Научная статья на тему 'Атомная энергетика после катастрофы на АЭС «Фукусима-1»: последствия и перспективы'

Атомная энергетика после катастрофы на АЭС «Фукусима-1»: последствия и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1340
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ / КРИЗИС В АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ / ENERGY / ENERGY SAFETY / NUCLEAR ENERGY / CRISIS OF NUCLEAR ENERGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Яна Вадимовна

В статье рассмотрена актуальная тема негативного влияния «Великого землетрясения» в Восточной Японии, произошедшего 11 марта 2011 года, на энергетический сектор страны. Рассматриваются возникновение «ядерного кризиса» и возможности его трансформации в общий энергетический кризис. Предпринята попытка проанализировать возможные изменения в энергетической политике Японии под воздействием кризиса, оценить, какие альтернативные источники энергии могли бы компенсировать выбывшие атомные мощности, и сделать прогноз относительно будущего развития атомной энергетики в Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nuclear power after the accident at the NPP «Fukushima-1»: implications and prospects

The article is dedicated to the actual issue of the impact of the Great East Japan Earthquake, 2011, March, 11, on the national energy sector. The emergence of nuclear crisis and possibilities for its transformation into general energy crisis are being regarded. The author makes an attempt to analyse possible alterations in Japan's future energy policy given the crisis impact, to estimate what alternative energy sources could compensate the lost nuclear generation capacities and to predict some future directions of nuclear energy development in Japan.

Текст научной работы на тему «Атомная энергетика после катастрофы на АЭС «Фукусима-1»: последствия и перспективы»

Энергобезопасность и охрана труда ^^ 3 = ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА

УДК 621.039

Атомная энергетика после катастрофы на АЭС «Фукусима-1»: последствия и перспективы

Я. В. Мищенко,

Институт стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова, аспирант

В статье рассмотрена актуальная тема негативного влияния «Великого землетрясения» в Восточной Японии, произошедшего 11 марта 2011 года, на энергетический сектор страны. Рассматриваются возникновение «ядерного кризиса» и возможности его трансформации в общий энергетический кризис. Предпринята попытка проанализировать возможные изменения в энергетической политике Японии под воздействием кризиса, оценить, какие альтернативные источники энергии могли бы компенсировать выбывшие атомные мощности, и сделать прогноз относительно будущего развития атомной энергетики в Японии.

Ключевые слова: энергетика, энергетическая безопасность, атомная энергия, кризис в атомной энергетике.

Проблемам энергетики и энергетической безопасности традиционно придаётся первостепенное значение. Япония является одним из крупнейших потребителей энергии. Большую часть потребляемых энергоносителей Япония импортирует ввиду практически полного отсутствия собственных полезных ископаемых. Так, она занимает третье место в мире по импорту нефти, первое - по импорту сжиженного природного газа и характеризуется одним из самых низких уровней самообеспеченности энергией в мире. В 2000-е годы этот показатель для Японии составил 4 %, а с учётом вклада атомной энергетики - 18 % [1]. За атомной энергетикой признавались четыре фактора, отвечающие актуальным задачам энергетической политики: вклад в достижение энергетической безопасности, борьба с глобальным потеплением, наличие доступного источника энергии на территории страны (с учётом импорта урана) и выгодная стоимость.

Авария на АЭС «Фукусима-1» вызвала острую дискуссию в Японии и в мире о безопасности и целесообразности использования атомной энергии, нанесла серьёзный удар по перспективам её развития как приоритетного источника энергии, внесла необходимость пересмотра национальной энергетической стратегии.

В 1970-е годы Япония пережила два энергетических кризиса, вызванных неблагоприятными тенденциями на мировых рынках. Энергетические кризисы стали переломным моментом в восприятии роли атомной энергетики и её перспектив развития в Японии. В последующие десятилетия число атомных реакторов на японских островах стремительно увеличивалось. Уже к концу 80-х годов их было более тридцати, и по величине парка атомных реакторов и суммарной их мощности Япония уступала лишь США, Франции и СССР.

В настоящее время Япония является одним из признанных мировых лидеров атомного машиностроения, и в каждом из трёх крупнейших международных альянсов, делящих современный глобальный

атомный рынок, представлены японские компании: Hitachi в альянсе с General Electric, Mitsubishi Heavy Industries с французской Areva и Toshiba с американской Westinghause. В первом десятилетии XXI века Япония занимала третье место в мире по количеству установленных и находящихся в эксплуатации атомных реакторов. Кроме того, наряду с КНР и Индией страна развивала масштабную программу строительства дополнительных атомных генерирующих мощностей (табл. 1) [2].

В «Стратегическом энергетическом плане», официальном документе 2010 г. Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, развитие атомной генерации объявлено одним из факторов достижения независимой и экологически благоприятной структуры сектора энергетики. Согласно плану, к 2020 г. должны были построить девять дополнительных энергоблоков, а к 2030 г. более четырнадцати. К тому же была поставлена цель к 2030 г. повысить долю атомной энергии в структуре первичного энергетического баланса с нынешних 10 % до 24 % [3].

Таким образом, атомная энергетика является одной из фундаментальных, стратегических отраслей японской промышленности и энергетики. Кроме того, Япония позиционировала себя в качестве обладателя и носителя самых передовых и совершенных технологий в глобальной атомной индустрии. Тем страшнее оказалось для всего мира осознание факта «ядерного кризиса» именно в Японии.

Системы безопасности объектов энергетики в Японии

Зарубежные специалисты и представители мирового атомного сообщества, обеспокоенные ситуацией в Японии, очертили ряд критических замечаний в отношении сложившейся ситуации. Они относятся к антикризисному менеджменту на аварийной японской станции, степени информационной открытости и скорости принятия решений. Поднят вопрос о халатности в отношении безопасности на атомных объектах, в

4 ^^ Энергобезопасность и энергосбережение

Таблица 1

Количество атомных энергоблоков и выработка атомной генерации в Японии и в мире, 2009 г.

Государство Установленные мощности и количество энергоблоков в эксплуатации Проектируемые / строящиеся мощности и энергоблоки

мощность, млн кВт количество, шт. мощность, млн кВт количество, шт.

США 106,3 104 10,6 9

Франция 66 59 1,6 1

Япония 47,9 53 20,5 16

Российская Федерация 23,2 27 12,1 13

Германия 21,5 17 - -

Республика Корея 17,7 20 9,6 8

Украина 13,8 15 2 2

Канада 13,3 18 - -

Великобритания 12 19 - -

Швеция 9,4 10 - -

КНР 9,1 11 26,9 26

Испания 7,7 8 - -

Бельгия 6,1 7 - -

Тайвань 5,2 6 2,7 2

Индия 4,1 17 10 14

частности, недостаточно учтённом факторе сейсмо-опасности. Даже высказано мнение, что строительство атомных станций в такой сейсмически активной местности само по себе является грубым нарушением норм безопасности. Все эти вопросы в настоящее время подвергаются тщательному изучению и анализу ведущими организациями и предприятиями в области атомной энергетики во всем мире.

Франция, США, Россия объявили о том, что намерены и дальше развивать мирную атомную программу, проведя дополнительные внутренние проверки и стресс-тесты безопасности на АЭС. В этих странах атомная генерация уже давно вносит значительный вклад в обеспечение электроэнергией и имеет стратегическое значение. Индия и КНР, в последнее время активно строившие атомные энергоблоки и планировавшие наращивать атомную генерацию для обеспечения потребности своих растущих экономик в энергии, отказываться от АЭС не планируют, однако признают, что разработка дополнительных мер безопасности и проверка существующих могут значительно замедлить темпы реализации их национальных атомных программ [4]. Страны, не обладающие атомными мощностями, но намеревавшиеся в ближайшем будущем ими обзавестись, отреагировали по-разному. Так, Турция и Вьетнам пока не отказались от своих планов; Италия приняла решение заморозить все процедуры, связанные с выбором площадки и строительством будущей АЭС. Швейцария под влиянием японского ядерного кризиса решила не строить новые АЭС и постепенно выводить из эксплуатации действующие старые. Ещё более радикальные меры последовали в Германии, где атомная энергия генерирует около четверти всей потребляемой электроэнергии. Оперативно отказавшись от эксплуатации старых атомных электростанций, Германия коснулась актуального для этой индустрии вопроса. Атомные компании различных стран,

как правило, выступают за продление сроков работы действующих АЭС, мотивируя это интересами экономии времени и материальных средств. Строительство новых энергоблоков весьма затратно и длится не один год, тогда как, по утверждениям специалистов, даже после нескольких десятилетий эксплуатации при условии проведения плановых ремонтов и модернизаций в станциях заложен достаточный уровень надёжности, чтобы продлевать сроки их эксплуатации. Авария на «Фукусиме-1», случившаяся в год сорокового юбилей введения в эксплуатацию её первого энергоблока, ставит под сомнение этот тезис. Данный вопрос касается общемировой практики, а не только японских норм безопасности атомных объектов.

Между тем Япония обладает достаточно развитой законодательной, организационной и правовой базой в области безопасного использования атомной энергии. Первым документом, где разработаны и приведены меры по предотвращению радиационных угроз, был «Основной закон об атомной энергии», принятый в 1955 г. и пересмотренный в последний раз в декабре 2004 г. В том же 1955 г. был издан закон об учреждении Комиссии по атомной энергетике и Комиссии по ядерной безопасности. В дальнейшем принимались различные законодательные акты, регулирующие нормы использования атомной энергии и эксплуатации ядерных объектов. Так, в 1999 г. был принят закон «О подготовке к ядерным авариям» [5]. Это свидетельствует о последовательном развитии законодательной базы по ядерной безопасности одновременно с развитием и реализацией мирной ядерной программы, а также о том, что ядерной безопасности уделялось серьёзное внимание.

В Японии действует обширная сеть организаций, занимающихся вопросами ядерной безопасности: правительственных, научных и предпринимательских. Две наиболее значимые из них - Комиссия по

Энергобезопасность и охрана труда ^^ 5 =

безопасному использованию атомной энергии (Nuclear Safety Commission, NSC) при администрации премьер-министра, а также Агентство по ядерной и промышленной безопасности (Nuclear and Industrial Safety Agency, NISA) при Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии. Комиссия была создана в 1978 г., а до этого аналогичную роль играло учреждённое в 1956 г. Бюро ядерной безопасности. Эта организация, подотчётная канцелярии премьер-министра, является основным разработчиком норм ядерной безопасности в Японии. На её рекомендации опираются в своей работе все другие организации, осуществляющие деятельность в ядерной сфере. Комиссия ответственна за формирование принципов и внедрение антикризисного менеджмента на японских АЭС, а также в целом за культуру ядерной безопасности. Отдельное внимание уделяется изучению сейсмических угроз и их последствий. С учётом постоянно обновляющихся данных пересматриваются и вносятся поправки в стандарты проектирования, строительства и эксплуатации объектов атомной промышленности. Комиссия способствует проведению научно-технических исследований в области безопасности. В 2006 г. был пересмотрен свод норм по сейсмопроек-тированию атомных реакторов. Новое руководство по строительству атомных станций с учётом новейших сведений о сейсмических угрозах и антикризисных технологий адресовано не компаниям-строителям или операторам АЭС, а другим регулирующим организациям в области ядерной безопасности, которые ответственны за контрольно-инспекционную деятельности и выдачу лицензий, то есть подтверждение соответствия объектов нормам безопасности. Так, в своей работе Комиссия взаимодействует с Агентством по ядерной и промышленной безопасности, созданным в 2001 г. и включающим два основных направления деятельности: промышленную и ядерную безопасность. Данная организация осуществляет планирование, координацию, регулирующую деятельность в сфере безопасности на промышленных объектах. Контроль её на предмет соответствия стандартам безопасности осуществляется на всех этапах жизни атомных объектов: от проектирования и строительства до вывода из эксплуатации. В нынешней ситуации при аварии на атомных объектах Агентство координирует действия компании-оператора АЭС, получает оперативную информацию и анализирует её, выдаёт рекомендации и согласовывает план ликвидации аварии, а также взаимодействует с международными организациями.

Более чем за полвека развития атомной энергетики Япония накопила определённый опыт антикризисного реагирования. Чрезвычайные ситуации складывались не раз, и причины были различные: утечки радиации, технические неисправности, инциденты с ядерным топливом, человеческий фактор и стихийные бедствия. Случались и серьёзные происшествия. Так, в 1997 г. во время аварии на заводе по переработке ядерного топлива началась неуправляемая цепная реакция, которую по счастливому стечению обстоятельств удалось вовремя остано-

вить, однако радиоактивное заражение близлежащих районов всё же произошло [6]. В 2002 г. разразился громкий скандал вокруг компании ТЕРСО. Выяснилось, что её руководство фальсифицировало результаты проверок и пыталось скрыть неполадки в работе 13 из 17 своих реакторов. Энергоблоки были принудительно остановлены для скрупулезной проверки. В 2004 г. произошла авария на АЭС «Михама-3» в расположенной недалеко от Токио префектуре Фукуи, в результате которой погибли пять рабочих. Последующее расследование выявило упущения в инспекционной системе на атомных станциях и спровоцировало масштабную проверочную программу на атомных объектах по всей стране. Стихийные бедствия также становились причиной инцидентов на АЭС: в 2007 г. землетрясение привело к утечке радиоактивной воды на семиблочной АЭС «Касивадзаки-Карива».

Последствия аварии на АЭС «Фукусима-1»

Несмотря на различные инциденты на атомных объектах, Япония не подвергала значительному пересмотру программу развития атомной энергетики. Этого не случилось даже после Чернобыльской катастрофы, когда некоторые страны стали сворачивать атомные программы. На протяжении десятилетий эта сфера считалась одним из приоритетных направлений долгосрочной национальной энергетической стратегии Японии. Катастрофа на «Фукусиме» заставила понять, что в случае развития аварии на атомном объекте по неблагоприятному сценарию издержки для общества могут быть весьма высоки. Так, согласно подсчётам Комиссии по атомной энергии Японии, ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» составит более 100 млрд долларов [7]. Это значительно превышает сумму, которую планировалось инвестировать в атомную индустрию до 2030 г. (5,6 трлн йен [3], то есть более 70 млрд долл.). Правительству придётся выкупить земельную территорию, превратившуюся из-за аварии на АЭС в 20-километровую «зону отчуждения», обеспечить жильём лишившихся крова людей, выплатить компенсации. Кроме того, будет оказана финансовая поддержка ТЕРСО, чтобы не допустить её банкротства. Это частная компания, один из десяти региональных владельцев и операторов электрогенерирующих мощностей. В её «зону ответственности» входит обеспечение электричеством важнейшего района Японии Канто, где расположена столица Токио. Компания должна приложить все усилия, в том числе финансовые, для ликвидации аварии на АЭС, выплатить компенсации пострадавшим, а также постараться выполнить свои обязанности по обеспечению региона электричеством. Это будет непросто с учётом того, что компания в результате стихийного бедствия потеряла около 40 % генерирующих мощностей. Уже создана специальная комиссия для определения точного объёма убытков компании, и один из рассматриваемых способов недопущения её банкротства - это покупка государством её доли.

«Ядерный кризис» стал неожиданным ударом по энергетической стабильности Японии и рискует превратиться в полномасштабный энергетический кризис. Помимо радиационной угрозы, неудобств от отключе-

веиввивии

= 6

Энергобезопасность и энергосбережение

ния электричества и т. д. энергетический кризис опасен своим негативным воздействием на экономику. Обычно после крупных землетрясений начинался восстановительный бум: строительство, инвестиции в основной капитал и общее оживление экономической конъюнктуры. Однако нехватка и перебои в энергии могут существенно затормозить эти процессы, способствовать процессам «вымывания» крупного бизнеса (переносу производства за рубеж, аутсорсингу). Поэтому правительство и энергетические компании спешно принимают комплекс мер для компенсации выбывших энергетических мощностей.

Выводы

Любое государство в аналогичной ситуации оказалось бы перед проблемой пересмотра энергетической политики и переосмысления понятия энергетической безопасности. Вопросы безопасности энергетической инфраструктуры должны быть включены в неё на приоритетных началах.

Анализируя, какой энергоноситель смог бы заменить в той ситуации, в которой оказалась Япония, выбывшие атомные мощности, можно рассматривать углеводороды, импорт которых придётся значительно увеличить, что негативно отразится на состоянии внешнеторгового баланса страны. Возможно восполнение дефицита электричества за счёт теплоэлектростанций - в стране имеются не полностью задействованные мощности, однако для их работы в любом случае необходимы дополнительные энергоносители: уголь, нефть, газ. Имеются возможности для более интенсивного развития гидроэнергетики. Теоретически возможно пойти по пути более интенсивного энергосбережения. Однако это не самый пред-

почтительный выход с учётом актуальной потребности экономики страны в восстановительных процессах после масштабных разрушений от стихии и интересов сохранения достигнутого уровня жизни. «Ядерный кризис» может решить судьбу национальной атомной программы в кардинально противоположных направлениях. При его неблагоприятном исходе страна может отказаться от заявленных ранее планов масштабного наращивания атомных мощностей. Вероятность мгновенного и полного отказа от атомной энергии все же сомнительна. При стабильном развитии чрезвычайной ситуации, без последующего ухудшения кризиса, у компаний-операторов АЭС может появиться дополнительная мотивация для строительства атомных объектов: после неизбежного ужесточения стандартов безопасности в этой области, возможно, потребуется заменить устаревшие реакторы на более современные, технологически улучшенные и безопасные энергоблоки.

Итак, вопрос о будущем атомной энергетики остаётся открытым. Даже если будет доказано, что под ударом стихии атомная инфраструктура доказала свою эффективность и отработала весь заложенный в ней уровень надёжности с учётом условий страны, очевидно, этот уровень должен быть ещё выше. Барьеры безопасности должны быть многоступенчатыми и готовыми к любой угрозе. 11 марта 2011 года показало, что риски, вероятность наступления которых составляет один из миллиона, не учитываются в системах безопасности и это может привести к необратимым последствиям. Трагедия стала предупреждением о том, что даже самые высокотехнологичные объекты энергетики с самым современным уровнем безопасности могут оказаться уязвимыми перед стихией.

Литература

1. 2010 Annual Report on Energy (Japan's «Energy White Paper 2010»), 06.2010, METI. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.meti.go.jp/english/press/data/pdf/20100615_04a.pdf.

2. Japan. An International Comparison. - Tokyo, 2010. Р. 57.

3. The Strategic Energy Plan of Japan, 06.2010, METI. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.meti.go.jp/english/press/data/pdf/20100618_08a.pdf.

4. IAEA International Fact Finding Expert Mission of the Nuclear Accident following the Great East Japan Earthquake and Tsunami, 02.06.2011, IAEA. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.nisa.meti.go.jp/oshirase/2011/files/230601-1-1.pdf.

5. Белая книга по атомной энергии. - Токио, 2008.

6. Справочник о Японии на японском и английском языке. - Токио, 2003.

7. РИА Новости. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ria.ru/jpquake_nuclear/20111013/ 458086938.html8. Japan. An International Comparison. Tokyo, 2010.

Nuclear power after the accident at the NPP «Fukushima-1»: implications and prospects

Ya. V. Mischenko,

post-graduate student of Lomonosov Moscow State University, Institute of Asian and African Countries

The article is dedicated to the actual issue of the impact of the Great East Japan Earthquake, 2011, March, 11, on the national energy sector. The emergence of nuclear crisis and possibilities for its transformation into general energy crisis are being regarded. The author makes an attempt to analyse possible alterations in Japan's future energy policy given the crisis impact, to estimate what alternative energy sources could compensate the lost nuclear generation capacities and to predict some future directions of nuclear energy development in Japan.

Keywords: energy, energy safety, nuclear energy, crisis of nuclear energy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.