Научная статья на тему 'Асу сменно-суточного планирования грузовой работы железной дороги: методы и компоненты функциональной безопасности'

Асу сменно-суточного планирования грузовой работы железной дороги: методы и компоненты функциональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
531
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Петров М. В.

Автоматизированная система сменно-суточного планирования позволяет разработать план погрузки для станции, отделений, железной дороги в целом в разрезе родов подвижного состава и номенклатурных групп грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Петров М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Асу сменно-суточного планирования грузовой работы железной дороги: методы и компоненты функциональной безопасности»

этого в исследуемых сплавах наблюдается избирательный износ (рис. 3 б). По этой причине в сплаве ПГ-12Н-01, который содержит большее количество у-фазы, износостойкость наиболее низкая. Кроме того, в результате избирательного износа мягкой у-фазы происходит обнажение упрочняющих карбоборидных фаз и их последующее выкрашивание, что может ускорить процесс изнашивания.

На поверхности после изнашивания исследуемых сплавов наблюдаются темные пятна (рис. 3 в), которые характерны для поверхности адгезионного изнашивания и соответствуют '‘вырывам” материала на контактирующей поверхности. Сплав ПР-Н77Х15СЗР2 имеет более дисперсную структуру, чем сплав ПГ-12Н-02, что, как известно, уменьшает сопротивление адгезионному изнашиванию. Это уменьшает износостойкости сплава ПР-Н77Х15СЗР2 по сравнению со сплавом ПГ-12Н-02, несмотря на примерно одинаковую твердость и количество твердых структурных составляющих.

Выводы. В процессе изнашивания покрытий ПГ-12Н-01, ПГ-12Н-02 и ПР-Н77Х15СЗР2 при трении по массе незакрепленных абразивных частиц наряду с механизмом микрорезания реализуется механизм пластического оттеснения (царапания), который происходит в результате многократного деформирующего воздействия абразивных частиц, является преобладающим и приводит к избирательному износу поверхности контакта. В этих условиях при наличии в структуре мягкой у-фазы не обеспечивается максимально возможный уровень износостойкости покрытий.

Статья поступила в редакцию 15 сентября 2005 г

УДК 681.518:656.2 М. В. Петров

АСУ СМЕННО-СУТОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГРУЗОВОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ:

МЕТОДЫ И КОМПОНЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Автоматизированная система сменно-суточного планирования (АСУ ССП) позволяет разработать план погрузки для станции, отделений, железной дороги в целом в разрезе родов подвижного состава и номенклатурных групп грузов. Для обеспечения функциональной безопасности и целостности системы в АСУ ССП используются не только штатные средства контроля, но и оригинальные разработки. В докладе приводятся описания компонент функциональной безопасности и сведения об экономической эффективности системы. Технология и программное обеспечение АСУ ССП защищены авторскими свидетельствами и патентами.

Автоматизированная система сменно-суточного планирования (АСУ ССП) предусматривает возможность формирования плана погрузки для станции, отделений, железной дороги в целом в разрезе родов подвижного состава и номенклатурных групп грузов и является многоуровневой системой управления, оптимизирующей функции оперативного планирования погрузки на станциях, отделениях и Управлении железной дороги. Сменно-суточное планирование погрузки осуществляется на основании заявленных объемов на плановые сутки погрузки в пределах остатка невыполненных объемов погрузки по станциям назначения в целом по заявке [1].

АСУ ССП является одной из первых информационно-управляющих систем для управления грузовой и коммерческой работой и основана на постоянном автоматизированном контроле наличия и исполнения каждой согласованной заявки, учёте каждой заявленной отправки при формировании суточного плана погрузки дороги. Программный комплекс АСУ ССП обеспечивает работу в едином информационном пространстве всех участников процесса создания детализированного плана грузовой работы дороги. Данное программное обеспечение позволяет реализовать технологию планирования и управления грузовой работой дороги согласно современным требованиям руководства ОАО «РЖД», т.е. исходя из наличия реально

заявленного груза обеспечить приоритет погрузки высокодоходных грузов и оптимизировать использование подвижного состава.

Внедрение и развитие взаимодействующих в реальном режиме времени систем ЭТРАН, АСУ ПР, АСУ ЛР и АСУ ССП позволило за счет использования передовых технологий улучшить качество взаимодействия, планирования, обслуживания клиентов, повысить объемы перевозки грузов без привлечения дополнительных погрузочных ресурсов, снизить эксплуатационные расходы дороги за счет сокращения порожнего пробега, простоя и оборота вагонов [2].

Решение правления ОАО РЖД от 22-23.12.04 (протокол №44, п. 4.1.7) подтвердило целесообразность создания взаимоувязанной технологии непрерывной системы приёма заявок, планирования перевозок, технического нормирования эксплуатационной работы и удовлетворения заявок грузоотправителей погрузочными ресурсами.

АСУ ССП состоит из набора тесно взаимодействующих друг с другом модулей:

- модуль получения информации из внешних систем;

- модуль планирования в различных разрезах;

- модуль мониторинга рынка заявленных к перевозке грузов;

- модуль работы с кодами приоритетов;

- модуль контроля исполнения плана;

- модуль контроля передачи информации в сторонние системы и др.

Для обеспечения функциональной безопасности и целостности системы в АСУ ССП используются не только штатные средства контроля, но и оригинальные разработки [3, 4].

Требования к функциональной безопасности системы проистекают из целей обеспечения безопасности объектов и их компонентов, реализующих назначение и основные функции системы. а также из целей обеспечения безопасности её среды. Такое разделение основано на совокупном учете инженерного опыта, политики безопасности, экономических факторов и анализа рисков. Требования безопасности являются результатом преобразования общих целей безопасности системы в совокупность требований безопасности для функциональных объектов и требований безопасности для внешней среды, которые, в случае их удовлетворения, должны обеспечить для системы и программного средства способность достижения его базовых целей функциональной безопасности. Встроенные в АСУ ССП штатные средства функциональной безопасности системы включают в себя:

- контроль и корректировку искажений информации, поступающей от внешней среды и источников данных;

- оперативный контроль и обнаружение дефектов исполнения программ и обработки данных при использовании программного средства по основному назначению;

- размещение и обеспечения функционирования применяемых средств защиты от всех видов угроз безопасности системы;

- генерацию тестовых наборов или хранения тестов для контроля работоспособности, сохранности и целостности программного средства при функционировании системы;

- накопление, хранение и мониторинг данных о выявленных инцидентах, попытках несанкционированного доступа к информации, о дефектах, сбоях и отказах в процессе исполнения программ и обработки данных, влияющих на безопасность;

- реализацию процедур анализа и мониторинга выявленных дефектов и оперативного восстановления вычислительного процесса, программ и данных (рестарта) после обнаружения дефектов и отказов функционирования системы.

Встроенные в АСУ ССП модули контроля информации собственной разработки предназначены для аудита действий пользователей и обеспечения функциональной безопасности в различных режимах работы. Модули работают во время приема данных из внешних систем, а также во время корректировки пользователем информации в системе. Вводимая информация в режиме реального времени проверяется на допустимые остатки невыполненных объемов погрузки по каждой станции назначения и в целом по заявке. При планировании на уровне станции пользователь может оформлять план погрузки не только по заявкам, которые у него запланированы по графику подач, но и по тем, у которых не истек срок действия (сгущенная погрузка либо погрузка ранее сроков действия). Во время планирования встроенные в АСУ ССП средства контроля анализируют введенные плановые показатели и соотносят их с суммарным количеством вагонов и тонн по заявке и остатком по данной заявке с учетом уже

фактически погруженных и запланированных объемов. В случае расхождения этих сумм срабатывает система предупреждения, и пользователю предлагается ввести причины несоответствия остатка и запланированных объемов. До достижения баланса средства контроля блокируют выход из этого режима. Так как АСУ ССП является многопользовательской, то средства контроля позволяют разным пользователям одной станции работать одновременно и планировать данные (даже по одной заявке). Если одним из пользователей достигается баланс остатка и запланированных объемов, то другому пользователю нет необходимости продолжать сведение баланса. На уровне отделения и управления дороги продолжается корректировка введенной информации о планируемом заказе на перевозку грузов.

При разработке АСУ ССП для обеспечения эффективности системы комплекс программ, связанный с безопасностью, базировался на следующих общих принципах:

- защита аппаратуры системы, функциональных программ и данных должна быть комплексной и многоуровневой, ориентированной на все виды угроз с у четом их опасности для потребителя;

- стоимость (трудоемкость) создания и эксплуатации системы программной защиты должна быть меньше, чем размеры наиболее вероятного или возможного (в среднем) неприемлемого потребителями системы ущерба — риска от любых потенциальных угроз;

- комплекс программ защиты должен иметь целевые, индивидуальные компоненты контрмер, предназначенные для обеспечения безопасности функционирования каждого отдельно взятого компонента и функциональной задачи системы с учетом их уязвимости и степени влияния на безопасность системы в целом;

- система программ защиты не должна приводить к ощутимым трудностям, помехам и снижению эффективности применения и решения основных функциональных задач пользователями системы в целом.

- активы — программы и данные функциональных задач системы, требующие обеспечения безопасности, к которым применяются требования безопасности, а также компоненты, подчиненные требованиям безопасности системы;

- физическую среду в той её части, которая определяет все аспекты эксплуатационной среды системы, касающиеся безопасности, включая мероприятия, относящиеся к средствам физической защиты и к персоналу.

Причины корректировки

• , - . «. V».

Отказ от погрузки (код 404)

Обстоятельстве непреодолимой силы, военные действия (код 301)

Прекращение или ограничение погрузки в соответствие ст.29 Ыстава (код 302)

Обстоятельства при которых запрещено производить операции по погрузке, выгрузке грузов (код 303)

Аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности (код 304)

Другие причины, освобождающие грузоотправителя от ответственности за невыполнение заявки (код 305)

Занятость фронте погрузки (код 405)

Неподача вагонов, из-за неисправности участка пути не общего пользования (код 407)

:< •' _■ ‘ *• ‘ Отсутствие денег (код 408)

1*3

Экранная форма «Причины корректировки»

Интерфейс пользователей АСУ ССП включает в себя следующие разделы: ССП по РПС; итоги ССП по РПС; ССП по НГГ (ПГГ сутки); планирование по НГГ на месяц; итоги плани-

рования по HIT на сутки; опции. При планировании на станциях возможны режимы: «Планирование по РПС за сутки», «Планирование по НГТ за сутки», «Планирование по НГГ на месяц», «Выходные формы». При планировании погрузки по дороге и ПОД применяются режимы: «Планирование по РПС за сутки по НОД», «Планирование погрузки по РПС по дороге», «Планирование по НГГ за сутки», «Планирование по НГГ на месяц», «Выходные формы».

На рисунке приведен пример интерфейса пользователя по проставлению причин корректировки заказа относительно заявленного в ГУ-12 объема погрузки.

АСУ ССП разработана в двухзвенной архитектуре «клиент-сервер». В качестве сервера базы данных используется Microsoft SQL Server 2000, в качестве средства программирования

- Borland Delphi 5 Service Pack 2, хранимые процедуры на серверы реализованы на T-SQL. Обмен данными с внешними системами производится с использованием протокола SOAP.

АСУ ССП внедрена в промышленную эксплуатацию с 1 августа 2005 г. на 154 станциях Куйбышевской железной дороги. Общее количество установленных рабочих мест составляет 389. Внедрение АСУ ССП позволило сократить количество неподанных под заявки грузоотправителей вагонов с 2326 в июле до 314 в декабре 2004 г. и до 142 в марте 2005 г. что дало существенное повышение доходов от грузоперевозок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мохонько В П., Сугробов Н.В., Куренков П.В Автоматизация сменно-суточного планирования погрузки по номенклатурным группам грузов // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ ВИНИТИ, 2004. №7.

2. Черемухин АН Проблемы информатизации и реиижиниринга на железнодорожном транспорте // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ ВИНИТИ, 2003. № 7.

3. Никищенков С.А., Петров М.В. Средства встроенного программного контроля автоматизированной системы управления сменно-суточным планированием (АСУ ССП) // Свидетельство об офиц. per. программ для ЭВМ Х> 2005611734. 2005.

4. Колесников С.М., Ковтунов А.В., Никищенков С.А., Черемухин А Н., Петров М.В., Сугробов Н В.. Трусов А.В Автоматизированная система формирования и присвоения кода приоритета погрузки заявкам грузоотправителей // Свидетельство об офиц. per. программ для ЭВМ X» 2005610623, 2005.

Статья поступила в редакцию 10 октября 2005 г.

УДК 681.3.019 Л.Н. Толокпова

ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЧИЩАЮЩЕЙСЯ СПОСОБНОСТИ ВОДОЕМОВ

Рассмотрены основы организации и построения гидрологической информационно-измерительной системы, позволяющей прогнозировать состояние водной экосистемы посредством определения его самоочищающейся способности.

Актуализация проблемы экологического загрязнения акватории России стала наиболее явно прослеживаться в научно-исследовательских работах специалистов различных отраслей. Особый интерес к данной проблеме вызван необходимостью нахождения таких форм отношений людей к водным экосистемам, при которых польза от последних была бы наибольшей, а вред наименьшим.

На данном этапе техногенного развития человечество должно научиться стабилизировать свой обмен с природой на основе его адекватности, гармоничного сочетания интересов общества и возможностей природы.

Потребительское отношение человека к водным ресурсам отрицательно сказывается на их состоянии. Экосистема водоема находится в равновесии с факторами внешней среды и имеет сложную, подвижную и очень чувствительную систему биологических связей, которые при антропогенном воздействии нарушаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.