - С. 33-37.

АТРЕЙА КАК РАССКАЗЧИК «ЧАРАКА-САМХИТЫ»

*

В.Ю. Дружинин

Резюме: обозначена роль Атрейи как изначального рассказчика «Чарака-самхиты» - одного из трактатов традиционной аюрведической медицины.

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет»

Дружинин Владимир Юрьевич - ассистент кафедры, аспирант, [email protected]

Ключевые слова: история медицины, Аюрведа, санскрит, медицинские источники, «Чарака-самхита».

В трактатах древней Индии упоминается несколько личностей с именем Атрейа, имеющих отношение к врачеванию (Пунарвасу Атрейа, Бхикшу Атрейа, Атрейа - учитель Дживаки). Пунарвасу Атрейа, согласно традиции («Чарака-самхита» 1.1.31-32), обучил аюрведе шесть своих учеников - Агнивешу, Бхелу, Джатукарну, Парашару, Ха-риту и Кшарапани (а£пуе8а8 са Ь1те1а8 са jaffikarnah рага8ага11 | ЬагйаЪ са

jagrhш tan-mшer vacah), из которых Агнивеша был первым составившим текст (1агйгазуа кайа ргайтатат а£рпгуе8о уайо 'bhavat), за которым последовали труды остальных. Затем текст Агнивеши был отредактирован Чаракой (Сагака), а позже Дридхабалой ^гфаЬа1а), став известен как «Чарака-самхита» [4, 5]. Слово «Атрейа» (Айгеуа) означает «сын Атри» (айгег apatyaш), что видно из большого числа утверждений. Так в «Чарака-самхите» (1.3.30, 1.21.62, 6.12.3) Атрейю называют а1пт|а (букв. рождённый от Атри), atrijah pшarvasuh (букв. Пунарвасу, рождённый от Атри) и а^у-айт^а (букв. рождённый из тела Атри), соответственно. Именно Пунарвасу Атрейа считается рассказчиком того, что позже станет текстом «Чарака-самхиты». Существуют также упоминания о Бхикшу Атрейа (ВЫкБи Айгеуа), учёном монахе из рода Атрейа. В «Чарака-самхите» (1.25.24-25) приводится беседа, где он провозглашает учение о времени как причине всего сущего (kala-karana-vada). Он присутствует в собрании мудрецов вместе с Пунарвасу Атрейей, что позволяет различить их. Пунарвасу упоминается как «брахмарши» (мудрец среди брахманов), следующих ведической традиции (Ьга1ттагБ1г ШтёуаЪ), в то время как Бхикшу Атрейа видится принадлежащим к неведической традиции (пайка).

Существует также другой Атрейа, великий учитель (сЦваргатиЫта асагуа) в Так-шашиле (Гак5а8Па), который, согласно поздним текстам обучал Дживаку (ЛУака), выдающегося врача и хирурга времени Будды [3]. По мнению некоторых учёных, именно этот Атрейа отождествляется с Пунарвасу, но эта точка зрения встречает определённые трудности:

1) Имя Атрейа также принадлежит другим учёным, помимо Пунарвасу, таким как Бхикшу Атрейа.

2) Имя учителя Дживаки, приведённое в китайской транскрипции в «Авада-на-сутре», звучит как Pin-kia-lo, то есть Пингала (Йп§а1а), а не Пунарвасу.

3) В «Чарака-самхите» нет упоминания Такшашилы (или любой другой территории на северо-западе Индии) как обители Атрейи Пунарвасу, скорее он обучал в Кампилье (столица Дакшина-Панчалы), о чем свидетельствует «Чарака-самхита» (3.3.3) (panca1a-ksëtrë dУjativaradhyllSitë кашрПуа-г^асЦтапуат ЬЬааап рппагуаБиг ШгёуаЪ...).

4) Атрейа Пунарвасу был представителем терапевтической школы (kaya-cikitsa), а не хирургической, но учитель Дживаки описывается как обладающий хирургическими навыками [1].

Индийские учёные традиционного толка приписывают существование Атрейи в хронологических рамках от 750-700 лет до н.э. - до первого тысячелетия до н.э. [2]. По мнению других, мнение о существовании одного или нескольких выдающихся докторов с именем Атрейа зиждется лишь на традиционных верованиях и стремлении показать принадлежность к ведическому знанию и не имеет исторического подтверждения [1].

Литература

1. Filliozat J. The Classical Doctrine of Indian Medicine. Its origins and its Greek Parallels /J. Filliozat. - Delhi: Munshiram Manoharlal, 1964. - p. 10-11;

2. Sharma, P. History of Medicine in India (From Antiquity to 1000 AD) / P. Sharma. -New Delhi: Indian National Science Academy, 1992. - p. 179.

3. Суботялов М.А., Дружинин ВЮ. История университетского образования в традиционной аюрведической медицине // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Педагогический профессионализм в образовании». - Новосибирск, 2013. - С. 193 - 197.

4. Суботялов М.А., Дружинин ВЮ. Письменные источники Аюрведы как основа медицинского образования // Философия образования, - 2013. - №2 2 (47). - С. 224-229.

5. Суботялов М.А., Сорокина Т.С., Дружинин В.Ю. Этапы развития аюрведической медицины // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, - 2013. - №№ 2. - С. 57-60.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

*

Н.Д. Дубинин

Резюме: рассматривается история развития и даётся определение международной сертификации, классификация её основных моделей. Описываются системы сертификации, как механизм повышения качества медицинской деятельности.

Ключевые слова: международная сертификация, организационная технология, качество организации медицинской помощи, качество медицинской деятельности.

* ФГБУ Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко, Москва

Дубинин Николай Дмитриевич - аспирант, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.