Научная статья на тему 'Аспирантура в ЯГПУ: 20-50-е гг. ХХ века'

Аспирантура в ЯГПУ: 20-50-е гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспирантура в ЯГПУ: 20-50-е гг. ХХ века»

С.Ю. Родонова, Е.Н. Стремоусова

Аспирантура в ЯГПУ: 20-50-е гг. ХХ века

История аспирантуры в Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского неотделима от истории вуза в целом. Как структура, необходимая для воспроизводства научных и научнопедагогических кадров, аспирантура может быть востребованной только в условиях состоявшегося, обладающего крепкими научными традициями университета. О востребованности аспирантуры ЯГПУ говорит хотя бы тот факт, что при зачислении существует конкурс: в 2004 году - 1,9 человека на место; в 2005 - 2,4 человека на место.

Однако к сегодняшней структуре послевузовской профессиональной подготовки в ЯГПУ ведет долгий путь, начало которого невозможно определить без краткого экскурса в историю.

Известно, что своим существованием нынешний педагогический университет обязан созданному в 1908 году Ярославскому учительскому институту, который в 1918 году был преобразован в Ярославский педагогический институт имени Н.А. Некрасова. В 1922 году он прекратил самостоятельное существование на целых два года, войдя в результате слияния с факультетом общественных наук государственного университета в состав педагогического факультета ЯГУ. В 1924 году в связи с «общим урегулированием сети высших учебных заведений» Ярославский государственный университет был закрыт. В плане подготовки научно-педагогических кадров преемником ЯГУ стал восстановленный из педагогического факультета Ярославский педагогический институт, получивший в 1946 году право носить имя выдающегося педагога К.Д. Ушинского, преподававшего в свое время в Демидовском лицее.

Что можно сказать о подготовке научных и научно-педагогических кадров в стенах Ярославского педагогического института, ставшего в 1992 году Ярославским государственным педагогическим университетом? Вероятно, стоит упомянуть о том, что еще в 1871 году в Демидовском юридическом лицее «создается институт профессорских стипендиатов (подобие нашей аспирантуры)», предусматривавший целенаправленную подготовку молодых людей к получению кандидатской степени в области юриспруденции [1. С. 123].

Далее следует малоизвестный с точки зрения подготовки научных кадров в Ярославле период, так как упоминаний в документах Государственного архива Ярославской области о существовании аспирантуры в то время не обнаружено. Стоит, однако, предположить, что аспирантура в Ярославском педагогическом институте существовала еще до 1929 года (что вполне естественно, если учитывать, что педагогический институт с 1924 года являлся правопреемником государственного университета). Это подтверждается распоряжением Наркомата Просвещения РСФСР «О работе отборочных комиссий по отбору кандидатов в аспиранты» от 1929 года, в котором говорится об аспирантуре как о явлении в Ярославле существующем: «В работе по отбору кандидатов в аспирантуре за предыдущие годы имел место ряд существенных недостатков:

- слабо вовлекались в эту работу вузовская общественность, партийные ячейки, профсоюзные организации, научные студенческие кружки, секция научных работников;

- зачастую отборочные комиссии подходили к кандидатурам чисто формально».

Все это приводило к тому, что, как говорится в документе, ощущался «недостаток внимания к кандидатурам с точки зрения их академической, научной ценности» [3].

Говоря о вполне вероятной подготовке аспирантов в стенах ЯПИ еще до 1929 года, нужно учитывать тот факт, что в интересующий нас период (с 1924 года по 1929 год) в Ярославской области функционировало только одно высшее учебное заведение - педагогический институт. Следовательно, аспирантура могла быть только в ЯПИ.

Совершенно определенные архивные данные указывают на то, что в 1929 году набор в аспирантуру пединститута производился. Это противоречит сведениям, опубликованным в юбилейном выпуске «Ярославского педагогического вестника», посвященном 90-летию педагогического университета. Так, в одной из статей этого выпуска говорится: «В конце войны (Великой Отечественной - прим. авторов) сформировалась аспирантская группа и открылась аспирантура. В группу было принято 6 аспирантов, из них двое по специальности «педагогика», трое - «русский язык и литература», один - «история СССР» [2. С. 48]. В том же выпуске «Вестника» приводятся более конкретные сроки открытия аспирантуры: «С 1946 года в ЯГПУ существует аспирантура по различным специальностям» [2. С. 55].

Но, как нами было отмечено выше, аспирантура в ЯГПУ существовала задолго до 1946 года. Это подтверждается данными Государственного архива Ярославской области. Так, согласно архивным данным, набор в аспирантуру ЯПИ в 1929 году осуществлялся в соответствии со следующими требованиями:

- «в составе аспирантов должны преобладать рабочие и крестьяне;

- не должно быть места элементам как слабо подготовленным, не проявившим способности к научной работе, так и идеологически чуждым марксизму» [3].

Таким образом, для отборочной комиссии был характерен классовый подход, безоговорочное предпочтение рабочих и крестьянских кандидатур, безусловное «отметение» идеологически и общественно-политически неприемлемых кандидатов.

Работа отборочной комиссии по приему аспирантов имела и другие особенности.

В период, непосредственно предшествующий началу работ отборочных комиссий, должна была проводиться кампания по вопросу о значении отбора кандидатов в аспиранты (в местной печати и стенгазетах). В общественных организациях вуза (партячейке, профсоюзной организации, научных кружках, секции научных работников) проводилась кампания по обсуждению кандидатов в аспиранты.

От каждого кандидата должна была быть получена его характеристика со стороны общественной организации вуза.

Отборочная комиссия рассматривала заявления кандидатов в аспиранты в зависимости от того, оставались они при вузе или нет.

В 1929 году существовали следующие порядок и условия зачисления в разряд аспирантов в вузы.

В аспирантуру могли быть зачислены лица не моложе 20 и не старше 35 лет, как окончившие вуз, так и не имеющие высшего образования, но обладающие требуемыми для аспиранта знаниями и имеющими не менее 2-х лет общественного стажа.

Особые исключения в возрастном отношении разрешались в каждом отдельном случае при условии большого общественно-производственного стажа и соответствующих научных работ и проектов. Общественным стажем считалась работа, проводимая в порядке общественной нагрузки (выборность в советских, партийных, профессиональных и других общественных организациях, массовая работа на фабриках, за-

водах и в деревне, выполнение заданий общественных организаций).

Членами отборочной комиссии (по отбору аспирантов) были ректор (председатель комиссии); проректор по учебной части; представитель краевого (областного, окружного или губернского) исполкома; представитель краевого (областного, окружного или губернского) профсовета; представитель секции научных работников; представитель исполкома профсекции; представитель бюро аспирантов.

С правом решающего голоса в отборочную комиссию включались декан соответствующего факультета; председатель соответствующей предметной или цикловой комиссии; председатель соответствующего производственного союза; представитель соответствующего административного хозяйственного органа; председатель правления или директор научно-исследовательского института (если таковой имеется при вузе).

Каждый кандидат в аспиранты должен был заполнить анкету соответствующего содержания:

1. вуз (институт, куда желал быть зачислен, специальность)

2. ФИО

3. Время и место рождения

4. Социальное происхождение (основное занятие родителей до и после революции)

5. Социальное положение (основное занятие и основной источник существования до поступления в аспирантуру)

6. Образовательный ценз (когда и какой вуз окончил, самообразование)

7. Партийность (партийный стаж, организация, номер партбилета)

8. Национальность

9. Членство в профсоюзе и стаж

10. Семейное положение, состав семьи

11. Рабочая и общественная деятель-

ность до поступления в аспирантуру (в партийных органах, в профессиональных организациях, педагогическая деятельность, литературная

деятельность, работа на заводах, в с/х, советских органах)

12. Отношение к воинской повинности

13. Перечень научных работ

14. Состоял ли аспирантом

15. Адрес

Дата. Подпись.

Список кандидатов в аспиранты (выдвиженцев) по Ярославскому педагогическому институту на 1929-1930 учебный год составлял 14 человек, из них мужского пола - 13 человек, женского - 1.

Рабочих - 3 человека, крестьян - 9 человек, служащих - 2 человека, членов ВКП (б) - 1 человек, членов ВЛКСМ -11 человек, беспартийных - 2 человека.

Данный список подтверждает необходимость (даже обязательность)

«марксистской» направленности кандидатов, их соответствие идеологическим запросам.

На 1929-1930 учебный год в ЯПИ существовали следующие специальности в аспирантуре, первая из которых пользовалась у соискателей наибольшим спросом: «Исторический и диалектический материализм», «Политэкономия», «История», «Методика обществоведения», «Зоология», «Биология»,

«Физика», «Литература», «Педагогика».

В качестве вступительного экзамена в аспирантуру предлагался экзамен по марксистской методологии, программа которого включала в себя следующие предметы:

- элементы теоретической экономии;

- элементы теории исторического материализма;

- философия.

В следующем учебном (1931-1932) году в аспирантуре ЯПИ обучается уже

39 человек. Из них состоящих в ВКП(б)

- 20 человек, состоящих в ВЛКСМ - 7 человек, беспартийных - 11 человек; средний возраст аспирантов - 28 лет; русских - 38 человек, белорус - 1.

Основная масса аспирантов происходила из семей рабочих и крестьян, что вполне соответствовало идеологи-

ческим требованиям. Примечателен адрес многих иногородних аспирантов в Ярославле - улица Республиканская, 108.

К существующим специальностям, судя по списку аспирантов 1931-1932 учебного года, добавляются следующие: «Математика», «Философия», «Обществоведение», «Ботаника».

В период с 1933 по 1939 годы в архивных документах встречаются лишь эпизодические упоминания о деятельности аспирантуры, что говорит о снижении активности в области подготовки научных и научно-педагогических кадров. Вероятно, это связано с репрессивной политикой советского руководства в целом и с «чистками» в среде аспирантов в частности.

С 1939 наступает новый этап работы аспирантуры при пединституте, появляются новые принципы ее организации. Это связано с тем, что в 1939 году выходит положение Наркомпроса РСФСР об аспирантуре, содержащее следующую информацию:

1. Аспирантура при высших учебных заведениях и НИИ является основной формой подготовки профессорско-преподавательских и научных кадров.

2. Аспирантура организуется только в

тех вузах и НИИ, которые обеспечены высококвалифицированными научными руководителями и располагают соответствующей научно-

исследовательской базой.

3. Контингент аспирантов утверждается Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР и представлению соответствующих наркоматов.

Порядок зачисления в аспирантуру, согласно положению, осуществлялся следующим образом: в аспирантуру

принимались граждане СССР не старше

40 лет, имеющие законченное высшее образование и проявившие способность в педагогической и научно-исследовательской работе; заявление о приеме в аспирантуру подавалось на имя дирек-

тора вуза или НИИ с приложением диплома, автобиографии, документа об отношении к воинской повинности, необходима была и характеристика с последнего места работы или учебы.

Все поступающие в аспирантуру подвергались приемным испытаниям по курсу «Основы марксизма-ленинизма», по специальной дисциплине и по одному из иностранных языков. Приемные испытания проводились в объеме действующих программ вуза.

Зачисление в аспирантуру производилось директором вуза или НИИ. Прием заявлений, проведение приемных испытаний и зачисление в аспирантуру, как правило, проводились с 1 июля по 15 сентября.

Лица, зачисленные в аспирантуру, откомандировывались предприятиями и учреждениями в распоряжение вуза или НИИ не позднее чем через 15 дней после их зачисления.

Учебная подготовка аспирантов (согласно положению об аспирантуре) проводилась следующим образом:

1. Срок подготовки аспирантов (включая защиту диссертации) - 3 года.

2. Руководство и ответственность за подготовку аспирантов возлагались на заведующего кафедрой. Аспиранты прикреплялись к научному руководителю (к одному - не более 5 человек).

3. Подготовка аспирантов проводилась по трехлетнему индивидуальному плану, который составлялся заведующим кафедрой и после обсуждения его на Совете института (факультета) утверждался директором института.

4. Подготовка аспиранта складывалась из следующих видов работы:

а) теоретические знания по одному из социально-экономических дисциплин, двум иностранным языкам и специальным дисциплинам, изучение научной литературы на русском и иностранном языках;

б) участие в методической работе кафедры, посещение лекций, консуль-

таций и лабораторных занятий наиболее опытных профессоров и преподавателей;

в) педагогическая работа по специальности, начиная со второго года обучения, с оплатой не выше 50% ставки ассистента;

г) самостоятельное выполнение научно-исследовательской работы, связанное с темой диссертации;

д) прохождение научно-производственной практики после 1 года подготовки;

е) подготовка и защита диссертации.

5. Тема диссертации намечалась в 1 год подготовки и утверждалась директором института по представлению Совета института (факультета).

6. По всем изучаемым дисциплинам аспиранты обязаны были в сроки, указанные в индивидуальном плане, сдать экзамен комиссии в следующем составе: заместитель директора по учебной части или декана факультета (председатель); заведующий кафедрой и профессор дисциплины.

7. Периодически, не менее 2-х раз в год, аспиранты должны были отчитываться о выполнении индивидуального плана на заседаниях кафедры.

Согласно «Положению об аспирантуре» аспиранты имели следующие права и обязанности.

Аспиранты 1 года обучения включались в состав кафедры и пользовались оборудованием, лабораториями, кабинетами и библиотекой наравне с профессорско-преподавательским соста-

вом. Все аспиранты обеспечивались стипендией. Для приобретения научной литературы каждому из них ежегодно начислялось пособие в размере месячной стипендии. Они пользовались всеми льготами, установленными для научных работников. Им ежегодно предоставлялся отпуск: 12 дней зимой и 2 месяца летом. Аспирант не мог быть переведен на другую работу без личного решения

народного комиссара. Аспирантам не разрешалось работать по совместительству, исключение составляла педагогическая работа. Аспирант, не выполняющий индивидуальный план, отчислялся из аспирантуры приказом директора института и направлялся в распоряжение наркомата. Закончившим аспирантуру считался аспирант, выполнивший индивидуальный план и защитивший диссертацию на ученую степень кандидата наук. Распределение окончивших аспирантуру при вузах производилось наркоматом.

С 1939 года впервые появляются упоминания о заочной аспирантуре. В сентябре 1939 года выходит постановление Правительства СССР «О заочной аспирантуре». В положении о заочном отделении аспирантуры отмечалось, что заочная аспирантура имела целью дать возможность специалистам с законченным высшим образованием, работающим в различных отраслях народного хозяйства СССР, заочным путем повысить свою научную квалификацию и подготовиться к защите диссертации на ученую степень кандидата наук. Контингент аспирантов-заочников утверждался ВКВШ при СНК СССР по представлению соответствующих наркоматов.

В заочную аспирантуру принимались граждане СССР, имевшие законченное высшее образование и проработавшие не менее 3-х лет по своей специальности (инженеры, агрономы, экономисты, педагоги, юристы).

Заявление о приеме в заочную аспирантуру подавалось на имя директора института с приложением нотариальной копии диплома об окончании вуза, автобиографии, характеристики с места работы, справки о производственном стаже, документа об отношении к воинской обязанности.

Прием заявлений производился с 1 июня по 1 сентября, приемные испытания и зачисление - с 1 сентября по 1 октября.

Приемные испытания и зачисление в заочную аспирантуру по специальностям, связанным с сезонными работами, производились с 15 ноября по 1 января.

Приемные испытания были такие же, как у аспирантов дневного отделения.

Общее руководство заочной аспирантурой возлагалось на заместителя директора по учебно-научной работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научное руководство и ответственность за качество подготовки аспирантов возлагались на заведующего кафедрой. Научный руководитель разрабатывал для каждого аспиранта индивидуальный план работы, помогал в выборе темы диссертации.

Срок пребывания в заочной аспирантуре устанавливался для каждого аспиранта индивидуально, в зависимости от уровня его научной подготовки (но не мог быть более 3-х лет).

Основным содержанием индивидуального плана являлось овладение марксистско-ленинской методологией, в связи с чем в индивидуальный план работы должны были быть включены те же мероприятия, которые устанавливались для дневного отделения. По всем изучаемым дисциплинам заочники сдавали экзамен в том же порядке, что и аспиранты очного отделения.

Закончившими заочную аспирантуру считались лица, выполнившие индивидуальный план работы и защитившие диссертацию на ученую степень кандидата наук.

Лица, поступающие в заочную аспирантуру, для сдачи вступительных экзаменов получали по месту работы отпуск без сохранения содержания сроком на 10 дней.

Успешно выполняющие индивидуальный план получали ежегодно дополнительный отпуск по месту работы с сохранением содержания до 30 учебных дней для сдачи экзаменов, выполнения экспериментальной работы и защиты диссертации. (К отпуску добавлялось

время на проезд от места работы до места нахождения института и обратно).

Аспиранты-заочники, не выполнившие индивидуальный план 1 года аспирантуры, отчислялись из аспирантуры приказом Наркомата просвещения.

Распределение окончивших заочную аспирантуру при вузах производилось Наркоматом просвещения по плану ВКВШ (при СНК СССР).

Положения «Об аспирантуре» и «О заочной аспирантуре» от 1939 года в течение длительного времени определяли организационную структуру аспирантуры, в них обнаруживаются многочисленные общие черты с принципами организации аспирантуры в настоящее время.

Лишь 30 апреля 1941 года вышел приказ Наркомпроса РСФСР, устанавливающий следующий, немного отличный от прежнего, порядок зачисления в аспирантуру вузов:

- прием заявлений - с 1 мая по 1 июля;

- экзамены вступительные - с 1 июля по 15 июля;

- утверждение состава аспирантов Наркоматом - с 20 июля по 1 августа;

- начало занятий - с 1 сентября.

К заявлению в аспирантуру прилагались копия диплома об окончании вуза, автобиография, характеристика с места работы, справка о производственном стаже.

Прием аспирантов в 1950 году проходил согласно правилам, прописанным в положении 1939 года, отличал набор аспирантов 1950 года перечень анкетных вопросов и специальностей.

В «справках» (анкетах) посту-

пающих содержались следующие пункты:

1. Ф.И.О.

2. Кафедра, специальность

3. Год приема

4. Год, место рождения

5. Национальность

6. Партийность

7. Состоял ли раньше в ВКП(б)

8. Состоял ли раньше в других партиях

9. Участвовал ли в оппозициях

10. Имел ли колебания

11. Имеет ли партвзыскания

12. Был ли за границей

13. Был ли на оккупированной территории

14. Имеет ли награды

15. Образование

16. Работа в прошлом

17. Тема диссертации

18. Краткая учебно-научная и политическая характеристика

19. Участие в общественной жизни.

Из перечня пунктов видно, что вся анкета была направлена на выявление идеологически ненадежных, неустойчивых аспирантов, что соответствовало политической ситуации в стране.

Перечень специальностей аспирантуры 1950 года отличался большим разнообразием, нежели ранее существовавший. Кроме того, выделяются предметы, предполагающие структурное деление на различного рода «специализации» (прежде всего, история, литература, психология). Приводим этот перечень:

1. История ВКП(б)

2. Философия

3. Педагогика

4. Психология (общая, психология

труда, инженерная)

5. История СССР

6. История нового времени

7. История средних веков

8. Русский язык

9. Литература (русская, всеобщая, советская)

10. Зоология

11. Химия

12. Физика

13. Математика

14. Экономическая география

15. Физическая география

План распределения окончивших аспирантуру в 1952 году дает представление о «районировании» распределения. Так, например, окончившие аспирантуру направлялись в следующие вузы:

- Ярославский пединститут;

- Дагестанский пединститут;

- Златоустовский учительский институт;

- Хабаровский пединститут;

- Якутский пединститут;

- Архангельский пединститут;

- Стерлитамакский учительский институт;

- Тобольский учительский институт.

В Ярославле оставались, как правило, коренные жители города, а иногородние (которым предоставлялось общежитие на ул. Чайковского, д.2), направлялись в другие районы. При этом принимались и рассматривались заявления с просьбой о направлении в другие институты (в связи с состоянием здоровья и другими уважительными причинами).

Подводя итог сказанному, еще раз подчеркнем, что аспирантура в ЯГПУ имеет гораздо более долгую историю, чем было принято считать: к началу 2006 года ей, по самым скромным подсчетам, 77 лет. Опираясь на архивные данные, можно утверждать, что среди выпускников ЯПИ-ЯГПУ и выпускников других вузов аспирантура ЯПИ-ЯГПУ всегда была востребованной, что она постоянно развивалась - а это важнейший показатель успешности и научной состоятельности высшего учебного заведения.

Библиографический список

1. Имени Демидова: Ярославский университет в его прошлом и настоящем / Под научной и общей редакцией В.Т. Анискова. Ярославль: Ярославский государственный университет, 1995.

2. Ярославский педагогический вестник. 1998. № 4.

3. ГАЯО. Ф. 2257 Ярославский государственный педагогический институт. Оп. 5. Д. 243: Материалы отборочной комиссии при ЯГПИ по отбору кандидатов по подготовке к научной деятельности (в аспирантуру).

4. ГАЯО. Ф. 2257 Ярославский государственный педагогический институт. Оп. 5. Д.245: Материалы организационного комитета по созданию НИИ Верхнего Поволжья (устав, положения, планы работы, список научных работников).

5. ГАЯО. Ф. 2257 Ярославский государственный педагогический институт. Оп. 5. Д.295: Список научных работников института на 1 апреля 1930 года.

6. ГАЯО. Ф. 2257 Ярославский государственный педагогический институт. Оп. 5. Д. 323: Списки аспирантов института на 1931-1932 год.

7. ГАЯО. Ф. 2257 Ярославский государственный педагогический институт. Оп. 5. Д. 329. Структура ЯПИ в 1932-1933 г.

8. ГАЯО. Ф. 2257 Ярославский государственный педагогический институт. Оп. 5. Д. 602. Материалы аспирантуры: планы, приказы и отчеты по аспирантуре.

9. ГАЯО. Ф. 2257 Ярославский государственный педагогический институт. Оп. 6. Д.289: Материалы по аспирантуре (документы министерства и переписка с министерством).

10. ГАЯО. Ф. 2257 Ярославский государственный педагогический институт. Оп. 8. Д.490: Отчеты о работе аспирантуры за 1979-1982 годы.

11. ГАЯО. Ф. 2257 Ярославский государственный педагогический институт. Оп. 8. Д. 990. Статистические отчеты за 1986-1988 годы о работе аспирантуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.