Параскевова Светлана Андреевна
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражаданского права Кубанского государственного аграрного университета
Абрамов Валерий Вениаминович
кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии (e-mail: v.abramov@ugmk.com)
Атомные станции как объекты недвижимости повышенного риска
Аннотация
В статье рассматриваются особенности правового режима атомных станций как источников повышенной опасности. Исследуются особенности гражданско-правовой ответственности за убытки, причиненные юридическим и физическим лицам радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии. На основании анализа действующего законодательства, доктриналь-ных источников и материалов судебной практики деформируются критерии безопасности эксплуатации атомных электростанций как объектов недвижимости повышенного риска.
Annotation
In article features of a legal regime of nuclear stations as sources of the increased danger are considered. The features of civil-law liability for damages caused to legal entities and individuals by radiating influence at works in the field of use of atomic energy are investigated. On the basis of the analysis of the current legislation, doktrine sources and materials of jurisprudence criteria of safety of operation of nuclear power plants as real estate objects of the increased risk are deformed.
Ключевые слова: атомные электростанции, безопасность, объекты недвижимости, недвижимость повышенного риска, риск, источник повышенной опасности.
Key words: nuclear power plants, safety, real estate objects, real estate of the increased risk, risk, a source of the increased danger.
Атомные станции относятся к числу объектов повышенного риска. В целом на территории Российской Федерации, поданным Ростехнадзора России, насчитывается более 110 тыс. промышленных предприятий различного типа, эксплуатирующих около 250 тыс. опасных производственных объектов. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных аварий и катастроф проживает около 100 млн человек, т.е. 70% населения страны [1]. Это обстоятельство не может быть не учтено при выработке правового режима атомных станций.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяются Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" [2]. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ к опасным производственным объектам относятся предприятия или их цехи, участ-
ки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к указанному Федеральному закону.
В Приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ определяются качественные и количественные характеристики объекта, при наличии которых он может быть отнесен к опасным производственным объектам. Таким образом, Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не содержит определения "опасного производственного объекта". Правовая природа данного понятия нуждается в изучении, поскольку она определяет специфику и особенности объектов недвижимости повышенного риска, к которым относится и атомные станции.
В Гражданском кодексе РФ [3] используются понятие "источника повышенной опасности" и понятие "деятельности, которая связана с повышенной опасностью для окружающих". Указанные понятия применяются в сфере регулирования отношений, связанных с осуществлени-
74
ем деятельности по использованию объектов, которые полностью не подконтрольны человеку и несут высокий риск причинения вреда гражданам и организациям. Специфика таких объектов заставила законодателя учитывать возможность причинения вреда ими случайно, независимо от воли владельца или пользователя [4].
Согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной,связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В нормативных актах редко используется прямое указание на определенный объект как на источник повышенной опасности или на определенную деятельность, создающую повышенную опасность для окружающих [5]. Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" [6] источником повышенной опасности надлежит признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств.
В силу прямого указания п. 1 ст. 1079 ГК РФ, использование атомной энергии относится к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, а сам объект атомной энергетики, по смыслу п. 2 ст. 1079, может быть отнесен к источникам повышенной опасности. Несмотря на это в юридической литературе отмечается, что указанное понятие не отражает полностью особые свойства этих объектов [7]. Более того нет единства в трактовке самого понятия "источник повышенной опасности" [8].
Одни авторы под источником повышенной опасности понимают определенного рода деятельность, создающую повышенную опасность
для окружающих [9]. Другие авторы в источнике повышенной опасности видят не вещи, а их свойства [10]. Третья группа авторов считают, что источник повышенной опасности - это не деятельность юридических лиц и граждан, а предметы, вещи, оборудование, находящиеся в процессе эксплуатации и создающие при этом повышенную опасность для окружающих [11].
В юридической литературе высказана также точка зрения о том, что источник повышенной опасности представляет собой сложный материальный объект, вредность которого проявляется в независимости его свойств от человека, что вызывает неподконтрольность ему в достаточно полном объеме процесса его эксплуатации [12]. Применительно к одним и тем же объектам используются самые разнообразные термины: "потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения", "особо важные объекты", "опасные промышленные объекты", "критически важные объекты", "объекты повышенного риска", "гипераварийные объекты" и т.п. - всего можно насчитать около полутора десятков определений
[13].
По мнению Назаркина М.В., указанные термины в нормативных правовых актах могли бы быть обобщены понятием "высокорисковые объекты"
[14]. Названный автор предлагает следующую классификацию высокорисковых объектов:
1) радиационно опасные объекты;
2) химически опасные объекты;
3) биологически опасные объекты;
4) пожаровзрывоопасные объекты;
5) объекты транспортного комплекса;
6) опасные технические сооружения с массовым пребыванием людей;
7) объекты информационной сферы;
8) опасные грузы [15].
Как видно в классификации нарушено правило единого основания деления, так как в одной группе оказались объекты по признаку источника угрозы (радиация, пожар и т.д.) и по признаку целевого назначения объекта (объекты транспорта, информатизации т.п.). В частности, объект транспортной инфраструктуры может быть химически и пожаровзывоопасным объектом, а пожа-ровзрывоопасный объект может быть объектом информационной сферы. Кроме того, согласно представленному автором пониманию высокорисковых объектов, к таковым могут быть отнесены не только объекты недвижимости, но и движимое имущество, что не соответствует категории "недвижимость повышенного риска". Ключевыми в понятии рассматриваемых объектов являются категории "опасности" и "риска".
Определение уровня риска, исследование ^^
75
проблем отнесения риска к нормальному или повышенному, заслуживает отдельного рассмотрения. В пределах данного исследования возможно коснуться проблемы определения понятия риска и его место в правовой категории "недвижимость повышенного риска". Повышенный риск деятельности, связанной с использованием атомной электростанции как объекта недвижимости обусловлен двумя факторами [16]:
1) опасностью, как частотой возникновения поражающего фактора и его интенсивностью;
2) вероятностными потерями в виде причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан, имуществу организаций от воздействия поражающего фактора.
Согласно позиции Ростехнадзора под риском аварии понимается мера опасности, характеризующая вероятность возникновения аварии на объекте и тяжесть ее последствий. Опасность аварии разъясняется Ростехнадзором как угроза, возможность причинения ущерба человеку, имуществу и (или) окружающей среде вследствие аварии на объекте [17].
Таким образом, при рассмотрении атомных электростанций с точки зрения объектов недвижимости, способных причинить вред в результате своей деятельности, ведущим является понятие риска, которое включает в себя определенный уровень опасности. В связи с этим исследуемый объект следует рассматривать с позиции объекта недвижимости повышенного риска, деятельность которого создает определенную опасность для окружающих. При этом, во-первых, опасность может возникнуть случайно, а во-вторых, в случае ее возникновения на атомной электростанции, данный объект не может быть полностью подконтролен человеку.
С учетом изложенного, безопасность эксплуатации атомных электростанций как объектов недвижимости повышенного риска может состоять в оценке рисков аварий; определении достаточного уровня безопасности; сопоставлении риска аварии с достаточным уровнем безопасности; выработка методов и способов уменьшения или устранения риска аварии до достаточного уровня безопасности.
В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" [18] атомная станция представляет собой сооружение и комплексы с ядерными реакторами. Атомные станции относятся к ядерным установкам, являются их разновидностью. Вместе с тем, Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ не содержит каких-либо характеристик атомной станции с позиции объекта недвижимости.
Как объект недвижимости атомная станция представляет собой сложную вещь, поскольку состоит из разнородных вещей, предполагающих использование их по общему назначению и образующих единое целое (ст. 134 ГК РФ). Согласно ст. 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Думается, что для целей правового регулирования возмещения вреда и обеспечения безопасности атомной электростанции как объекта недвижимости повышенного риска нецелесообразно рассматривать данный объект с позиции его характеристики в качестве предприятия в том смысле, который вкладывается в это понятие в ст. 132 ГК. Приведенная норма сориентирована, главным образом, на имущественный оборот предприятия как объекта недвижимости.
Атомная электростанция как объект недвижимости повышенного риска не совпадает с одноименным юридическим лицом, так как само юридическое лицо-собственник атомной электростанции не может представлять опасности для окружающих. Риск причинения вреда возникает лишь при использовании атомной электростанции как опасного материального объекта.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ к основным принципам правового регулирования в области использования атомной энергии относятся обеспечение безопасности при использовании атомной энергии - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности и возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием.
Гражданско-правовую ответственность за убытки, причиненные юридическим и физическим лицам радиационным воздействием при выполнении работ в области использования атомной энергии, несет эксплуатирующая организация в порядке, установленном законодательством РФ. Ответственность эксплуатирующей организации за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием наступает независимо от вины эксплуатирующей организации. Отсутствие вины в качестве обязательного условия наступления гражданско-правовой ответственности эк-
76
сплуатирующей организации за радиационное воздействие представляются вполне оправданными. Однако возникает вопрос относительно реальной возможности за счет собственных средств обеспечить такие платежи в полном объеме. Здесь, как нам представляется, вряд ли можно обойтись без субсидиарной ответственности государства в недостающей части.
1. Интернет-конференция главы Ростехнад-зора К.Б. Пуликовского. URL: http://www.rian.ru/ online/20070731/70033092. html.; Журавлева П.Е. Правовая характеристика опасных производственных объектов // Транспортное право. 2008. № 1. С. 19.
2. Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II: федеральный закон от 22 декабря 1995 г. № 15-ФЗ (ред. от 18.07.2005)//Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410
4. Абрамов С.Н., Попов А.Ф. Источник повышенной опасности: проблемы понятийного аппарата // Законодательство. Право для бизнеса. 2007. № 1. С. 12.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй" (постатейный) /под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. Юрайт, 2004. С. 356.
6. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 7. С. 35.
7.Назаркин М.В. Безопасность высокорисковых объектов как область правового регулирования // Российский следователь. 2009. № 15. С. 16.
8. Редин М.П. Понятие источника повышенной опасности и правовая природа (сущность) обязательства из причинения вреда его действием // Российская юстиция. 2008. № 2. С. 26.
9. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 132; Советское гражданское право: Учебник. В 2 частях. Часть 2 /под ред. В.А. Рясенцева. М., 1987.С. 396.
10. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения. М., 1951. С. 132.; Калмыков Ю.Х. Обязательства, возникающие вследствие вреда имуществу. Саратов, 1965. С. 26.
11.Егоров Н. Понятие источника повышенной опасности // Советская юстиция. 1980. № 11. С. 12; Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976. С. 183-184.
12. Собчак А.А. О понятии источника повышенной опасности в гражданском праве // Правоведение. 1964.№ 2. С. 144-145.
13.Назаркин М.В. Безопасность высокорисковых объектов как область правового регулирования //Российский следователь. 2009. № 15. С. 17.
14.Там же.
15.Там же. С. 18.
16. Оценка и управление природными рисками. Тематический том /Под ред. А. Л. Рагозина. М.: "КРУК", 2003. С. 58.
17. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов. РД 03-418-01. М.: ГУП "НТЦ "Промышленная безопасность", 2002.
18. Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.
1. Internet conference of the head of the Federal Service for Ecological, Technological and Nuclear Supervision K.B. Pulikovski. URL: http://www.rian.ru/ online/20070731/70033092. html. ; Zhuravlyov P. E. Legal characteristic of dangerous production objects // Transport law. 2008. No 1. P. 19.
2. Collection of the legislation of the Russian Federation. 1997. No 30. Art. 3588.
3. Civil code of the Russian Federation. Part II: the federal law from December 22, 1995 of No 15-FL (an edition from 18.07.2005) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1996. No 5. Art. 410.
4. Abramov S.N., Propov A.F. Source of the increased danger: problems of the conceptual device //Legislation. The right for business. 2007. No 1. P. 12.
5. The comment to the Civil code of the Russian Federation, a part second" (paragraph-by-paragraph) / Under the editorship of Abova T.E., A.Yu. Kabalkin. Jurait, 2004. P. 356.
6. Bulletin Supreme Vessels Russian Federation. 1994. No 7. P. 35.
7. Nazarkin M. V. Safety of high-risk objects as area of legal regulation // Russian inspector. 2009. No 15. P. 16.
8. Redin M.P. Concept of a source of the increased danger and the legal nature (essence) of the obligation from infliction of harm by its action // the Russian justice. 2008. No 2. P. 26.
9. Legal encyclopedic dictionary. M., 1984. P. 132; Soviet civil law. Textbook. In 2 parts. A part 2 / Under the editorship of V.A. Ryasentsev. M, 1987. P. 396.
10. Fleyshits E.A. Obligations from infliction of harm and from superficial enrichment. M., 1951. Page 132.; Kalmyks Yu.Kh. Obligation arising owing to harm to property. Saratov, 1965. P. 26.
11. Egorov N. Concept of a source of the increased danger // the Soviet justice. 1980. No 11. P. 12; Kalmyks Yu.Kh. Question of application of civil-law
77
norms. Saratov, 1976. P. 183-184.
12. Sobchak A.A. About concept of a source of the increased danger of civil law //Jurisprudence. 1964. No 2. P. 144-145.
13. Nazarkin M. V. Safety of high-risk objects as area of legal regulation // Russian inspector. 2009. № 15. P. 17.
14. In the same place.
15. In the same place. P. 18.
16. Assessment and management of natural risks. Thematic volume / Under the editorship A.L. Ragozin. M.: "KRUK", 2003. P. 58.
17. Methodical instructions on carrying out the analysis of risk of dangerous production objects. RD 03-418-01. M.: State Unitary Enterprise NTTs Manufacturing security, 2002.
18. Collection of the legislation of the Russian Federation. 1995. № 48. Art. 4552.
78