Научная статья на тему 'Астрономия и ее общекультурное значение'

Астрономия и ее общекультурное значение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2772
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТРОНОМИЯ / АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ / ASTRONOMY / ASTRONOMICAL EDUCATION / GALILEO GALILEI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серебрякова Светлана Станиславовна

В ознаменование четырехсотлетия использования телескопа в астрономии по инициативе Международного астрономического союза и ЮНЕСКО 2009 год провозглашен Международным годом астрономии. В статье раскрываются общекультурное значение астрономии и ряд проблем отечественного астрономического образования. Приводится материал, посвященный жизни и творчеству выдающегося итальянского ученого Галилео Галилея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Серебрякова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Astronomy and Its World Culture Significance

The year of 2009 was proclaimed the International Year of Astronomy on the initiative of the International Astronomical Union and UNESCO in commemoration of the 400th anniversary of the telescope usage. The article reveals the significance of Astronomy and some problems of Russian astronomical education. The author presents in the article some information devoted to the life and work of the outstanding Italian scholar Galileo Galilei.

Текст научной работы на тему «Астрономия и ее общекультурное значение»

Годы. Люди. События. Даты

УДК 52 ББК В 6

С. С. Серебрякова

Астрономия и ее общекультурное значение

В ознаменование четырехсотлетия использования телескопа в астрономии по инициативе Международного астрономического союза и ЮНЕСКО 2009 год провозглашен Международным годом астрономии. В статье раскрываются общекультурное значение астрономии и ряд проблем отечественного астрономического образования. Приводится материал, посвященный жизни и творчеству выдающегося итальянского ученого Галилео Галилея.

Ключевые слова: астрономия, астрономическое образование, Галилео Галилей.

S. S. Serebryakova

Astronomy and Its World Culture Significance

The year of 2009 was proclaimed the International Year of Astronomy on the initiative of the International Astronomical Union and UNESCO in commemoration of the 400th anniversary of the telescope usage. The article reveals the significance of Astronomy and some problems of Russian astronomical education. The author presents in the article some information devoted to the life and work of the outstanding Italian scholar Galileo Galilei.

Key words: Astronomy, astronomical education, Galileo Galilei.

2009 год - Международный год астрономии

Астрономия

и ее общекультурное значение

Астрономия полезна потому, что она возвышает нас над нами самими; она полезна потому, что она величественна; она полезна потому, что она прекрасна. Именно она являет нам, как ничтожен человек телом и как он велик духом, ибо ум его в состоянии объять сияющие бездны, где его тело является лишь

темной точкой, в состоянии насладиться их безмолвной гармонией. Так мы приходим к сознанию своей мощи, и это сознание многого стоит, потому что оно делает нас сильнее.

Анри Пуанкаре

Астрономия - одна из древнейших и прекраснейших наук. Интерес Человека к звездному небу вызывает величественная красота небес и стремление познания нового. Не случайно, что из всех наук, изучающих природу, только астрономия имеет свою музу - Уранию.

Прошли те времена, когда астрономические наблюдения были необходимы, чтобы проложить курс корабля в открытом море, определить продолжительность года, время наступления того или иного сезона, установить систему счета времени... Сегодня эти проблемы решаются техническими средствами.

Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда. Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина мира менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений. Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения -иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, например как при утверждении гелиоцентрической системы Коперника или теории относительности Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохраняли глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине.

Уходящая корнями в седую старину, история астрономии рисует нам творцов этой науки как людей, каждый из которых представлял свое время. Им были присущи обычные человеческие эмоции и слабости, их рассуждения содержали и гениальные прозрения, и досадные ошибки. Но все эти люди были покорены величием мироздания и устремляли свои силы к познанию небес.

Вселенная

для Вас

+

т

Международный год

астрономии

2009

В астрономии во все времена было много любителей, для которых астрономия являлась увлечением, иногда настолько сильным, что они становились профессионалами. Например, седьмую планету Солнечной системы Уран открыл любитель (музыкант у. Гершель, впоследствии ставший известным астрономом), циклы солнечной активности открыл любитель, первую затменную переменную звезду - также любитель, и даже радиоастрономия как наука началась с работы энтузиа-ста-радиолюбителя.

Астрономия, изучая строение Вселенной, движение, природу, происхождение и эволюцию небесных тел и образованных ими систем, не является изолированной наукой. С одной стороны, она тесно связана с другими областями знаний, прежде всего с физикой и математикой, методы которых широко применяются в ней; с другой - сама является незаменимым полигоном, на котором проходят испытания многие физические теории. В последнее время достижения астрономии стали использоваться в геологии, биологии, географии, истории и др.

Астрономия - наука древняя и современная. Задачи, требующие высокой точности измерений, и в настоящее время решаются с привлечением новейших методов астрономии. Например, изучению изменения глобальной структуры Земли, движения материков и отдельных районов земной поверхности помогает радиоастрономия. Датчиком сигналов точного времени оказались пульсары - нейтронные звезды. Ориентация космических аппаратов осуществляется по звездам. Требуют непрестанной работы астрономов и такие проблемы как исследование влияния Солнца и его активности на процессы, происходящие на Земле; обеспечение космических полетов методами космической динамики; астероидная опасность, возможность столкновения Земли с астероидами и кометами; слежение за космическим мусором в ближайшем космосе и др.

Астрономия и ее методы имеет большое практическое значение в жизни современного общества. Кроме того, изучая небесные явления, исследуя природу, строение и развитие небесных тел, выявляя наиболее общие закономерности окружающего нас мира, астрономия доказывает, что Вселенная подчинена единым законам природы и в согласии с ними развивается во времени и в пространстве. Поэтому выводы астрономии имеют глубокое философское значение и определяют мировоззрение людей. Астрономические знания -это неотъемлемая часть человеческой культу-

ры, их ценность для обеспечения целостного восприятия мира несомненна.

Признавая выдающееся значение астрономии в жизни общества, а также в ознаменование четырехсотлетия использования телескопа в астрономии, 62-я Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, по инициативе Международного астрономического союза и ЮНЕСКО, объявила 2009 год Международным годом астрономии (МГА).

Безусловно, возможности постижения чудес Вселенной были многократно усилены в 1609 г., когда гениальный итальянский ученый-энциклопедист Галилео Галилей направил на звездное небо первый в истории человечества телескоп, собственноручно построенный им, и сделал Великие астрономические открытия. Это событие привело к научной революции в науке. Постепенно стали появляться новые, более мощные телескопы, позволяющие проникать далеко в глубины Вселенной и раскрывать ее тайны. Сегодня телескопы, размещенные на Земле и в космосе, наблюдают Вселенную 24 часа в сутки во всех диапазонах электромагнитного спектра.

Международный астрономический союз играет лидирующую роль в проведении международных мероприятий МГА-2009, а координацию деятельности по проведению национальных, региональных и локальных мероприятий МГА-2009 в России осуществляет Национальный комитет российских астрономов Российской академии наук. (Интернет-

поддержка МГА-2009: главный сайт -

http://www.astronomy2009.org/, в России -http://www.astronomy2009.ru/).

Как сообщается в официальных документах, мероприятия МГА направлены на усиление общественной поддержки научных исследований, улучшение качества фундаментального образования на всех уровнях, привлечение интереса молодежи к научной деятельности, создание современных подходов популяризации астрономии.

Концепция МГА-2009 состоит в том, чтобы помочь гражданам всего мира вновь открыть свое место во Вселенной через созерцание красот ночного неба и тем самым поощрить способность людей делать открытия и удивляться. «Вселенная - для Вас» - эти слова являются девизом МГА-2009. Они подчеркивают, что основные мероприятия МГА-2009 должны помочь каждому человеку осознать свою причастность к необъятной Вселенной, в результате эволюции которой появились не только звезды, планеты, но и Жизнь, и Разум, а частицей всего этого стал каждый из нас. Цель МГА-2009

заключается в том, чтобы стимулировать во всем мире, особенно среди молодежи, интерес к астрономии и науке в целом, расширить восприятие обществом роли астрономии в человеческой культуре.

В мероприятиях МГА-2009 планировалось участие 135 стран по всему миру. Это событие должно сыграть значительную роль в научной и культурной жизни народов Земли, а также быть стимулом к дальнейшей кооперации между странами в поисках ответов на вопросы о происхождении и эволюции Вселенной и человечества.

Современная астрономия - бурно развивающаяся отрасль знания.

В последнем десятилетии XX в. был сделан ряд замечательных открытий. Так, были получены убедительные свидетельства существования одиночных черных дыр и гигантских черных дыр в ядрах галактик. Открыты планеты, и даже планетные системы вокруг звезд; десятки спутников планет-гигантов; открыты коричневые карлики - небесные объекты, которые больше, чем крупные планеты, но недостаточно большие, чтобы стать обычными звездами.

Вступили в строй гигантские телескопы-рефлекторы, например, очень Большой Телескоп, объединяющий четыре телескопа с зеркалами диаметром 8,2 м (Европейская Южная Обсерватория в Чили), телескопы-рефлекторы им. Кека с зеркалами диаметром 10 м (Мауна-Кеа, Гавайские острова), Большой Канарский телескоп-рефлектор с зеркалом диаметром 10,4 м и др. Проектируются и уже создаются телескопы значительно больших размеров.

В 1992 г. была открыта анизотропия реликтового излучения - незначительное отклонение температуры (на 30 мкК) от среднего значения 2,725 К в различных направлениях. Открытие анизотропии реликтового излучения также подтверждает теорию Горячей Вселенной и Большого Взрыва.

В конце ХХ века по наблюдениям сверхновых на больших расстояниях обнаружено ускорение расширения Вселенной.

Важное значение для космологии имеют эксперименты, которые сейчас проводятся в разных странах на самых больших ускорителях элементарных частиц. В результате удается воспроизводить условия, существовавшие в ранней Вселенной вскоре после Большого взрыва. Новые астрономические наблюдения и физические эксперименты помогут гениальным теоретикам «понять Вселенную», создав стройную и непротиворечивую модель множества происходящих в ней процессов и явлений.

Недавно выяснилось, что более 90% массы Вселенной - невидимая материя! Проблема темной материи и темной энергии еще долго будет привлекать внимание исследователей. Пока предполагается, что темная материя может состоять из слабо взаимодействующих массивных нейтральных частиц. В рамках современных теорий суперсимметрии известен наиболее перспективный кандидат на эту роль - нейтра-лино, легчайшая суперсимметричная частица. Именно мериады нейтралино, как показывают теоретические модели, могут восполнить недостающую плотность вещества во Вселенной, а значением плотности вещества Вселенной ор-педеляются модели ее развития [2].

Центральным мероприятием МГА - 2009 в России стала Всероссийская конференция «Астрономия и общество», которая состоялась с 25 по 27 марта 2009 г. в Москве, в МГУ им. М.В. Ломоносова. На конференции обсуждались как фундаментальное, так и прикладное значение астрономии; проблемы взаимодействия астрономов с общественностью, с органами государственной власти, со СМИ, с любителями астрономии; вопросы астрономического образования и популяризации астрономии, а также будущее астрономии в России.

В качестве одного из мероприятий МГА-2009 в России в течение нескольких месяцев проводился опрос астрономов (как профессионалов, так и любителей) с целью экспертной оценки будущего астрономии. Для этого был скомпилирован список из 35 вопросов формата «Когда произойдет то или иное событие / открытие, связанное с астрономией?» Список был подготовлен ведущими астроно-мами-популяризаторами, скорректирован научными журналистами и одобрен руководством Национального комитета российских астрономов и Научным советом по астрономии РАН; распространялся среди сотрудников астрономических учреждений и студентов, а также был размещен на сайте www.astronomy2009.ru. Результаты опроса астрономического сообщества были обработаны, и коллективный прогноз развития астрономии представлен на главном сайте МГА.

В опросе приняло участие 119 профессионалов, 90 из которых имеет научную степень, работающих в различных организациях (Аст-рокосмический центр Физического Института им. П.Н.Лебедева Российской Академии Наук (АКЦ ФИАН), Государственный астрономический институт им. П.К.Штернберга (ГАИШ), институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушково (ИЗМИРАН), Институт космических исследо-

ваний (ИКИ РАН), Институт астрономии РАН (ИНАСАН), Институт прикладной астрономии РАН (ИПА РАН), Институт прикладной физики (ИПФ РАН), Институт Солнечноземной физики Сибирское отделение РАН (ИСЗФ РАН), Специальная астрофизическая обсерватория РАН (САО РАН), Иркутский ГУ, Казанский государственный университет (КГУ), СПбГУ, Физфак МГУ, Физикотехнический институт им. А.Ф. Иоффе (ФТИ РАН) и др.).

Так, по мнению ученых, в 2020-х гг. будет обнаружена вода на Луне (с этим согласны 61 % экспертов); удастся доставить на Землю пробы грунта с Марса и объяснить природу гамма-всплесков (100 %); возобновится изучение Венеры (98%). Согласно коллективному мнению экспертов, тридцатые годы будут весьма богаты на события в области астрономии и исследования космического пространства: будет обнаружена экзопланета, на которой присутствуют все четыре маркера, свидетельствующие о возможном наличии жизни (вода, углекислый газ, метан и кислород) (97%); начнутся регулярные полеты частных космических кораблей (92%); состоится высадка человека на Марс (96%); будет разгадана природа темной материи (96%) и др. Во второй половине XXI века будет создана постоянная астрономическая обсерватория на Луне (96%); состоится полет человека за орбиту Марса (94%); будет разгадана природа темной энергии (97%); человечество научиться использовать внеземные источники сырья (92%) и др. Каждый второй астроном считает, что к 2250 году будет обнаружен радиосигнал внеземной цивилизации [5].

Вместе с тем, по мнению многих специалистов, Международный год астрономии не только долгожданный подарок астрономам, исследователям ближнего и дальнего космоса, любителям астрономии, преподавателям и популяризаторам достижений науки о Вселенной, но и прекрасный повод лишний раз напомнить обществу и власти о насущных проблемах в отечественной астрономии и образовании, и добиться продвижения в деле их решения. К ним относятся:

1) крайне нищенское финансирование астрономической науки, сознательное и бессознательное пренебрежение материальными и духовными потребностями и интересами ученых, отдающих астрономической науке все силы и знания;

2) совершенно недостаточное внимание к оснащению существующих астрономических обсерваторий современными инструментами и к созданию новых обсерваторий. Правда то-

му есть и объективные причины: после распада СССР многие советские обсерватории оказались за границей России.

Сознательно разрушается и без того неудовлетворительный астрономический климат обсерваторий (строительство ярко освещенных шоссе, торговых центров, промышленных предприятий вблизи обсерваторий). Окружена многополосным шоссе и зловонной свалкой знаменитая Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук.

5 ноября 2009 г. исполняется 80 лет Московскому планетарию. Он распахнул свои двери всего через четыре года после того, как в 1925 году в Германии, в Мюнхене, был открыт первый в мире планетарий. Однако 14 июля этого года минуло 15 лет с тех пор, как планетарий закрылся на реконструкцию, которая началась с его разрушения.

В России всего 40 планетариев. Для сравнения во всем мире их около 4000, причем половина - в США, около 400 планетариев - в Японии. В основном наши «звездные музеи» работают на физически и морально устаревшем оборудовании, но все-таки 2 миллиона человек - почти каждый сотый россиянин - ежегодно их посещает. Один из лучших планетариев в нашей стране открылся недавно в Нижнем Новгороде. Впервые в России появился многозальный планетарий, с цифровой полнокупольной видеопроекционной системой [1];

3) в преддверии Международного года астрономии на пике бурного прогресса астрономической науки в нашей стране был ликвидирован в школах учебный предмет «астрономия» как обязательная дисциплина. Астрономия «вымывается» из учебных программ педвузов, исчезла специализация «физика и астрономия», в университетах астрономия в лучшем случае «выдавливается» на уровень магистратуры. Большинство выпускников российских образовательных учреждений обречены на астрономическую безграмотность.

Преподавание астрономии в общеобразовательных учебных заведениях нашей страны, которое активно поддерживалось Петром I, не игнорировалось ни в XIX в., ни XX в., стало «ненужным» через полвека после начала космической эры и в эпоху буквально фантастических открытий в астрофизике, внегалактической астрономии и космологии. Подрастающее поколение, не знающее основ астрономии, стало повседневно погружаться в пучину средневекового мракобесия, насаждаемого через государственные СМИ астрологами, уфологами, колдунами и ясновидцами. Рациональное знание подменяется верой в бога,

сверхъестественные силы, судьбу. Человек, как в средние века, начинает чувствовать себя игрушкой слепых сил.

В феврале-марте 2009 г. в Иркутской области с целью выявления уровня астрономической грамотности были опрошены 554 человека, в том числе студенты ИГУ, студенты четырех вузов (будущие юристы, налоговики, менеджеры, журналисты), а также 50 жителей одной из деревень. Результаты исследования обсуждались на конференции «Астрономия и общество», организованной Государственным астрономическим институтом имени П.К.Штернберга (ГАИШ). Некоторые результаты данного опроса приводит и комментирует в своей статье Александр Волков.

«...28 % отвечавших были явно не сильны в «астрономической арифметике» и согласились с тем, что «Солнце вращается вокруг Земли». Конечно, некоторые студенты могли и пошутить над организаторами опроса, но многие заблуждались искренне, так же нелепо ошибаясь и при ответах на другие вопросы.

• Расстояние от Земли до Луны: минимум 200 км; максимум 450 миллионов км (здесь и далее в скобках приводится доля правильных ответов — 30 %).

• Расстояние от Земли до Солнца: минимум 600 км (30 %).

• Размеры Земли: минимум 150 км; максимум 6,5 миллионов км (30%).

• Размеры Луны: минимум 1 километр.

• Размеры Солнца: минимум 300 км.

Лишь 20 % опрошенных знали, чем отличается звезда от планеты. Сплошь и рядом люди путали черные дыры с озоновыми. Многие считали, что на Луну никто не летал (кстати, по словам астронома Владимира Сурдина, «две трети новых книг о Луне посвящены критике пребывания астронавтов на Луне» -странно, что до сих пор не написано ни одной книги о том, что Луны на самом деле не существует, а есть лишь база инопланетян в стратосфере, которую мы ошибочно принимаем за Луну, хотя в секретном досье Пентагона и Октагона, конечно, все сказано — А. В.).

Космическое время представляется таким же туманным, как и пространство. До 40 % опрошенных не знали, что у Вселенной было начало. Большинство не верили, что жизнь на Земле может пресечься по космическим причинам, например, вследствие падения крупного метеорита. Зато 81 процент респондентов считали, что небесные тела каким-то образом влияют на Землю, а потому астрологическим прогнозам можно доверять.

А ведь все эти ошибки идеологически корректны. Кому какое дело, Солнце вращается вокруг Земли или Земля вокруг Юпитера? Все вращается вокруг денег. А остальное - морока, недоумение, отстой. Сама астрономия, как и современная наука в целом, при всей их актуальности оказываются удивительно старомодными. Они ведь не приносят быстрых денег, моментальной прибыли. Зачем они вращаются? Зачем они нужны? «Земля плоская» [2, с. 10-11].

Далее, по поводу «нужности» астрономических знаний, А. Волков приводит замечание одного из участников конференции, заведующего кафедрой небесной механики СПбГу К. В. Холшевникова, «без астрономии пышно расцвела астрология, а из-за этого страна теряет каждый год миллиарды долларов - из-за того, что бизнесмены подчас не заключают контракты в астрологически неблагоприятные дни» [2, с. 11].

Низкий уровень естественнонаучной грамотности молодого поколения подтверждают и результаты опроса студентов-гуманитариев ЗабГГПу, проводимого пред изучением курса «Концепции современного естествознания». Студенты (социальные антропологи, социологи, лингвисты, журналисты, художники, музыканты, домоведы и др.) вторых-четвертых курсов не ориентируются во времени тех или иных открытий; не соотносят личность ученого и сделанное им открытие; допускают ошибки при написании имени ученого. Так, например, пишут «Инштейн», «Энштейн», «Га-лелей», «Галлелей», «Ньютон - физик-

ядерщик XVII века», «Галилей - мореплаватель», «Ломоносов первым изобрел зрительную трубу», «Эйнштейн - химик».

Большинство опрашиваемых испытывают значительные трудности в обосновании шарообразности Земли и ее движения, при объяснении смены времен года и т.д. Встречаются студенты, которые убеждены в том, что Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг нее; в состав Солнечной системы входят Млечный путь, черные дыры, созвездия и галактики. Следует отметить, что никто из студентов, опрашиваемых в этом году, не слышал о том, что 2009 г. объявлен Международным годом астрономии.

Все это является плачевным результатом того, что российские школьников лишены права изучать основы науки, переживающей в последние годы удивительный взлет, науки очень актуальной, увлекающей многих молодых специалистов. Науки, с которой миллио-

ны россиян знакомятся теперь исключительно по газетным заметкам;

4) практически отсутствует связь между академическими институтами и научнопопулярными изданиями. Результаты работы российских ученых, как правило, малоизвестны ввиду полного отсутствия саморекламы. Редко появляются и при этом издаются ничтожными тиражами отечественные яркие и интересные научно-популярные издания по астрономии для взрослых и особенно для детей. В книжных магазинах г. Читы, например, невозможно найти научную и научнопопулярную литературу по астрономии, зато псевдонаучная Новая хронология Фоменко-Носовского представлена в ассортименте.

Ученые и педагоги надеются, что в рамках МГА-2009 астрономическая общественность найдет возможность поставить ряд вопросов перед соответствующими федеральными министерствами и агентствами.

«Астрономия - это наука, которую может понять каждый, - отметил по случаю начала Международного года астрономии нобелевский лауреат, физик Роберт Вильсон. - На ее примере как нельзя лучше удается знакомить детей с основами и методами научных исследований».

Было бы неплохо, если бы все люди осознали роль астрономии и других наук в нашей повседневной жизни и поняли, каким образом научные знания могут способствовать созданию более справедливого и мирного общества.

Галилео Галилей (1564-1642)

Любые истины легко понять, когда они открыты. Сложность - в том, чтобы открыть их.

Галилео Галилей

Четыреста лет назад, в конце 1609 года, Галилео Галилей начал первый обзор неба при помощи телескопа.

Именно в память об этом Международный астрономический союз объявил нынешний год юбилейным. Однако в 2009 г. не только круглая дата первого использования в истории человечества телескопа -изобретения, положившего начало четырехсотлетнему периоду удивительных астроно-

мических открытий, но и юбилей - 445-летие со дня рождения самого Галилео Галилея.

Галилео Галилей является «отцом» современной физики и фактически современного естествознания вообще. «Открытие, сделанное Галилеем, и применение им методов научного рассуждения были одними из самых важных достижений в истории человеческой мысли, и это отмечает действительное начало физики. Это открытие учит нас тому, что интуитивным выводам, базирующимся на непосредственном наблюдении, не всегда можно доверять, так как они иногда ведут по ложному следу» [6, с 363] - так, крупнейший физик ХХ столетия А. Эйнштейн характеризует вклад в культуру Галилея, которого по праву считают одним из основоположников науки Нового времени.

Галилей родился 15 февраля 1564 г. в старинном итальянском городке Пизе. Его отец, обедневший флорентийский дворянин, человек обширных знаний, автор трудов по истории и теории музыки хотел, чтобы Галилей стал врачом, и поэтому отдал его на учебу в Пизанский университет. Однако, медицина не привлекала Галилея, с гораздо большим увлечением он читал геометрические трактаты Евклида и труды по механике Архимеда. В конце концов, Галилей оставил университет и занялся точными науками. Специалисты оценили работы молодого ученого и помогли ему получить кафедру математики сначала в Пизанском, а позднее и в Падуанском университетах.

Впоследствии Галилей станет известен как величайший ученый, широко образованный человек, прекрасный собеседник, непобедимый в споре, а кроме того, как писатель и музыкант. Он превосходно играл на струнных инструментах и клавикордах, с успехом занимался рисованием и живописью, писал сонеты. Но при всех своих талантах Галилей большую часть жизни провел в бедности и долгах. Возможно потому, что вынужден был содержать сестер, требовавших достойного приданного, непутевого брата, склочную матушку и собственных детей, двух дочерей и сына.

Он не хотел и не умел приспосабливаться, часто нарушал нормы здравого смысла и житейской дальновидности, поэтому нередко становился жертвой университетских интриг.

Согласно Аристотелю, крупнейшему научному авторитету древности тяжелые тела должны падать быстрее легких. Выводы Галилея говорили о том, что тяжелые и легкие тела должны достигать подножия башни практически одновременно. Открытые Галилеем законы падения тел противоречили взглядам Ари-

стотеля, которые были одобрены церковью и в течение двух тысячелетий не вызывали возражения. Очень важно, что в научном споре Галилей использовал новый вид аргументации -эксперимент. С тех пор то или иное положение в науке считается доказанным не тогда, когда с ним согласны авторитеты, будь то Аристотель или отцы церкви, а только в случае если они подтверждены результатом эксперимента.

Аристотель считал, что нет действия - нет движения. На протяжении 2000 лет человечество придерживалось этого мнения, поскольку оно соответствовало повседневным наблюдениям: книга, лежащая на столе, движется, если на нее действует рука, и покоится, если рука не действует. Многие и сейчас интуитивно следуют этому закону Аристотеля. Галилеем же было доказано, что действие является не причиной движения, а причиной изменения движения. Введя в науку два новых метода (эксперимент и математизация теоретических знаний), ученый начинает выстраивать на их базе новую науку о движении. Заслуга Галилея в том, что он увидел сущность совершающихся процессов, скрытую за непосредственной видимостью. Пользуясь приемом - мысленный эксперимент, который он сам ввел в науку, ему удалось ответить на многовековой вопрос о причине изменения скорости движения. Галилей показал, что воззрения Аристотеля, хотя и согласуются с нашим повседневным опытом, но являются ошибочными.

Услышав об изобретении зрительной трубы, Галилей усовершенствовал ее, изготовив в 1609 г. подобие нынешнего телескопа с увеличением более, чем в 30 раз. Он был первым, кто направил зрительную трубу в небо в научных целях, значительно расширив тем самым горизонты познания и дав старт развитию телескопической астрономии. В первые же месяцы наблюдений Галилей открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, обнаружил, что огромная белая полоса на небе Млечный Путь состоит из множества отдельных звезд. Астрономические открытия Галилея произвели на всех громадное впечатление, они доказывали, что Земля является не центром Вселенной, а таким же небесным телом, как и остальные планеты. Немного позднее Галилей обнаружил пятна на Солнце, по изменению которых сделал вывод, что светило вращается вокруг своей оси. Он открыл фазы Венеры, которая имела вид, то узкого серпа, то половины кружка, то почти полного диска. Это открытие сви-

детельствовало в пользу представлений Коперника о вращении планет вокруг Солнца.

Несколько десятилетий своей жизни Галилей посвятил обоснованию

учения Коперника - гелиоцентрической системы мира. Результатом этой работы стал обобщающий труд «Диалоги о двух главнейших системах мира: Птолемеевой и Коперниковой», изданный в 1632 г. Галилей написал свой труд не на мертвой латыни, как тогда было принято, а на живом итальянском языке, и его по праву считают шедевром не только в отношении астрономии и физики, но и в отношении языка. А самого Галилея - основоположником итальянской прозы. На это сочинение сразу обратила внимание церковь, Галилей был вызван в Рим, где предстал перед судом инквизиции. Ученого обвинили в распространении еретических идей, содержащихся в учении Коперника. 22 июня 1633г. в той же церкви, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор, семидесятилетний старик стоя на коленях произнес предложенный ему унизительный текст отречения. После этого ученому запретили видеться с друзьями и учениками и поместили под домашний арест на западную виллу в Арчетри. За пять лет до смерти Галилей ослеп.

Что заставило ученого отречься от дела жизни? Одни считают, что больной и немощный старик проявил слабость, и осуждают его за это. Другие полагают, что именно отречение могло дать Галилею возможность закончить свой последний труд, положивший начало научной механики. Формально, отрекшись от нового учения о строении мира, Галилей на самом деле остался его убежденным сторонником. Именно благодаря этому отречению появилась вторая великая книга Галилея «Беседы о двух новых науках», открывшая дорогу «Началам» Ньютона и заложившая основы отдельной науки о сопротивлении материалов. Легенда приписывает ученому слова, произнесенные им сразу после суда: «А все-таки она вертится» - слова, ставшие символом борьбы за научную истину.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более 300 лет спустя в конце XX в. католическая церковь признала свою ошибку в деле Галилея и «реабилитировала» его. В беседе с академиком В.И. Арнольдом (март 1998г) папа Иоанн Павел II признал, что наука одна способна установить истину, а религия, по словам понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных открытий.

1. Абалкин В. К., Левитан Е. П. Международный год астрономии (МГА - 2009) // Земля и Вселенная. 2009. №1. С. 3-15.

2. Волков А. Детям до 16 лет запрещается: астрономия // Знание-сила. 2990. № 9. С. 7-13.

3. Кузнецов Б.Г. Галилео Галилей. М.: Наука, 1964. 423 с.

4. Малков О.Ю. Экспертная оценка будущего астрономии. Прогноз по результатам астрономического опроса . ЦКЬ: www.astronomy2009.ru. (дата обращения: 15.03.2009 г.).

5. Серебрякова С.С. Астрономия: учебно-методическое пособие / Забайкал.гос.гум.-пед.ун-т. - Чита, 2009. -103 с.

6. Шмутцер Э., Шютц В. Галилео Галилей: пер.с нем. - М.: Мир, 1987. - 143с.

7. Эйнштейн А. Собрание научных трудов.- М.: Наука, 1967. - Т. 4. - С.363.

8. Энциклопедия для детей. Астрономия. - 2-е изд., испр. / глав. ред. М. Аксенова; метод. ред. В. Володин, А. Элиович. - М.: Аванта+, 2004. - Т.8. - 688 с.

9. [электронный ресурс] - иКЬ: www.astronomy2009.ru. (дата обращения: 06.04. 2009 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.