Научная статья на тему 'Атлас "Мнемозина" Аби Варбурга: память образов'

Атлас "Мнемозина" Аби Варбурга: память образов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1892
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИ ВАРБУРГ / АТЛАС "МНЕМОЗИНА" / ФОРМУЛА ПАФОСА / ABY WARBURG / THE MNEMOSYNE ATLAS / PATHOSFORMEL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фокеева В.П.

Статья посвящена атласу «Мнемозина» основному труду немецкого историка искусства и теоретику культуры Аби Варбурга. Рассматривается его структура, предпосылки создания, а также анализируется концепция Аби Варбурга, предлагающая интерпретацию образного содержания произведений искусства как продолжение жизни Античности, в основе которой лежат идеи символического сознания человека и теория социальной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MNEMOSYNE ATLAS BY ABY WARBURG: MEMORY OF IMAGES

The article focuses on the Mnemosyne Atlas the main oeuvre of the German art historian and cultural theorist Aby Warburg, there are considered its structure, preconditions for creating the Atlas, and its cultural and philosophical significance. The authors analyze Aby Warburg’s concept that presupposes the interpretation of the image-bearing content of art as the afterlife of the antiquity and which is based on the idea of symbolic perception and on the concept of social memory.

Текст научной работы на тему «Атлас "Мнемозина" Аби Варбурга: память образов»

УДК 008

В. П. Фокеева

соискатель кафедры мировой культуры ИМО И СПН МГЛУ; e-mail: barbara.fokeeff@gmail.com

АТЛАС «МНЕМОЗИНА» АБИ ВАРБУРГА: ПАМЯТЬ ОБРАЗОВ

Статья посвящена атласу «Мнемозина» - основному труду немецкого историка искусства и теоретику культуры Аби Варбурга. Рассматривается его структура, предпосылки создания, а также анализируется концепция Аби Варбурга, предлагающая интерпретацию образного содержания произведений искусства как продолжение жизни Античности, в основе которой лежат идеи символического сознания человека и теория социальной памяти.

Ключевые слова: Аби Варбург; атлас «Мнемозина»; формула пафоса.

Fokeeva V. P.

Post-graduate student at the Department of World Culture of the Institute of International Relations and Social-Political Studies, MSLU; е-mail: barbara.fokeeff@gmail.com

THE MNEMOSYNE ATLAS BY ABY WARBURG: MEMORY OF IMAGES

The article focuses on the Mnemosyne Atlas - the main oeuvre of the German art historian and cultural theorist Aby Warburg, there are considered its structure, preconditions for creating the Atlas, and its cultural and philosophical significance. The authors analyze Aby Warburg's concept that presupposes the interpretation of the image-bearing content of art as the afterlife of the antiquity and which is based on the idea of symbolic perception and on the concept of social memory.

Key words: Aby Warburg; the Mnemosyne Atlas; Pathosformel.

Предметом исследования данной статьи является центральный труд крупнейшего немецкого историка искусства Аби Варбурга, чьи идеи в области анализа произведений искусства, а также теория образной системы и символического сознания человека оказали огромное влияние не только на искусствоведение, где изыскания Варбурга совершили революцию, но и на развитие философии, социологии и психологии. Атлас «Мнемозина» [5] требует в подходах исследования сложного структурного анализа, начиная с истории создания и заканчивая его философским значением в области развития культуры и человеческой цивилизации в целом.

В нашей работе последовательно рассмотрим созданную А. Вар-бургом терминологию, поясняя ее как явление частного для создания целого междисциплинарного транскультурного труда, которым, в конечном счете, является атлас «Мнемозина». В самом методе работы А. Варбурга заложены многие основы, на которых базируется даже не столько наука искусствоведения, сколько неотъемлемые в человеческой повседневной жизни явления, которым Варбург посредством изучения искусства смог найти ответы гораздо раньше, нежели это смогли сделать психология или философия. Таким образом, мы постараемся дать наиболее пространное представление о «Мнемозине», также иллюстрируя ход мыслей А. Варбурга в процессе создания атласа. Кроме того, нам представляется необходимым указать связующие сегменты идей А. Варбурга в области искусства, которые находят свое отражение и воплощение в современном мире, что, несомненно, является крайне актуальным не только в области искусства и культуры, но и для культурфилософской мысли в целом, а также в контексте междисциплинарных исследований.

Нашу работу целесообразно начать с истории создания атласа. По возвращении из клиники Людвига Бинсвангера в Кройцлинге-не, после почти трехлетнего перерыва, А. Варбург непосредственно приступает к созданию своего монументального произведения -атласа «Мнемозина», который представляет собой визуальное отражение и сумму всех предшествующих идей, синтез его отдельных небольших произведений и теоретических размышлений, отраженных прежде в разрозненных трудах почти вне всякой взаимосвязи.

В письме Карлу Фосслеру в 1925 г. А. Варбург пишет: «Ввиду моего тяжелого состояния здоровья я был не в состоянии избавиться от мысли, что либо сейчас, либо никогда уже мне не представится возможность объединить все мои разрозненные частные изыскания в единый труд, открывающий сущность моих многочисленных усилий, направленных на единую цель <...> Благодаря самозабвенному усердию госпожи Бинг мне удалось собрать материл для атласа, на таблицах которого показана в развитии функция запечатленных антикизирующих форм выражения для изображения жизни внутренних и внешних движений и который одновременно должен стать основанием для развития новой теории функции образной памяти» [2, с. 125].

Атлас в первоначальном виде не сохранился, и работа над ним оборвалась со смертью А. Варбурга в 1929 г., к печати готовился один том с изображениями, однако, вероятнее всего, последовательность таблиц и их содержание отличались от восстановленной версии, изданной в собрании сочинений А. Варбурга, а также два неизданных сопроводительных тома с «пояснениями таблиц и документами» и «теоретическим изложением содержания» [6, с. 543].

То, что мы можем увидеть сейчас - это три серии с фотографиями с разными версиями таблиц (одна серия 1928 г., две другие - 1929 г.), также введение к «Мнемозине» и многочисленные разрозненные замечания о ней в дневнике библиотеки самого А. Варбурга и его сотрудников, большей частью не опубликованные [3, с. 96].

«Мнемозина» была задумана следующим образом: изображения показываются, но о них не выносится никакого суждения, рассмотрение атласа требует ассоциативного мыслительного процесса зрителя.

С одной стороны, атлас выполняет функцию памяти как собрание важнейших «формул пафоса» и примеров их употребления в современности. Стремительная нимфа, умирающий Орфей, танцующие менады с развевающимися волосами - образы, запечатленные в движениях, несущие в себе мощный заряд страстей и эмоций, Варбург назвал словом Pathosformel, т. е. формула пафоса, или формула выражения страсти, как ее иногда переводят. Этот термин Варбург употребил впервые в 1905 г. в своем докладе «Дюрер и итальянская античность» [4, с. 446].

Пафос, или страсть, страдание, и формула составляют единое целое, взаимосвязь, предполагающую превращение субъективного эмоционального переживания в устойчивый образ, лишенный, однако, семантической связи с содержанием и благодаря этому обретший универсальность формы - формулу с определенной структурой. Показывая это повторное «схватывание» и использование античных формул пафоса в современных культуре и искусстве, автор указывает, с другой стороны, именно на силу воспоминания, которая культурно действенна и может быть «активирована» благодаря визуализации запечатленных образов и событий.

Работа над «Мнемозиной» заключалась в составлении и монтаже фотографий произведений искусства - как высокого, так и декоративно-прикладного, и просто предметов быта - марок, монет,

газетных вырезок. Фотографии располагались на больших таблицах -стендах, покрытых черной тканью, и закреплялись на них лишь слегка, так, чтобы их можно было бы без труда перемещать, меняя порядок и расположение.

Выбор никак не ограничивался стилистическими или хронологическими рамками, лишь родство мотивов определяло выбор изображений, оставляя в стороне формальное - стилистическое или сюжетное сходство. Таким образом, идея атласа заключалась в том, чтобы благодаря составлению таких комбинаций наглядно продемонстрировать, предоставить визуальные доказательства главной темы исследований Варбурга - продолжение жизни Античности, объединив их с идеями истории искусства как истории культуры и теории социальной памяти.

Сложность состояла в поиске наиболее удачного расположения фотографий и их последовательности, т. е. в поиске таких визуальных сочетаний изображений, которые бы наиболее эффектным образом доказывали тезисы А. Варбурга. Он возвращался к этому снова и снова, даже за несколько дней до своей смерти он продолжал работу над атласом [6, с. 551], и, возможно, если бы он не умер так внезапно, «Мнемозина» была бы завершена.

Принимая во внимание склонность Варбурга к фрагментарному методу, она задумывалась как в первую очередь некое всеохватывающее средство ориентации, прокладывающее дорогу в его собственных теоретических умозаключениях и предположениях, поэтому наиболее важную роль играл сам процесс работы над ним, сопутствующий мыслительной деятельности и подкрепляющий ее, а не непосредственное завершение труда, поэтому нельзя сказать, что проект провалился. Как отмечает автор вступительной статьи к русскому изданию И. Дорон-ченков, изначальная идея атласа носила характер «work in progress» [1, с. 37], что обеспечивало открытость для трансформаций и дальнейших изменений, и нам доступен только один из его единовременных срезов. Привлекательность самого средства в его бесконечной возможности комбинаций и видоизменения, очевидно, и объяснила причину, по которой работа так и не была окончена, тем более что в нее спонтанно привлекались сотрудники основанной А. Варбургом библиотеки и просто ее посетители [6, с. 329, 552].

Единственный программный текст, дающий нам представление о теоретических основах атласа, его функциях, а также знакомящий

с размышлениями автора о социальной памяти - введение к атласу «Мнемозина», что составляет в отредактированной версии менее четырех страниц. В нем и собраны все основные идеи из многочисленных исследований А. Варбурга, связанные с теорией социальной памяти. Атлас «Мнемозина» изначально был лишен сопроводительного программного документа, поскольку задумывался как проект, над которым бы не довлело авторское прочтение, следовательно, оставляющий возможность зрителю для самостоятельной интерпретации и размышлений.

Образы говорят сами за себя, свидетельствуют об искусстве и его воздействии средствами самого искусства, изображения не служат просто иллюстрациями или дополнениями к текстовой аргументации. Однако для публикации в традиционно принятом формате встал вопрос о письменном «введении», комментирующем весь проект и служащем путеводной нитью для зрителя, помогая ему двигаться в лабиринтах памяти и не давая запутаться во внутренних связях образов, поскольку их вниманию был представлен грандиозный труд на 80 стендах с сериями фотографий, в общей сложности более чем 2000 изображений, кроме того, их расположение не говорило само за себя, поэтому составление указаний для его прочтения и интерпретации казалось вполне уместным.

Человеческая цивилизация, согласно теории Варбурга, всегда остается связанной с актом «создания дистанции» (Distanzschaffen) [7, с. 629], что может пониматься как путь развития и становления сознания, который проходит каждый человек по мере взросления, формируя различие между собой как субъектом и окружающим миром как объектом, переставая осознавать окружающую действительность как продолжение самого себя, неделимое целое с миром.

Переломный момент обособления собственного «я», как уникального индивидуума от мира объектов, и есть, по А. Варбургу, момент «создания дистанции», ее сохранение характеризует основное достижение и обоснование человеческой цивилизации: первичный акт культуры как стремление обособиться от «примитивного» магического, анимистического мышления и переход на новую ступень рационального, понятийного, основывающегося на логике мышления.

Вероятно, А. Варбург имел в виду общее положение вещей, полагая свои идеи не в историческом смысле, а как индивидуальный акт каждого человека. Он исходил из того, что цивилизация

возникает всякий раз (и каждый раз заново), когда человек, балансируя между полюсами магического-мистического - симбиотического (т. е. осознания себя частью окружающего мира) образного мышления, ведущего к утрате дистанции между человеком и миром, и полюсом разума, понятийного мышления, характеризующегося установлением дистанции, склоняется в пользу последнего. Таким образом, постоянной функцией основанное на дистанции самосознание становится только тогда, когда благодаря выстраиванию и осознанию дистанции возникает мыслительное пространство - Zwischenraum, становящееся «субстратом искусственного образования» (Substrat künstlicher Gestaltung) [7, с. 629].

Варбург исходит из того, что только через образование пространства между субъектом и объектом (между человеком и миром) пространство сохраняется и может быть установлено на длительное время. От успеха или неудачи в установлении дистанции через ее формирование зависит судьба человеческой культуры - либо ее сохранение и развитие, либо погружение в хаос.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения Античности. - СПб. : Азбука-Классика, 2008. - 384 с.

2. Naber C. «Heuernte bei Gewitter» : Aby Warburg, 1924-29 / R. Galitz, B. Reimers (Hg.). Aby M. Warburg: «Ekstatische Nymphe ... trauernder Flussgott»; Portrait eines Gelehrten. Schriftenreihe der Hamburgischen Kulturstiftung. - Bd. 2. - Hamburg : Dolling und Galitz, 1995. - S. 104-129.

3. Rösch P. Aby Warburg. - Stuttgart : W. Fink UTB, 2010. - 158 S.

4. WarburgA. Gesammelte Schriften. - Bd. I, 2. Die Erneuerung der heidnischen Antike. Beiträge zur Geschichte der europäischen Renaissance. - Berlin : Akademie Verlag Berlin, 1998. - 282 S.

5. Warburg A. Gesammelte Schriften. - Bd. II, 1. Studienausgabe / Der Bilderatlas MNEMOSYNE. - Berlin : Akademie Verlag Berlin, 2000. - 140 S.

6. Warburg A. Gesammelte Schriften. - Bd. VII. Tagebuch der Kulturwissenschaftlichen Bibliothek Warburg / Mit Einträgen von Gertrud Bing und Fritz Saxl. -Berlin : Akademie Verlag Berlin, 2001. - 681 S.

7. Warburg A. Werke in einem Band. - Berlin : Suhrkamp, 2010. - 913 S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.