Научная статья на тему 'Аспекты управления инвестиционными проектами по переработке отходов предприятий черной и цветной металлургии'

Аспекты управления инвестиционными проектами по переработке отходов предприятий черной и цветной металлургии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты управления инвестиционными проектами по переработке отходов предприятий черной и цветной металлургии»

СЕМИНАР 15

ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 99" МОСКВА, МГГУ, 25.01.99 - 29.01.99

Н.И. Федунец, проф., А. А. Ашихмин, доц., И.Е. Тейменсон, асп.

МГГУ МГГУ МГГУ

АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ОТХОПОВ ПРЕДПРИЯТИИ ЧЕРНОЙ И ЦВЕТНОЙ металлургии

Практически все отрасли мирового хозяйства зависят от добычи минерального сырья. Руды чёрных, цветных, драгоценных металлов, продукты их переработки очень важны для многих отраслей промышленности, и их нехватка или дороговизна могут сильно сказаться на экономической ситуации в стране и за её пределами. Следовательно, инвестирование в горную промышленность является не только экономически оправданным, но и жизненно необходимым процессом.

Горная промышленность любой страны является крупнейшим источником образования отходов, содержащих чёрные, цветные и драгоценные металлы. Отходы образуются на всех стадиях технологического цикла горнодобывающих, горно-обогатительных и горно-металлургических произ-

водств. Причём, отходы, с одной стороны, являются потенциальным источником получения товарной продукции, а, с другой, объектом исследований по снижению экологической напряжённости.

Необходимость решения проблемы переработки отходов стала особенно актуальной в последние годы в связи с ухудшением качества природного минерального сырья и, как следствие этого, увеличением количества отходов, а также из-за угрозы экологического бедствия в промышленно развитых регионах.

На основе анализа специфики отходов были выявлены факторы, определяющие эффективность процесса переработки отходов предприятий чёрной и цветной металлургии:

♦ снижение цены сырья за счёт снижения себестоимости его получения по сравнению с добычей минерального сырья и затрат на

транспортировку (если переработка отходов организуется непосредственно на металлургических и обогатительных предприятиях);

♦ экономия природных ресурсов за счёт максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

♦ оздоровление окружающей среды (рекультивация земель, ранее занятых под складирование отходов, предотвращение загрязнения атмосферы, поверхностных и подземных вод, а, значит, и питьевых водоёмов, и, как следствие, улучшение здоровья населения).

Однако, широкое внедрение технологий переработки отходов в РФ осложняется, в основном, проблемами финансового характера, определяемыми необходимостью вложения на долгосрочной основе инвестиционных ресурсов в соответствующие технологические проекты.

В настоящее время в промышленном инвестировании в России почти полностью осуществлён переход от централизованного распределения государством денежных ресурсов к выборочному финансированию отдельных инвестиционных проектов через систему целевых программ на конкурсной основе. Для стимулирования переработки отходов с 1996 года реализуется Программа Правительства Российской Федерации «Отходы», проект которой поддержан 17 министерствами, ведомствами и 69 субъектами РФ. Для эффективной реализации этой программы, а также управления проектами в рамках данной программы, необходимо разработать специальные механизмы оценки, отбора и сертификации, основанные на современных информационных технологиях. Проведённые

исследования используемых в настоящее время методик оценки эффективности инвестиционных проектов позволили выявить ряд недостатков, препятствующих рациональному выбору проектов в рамках целевых программ в условиях российской рыночной экономики.

Для того, чтобы провести наиболее адекватную современным требованиям оценку и отбор инвестиционных проектов для финансирования, необходимо исследовать принципы и подходы выбора инвестиционных проектов, вследствие чего разрабатывается методика, которая устраняет недостатки существующих методик и включает выполнение следующих этапов:

♦ отбор критериев для оценки проектов;

♦ осуществление механизма отбора проектов по выбранным критериям;

♦ осуществление механизма сертификации проектов.

Формирование множества критериев для оценки инвестиционных проектов является первым и наиболее важным этапом оценки проектов. Использование различных подмножеств критериев может привести к получению различных результатов оценки. Этапы отбора и сертификации напрямую зависят от определения классов (подмно-жеств) критериев и состава этих классов.

Механизм отбора проектов является вторым этапом разрабатываемой методики и включает в себя два подэтапа:

♦ выбор приемлемых проектов;

♦ построение структуры предпочтения проектов.

Выбор приемлемых проектов осуществляется с использованием критериев приемлемости. Это оз-

начает, что из исходного множества инвестиционных проектов выделяется подмножество приемлемых проектов (соответствующих порогу приемлемости). Далее осуществляется построение

структуры предпочтений на множестве приемлемых инвестиционных проектов, для чего используются критерии предпочтения. Структура уровней предпочтения не является стабильной и целиком зависит от индивидуальных предпочтений инвестора.

После построения структуры

предпочтений на множестве приемлемых инвестиционных проектов осуществляется выполнение третьего этапа - механизма сертификации. Для этого выделяются кластеры, охватывающие все типы приемлемых проектов, процент выделяемых на каждый кластер ресурсов и вероятность получения софинансирования для проектов разных кластеров. Затем эти кластеры заполнятся инвестиционными проектами, начиная с первого уровня предпочтения. Этот процесс заканчивается, когда

исчерпан лимит ресурсов, выделяемых на все кластеры.

Так как большинство из задач, которые должна решать разрабатываемая методика, являются функциями интеллектуальных систем поддержки принятия решений (СППР), то перспективным направлением исследований является разработка структуры проблемно ориентированной СППР, разработка системы формальных моделей выбора, формирование базы данных и знаний проектов, а также инструментальных средств для реализации методики

© Н.И. Федунец, А. А. Ашихмин, И.Е. Тейменсон

Н.И. Федунец, проф., М.Ю. Мусаев, асп.

МГГУ МГГУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВНУТРИПРОИЗВООСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АУОИТА

Современные условия перевода народного хозяйства России на рыночные экономические отношения требуют создания эффективного механизма управления.

Эффективность в управлении акционерных обществ (АО)

угольной отрасли как экономической системы «угледобыва-ющее предприятие - обогатительная фабрика - региональный комплекс предприятий и фирм сопутствующего производства» в значительной мере зависит от оптимального сочетания в ней крупного, среднего и малого бизнеса. Децентрализация народного хозяйства и сокращение сферы деятельности государственного и ведомственного контроля усилили значимость внутрипроизводст-

венного управления и вызвали тенденцию смещения контролирующих функций в сторону независимого аудита, возникшего как результат новых видов социальноэкономических отношений.

Рынок создал в России условия для формирования новой системы финансового контроля, в основу

которой положены следующие принципы: четкое обособление

объектов контроля по формам собственности и источникам финансирования; разграничение

субъектов контроля на государственный аудит и внутрихозяйственный; выявление в рамках аудиторской деятельности приоритетных направлений, усиливающих цели финансового контроля, в частности, подтверждение достоверности отчетности, анализ финансовых результатов; разграничение сфер действия государственных, местных и независимых органов контроля.

Основной целью аудита АО угольной отрасли стала помощь в совершенствовании информационных технологий учета и отчетности, принятия решений, повышения экономической обоснованности управленческих решений. Результатом аудита, представляемым заказчику, является заключение о финансовом состоянии АО, отражающее краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Заказчиками аудиторской деятельности в АО угольной отрасли

могут быть следующие субъекты: акционеры и инвесторы для выявления истинного положения дел на угледобывающих и перерабатывающих предприятиях объединения и его рынках сбыта; оценки деятельности администрации и получения прогноза дальнейшего развития жизнедеятельности объединения; администрация предприятий объединения для проведения независимой экспертизы финансово-хозяйственной дея-

тельности и получения рекомендаций по финансовой стратегии и повышении эффективности хозяйствования; государственные налоговые службы и правоохранительные органы с целью определения достоверности отчетной документации; коммерческие банки для проведения экспертизы финансово-хозяйственной деятельно -сти и платежеспособности АО как клиента.

Участками аудиторской деятельности в АО угольной отрасли стали отчетная документация, учетный персонал, система учета, действия администрации и др.

Аудит как независимая экспер-

тиза делится на внешний и внутренний аудит. Функции аудита независимо от вида аудита разделяются на контрольно-ревизионные, оценочнокон-сультативные, а

также консультативно-прогнозные для внутреннего аудита.

Стремление повысить действенность новой системы финансового контроля, обеспечивающей совершенствование внутрипроизводственного управления АО угольной отрасли, выявляет устойчивую тенденцию к компьютеризации аудиторской деятельности и подключения автоматизированных систем внешнего и внутреннего аудита к компьютерной сети многоуровневой интегрированной АСУ АО угольной отрасли.

Основные задачи внешнего аудита предприятий АО угольной отрасли, которые могут быть формализованы и реализованы компьютерными системами, следующие: оценка компетентности и профессионализма действий администрации на анализируемый период; оценка правильности применяемой в АО на практике системы учета и публичной отчетности; оценка правильности действий учетного персонала АО в процессе фиксации финансовохозяйственных операций в отчетной документации; подготовка рекомендаций по улучшению финансово- хозяйственного положения угледобывающих, перерабатывающих, сопутствующих предприятий объединения; прогнозирование финансово-хозяйственного положения АО на рынке.

Основные задачи внутреннего аудита следующие: анализ эффективности и надежности применяемых на предприятиях объединения форм и методов учета; оценка правильности первичной регистрации хозяйственных фактов и их отражение на счетах; формирование отчетной документации; контроль за состоянием расчетов предприятии АО с поставщиками, покупателями, финансовыми органами и банками, страховыми компаниями и другими фирмами; анализ и диагности-

ка финансового состояния АО угольной отрасли; подготовка рекомендаций для принятия решении по улучшению системы управления предприятиями АО угольной отрасли.

Задачи внешнего и внутреннего аудита во многом идентичны. Однако, сходные по форме, они резко отличаются информационной базой, глубиной обследования и направленностью. Внешний аудит относительно поверхностный, т.к. базируется, в основном, на публикуемой отчетности. Внутренний аудит учитывает специфику конкретных предприятий, входящих в АО угольной отрасли; его непубликуемые формы отчетности, внутренние документы, которые не интересуют внешнего аудитора. Внутренний аудит также создает предпосылки использования аналитической и синтетической информации, формируемой на основе экспертных и экономико-математических моделей.

Системы компьютеризации,

предназначенные для внешнего аудита, должны учитывать общие стандарты и правила для проверяемых предприятий АО угольной отрасли. Они привносятся на предприятия объединения извне и поэтому должны обладать определенной универсальностью, заключающейся в настройке программного обеспечения аудиторской деятельности на компьютерную технику, имеющуюся на обследуемом предприятии АО угольной отрасли. Совместимость программных сред (операционных систем, сервисных средств и т.д.) в случае компьютеризации внешнего аудита являются принципиальными.

Автоматизированная система внутреннего аудита, наоборот, может использоваться лишь на том предприятии АО угольной отрасли, для которого она создана, поскольку отражает особенности учета, расчета, прогноза финансовых и других показателей, присущих и характерных именно этому предприятию.

Условия интеграции автоматизированной системы внутреннего аудита с интегрированной АСУ

АО угольной отрасли полностью определяются на предприятиях объединения условиями, утвержденными правлением АО, хозрасчетных отношений и внутрипроизводственного управления.

Системы компьютеризации внутреннего аудита являются стационарными и по сравнению с компьютерными системами

внешнего аудита более развитыми и мощными. Они обусловливают разработку новых компьютерных технологий обработки информации для предприятий АО угольной отрасли и создают предпосылки использования современного научно-технического и методического обеспечения автоматизированных систем для поддержки принятия эффективных решений внутрипроизводственного управления в условиях российского рынка.

Автоматизированные контрольно-консультативные системы внутреннего аудита должны состоять из следующих компонентов:

♦ экономико-математических, экономико-организационных и информационных моделей, отражающих процесс внутреннего аудита финансового состояния предприятий, входящих в АО угольной отрасли;

♦ технических, программных, информационных и специальных средств коммуникации и отображения, обеспечивающих реализацию моделей.

Компьютерный аудит уже достаточно давно используется в зарубежной практике, однако условия его проведения отличаются от российской действительности и не допускают прямого переноса и заимствования. Тенденции современных зарубежных насыщенных рынков отражают изменение не столько результатов хозяйствования, сколько условий, которые их формируют. На рынке России, находящемся в стадии становления, эти тенденции еще более усиливаются. Поэтому российские предприниматели уже также вынуждены вводить в своих системах управления автоматизированный внутренний аудит, направ-

ленный на определение конечных финансовых результатов предпринимательской деятельности в условиях быстро изменяющихся ограничений рынка.

С внедрением автоматизированных информационно-сове-

тующих систем управления АО угольной отрасли и встроенными технологиями аудита у российских предпринимателей угольной отрасли появляется эффективный инструментарий поддержки принятия решений, обеспечивающий возможность четко определять и оценивать принципиальные вопросы предпринимательской деятельности, выяснять причины успеха или неудачи внутрипроизводственного управления в получении конечных результатов, прогнозировать пути совершенствования внутрипроизводственного управления в достижении целей своей деятельности за границами существующих рыночных условий с учетом динамики их изменений.

Автоматизированные инфор-мационно-советующие системы

аудита АО угольной отрасли в условиях российской экономики, отражающей всемирные тенденции: бурного экономического изменения общества, ускорения перемен, новых технологий, интернационализации рынков, перехода от индустриального общества к информационному, усиления конкуренции во всех сферах жизнедеятельности общества, необходимости комплексных решений различных проблем, - должны

иметь механизмы учета таких тенденций и инструменты их диагностики, которые должны быть настолько тонкими, насколько это возможно, а принципы их автоматизации - предусматривать концепцию искусственного интеллекта.

Однако потребность практики в повышении действенности выбранного направления совершенствования внутрипроизводственного управления на базе компьютерных технологий внутреннего аудита сопровождается недостаточностью разработки теоретических, организационных, методи-

ческих, информационных и правовых вопросов аудита; необходимостью приведения организации аудита в России в соответствие с принципами и требованиями его приведения в странах с развитыми рыночными отношениями.

Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта формирования финансовой отчетности и ее роли в аудите показал, что в России в основном исследовались вопросы централизованного регулирования отчетности, в т.ч. с использованием современных средств коммуникации и вычислительной техники, а существующая сегодня финансовая отчетность не выделяет особенностей предпринимательской деятельности конкретных хозяйствующих объектов.

Зарубежные исследования информационной базы аудита показали, что эффективность предпринимательской деятельности и перспективы развития конкретного предприятия зависят не столько от прибыли, отражаемой в бухгалтерской отчетности, сколько от степени ликвидности, т.е. находят свое отражение в процессах движения денежных средств. В зарубежной практике был введен отчет об источниках и использовании денежных средств, который увязывает сумму прибыли за определенный период с приростом или уменьшением за этот же период оборотного капитала. Кроме того, стал предметом отдельного финансового отчета критерий, раскрывающий способ хозяйствующего объекта обеспечить себя денежными ресурсами для того, чтобы выжить, расшириться, погасить ссуды и т.д.

Сравнение трех перечисленных отчетных документов: о прибыли и убытках, об источниках и использовании оборотного капитала и отчет о движении денежных средств - заслуживает внимательного анализа. В России потребность в информации, содержащейся в зарубежной комплексной системе отчетности очевидна и определяет пути совершенствования информационной базы российского аудита. При этом методология планирования, контроля и анализа из-

держек и прибыли в системе комплексного внутрипроизводственного управления и аудита в условиях российского рынка еще недостаточно разработана в теоретическом отношении.

Способ практического решения проблемы комплексного внутрипроизводственного управления - контроллинг - возник в странах с традиционной рыночной экономикой под воздействием обострения конкуренции на внутренних и мировых рынках, диверсификации деятельности крупных компаний, необходимости разрешения комплекса социальных и экономических проблем. Внедрение контроллинга было обусловлено самим ходом развития рыночных отношений.

Западные модели контроллинга в России приемлемы, но один к одному для российской действительности не годятся и требуют поэтапного внедрения элементов контроллинга в условиях существующей на отечественных предприятиях единой системы бухгалтерского учета. Изучить особенности новых форм хозяйствования на каждом этапе развития экономики России в условиях рынка возможно посредством внедрения методологии контроллинга как внутреннего аудита.

Практическое распространение контроллинга в зарубежных странах служит предпосылкой разработки теоретической концепции комплексного анализа затратами и результатами деятельности российских предприятий угольной отрасли.

Контроллинг выполняет функции координации действий сегментов внутрипроизводственного управления, и с помощью аудиторской поддержки может стать фактором совершенствования учетно-аналити-ческой системы

на отечественных предприятиях.

Второй необходимой предпосылкой для внедрения контроллинга является полная самостоятельность АО угольной отрасли в выборе методов и организаций внутрипроизводственного управленческого учета.

В настоящее время в условиях

рыночной экономики в умении спрогнозировать хозяйственную и коммерческую ситуацию и определить предельные финансовые издержки, выявить причины отклонения фактических расходов от нормативных, своевременно скорректировать эти отклонения и оптимизировать соотношения затрат и результатов заключается не только искусство экономического управления, но и способ выживания АО угольной отрасли.

Контроллинг как один из механизмов поддержки принятия решений финансово-производ-

ственной деятельности предприятий по своей сути составляет инструментарий концепции совершенствования хозрасчета и внутрипроизводственного управления, которая позволяет на основе прогнозных оценок внутреннего аудита заранее обнаружить будущие экономические трудности и подготовить способы их устранения.

Методология контроллинга синтезирует в единое целое в рамках АО угольной отрасли планирование, учет, маркетинг для достижения главной цели, определяемой руководством АО. Реализация контроллинга предполагает, что известны: цели функционирования предприятий АО угольной отрасли, методы управления целями и методы достижения целей.

Методики контроллинга разработаны на основе следующих концептуальных принципов: целевой, маргинальный, активного контроля.

Целевой принцип учета затрат обеспечивает переориентацию систем планирования, нормирования, учета и контроля на достижение главной цели и на получение конечного запланрованного результата деятельносности предприятия.

Целевой принцип контроллинга требует адаптации отчетности к целям аудита. Например, баланс предприятия преобразуется в аналитический баланс-нетто, статьи которого отражают реальную стоимость имущества, контролируемого предприятием АО и его обязательства по заемным средствам. В ряде случаев используются

специальные оценочные показатели, приспособленные к целям аудита.

Целевой принцип учета затрат особенно актуален для предприятий вспомогательных и сопутствующих производств, входящих в АО угольной отрасли. Группировка по критериям, заложенным в бухгалтерском плане счетов, не различает затрат, которые непосредственно входят в стоимость поступающего на рынок обогащенного угля, зависят от степени использования производственных мощностей горнодобывающего предприятия и обогатительной фабрики, использования рабочей силы как основного, так и вспомогательного, обеспечивающего и сопутствующего производств, и затрат, которые не зависят от количества и структуры заказов и договорных обязательств АО

угольной отрасли. Поэтому, чтобы обеспечить условия выполнения заказов, необходимо перегруппировать затраты, подразделив их на зависящие и независящие от заказа.

Согласно целевому принципу контроллинга все затраты З классифицируются следующие образом:

З = Зпр + Зорг1 + Зорг2

где: Зпр - производственные прямые затраты, которые непосредственно относятся на продукцию, зависят от особенностей того или иного заказа или степени загрузки предприятия и образуют затраты группы 1;

Зорг1 - затраты на организацию и подготовку группы 1, которые нельзя отнести к конкретным видам продукции, но можно учитывать по группам, сферам ответственности или функциональным областям деятельности без дополнительного распределения и которые образуют затраты группы 2;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зорг2 - затраты на организацию и подготовку группы 2, которые нельзя непосредственно отнести ни на продукцию, ни на места возникновения затрат или можно сделать это только при помощи очень сложных методов расчета и которые образуют затраты группы

В АО угольной отрасли в документах финансовой бухгалтерии каждое предприятие объединения рассматривается как единое целое. В концепции контроллинга во всех случаях не только крупным угольным предприятиям АО, но также и малый, и средним следует выделять звенья учета, планирования, анализа, характеризующие индивидуальные различия их деятельности. Поэтому в контроллинге согласно целевому принципу учета затрат вводится многоуровневая отчетность предприятии АО угольной отрасли. В этом случае помимо общих результатов коммерческой деятельности предприятий АО угольной отрасли рассматривается информация о результатах работы их структурных подразделении, разбитых с точки зрения ведения учетных звеньев.

Отчетность предприятий АО угольной отрасли на втором уровне может формироваться по следующим признакам: продукция, клиенты, сфера ответственности.

Разделение отчетности по признаку продукции целесообразно в тех случаях, когда для отдельных групп продукции, услуг, работ структура затрат, технологии выполнения, базы калькуляции или конъюнктура спроса различны.

Членение по сферам ответственности приемлемо тогда, когда выполняются следующие условия: организационным планом четко определены несущие ответственность функциональные сферы, ожидается территориальное деление области сбыта; существуют различные производственные участки, виды транспортировки,

склады; различными производственными процессами управляют разные ответственные лица или же имеются различные организации по сбыту.

Выделение учетных звеньев по клиентам рекомендуется в тех случаях, когда: у предприятия или фирмы АО угольной отрасли есть различные пути сбыта или различные возможности реализации угля; существует большие, разли-

чия в финансовых возможностях клиентов; с некоторыми из них сложились особые деловые отношения или им предоставляют дополнительные услуги.

После выбора классификационного признака выделенные учетные звенья разделяется по результатам хозяйственной деятельности на два вида: центры прибыли и центры затрат. К центрам прибыли относятся: производственные процессы, работы, услуги; операции транспортировки и сбыта. Учетные звенья, сфера деятельности которых требует только затрат, например, руководство предприятиями АО угольной отрасли или служба охраны, - относятся к центрам затрат.

Следующий принцип концепции контроллинга - принцип мар-жинализма, допускающий использование предельных величин для исследования экономических законов и категорий. В практике контроллинга этот принцип используется для управления прибылью.

Методология принятия решений контроллинга предполагает, что в условиях рыночной экономики затраты и результаты деятельности предприятия должны целиком и полностью определяться степенью эффективности внутрипроизводственного управления, объемом и качеством работы каждого структурного подразделения. Для объективной оценки этих параметров методики контроллинга нацелены в первую очередь на удовлетворение финансовых по требностей внутрипроизводственного управления.

С позиций контроллинга прибыль как показатель эффективности внутрипроизводственного управления во внешней среде представляет собой результат сальдирования выручки от продаж и других видов бизнеса и затрат, связанных с деятельностью предприятий АО угольной отрасли. На конечную величину этого показателя - балансовую прибыль -кроме того влияют соотношения долговых обязательств, претензии предприятий и ряд других внешних факторов.

Определяющим фактором принятия управляющих решений контроллинга является результат сопоставления выручки от реализации продукции и затрат на ее производственный процесс, который определяется суммой покрытий.

Следует заметить, что «сумма покрытий» - термин, применяемый в практике учета, контроллинга, анализа финансовой политики в немецко-говорящих странах. В англоязычных странах для аналогичного понятия используется термин «маржинальный доход».

Большая часть методик контроллинга разработана на базе показателя «сумма покрытий», посредством которого можно количественно оценить взаимосвязь «затраты - результаты деятельности» АО угольной отрасли.

Контроллинг в зависимости от горизонта планирования внутрипроизводственного управления разделяется на оперативный и стратегический. Одним из принципов оперативного контроллинга является принцип активного контроля.

С позиций оперативного контроллинга сравнение тенденций развития поставленных целей внутрипроизводственного управления АО угольной отрасли с прошлыми периодами является признаков пассивного административного подхода. В методологии контроллинга любая альтернатива принятия решений должна базироваться на объединении прогноза и планирования с последующим контролем выполнения решения. Согласно этому принципу отчетность АО угольной отрасли становится неотъемлемой частью системы внутрипроизводственного управления, поскольку отклонения, вычисляемые путем сравнения, становятся основой для выявления причин и последующего принятия соответствующих мер. В результате прогноз и планирование с позиции оперативного контроллинга являются регулярными процедурами как аудиторской, так и предпринимательской деятельности, результаты которых необходимы для активного развития предприятий

АО угольной отрасли.

Методики контроллинга, разработанные специально для практических работников зарубежных фирм, слабо формализованы и требуют специальной проработки для использования в автоматизированных системах управления российских предприятий угольной отрасли. Однако, принципы, методики, модели принятия решений, способы достижения цели контроллинга дополняют и расширяют возможности внутрипроизводственного управления АО угольной отрасли. А в сочетании с традиционными методами экономико-математического моделирования, системного анализа, искусственного интеллекта позволяют успешно реализовать на практике компьютеризацию аудиторской деятельности в России.

В настоящее время автоматизированные информационно-

советующие системы поддержки принятия решении хозрасчета и предпринимательской деятельности широко распространены в странах с развитыми рыночными отношениями. Перенос подобных систем в российские условия допустимы, однако свойственное западной организации учета разделение бухгалтерии на управленческую и финансовую и ориентированное на компьютерные технологии не характерно для отечественной практики.

На российских предприятиях угольной отрасли в соответствии с потребностью совершенствования управленческого учета и перевода информационного обеспечения процессов принятия решений на современные технологии в дополнение к бухгалтерскому учету, который главным образом удовлетворяет нужды внешних органов, должна быть организована эффективная система интегрированного внутрипроизводственного учета, всесторонне и комплексно характеризующего протекание и результаты производственно-

хозяйс-твенной деятельности на различных уровнях предприятий АО угольной отрасли. В результате появляется качественно новый вид учета, который в основное на

базе бухгалтерского учета синтезирует все виды хозяйственного учета, а также элементы экономического анализа, что обеспечивает возможность активного наблюдения за величиной, направлением, целесообразностью и эффективностью расходования производственных и финансовых ресурсов.

В такой системе внутренний аудит уже может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Главной задачей внутреннего аудита остается системный контроль за расходами предприятий АО угольной отрасли и их снижение.

Предлагаемый подход совершенствования информационного обеспечения системы управления АО угольной отрасли за счет интеграции внутрипроизводственного учета и внутреннего аудита предусматривает анализ и актив-

ный контроль комплексной взаимосвязи «прибыль - финансы -устойчивость работы» АО угольной отрасли. Контроль этой взаимосвязи определяет переход к более высокому уровню управления, а именно к уровню управления потенциалом развития. Такой переход обеспечивается внедрением управленческого учета как системы оперативного контроллинга, который является современным направлением компьютерной технологии комплексного финансового анализа внутреннего аудита.

Интеграция автоматизированных информационно-сове-

тующих систем поддержки принятия решений предприятий АО угольной отрасли с компьютерными технологиями комплексного анализа внутреннего аудита обеспечивает также переход к более высокому уровню организации

финансового управления, позволяет помимо традиционных анализа и контроля затрат и результатов предпринимательской деятельности осуществлять контроль и анализ финансового потенциала развития предприятий, входящих в объединение, и дает качественное и количественное обоснование важнейших показателей эффективности финансовой политики АО уголь

ной отрасли в неустановившихся условиях российского рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шеремет А. Д., Суйц В.П. Аудит. - М.: ИНФРА, 1995.

2. Яругова Л.Н. Управленческий учет. Опыт экономики развитых стран. - М. : Финансы и статистика, 1992.

3. Управление по результатам: Пер. с англ. - М. : Прогресс, 1995.

© Н.И. Федунец, М.Ю. Мусаев

Н.И. Федунец, проф., Е.В. Зайцева, ст. преп.,

МГГУ МГГУ

ПРОБЛЕМА МНОГОМЕРНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОРНЫХ ПРЕОПРИЯТИЙ

Охрана окружающей среды требует от горных предприятий планирования природоохранительных мероприятий и взаимосвязи их с технологическими процессами добычи и переработки полезных ископаемых. При этом приходится решать комплекс организационных и технических задач по отношению к отдельным компонентам биосферы.

В рамках экологической проблемы первостепенное место занимает система экологического мониторинга. Необходимо не только контролировать экологическую обстановку в регионе, но и прогнозировать ее состояние во времени, принимать решения по природозащитным мероприятиям. Задача создания и эксплуатации информационных систем экологического мониторинга в горнодобывающем регионе особенно актуальна в связи с практическим ее отсутствием как на предприятиях, так и в регионе.

При создании информационной системы экологического мониторинга окружающей среды существенная роль отводится первичным датчиком исходной информации по всем экологическим параметрам и по-

казателям. Естественно, что система экологического мониторинга должна быть «завязана» с системой сбора и преобразования информации.

Разработка информационной системы экологического мониторинга проводилась в несколько этапов.

Первый этап построения информационной системы экологического мониторинга включил в себя ряд задач, а именно: нахождение эффективной формы разведочной сети, оптимальную дискретность опробования, разработку методов и процедур, позволяющих проводить картирование региона.

Одной из важнейших задач информационной системы экологического мониторинга является оперативное обнаружение и идентификация аномальных отклонений параметров среды от фоновых значений, обусловленных природными катаклизмами или антропогенным воздействием. Следовательно, при рассмотрении экологической обстановки на территории региона необходимо производить замеры в каких-то точках и составлять карту распределения полей концентрации по всей площади региона. Однако, при

изучении геоэкологического процесса во всей его природной сложности множество контролируемых факторов и зависимости между ними, а также обратные связи, действующие в комплексе, значительно затруднили исследование. В таких условиях невозможно высказать какие-либо утверждения об отдельных факторах, но вполне реальны заключения об их группах. В связи с этим, на первом этапе построения информационной системы экологического мониторинга возникла проблема классификации контролируемых факторов, когда на основе анализа сходства выявляются связи внутри заданного набора случайных величин.

Задача классификации решалась с применением различных статистических критериев однородности и основана на представлении этих показателей в виде т-мерной случайной величины. Весьма распространенным в экологической практике является частный случай многомерной классификации - разграничение неоднородной совокупности, характеризующей распределение значений какого-либо одного исследуемого в экологических районах показателя, с целью выделения статистически однородных участков. Одним из примеров такой задачи может служить выявление экологически опасных районов.

На базе статистических методов разграничения экологических показателей районов последовательно решались следующие задачи:

♦ построение математической модели однородного объекта;

♦ выбор статистического критерия для проверки гипотезы об однородности;

♦ выбор процедуры разбиения совокупности наблюдений на части.

Такой подход позволил решить две задачи многомерной классификации:

1. Разграничить исследуемую совокупность по компонентам геоэкологической информации.

2. Осуществить поиск объективных границ на плоскости, путем сведения воедино результатов разбиения на участки установки экологических датчиков. К этому типу задач относятся разнообразные вопросы картирования.

В первой задаче в качестве статистического критерия однородности используется функция:

V = п-1

к п(п-к)к

х

(ч к

п - к) £ - к £ £

1=1 1=к+1

2

п 2 . (п Л

£ £2-1/п| £ £

1=1 V1=1 У

2

П - число элементов исследуемой совокупности;

к - число элементов последующих множеств при проверке совокупности на однородность;

- значение интерполируемой функции в измеряемой точке

Гипотеза об однородности принимается, если

для всех к, и отвергается, если

V > х2 хотя бы для одного к . к /ъq,m

Задача 2 формулируется так: пусть объект уже

разбит на заведомо однородные участки Б1 ,.......,Бк.

Для проверки гипотезы равенства математических ожиданий в двух группах Зс и Зт используется критерий:

пс+пт -1 пспт (с + пт )

х

х

£ Г"--

1—с ~т

пс + п

£ £

с 1 Х1т VI с ”^т

где и ^т - число элементов в соответствующих группах.

Если V^С^т )> ^,т

,то математическое

ожидание рассматриваемых групп признаются неравными, а сами группы- неоднородными. Критерий подыскивается для каждой из возможных пар участков.

При V (?С. ^т )^т, , сравниваемые группы

объединяются.

Задача многомерной классификации - необходимый предварительный этап статистической обработки исходных данных, который позволил более эффективно решить задачи обработки отдельно для каждого из выделенных однородных классов исследуемой случайной совокупности. Таким образом, решение задачи классификации дало возможность выделить однородные группы геоэкологической информации, что в свою очередь явилось основой для решения задач, связанных с вопросами картирования региона.

Разработанная информационная система экологического мониторинга позволяет проводить построение изолиний полей концентраций основных вредных веществ по региону с целью получения информации о экологическом состоянии региона и принимать решения по природозащитным мероприятиям, что дает возможность снизить уровень загрязнения окружающей среды.

© Н.И. Федунец, Е.В. Зайцева

2

1

Файл:

Каталог:

Шаблон:

Заголовок:

Содержание:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор:

Ключевые слова: Заметки:

Дата создания:

Число сохранений: Дата сохранения: Сохранил:

Полное время правки: Дата печати:

При последней печати страниц: слов: знаков:

ФЕДУН_~ 1

в:\С диска по работе в универе\01АВ_99\01АВ4_99\Все

С:\и8еге\Таня\АррБа1а\Коат^\Мюго80й\ШаблоныШогта1Ло1т

КОНЦЕПЦИЯ

Гитис Л.Х.

10.06.1999 12:47:00 5

10.06.1999 13:16:00 Гитис Л.Х.

24 мин.

14.12.2008 20:33:00 8

5 602 (прибл.)

31 938 (прибл.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.