Научная статья на тему 'Ассоциации бизнеса как фактор конкурентоспособности российской экономики: особенности формирования и взаимодействие с государством'

Ассоциации бизнеса как фактор конкурентоспособности российской экономики: особенности формирования и взаимодействие с государством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассоциации бизнеса как фактор конкурентоспособности российской экономики: особенности формирования и взаимодействие с государством»

В-третьих, способом реструктуризации задолженности могут стать форвардные контракты на поставку продукции компании по фиксированной цене (не ниже прогнозируемой себестоимости продукции). Если кредитор заинтересован в данной продукции, ему можно предложить засчитать долг в качестве аванса за долгосрочные поставки.

В-четвертых, важным элементом антикризисного управления является работа с дебиторской задолженностью, которую можно разделить по возрасту (погашается в течение 12 месяцев, и будет погашена в срок более 12 месяцев) и по степени уверенности в погашении (надежная, сомнительная и безнадежная).

В-пятых, важным инструментом антикризисного управления, позволяющим существенно сэкономить средства, является совершенствование организации труда и оптимизация численности работников. Обычно в докризисной ситуации в большинстве организаций наблюдается избыточная численность персонала, в результате, во время кризиса его рационализация становится острой необходимостью. Экономия фонда зарплаты при ее умелом проведении может стать действенным фактором борьбы с кризисом.

Представляется, что финансовое оздоровление организаций - должников как эффективный механизм сохранения и интенсивного развития потенциала российской экономики должно найти соответствующее применение в отечественной практике.

Юсупова А. Т.1

АССОЦИАЦИИ БИЗНЕСА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ

Интеграция участников рынка

Взаимодействие, координация и интеграция усилий отдельных компаний наблюдается на большинстве отраслевых рынков. Классическая экономическая теория предлагает строгое формальное обоснование наличия у фирм, функционирующих в условиях конкурентного рынка, мотивации к заключению различных соглашений между собой, т.е. к координации своих действий. Формы такого взаимодействия отличаются многообразием, это и полное объединение независимых фирм посредством слияний или поглощений, и долгосрочные контракты разного уровня детализации, и создание ассоциаций, союзов и т.д. В каждом случае участники получают определенные преимущества по сравнению с «автономной» деятельностью. С другой стороны, любая координация несет скрытые и явные угрозы интересам отдельных фирм, всегда есть вероятность возникновения конфликтов, нарушений. Мы рассмотрим одну их возможных форм объединений - форму, которую принято называть «бизнес-ассоциациями» (БА).

Роль ассоциаций в экономическом развитии любого рынка и государства оценивается неоднозначно [1]. Есть точки зрения, согласно которым объединения скорее вредят экономическому развитию, чем способствуют ему. Согласно ряду подходов, по мере развития рынка роль ассоциаций снижается, они постепенно исчезают. Только в странах с развивающимися экономиками БА представляют собой эффективный институт, оказывающий реальное воздействие на поведение компаний и решения, принимаемые ими. Такая точка зрения представляется не верной. Конечно, роль и место БА во многом определяется общим уровнем экономического развития, принятыми нормами хозяйствования. В странах с развивающимися (особенно динамично растущими) экономиками объединения бизнеса часто выполняют важные функции по реализации правительственных проектов и программ. Ярким примером этого тезиса может служить Бразильская ассоциация, объединяющая сельхозпроизводителей. Эта структура эффективно взаимодействует с государством, имея нефинансовые льготы в обмен на обязательство полного охвата участников данного рынка, т.е. в этом случае эффективно построены отношения обменного характера. Однако и в странах с развитой экономикой ассоциации также играют важную роль, хорошей иллюстрацией может быть опыт Германии (ассоциация информационных технологий и др.). Более того, ассоциации бизнеса представляют собой неотъемлемую часть гражданского общества, их наличие, роль и место в определенной степени является индикатором уровня общего и демократического развития.

В рамках исследования особенностей развития малого инновационного бизнеса в Сибири, мы рассматривали создание БА в качестве одной из возможных форм поддержки инновационных компаний. Наши результаты показали, что в целом такие компании достаточно высоко оценивают роль ассоциаций и информационной поддержки, которую они могут обеспечить. При этом компании - лидеры, т.е. те, продукция которых отличается высоким уровнем новизны, и которые ориентированы на широкий рынок сбыта, оценивают значимость БА более высоко, чем остальные фирмы.

А.Ю. Зудин обращает внимание на то, что ассоциации участников рынка в любой экономике выполняют две ключевые функции [2]:

1 - поддержание рынка - способствуя своей деятельностью защите прав собственности, лоббированию интересов; В развивающихся странах ассоциации бизнеса могут смягчать эффект от «провалов государства», стимулируя улучшение качества государственного управления и создание более надежных гарантий прав собственности.

1 Юсупова Альмира Талгатовна - д.э.н., в.н.с. ИЭИОПП СО РАН, профессор НГУ, область интересов: отраслевые рыночные структуры, инновационное предпринимательство, лизинговые формы финансирования активов; [email protected]

2. - дополнение рынка - оказывая влияние на поведение предприятий - членов.

Эта особенность присуща и развитым, и формирующимся рынкам. Ассоциация играет роль иерархической структуры, имеющей свои правила и механизмы управления.

Институциональная роль бизнес-ассоциаций значима и велика. С одной стороны, они представляют собой звено в общей системе управления, выполняя функции рыночной координации, оказывая различные посреднические и информационные услуги своим членам. С другой - это важный элемент гражданского общества, форму организации интересов.

Вне зависимости от общего контекста, уровня развития национальной экономики институциональный потенциал ассоциаций определяется рядом структурообразующих факторов. К ним относятся:

- плотность членов (высокая плотность, т.е. широта охвата членством способствует высокой эффективности деятельности, хотя, конечно, не является достаточным условием);

- широта набора селективных стимулов, используемых в работе (они могут иметь финансовый и нефинансовый характер);

- особенность системы принятия решений (удачно построенная структура минимизирует вероятность возникновения конфликтов).

Принято выделять следующие основные типы БА [2]:

1. Ассоциации бизнеса как таковые;

2. Союзы работодателей, специализирующиеся главным образом в сфере трудовых отношений;

3. Торговые палаты или торгово-промышленные палаты, осуществляющие представительство интересов предпринимателей географического региона.

Последний тип характеризуется разнородность членства, что влечет за собой сложность выработки общей позиции, ограниченный набор услуг. БА данного типа выполняют конкретные поручения правительств и органов государственного управления.

Первые два типа подразделяются на общенациональные и отраслевые. Можно наблюдать и смешанные - межрегиональные межотраслевые ассоциации бизнеса, т.е. добровольные объединения участников какой-либо отрасли или сектора экономики. Основная функция таких БА связана с регулированием горизонтальной и вертикальной конкуренции. Они часто реализуют представительство интересов, оказывают селективные слуги своим членам. Однородная членская база создает возможность вырабатывать согласованные позиции.

В каждой стране есть примеры данных типов, при этом конкретные формы зависят от исторических, культурных, географических, экономических и др. особенностей. В странах с развитой рыночной экономикой БА формировались в течение длительного периода, прошли в своем развитии ряд этапов. Важное место БА занимают и в структуре российских отраслевых рынков.

Бизнес - ассоциации в российской экономике

Следует отметить, что объединения бизнеса не являются специфической особенностью только рыночной экономики. В административной системе также существовали объединения предпринимателей, наиболее ярким примером является торгово-промышленная палата. Конечно, в целом такие организации не могли играть значимую роль в экономике, быть каналом эффективного взаимодействия с властью, однако само их наличие создало условия для развития современных форм объединений предпринимателей. В течение трансформационного периода различные ассоциации, союзы и объединения возникали как «сверху», так и «снизу», имели различную направленность и возможности. Эмпирические исследования показывают, что большинство современных российских ассоциаций предпринимателей возникли после кризиса 1998 года [1]. В этот период объективно возникло понимание необходимости консолидации усилий отдельных фирм. Важной предпосылкой таких процессов является расширение горизонта планирования, на который ориентируются участники рынка, осознание предприятиями того, что они будут работать в рамках определенных отраслей в течение длительного периода. В настоящее время накопились определенные эмпирические данные, позволяющие оценить роль ассоциаций бизнеса в российской экономике, выявить мотивации к присоединению к ним и оценить, что дает компаниям такое участие. Приведем некоторые результаты анализа особенностей российских БА, проведенного в рамках обследования российской обрабатывающей промышленности коллективом исследователей ГУ ВШЭ [1].

В целом можно утверждать, что Российские ассоциации отличаются низкими показателями охвата, минимальным управленческим аппаратом, отсутствием привязки роли компании в ассоциации к ее месту на рынке. Если сопоставить эти характеристики с факторами, определяющими потенциал ассоциации, которые были перечислены выше, то становится очевидным то, что пока явно недостаточно оснований надеяться на высокую эффективность российских ассоциаций. Конечно, из любого правила есть исключения, примеры объединений, имеющих высокий потенциал, есть.

На российских рынках в настоящее время можно наблюдать следующие виды ассоциаций:

- Объединения «министерского» типа (РСПП, ТИП). По существу они и являются министерствами, действуют, опираясь на разветвленные бюрократические иерархические структуры, используя классические административные методы.

- Ассоциации, представляющие собой «придатки» министерств, деятельность которых ориентирована на обеспечение сервиса для различных видов деятельности. Их отличает диверсифицированность, гетерогенность членов, сложность агрегирования интересов (примером может служить Российский туристический союз).

- Саморегулируемые организации (СРО), которые потенциально могут быть эффективным институтом взаимодействия бизнеса и власти; К сожалению, пока этот потенциал далеко не реализован.

- Полноценные отраслевые представительства, которые характеризуются однородностью членов, возможностью мобилизации ресурсов, осуществления коллективных действий. Степень охвата членством составляет от 50 до 95% участников рынка. Яркий пример ассоциации такого типа - союз пивоваров.

Если сопоставить этот перечень с приведенной ранее классической классификацией, то можно сделать вывод, что в основном российские ассоциации относятся к первому и третьему типам.

Есть целый ряд интересных исследований, посвященных проблемам образования и развития бизнес-ассоциаций в переходных экономиках. Их результаты показывают, что в такой среде БА становятся институтом, замещающим или дополняющим персональные связи, компании, участвующие в ассоциациях фактически используют членство как инструмент эффективного лоббирования. Таким образом, развитие БА может способствовать укреплению коррупции.

Результаты эмпирических исследований поведения предприятий обрабатывающей промышленности в период с 2002 по 2009 годы, проведенных ГУ ВШЭ, показывают, что в целом в России растет число участников различных объединений [1]. Членство в БА явно положительно коррелирует с активным рыночным поведением и реструктуризацией. Соответственно в большинстве случаев интерес к участию в ассоциациях демонстрируют динамично развивающиеся компании, имеющие сильные рыночные позиции. Успешные компании в большей степени проявляют интерес к членству в ассоциациях. Высока доля экспортеров, есть положительная связь между членством в БА и инновационной активностью.

Свыше половины средних и крупных промышленных предприятий являются членами тех или иных общественных организаций. Уровень консолидации малого бизнеса ниже. Крупные компании чаще стремятся консолидировать свои усилия. Есть различия между склонностью к участию в БА по территориям РФ. В столичных регионах, крупных городах активность компаний в этой области выше. Предприятия, работающие на локальных рынках, в меньшей степени склонны интегрироваться с другими в рамках объединений и ассоциаций.

Неоднозначна связь между уровнем конкуренции на рынке и стремлением его участников вступать в ассоциации. Было выявлено, что конкуренция с российскими компаниями, представителями стран СНГ и иностранными производителями, работающими на территории России, не связана с участием в БА. Однако если предприятие испытывает давление со стороны фирм Восточной Европы, Балтии, Китая, склонность к вступлению в объединения возрастает.

Среди преимуществ, которые дает участие в ассоциациях, большинство компаний отмечают, прежде всего, возможность взаимодействия с властью, играть определенную роль в совершенствовании законодательства, получать информацию о готовящихся решениях заблаговременно и адаптироваться к изменениям. При этом используются различные каналы для диалога с властью: экспертные и консультативные советы при региональных и муниципальных администрациях, министерствах, ведомствах, комиссии и т.д. Важно, что участие в БА позволяет установить устойчивые контакты с органами власти, получать финансовые и нефинансовые привилегии, использовать административный ресурс.

Интересно отметить, что оценка полезности участия в ассоциациях возросла за последние годы. Так в 2002 году многие компании считали, что оно не приносит ощутимой пользы, сейчас ситуация изменилась в сторону позитивного восприятия реального эффекта ассоциаций. Причем, наиболее высоко этот эффект оценивается именно в случаях, когда есть взаимодействие с властью.

История создания конкретной БА важна, она влияет на характер ее деятельности, однако есть примеры значительного эволюционного развития таких организаций. Объединения, созданные изначально по «инициативе сверху», существенно трансформируются. Ассоциации, учреждаемые «красными директорами» корректируют свои приоритеты, становятся рыночными институтами. Эмпирические данные показывают, что наиболее эффективны те ассоциации, которые создаются по инициативе бизнеса, самоорганизуются, именно они имеют авторитет в бизнес сообществе.

Е.Г. Ясин считает, что отраслевые бизнес-ассоциации объединяют активные фирмы и могут полноценно представлять интересы бизнеса [3]. Такие структуры, если правительство будет активно взаимодействовать с ними, могут стать инструментом внедрения стандартов качества, продвижения фирм на новые рынки, подготовки кадров и т. п. Несмотря на то, что они объединяют, прежде всего, лидеров рынка, значима их и роль как канала поддержки эффективных фирм второго эшелона.

Таким образом, ассоциации и объединения бизнеса в целом имеют большой потенциал развития в условиях российской экономики. В экспертном и академическом сообществе в настоящее время ведутся интенсивные обсуждения перспектив и возможности саморегулируемых организаций в России. На наш взгляд, пока они выглядят, неоднозначно. В целом в российской экономике пока СРО не воспринимаются как необходимый и действенный институт. Достаточно часто приводятся негативные оценки их роли на сегодняшний момент. Так результаты анкетирования, проводимого на специальном сайте СРО [4], показывают, что реальные преимущества СРО дают только чиновникам, это отметили 76,5% участников опроса. Преимущества для производителей (3,55%) и потребителей (3,1%) по существу сейчас не значимы. При всех недостатках подобных форм обследования, такие оценки не могут не настораживать. Действительно, кроме объективных сложностей учета и согласования интересов независимых автономных компаний, возникающих в рамках любого соглашения, союза, объединения и других форм, в СРО появляется опасность бюрократизации, чрезмерного администрирования и излишней зарегулированности. Эти проблемы есть в любой иерархической структуре, но сущность СРО способствует их проявлению и усиливает негативный эффект. С нашей точки зрения, эта форма объединения не должна быть доминирующей.

Имеющиеся данные пока не позволяют выявить однозначные зависимости между склонностью к участию в БА и показателями эффективности и конкурентоспособности конкретной компании. Однако, в большинстве случаев наи-

более успешные компании, являющиеся лидерами рынка, в первую очередь проявляют интерес к БА и занимают в них ведущие позиции. Безусловно, эти связи определяются особенностями конкретного рынка, продукта, фирмы и т.д.

Особенности ассоциаций на рынке лизинговых услуг

Проиллюстрируем особенности интеграции и координации на примере рынка лизинга. Рынок лизинговых услуг по многим характеристикам представляет собой «благодатную почву» для активной деятельности по консолидации и интеграции усилий отдельных игроков. На этом рынке все положительные эффекты могут проявиться в полной мере. Можно утверждать, что на нем есть и возможности и потребности в конструктивном объединении усилий игроков, что и обусловило появление ряда ассоциаций, безусловно, играющих важную роль в развитии российского лизинга.

Данный рынок появился относительно недавно и до последнего финансового кризиса развивался бурно и динамично. Анализ существующей практики показал, что интеграционные тенденции в полной мере присущи рынку лизинговых услуг. Сделки слияний и поглощений, влекущие за собой полное организационное объединение ряда автономных субъектов, не типичны. Из упомянутых выше классических типов объединений бизнеса союзы работодателей с целью взаимодействия с профсоюзами (второй тип) в настоящее время не актуальны. Деятельность торгово-промышленной палаты (третий тип) частично затрагивает данный рынок, в ТПП РФ и ряда субъектов федерации есть секции по лизингу. Реальная координация усилий отдельных фирм осуществляется в рамках ассоциаций, т.е. активно развивается первый тип - непосредственно ассоциации бизнеса как таковые. На основе анализа текущего состояния рынка мы выделили четыре укрупненных вида объединений, деятельность которых заметна и значима для российских лизинговых фирм [9].

- Подготовительные, «неформальные» бизнес-ассоциации, (ПБА). Это не структурированные объединения усилий отдельных агентов. К данному виду мы относим различного рода обсуждения, дискуссионные клубы, круглые столы и т.д., которые проводятся как не регулярной основе, так и эпизодически. Инициатором подобных мероприятий выступают самые разные агенты, вовлеченные в лизинговые операции непосредственно (лизинговые фирмы, банки, страховые фирмы, поставщики, изготовители и т.д.), органы государственного управления, заинтересованные в цивилизованных формах развития лизинга, участники рыночной инфраструктуры (агентства, консалтинговые фирмы и т.д.). К данному виду, на наш взгляд, можно отнести и различные проекты, которые ведутся консалтинговыми и информационными агентствами (например, проекты Международной финансовой корпорации, агентства Эксперт РА и др.)

- Региональные бизнес-ассоциации (РБА). В эту группу входят объединения, возникающие на уровне локальных и региональных рынков. Это уже организационно оформленные, постоянно действующие структуры, которые значительно отличаются друг от друга по целям, характеру деятельности и составу участников. Рассмотрим три примера таких ассоциаций.

- Национальные бизнес - ассоциации (НБА). Это объединения, создаваемые на федеральном уровне, их деятельность охватывает весь рынок лизинговых услуг в национальном масштабе.

Таким образом, формы участия в интеграционных структурах достаточно гибки и многообразны, жесткое выделение критериев членства характерно только для международных ассоциаций. Остальные формы координации усилий пересекаются между собой. Как уже отмечалось, одна и та же фирма может входить в несколько ассоциаций разного уровня, бизнес-ассоциации могут инициировать или принимать участие в неформальных проектах, обсуждениях и т. д.

В таблице 1 мы обобщили типичные характеристики бизнес-ассоциаций, действующих в настоящее время на рынке лизинговых услуг.

Таблица 1

Виды и характеристики бизнес - ассоциаций на рынке лизинга

Виды БА Особенности деятельности

ПБА Не регулярная основа деятельности, обсуждение наиболее актуальных проблем, создание условий для появления более структурированных форм объединений;

РБА Относительная однородность членов, минимальный аппарат управления, решение конкретных задач, активное взаимодействие с БА участников других рынков;

НБА Разнородность членов, диверсификация деятельности, взаимодействие с органами государственного управления;

МБА Жесткая разветвленная организационная структура, высокая разнородность участников, большая роль в формировании международного лизингового сообщества и лоббировании его интересов на соответствующем уровне;

Заключительные замечания

Таким образом, проведенный анализ показал, что на рынке лизинга действуют различные виды бизнес-ассоциаций. Инициатива их создания исходит в большинстве случаев от непосредственных участников, они представляют интересы последних. Это дает основания считать такие БА важным элементом гражданского общества. Ведущие позиции в ассоциациях занимают, как правило, лидеры рынка, именно они определяют позицию и стратегию развития объединений. Однако оценить влияние участия в БА на конкурентоспособность конкретной лизинговой фирмы по доступной информации достаточно сложно. Несмотря на то, что на данном рынке интеграционные процессы развиваются не по «административному» пути жесткого регулирования (исключение составляют только упомянутые выше

СРО, перспективы которых на рынке лизинга пока оцениваются крайне не однозначно), возможности БА во многом зависят от успешности и эффективности их взаимодействия с государством. Формы взаимодействия, структуры управления отличаются гибкостью и разнообразием, что во многом связано с особенностями лизингового бизнеса. С другой стороны, подобную картину можно в определенной степени считать типичной и для ряда других рынков, деятельность участников которых не является излишне «зарегулированной». Ассоциации, безусловно, полезны, они играют важную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Особенно ярко это проявилось в условиях кризисной экономики, когда региональные ассоциации взяли на себя определенные регулирующие функции. В целом характер, многообразие форм и методов работы и эффективность объединений тесно связаны с уровнем развития лизинга.

БА представляют собой важный элемент структуры многих российских рынков, оказывающий определенное влияние на поведение их участников. В первую очередь в деятельность ассоциаций вовлечены наиболее сильные игроки, обладающие определенной властью, высоким уровнем конкурентоспособности. Участие в ассоциациях позволяет им и использовать, и усиливать свою рыночную власть.

Список литературы

1. Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития под ред. Т.Г. Долгопятовой, И. Ивасаки, А.А. Яковлева, 2-е изд. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2009. - 542 с.

2. Зудин А.Ю. Ассоциации - Бизнес - Государство. «Классические» и современные формы отношений в странах Запада. / Препринт WP1/ 2009/ 05. - М.: ГУ ВШЭ, 2009.

3. Предприятия и рынки в 2005-2009 гг.: итоги двух раундов обследования российской обрабатывающей промышленности: докл. к XI междунар. Науч. Конф. ГУ ВШЭ - М.: Изд. Дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 150 с.

4. www.sro.su

5. www.sa-lc.ru

6. www.assocleasing.ru

7. www.rosleasing.ru

8. www.leaseurope.org

9. Юсупова А.Т. Возможности координирования деятельности российских фирм: анализ бизнес-ассоциаций на рынке лизинговых услуг // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. - 2010. - Т. 10, вып. 3. - С. 87-95.

Яковенко Н.А.

д.э.н., доцент, ученый секретарь ИАгП РАН

Кирсанов В.В.

к.э.н., в.н.с. ИАгП РАН

Яковенко А.А.

старший лаборант ИАгП РАН

ОЦЕНКА ИНТЕГРИРОВАННОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ1

Объективной тенденцией мезоинтеграции, направленной на повышение конкурентоспособности регионов, является кластеризация региональных агропродовольственных комплексов. Развитие кластеров обеспечивает синерге-тический эффект формирования межотраслевых связей, стимулирование конкурентоспособных отраслей и предприятий, объединение усилий субъектов продуктовой цепи на достижение высоких конечных результатов, учет отраслевых и региональных особенностей функционирования товарных рынков. Одним из принципиальных условий формирования региональных кластерных структур является возможность взаимодействия между кластером (или его отдельными элементами) и средой, внешней по отношению к кластеру. С другой стороны, у кластера существуют определенные ограничения в развитии внутренних взаимодействий, обусловливающие его географическую и экономическую обособленность. Эти два условия близки к условиям образования структур любой природы в открытых системах.

Начиная с работ Д. Киибла2 (1982) и П. Найкампфа3 (1993) в экономике получило распространение понятие доступности, трактуемой как интегрированная геоэкономическая характеристика. В данной трактовке доступность определяет возможность (и выгодность) взаимодействия с определенным бизнесом, расположенным на определенной территории, с учетом характеристик этого бизнеса, характеристик данной территории и характеристик способа организации экономического взаимодействия, включающего административные барьеры, налоги и т.п. В результате доступность представляет собой интегрированную характеристику, зависящую от множества параметров. С точки зрения формирования кластеров анализ доступности показывает точки возможного формирования кластеров, соответствующие областям с высокой доступностью и точки возможного выделения кластеров там, где уровень доступности в одних областях сильно отличается от уровня доступности соседей.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 09-02-27204а/В).

2 Keeble D., Owens P., Chris T. Regional Accessibility and Economic Potential in the European Community // Regional Studies. 1982. - Vol. 26. - P. 31-47 и др.

3 Nijkamp P., Vleugel J. Assessment of Capacity in Infrastructure Networks: A Multidimensional View // Transportation Planning and Technology. - 1993. - Vol. 17. - P. 301-310.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.