Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА РИСКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛА ПАНДЕМИИ COVID-19 В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

АСПЕКТЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА РИСКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛА ПАНДЕМИИ COVID-19 В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ЭКОНОМИКА / ЕВРАЗИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / СТРАНЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюков А.А.

В статье анализируются аспекты и специфика реагирования на новые вызовы для экономики стран бывшего СССР в условиях начала пандемии COVID-19 в 2020 г. в контексте экономических решений, принятых в системе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и в сравнении с мерами в системе европейского вектора интеграции стран в рамках соглашений ассоциации с ЕС и декларативными документами Восточного партнерства с Евросоюзом.. Осмысление решений ЕАЭС существенно для оценки экономических проблем и преимуществ евразийской модели интеграции стран на постсоветском пространстве, эффективности общих стратегий реагирования на риски в условиях экономического союза и использовании сложившихся экономических связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASPECTS OF RISK RESPONSE IN THE BEGINNING OF THE COVID-19 PANDEMIC IN THE CONTEXT OF THE EURASIAN MODEL OF ECONOMIC INTEGRATION

The article analyzes the aspects and specifics of responding to new challenges for the economy of the former USSR countries in the beginning of the COVID-19 pandemic in 2020 in the context of economic decisions taken in the system of the Eurasian Economic Union (EAEU) and in comparison with measures in the system of the European vector of integration of countries under the association agreements with the EU and the declarative documents of the Eastern Partnership with the European Union.. Understanding the decisions of the EAEU is essential for assessing the economic problems and advantages of the Eurasian model of integration of countries in the post-Soviet space, the effectiveness of common strategies for responding to risks in the conditions of the economic union and the use of existing economic ties.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА РИСКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛА ПАНДЕМИИ COVID-19 В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУКА И ТЕХНИКА В XXI ВЕКЕ»

УДК 338:327

Бирюков А.А.

магистр кафедры экономической теории экономического факультета, Санкт-Петербургский Государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

АСПЕКТЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА РИСКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛА ПАНДЕМИИ COVID-19

В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация: в статье анализируются аспекты и специфика реагирования на новые вызовы для экономики стран бывшего СССР в условиях начала пандемии COVID-19 в 2020 г. в контексте экономических решений, принятых в системе Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и в сравнении с мерами в системе европейского вектора интеграции стран в рамках соглашений ассоциации с ЕС и декларативными документами Восточного партнерства с Евросоюзом.. Осмысление решений ЕАЭС существенно для оценки экономических проблем и преимуществ евразийской модели интеграции стран на постсоветском пространстве, эффективности общих стратегий реагирования на риски в условиях экономического союза и использовании сложившихся экономических связей.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, экономика, евразийская модель интеграции, Евразийский экономический союз, страны постсоветского пространства

В 2020 году мировая экономика была вынуждена отвечать на новейшие вызовы, связанные с пандемией коронавируса, в значительной степени пошатнувшей базовые ценности развитого общества в эпоху глобализации -культуру потребления, связанную с конкурентным предложением услуг и товаров, оказываемых и поставляемых из разных точек мира, в том числе

продуктов туризма, культурной и развлекательной индустрии, транспортную доступность большинства локаций, возможность с легкостью путешествовать как с целью отдыха, так и с целью бизнеса. Для экономики России и связанных с ней экономик стран постсоветского пространства новые вызовы включали и падение цен на нефть, и валютную волатильность, и ограничение трудовой миграции. В отечественной и зарубежной историографии анализу экономических проблем, связанных с пандемией, в контексте евразийской и европейской экономической интеграции посвящены статьи С. П. Арустамяна, Ю. Р. Олейника и А. П. Ушаковой, Л.Э. Слуцкого и Е.А. Худоренко, А.Ю. Кнобеля, Н.С. Пыжикова и А.Н. Кутовой, Ф.И. Храмцовой, С.А. Полетаева и А.И. Тереховой, В. Вовченко, М. Данфорда, А. Барбье-Гошара и других [1-2, 4, 6, 8, 11-12]. В целом о проблемах и развитии интеграции в ЕАЭС последних лет пишут М.И. Кротов, В.И. Мунтиян, Л. Э. Слуцкий, О. И. Батистова, В. Ярашевич [9-10, 5].

Актуальна ли евразийская экономическая интеграция в контексте новых вызовов? В 2020 году, в условиях начала пандемии коронавируса, ЕАЭС (основанный в 2015 году Евразийский экономический союз, в который входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия) предложил общие стратегии преодоления связанных с пандемией кризисных факторов. В частности, исполнительный орган ЕАЭС - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) с марта 2020 года публикует обзор ключевых мер и решений, направленных на оперативное реагирование на экспансию пандемии СОУГО-19 и стабилизацию экономической ситуации в ЕАЭС, все страны которого в той или иной степени подверглись влиянию негативных факторов [7].

25 марта 2020 года на внеочередном заседании Совета ЕЭК было принято распоряжение № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции СОУГО-19». В частности, распоряжение предполагало обмен актуальной информацией по ситуации с СОУГО-19 между странами ЕАЭС, консультации по стратегиям преодоления

последствий пандемии и нормативным правовым актам в контексте ограничения распространение коронавирусной инфекции, координации мер, принимаемых национальными уполномоченными органами в области здравоохранения и в области санитарно-эпидемиологических мероприятий. Правительства стран ЕАЭС были уполномочены выработать меры оказания гуманитарной взаимопомощи, оперативной поставки необходимых товаров, например, в ситуации дефицита медикаментов и продуктов питания в странах ЕАЭС.

16 апреля 2020 года выходит Распоряжение № 6 Евразийского межправительственного совета «О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции СОУГО-19», основными задачами которого является создание условий для поддержания макроэкономической стабильности в условиях пандемии, принятие согласованных мер по ограничению распространения инфекции, координации медицинской помощи, минимизации уязвимостей бизнеса, обеспечению занятости граждан и устойчивости финансовой сферы. Был утвержден перечень товаров «критического импорта», включающего некоторые продукты питания, лекарства и медицинские товары, на которые распространялось действие тарифной льготы - временная, до 30 июня 2020 года, отмена таможенных пошлин при ввозе в страны-участники ЕАЭС. Был расширен и перечень товаров для производства медикаментов и медицинских приборов, которые в период с 16 марта по 30 сентября 2020 года могли ввозиться в страны ЕАЭС без уплаты пошлины, если органами здравоохранения было подтверждено их целевое назначение. По состоянию на 20 апреля 2020 года Россия передала странам ЕАЭС 70 тыс. тест-систем, которые были разработаны ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор». ЕЭК приняла несколько «пакетов мер» в связи с пандемией СОУГО-19, облегчающих координацию экономических мер в странах ЕАЭС. Возникали и определенные трения между странами ЕАЭС в части исполнения противоэпидемиологических мер и обеспечения благополучия стран в условиях

пандемии. Например, 30 июня 2020 года по итогам заседания Коллегии ЕЭК принято решение уведомить Российскую Федерацию о необходимости придерживаться правовой базы Евразийского экономического союза. Речь шла о мерах Россельхознадзора РФ по запрещению поставок в Россию и транспортировки по ее территории в страны, входящие в ЕАЭС, белорусской говядины. Коллегия ЕЭК сочла эти действия Россельхознадзора РФ барьером на внутреннем рынке Евразийского экономического союза.

В июле 2020 года главные санитарные врачи стран ЕАЭС рассмотрели перспективы возобновления международного транспортного сообщения в странах ЕАЭС и противоэпидемические меры, анализ которых был представлен к заседанию Евразийского межправительственного совета в Минске. Ранее, в июне 2020 года Консультативный комитет ЕЭК по электроэнергетике детализировал «дорожную карту» по формированию общего электроэнергетического рынка (ОЭР) пяти стран Евразийского экономического союза. Эти решения форсировали меры по организации общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, который планируется ввести в действие до 1 января 2025 года.

Безусловно, меры помощи и координации усилий по сдерживанию пандемии предпринимал и Евросоюз, в том числе и по отношению к странам на постсоветском пространстве, сотрудничество с которыми декларировано в рамках Восточного партнерства. ЕС, по результатам рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, в 2020 г. оказал помощь странам Восточного партнерства на общую сумму 30 миллионов евро. Значительная часть этих средств направлена на неотложные меры по ограничению распространения пандемии. К концу июля 2020 года в страны Восточного партнерства были поставлены из ЕС средства индивидуальной защиты на 9 миллионов евро, тесты для диагностики СОУГО-19 и медицинские приборы еще на 3,7 миллионов евро. Документы и соглашения по принятым мерам регулярно публикуются на сайте Евросоюза [3].

Прогностическая оценка последствий пандемии для экономики стран постсоветского пространства, как придерживающихся евразийской модели интеграции, так и выбравших европоцентристскую модель интеграции, нуждается в системном научном осмыслении. Следующая ступень конкуренции экономических союзов находится в области разработки и внедрения эффективных вакцин от коронавируса. Ситуация пандемии открыла новые возможности и перспективы в экономике, связанные с ее большей цифровизацией, с переходом многих сервисов и служб в режим онлайн. Экономика претерпела значительные потрясения в связи с пандемией, и даже если подобных по масштабу и драматических для экономики событий не возникнет в ближайшем будущем, уроки данного периода могут стать весьма ценными. По сути, экономическая интеграция в значительной степени поддерживается эффективными технологиями цифровой коммуникации, менеджмента, планирования, логистики и т.д. Как это происходит во многих сферах, например, в образовании, некоторые аспекты явно становятся более перспективными, другие - личные контакты в бизнесе и возможности профессиональной миграции, например, утрачивают свое значение. Многие ценности глобализации не выдерживают испытания в такие периоды, но укрепляется один существенный аспект глобализации и интеграции - цифровая глобализация, а именно, те незаменимые связи, которые предоставляет глобальный интернет. Экономическая теория и практика призваны оперативно отвечать на изменения экономической парадигмы, и, в частности, разработка рекомендаций, доказывающих эффективность экономической интеграции стран постсоветского пространства в новейших условиях именно с Россией в рамках ЕАЭС, представляется актуальным и перспективным направлением будущих исследований в контексте экономических дисциплин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Barbier-Gauchard A. et al. Towards a more resilient European Union after the COVID-19 crisis //Eurasian Economic Review. 2021. P. 1-28;

Dunford M., Qi B. Global reset: COVID-19, systemic rivalry and the global order // Research in Globalization. 2020. V. 2. Р. 100-121;

European Union. URL: http://www.eaeunion.org/#resources (Дата обращения 22.04.2021); Vovchenko N. G. et al. Transformation of Public Finance of the Eurasian Economic Union Member States in the Context of the COVID-19 Pandemic // International Journal of Economics & Business Administration (IJEBA). 2020. V. 8. №. 4. P. 796-806;

Yarashevich V. The Eurasian Economic Union as a regional development project: expectations and realities // Area Development and Policy. 2020. Р. 1-24;

Арустамян С. П., Олейник Ю. Р., Ушакова А. П. The Eurasian Economic Union and the Realities of COVID-19 // Корреляционное взаимодействие науки и практики в новом мире. 2020. С. 253256;

Евразийская экономическая комиссия. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Pages/measures.aspx (Дата обращения 10.04.2021);

Кнобель А. Ю., Пыжиков Н. С., Кутовая А. Н. Влияние пандемии коронавируса на глобальные интеграционные процессы // Экономическое развитие России. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-koronavirusa-na-globalnye-integratsionnye-protsessy (Дата обращения: 17.04.2021);

Кротов М. И., Мунтиян В. И. Евразийский экономический союз: история, особенности, перспективы //Управленческое консультирование. 2015. №. 11 (83);

Кротов М. И., Слуцкий Л. Э., Батистова О. И. Евразийская экономическая интеграция в новой глобальной реальности: системный подход и разрешение противоречий // Проблемы современной экономики. 2020. №. 4. С. 6-14;

Слуцкий Л. Э., Худоренко Е. А. ЕАЭС: Уроки пандемии // Сравнительная политика. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eaes-uroki-pandemii (Дата обращения: 17.04.2021); Храмцова Ф. И., Полетаев С. А., Терехова А. И. Методология экономического развития Республики Беларусь в условиях фактора COVID-19 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6(2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-belarus-v-usloviyah-faktora-covid-19 (дата обращения: 17.04.2021).

Biryukov A.A.

Master student, Department of Economy Saint Petersburg State University (Russia)

THE ASPECTS OF RISK RESPONSE IN THE BEGINNING OF THE COVID-19 PANDEMIC IN THE CONTEXT OF THE EURASIAN MODEL OF ECONOMIC INTEGRATION

Abstract: the article analyzes the aspects and specifics of responding to new challenges for the economy of the former USSR countries in the beginning of the COVID-19 pandemic in 2020 in the context of economic decisions taken in the system of the Eurasian Economic Union (EAEU) and in comparison with measures in the system of the European vector of integration of countries under the association agreements with the EU and the declarative documents of the Eastern Partnership with the European Union.. Understanding the decisions of the EAEU is essential for assessing the economic problems and advantages of the Eurasian model of integration of countries in the postSoviet space, the effectiveness of common strategies for responding to risks in the conditions of the economic union and the use of existing economic ties.

Keywords: COVID-19 pandemic, economy, Eurasian integration model, Eurasian Economic Union, post-Soviet countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.