Научная статья на тему 'Ассоциации выпускников морских вузов и их влияние на развитие системы подготовки моряков'

Ассоциации выпускников морских вузов и их влияние на развитие системы подготовки моряков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
профессиональное образование / подготовка кадров / морские вузы / отрасль судоходства / ассоциация выпускников / professional education / personnel training / maritime universities / shipping industry / alumni association

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горкунова О.С.

В современном обществе происходит активное формирование единого социально-экономического и транспортно-логистического пространства, этап всестороннего реформирования всей экономической системы. Этот процесс сопровождается глобальной трансформацией транспортной системы России и построением новых логистических цепочек и интеграционных механизмов в торговых процессах. Сегодня инвестиции в человека являются главным приоритетом деятельности государства, поэтому предъявляются высокие требования к подготовке специалистов, в том числе и сфере морских перевозок. Выпускники вузов являются одним из ключевых активов в связи с тем, что их достижения в дальнейшем обеспечивают образовательным организациям положительную репутацию. Поэтому актуальным является вопрос не только получения качественного образования в морских вузах России, но управление отношениями с выпускниками и повышение их профессиональных качеств на основе развития ассоциаций выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Associations of graduates of maritime universities and their impact on the development of the seafarers’ training system

In modern society, there is an active formation of a single socio-economic and transport and logistics space, a stage of comprehensive reform of the entire economic system. This process is accompanied by a global transformation of the Russian transport system and the construction of new logistics chains and integration mechanisms in trade processes. Today, investments in people are the main priority of the state’s activities, therefore, high requirements are placed on the training of specialists, including in the field of maritime transportation. University graduates are one of the key assets due to the fact that their achievements further provide educational organizations with a positive reputation. Therefore, the issue of not only obtaining high-quality education in Russian maritime universities is relevant, but also managing relations with graduates and improving their professional qualities through the development of graduate associations.

Текст научной работы на тему «Ассоциации выпускников морских вузов и их влияние на развитие системы подготовки моряков»

Горкунова О.С.

Аспирант. Национальный

научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко.

Ассоциации выпускников морских вузов и их влияние на развитие системы подготовки моряков*

Abstract. В современном обществе происходит активное формирование единого социально-экономического и транспортно-логистического пространства, этап всестороннего реформирования всей экономической системы. Этот процесс сопровождается глобальной трансформацией транспортной системы России и построением новых логистических цепочек и интеграционных механизмов в торговых процессах. Сегодня инвестиции в человека являются главным приоритетом деятельности государства, поэтому предъявляются высокие требования к подготовке специалистов, в том числе и сфере морских перевозок. Выпускники вузов являются одним из ключевых активов в связи с тем, что их достижения в дальнейшем обеспечивают образовательным организациям положительную репутацию. Поэтому актуальным является вопрос не только получения качественного образования в морских вузах России, но управление отношениями с выпускниками и повышение их профессиональных качеств на основе развития ассоциаций выпускников.

Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка кадров, морские вузы, отрасль судоходства, ассоциация выпускников.

Gorkunova O.S.

Postgraduate student at the N.A.Semashko National Research Institute of Public Health.

Associations of graduates of maritime universities and their impact on the development of the seafarers' training system

Abstract. In modern society, there is an active formation of a single socio-economic and transport and logistics space, a stage of comprehensive reform of the entire economic system. This process is accompanied by a global transformation of the Russian transport system and the construction of new logistics chains and integration mechanisms in trade processes. Today, investments in people are the main priority of the state's activities, therefore, high requirements are placed on the training of specialists, including in the field of maritime transportation. University graduates are one of the key assets due to the fact that their achievements further provide educational organizations with a positive reputation. Therefore, the issue of not only obtaining high-quality education in Russian maritime universities is relevant, but also managing relations with graduates and improving their professional qualities through the development of graduate associations.

Key words: professional education, personnel training, maritime universities, shipping industry, alumni association.

* © Горкунова О.С., 2023.

Ассоциации выпускников морских вузов и их влияние на развитие системы подготовки моряков

Сегодня профессии, связанные с работой в море, а тем более выпускники морских вузов очень востребованы во всём мире, потому что морские пути сообщения являются одним из видов транспорта, помимо дорожного и воздушного. Морским транспортом осуществляется порядка 80% перевозок в сфере мировой торговли. Грузоперевозки морским транспортом - один из наиболее дешевых и надежных способов перемещения больших объемов грузов и в обозримом будущем будет оставаться самым популярным видом международных перевозок. Морская отрасль в последние два десятилетия испытывает острый дефицит кадров, поэтому выпускники морских университетов высоко ценятся на отечественном рынке труда1.

В связи с чем актуальным представляется вопрос развития системы профессиональной подготовки кадров для отрасли гражданского судоходства. Одним из инструментов мониторинга качества подготовки морских кадров является деятельность выпускников морских вузов, которая позволяет отслеживать особенности профессионального роста и развития специалистов после завершения обучения в вузе.

В ходе работы автором были исследованы теоретические аспекты, освящённые в работах отечественных экономистов, среди которых можно отметить Мельникову Н.Е., Шокина Я.В., Зенько А.А., Крейдер О.А., Лихачева В.Г., Панамарева О.Н., Карасева В.В и других авторов, которые занимаются вопросами взаимоотношений с выпускниками вузов и изучают состояние,

1 Мельникова Н.Е., Шокин Я.В., Зенько А.А., Крейдер О.А. Управление отношениями с выпускниками вуза // Общество. Коммуникация. Образование, 2020. Т. 11. № 3. С. 131-146.

проблемы и перспективы развития образования в морской отрасли.

В работе использованы методы эмпирического, системного и сравнительного анализа данных.

Морские вузы ведут свою деятельность во многих регионах Российской Федерации. В настоящее время в системе отечественного образования 28 вузов осуществляют подготовку морских специалистов. Безусловно, их не такое количество, как образовательных организаций, занимающихся подготовкой специалистов в экономической или юридической сфере. Этот факт объясняется объективными причинами -необходимо оснащение университета специальной технической базой для организации процесса обучения. Сегодня ведущая роль в подготовке морских специалистов отведена следующим структурам, под ведомственным Рос-морречфлоту2:

- Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (г. Санкт-Петербург);

- Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск);

- Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток);

- Волжский государственный университет водного транспорта (г. Нижний Новгород);

- Сибирский государственный университет водного транспорта (г. Новосибирск);

- Учебно-методический центр на морском и речном транспорте (г. Рыбинск).

Каждый из морских вузов имеет фи-

2 Лихачев В.Г. Морские колледжи и мор-

ские вузы: аспекты взаимоотношений профессионального образования // Среднее профессиональное образование, 2020. № 8 (300). С. 9-13.

Система непрерывного морского образования в РФ

Морской лицей

О

Морской колледж Морская академия

О

Центры повышения квалификации специалистов

Рисунок 1. Этапы системы непрерывного морского образования в РФ.

лиалы, где курсанты проходят обучение по программам среднего специального и высшего образования. Несмотря на социально-экономические перемены в современном обществе и появление новых возможностей в построении профессиональной траектории, государство, в лице морского торгового флота, и сегодня остаётся заинтересованным в развитии транспортно-логистического комплекса страны, а значит и в подготовке специалистов морской отрасли.

В конце ХХ века в России была начата реформа морского образования, предусматривающая внедрение системы непрерывного обучения (рис. 1)3: непрерывное образование сегодня

3 Панамарева О.Н. Состояние, проблемы и перспективы развития образования в морской отрасли как основы формирования нового качества экономики РФ // Общество: социология, психология, педагогика, 2011. № 3-4. С. 53-61.

рассматривается как необходимое условие развития взаимоотношений между человеком и обществом: обучающийся получает возможность приобрести новые знания и навыки, развиваясь под контролем общества, а затем компенсирует затраты общества на свой обучение работой в интересах общества, непрерывно совершенствуя свои профессиональные компетенции на протяжении трудовой жизни, развиваясь вместе с обществом и являясь его главным потенциалом4

Непрерывное морское образование в глобальном плане является полезным инструментом обмена знаниями и сотрудничества между странами. от-

4 Карасев В.В. Проблемы совершенствования морского образования // Russian Journal of Education and Psychology, 2015. № 6 (50). С. 429-443.

Проблемы морского образования в РФ

Снижение престижа морских специальностей

Дефицит кадров пр е п о давательс ко-го состава

Различия в образовательном процессе в России и в Европе

отсутствие интереса к морским специальностям у абитуриентов:

У работа не по профессии после окончания морского вуза;

■/ сложности с реальным психологическим отбором абитуриентов

/ старение преподавательского состава:

сокращение числа молодых специалистов, поступающих в аспирантуры с целью дальнейшего преподавания;

У миграция высококвалифицированных преподавателей, вызванная трудностями экономического и политического характера

У несоответствие процесса обучения в России общеевропейским стандартам;

V необходимость подтверждения квалификации; У отсутствие мобильности кадрового состава: ■/ необходимость переобучения

Рисунок 2. Проблемы морского образования в РФ.

метим, что морская подготовка выступает неизменным атрибутом морской державы.

В образовательных организациях высшего профессионального образования Росморречфлота России сегодня обучается около 50 тысяч курсантов, из которых более 50% проходит обучение за счет средств федерального бюджета; в образовательных организациях среднего профессионального образования

- около 20 тысяч человек, и в основном

- за счет бюджетных средств5.

Подготовка специалистов для работы в морской отрасли в вузах имеет ряд отличительных особенностей. Это и

5 Панамарева О.Н. Состояние, проблемы и перспективы развития образования в морской отрасли как основы формирования нового качества экономики РФ // Общество: социология, психология, педагогика, 2011. № 3-4. С. 53-61.

особая важность владения английским языком в качестве рабочего языка для коммуникационного взаимодействия, и готовность трудиться в тяжелых условиях труда, а в некоторых случаях - и с риском для жизни (часто перевозимые грузы несут потенциальную опасность). Система морского образования имеет также ряд проблем (рис. 2):

Решению части вышеобозначенных проблем способствует создание профессиональных союзов выпускников морских вузов - ассоциаций, которые объединяют специалистов морской отрасли, решивших посвятить себя профессии. Выпускники любого вуза -это амбассадоры образовательной организации, которые могут поделиться собственным опытом, накопленным за годы обучения, тем самым повысив

привлекательность университета для абитуриентов и создать ему положительную репутацию.

Ведущие морские вузы отечественной системы профессионального образования уже активно вовлечены в работу с выпускниками, в том числе и за счёт создания объединений и ассоциаций выпускников. Сегодня создаются ассоциации выпускников морских вузов, которые выполняют широкий набор функций в системе вуз-выпускник6

Ассоциация выпускников, в свою очередь, ставит своей целью поддержку новых членов, сплочение, социальное продвижение и возможность построить дружеские и деловые отношения с людьми, получившими образование в морской сфере. Ведь люди, закончившие один вуз, всегда ощущают чувство общности и единства. Процесс взаимодействия членов ассоциации выпускников морских включает различный набор активностей как внутри объединения, так и вне: общие мероприятия, активное общение, переписку в социальных сетях, участие в программе наставничества, помощь в продвижении по карьерной лестнице, волонтерство и пожертвования.

Членство в ассоциациях выпускников морских вузов свободное и добровольное, членские взносы и иные виды финансового участия не являются обязательным условием вступления. Любой выпускник может стать членом ассоциации, пройдя регистрацию.

Ассоциации выпускников морских вузов создаются инициативными группами, которые верят, что, объединив молодых специалистов морских специальностей, можно помочь в достиже-

6 Мельникова Н.Е., Шокин Я.В., Зень-ко А.А., Крейдер О.А. Управление отношениями с выпускниками вуза // Общество. Коммуникация. Образование, 2020. Т. 11. № 3. С. 131-146.

нии своих целей и построении успешной карьеры.

Основные векторы развития управления отношениями с выпускниками морских вузов, на наш взгляд, заключаются в выполнении общественными объединениями следующих функций:

1.Информационной:

- наличие полной информации о выпускниках вуза, т.е. формирование и ведение базы данных;

- информирование выпускников о мероприятиях, проходящих в вузе;

- получение информации о своих сокурсниках.

2.Интеграционной:

- организация встреч выпускников вуза;

- обмен опытом профессионального характера;

- взаимное содействие в трудоустройстве.

3. Образовательной:

- непрерывное обучение в течение всей жизни с помощью специальных программ.

В рамках работы необходимо коснуться и основных принципов, которых следует придерживаться в отношениях с выпускниками:

- уважение - признание выпускников вуза в качестве лиц, которые могут влиять на работу вуза и его имидж;

- информирование - доведение до сведения выпускников вуза информации о программах и общественных объединениях его выпускников;

- вовлечение - вдохновение и мотивирование выпускников вуза на участие в мероприятиях, использование их потенциала, идей, опыта при принятии решений и реализации планов, привлечение выпускников вуза в качестве ам-бассадоров.

В заключение отметим, что современный транспортно-коммуника-

ционный комплекс относится к одной из наиболее развитых отраслей мировой экономики, играя особую роль в формировании глобальной инфраструктуры. Успешная профессиональная деятельность представителя морской специальности определяется его профессионализмом, который складывается из комплекса специализированных знаний и обусловлен практическим опытом, полученными в ходе непрерывного морского образования. Специфика работы на судах в море зависит как от используемого оборудования и его своевременного обновления, так и от качества профессиональной подготовки специалистов морских профессий.

Полагаем, что развитие управления отношениями с выпускниками морских вузов с помощью создания ассоциаций выпускников и их активная работа способствует поддержке молодых специалистов и сохранению славных традиций, которые закладываются во время учёбы. В современном обществе сегодня приобретают ценность специалисты, которые не только обладают профессиональными знаниями и компетенциями, но и имеют гибкий склад ума, который характеризует готовность моральную и физическую к постоянным изменениям, появлению технических инноваций и возможным экстремальным условиям труда.

References

[1] Karasev V.V. Problems of improving maritime education // Russian Journal of Education and Psychology, 2015. № 6 (50). P. 429-443.

[2] Likhachev V.G. Maritime colleges and maritime universities: aspects of the relationship between professional education // Secondary vocational education, 2020. № 8 (300). P. 9-13.

[3] Melnikova N.E., Shokin Ya.V., Zenko A.A., Kre-

ider O.A. Managing relations with university graduates // Society. Communication. Education, 2020. T. 11. № 3. P. 131-146.

[4] Panamareva O.N. State, problems and prospects

for the development of education in the maritime industry as the basis for the formation of a new quality of the Russian economy // Society: sociology, psychology, pedagogy, 2011. № 3-4. P. 53-61.

[5] Tonkonog V.V. Formation and development of a regional innovative educational system. Labor and social relations. 2016. Vol. 27. № 4. P. 131-138.

[6] Tonkonog V.V., Samrailova E.K. Vocational education systems in foreign countries: the experience of France, Great Britain and the USA. Labor and social relations. 2012. Vol. 23. № 2. P. 101-108.

Список литературы

[1] Карасев В.В. Проблемы совершенствования морского образования // Russian Journal of Education and Psychology, 2015. № 6 (50). С. 429-443.

[2] Лихачев В.Г. Морские колледжи и морские вузы: аспекты взаимоотношений профессионального образования // Среднее профессиональное образование, 2020. № 8 (300). С. 9-13.

[3] Мельникова Н.Е., Шокин Я.В., Зенько А.А., Крейдер О.А. Управление отношениями с выпускниками вуза // Общество. Коммуникация. Образование, 2020. Т. 11. № 3. С. 131-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Панамарева О.Н. Состояние, проблемы и пер-

спективы развития образования в морской отрасли как основы формирования нового качества экономики РФ // Общество: социология, психология, педагогика, 2011. № 3-4. С. 53-61.

[5] Тонконог В.В. формирование и развитие региональной инновационной образовательной системы. Труд и социальные отношения. 2016. Т. 27. № 4. С. 131-138.

[6] Тонконог В.В., Самраилова Е.К. Системы про-

фессионального образования в зарубежных странах: опыт франции, Великобритании и США. Труд и социальные отношения. 2012. Т. 23. № 2. С. 101-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.