Научная статья на тему 'Ассоциативный эксперимент как метод выявления концепта "дом" в русском языковом сознании'

Ассоциативный эксперимент как метод выявления концепта "дом" в русском языковом сознании Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
81
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ассоциативный эксперимент как метод выявления концепта "дом" в русском языковом сознании»

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ КОНЦЕПТА «ДОМ» В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Чжан Янь ©

Аспирант кафедры русского языка и общего языкознания Бурятского государственного университета

В настоящее время языкознание уделяет большое внимание исследованиям национальных специфик в культуре, самосознании народа и языковой картине мира и др.

Концепт представляет собой культурно-ментально-языковой комплекс, который, как отмечают российские лингвисты, «отражает национальное языковое сознание» [3, 5], а также «представляет собой ключевой для понимания национального менталитета как специфического отношения к миру его носителя» [2, 49]. Он, по мнению И. Т. Вепревой, даёт нам возможность изучать как материальную, так и духовную самобытность различных этносов [1, 197]. Сказанное выше даёт основания для заключения, что, концепт представляет собой микромодель когнитивного национального менталитета, которая служит эффективным инструментом для раскрытия национальной специфики сознания носителей языка данного этноса.

В нашем случае объектом этносемантического исследования выбран концепт «ДОМ». С одной стороны, он служит одной из констант, существующей в сознании носителей русского языка; с другой стороны, он характеризуется достаточно богатыми многосторонними признаками в плане его содержания. При рассмотрении концепта «ДОМ» в сознании носителей русского языка особого внимания заслуживает автор данного этноса. В нашей статье применён ассоциативный эксперимент, который является одним из важных психолингвистических методов, служащим неотъемлемой частью концептуального анализа. Он был использован в исследовании психологического, категориального и предметного содержания концепта, выяснении образов сознания, отражённых вербальными ассоциациями, в межъязыковых и межкультурных исследованиях.

В отличие от остальных методов, подчёркивающих связь между некими объектами или явлениями, ассоциативный эксперимент сосредоточен на мотивации личности. Он определяется как приём, направленный на разъяснение ассоциаций, основанных на личном опыте человека.

Ассоциативная связь помогает нам осознавать предмет или явление. Мы принимаем положение Н.В. Фрумкиной о том, что ассоциативная связь определена именно культурой во всем её многообразии - всеми знаниями, опытом ее носителей [4, 192]. При помощи ассоциативной связи можно построить ассоциативное поле концепта, которое в простейшей форме интерпретирует одну из моделей хранения знаний в сознании человека.

Наш ассоциативный эксперимент проводился по следующей схеме: респондентами в эксперименте участвовали 200 информантов носителей русского языка, возрастная категория которых составляла 18 - 45 лет, из них 126 респондентов женского пола и 74 мужского. Участниками эксперимента стали студенты филологического, исторического, восточного факультетов Бурятского государственного университета (БГУ); преподаватели БГУ различных специальностей; переводчики, инженеры, работники разнообразных предприятий и учреждений города Улан-Удэ. Эксперимент осуществлялся как в групповой, так и в индивидуальной форме, время ответа ограничивалось 3 минутами; количество самих

© Чжан Янь, 2016 г.

речевых реакций не ограничивалось. Исследовательскую цель-стимул мы сформулировали так: «запишите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется слово дом».

Ассоциативный эксперимент проводился посредством опроса. Сначала мы раздали испытуемым чистые листы, после чего они заполнили свои общие сведения: возраст и пол. В ходе эксперимента респонденты не испытывали затруднений, и большинство из опрашиваемых выполнили задание в течение 2-3 минут. 41 испытуемым было дано более 5 ответов на вопрос. В результате эксперимента получено 544 ассоциативных реакции, из которых 125 отличались друг от друга.

Реакции, получены из ассоциативного эксперимента, могут по общим семантическим признакам разделиться на следующие параметры:

П-1 - реакции, обозначающие лиц, которые связаны с домом, 168 единиц (31%):

Семья 75, родитель 24, мама 17, брат 8, сестра 8, папа 7, бабушка 5, дети 4, родственники 3, дом, где живут оба родителя 3, родные люди 2, близкие люди 3, сестрёнка 2, дом там, где мама 1, братик 1, бабуля 1, дедушка 1, папина 1, друзья 1, одноклассник 1.

11-2 - к данному параметру относятся реакции, обозначающие предметы и реалии, связанные с домом, 92 единиц (17%):

Устройства и источники энергоснабжения дома: очаг 16, печка 1, огонь 1;

Еда, пища: вкусная еда 21, ужин 5, чипсы 1, сок 1, горячие булочки, приготовленные мамой 1, мясо 1;

Предметы мебели и их принадлежности: кровать 5, мебель 1, кресло 1, постель 1, одеяло 1;

Домашние электроаппараты: холодильник 1;

Элементы дома: окно 3, крыша 1, кухня 1;

Части приусадебного участка: сад 2, огород 3, двор 1;

Домашние растения: трава 1, цветы 1;

Строительный материал: дерево 1;

Расположение дома: посёлок 1, пятый этаж 1;

Домашние животные: котик 2, кошка 3, щенок 1, собака 1, кот 1, пёс 1, животные 3;

Образы дома: родина 3, детство 3.

11-3 - Особенности дома и внутреннее состояние, отношение человека, находящегося в доме, 266 единиц (49%):

Тёплый: тёплый 6, тепло 46, тёплое чувство 1;

Уютный: уютный 5, уют 37, комфорт 5;

Счастливый: счастливая 1, sweet home 1; счастье 11, счастье - чуть домой 1;

Хороший: в гостях хорошо, а дома лучше 8, хорошо 3, дома лучше, чем везде 1, всё будет хорошо 1;

Жилой: жилое помещение 6, дом, где живут ваши родители 3, место, где живёт человек 1;

Дружный: дружба 3, дружный 1;

Свой личный и интимный: своё 3; мой 3, тайник 1,

Расслабляющий: расслабляющий 1, расслабленность 1,

Опорный: опорный 1, поддержка 4

Добрый: добро 2, доброта 1;

Богатый: богат 1, дом, как полная чаша 1;

Единый: вся семья в сборе 1, единство 1;

Крепкий: моя крепость 10, крепость 4;

Защищающий: защита 3, щит 1;

Родной: родной 6, место, где я родился 1, вот моя деревня, вот мой дом родной 1; Свободный: свобода 3, чувствовать себя как дома 2; Спокойствие: спокойствие 9, покой 2;

Радость: радость 8, веселье 2, рады 1, юмор 1, смех 4, улыбка 1, шутки 1; Понимание: понимание 5, взаимопонимание 3, там, где тебя всегда поймут 1; в данную группу входят также любовь 22, уважение 3, близкий 2, деревянный 2, местный 1, большой 3; чистота 1.

11-4 - домашние занятия и времяпровождение, 18 единиц (3 %): отдых 6, уборка 5, отдыхать 2, хранить 1; любить 1, расслабиться 1, кино 1, мультик 1. Мы можем утверждать, что в сознании носителей русского языка типичными являются речевые реакции, репрезентирующие физиологические ощущения и эмоции, которые связаны у русскоязычного человека с домом. Более 60 % респондентов употребляют слова «счастье», «тепло», «близко», «спокойствие», «радость», «любовь» и др., характеризующие их представление о доме и выражающие их симпатию, любовь к своему дому, семье.

Ядро в ассоциативном поле концепта «ДОМ» составляют следующие реакции: семья (75), тепло (46), уют (37), родитель (24), любовь (22), вкусная еда (21), очаг (16). Это можно утверждать, опираясь на восприятие лексемы «дом», опыт, знания данного этноса и особенности его традиционной культуры.

В ассоциациях респондентов также можно обнаружить устойчивые метафоры о доме, такие как крепость 14, защита 3, щит 1, которые все без исключения отражают опорный признак надёжности концепта «ДОМ». Типичный образ дома в сознании носителей русского языка - это крепость, защита от всех угроз, реальных и вымышленных; место, где члены семьи общаются, понимают и поддерживают друг друга, заботятся друг о друге.

В результате проведённого ассоциативного эксперимента можно отметить, что концепт ДОМ действительно обладает не только физическими, но и психическими значениями, отражает широкий спектр понятий, чувств, толкований.

Литература

1. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 384 с.

2. Воркачев С. Г. Концептуальный аспект в изучении языковых единиц. - М.: Прогресс, 2001. - 292 с.

3. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз. — М., 1993. — Т. 52, № 1. С. 3-9.

4. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. -320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.