Научная статья на тему 'ASRLAR SAN'ATINING JONLI AN'ANALARI BUXORO DAVLAT MUZEY-QO‘RIQXONASI KOLLEKSIYALARIDAGI AN'ANAVIY TURKMAN GILAMLARI'

ASRLAR SAN'ATINING JONLI AN'ANALARI BUXORO DAVLAT MUZEY-QO‘RIQXONASI KOLLEKSIYALARIDAGI AN'ANAVIY TURKMAN GILAMLARI Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Inter education & global study
Область наук
Ключевые слова
Turkman gilamlari / turar joy binolari / Buxoro / hayoti / kundalik hayot / sovg‘a / jismoniy va ma'naviy salomatlikni mustahkamlash. / Туркменские ковры / жилые помещения / Бухара / быт / повседневная жизнь / подарок / укрепление физического и духовного здоровья.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Jumayev K.J.

Ushbu maqolada Turkman gilamlarining eng yaxshi namunalari Buxoro amirlari saroylarida ishlatilgan: Ark-Sitadel qishki saroyi; taxt zali, qal'aning qabul va turar joy binolari. Shuningdek, Buxoro hukmdorlarining xazinalarida sovg‘a sifatida saqlangan gilamlar to‘g‘risida so‘z boradi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Jumayev K.J.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LIVING TRADITIONS OF CENTURIES-OLD ART ARE TRADITIONAL TURKMEN CARPETS IN THE COLLECTIONS OF THE BUKHARA STATE MUSEUM-RESERVE

В этой статье лучшие образцы туркменских ковров использовались во дворцах бухарских эмиров: Зимний дворец арка-Цитадель; тронный зал, приемные и жилые помещения крепости. Также упоминаются ковры, хранившиеся в качестве подарков в сокровищницах бухарских правителей.

Текст научной работы на тему «ASRLAR SAN'ATINING JONLI AN'ANALARI BUXORO DAVLAT MUZEY-QO‘RIQXONASI KOLLEKSIYALARIDAGI AN'ANAVIY TURKMAN GILAMLARI»

ASRLAR SAN'ATINING JONLI AN'ANALARI BUXORO DAVLAT MUZEY-QO'RIQXONASI KOLLEKSIYALARIDAGI AN'ANAVIY TURKMAN GILAMLARI

Jumayev K.J. Buxoro davlat universiteti, san'atshunoslik fanlari

nomzodi, dotsent

Annotatsiya. Ushbu maqolada Turkman gilamlarining eng yaxshi namunalari Buxoro amirlari saroylarida ishlatilgan: Ark-Sitadel qishki saroyi; taxt zali, qal'aning qabul va turar joy binolari. Shuningdek, Buxoro hukmdorlarining xazinalarida sovg'a sifatida saqlangan gilamlar to'g'risida so'z boradi.

Kalit so'zlar: Turkman gilamlari, turar joy binolari, Buxoro, hayoti, kundalik hayot, sovg'a, jismoniy va ma'naviy salomatlikni mustahkamlash.

ЖИВЫЕ ТРАДИЦИИ ВЕКОВОГО ИСКУССТВА ТРАДИЦИОННЫЕ ТУРКМЕНСКИЕ КОВРЫ В КОЛЛЕКЦИЯХ БУХАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА Жумаев К.Ж. Бухарский государственнный университет, кандидат искусствоведческих наук, доцент

Аннотация. В этой статье лучшие образцы туркменских ковров использовались во дворцах бухарских эмиров: Зимний дворец арка-Цитадель; тронный зал, приемные и жилые помещения крепости. Также упоминаются ковры, хранившиеся в качестве подарков в сокровищницах бухарских правителей.

Ключевые слова: Туркменские ковры, жилые помещения, Бухара, быт, повседневная жизнь, подарок, укрепление физического и духовного здоровья.

THE LIVING TRADITIONS OF CENTURIES-OLD ART ARE TRADITIONAL TURKMEN CARPETS IN THE COLLECTIONS OF THE BUKHARA STATE MUSEUM-RESERVE Zhumaev K.Zh. BuxSU, candidate of Arts and Sciences,

Annotation. In this article, the best examples of Turkmen carpets were used in the palaces of the Bukhara emirs: the arch-Citadel Winter Palace; the throne room, reception rooms and living quarters of the fortress. Carpets that were kept as gifts in the treasuries of the Bukhara rulers are also mentioned.

Keywords: Turkmen carpets, living quarters, Bukhara, everyday life, daily life, gift, strengthening physical and spiritual health.

Среди разнообразных форм прикладного искусства Средней Азии

наиболее развитой и богатой является ковроделие, снискавшие себе в давних пор в мировую славу. В традиции коврового искусства уходит в далекое прошлое. Первое письменное упоминание о коврах народов Средней Азии составил еще в VIII веке итальянский путешественник Марко Поло. Традиции ковроделия в Бухарском регионе передавались из поколения в поколение, в течение веков отшлифовывались и совершенствовались. Основу Бухарской музейной коллекции составляют ковры из конфискованных имущества последнего эмира Бухары Саида Алимхана. Коллекция ковров состоит из 107 предметов-это ковры, паласы, молитвенные коврики, хурджины, чувалы, энсы и другие предметы домашнего обихода. Эти изделия представляют различные ковровые школы народов, проживающих на территории Бухарского эмирата-узбеков, иранцев и туркменских племён "кызил аяк", "теке", "йомуд", "эрсари", "солор", "башир", а также китайские и киргизские ковровые изделия.

Самые лучщие образци туркменских ковров исползовали во дворцах бухарских эмиров: зимнем дворце Арк-цитадели; тронном зале, приёмных и жилих зданиях крепости. А также хранили в казнах Бухарских правителей в качестве подарок. В летном дворце Насруллахана, Музаффархана, Саййида Абдул Ахадхана и Мир Саида Алимхана Ситораи Мохи Хосса, дворцах в Шербуддине и в Кермене. К сожеление многие из них не дошли до нас. Во время переварота в Бухаре в 1920 году большенство дрогоценные и уникальные ковровые изделии были конфесковенный и разбазарованы.

Из коллекции Бухарских эмиров сохранились более 10 ковров и ковровых изделий. Благодаря инициативом Файзулла Ходжаева, Абдурауфа Фитрата, Мусажана Саиджонова и других в 1922 году в Бухаре организовали красведческий музей и часть имушества бывших правителей был передан в коллекции музея. На основе коллекции музея в 1998 году в старинном мечети Бухары Магаки Аттари создань музей "Ковроделия". Большенство экспонатов музея была собрана сотрудниками музея, которые

являются традиционные туркменские ковры и ковродельные изделии. В музее "Прикладного искусства" расположенного во дворце "Ситора и Мохи Хосса" экспонируется дворцовые ковры Х1Х-начало ХХ веков. Среди них большой ковер "кызыл аяк" (12,5x6,5 м), "Эрсары", "Башир", "Теке", "Йомуд".

Ковроделие, связанное в основном скотоводством, активно развивалось ва районах Средней Азии в XVIII - начало ХХ веков. Оно носила характер домашнего женского ремесла. Мастерицы владели разнообразной техникой ворсового и паласного ткачества. Для орнаментации ковров типичной являлась симметричная композиция основного поля, оживленная диогональными цветавыми решением, и обрамленной широкой и узкой каймой. В паласах композиция часто оставалось незамкнутой, узор шел рядами или полосами и создавался цветной основой или утком. Рисунок ткался по памяти и включил растительные, геометрические, зооморфные, предметные мотивы и символы рода - "тамги".

В орнаменте встречались: следы тигра, верблюда и коня, хвост собаки, цветок яблони, виноградная лоза, скорпион, шея верблюда, лечебные и кормовые травы. Популярным остовался мотив рогов животных. Своеобразным местного стиля орнамента являлась сильная геометризация изображений.

В коллекции представлены ворсовые ковры ткачей Туркмении, известные как "Кызыл аякский" и беширский. Ковер "Кызыл-аяк" имеет традиционную рапортно-симметричную композицию основного поля с густо-растительными узорами, обрамленный пятью каймами. Беширский ковер со старинным узором "тимучи" состоит из богато оформленного поля и из четырех рядов узорчатой каймы по краям.

Орнаментация солорских ковров не отличается своеобразием композиции. Основная орнаментальная тема решается на центральном поле ковра, окруженном скромный каймовый рамой. Композиция центрального поля медальонная. Основные крупные медальоны, называемые солор гуль, распологалась прямыми вертикально-горизонтальными рядами.

Солор гуль оказал большое валияние на орнамент ковров эрсаринцев и текинцев.

Старинные сарыкские ковровые изделия, отличавшиеся высокими техническими качествами, ценятся и за высокую художественность. И колорит и орнамент старинных изделий славились вкусом и богатством оттенков и деталей.

Отличительные технические признаний текинских ковров - тонкость, мягкость, большая плотность ткани. Для текинских ковров характерны исключительная четкость и чрезвычайная равномерность расположений петлей и стежков.

Расцветка текинских ковров подчинена диагональному принципу соблюдением всех законов гармония красок.

Композиционные решение орнаментального убора текинских ковров традиционго и хорошо разработана.

Йомудские ковровщицы использовали лучшие сорта шерстей, чаще белого цвета. Для изготовление йомудские ковры XIX начало - ХХ веков использовали нитей из овечьей и козьей шерсти.

Колорит йомудских ковров красно-бурых и коричневых тонах. Доминирующий тон темно-коричневый или вишнево-красный. Обилие белого цвета в деталях узоров, особенно применение его в качестве фона среднего ряда каймы.

Мотивы орнаментов для центрального поля разделяется на 2 группы: медальоны и мотивы линейного характера.

Изделия йомудов отличались от изделий текинцев и других крупных туркменских племен, а технические приемы йомудов и их орнаментика оказали большое влияние на ковроделие малочисленных групп.

В ремесле ковроткачество туркмен, кроме специфических племенных орнаментов и узоров, существовали их уникальные образцы, присущие искусству каждого поколения, даже каждой семьи. «У каждой семьи имеется свой уникальный узор, облик ковра и тайна их передается из поколение от матери к дочере». - Гулибеф де Блоковил.

Крупный востоковед, известный ученый исследователь ковра В.Г.Мошкова в своей книге «Ковры народов Средней Азии конца XIX начало ХХ веков" пишет: "Как не создавать туркмен самые красивые ковры! С колыбели они ступают на прекрасных коврики и совершают по ним первые шаги. Туркмены усопшего кладут на ковер и оплакивают. Чтение молитвы за упокой души покойного совершается на специальном коврике-молитвеннике. Так провожают его в последний путь".

Первый Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши высказывал восторженные слова о волшебных туркменских коврах: "Ковер - это исторический памятник, сохранивший в себе древнюю, непохожую на своеобразие других, самобытность туркменского народа. Он - цветник словно волшебный из красок радуга, отражает сбывшийся и несбывшийся мечты народа... Наши ковры невозможно рассматривать только как продукт обычного ремесла. Они - словно запечатленная в узорах песнь наших предков, история нелегкой судьбы туркменского народа".

Литература

1. Мошкова В.Г. "Ковры народов Средней Азии конца XIX - начала ХХ в.в». Т., 1970.

2. Дурдыева Т.К. «Волшебные туркменские ковры. Ашгабад, 2006.

3. Жумаев К.Ж. «Божественное искусство. Израиль, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.