Научная статья на тему 'АССОЦИАЦИЯ BSMI И APAI ПОЛИМОРФИЗМОВ ГЕНА РЕЦЕПТОРА ВИТАМИНА D С УРОВНЕМ ВИТАМИНА D, ФНО-АЛЬФА И ДИСЛИПИДЕМИЕЙ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА'

АССОЦИАЦИЯ BSMI И APAI ПОЛИМОРФИЗМОВ ГЕНА РЕЦЕПТОРА ВИТАМИНА D С УРОВНЕМ ВИТАМИНА D, ФНО-АЛЬФА И ДИСЛИПИДЕМИЕЙ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
44
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Ионова Ж. И., Ду Ц., Тарасова М. И., Беркович О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АССОЦИАЦИЯ BSMI И APAI ПОЛИМОРФИЗМОВ ГЕНА РЕЦЕПТОРА ВИТАМИНА D С УРОВНЕМ ВИТАМИНА D, ФНО-АЛЬФА И ДИСЛИПИДЕМИЕЙ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА»

СБОРНИК ТЕЗИСОВ

РАЗДЕЛ 1. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ПЕРВИЧНАЯ И ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, КАРДИОРЕАБИЛИТАЦИЯ.

1. АССОЦИАЦИЯ BSMI И APAI

ПОЛИМОРФИЗМОВ ГЕНА РЕЦЕПТОРА ВИТАМИНА D С УРОВНЕМ ВИТАМИНА D, ФНО-АЛЬФА И ДИСЛИПИДЕМИЕЙ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

Ионова Ж. И., Ду Ц., Тарасова М. И., Беркович О. А.

ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, Санкт-Петербург, Россия

Ишемическая болезнь сердца (ИБС) по-прежнему определяет высокую смертность людей работоспособного возраста. Последние исследования показывают, что дефицит витамина D — новый фактор риска развития атеросклероза, оказывающий многоуровневое влияние на механизмы иммунного воспаления. Фактор некроза опухолей альфа (ФНО-альфа) является важнейшим провоспалительным цитокином. Протективные эффекты витамина D в отношении иммунного воспаления в сосудистой стенке реализуются при помощи рецепторов витамина D (VDR). BsmI и ApaI полиморфизмы гена VDR могут оказывать влияние на чувствительность рецептора к лигандам.

Цель. Изучить связь BsmI (rs1544410) и ApaI (rs7975232) полиморфизмов гена VDR и недостаточности витамина D c дислипидемией и уровнем ФНО-альфа у больных ИБС.

Материал и методы. BB, Bb и bb генотипы, а также АА, Аа и аа генотипы гена VDR были определены у 404 больных ИБС и у 317 обследованных сопоставимого возраста без клинических признаков ИБС методом полимеразной цепной реакции с последующим рестрикционным анализом. Содержание ФНО-альфа, витамина D плазмы крови определялось методом иммуноферментного анализа ELISA (DRG). Измерение показателей липидного спектра крови производилось на аппарате UniCelD*C 800 (США) при помощи стандартного ферментативного метода.

Результаты. Носительство bb генотипа гена VDR (BsmI полиморфизм) ассоциировалось с повышением риска ИБС в 1,62 раза (p=0,003, ÜR=1,62(1,05^2,2)). Встречаемость ал-леля b была выше в группе больных ИБС, чем в группе сравнения без ИБС (0,67 и 0,62, соответственно; р=0,01). Содержание ХС ЛПВП было выше у больных ИБС — носителей ВВ генотипа, чем у носителей Bb генотипа (1,13±0,05 ммоль/л и 1±0,03 ммоль/л, соответственно; р=0,02). аа генотип и а аллель гена VDR (ApaI полиморфизм) выявлялись у больных ИБС, чем в группе сравнения (p=0,04 — генотипы; p=0,03 — аллели) без влияния на риски. Содержание ХС ЛПВП было выше у больных ИБС — носителей АА генотипа по сравнению с его уровнем у носителей а аллеля (АА генотип — 1,18±0,08 ммоль/л, Аа генотип — 1±0,02 ммоль/л, аа генотип — 1,01±0,03 ммоль/л, р=0,01 и р=0,02; соответственно). Уровень витамина D в сыворотке крови у больных ИБС был ниже, чем в группе сравнения (36,96±1,30 нмоль/л, 51,70±1,72 нмоль/л, соответственно, р=0,001). Уровень витамина D сыворотки крови был выше у больных ИБС, имеющих ВВ генотип гена VDR (BsmI полиморфизм), чем у обследованных с bb генотипом (42,54±3,64 нмоль/л и 33,89±1,92 нмоль/л, соответственно, Р=0,04), а также у носителей АА генотипа гена VDR (Ара! полиморфизм), чем у обследованных с другими генотипами (АА генотип — 45,66±4,31 нмоль/л, Аа генотип — 36,03±1,94 нмоль/л, аа генотип — 35,52±2,05 нмоль/л, Р=0,04). Содержание ФНО-альфа было выше у больных ИБС, имеющих аа генотип гена VDR (ApaI полиморфизм), чем у носителей Аа (Р=0,02) и АА генотипов (Р=0,04) (аа генотип — 9,62±1,54 пг/мл, АА генотип — 5,73±1,14 пг/мл, АА генотип — 5,66±0,82 пг/мл), но при этом не различалось

у больных ИБС, имеющих различные генотипы BsmI полиморфизма гена VDR.

Заключение. Носительство bb генотипа гена VDR (BsmI полиморфизм) ассоциируется с увеличением риска ИБС в 1,62 раза. ApaI полиморфизм гена VDR не ассоциируется с риском ИБС. Содержание ХС ЛПВП и витамина D было выше у больных ИБС — носителей АА и ВВ генотипов гена VDR. Уровень ФНО-альфа крови был выше у больных ИБС, имеющих аа генотип гена VDR (ApaI полиморфизм), но при этом не различалось у ИБС, имеющих различные генотипы BsmI полиморфизма гена VDR.

2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ДИАСТОЛИЧЕСКОЙ ДИСФУНКЦИИ ПРИ ОЖИРЕНИИ.

Гриценко О. В.1, Чумакова Г. А.2

'КГБУЗ Алтайский краевой кардиологический диспансер, Барнаул; 2ФГБОУ ВО Алтайский государственный медицинский университет МЗ РФ, Барнаул, Россия

Актуальным в настоящее время является изучение диа-столической дисфункции, в том числе при ожирении. Однако отсутствуют оптимальные методы прогнозирования развития диастолической дисфункции (ДД) левого желудочка (ЛЖ) на доклинической стадии.

Цель. Разработать альтернативный способ прогнозирования ДД ЛЖ при ожирении на доклинической стадии.

Материал и методы. В исследование был включен 146 мужчин с общим ожирением (средний ИМТ 32,9 кг/м2). Средний возраст составил 53,4±7,8 года. Исключающими критериями были наличие артериальной гипертензии, коронарного атеросклероза, сахарного диабета 2 типа, а также наличие ДД ЛЖ по данным трансторакальной эхокардиогра-фии (ЭхоКГ). ДД ЛЖ оценивали согласно рекомендациям EACVI 2016г (определялись такие показатели, как скорость продольного удлинения ЛЖ в ранней диастоле (по скорости движения митрального кольца, е>), отношение скорости E трансмитрального диастолического потока к средней скорости движения митрального кольца E/e>, индекс объема левого предсердия и максимальная скорость трикуспидаль-ной регургитации. В зависимости от наличия или отсутствия эпикардиального ожирения пациенты были разделены на две группы: Группа 1 c толщиной эпикардиальной жировой ткани (тЭЖТ) >7 мм (n=70) и Группа 2 с тЭЖТ <7 мм (n=31). У всех пациентов в сыворотке крови определяли следующие лабораторные показатели с использованием иммуноферментного анализа: коллаген I и III типов, проколлаген I C-концевого пропептида, матриксная металлопротеиназа-3, трансформирующий фактор роста ß1, васкулоэндотелиаль-ный фактор роста, фактор некроза опухоли-а, интерлейкин (ИЛ)-6, ИЛ-10, С-реактивный белок, адипонектин, растворимый рецептор к лептину, лептин, параметров липидного профиля и уровень свободных жирных кислот. Через 4,7±0,3 лет пациентам повторно проведена ЭхоКГ с целью оценки диастолической функции ЛЖ.

Результаты. На момент включения изучаемы группы не имели статистически значимых различий ЭхоКГ-показателей ДД ЛЖ (пациенты, включенные в исследование, исходно не имели ДД). Через 4,7±0,3 лет при проведении повторной ЭхоКГ было выявлено, что у 20 пациентов (19,8% от числа включенных в исследование) имеется нарушение диастолической функции ЛЖ, из них 18 (что составило 90% от числа выявленных пациентов с ДД ЛЖ) в Группе 1 и два пациента (10% от числа выявленных пациентов с ДД) в Группе 2. По результатам бинарной логисти-

4

Российский кардиологический журнал. 2022;27(S7), дополнительный выпуск (май)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.