Научная статья на тему 'АСТРОТУРФИНГ В ПОЛИТИКЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ'

АСТРОТУРФИНГ В ПОЛИТИКЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
политика / политическая наука / астротурфинг / манипуляции общественным сознанием / общественное мнение / симулякр / politics / political science / astroturfing / manipulation of public consciousness / public opinion / simulacrum

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гришунина Ю.Б.

данная статья является актуальным исследованием о специфике астротурфинга как явления и его дальнейшем векторе развития и влияния на политические процессы. Исследование затрагивает вопросы безопасности и этичности этого феномена в контексте естественного формирования общественного мнения. Исследование выполнено с точки зрения конструктивизма. Широкая распространенность и высокая эффективность технологии астротурфинга как инструмента политической манипуляции способна в потенциале уничтожить онлайн-демократию. Астротурфинг можно охарактеризовать как вредное являение, противоречащее профессиональной этике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASTROTURFING IN POLITICS AS A WAY OF FORMING PUBLIC OPINION

this article is an actual study on the specifics of astroturfing as a phenomenon and its further vector of development and influence on political processes. The research touches upon the issues of safety and ethics of this phenomenon in the context of the natural formation of public opinion. The study was carried out from the point of view of constructivism. The widespread and high efficiency of astroturfing technology as a tool of political manipulation can potentially destroy online democracy. Astroturfing can be characterized as a harmful phenomenon that contradicts professional ethics.

Текст научной работы на тему «АСТРОТУРФИНГ В ПОЛИТИКЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Гришунина Ю.Б.

студент (магистр политологии), Российский университет дружбы народов

АСТРОТУРФИНГ В ПОЛИТИКЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Аннотация: данная статья является актуальным исследованием о специфике астротурфинга как явления и его дальнейшем векторе развития и влияния на политические процессы. Исследование затрагивает вопросы безопасности и этичности этого феномена в контексте естественного формирования общественного мнения. Исследование выполнено с точки зрения конструктивизма. Широкая распространенность и высокая эффективность технологии астротурфинга как инструмента политической манипуляции способна в потенциале уничтожить онлайн-демократию. Астротурфинг можно охарактеризовать как вредное являение, противоречащее профессиональной этике.

Ключевые слова: политика, политическая наука, астротурфинг, манипуляции общественным сознанием, общественное мнение, симулякр

В условиях современного информационного общества любое событие может стать резонансным и использоваться в целях повышения уровня влияния отдельных индивидов, политических субъектов, социальных групп. Социальные сети - это мощный инструмент усиления влияния и наращивания политического капитала. За последние два десятилетия Интернет стал важнейшим инструментом формирования общественного мнения. Это обусловлено, во-первых, увеличением общего числа интернет-пользователей, каждый из которых может быть источником информации, во-вторых, развитием информационных технологий, в-третьих, монополизацией информационного пространства правительствами и крупными IT корпорациями [6, с. 206-201]. В данной статье рассмотрим одну из информационных технологий, которая получила широкое распространение в политической сфере - астротурфинг. Это технология манипуляции общественным мнением, основанная на апелляции к «очевидным» массовым событиям, которые вызывают у граждан живую эмоцию.

Возникновение термина датируется 1985 г. в США, когда страховые компании из Техаса пытались повлиять на местного сенатора Ллойда Бентсена [9, с. 1]. Они отправили ему почтой сотни писем - якобы от рядовых избирателей. На сенатора письма не произвели впечатления. Он сказал, что «парень из Техаса может отличить настоящую общественную инициативу (по-английски grassroots) от астротурфа (то есть, от искусственного газона)». Проще говоря, астротурфинг (astroturfing) - технология создания искусственной активности членов гражданского общества для целенаправленного воздействия на лицо, принимающее решение [12, с. 2]. В данном случае поддельные письма должны были склонить сенатора принять решения в интересах страховых компаний под давлением «общественного мнения». При этом общественное мнение было представлено в виде писем граждан.

В дальнейшем эта технология получила развитие. Целью астротурфинга в информационном пространстве стало вовлечение многочисленной аудитории в обсуждение лоббируемой темы и последующей манипуляции мнениями и поведением аудитории. Согласно Н.А. Осиповой астротурфинг — «искусственное формирование общественного мнения или эмуляция общественной поддержки путем масштабного комментирования в среде интернет-коммуникаций» [8, с. 22]. В более конкретном смысле астротурфинг можно рассматривать как полулегальный механизм создания и поддержания «массовости» интереса к лоббируемой теме или продукту. Это могут быть заказные комментарии в социальных сетях, «спам-боты», нативная реклама, платный «троллинг», провокации и многое другое.

Астротурфинг как метод политического и социального манипулирования имеет широкий диапазон применения, но, чаще всего, используется тогда, когда нужно вытеснить мнения «сторонних» людей на форумах или организовать поддельные интернет-кампании, создающие иллюзию, что большое количество людей требуют чего-то конкретного либо выступают против чего-либо [6, с. 209].

Важной особенностью информационного общества является то обстоятельство, что «общественное мнение» как некий тренд общественного сознания является продуктом целенаправленной деятельности отдельных социально-политических субъектов. Не случайно еще в 70-е годы 20 века Пьер Бурдье убедительно доказал, что «общественное мнение не существует» как естественное явление [2]. Люди погружены в виртуальную реальность собственных представлений, понятий, мифов, которые более правдоподобны для них, чем реальные отношения между ними. Жан Бодрийяр пошел еще дальше. Его понятия «симуляция» и «симулякр» раскрывают механизмы подмены реальных отношений. Термин симуляция заимствован из компьютерной терминологии. Это процесс имитации при помощи специально созданной программы. Имитация генерируют правдоподобнее символы, взаимосоотнесенность которых формирует новую весьма комфортную для человека реальность все более и более отстраняющуюся от подлинного человеческого существования.

Одно из главных свойств симулякра по Бодрийяру — способность маскировать отсутствие подлинной реальности. По сравнению с чем-то очевидно искусственным привычная среда кажется более «настоящей» — в этом и заключается ловушка [12]. Жан Бодрийяр считал симулякром современную мировую политику: власть симулирует власть, оппозиция симулирует протест. Исходя из вышеописанного, можно сделать следующий вывод: Астротурфинг обесценивает само по себе явление общественного мнения, так как способствует превращению политического дискурса в сети Интернет в симулякр; в иллюзию диалога, происходящего в реальном времени. Астротурфинг подменяет естественный процесс обсуждения и принятия политического решения на «проскриптованный», заранее спланированный лоббистами или политтехнологами.

Технология астротурфинга состоит из следующих этапов: во-первых, исследование возможных целевых аудиторий, которые готовы воспринять нужную тему и соответствующие месседжи, во-вторых, создание бригад, поддерживающих или наоборот осуждающих определенные идеи на форумах или в комментариях к новостям о событиях, связанных с продвигаемой темой, проще говоря, распространением специально сконструированных месседжей среди остальных пользователей. В-третьих, техническая «накрутка» счетчика просмотров той или иной информации для поднятия ее в рейтинге, то есть «серфинг» [4, с. 3-4]. В-четвертых, демонстрация значимости продвигаемых месседжей в авторитетных изданиях, высказываниях инфлюенсеров и т.п. В-пятых, воздействие на лиц, принимающий решения, наработанной на предыдущих стадиях аргументацией.

На территории России астротурфингом занимаются организации, которые называются «Фабриками троллей». В России самой известной такой фабрикой стало «Агентство интернет-исследований», которое связывают с бизнесменом Евгением Пригожиным [13]. Тролли из Ольгино совершают регулярные санкционированные атаки на независимые СМИ, а также соцсети оппозиционных политиков.

В 2016 г. русские астротурферы, согласно данным американских спецслужб, вмешивались в избирательный процесс США, однако, данное заявление является спорным. По итогам расследования специального прокурора Мюллера, как сообщается в Викепедии, «в общей сложности следователи Мюллера предъявили обвинения тридцати четырём лицам и трем компаниям. Восемь из них признали себя виновными или были осуждены за уголовные преступления, в том числе пять соратников Трампа и должностных лиц кампании. Ни один из этих пяти обвинительных приговоров «не включал в себя заговор между избирательной кампанией и русскими» [11, с. 3-5] и «Мюллер не обвинял и не

предлагал обвинения в том, [...] работала ли кампания Трампа с россиянами, чтобы повлиять на выборы» [1, с. 2].

Однако не следует полагать, что астротурфинг - специфическое явление, характерное исключительно для России и стран СНГ. Данный метод теневого лоббирования широко распространен по всему миру. Так, например, в 2002 г. двое биологов из Университета Беркли, Игнасио Чапела и Девид Квист в результате своих исследований подняли проблему загрязнения кукурузы генетически модифицированной пыльцой. В кратчайшие сроки после публикации научной работы, учёные были обвинены в попытке манипуляции научным сообществом. По мнению самой активной интернет-комментаторши, Мэри Мерфи, Чапела якобы являлся активистом антитехнологической общественной организации — аналога Greenpeace. Её аномальная активность не могла не привлечь внимания журналистов -женщина разослала разоблачительные электронные письма 3,4 тыс. ученых. В дальнейшем выявилось, что сообщения Мерфи были отправлены с домена Bivings Group, — PR-компании, специализировавшейся на интернет-лоббировании и выполнявшей заказы для биотехнологической корпорации Monsanto. После официального запроса один из руководителей Bivings Group признал, что письма «Мэри Мерфи» на деле было отправлено либо кем-то из сотрудников Bivings, либо клиентами, пользующимися их услугами.

Другой, не менее известный случай, датированный июнем 2008 г.: в результате неудачного слияния компаний Yahoo! и Google, последние договорились с администрацией поисковой системы о размещении своих баннеров на его веб-страницах. После чего, лоббистская фирма, услугами которой часто пользовался Microsoft, организовала письмо в конгресс США от лица фермеров, выступавших против сделки Google и Yahoo!. В данном письме говорилось о важности и чрезвычайной срочности предотвращения сделки для сельских сообществ, которые эта группа представляла. Когда журналисты Wall Street Journal связались с Лари Мэтлоком, президентом American Agricultural Movement, организации, выступившей против сделки, оказалось, что лично он не знает, принадлежит Google 10 или 99% рынка. Мэтлок также сообщил о том, что подписать письмо ему предложил представитель лоббистской компании. Microsoft немедленно открестилась от своей причастности к письму в конгресс.

Китайские провластные бригады платных комментаторов неофициально называются «УМаоДан», что переводится как «полуюаневая партия» или «пятидесятицентовая армия». Пять цзяо или половина юаня - ровно столько они предположительно получают, публикуя посты и комментарии в поддержку Коммунистической партии Китая в сети Интернет. В декабре 2019 г. New York Times и ProPublica опубликовали расследование о причастности «УМаоДан» к цензуре любой информации о коронавирусе. Тысячи китайцев распространяли «идеологически правильный контент». В массовом порядке пользователи оставляли комментарии о том, что коронавирус больше не представляет никакой опасности для человечества и ситуация находится под полным контролем компартии Китая. В то время как действия западных стран, по их мнению, никак не влияют на эпидемиологическую обстановку в целом и на ситуацию с COVID-19 непосредственно.

Британская газета The Guardian описывает случай, когда в 2008 г. в Китае около 300 000 астротурферов организовали кампанию по нейтрализации негативной информации о КНР, возникшей из-за обнародования фактов массового отравления детей китайскими молочными продуктами [7, с. 3].

Турецких астротурферов называют «АК тролли» по аналогии с названием правящей партии - «AK Parti». Эти платные комментаторы и провластные блоггеры занимаются дискредитацией политических оппонентов действующей партии в социальных сетях: так, например, в 2020 г. было забанено 7340 аккаунтов турецких троллей, которые опубликовали почти 36 миллионов твитов. Чуть раньше, в 2017 г., они проводили активную агитацию за усиление полномочий президента во время референдума по изменению Конституции [9].

Эффективность данной технологии повышается с помощью ботов - специальных программ, автоматически выполняющих определенные действия в рамках заданного алгоритма с опорой на интерфейсы, используемые обычными пользователями интернета. Важно отметить, что астротурфингом пользуются не только политтехнологи и корпоративные лоббисты, но и работники спецслужб.

Это мотивируется тем, что задачи, возникающие перед организаторами астротурфинговых проектов, приобретают более высокий уровень сложности с точки зрения технического исполнения, а потому используются мощнейшие программные средства. «Согласно американскому политическому блогу Daily Kos, астротурфинговые компании сейчас располагают информационными технологиями для управления персональными аккаунтами (учетными записями), которые оказывают мультиплицирующий эффект в отношении усилий каждого астротурфера, создавая впечатление, что присутствует большая поддержка того, что корпорация или правительство пытаются сделать. Это программное обеспечение автоматически генерирует все окружение, которым должен обладать реальный человек в Интернете: имя, адрес e-mail, веб-страницы, активность в социальных сетях. Фальшивые аккаунты могут поддерживаться и обновляться посредством автоматической републикации постов (записей в блогах) или ссылок на контент, опубликованный на иных сетевых площадках, чтобы усилить впечатление, что владельцы этого аккаунта реальны и активны. Астротурферам могут присваиваться предварительно «состаренные» аккаунты для создания им ложных сетевых историй» [4, с. 83].

Подводя итоги статьи, можно прийти к следующим выводам: астротурфинг часто используется для симуляции общественной поддержки или дискредитации той или иной политической силы или идеи. Конечной целью манипуляции является повышение влияния политического субъекта на массовое политическое сознание и поведение электората. Астротурфинг может использоваться для продвижения непопулярных административных решений или для подрыва стабильности политических систем и режимов стран-конкурентов. Оппозиционные политические силы могут использовать данный метод и производные от него для получения власти и закрепления в ней [14].

Широкая распространенность и высокая эффективность технологии астротурфинга как инструмента политической манипуляции способна в потенциале уничтожить онлайн-демократию как таковую. Вот как об этой угрозе пишет британский эколог и журналист Cuardian Джордж Монибо: «Интернет — замечательный подарок, предоставивший нам одну из величайших демократических возможностей после всеобщего избирательного права. Но мы рискуем потерять это мировое достояние из-за нападений армии троллей всех мастей, многие из которых тайно организованы и/или специально обучены. Пора дать отпор и вновь использовать Интернет для того, что он позволяет делать лучше всего: исследования вопросов, тестирования идей и открытых обсуждений» [14].

Перед Интернетом как перед площадкой для свободного обмена мнений встает вполне реальная опасность, так как астротурфинг в совокупности с другими методами манипуляции препятствует рождению новых идеологий, смыслов и целей общества.

Подавляющее число учёных рассматривает астротурфинг как вредное явление, противоречащее деловой этике. Этот метод имеет прямое отношение к манипулированию общественным мнением, обману и даже может приравниваться к мошенничеству, так как может угрожать репутации подлинных массовых кампаний, за которыми стоят реальные люди. Происходит размывание граней между сфабрикованным общественным мнением и реальным протестом или поддержкой чего-либо.

Литература:

1. Алимов М. Пятая колонна Интернета, или что такое астротурфинг?// Сайт «Internews Kazakhstan», 2008.

2. БодрийярЖ. Симулякры и симуляция. - М., 1981.

3. Бурдье П. Социология политики. - М., 1993. С. 159.

4. Володенков С.В., Щегловитов А.Е., Демчук А.Л. Техника работы в социальных сетях и с ресурсами Интернета// Учебно-методическое пособие. - М., Известия, 2016. С. 83.

5. Галкин Е., Шаманская А. Что такое Астротурфинг или Как власти манипулируют общественным мнением// Настоящее время, 2021.

6. Иеромонах Тихон (Васильев), Манипуляция общественным сознанием через виртуальные сообщества// Христианское чтение, 2016. № 5.

7. Концевой М. Противодействие технологиям манипулирования в социальных Интернет-медиа// Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования. Традиции и инновации: материалы заочной научно-методической конференции. - Минск, 2013. С. 307-308.

8. Осипова Н. А. Косвенный лоббизм как политическая технология (на примере современной Украины)// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2018.

9. Христич А. Высокотехнологичное надувательство// Комп&ньоН, 2011. № 22.

10. Чистяков З. Интернет-астротурфинг привлекателен обратной связью// Конфликтный PR, 2014.

11. Beckwith R T. Here Are All of the Indictments, Guilty Pleas and Convictions From Robert Mueller's Investigation// Time, 2019.

12. Bienkov A. Astoturfing: what is it and why does it matter?// The Guardian, 2012.

13. Jansen, B., Vanden B., To M, Johnson K., Cummings, W. Mueller's investigation is done. Here are the 34 people he indicted along the way// USA Today, 2019.

14. Monbiot G. The need to protect the internet from 'astroturfing' grows ever more urgent// The Guardian, 2011.

References:

1. Alimov M. Pyataya kolonna Interneta, ili chto takoe astroturfing?// Sajt «Internews Kazakhstan», 2008. (In Russ.)

2. Bodrijyar ZH. Simulyakry i simulyaciya. - M., 1981. (In Russ.)

3. Burd'e P. Sociologiya politiki. - M., 1993. p. 159. (In Russ.)

4. Volodenkov S.V., SHCHeglovitov A.E., Demchuk A.L. Tekhnika raboty v social'nyh setyah i s resursami Interneta// Uchebno-metodicheskoe posobie. - M., Izvestiya, 2016. S. 83.

5. Galkin E., SHamanskaya A. CHto takoe Astroturfing ili Kak vlasti manipuliruyut obshchestvennym mneniem// Nastoyashchee vremya, 2021. (In Russ.)

6. Ieromonah Tihon (Vasil'ev), Manipulyaciya obshchestvennym soznaniem cherez virtual'nye soobshchestva// Hristianskoe chtenie, 2016. № 5. (In Russ.)

7. Koncevoj M. Protivodejstvie tekhnologiyam manipulirovaniya v social'nyh Internet-media// Ideologicheskaya i vospitatel'naya rabota v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya. Tradicii i innovacii: materialy zaochnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. - Minsk, 2013. pp. 307-308. (In Russ.)

8. Osipova N.A. Kosvennyj lobbizm kak politicheskaya tekhnologiya (na primere sovremennoj Ukrainy)// Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2018. (In Russ.)

9. Hristich A. Vysokotekhnologichnoe naduvatel'stvo// Komp&n'oN, 2011. № 22. (In Russ.)

10. CHistyakov Z. Internet-astroturfing privlekatelen obratnoj svyaz'yu// Konfliktnyj PR, 2014. (In Russ.)

11. Beckwith R.T. Here Are All of the Indictments, Guilty Pleas and Convictions From Robert Mueller's Investigation// Time, 2019. (In Russ.)

12. Bienkov A. Astoturfing: what is it and why does it matter?// The Guardian, 2012. (In Russ.)

13. Jansen, B., Vanden B., To M, Johnson K., Cummings W. Mueller's investigation is done. Here are the 34 people he indicted along the way// USA Today, 2019. (In Russ.)

14. Monbiot G. The need to protect the internet from 'astroturfing' grows ever more urgent// The Guardian, 2011. (In Russ.)

ASTROTURFING IN POLITICS AS A WAY OF FORMING PUBLIC OPINION

Grishunina Yu.B.

Student (Master of Political Science), Peoples' Friendship University of Russia

Abstract: this article is an actual study on the specifics of astroturfing as a phenomenon and its further vector of development and influence on political processes. The research touches upon the issues of safety and ethics of this phenomenon in the context of the natural formation of public opinion. The study was carried out from the point of view of constructivism. The widespread and high efficiency of astroturfing technology as a tool of political manipulation can potentially destroy online democracy. Astroturfing can be characterized as a harmful phenomenon that contradicts professional ethics.

Keywords: politics, political science, astroturfing, manipulation of public consciousness, public opinion, simulacrum

Для цитирования: Гришунина Ю.Б. Астротурфинг в политике как способ формирования общественного мнения// Архонт, 2023. № 2(35). С. 77-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.