Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ С КОГНИТИВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ'

АСПЕКТЫ СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ С КОГНИТИВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / COGNITIVE FUNCTIONS / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малозёмов О. Ю., Дергач О. В., Абасов Ш. Г., Ревенько А. И.

В статье рассматриваются вопросы влияния физических нагрузок разного типа на когнитивные способности человека . На базе литературных источников представлены результаты экспериментальных исследований, показывающих зависимость состояния головного мозга, а также динамику умственной активности при воздействии на человека различных видов физических нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малозёмов О. Ю., Дергач О. В., Абасов Ш. Г., Ревенько А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF PHYSICAL ACTIVITY COMMUNICATION WITH COGNITIVE FUNCTIONS

The article deals with the influence of physical loads of different types on a person's cognitive abilities. On the basis of literature sources, the results of experimental studies showing the dependence of the state of the brain, as well as the dynamics of mental activity when a person is exposed to various types of physical activity are presented.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ С КОГНИТИВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ»

УДК 57.04

Малозёмов О.Ю., к.пед.н.

доцент

кафедра физической культуры

Дергач О.В. студент

лечебно-профилактический факультет

Абасов Ш.Г. старший преподаватель Ревенько А.И. старший преподаватель кафедра физической культуры Уральский государственный медицинский университет

Россия, г. Екатеринбург АСПЕКТЫ СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ С КОГНИТИВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы влияния физических нагрузок разного типа на когнитивные способности человека. На базе литературных источников представлены результаты экспериментальных исследований, показывающих зависимость состояния головного мозга, а также динамику умственной активности при воздействии на человека различных видов физических нагрузок.

Ключевые слова: когнитивные функции, физическая нагрузка.

Malozemov O.Yu., kand. ped. sciences, associate professor associate professor of the Department of physical culture

Dergach O.V.

student of the faculty of medicine and prevention

Abasov Sh. G. Revenko A.I.

senior teachers of the Department of physical culture

Ural state medical university Russia, Yekaterinburg ASPECTS OF PHYSICAL ACTIVITY COMMUNICATION WITH COGNITIVE FUNCTIONS Annotation. The article deals with the influence ofphysical loads of different types on a person's cognitive abilities. On the basis of literature sources, the results of experimental studies showing the dependence of the state of the brain, as well as the dynamics of mental activity when a person is exposed to various types of physical activity are presented.

Keywords: cognitive functions, physical activity.

В данной публикации освещены некоторые аспекты влияния физических нагрузок разного типа на когнитивные способности человека. На

базе доступных литературных источников рассмотрены показатели, полученные при медико-биологических исследованиях у молодых, а в физическом плане практически здоровых людей. Подобные научные исследования касаются, как правило, достаточно узкой, специфической зоны (предмета исследования). Работ же обобщающего характера относительно влияния физических нагрузок на работу головного мозга, в которых представлена целостная «картина» и формулируются соответствующие выводы не так много. Однако, существует объективная необходимость анализа и объединения данных подобного рода исследований по обнаружению возможных закономерностей, относительно рациональной организации физических нагрузок, способствующих развитию когнитивных способностей.

Для периода молодости это достаточно актуально, поскольку многие молодые люди являются обучающимися вузов, когда дисбаланс двигательной и умственной активности является серьёзным фактором, зачастую снижающим психосоматический потенциал личности. Двигательная же деятельность эволюционно способствовала не только сохранению соматики, но и сбалансированно развивала практически все психические функции, поскольку любая двигательная локомоция не обходится без деятельности нервной системы.

Дефиниции настоящей публикации заключаются в следующих тезисах. Возможно: во-первых, кровоснабжение головного мозга спортсменов лучше, чем у других групп населения; во-вторых, двигательная деятельность улучшает когнитивные способности, в-третьих, нет существенных различий между когнитивными способностями спортсменов и не занимающихся спортом людей после физической нагрузки. Попытаемся это кратко рассмотреть.

Относительно кровоснабжения головного мозга имеются данные, что у высококвалифицированных спортсменов циклических и силовых видов спорта наблюдается снижение кровенаполнения головного мозга в отличие от людей, которые не занимаются спортом [1, с.159]. У спортсменов-тяжелоатлетов было зарегистрировано увеличение тонуса крупных и средних артерий в бассейне сонных и позвоночных артерий, а также повышен тонус артериол и венул в бассейне сонных артерий. Однако, при этом тонус значительно снижен в бассейне позвоночных артерий (рис. 1) [1, с.159].

Рис. различных

1. Характеристика специализаций в

церебрального кровотока у спортсменов состоянии покоя (фон сидя). Данные представлены в % относительно контрольной группы.

При когнитивной деятельности у спортсменов силовых видов спорта наблюдаются выраженные сосудистые реакции по сравнению с представителями циклических видов спорта, у которых их практически не было (рис. 2) [1, с. 160].

РИ

РМ праве с 2110. РМ левов

МУ 150. МУ

/ X"

ВО ш V Ч во /

ДКИ \ / / У дки

■ ' ' ' ДСИ / ДСИ

РИ

ОМ правое

МУ 250.

208. 150.

Т -г?

дки

\ "V

ДСИ' .

><<А//

ДСИ

дки

А. Бассейн сонныкартерий \ фронто-мастоидальное оIв«денив}

-контрольная

группа

• ■•■•< Силовые вилы спорта

- — - - Циклические виды спорте

6. бассейн поэвоночны* артерий (оиципито-мйстондальное отведение)

РИ - реогрэфический индекс (про ве н а полнение);

МУ —модуль упругости (тонус крупных и средник артерий); во - венозный отток;

дки дикротический индекс (тонус эртериол); ДСИ -диастолический индекс (тонус венул],

Рис. 2. Характеристика церебрального кровотока у спортсменов различных специализаций при выполнении когнитивного теста. Данные представлены в % относительно фоновой записи.

Имеются также данные исследования, направленного на регистрацию и анализ выполнения различными группами людей арифметических вычислений [2, с. 27]. На диаграмме (рис. 3) можно заметить, что после выполнения и циклической, и силовой физической нагрузки количество правильно выполненных арифметических вычислений у всех испытуемых увеличивается. На рисунке так же видно, что циклическая нагрузка даёт

большее улучшение результатов, чем силовая, причём результаты спортсменов гораздо выше, в сравнении с результатами в контрольной группе. Ещё одной особенностью является то, что циклическая нагрузка даёт одинаковый уровень результатов как для представителей силовых видов спорта, так и для представителей циклических видов спорта. Если рассмотреть влияние силовой нагрузки детальнее, то можно отметить, что для тяжелоатлетов и представителей контрольной группы она дала примерно равное улучшение результатов (на два правильных арифметических вычисления больше). Для представителей же циклических видов спорта силовая физическая нагрузка дала самое большое улучшение (на пять-шесть правильных арифметических вычислений больше).

Рис. 3. Оценка показателей когнитивного теста при подсчёте количества арифметических операций у представителей основных и контрольных групп (ОГ - основная группа).

Ещё в одном исследовании рассматривается уже влияние разных видов (статической и динамической) физической нагрузки на различные группы людей - тяжелоатлетов, легкоатлетов и не занимающихся спортом [3, с. 11]. Можно заметить (рис. 4), что до нагрузки результаты контрольной группы (волонтёры КГ1) лучше, чем у спортсменов в целом. Причём, после выполнения статистической физической нагрузки волонтеры показывают также более высокие результаты, чем тяжелоатлеты. Однако, при динамической нагрузке результаты существенно другие, т.е. после неё показатели легкоатлетов резко возрастают и становятся гораздо лучше, чем у волонтёров КГ2 после аналогичной динамической нагрузки [3, с. 11]. Все изменения статистически значимы при р<0,05, как внутри групп испытуемых, так и между группами.

р<0,05

р<0.05

р<0,05

■ До нлгру^кп □ 11 осле наг рузкн

Статическая нагрузка

Диналнчесжая нагрузка

Рис. 4. Результаты математического теста: ТА - группа спортсменов тяжелоатлетов; ЛА - группа спортсменов легкоатлетов.

Итак, мы уделили внимание взаимосвязи кровоснабжения головного мозга и физической активности, а также представили результаты исследований по влиянию различных видов физической нагрузки на когнитивные способности (точнее - способность к арифметическим вычислениям).

Результаты вышеизложенного можно сформулировать следующим образом. Во-первых, кровенаполнение головного мозга в состоянии покоя у спортсменов меньше, чем у контрольной группы испытуемых (которые не занимается спортом или занимаются редко). Однако после физической нагрузки разница снижается. Возможно, это связанно с тем, что ткани головного мозга и организма в целом у спортсменов более эффективно используют кислород, чем у людей, не занимающихся активной двигательной деятельностью. Во-вторых, достоверно доказано, что ближайшим эффектом, результатом выполнения двигательной деятельности является улучшение когнитивных способностей у всех категорий испытуемых. Наиболее «выгодными» в этом отношении являются циклические виды деятельности.

Таким образом, можно предположить, что наиболее перспективными в плане активизации работы головного мозга являются циклические виды спорта. Значит, один из наших первоначальных тезисов о том, что после физической нагрузки различий в когнитивных функциях между спортсменами и не занимающимися людьми нет - не подтвердился. Разумеется, что в рамках затронутой тематики остаётся много вопросов, связанных, например, с: комбинированным влиянием различных видов

двигательной деятельности, влиянием высоко координационных локомоций, дозировкой оптимальных физических нагрузок, временем их использования в течение суток, остаточным временем наиболее эффективного воздействия двигательных нагрузок на умственную деятельность, влияние половозрастных особенностей и др. Однако общая направленность положительного влияния двигательной деятельности на умственную вполне зрима не только в медико-биологическом, но и в социально-психолого-педагогическом дискурсе, а также в многовековом народном практическом опыте, традициях, фольклоре. Например, выдержка из известного лозунга Древней Греции «... хочешь быть умным - бегай» актуальна и для современности.

Использованные источники:

1. Захарова А.Н. Особенности церебральной гемодинамики и продукция миокинов при физических нагрузках различной направленности: диссертация ... кандидата биологических наук: 03.03.01 / Захарова Анна Николаевна; [Место защиты: ФГАОУВО Национальный исследовательский Томский государственный университет], 2017. - 171 с.

2. Межибор И.Г. Психофизиологический статус и мозговой кровоток при сочетании физических и когнитивных нагрузок: магистерская диссертация . магистра физической культуры. Томск, 2017.

3. Межибор И.Г., Захарова А.Н., Орлова А.А. Влияние регулярных физических нагрузок на церебральный кровоток и когнитивную деятельность у спортсменов циклических и силовых видов спорта. URL: https://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2015/C101/066.pdf (дата обращения: 23.12.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.