МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
УДК 330 (075.8)
А. Т. Юсупова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ КООРДИНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ФИРМ: АНАЛИЗ БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЙ НА РЫНКЕ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ
В статье анализируется формирование бизнес-ассоциаций на российских отраслевых рынках. Объединение участников рынков рассматривается как самостоятельный институт, показана его роль, приведены принятые классификации. На примере рынка лизинговых услуг анализируются существующие формы бизнес-ассоциаций, выявляются их структурные и функциональные особенности.
Ключевые слова: лизинг, бизнес-ассоциации, рынок России
Объединения участников рынков: роль и формы реализации
Объединения бизнеса представляют собой институт, играющий в рыночной экономике значимую роль. Координация и интеграция усилий отдельных компаний присуща участникам многих отраслевых рынков. Рассмотрим особенности и возможности этих объединений. Прежде всего, следует вспомнить, что в классической экономической теории формально обосновывается наличие у участников конкурентного рынка мотивации к заключению соглашений между собой, т. е. к координации своих действий. Формы такого взаимодействия могут быть разнообразны. Это и полное объединение независимых фирм посредством слияний или поглощений, и долгосрочные контракты, и создание ассоциаций, союзов и т. д. В каждом случае участники получают определенные преимущества по сравнению с «автономной» деятельностью. С другой стороны, любая координация несет скрытые и явные угрозы интересам отдельных фирм, всегда есть вероятность возникновения конфликтов, нарушений. В данной статье рассматриваются возможные формы объединений, которые принято называть «бизнес-ассоциациями» (БА). Таким образом, интеграция посредством слияний и поглощений, образование альянсов, совместных предприятий и другие значимые формы остаются за рамками обсуждения.
Роль ассоциаций в экономическом развитии любого рынка и государства оценивается неоднозначно [1]. Есть точки зрения, согласно которым объединения скорее вредят экономическому развитию, чем способствуют ему. По мере развития рынка роль ассоциаций снижается, и они постепенно исчезают. Только в странах с развивающимися экономиками БА представляют собой эффективный институт, оказывающий реальное воздействие на поведение компаний и решения, принимаемые ими. Такая точка зрения представляется неверной. Конечно, роль и место БА во многом определяется общим уровнем экономического развития, принятыми нормами хозяйствования. В странах с развивающимися (особенно динамично растущими) экономиками объединения бизнеса часто выполняют важные функции по реализации правительственных проектов и программ. Ярким примером этого тезиса может служить Бразильская ассоциация, объединяющая сельхозпроизводителей. Эта структура эффективно взаимодействует с государством, имея нефинансовые льготы в обмен на обязательство полного охвата участников данного рынка, т. е. в этом случае эффективно построены отношения обменного характера. Однако и в странах с развитой экономикой ассоциации также играют важную роль, хорошей иллюстрацией может быть опыт Германии (ассоциация
ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том 10, выпуск 3 © А. Т. Юсупова, 2010
информационных технологий и др.). Более того, ассоциации бизнеса представляют собой неотъемлемую часть гражданского общества, их наличие, роль и место в определенной степени является индикатором уровня общего и демократического развития.
А. Ю. Зудин обращает внимание на то, что ассоциации участников рынка в любой экономике выполняют две ключевые функции [2]:
1) поддержание рынка - защита прав собственности, лоббирование интересов. В развивающихся странах ассоциации бизнеса могут смягчать эффект от «провалов государства», стимулируя улучшение качества государственного управления и создание более надежных гарантий прав собственности;
2) дополнение рынка -влияние на поведение членов-предприятий;
Эта особенность присуща и развитым, и формирующимся рынкам. Ассоциация играет роль иерархической структуры, имеющей свои правила и механизмы управления.
Институциональная роль бизнес-ассоциаций значима и велика. С одной стороны, они представляют собой звено в общей системе управления, выполняя функции рыночной координации, оказывая различные посреднические и информационные услуги своим членам. С другой - это важный элемент гражданского общества, форма организации интересов.
Вне зависимости от общего контекста, уровня развития национальной экономики институциональный потенциал ассоциаций определяется рядом структурообразующих факторов. К ним относятся:
• плотность членов (высокая плотность, т. е. широта охвата членством способствует высокой эффективности деятельности, хотя, конечно, не является достаточным условием);
• широта набора селективных стимулов, используемых в работе (они могут иметь финансовый и нефинансовый характер);
• особенность системы принятия решений (удачно построенная структура минимизирует вероятность возникновения конфликтов).
Принято выделять следующие основные типы БА [2]:
1) ассоциации бизнеса как таковые;
2) союзы работодателей, специализирующиеся главным образом в сфере трудовых отношений;
3) торговые палаты или торгово-промышленные палаты, осуществляющие представительство интересов предпринимателей географического региона.
Последний тип характеризуется разнородностью членства, что влечет за собой сложность выработки общей позиции, ограниченный набор услуг. БА данного типа выполняют конкретные поручения правительств и органов государственного управления.
Первые два типа подразделяются на общенациональные и отраслевые. Можно наблюдать и смешанные - межрегиональные межотраслевые ассоциации бизнеса, т. е. добровольные объединения участников какой-либо отрасли или сектора экономики. Основная функция таких БА связана с регулированием горизонтальной и вертикальной конкуренции. Они часто реализуют представительство интересов, оказывают селективные услуги своим членам. Однородная членская база создает возможность вырабатывать согласованные позиции.
В каждой стране есть примеры данных типов, при этом конкретные формы зависят от исторических, культурных, географических, экономических и других особенностей. В странах с развитой рыночной экономикой БА формировались в течение длительного периода, пройдя в своем развитии ряд этапов. Важное место БА занимают и в структуре российских отраслевых рынков.
Бизнес-ассоциации в российской экономике
Следует отметить, что объединения бизнеса не являются специфической особенностью только рыночной экономики. В административной системе также существовали объединения предпринимателей, наиболее ярким примером является торгово-промышленная палата. Конечно, в целом такие организации не могли играть значимую роль в экономике, быть каналом эффективного взаимодействия с властью, однако само их наличие создало условия для развития современных форм объединений предпринимателей. В течение трансформационного периода различные ассоциации, союзы и объединения возникали как «сверху», так и «сни-
зу», имели различную направленность и возможности. Эмпирические исследования показывают, что большинство современных российских ассоциаций предпринимателей возникло после кризиса 1998 г. [1]. В этот период объективно появилось понимание необходимости консолидации усилий отдельных фирм. Важной предпосылкой таких процессов является расширение горизонта планирования, на который ориентируются участники рынка, осознание предприятиями того, что они будут работать в рамках определенных отраслей в течение длительного периода. В настоящее время накопились эмпирические данные, позволяющие оценить роль ассоциаций бизнеса в российской экономике, выявить мотивации к присоединению к ним и определить, что дает компаниям такое участие. Приведем некоторые результаты анализа особенностей российских БА, проведенного в рамках обследования российской обрабатывающей промышленности коллективом исследователей ГУ ВШЭ [1].
В целом можно утверждать, что российские ассоциации отличаются низкими показателями охвата, минимальным управленческим аппаратом, отсутствием привязки роли компании в ассоциации к ее месту на рынке. Если сопоставить эти характеристики с факторами, определяющими потенциал ассоциации, которые были перечислены выше, то становится очевидным, что пока явно недостаточно оснований надеяться на высокую эффективность российских ассоциаций. Конечно, из любого правила есть исключения, примеры объединений, имеющих высокий потенциал, есть.
На российских рынках в настоящее время можно наблюдать следующие виды ассоциаций:
• объединения «министерского» типа (РСПП, ТПП). По существу они и являются министерствами, действуют, опираясь на разветвленные бюрократические иерархические структуры, используя классические административные методы;
• ассоциации, представляющие собой «придатки» министерств, деятельность которых ориентирована на обеспечение сервиса для различных видов деятельности. Их отличает ди-версифицированность, гетерогенность членов, сложность агрегирования интересов (примером может служить Российский туристический союз);
• саморегулируемые организации (СРО), которые потенциально могут быть эффективным институтом взаимодействия бизнеса и власти. К сожалению, пока этот потенциал далеко не реализован;
• полноценные отраслевые представительства, которые характеризуются однородностью членов, возможностью мобилизации ресурсов, осуществления коллективных действий. Степень охвата членством составляет от 50 до 95 % участников рынка. Яркий пример ассоциации такого типа - союз пивоваров.
Если сопоставить этот перечень с приведенной ранее классической классификацией, то можно сделать вывод, что в основном российские ассоциации относятся к первому и третьему типам.
Есть целый ряд интересных исследований, посвященных проблемам образования и развития бизнес-ассоциаций в переходных экономиках. Их результаты показывают, что в такой среде БА становятся институтом, замещающим или дополняющим персональные связи, компании, участвующие в ассоциациях, фактически используют членство как инструмент эффективного лоббирования. Таким образом, развитие БА может способствовать укреплению коррупции.
Результаты эмпирических исследований поведения предприятий обрабатывающей промышленности в период с 2002 по 2009 г., проведенных ГУ ВШЭ, показывают, что в целом в России растет число участников различных объединений [1]. Членство в БА явно положительно коррелирует с активным рыночным поведением и реструктуризацией. Соответственно в большинстве случаев интерес к участию в ассоциациях демонстрируют динамично развивающиеся компании, имеющие сильные рыночные позиции. Успешные компании в большей степени проявляют интерес к членству в ассоциациях. Высока доля экспортеров, есть положительная связь между членством в БА и инновационной активностью.
Свыше половины средних и крупных промышленных предприятий являются членами тех или иных общественных организаций. Уровень консолидации малого бизнеса ниже. Крупные компании чаще стремятся консолидировать свои усилия. Есть различия между склонностью к участию в БА по территориям РФ. В столичных регионах, крупных городах
активность компаний в этой области выше. Предприятия, работающие на локальных рынках, в меньшей степени склонны интегрироваться с другими в рамках объединений и ассоциаций.
Неоднозначна связь между уровнем конкуренции на рынке и стремлением его участников вступать в ассоциации. Было выявлено, что конкуренция с российскими компаниями, представителями стран СНГ и иностранными производителями, работающими на территории России, не связана с участием в БА. Однако если предприятие испытывает давление со стороны фирм Восточной Европы, Балтии, Китая, склонность к вступлению в объединения возрастает.
Среди преимуществ, которые дает участие в ассоциациях, большинство компаний отмечают, прежде всего, возможность взаимодействовать с властью, играть определенную роль в совершенствовании законодательства, получать информацию о готовящихся решениях заблаговременно и адаптироваться к изменениям. При этом используются различные каналы для диалога с властью: экспертные и консультативные советы при региональных и муниципальных администрациях, министерствах, ведомствах, комиссии и т. д. Важно, что участие в БА позволяет установить устойчивые контакты с органами власти, получать финансовые и нефинансовые привилегии, использовать административный ресурс.
Интересно отметить, что оценка полезности участия в ассоциациях возросла за последние годы. Так, в 2002 г. многие компании считали, что оно не приносит ощутимой пользы, сейчас ситуация изменилась в сторону позитивного восприятия реального эффекта ассоциаций. Причем наиболее высоко этот эффект оценивается именно в случаях, когда есть взаимодействие с властью.
История создания конкретной БА важна, она влияет на характер ее деятельности, однако есть примеры значительного эволюционирования таких организаций. Объединения, созданные изначально по «инициативе сверху», существенно трансформируются. Ассоциации, учреждаемые «красными директорами», корректируют свои приоритеты, становятся рыночными институтами. Эмпирические данные показывают, что наиболее эффективны те ассоциации, которые создаются по инициативе бизнеса, самоорганизуются, именно они имеют авторитет в бизнес-сообществе.
Исследования ГУ ВШЭ показали, что отраслевые бизнес-ассоциации объединяют активные фирмы и могут полноценно представлять интересы бизнеса [3]. Такие структуры, если правительство будет активно взаимодействовать с ними, могут стать инструментом внедрения стандартов качества, продвижения фирм на новые рынки, подготовки кадров и т. п. Несмотря на то, что они объединяют, прежде всего, лидеров рынка, значима их роль как канала поддержки эффективных фирм второго эшелона.
Таким образом, ассоциации и объединения бизнеса в целом имеют большой потенциал развития в условиях российской экономики. В экспертном и академическом сообществе в настоящее время ведутся интенсивные обсуждения перспектив и возможностей саморегулируемых организаций в России. На наш взгляд, пока они выглядят неоднозначно. В целом в российской экономике СРО пока не воспринимаются как необходимый и действенный институт. Достаточно часто приводятся негативные оценки их роли на сегодняшний момент. Так, результаты анкетирования, проводимого на специальном сайте СРО 1, показывают, что реальные преимущества СРО дают только чиновникам, это отметили 76,5 % участников опроса. Преимущества для производителей (3,55 %) и потребителей (3,1 %) по существу сейчас не значимы. При всех недостатках подобных форм обследования такие оценки не могут не настораживать. Действительно, кроме объективных сложностей учета и согласования интересов независимых автономных компаний, возникающих в рамках любого соглашения, союза, объединения и других форм, в СРО появляется опасность бюрократизации, чрезмерного администрирования и излишней зарегулированности. Эти проблемы есть в любой иерархической структуре, но сущность СРО способствует их проявлению и усиливает негативный эффект. С нашей точки зрения, эта форма объединения не должна быть доминирующей.
Проиллюстрируем особенности интеграции и координации на примере рынка лизинга.
1 См.: www.sro.su
Бизнес-ассоциации на рынке лизинговых услуг
Рынок лизинговых услуг по многим характеристикам представляет собой «благодатную почву» для активной деятельности по консолидации и интеграции усилий отдельных игроков. На этом рынке все положительные эффекты могут проявиться в полной мере. Можно утверждать, что на нем есть и возможности и потребности в конструктивном объединении усилий игроков, что и обусловило появление ряда ассоциаций, играющих, безусловно, важную роль в развитии российского лизинга.
Данный рынок появился относительно недавно и до последнего финансового кризиса развивался бурно и динамично. Выделим некоторые особенности российского лизинга, которые, на наш взгляд, в первую очередь влияют на формы и методы интеграционных процессов:
• относительная «молодость». Рынок лизинга возник и развился в течение трансформационного периода, он в меньшей степени, чем другие, подвержен влиянию наследия административной экономики. С другой стороны, эта особенность обусловливает и такие проблемы, как недостаток квалифицированных кадров, необходимость проведения активной просветительской работы;
• гибкость и многообразие форм лизингового бизнеса, отсутствие излишней регламентации;
• сложность и комплексность проводимых операций, необходимость сочетания интересов различных участников;
высокая уязвимость к нестабильным внешним условиям;
• относительно невысокий уровень общей рентабельности лизинговой деятельности.
Анализ существующей практики показал, что интеграционные тенденции в полной мере
присущи рынку лизинговых услуг. Сделки слияний и поглощений, влекущие за собой полное организационное объединение ряда автономных субъектов, нетипичны. Из упомянутых выше классических типов объединений бизнеса союзы работодателей с целью взаимодействия с профсоюзами (второй тип) в настоящее время неактуальны. Деятельность торгово-промышленной палаты (третий тип) частично затрагивает данный рынок, в ТПП РФ и ряда субъектов федерации есть секции по лизингу. Реальная координация усилий отдельных фирм осуществляется в рамках ассоциаций, т. е. активно развивается первый тип - непосредственно ассоциации бизнеса как таковые. Мы выделили четыре укрупненных вида объединений, деятельность которых заметна на российском рынке лизинга.
Подготовительные, «неформальные» бизнес-ассоциации (ПБА). Это неструктурированные объединения усилий отдельных агентов. К данному виду мы относим различного рода обсуждения, дискуссионные клубы, круглые столы и т. д., которые проводятся как на регулярной основе, так и эпизодически. Инициатором подобных мероприятий выступают самые разные агенты, вовлеченные в лизинговые операции непосредственно (лизинговые фирмы, банки, страховые фирмы, поставщики, изготовители и т. д.), органы государственного управления, заинтересованные в цивилизованных формах развития лизинга, участники рыночной инфраструктуры (агентства, консалтинговые фирмы и т. д.). К данному виду, на наш взгляд, можно отнести и различные проекты, которые ведутся консалтинговыми и информационными агентствами (например, проекты Международной финансовой корпорации, агентства «Эксперт РА» и др.)
Региональные бизнес-ассоциации (РБА). В эту группу входят объединения, возникающие на уровне локальных и региональных рынков. Это уже организационно оформленные, постоянно действующие структуры, которые значительно отличаются друг от друга по целям, характеру деятельности и составу участников. Рассмотрим три примера таких ассоциаций.
Интересен опыт работы недавно созданной «Сибирской ассоциации лизинговых компаний» 2. Эта организация активизировала свою деятельность во время финансового кризиса, когда у большинства лизинговых компаний возникли проблемы с активами, конфискованными у лизингополучателей. Ассоциация успешно предлагает помощь в приобретении и реализации подобного имущества, оказывает сервисные услуги для определенных марок сложного оборудования. Создана обширная постоянно актуализируемая информационная
2 См.: www.sa-lc.ru.
база, соответствующий Интернет-портал. Кроме этого, деятельность ассоциации связана и с традиционным посредничеством и консультированием при организации лизинговых сделок. Таким образом, относительно небольшая региональная ассоциация, возникшая «снизу» по инициативе участников рынка, в условиях нестабильной экономики сумела найти нишу, в которой ее усилия оказались особенно актуальны и эффективны.
Другой пример - ассоциация «Татарстан-лизинг». В Татарстане, как и в других регионах России, действуют крупные лизинговые фирмы, являющиеся лидерами национального рынка. Кроме этого, есть и определенное количество «местных» участников, для интеграции деятельности которых в 1994 г. и была создана Ассоциация «Татарстан-лизинг». Инициатива создания исходила от одной из первых лизинговых фирм Татарии - Лизинговой компании поддержки малого бизнеса и республиканского агентства по развитию предпринимательства. Основная цель ассоциации - распространение информации о возможностях лизинга как формы финансирования и о конкурентных возможностях, имеющихся в регионе. В определенной степени эта ассоциация взяла на себя роль формирования рынка лизинговых услуг в республике. Удачное сочетание усилий государства и участников рынка позволяет надеяться на успешность деятельности данной организации.
Еще один пример региональных ассоциаций касается опыта «Северо-западной лизинговой ассоциации» (СЗЛА) 3, которая играет важную роль в развитии рынка лизинговых услуг не только на локальном уровне, но и в России в целом. Частично особое значение этой ассоциации, на наш взгляд, связано с тем, что начало отечественного лизинга неразрывно связано именно с этим регионом. Одна из первых лизинговых компаний России - компания «Балтийский лизинг» - появилась в 1990 г. в Ленинграде. Северо-западный регион - это территория, где внешняя среда благоприятна для лизингового бизнеса, поэтому он получил наибольшее развитие, используются разнообразные сложные формы и инструменты ведения лизинговых операций, есть много интересных элементов инфраструктуры рынка лизинга. Ассоциация -это сообщество профессионалов, посредством которого обеспечивается учет корпоративных интересов, возможность лоббирования в законодательных органах на местном уровне, адекватное и своевременное реагирование на изменения нормативно-правовой среды. Деятельность ассоциации разнообразна. Она ведет просветительскую работу, организует многочисленные семинары и тренинги, формирует отраслевые стандарты профессиональной деятельности, оказывает консультационные и посреднические услуги (например, предлагает партнеров по организации конкретных сделок, поиск персонала), выполняет исследования и мониторинг рынка, имеет свои издания, активно взаимодействует с органами власти и др. Ассоциация имеет небольшой управленческий аппарат, организационная структура достаточно гибкая. Членами Ассоциации могут быть и фактически являются различные участники лизинговых сделок - лизинговые компании, поставщики, страховые компании, изготовители, банки и другие профессиональные участники рынка инвестиций, а также формальные и неформальные их объединения. Интересно отметить, что СЗЛА тесно взаимодействует с российскими и международными объединениями участников рынка лизинга и ряда рынков, связанных с ним (ассоциация банков Северо-запада, ассоциация риэлторов и т. д.). Такое разнообразие непосредственных и привлеченных участников, форм и направлений активности на фоне высокого уровня развития лизинга в регионе обеспечивает широкие возможности и высокую эффективность деятельности СЗЛА.
Национальные бизнес-ассоциации (НБА). Это объединения, создаваемые на федеральном уровне, их деятельность охватывает весь рынок лизинговых услуг в национальном масштабе. Данный тип представлен «Российской ассоциацией лизинговых компаний - Рослизинг» 4. Эта организация является крупнейшим российским объединением участников лизинговой деятельности. Она была создана в 1994 г. как общественная организация, основной задачей которой является защита интересов лизинговых компаний, пропаганда лизинга, развитие и укрепление корпоративных связей. В настоящее время в ассоциацию входят более 120 членов. Отраслевая специфика их деятельности, размер, форма собственности, организационно-правовая форма и другие характеристики чрезвычайно разнообразны. Членами являются ли-
3 См.: www.assocleasing.ru
4 См.: www.rosleasing.ru
зингодатели, посредники, поставщики, изготовители, страховые, маркетинговые и другие компании и их объединения. Деятельность ассоциации также крайне диверсифицирована, она связана с законотворчеством, с обучением, публикациями, консультированием, проведением исследований и другими направлениями. Результаты мониторинга состояния рынка, проводимого ассоциацией, часто используются в академических и практических целях. Управление Ассоциацией осуществляют ее председатель, совет и ответственный секретарь. В организационной структуре предусмотрены экспертные группы, аналитики, менеджеры отдельных проектов, консультанты и другие позиции, обеспечивающие работу.
Отметим, что национальные ассоциации лизинга существуют и в ряде стран СНГ. Примером могут служить ассоциации Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана и др. Как правило, они создаются по инициативе правительств или международных организаций, представляют собой достаточно жестко регулируемые иерархические структуры.
Международные бизнес-ассоциации (МБА). К этому виду относятся международные ассоциации, действующие на межстрановом уровне, интегрирующие усилия различных стран. Ярким примером такого объединения является ассоциация «Leaseurope» - Европейская ассоциация лизинговых компаний 5. Она была создана в 1972 г., в настоящее время она объединяет ассоциации странового уровня, представляющие 33 государства. Цель этой ассоциации состоит, с одной стороны, в распространении информации о лизинговых формах финансировании вообще, о новых инструментах реализации сделок, стимулировании развития инновационных форм ведения бизнеса, с другой - в поддержке уже существующих фирм и контрактов, облегчении преодоления административных барьеров, возникающих в международных сделках. Ассоциация успешно представляет интересы лизингового сообщества в рамках европейского союза, лоббирует разработку и принятие законов, облегчающих проведение операций. Членами могут быть соответствующие объединения лизинговых фирм на национальном уровне. В исключительных случаях предусмотрена возможность принятия в качестве корреспондирующих членов отдельных компаний. Главным критерием здесь выступает способность участника полно представлять интересы лизингового сообщества своей страны. Ассоциация зарегистрирована в Брюсселе. Высшим органом управления является общее собрание, есть совет директоров. Текущая деятельность ведется в рамках технических комитетов, занимающихся отдельными аспектами лизинговой деятельности (налогообложение, бухгалтерский учет, статистический учет) и управляющих групп, выделяемых, как правило, по объектам лизинга (недвижимость, автотранспорт) или проблемам (охрана окружающей среды, безопасность операций и др.). Управляющие группы в свою очередь в случае необходимости организуют рабочие группы. Например, существуют рабочие группы, выделенные по регионам. Есть устав, детально регламентирующий деятельность. Таким образом, данная организация имеет четкую и достаточно развернутую иерархическую структуру управления. Однако такое жесткое администрирование не является препятствием для адекватного реагирования на возникающие проблемы, связанные с вступлением новых членов или изменением внешней среды. С нашей точки зрения, можно утверждать, что «Leaseeurope» представляет собой эффективный элемент инфраструктуры рынка лизинга в Европе.
Выделенные виды нельзя четко распределить по уровням, нет жесткой иерархии их соотношения. Каждая лизинговая фирма, как и любой другой субъект рынка, вовлеченный в лизинговые операции, может быть одновременно членом многих ассоциации. Например, Рослизинг является членом Северо-западной лизинговой ассоциации. Ассоциации не разграничивают сферы своей деятельности, основным движущим фактором выступают реальные потребности бизнеса. В табл. 1 мы попытались показать сложную схему вовлеченности участников рынка в объединения различных уровней. Аббревиатуры в таблице соответствуют тем, которые были приведены в тексте при описании групп.
Таким образом, жесткое выделение критериев членства характерно только для международных ассоциаций. Остальные формы координации усилий пересекаются между собой. Как уже отмечалось, одна и та же фирма может входить в несколько ассоциаций разного уровня, бизнес-ассоциации могут инициировать или принимать участие в неформальных проектах, обсуждениях и т. д.
5 См.: www.leaseurope.org
В табл. 2 мы обобщили типичные характеристики бизнес-ассоциаций, действующих в настоящее время на рынке лизинговых услуг.
Таблица 1
Вовлеченность участников рынка лизинговых услуг в бизнес-ассоциации
Формы БА Участники
неинтегрированные интегрированные
Лизинговые фирмы Банки, страховые компании и др. Поставщики, изготовители и др. ПБА НБА МБА
ПБА (неформальные) + + + + + -
РБА (региональные) + + + + + -
НБА (национальные) + + + + + -
МБА (международные) - - - - - +
Таблица 2
Виды и характеристики бизнес-ассоциаций на рынке лизинга
Виды БА Особенности деятельности
ПБА Нерегулярная основа деятельности, обсуждение наиболее актуальных проблем, создание условий для появления более структурированных форм объединений
РБА Относительная однородность членов, минимальный аппарат управления, решение конкретных задач, активное взаимодействие с БА участников других рынков
НБА Разнородность членов, диверсификация деятельности, взаимодействие с органами государственного управления
МБА Жесткая разветвленная организационная структура, высокая разнородность участников, большая роль в формировании международного лизингового сообщества и лоббировании его интересов на соответствующем уровне
Таким образом, проведенный анализ показал, что на рынке лизинга действуют различные виды бизнес-ассоциаций. Инициатива их создания исходит в большинстве случаев от непосредственных участников, представляющих интересы последних, что дает основания считать такие БА важным элементом гражданского общества. Формы взаимодействия, структуры управления отличаются гибкостью и разнообразием, что во многом связано с особенностями лизингового бизнеса. С другой стороны, подобную картину можно в определенной степени считать типичной и для ряда других рынков, деятельность участников которых не является излишне «зарегулированной». Ассоциации, безусловно, полезны, они играют важную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Особенно ярко это проявилось в условиях кри-
зисной экономики, когда региональные ассоциации взяли на себя определенные регулирующие функции. В целом характер, многообразие форм и методов работы и эффективность объединений тесно связаны с уровнем развития лизинга.
Список литературы
1. Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития / Под ред. Т. Г. Долгопятовой, И. Ивасаки, А. А. Яковлева. 2-е изд. М.: Юсти-цинформ, 2009. 542 с.
2. Зудин А. Ю. Ассоциации - Бизнес - Государство. «Классические» и современные формы отношений в странах Запада. М.: ГУ ВШЭ, 2009. Препринт WP1/2009/05.
3. Предприятия и рынки в 2005-2009 годах: итоги двух раундов обследования российской обрабатывающей промышленности: Докл. к XI Междунар. науч. конф. ГУ ВШЭ. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высш. шк. экономики, 2010. 150 с.
Материал поступил в редколлегию 28.05.2010
A. T. Yusupova
COORDINATION OPPORTUNITIES OF RUSSIAN FIRMS: ANALYSIS OF BUSINESS ASSOCIATIONS ON LEASE MARKET
Paper deals with business associations' formation in Russian economy. Special attention is paid to institutional aspects. The role and typical classifications are shown. Detailed analysis of business associations on lease market is provided. Their structural and functional characteristics are discussed. Keywords: leasing, business associations, Russian market