Научная статья на тему 'АССИГНМЕНТАТИВНЫЕ ОСОБОННОСТИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ОБЩЕТЮРКСКОМ ЭПОСЕ'

АССИГНМЕНТАТИВНЫЕ ОСОБОННОСТИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ОБЩЕТЮРКСКОМ ЭПОСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Общетюркские эпосы / фольклорные жанры / ассигментативные признаки жанра. / Common Turkish epics / folklore genres / assigmentative features of the genre

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гусейнов Билал Гусейнага Оглы

Среди образцов фольклора тюркских народов эпос имеет более устойчивый характер. Помимо общих вариантов эпоса, существуют сходные отдельные эпизоды, которые связаны с родственными связями тюркских народов. К общим литературным памятникам тюркских народов относятся поверья о Мире, Деревьях, Лошадях, Женщинах и Сером Волке/Бозгурде, а также мифы, легенды и сказки. Общие литературные памятники тюркских народов также являются бесценным источником для исследования образцов фольклора в жанровом отношении. Пословицы и поговорки, хвалы и молитвы, ругательства и проклятия, причитания, восхваления, поверья, загадки, игры и песни представляются как отдельные тексты внутри эпосов. Ассигнментация – жанровое определение фольклорных образцов. Если определение жанра выбрано правильно, можно провести литературоведческий анализ фольклорного образца, межжанровый синтез в научном ключе. В зависимости от содержания, сюжетной и идейной направленности эпоса выбираются как структурные, так и тематические жанры. Эпический жанр в основном основан на сказках, но есть дастаны, первоначальный вариант которых представляет собой предания, легенды и повествования. Кроме того, существуют дастаны, образованные из отдельных сюжетов, и дастаны о жизни мастеров-ашугов. Самые совершенные предания и сказания вошли в эпос «Книга моего Деда Коркута». Как видно, опорными источниками древнетюркских эпосов являются мифологические тексты, сказки и народные песни. Включение текстов этих жанров в эпосы всех тюркских народов и связанное с ними изучение подтверждает, что сотрудничество в области науки опирается на фундаментальные источники. Изучение особенностей присвоения фольклорных жанров в общетюркских эпосах создает условия для правильного изучения этих жанров и научного исследования внутрижанровых изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE GENRES IN COMMON TURKIC EPICS ASSIGNMENTATIVE FEATURES

Among the examples of folklore of the Turkic peoples, the epic has a more stable character. In addition to the common variants of the saga, individual episodes are similar, which is related to the kinship of the Turkic peoples. The common literary monuments of the Turkic peoples include the beliefs of Light/İshiq,Tree/ Aghac, Horse/At, Woman/Gadın, Gray Wolf /Boz Gurd, as well as myths, legends, narratives, and fairy tales. The com-mon literary monuments of the Turkic peoples are also an invaluable source for exploring folklore examples in terms of genres. Here are ata sozleri and masallar, alqish and dualar, qarghish and baddualar, aghı and shivenler, oxshama, arzulama and azizlamalar, sinama və inanclar, tapmaca, bilmece and baghlamalar, oyun və vasfi-hallar, naghma, mani, turku və ilahiler as parts within the text is presented. Assignment is the genre assignment of folklore samples. If the definition of the genre is chosen correctly, it is possible to carry out the literary analysis of the folklore example, the inter-example synthesis in a scientific way. Both structural and thematic genres are selected according to the content, plot, and idea direction of the epics. The epic genre is mainly based on fairy tales, but there are epics whose original version is a narrative, a legend, a story and a story. In addition, there are epics formed from separate plots and epics about the lives of master lovers. The most perfect legends and narratives were also included in the “Kitabi-Dada Gorgud" epic. As it can be seen, the reference sources of ancient Turkic epics are mainly mythological texts, fairy tales and folk songs. The inclusion of texts in these genres in the epics of all Turkic peoples and their related study confirms that cooperation in the field of science is based on fundamental sources. The study of the assignment characteristics of folklore genres in common Turkish epics provides condi-tions for the correct assignment of those genres and the scientific study of intra-genre changes.

Текст научной работы на тему «АССИГНМЕНТАТИВНЫЕ ОСОБОННОСТИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ОБЩЕТЮРКСКОМ ЭПОСЕ»

«щущдщум-шигмак» 2023 / PHILOLOGICAL SCIENCES_5_9_

УДК 78/07

Гусейнов Билал Гусейнага оглы

Кандидат филологических наук Преподаватель Азербайджанского Государственного Педагогического Университета

(Джалилабадский филиал), Докторант Нахчыванского Государственного Университета DOI: 10.24412/2520-6990-2023-11170-59-63 АССИГНМЕНТАТИВНЫЕ ОСОБОННОСТИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ОБЩЕТЮРКСКОМ

ЭПОСЕ

Huseynov Bilal Huseynaga oglu

Candidate of philological sciences Azerbaijan State Pedagogical University (Jalilabad branch) Doctorant of Nakhchivan State University

FOLKLORE GENRES IN COMMON TURKIC EPICS ASSIGNMENTATIVE FEATURES

Аннотация.

Среди образцов фольклора тюркских народов эпос имеет более устойчивый характер. Помимо общих вариантов эпоса, существуют сходные отдельные эпизоды, которые связаны с родственными связями тюркских народов. К общим литературным памятникам тюркских народов относятся поверья о Мире, Деревьях, Лошадях, Женщинах и Сером Волке/Бозгурде, а также мифы, легенды и сказки. Общие литературные памятники тюркских народов также являются бесценным источником для исследования образцов фольклора в жанровом отношении. Пословицы и поговорки, хвалы и молитвы, ругательства и проклятия, причитания, восхваления, поверья, загадки, игры и песни представляются как отдельные тексты внутри эпосов.

Ассигнментация - жанровое определение фольклорных образцов. Если определение жанра выбрано правильно, можно провести литературоведческий анализ фольклорного образца, межжанровый синтез в научном ключе. В зависимости от содержания, сюжетной и идейной направленности эпоса выбираются как структурные, так и тематические жанры. Эпический жанр в основном основан на сказках, но есть дастаны, первоначальный вариант которых представляет собой предания, легенды и повествования. Кроме того, существуют дастаны, образованные из отдельных сюжетов, и дастаны о жизни мастеров-ашугов.

Самые совершенные предания и сказания вошли в эпос «Книга моего Деда Коркута». Как видно, опорными источниками древнетюркских эпосов являются мифологические тексты, сказки и народные песни. Включение текстов этих жанров в эпосы всех тюркских народов и связанное с ними изучение подтверждает, что сотрудничество в области науки опирается на фундаментальные источники.

Изучение особенностей присвоения фольклорных жанров в общетюркских эпосах создает условия для правильного изучения этих жанров и научного исследования внутрижанровых изменений.

Abstract.

Among the examples offolklore of the Turkic peoples, the epic has a more stable character. In addition to the common variants of the saga, individual episodes are similar, which is related to the kinship of the Turkic peoples. The common literary monuments of the Turkic peoples include the beliefs of Light/ishiq, Tree/ Aghac, Horse/At, Woman/Gadin, Gray Wolf/Boz Gurd, as well as myths, legends, narratives, and fairy tales. The common literary monuments of the Turkic peoples are also an invaluable source for exploring folklore examples in terms of genres. Here are ata sozleri and masallar, alqish and dualar, qarghish and baddualar, aghi and shivenler, oxshama, arzulama and azizlamalar, sinama v3 inanclar, tapmaca, bilmece and baghlamalar, oyun vs vasfi-hallar, naghma, mani, turku v3 ilahiler as parts within the text is presented.

Assignment is the genre assignment offolklore samples. If the definition of the genre is chosen correctly, it is possible to carry out the literary analysis of the folklore example, the inter-example synthesis in a scientific way. Both structural and thematic genres are selected according to the content, plot, and idea direction of the epics. The epic genre is mainly based on fairy tales, but there are epics whose original version is a narrative, a legend, a story and a story. In addition, there are epics formed from separate plots and epics about the lives of master lovers.

The most perfect legends and narratives were also included in the "Kitabi-Dada Gorgud" epic. As it can be seen, the reference sources of ancient Turkic epics are mainly mythological texts, fairy tales and folk songs. The inclusion of texts in these genres in the epics of all Turkic peoples and their related study confirms that cooperation in the field of science is based on fundamental sources.

The study of the assignment characteristics offolklore genres in common Turkish epics provides conditions for the correct assignment of those genres and the scientific study of intra-genre changes.

Ключевые слова: Общетюркские эпосы, фольклорные жанры, ассигмментативные признаки жанра.

Keywords: Common Turkish epics, folklore genres, assigmentative features of the genre

60

PHILOLOGICAL SCIENCES / «еЮУШШШМ-ЛШШаИ» #1И7©), 2023

Вступление. В отличие от письменных литературных образцов фольклорные образцы претерпевают изменения в соответствии с общественно-политическими и историческими событиями того времени. Среди образцов фольклора тюркских народов эпос имеет более устойчивый характер. Помимо общих вариантов эпосов и дастанов, сходны также отдельные эпизоды, что связано с родством тюркских народов. Исследователи фольклора связывают это сходство с тем, что народы переживали одни и те же исторические события.

Верования, содержащиеся в дастанах берут свое начало из единого источника. Эпосы «Гун-Огуз», «Гёктюрк», «Огуз Каган», «Шу», «Афрасиаб», «Манас», «Чингизнаме», «Кутадгу би-лик», «Китаби-лугатит-тюрк», «Сатыг Бугра хан», «Книга моего деда Коркута», «Уйгур», «Огузнаме», «Гороглу» («Короглу»), являются общими литературными памятниками тюркских народов. Помимо верований Света, Дерева, Коня, Женщины, Серого Волка, их также объединяет содержащиеся в них мифы, легенды, рассказы и сказки (Неуэ1 1990: 4048). В основе архаических дастанов, считающихся народными сказаниями, лежит мифология, а она в свою очередь строится на основе «сверхчеловеческих, фантастических типов богатырей» ^оШог 1егшт1эп 2010: 53-54). При сравнительном анализе эпосов «Огуз Каган» и «Книга моего деда Коркута» Х.Халилли подчеркивает не общность мифологических элементов в них, а «различные особенности»: «...создание общекультурных ценностей человечеством на всех этапах истории связано не только со временем, прежде всего, с общими законами и закономерностями существования и развития каждого типа бытия» (ХэШИ 2015: 88). Х.Короглу считает мифы, предания и поверья об огузах общими источниками для героического эпоса. Исследователь приходит к такому выводу, что «Книга Кор-кута» - памятник литературной культуры, созданный огузами - предками современных туркмен, азербайджанцев и турков» (Кош§1и 1999: 211). Р.Кафарлы сравнивает эпос «Книга моего деда Коркута» с аналогичными образцами фольклора других тюркских народов и пишет, что этот эпос повлиял на их содержание: «Эпическая традиция Деде Коркут широко распространилась на обширной территории, населенной огузами, оставив глубокие следы в культуре большинства тюркских народов и превратилась в несравненное событие устного художественного творчества во всем мире» (Л7ЭгЬаусап qorqud§unas1lgl 2020: 19).

Общие литературные памятники тюркских народов также являются бесценным источником для исследования образцов фольклора в жанровом отношении. Здесь пословицы и поговорки, благо-пожелания и молитвы, проклятия, причитания и песни, ласки, пожелания, поверья, загадки, игры, мани и др. жанры представляются как части других фольклорных жанров. Ассигнментация - жанровое определение фольклорных образцов.

В зависимости от содержания, сюжета и идейной направленности дастанов выбираются как

структурные, так и тематические жанры. Например, пишровы в азербайджанских дастанах состоят из интертекстуальных изречений. Любовные да-станы являются самостоятельным жанровым образцом и в ряде случаев приводят к созданию на его основе нового дастана.

Эпический жанр в основном основан на сказках, но есть дастаны, первоначальный вариант которых представляет собой повествование, легенду, предание. Кроме того, существуют дастаны, образованные из отдельных сюжетов, и дастаны о жизни ашугов. Фольклористы делят любовные да-станы на группы «дастаны на рубеже любви и героизма», «настоящие любовные дастаны» и «се-мейно-бытовые дастаны». В основе этой классификации стоят «сказки, древний эпос, письменная литература, дастаны, посвященные метафорической любви» (Tэhmasib 1972: 112). Жанр дастан, как литературно-культурный памятник, связан с историческими событиями. Однако дастаны также напоминают фольклорный сборник. Например, эпос «Книга моего деда Коркута» - один из первых фольклорных сборников, куда были записаны пословицы и поговорки, рассказы и сказки.

Самые совершенные предания и сказания вошли и в эпос «Книга моего деда Коркута». И.Аб-баслы пишет, что Озан-Варсаг-Деде-Яншаг-Ашуг-Бахши-Акын имеют большое творческое наследие: «Основу этого творческого пути, эпопею этого сокровища составляют рассказы, сказки, народные романы, эпосы, дастаны, известные под разными названиями у тюркских народов» (Abbas1l 2007: 19).. Дастан, являющийся одним из основных терминов литературы ашуг-саза, по смыслу характеризуется как огузнаме, сказка, повесть, повествование, восхваление, народный роман, народная книга (Abbas1l 2007: 20). Например, шумерские эпосы состоят из текстов, выражающих исторические события, воспоминания, войны и конфликты, взаимоотношения между государствами (Namazov 2013: 8).

Как видно, опорными источниками древне-тюркских эпосов являются в основном мифологические тексты, сказки и народные песни. Включение текстов этих жанров в эпосы всех тюркских народов и связанные с ними исследования подтверждают, что сотрудничество в области науки опирается на фундаментальные источники. Фольклорные связи позволяют взаимно изучать литературные виды и жанры. Внутрижанровые изменения в фольклоре связаны не только с словесным богатством региона или народа, такие случаи чаще можно наблюдать в общих литературных памятниках. В дастане «Эргенекон» рассказывается о борьбе Эль-хана, правителя Гейтюрков, с врагами и его победе над ними. «Эргене» означает горный пояс, а «кон» (гон) - крутое место. В дастане уважение и доверие к Волку сильно, Волк образ спасителя. Из этой системы верований и традиционных сюжетных линий видно, что первые былины носили повествовательно-сказочный характер и обладали мифологическими особенностями. В древнем и среднем веках становление дастана как эпического жанра проходило этапы огузнаме, киссе,

«ШУШМУМ-ШУГМаУ» #Ш№®), 2023 / PHILOLOGICAL SCIENCES

хекаят/повествование, сказки и т.д. (Кашагоу 1983: 61). Легенды, сказания и дастаны, созданные шаманами, бакши, акынами и озанами о жизни, хозяйстве и войнах огузских племен, до арабского нашествия назывались «огузскими дастанами». Далее новые эпосы на эти мотивы, т.е. на мотивы «огуз-наме», получили «широкое распространение на Среднем и Ближнем Востоке» (Namazov 1983: 12). Дж.Касымов считает огузнаме отдельным жанром: «...Этот жанр находится между архаичным жанром «бой» и «дастаном» в силу своего диахроно-исто-рического поэтического положения (Qaslmov 2013: 65).

Раннеписьменные литературные памятники фактически представляют собой собрание фольклорных образцов разных жанров. В киргизском, туркменском, узбекском и казахском эпосах героическая история и любовные сказания народов верно отражены в эпических традициях. Фольклорные собрания Керкукских туркмен почти ничем не отличаются от образцов азербайджанского фольклора. В них поэтические части эпоса состоят из баяты, тогда как в Азербайджане использовались в основном гошма и герайлы. Но дастан о жизни Сары Ашуга строится на баяты, как и Керкукских туркмен.

В литературно-культурных памятниках фольклорные жанры проявляются в нескольких формах. Согласно первой версии, литературно-культурный памятник, являясь первоисточником письменности, опирался на фольклорные жанры. Например, хотя литературно-культурный памятник «Книга моего деда Коркута» построен в рамках требований эпического жанра - эпоса, тексты, отражающие различные исторические события, легенды и повествования, называются «бой//песня» ( в русском переводе Бартольд использует слово «песнь»). Бой/песня является и самостоятельным образцом по содержанию, и составной частью эпоса. Аналогичный вариант представлен в виде «гол» в литературно-культурном памятнике «Короглу». Этот да-стан классифицируется на туркменскую, азербайджанскую и малоазиатскую версии из-за различий в содержании и сюжете. И.Аббаслы утверждает, что этот дастан, имеющий многочисленные версии, варианты, самостоятельные ответвления, рассказы, собрания, эпизоды и песни, распространяется «у одних народов сплошь стихами, а у других в виде чередования стиха и прозы» (Abbas1l 2013: 47). М.Аллахманлы отмечает, что нет другого эпоса, который бы так распространился среди народов Востока, как эпос «Короглу» (A11ahman1l 2012: 13). По мнению Н.Джафарова, «богатство, идеально-эстетическое совершенство древнетюркского эпоса связано с широтой философских возможностей тенгрианства, богатством, многогранностью и активностью истории, экономической, общественной и политической жизни тюрков». (Cэfэrov 2004: 23). Взгляды древних тюрков на жизнь выражаются в эпосах, созданных под влиянием мифического мировоззрения. Проявления мышления от устного народного творчества не перешли без влияния на литературные образцы. Фактом является то, что исторические успехи тюрков были не только связаны

61

с военными походами, но возникли и развивались на основе их философских взглядов на мир и человека, традиций государственности. Наглядный пример тому можно увидеть в произведении Юсифа Баласагунлу «Кутадгу билик». В этом произведении органично сочетаются исламская философия и мировоззрение тенгрианства древних тюрков, и выражает естественные социально-философские воззрения (Balasaqunlu 1998: 4).

Легенды, составляющие основу многих тюркских дастанов, являются одним из первых фольклорных жанров, вошедших в письменную литературу. В классической литературе легенды, написанные Низами Гянджеви, рассказывают о военном походе Александра в Азербайджан, но в последнее время в письменную литературу вошли легенды на исторические темы, а также на общественно-политические и даже бытовые темы. Еще Самед Вургун привнес в письменную литературу множество образцов фольклорного жанра - легенды, которым посвящены его поэмы «Ayin эfsanэsi»//«Легенда о Луне», «Qiz Qayasl»//«Девичья скала», «Bulaq afsanasi» //«Легенда о роднике», «Aslan qayasl»//«Львиная скала» и др. (Alarli 2016 : 51-57).

Некоторые образцы жанра легенды сохранились до наших дней в письменной литературе. Подобные варианты можно наблюдать и в письменной литературе других тюркских народов. «О сотворении мира», «О происхождении тюрков» (эпос «Боз курд//Серый Волк»), «Эпос Огуз-Каган», «Эпос Сийенпи», «Эпос Алп Эр Тонга», «Эпос Эрге-некон», «Эпос Коч» и др. эпосы в основном основаны на мифах, легендах и поверьях.

Литературные памятники «Тонйукук» и «Кул-тигин» также похожи на сборник фольклорных жанров. «Дивану-лугатит-турк» М.Кашгари выделяется жанровым богатством. Образцы в этом «Ди-ван»е относятся к числу наиболее ранних записанных образцов фольклора (Namazov 1983: 24). К.Намазов относит эти образцы песен к холаварам и словам саячи и констатирует, что они перекликаются с ними по теме и содержанию (Namazov 1983: 61).

Обряды «Сыгыр», застолья «Шолен», обряды «Йуг» составляют важный этап в формировании жанров, их динамики, формирования их назначения. Исполнители гопуза (т.е.озаны) передали эту традицию исполнителям саза (Góyga dastanlari va a§iq ravayatlari 2001: 6). Различные и схожие аспекты, структурные качества боя (песни) (бой -часть дастана в «Книге моего деда Коркута») и да-стана, гола (гол - часть дастана в «Короглу») и да-стана, восхождение от дастана к эпосу являются наиболее совершенными примерами того, что искусство озан-варсаг-ашуга добавило к нравственности, богатству народа в разные этапы исторического развития. Адиль Джамиль, переведший эпос киргизских тюрков «Манас» на азербайджанский язык, пишет, что «при сравнении эпоса с другими эпосами тюркских народов мы наблюдаем общие и схожие мотивы, что также указывает на одни и те же корни родственной нам культуры» (Manas dastani 2009: 8).

PHILOLOGICAL SCIENCES / «ШУШШЫМ-ЛШГМак» #1И7©), 2023

62

Интересен тот факт, что общие черты традиции «ustad-íjayird» // «наставник-ученик» в азербайджанском ашугском искусстве и особенности распространения и бытования эпоса «Манас» дополняются: мастера- сказители манасчы не позволяли юношам, которых принимали в ученики, выступать перед публикой, не будучи полностью подготовленными (Manas dastani 2009: 6). Эпос «Манас», как и эпосы азербайджанского народа «Книга моего деда Коркута» и «Короглу», сочетает в себе многие образцы фольклора - пословицы, поговорки, сказки, легенды и анекдоты. Характеризуемые как жанр в жанре, эти образцы фольклора превращают эпос в более совершенный, более законченный образец (Manas dastani 2009: 5). Г.Араслы обращает внимание на тематику эпоса « Книга моего деда Коркута» и отмечает, что эти тематические направления, определяющие содержание отдельных сюжетов эпоса, многогранно стимулируют развитие жанра на более поздних этапах. Эпос «полон атрибутов отваги, любви, выраженных во многих народных эпосах и сказках» (Arasli 1960: 19).

М.Х.Тахмасиб при классификации героических дастанов выдвигает на первое место богатырские сказки, волшебные сказки и героические да-станы, связанные с памятными встречами, и ставит на второе место героические дастаны, связанные с историческими событиями (Tahmasib 1972: 112). Исследователь также обращает внимание на «да-станы, агитирующие религию», примеры которых дошли до нашего времени очень мало, и отмечает, что «Вуджуднаме», созданное некоторыми ашугами, является продолжением дастанов (Tahmasib 1973: 13-14).

Фольклористы придерживаются мнения, что «как текстуальный знак тюркской мифолого-эпиче-ской мысли эпос реализуется как информационное производное нескольких пластов древней этнической культуры, формованный фольклорный факт, специфическая модель мира» (Babayev - Rzasoy 2016: 70). Даже любовные дастаны берут свою структуру от героического эпоса (Babayev - Rzasoy 2016: 49).

Исследователь Э.Аббасов, изучающий мотивы огузского эпоса в исторических источниках средних веков, пишет, что в этих данных «сведения, относящиеся к происхождению, традиционной религии и культуре тюрков, взяты из устной традиции и они близко перекликаются с известными нам эпическими сведениями из «Диван»а Махмуда Кашга-рли, «Огуз Каган», «Джами-эт-таварих» Рашидад-дина, «Шаджареи-таракима» Абулгази Бахадур-хана, «Селджугнаме» Язичиоглу Али и др. огуз-наме» (Abbasov 2021: 13). Исследователь приходит к выводу, что эпос как эпический источник является проявлением единой мыслительной системы этноса (Abbasov 2021: 13).

У тюркских народов эпос превосходит самый высший уровень образцов эпического фольклора, даже такое понятие как героический эпос. Например, Азербайджанские гачагские дастаны - это героические дастаны, каждый из этих которых в от-

дельности отражает борьбу за правду, справедливость и свободу. Однако эти образцы не прославляют целенаправленно историю национального развития и государственности нации, не выходят за пределы стадии борьбы, поэтому не могут подняться до уровня классического эпоса. Но некоторые исследователи против этого мнения и утверждают, что все дастаны, даже любовные, семейно-бытовые дастаны, имеют черты эпоса.

Заключение. Таким образом, мы приходим к выводу, что эпос сохраняет быт, чаяния, семейно-бытовые отношения, культуру поведения, историю борьбы за индивидуальные и общенациональные цели народа.

Изучение ассигнметативных особенностей фольклорных жанров в общетюркских эпосах создает условия для правильного понимания этих жанров и научного изучения внутрижанровых изменений.

Литература

1. Abbasli 2007 - Abbasli i. Azarbaycan xalq dastanlannin yayilmasi va tasiri masalalari. Baki, Nurlan, 2007, 272 s. // Аббаслы, И. Вопросы распространения и влияния Азербайджанских народных дастанов. Баку: Нурлан, 2007, 272 с.

2. Abbasli 2013 - Abbasli i. "Koroglu": Na var, na yox? Baki, Elm va tahsil, 2013, 282 s. // Аббаслы, И. «Короглу»: что есть, чего нет? Баку: Наука и образование, 2013, 282 с.

3. Abbasov 2021 - Abbasov E.H. Mifoloji va dini inamlar kontekstinda türk eposu, hakimiyyat simvollari va rituallar. Monoqrafiya. Baki, Elm va tahsil, 2021, 174 s.// Аббасов, Э. Тюркский эпос, символы власти и ритуалы в контексте мифологических и религиозных представлений. Баку: Наука и образование, 2021, 174 с.

4. Alarli 2016 - Alarli (Hüseynov) B. Samad Vurgun yaradiciliginda Mugan mövzusunun tarixi-mi-foloji qaynaqlari // Milli Zaka, 2016, № 4, s. 51-57 // Аларлы (Гусейнов), Б. Историко-мифологические источники темы Мугани в творчестве Самеда Вур-гуна // Национальное мышление, 2016, № 4, c. 5157

5. Allahmanli 2012 - Allahmanli M. Folklor§ünasliq masalalari (Maqalalar). Baki, Elm va tahsil, 2012, 284 s. // Аллахманлы, М. Вопросы фольклористики (статьи). Баку: Наука и образование, 2012, 284 с.

6. Arasli 1960 - Arasli H. A§iq yaradiciligi. Baki, Respublika xalq yaradiciligi evi, 1960, 143 s.// Араслы, Г. Ашугское творчество. Баку: 1960, 143 с.

7. Azarbaycan qorqud$ünasligi 2020 -Azarbaycan qorqud§ünasligi. Tartibgi va ön sözün müallifi R.Qafarli. Baki, Elm va tahsil, 2020, 360 s. // Азербайджанское коркутоведение / составитель Р.Кафарлы. Бакуб Наука и образование, 2020, 360 с.

8. Cafarov 2004 - Cafarov N. Qadim türk adabiyyati. Baki, AzAtaM, 2004, 322 s. //Джафаров, Н. Древнетюркская литература. Баку: 2004, 322 с.

9. Babayev - Rzasoy 2016 - Babayev R., Rzasoy S. Ustadnama. Naxgivan, Nuh, 2016, 107 s. // Бабаев, Р., Рзасой, С. Устаднаме. Нахчыван: Нух, 2016, 107с.

«шушетим-шигмау» #mw®), жш / philological sciences

63

10. Balasaqunlu 1998 - Balasaqunlu Y. Qutadqu bilik. Poema. Baki, Ganclik, 1998, 336 s. // Баласагунлу, Ю. Кутагду-билик. Поэма. Баку: Гянджлик, 1998, 336 с.

11. Folklor terminlari 2010 - Folklor terminlari. Hazirlayani Agaverdi Xalil. Baki, Nurlan, 2010, 140 s. // Фольклорные термины / составитель Агаверди Халил. Баку: нурлан, 2010, 140 с.

12. Göy^a dastanlari va a$iq ravayatlari 2001 -Göyga dastanlari va a§iq ravayatlari. Baki, Sada, 2001, 700 s. // Гейчинские дастаны и ашугские предания. Баку: Седа, 2001, 700 с.

13. Heyat 1990 - Heyat C. Azarbaycan ¡jifahi xalq adabiyyati. Baki, Azarna§r, 1990, 165 s. // Хейат, Дж. Азербайджанское устное народное творчество. Баку: Азернешр, 1990, 165 с.

14. Xalilli 2015 - Xalilli X. Türk manaviyyati tarixinda "Oguz xaqan" va "Kitabi-Dada Qorqud" dastanlan. Baki, Elm va tahsil, 2015, 232 s. // Халилли, Х. дастаны «Огуз Каган» и «Книга моего деда Коркута» в истории тюркской духовности. Баку: Наука и образование, 2015, 232 с.

15. Koroglu 1999 - Koroglu X. Oguz qahramamq eposu. Baki, Yurd, 1999, 243 s. //

16. Короглу. Огузский героический эпос. Баку: Йурд, 1999, 243 с.

17. Qasimov 2013 - Qasimov C. "Kitabi-Dada Qorqud"un yasaqlanmasi. Baki, Nurlan, 2013, 180 s. // Касумов Дж. Запрет «Книги моего деда Коркута». Баку: Нурлан, 2013, 180 с.

18. Manas dastani 2009 - Manas dastam. Nasr variantinin qurucusu Kene§ Yusupov, tarcüma edani Adil Camil. Baki, Nurlan, 2009, 290 s. // Эпом Манас, Баку: Нурлан, 2009, 290 с.

19. Namazov 1983 - Namazov Q. Azarbaycan a§iq sanati. Baki, Yazigi, 1983, 192 s. // Намазов, К. Азербайджанское ашугское искусство. Баку: Писатель, 1983, 192 с.

20. Namazov 2013 - Namazov Q. Ozan-a§iq sanatinin tarixi. Baki, Elm va tahsil, 2013, 480 s. // Намазов, К. История озано-ашугского искусства. Баку6 наука и образование, 2013, 480 с.

21. Tahmasib 1972 - Tahmasib M.H. Azarbaycan xalq dastanlari (Orta asrlar). Baki, 1972, 400 s. // Тахмасиб, М.Г. Азербайджанские народные дастаны (Средние века). Баку: 1972, 400 с.

22. Tahmasib 1973 - Tahmasib M.H. Dastanlarimizin bir növü haqqinda // Azarbaycan ¡jifahi xalq adabiyyatina dair tadqiqlar, dördüncü kitab. Baki, Elm, 1973, s. 3-22. // Тахмасиб, М.Г. Об одной разновидности дастанов / Исследования по Азербайджанскому устному народному творчеству. Книга 4, Баку: Наука, 1973, с. 3-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.