ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 23 2011
УДК 930.1 (045)
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СОВЕТСКОЙ АРМИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (МАЙ 1945 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 50-х гг. ХХ ВЕКА)
В ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
© Е. Ю. БОБКОВА
Самарский филиал ГОУ ВПО «Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого», кафедра гуманитарно-социальных и естественно-научных дисциплин e-mail: [email protected]
Бобкова Е. Ю. - Аспекты проблемы политического воспитания военнослужащих Советской армии в послевоенный период (май 1945 - первая половина 50-х гг. ХХ века) в историографических и исторических источниках: историографический обзор // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 321-325. - В работе проведен историографический обзор отдельных аспектов проблемы политического воспитания военнослужащих Советской армии в первое послевоенное десятилетие в условиях «позднего сталинизма».
Ключевые слова: политическое воспитание, Советская армия, культ личности.
Bobkova E. Y. - Some aspects of Soviet army servicemen's political education in postwar period of the XX century (may 1945 - first half of the 50-ths) in historic literature: historic review // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.
im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 321-325. - The article presents historic review of some aspects of Soviet army servicemen’s political education in the first postwar decade in conditions of «late stalinis».
Keywords: the political education, Red Army, personality cult.
Объективно существующие тенденции развития современной российской армии актуализируют значимость задач повышения уровня военной безопасности и укрепления обороноспособности Отечества, что подчеркиваетзначимостьвоспитательнойработы,осо-бенно в области политического воспитания в Вооруженных силах Российской Федерации. Критическое осмысление исторического опыта становления и развития системы политического воспитания в ВС СССР обеспечивает преемственность традиций и идей в развитии воспитательной системы в современных Вооруженных силах Российской Федерации, ведь человечество всегда пыталось найти ответы на вызовы современности в историческом опыте прошлого. Анализ динамики развития концепции политического воспитания в рядах Советской армии позволяет проследить динамику развития ее форм, методов и средств, оценить возможность их творческого применения в воспитательной работе в Вооруженных силах Российской Федерации.
В рамках данной статьи представлен историографический обзор динамики развития системы политического воспитания военнослужащих в первый послевоенный период (май 1945 - первая половина 50-х годов ХХ века). Выбор хронологических рамок
обусловлен, в первую очередь, спецификой развития историографической науки в период «позднего сталинизма» [9. С.449-454], рассматриваемого в качестве особой экономической, социально-политической и духовной модели развития страны. Внутреннее развитие страны в период «позднего сталинизма» характеризовалось следующим чертами: возврат к довоенной экономической модели развития страны, абсолютный приоритет которой - ускоренное развитие военнопромышленной базы; ужесточение контроля над крестьянством; ужесточение советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и действия в сфере идеологической работыснаселением;возобновлениемассовыхрепрес-сий; расцвет культа личности Сталина. После окончания Великой Отечественной войны политическое руководство страны стало уделять повышенное внимание проблемам усиления идеологической работы с массами, что обуславливалось не только усилением международнойнапряженности,ноещеоднимважным фактором, детерминированным последствиями Великой Отечественной войны - нахождением миллионов советских граждан наоккупированнойтерриториипод идеологическим и психологическим прессингом пропагандистской машины Германии (например, в годы
войны на оккупированной территории издавалось порядка 300 антисоветских изданий) [28. С.64-65]. В связи с этим, ЦК Коммунистической партии в 1946-1948 гг. принимает ряд постановлений, в которых определяются основные направления и задачи деятельности по развитию сознания советских людей, идеологическому обеспечению реализации народнохозяйственных задач и повышению обороноспособности советского государства: «О работе ЦК ВКП (б) Белоруссии» (январь 1947 г.) [12. С.154-161]; «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетнем плане восстановления народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы» (марта 1946 г.) [12. С.149-153] и др. В Вооруженных Силах СССР создалась качественно новая экономическая, социально-политическая, духовная обстановка, обусловленная, главным образом, переводом армии с военного на мирное положение. В данной связи на заседаниях Политбюро ЦК ВКП (б) в январе и феврале 1946 г. обсуждались вопросы военного строительства в мирное время. В результате была намечена широкая программа конкретных мероприятий. Созданная Политбюро специальная комиссия выработала план организационной перестройки и дальнейшего укрепления Вооруженных Сил [21]. 7 ноября 1946 г. Министр Вооруженных Сил СССР издал приказ № 55, в котором были поставлены основные задачи боевой и политической подготовки и воинского воспитания личного состава в мирных условиях [24. С.15]. В нем особо подчеркивалась значимость опыта Великой Отечественной войны и необходимости всемерно опираться на него в обучении и воспитании личного состава. В приказе, в частности, отмечалось, что в мирных условиях командиры и политработники должны уделять большое внимание воинскому воспитанию подчиненных, прививать им боевой советский дух, чувство воинского дога, любви к военному делу. Данный документ послужил началом коренной перестройки партийно-политической работы в армии. По решению Политбюро ЦК ВКП (б), принятому в конце 1946 г., в наркомате Вооруженных Сил на базе ГлавПУРККА было организовано Главное политическое управление Советских Вооруженных Сил, рабо-тающеенаправах ОтделаЦК.БылисозданытакжеПо-литические управления видов Вооруженных Сил [21]. Новые политические органы, учитывая опыт Великой Отечественной войны, занялись поиском оптимальных форм и методов партийно-политической работы в условиях мирного времени [26].
Особое значение для развития системы политического воспитания в армии и на флоте имело Постановление ЦК ВКП (б) «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетнем плане восстановления народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы» [12. С.149-153] (27 марта 1946 г.), которое в качестве важнейшей выдвигало перед всеми партийными организациями, в том числе и в армии, задачу широкого развертывания агитационно-пропагандистской и организационной работы среди советских людей.
Эта задача для армии была конкретизирована в специальной директиве Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота «О политико-воспитательной работе с солдатами, сержантами и старшинами» [22. С.449]. В кратчайшие сроки совершенствовалась и материально-техническая база партийно-политической работы. Так, к концу 1946 г. в армии и на флоте функционировало 580 окружных, флотских, армейских, дивизионных и бригадных газет, то есть столько же, сколько и в предвоенные годы [21].
Опыт минувшей войны показал неразрывную связь боевых успехов нашей армии с высоким моральным духом военнослужащих, который достигался, в том числе и продуманной системой политического воспитания военнослужащих Красной армии. Поэтому Главное политическое управление Советских Вооруженных Сил сразу же после окончания Великой Отечественной войны создало стройную систему идейно-политического воспитания военных кадров. Особое внимание обращалось на воспитание молодых офицеров, имеющих боевой опыт, но нуждающихся в серьезной идейно-теоретической подготовке в духе идеологических установок «позднего сталинизма». Устанавливаласьобязательнаямарксистко-ленинская подготовка для командиров - учебная дисциплина, включенная в планы командирской подготовки.
В 1947 г. около половины офицеров повышали свои политические знания в системе командирской подготовки. 13% офицеров учились в вечерних университетах марксизма-ленинизма [20]. Около 30% офицеров занимались политическим самообразованием - преподаватели военных учебных заведений, руководители групп марксистско-ленинской подготовки офицеров и кружков сети партийного просвещения. Около 7 % офицеров учились заочно в высших учебныхзаведенияхиливобщеобразовательныхшко-лах [13. С.349].
В целом, необходимо выделить рядхарактерных направлений развития исторической науки в аспекте изучаемой проблемы. Как и в довоенный период, продолжала доминировать историко-партийная проблематика научных исследований. Так, в 1946-1955 гг. было издано около 700 работ по истории Коммунистической партии и более 2 тыс. названий публицистики [8. С.143]. Одной из отличительных черт данных работ являлось рельефное выделение специфики исследования. Например, больше половины трудов освещали деятельность правящей в стране Коммунистической партии и ее руководящую роль в социалистическом строительстве. Были и произведения, посвященные военной проблематике, выполненные в философском ключе. В них рассматриваемая проблема политического воспитания военнослужащих нашла самое обобщенное, фрагментарноеосвещение[15]. Большинство авторов не ставило целью исследовать деятельность Коммунистической партии по политическому воспитанию военнослужащих в послевоенный период. Данная тема не рассматривалась как крупная самостоятельная научная проблема на уровне монографи-
ческих или диссертационных исследований. В первое послевоенное десятилетие сложным оставалось положение с источниковой базой исследования проблемы политического воспитания. Т енденция к засекречиванию документов прогрессировала на фоне кампаний по повышению политической бдительности, «шпиономании», борьбы с «тлетворным влиянием Запада» и прочих мифологем периода «позднего сталинизма». Сложно обстояло положение и с документальными публикациями. Целевыепубликациидокументальных сборников, где бы издавались документы, имеющие отношение к теме политического воспитания военнослужащих (май 1945 - первая половина 50-х гг. XX в.) отсутствовали, исследователям приходилось ориентироваться на публикации периодики, в частности, журнала Главного политического управления «Пропагандист и агитатор», где публиковались важные партийно-государственные документы, имеющие отношение, в первую очередь к проблемам воспитательной работы с личным составом. В методологическом плане исследователям помогали своеобразные сборники, в которых публиковались и важные партийные документы, а также статьи руководящих партийногосударственных деятелей, которые содержали априорные схемы и оценки исторических событий и явлений, и следование которым было обязательным [25]. В целом, весь корпус историографических и исторических источников по рассматриваемой проблеме, «увидевших свет» в период «позднего сталинизма» на территории СССР условно можно разделить на несколько групп. В первую группу включаютсяпроизведения о Вооруженных Силах, носящие научно-популярный характер, вышедшие в свет, в основном, в форме брошюр, в которых проблема политического воспитания военнослужащих поднята обобщенно, главным образом, в постановочном плане [17]. Научно-популярный характер данных работ позволяет авторам сформулировать основные направления политического воспитания военнослужащих: пропаганда любви к социалистическому Отечеству, привитие ненависти к его врагам сугубо с позиций классового подхода; разъяснение советских законов, военной присяги и уставов, призыв к личному примеру в боевой и политической подготовке и т. д., несмотря на отсутсвие научных обобщений. Несмотря на то, что подобные работы не представляютнаучнойисториографическойценности, какисториографическийфакт,они,безусловно,заслу-живают всемерного внимания.
Во вторую группу включаются исторические очерки, в которых освещается развитие ВС СССР, в контексте которого обобщенно затрагивается проблема политического воспитания военнослужащих [11]. В данную группу так же можно отнести и материалы для политических занятий [6], и статьи, в которых основной акцент сделан на обобщение практического опыта работы непосредственно в частях и подразделе -ниях через призму роли и места коммунистов в боевой учебе и службе, опубликованные в военной периодике. В отличие от первой группы проанализированных работ, здесь отмечаются попытки некоторых научных
обобщений. Однако очерковая форма работ, несущая в себе априори большую долю нарратива не позволяет характеризовать данные обобщения как весомый вклад в развитие историографии политического воспитания военнослужащих. Третья группа - это цикл статей работников Главного политического управления, политуправлений видов Вооруженных Сил, а также ряд статей практических работников аппарата политорганов объединений и соединений, посвященных перестройке и дальнейшему совершенствованию партийно-политической работы [3]. В эту же группу включены и статьи, опубликованные в журнале «Пропагандист и агитатор» [23]. Необходимо отметить, что именновэтихстатьяхдостаточнобольшоеколичество, по сравнению с другими передовыми и редакционными статьями, обобщенного материала по проблемам политического воспитания военнослужащих. Анализ данной группы показывает, что во всех работах поднимались проблемы политического воспитания, но, главным образом, в контексте с проблемами дальнейшего повышения боевой готовности, совершенствования боевой и политической подготовки, укрепления воинской дисциплины и правопорядка. С точки зрения научных категорий, в изложении материала домини-ровало,например,такое понятиекак«правоваяпропа-ганда», во главу угла которой была поставлена пропа-гандатребованийсоветскихзаконов,военнойприсяги, общевоинских уставов. Специфическая особенность работ данной группы - акцентирование внимания на формах организационно-партийного влияния на решение вышеизложенных задач, в то время как анализу форм и методов воспитательного характера внимания уделено значительно меньше. Четвертая группа - научные, научно-популярные и учебные статьи, брошюры, отдельные издательства сравнительно небольшого объема, в которых освещаются конкретные направления партийно-политической работы и рассматривают-сяпроблемыполитического воспитания военнослужащих, роли и места в нем командиров, политработников, партийных, комсомольских организаций, армейской и флотской общественности [20]. Особенно рельефно такая тенденция просматривается в контексте трудов, посвященных проблеме интернационального воспитания военнослужащих [16]. В данных трудах присутствует анализ опыта партийно-политической работы, накопленного в годы Великой Отечественной войны, а также сопряжение данного опыта с реалиями повседневной боевой учебы войск. Пятая группа - научные и учебные труды по проблемам военной психологии [1]. Их авторы опираются на практический опыт работы в войсках при раскрытии своих теоретических положений, что представляет определенный интерес для историографической разработки проблемы политического воспитания военнослужащих и позволяют использовать их как историографический и исторический источник. Отдельно необходимо отметить сборник «Партийно-политическаяработа в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», изданный в 1954 г. [19]. В нем, наряду с общими вопросами военного строительства, партийно-политическойработы, самое
пристальное внимание уделено проблемам политического воспитания солдат, матросов, офицеров, тесно сопряженным с темой воинской дисциплины и правопорядка. В отдельную группу необходимо выделить диссертационные исследования, защищенные в рассматриваемых хронологических рамках. Их условно можно разделить на два направления: диссертации, в которых непосредственно исследуются конкретные аспекты проблемы политического воспитания военнослужащих ВС СССР [4] и исследования, в которых в комплексе с анализом основной темы освещаются и некоторые аспекты проблемы разработки системы политического воспитания военнослужащих [7]. Характерно, что в первой группе авторы больше внимания уделяют проблемам политико-воспитательной работы, в частности, пропаганде требований военной политики КПСС, советских законов, военной присяги, общевоинских уставов. Тема же организационнопартийного влияния на проблему дальнейшего усиления политического воспитания военнослужащих проанализирована более кратко.
Анализ корпуса исторических и историографических источников по проблеме политического воспитания военнослужащих СА, изданных в первый послевоенный период на территории СССР, позволяет сделать следующий вывод: несмотря на то, что «не было создано глубоких исследований по ряду корен-ныхпроблемисториисоветского общества» [10. С.48], главным достоинством изданных работ является серьезная попытка научного осмысления опыта партийнополитической работы в армии, переведенной на мирное положение, преломление его сквозь призму опыта, накопленного в Вооруженных Силах СССР в годы Великой Отечественной войны. В тоже время многие положительные аспекты работ по изучаемой проблематике, существенно девальвированы догмами и стереотипами «позднего сталинизма». Однако это не дает оснований к их недооценке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базанов А.Г. Воспитание воли советских воинов. М., 1953; Будовских И.Е. О воспитании волевых качеств советского офицера. М., 1955 и др.
2. Боевой путь Советских вооруженных Сил (материалы к политическим занятиям). М., 1954; Материалы к политзанятиям: Что требует военная присяга от военнослужащих. М., 1955.
3. Бритвин Н. Работа политорганов по обеспечению взаимодействия авиации с наземными войсками в наступлении // Пропагандист и агитатор (Москва). 1947. № 16; Галаджев С. Политическое обеспечение боевой подготовки // Пропагандист и агитатор (Москва). 1947. № 16; Галаджев С. Чувство нового в партийнополитической работе // Политическое обеспечение боевой подготовки // Пропагандист и агитатор (Москва). 1948. № 15; Пронин М. Проверка исполнения -основной метод большевистского контроля // Пропагандист и агитатор (Москва). 1948. № 19; Муравьев А. Задачи политорганов Военно-Морских Сил в летней кампании // Пропагандист и агитатор (Москва). 1947.
№ 9; За конкретность в работе политорганов // Красная звезда. 1947. 1 июня; Золотухин В. Приблизить работу политорганов к жизни войск // Красная звезда. 1950. 7 сент. и др.
4. Генералов Н.А. Работа политорганов и партийных организаций по идейно-политическому воспитанию офицерского состава Советской Армии в послевоенный период (1946-1953). Дис. ... канд. ист. наук. М,. 1954; Сиземов Н.И. Деятельность Коммунистической партии Советского Союза по воспитанию солдат и сержантов в духе советского патриотизма в послевоенный период (1952-1955 гг.). Дис канд. ист. наук.
М,. 1955; Крюков Деятельность Коммунистической партии по марксистско-ленинскому воспитанию офи-церскихкадров(1952-1955гг.).Дис....канд.ист.наук. М., 1956 и др.
5. Грылев А. Советская военная историография в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // ВИЖ. 1968. № 1,3
6. Данин Г. Воспитывать коммунистов в духе партийной и государственной дисциплины // Пропагандист и агитатор (Москва). 1952. № 2; Ермолаев Т., Титов С. Примерность коммунистов в учебе и дисциплине // Пропагандист и агитатор (Москва). 1952. № 11 и др.
7. Исмаилов И. Борьба Коммунистической партии Советского Союза за воспитание светского народа в духе интернационализма в послевоенный период. Дис. . канд. ист. наук. М., 1954; Зверев А.С. Дружба народов СССР - источник силы и военного могущества совет-скогогосударства.Дис....канд.ист.наук.М.,1955идр.
8. Историография истории СССР: Эпоха социализма. М., 1980.
9. История России. Проблемы цивилизационного развития / Под ред. В.В. Рыбникова В.А. Динеса. Саратов, 1999.
10. Ким М., Голиков Г. Некоторые вопросы разработки истории советскогообщества //Коммунист. 1954.№5.
11. КовальскийА.И.БоевойпутьСоветскихВооруженных Сил.М .,1949; ПобежимовИ.Ф.У стройство Советской Армии. Краткий исторический очерк. М., 1954; Тю-син Ф.С. Борьба Коммунистической партии за укрепление военного могущества СССР. М., 1955 и др.
12. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. Т.6. М., 1953.
13. КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил. М., 1965.
14. Красная Звезда. 1948. 24 февр.
15. Марксизм-ленинизм войне и армии и военной науке. М., 1955.
16. Матюшкин Н.И. Советская Армия - армия дружбы народов. М., 1952; Ишмаев Н. Советская Армия - армия дружбы народов. М., 1955; и др.
17. Московский С. Советское войсковое товарищество. М., 1953; Федосеев Н. Славный боевой путь Советской Армии. М., 1953; Базенов А.Г. Воспитание воли советскихвоинов. М.,1953;Набоких А. Неустанносо-вершенствовать свои военные и политические знания. М., 1954; Брычев Н.Ф. Военная присяга - закон жизни воина. М., 1954; Горячев А. У став - закон жизни советскихвоинов. М.,1954; РябовВ.С. Советский воин-полноправный гражданин СССР. М., 1955; Касюк С. Организация досуга воинов в лагерях. М., 1955 и др.
18. Партийно-политическая работа в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. 1959.
19. Партийно-политическая работа в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. М., 1954.
20. Партийно-политическая работа в Советской Армии. М., 1953; Орлов И. Воспитание метких стрелков. Из опыта партийно-политической работы в стрелковых частях и подразделениях. М., 1954 и др.
21. Партия и Армия / под ред. Епишева А.А. М., 1980; Тельпуховский Б.С. КПСС во главе строительства Вооруженных Сил СССР. Октябрь 1917-1982. Исторический очерк. М., 1983; Бабаков А.А. Вооруженные Силы СССР после войны. История строительства (1945-1986 гг.). М., 1987; Язов Д.Т. Верны Отчизне. М., 1988 и др.
22. Петров Ю.П. Партийное строительство в Советской Армии и Флоте. Деятельность КПСС по созданию и укреплению политорганов, партийных и комсомольских организаций в Вооруженных Силах. М., 1964.
23. Политотдел в борьбе за дальнейшее укрепление воинской дисциплины // Пропагандист и агитатор (Москва).1952.№4;Задальнейшийподъемпартийно-политической работы в войсках // Пропагандист и
агитатор (Москва). 1952. №11; Пропагандист части // Пропагандист и агитатор (Москва). 1952. № 13; Воспитание воинов в духе дружбы и войскового товарищества // Пропагандист и агитатор (Москва). 1952. № 13 и др.
24. Пропагандист и агитатор. 1946. № 21-22.
25. Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза (1903-1953). Госполитиздат, 1953.
26. Степаненко В.И. Перевод Советских вооруженных Сил на мирное положение и основные задачи и особенности идеологической работы в них // Сборник научных статей № 10. М.: ВПА, 1978. С. 301-320; Самец-кий Н.С. Некоторые вопросы идейно-политического воспитания личного состава Военно-Воздушных Сил в послевоенный период // Сборник научных статей № 12. М.: ВПА, 1979. С. 278-297; Деятельность Коммунистической партии по идейно-политическому воспитанию личного состава Военно-Морского Флота (1945-1956 гг.) // Сборник научных статей №23. М.: ВПА, 1982. С. 120-138 и др.
27. Юденков А.Ф. Политическая работа партии среди населения оккупированной советской территории (1941-1944 гг.). М., 1971.