ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АХМАДА ДОНИШ Ахмедова З.А. Email: [email protected]
Ахмедова Зебинисо Азизовна — кандидат философских наук, доцент, кафедра общественных наук, Бухарский государственный медицинский институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрываются астрономические взгляды Среднеазиатского мыслителя Ахмада Дониша. Автор статьи большое внимание уделяет его произведениям, как например, «Редкостные происшествия». А также в статье изложены научные мысли Ахмада Дониша о природе, о возникновении и структуре Земли, о существовании и движении планет, о затмениях Солнца и Луны. Дониш в своём произведении отрицает мысли учёных об истории Вселенной. Анализирует природные явления с естественно-научной точки зрения. В произведениях, посвященных астрономии, он излагает природные явления, основываясь на научные доводы.
Ключевые слова: мыслитель, Вселенная, астрономия, планета, Земля, природные явления.
ASTRONOMIC LOOKS OF AHMAD DONISH Akhmedova Z.A.
Akhmedova Zebiniso Azizovna - Candidate of Philosophy, Associate Professor, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES, BUKHARA STATE MEDICAL INSTITUTE, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article reveals the astronomical views of the Central Asian thinker Ahmad Donish. The author of the article pays much attention to his works, such as "Rare events". And also in the article are the scientific thoughts ofAhmad Donish about nature, about the origin and structure of the Earth, about the existence and motion ofplanets, about eclipses of the Sun and the Moon. Donish in his work denies the thoughts of scientists about the history of the universe. Analyzes natural phenomena from a natural scientific point of view. In the works of dedicated astronomy, he expounds natural phenomena, based on scientific arguments.
Keywords: Great thinker, Universe, astrology, planet, Earth, natural phenomenon.
УДК 1(091)
DOI: 10.20861/2312-8089-2018-47-002
Ахмад Дониш (1827-1897) является одним из великих учёных и мыслителей, который оставил значительный след в развитии философской и исторической мысли, в духовном наследии народов Средней Азии. Он родился в Бухаре. Свои произведения писал под псевдонимом «Дониш», а среди народа с любовью его называли «Ахмад Махдуми Мухандис», «Ахмад Махдуми мунажжим», «Ахмади Махдуми Дониш», «Ахмади Калла».
Жизнь, творчество и взгляды Ахмада Дониша привлекали и привлекают внимание учёных, исследователей, философов. Так как его научный вклад актуален и на сегодняшний день. Место Ахмада Дониша в истории нашей страны можно сравнить с Герценом в истории России, так как Герцен со своими произведениями и передовыми мыслями в своё время пробудил декабристов, а Ахмад Дониш как основоположник просветительского направления со своими передовыми идеями пробудил джадидов. И ещё нужно добавить, что Дниша можно считать последним мыслителем-энциклопедистом в Средней Азии.
Издание его произведений тоже выполнено частично: на таджикском языке «Парчахо аз «Наводир ул-вакоеъ» (Душанбе, 1957г.), «Асархои мунтахаб» (Душанбе, 1959г.), на русском языке «Путешествие из Бухары в Петербург» (Душанбе, 1960г.), на узбекском языке «Наводир ул-вакоеъ» (Ташкент, 1964г.) в сокращённом виде. В творчестве писателя особое внимание уделено астрономии. В своих астрономических изложениях об исследовании природных явлений Ахмад Дониш ссылается на научные факторы.
Айний в своих «Памятках» пишет следующее: «Они (то есть собиравшиеся у Шарифжона Махдум на заседании) вели беседу о древней философии Греции на тему «Вселенная создана или она вечная». Большая часть его произведения "Наводир ул-вак;оеъ" посвящена космографическим проблемам, в которой изложены религиозно философские взгляды о
появлении Вселенной, но основная часть соответсвует тому периоду, в котором жил мыслитель [1, с.30].
В произведениях посвященных астрономии он излагает природные явления, основываясь на научные доводы. Он писал: «Наши исследования и предположения соответствуют с выводами Греческих мыслителей. Все мыслители утверждают, что Земля круглая, она находится в пространстве, среди других космических существ не касаясь ни чего и не оперяясь не на что» [2, с.103].
Он выражал свои мысли о том, что Земля круглая, что планеты находятся в постоянном движении, что происходят затмение Солнца и затмение Луны, что иногда бывают землетресения, и утверждал что эти все явления можно заранее предположить. Кроме того он старался объяснить, что все явления взаимосвязаны между собой и их причины зависимы от самой прирорды, за пределами природы ни чего не может произойти. По его мнению, землетресение происходит в результате движения горячей массы пара, который расположен в центре Земли [2, с.101].
По доводам мыслителя, все существа делятся на два вида: простые и сложные. Простые это небесные и земные существа, а сложные это животный мир-фауна, растительный мир-флора и все виды культур и минералов. «Возникновение всех явлений фауны, флоры, культур и минералов основывается на законы созидания и разрушения. Начало созидания зависит от теплоты и влаги, а причиной разрушения является холод и сухость» [ 2, с.97].
В своем произведении "Наводир ул-вакоеъ" Ах,мад Дониш излагает свои мысли о структуре Земли, о появлении и возникновении каменных гор, о ключевых водных родниках, о минералах: "Внутрь Зекмли состоит из трех слойов. Первый слой - сухой песок, Второй слой - липучая глина. Третий слой - каменный слой. Но центр Земли наполнен раскаленным пахучим паром и он похож на пустой арбуз" [2, с.99].
Продолжая свои мысли, мыслитель пишет: " По разуному мнению можно сказать что появление Вселенной в восьмом слою Неба, зависет от того, что с трех огненных сторон падает теплота, а с трех воздушных сторон падает холод, а с трех водяных сторон падает влажность, а с трех песочных сторон падает сухость. Значить, соединение и смешивание четырех элементов создают Землю" [2, с.97].
В произведении «Памятки» С.Айний, раскрыта мужественная борьба мыслителя, в целях научного объяснения явления Солнечного затмения. Для подтверждения этого приведем примеры из астрономических сведений. Ахмад Дониш не сомневаясь в объективности существования мира вещей, доказал, что возможно все знать, о всех существах, о явлениях и происшествиях, а особенно о затмении Солнца и Луны.
Он писал: «Если мы будем в движении, то все причины для нас будут явными и ясными» [2, с.101].
В развитии его научных исследований о природе, о космосе, о планетах огромную роль сыграло его путешествие. В одном из путешествий русский дворянин М.Стремоухов подарил Ахмаду Даниш два глобуса: Земли и Луны, получив, этот подарок он был впечатлен и сказал, «Он мне посвятил Небо и Землю». И написал следующие строки на фарси: Ахли карам ба ахли хунар симу зар диханд, У гирд карду дод ба ман илми кунфаякун. Яъне на дархури ту бувад накди мулку мол, Гуй замин ба дасти ту бодову осмон.
В переводе означает:
«Знатные люди обычно дарят ремесленникам за их работу золото, а ты за свое знание и науку получил в дар на руки Небо и Землю»
Существуют и такие строки: «Дониш вернулся в Бухару пешком в обнимку со Вселенной на плечах [3, с.53].
В произведении "Наводир ул-вакоеъ" автор как один из передовых представителей своего времени делится своими социально-политическими, философскими, литературными, воспитательно-образовательными взглядами и мнениями, как реформатор просветитель предлогает свои рекомендации по устранению ошибок и недостатков по этим направлениям. Продолжая изучение работ предыдущих философов, философско-социальные проблемы он рассматривает по новому, с точки зрения требований и условий жизни общества своего времени.
В шеснадцатой главе своего произведения он дает сведения о появлении горных природ, приисков, разновидных минералов и о явлениях землетресения. "Не знать и не понять Истины Вселенной, это значить не познать самого себя, отчуждение от духовности, отдалиться от
человечности. Мое счасть в моей бедности, так как именно в нем я познал Истину" [2, с.342]. И тогда я понял что земные страсти являются припятствием постижения Истины.
По мнению Дониша появление существ и их движение зависимы и взаимосвязаны от сверхестественной силы и мощности Небесного начала. Он был против мнения ученных абсолютизирующих историю Вселенной. "Мыслители Индии, Китая, Персии верят в древность Вселенной. Они считают что Вселенная всегда существовала и всегда будет существовать, до нас приходили и были люди, и опять будут приходить; и мы пришли, может быть мы уже несклько раз приходили в этот мир и ещё придем и это все будет продолжаться бесконечно.
Прочитав в Коране о появлении Вселенной и о конце Света, задумалса и записал следующие мысли, потому что это связано с древностью Мира: "Всевыщний создатель мира находится на небесах над Райем, отсюда и можно понять Вселенная Древняя. Кроме того в Коране сказано, что Бог создал Небо и Землю за семь дней, это значить прежде чем было создано Небо и Земля, что то существовало, и если уничтожить Созданное и тогда станет ясно что Сущее всегда существовало и будет существоать" [2, с. 93].
Делая выводы можно сказать, что Ахмад Дониш является не только одним из знаменитых ученных второй половины XIX века, который посвятил свою научную деятельность социально-политическим, религиозно-мистическим, морально-эстетическим проблемам, а нужно подчеркнуть его большой вклад в области астрономии, медицины, литературы, которые отразились в его произведениях.
Сегодня, когда мы говорим о воспитании и образовании всестороне развитого будущего поколения, нам необходимо глубоко изучать научные работы наших великих предков, продолжить их традиции и применить их навыки в жизнь.
Список литературы / References
1. Айни С. Краткая биография. Т.: Издательский дом государственной литературы УзССР, 1960. 165 с. (на узбекском языке).
2. Дониш А. Наводир ул-вакоеъ. Т.: Наука, 1964. 409 с.
3. Субхон И. Семь звёзд Бухары. Самарканд, 1991. 73 с.