Научная статья на тему 'Аспекты психологической подготовки спортсменок высокой квалификации'

Аспекты психологической подготовки спортсменок высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЖЕНСКИЙ СПОРТ / МИНИ-ФУТБОЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наконечная Людмила Евгеньевна, Романина Елена Васильевна

В статье приводятся рекомендации и технология программы индивидуализации психологической подготовки спортсменок высокой квалификации в мини-футболе, построенной с использованием интегративного подхода. Использование программы позволяет добиться положительных изменений ряда показателей: проявления стрессоустойчивости; преодоления сбивающего влияния факторов соревнования, а также повышению психологической устойчивости спортсменок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наконечная Людмила Евгеньевна, Романина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of psychological training of sportswomen of high qualification

In the article the recommendations and technology of the program of individualization of psychological preparation of sportsmen of high qualification in mini-football built up by using the integrative approach is given. Using the program allows you to achieve positive changes in a number of indicators: manifestations of stress resistance; overcoming the knocking down influence of competition factors, as well as increasing the psychological stability of athletes.

Текст научной работы на тему «Аспекты психологической подготовки спортсменок высокой квалификации»

5. Morodenko, E.V. and Medovikova, E.A. (2016), "Providing effective management at the coal industry enterprises of the Kemerovo Region", Improving the quality of education, modern innovations in science and production: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, publishing house KuzGTU in the city of Prokopyevsk, Ekibastuz, pp. 122-124.

6. Mkrtumyan, L.S. (2015), "Organizational culture as a factor of constructive conflict resolution", Topical issues of modern psychology: materials of the III international. Sci. Conf. (Chelyabinsk, February 2015), Two Komsomol members, Chelyabinsk, pp. 60-63.

7. Yalovetskaya, L.G. (2012), Conflict management in a modern organization: monograph, Branch of the Moscow State University of Culture and Arts, Norilsk.

Контактная информация: e-medovikova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2017

УДК 159.9:796.332.6

АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

Людмила Евгеньевна Наконечная, аспирант,

Елена Васильевна Романина, кандидат психологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) (ФГБОУВПО «РГУФКСМиТ»), г. Москва

Аннотация

В статье приводятся рекомендации и технология программы индивидуализации психологической подготовки спортсменок высокой квалификации в мини-футболе, построенной с использованием интегративного подхода. Использование программы позволяет добиться положительных изменений ряда показателей: проявления стрессоустойчивости; преодоления сбивающего влияния факторов соревнования, а также повышению психологической устойчивости спортсменок.

Ключевые слова: индивидуализация, психологическая подготовка, женский спорт, мини-футбол.

ASPECTS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF SPORTSWOMEN OF HIGH

QUALIFICATION

Lyudmila Evgenievna Nakonechnaya, the post-graduate student,

Elena Vasilevna Romanina, the candidate of psychological sciences, professor,

Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

In the article the recommendations and technology of the program of individualization of psychological preparation of sportsmen of high qualification in mini-football built up by using the integrative approach is given. Using the program allows you to achieve positive changes in a number of indicators: manifestations of stress resistance; overcoming the knocking down influence of competition factors, as well as increasing the psychological stability of athletes.

Keywords: individualization, psychological training, sportswomen, futsal.

Психологическая подготовка является необходимым звеном в системе подготовки спортсменок высокого класса. Благодаря психологической подготовке происходит формирование и совершенствование у спортсменок свойств личности и психических качеств, необходимых для повышения эффективности в подготовке к соревнованиям и надежного выступления в них [1, 2]. На сегодняшний день проблеме индивидуализации в спорте посвящено довольно много исследований в различных видах спорта как зарубежных, так и отечественных авторов, однако специфических исследований, посвященных особенностям индивидуализации психологической подготовки спортсменок высокой квалификации в командных видах спорта, нами обнаружено не было.

Цель. Индивидуализация психологической подготовки спортсменок высокой квалификации.

Метод. Индивидуальный тренинг.

Одним из наиболее существенных компонентов содержания психологической подготовки является повышение стрессоустойчивости личности, как необходимая составляющая психической надежности. Исходной точкой программы являются индивидуально -психологические особенности личности спортсменок. Определив психодинамические особенности, для каждой спортсменки были разработаны рекомендации тренеру по взаимодействию, а также определены технологические компоненты психологической подготовки. Наше исследование проводилось на стыке двух проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода в психологической подготовке с учетом психодимиче-ского профиля и формированием стрессоустойчивости спортсменок высокой квалификации. В процессе психологической подготовки сочетались визуальные, вербальные и моторные воздействия с целью формирования установки на эффективную деятельность, достижение оптимального уровня активации, повышения психологической устойчивости и надежности, что в своем сочетании объединяется в понятие стрессоустойчивости. Результатом психологической подготовки, в рамках предложенной нами модели, должна стать психологическая устойчивость, которая складывается из эффективной осознанной саморегуляции.

В качестве примера разработанных рекомендаций приводим фрагменты индивидуальных психотренингов.

Психотренинг для экстравертной направленности темперамента

«Работа с перспективой». Говоря о задачах на предстоящий матч, тренеру желательно подробно останавливаться на перспективах, последовательно открывающихся при решении отдельных задач. Ориентировка спортсменок на конкретные технико-тактические задачи и оценивание их результативности по их выполнению.

«Проработка целевых установок», прогноз предстоящих сложностей и преодоление их.

«Работа с внутренними психическими опорами», нахождение и актуализация сильных сторон спортсменок, и установка на реализацию намеченного плана через сильные стороны.

Психотренинг для спортсменов с выраженной эмотивной акцентуации темперамента

«Расширяем границы». Упражнение, когда каждый день необходимо познакомиться с кем-то новым, заговорить с незнакомцем, попросить незнакомого человека о чем-либо. Желательно письменно фиксировать процесс, ощущения и в итоге сравнить с результатами начала.

Психотренинг для спортсменов с выраженной экзальтированной акцентуации темперамента

«Настроение». Отслеживать в себе перемены настроения, что произошло и какая причина? Что влияет на смену моего настроения? Желательно все ответы записывать и впоследствии сделать анализ, какие причины чаще встречаются? Что является пусковым механизмом всплеска эмоций?

Отследив эти причины, можно ими регулировать, постараться либо их исключить, либо попробовать снизить их влияние, выработать устойчивость.

Психотренинг для спортсменов с выраженной циклотимной акцентуации темперамента

«Зебра». Поскольку настроение циклично, рекомендуется воспринимать «черные полосы» как период, который пройдет, а за ним неизменно будет «белая полоса». И когда наступает фаза эйфории, то не следует раскачивать эмоциональные качели.

В периоды спада настроения стоит применять упражнения для дистима:

«Декларация моей самоценности». Составить список своих достоинств, поместить его где-то на видном месте и регулярно его дополнять (один раз в день). Можно также включить в эту работу других людей (родные, члены команды, тренер), которые подскажут Ваши достоинства.

В периоды подъема и эйфории - для гипертима.

Выполнение их поможет преодолеть влияние переменчивых акцентуаций. И сформирует более стабильный фон настроения.

ВЫВОДЫ

Полученные в ходе исследования данные и разработанные практические рекомендации могут быть использованы тренерами и психологами для индивидуализации тренировочного процесса; для подбора средств и методов психической регуляции; для разработки эффективных планов психологической подготовки; для улучшения межличностного взаимодействия непосредственно самого тренера с членами команды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов : учебное пособие / Г.Б. Горская ; Кубанский гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : [б.и.], 2008. - 220 с.

2. Сафонов, В.К. Психология спорта - современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности / В.К. Сафронов // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 2 (8). - С. 71-74.

REFERENCES

1. Gorskaya, G.B. (2008), Psychological ensuring long-term training of athletes: manual, publishing house KGUFKST, Krasnodar.

2. Safonov, V.K. (2012), "Sport psychology - modern problems of scientific and practical ensuring sports activity", the National psychological journal, No. 2 (8), pp. 71-74.

Контактная информация: nle13@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2017

УДК 159.9

КРАТКИЙ ОБЗОР ЭВОЛЮЦИИ ВЗГЛЯДОВ НА ТЕОРИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И «ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВАЦИИ» В СПОРТЕ В ЗАПАДНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛАХ

Денис Георгиевич Олисов, директор, Институт здоровья и реабилитологии, г. Санкт-Петербург, Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, декан, ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» (ВЕИП), Санкт-Петербург

Аннотация

Настоящая статья посвящена краткому обзору эволюции взглядов на теорию работоспособности и «психической активации» в спорте в западных психологических школах на основе анализа западных (англоязычных) научных публикаций. Основным мотивом к написанию статьи явился недостаток психологической информации по проблеме работоспособности спортсменов. Как правило, в отечественной спортивной психологии работоспособность рассматривается только в контексте теории Йеркеса и Додсона, которая была создана более века назад. За прошедшее время в западной спортивной психологии появился целый ряд теорий, эволюционно вытекающих друг из друга, в контексте совершенствования их прикладного характера в спорте.

Ключевые слова: психология спорта, теории работоспособности и «психической активации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.