Научная статья на тему 'Аспекты проблемы политического воспитания военнослужащих Советской армии в послевоенный период (май 1945 первая половина 50-х гг. Хх века) в историографических и исторических источниках: историографический обзор'

Аспекты проблемы политического воспитания военнослужащих Советской армии в послевоенный период (май 1945 первая половина 50-х гг. Хх века) в историографических и исторических источниках: историографический обзор Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕТСКАЯ АРМИЯ / КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ / THE POLITICAL EDUCATION / RED ARMY / PERSONALITY CULT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобкова Е. Ю.

В работе проведен историографический обзор отдельных аспектов проблемы политического воспитания военнослужащих Советской армии в первое послевоенное десятилетие в условиях «позднего сталинизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бобкова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of Soviet army servicemen's political education in postwar period of the XX cen-tury (may 1945 first half of the 50-ths) in historic literature: historic review

The article presents historic review of some aspects of Soviet army servicemen's political education in the first postwar decade in conditions of «late stalinis».

Текст научной работы на тему «Аспекты проблемы политического воспитания военнослужащих Советской армии в послевоенный период (май 1945 первая половина 50-х гг. Хх века) в историографических и исторических источниках: историографический обзор»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 23 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 23 2011

УДК 930.1 (045)

АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СОВЕТСКОЙ АРМИИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (МАЙ 1945 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 50-х гг. ХХ ВЕКА)

В ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

© Е. Ю. БОБКОВА

Самарский филиал ГОУ ВПО «Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого», кафедра гуманитарно-социальных и естественно-научных дисциплин e-mail: [email protected]

Бобкова Е. Ю. - Аспекты проблемы политического воспитания военнослужащих Советской армии в послевоенный период (май 1945 - первая половина 50-х гг. ХХ века) в историографических и исторических источниках: историографический обзор // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 23. С. 321-325. - В работе проведен историографический обзор отдельных аспектов проблемы политического воспитания военнослужащих Советской армии в первое послевоенное десятилетие в условиях «позднего сталинизма».

Ключевые слова: политическое воспитание, Советская армия, культ личности.

Bobkova E. Y. - Some aspects of Soviet army servicemen's political education in postwar period of the XX century (may 1945 - first half of the 50-ths) in historic literature: historic review // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 23. P. 321-325. - The article presents historic review of some aspects of Soviet army servicemen’s political education in the first postwar decade in conditions of «late stalinis».

Keywords: the political education, Red Army, personality cult.

Объективно существующие тенденции развития современной российской армии актуализируют значимость задач повышения уровня военной безопасности и укрепления обороноспособности Отечества, что подчеркиваетзначимостьвоспитательнойработы,осо-бенно в области политического воспитания в Вооруженных силах Российской Федерации. Критическое осмысление исторического опыта становления и развития системы политического воспитания в ВС СССР обеспечивает преемственность традиций и идей в развитии воспитательной системы в современных Вооруженных силах Российской Федерации, ведь человечество всегда пыталось найти ответы на вызовы современности в историческом опыте прошлого. Анализ динамики развития концепции политического воспитания в рядах Советской армии позволяет проследить динамику развития ее форм, методов и средств, оценить возможность их творческого применения в воспитательной работе в Вооруженных силах Российской Федерации.

В рамках данной статьи представлен историографический обзор динамики развития системы политического воспитания военнослужащих в первый послевоенный период (май 1945 - первая половина 50-х годов ХХ века). Выбор хронологических рамок

обусловлен, в первую очередь, спецификой развития историографической науки в период «позднего сталинизма» [9. С.449-454], рассматриваемого в качестве особой экономической, социально-политической и духовной модели развития страны. Внутреннее развитие страны в период «позднего сталинизма» характеризовалось следующим чертами: возврат к довоенной экономической модели развития страны, абсолютный приоритет которой - ускоренное развитие военнопромышленной базы; ужесточение контроля над крестьянством; ужесточение советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и действия в сфере идеологической работыснаселением;возобновлениемассовыхрепрес-сий; расцвет культа личности Сталина. После окончания Великой Отечественной войны политическое руководство страны стало уделять повышенное внимание проблемам усиления идеологической работы с массами, что обуславливалось не только усилением международнойнапряженности,ноещеоднимважным фактором, детерминированным последствиями Великой Отечественной войны - нахождением миллионов советских граждан наоккупированнойтерриториипод идеологическим и психологическим прессингом пропагандистской машины Германии (например, в годы

войны на оккупированной территории издавалось порядка 300 антисоветских изданий) [28. С.64-65]. В связи с этим, ЦК Коммунистической партии в 1946-1948 гг. принимает ряд постановлений, в которых определяются основные направления и задачи деятельности по развитию сознания советских людей, идеологическому обеспечению реализации народнохозяйственных задач и повышению обороноспособности советского государства: «О работе ЦК ВКП (б) Белоруссии» (январь 1947 г.) [12. С.154-161]; «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетнем плане восстановления народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы» (марта 1946 г.) [12. С.149-153] и др. В Вооруженных Силах СССР создалась качественно новая экономическая, социально-политическая, духовная обстановка, обусловленная, главным образом, переводом армии с военного на мирное положение. В данной связи на заседаниях Политбюро ЦК ВКП (б) в январе и феврале 1946 г. обсуждались вопросы военного строительства в мирное время. В результате была намечена широкая программа конкретных мероприятий. Созданная Политбюро специальная комиссия выработала план организационной перестройки и дальнейшего укрепления Вооруженных Сил [21]. 7 ноября 1946 г. Министр Вооруженных Сил СССР издал приказ № 55, в котором были поставлены основные задачи боевой и политической подготовки и воинского воспитания личного состава в мирных условиях [24. С.15]. В нем особо подчеркивалась значимость опыта Великой Отечественной войны и необходимости всемерно опираться на него в обучении и воспитании личного состава. В приказе, в частности, отмечалось, что в мирных условиях командиры и политработники должны уделять большое внимание воинскому воспитанию подчиненных, прививать им боевой советский дух, чувство воинского дога, любви к военному делу. Данный документ послужил началом коренной перестройки партийно-политической работы в армии. По решению Политбюро ЦК ВКП (б), принятому в конце 1946 г., в наркомате Вооруженных Сил на базе ГлавПУРККА было организовано Главное политическое управление Советских Вооруженных Сил, рабо-тающеенаправах ОтделаЦК.БылисозданытакжеПо-литические управления видов Вооруженных Сил [21]. Новые политические органы, учитывая опыт Великой Отечественной войны, занялись поиском оптимальных форм и методов партийно-политической работы в условиях мирного времени [26].

Особое значение для развития системы политического воспитания в армии и на флоте имело Постановление ЦК ВКП (б) «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетнем плане восстановления народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы» [12. С.149-153] (27 марта 1946 г.), которое в качестве важнейшей выдвигало перед всеми партийными организациями, в том числе и в армии, задачу широкого развертывания агитационно-пропагандистской и организационной работы среди советских людей.

Эта задача для армии была конкретизирована в специальной директиве Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота «О политико-воспитательной работе с солдатами, сержантами и старшинами» [22. С.449]. В кратчайшие сроки совершенствовалась и материально-техническая база партийно-политической работы. Так, к концу 1946 г. в армии и на флоте функционировало 580 окружных, флотских, армейских, дивизионных и бригадных газет, то есть столько же, сколько и в предвоенные годы [21].

Опыт минувшей войны показал неразрывную связь боевых успехов нашей армии с высоким моральным духом военнослужащих, который достигался, в том числе и продуманной системой политического воспитания военнослужащих Красной армии. Поэтому Главное политическое управление Советских Вооруженных Сил сразу же после окончания Великой Отечественной войны создало стройную систему идейно-политического воспитания военных кадров. Особое внимание обращалось на воспитание молодых офицеров, имеющих боевой опыт, но нуждающихся в серьезной идейно-теоретической подготовке в духе идеологических установок «позднего сталинизма». Устанавливаласьобязательнаямарксистко-ленинская подготовка для командиров - учебная дисциплина, включенная в планы командирской подготовки.

В 1947 г. около половины офицеров повышали свои политические знания в системе командирской подготовки. 13% офицеров учились в вечерних университетах марксизма-ленинизма [20]. Около 30% офицеров занимались политическим самообразованием - преподаватели военных учебных заведений, руководители групп марксистско-ленинской подготовки офицеров и кружков сети партийного просвещения. Около 7 % офицеров учились заочно в высших учебныхзаведенияхиливобщеобразовательныхшко-лах [13. С.349].

В целом, необходимо выделить рядхарактерных направлений развития исторической науки в аспекте изучаемой проблемы. Как и в довоенный период, продолжала доминировать историко-партийная проблематика научных исследований. Так, в 1946-1955 гг. было издано около 700 работ по истории Коммунистической партии и более 2 тыс. названий публицистики [8. С.143]. Одной из отличительных черт данных работ являлось рельефное выделение специфики исследования. Например, больше половины трудов освещали деятельность правящей в стране Коммунистической партии и ее руководящую роль в социалистическом строительстве. Были и произведения, посвященные военной проблематике, выполненные в философском ключе. В них рассматриваемая проблема политического воспитания военнослужащих нашла самое обобщенное, фрагментарноеосвещение[15]. Большинство авторов не ставило целью исследовать деятельность Коммунистической партии по политическому воспитанию военнослужащих в послевоенный период. Данная тема не рассматривалась как крупная самостоятельная научная проблема на уровне монографи-

ческих или диссертационных исследований. В первое послевоенное десятилетие сложным оставалось положение с источниковой базой исследования проблемы политического воспитания. Т енденция к засекречиванию документов прогрессировала на фоне кампаний по повышению политической бдительности, «шпиономании», борьбы с «тлетворным влиянием Запада» и прочих мифологем периода «позднего сталинизма». Сложно обстояло положение и с документальными публикациями. Целевыепубликациидокументальных сборников, где бы издавались документы, имеющие отношение к теме политического воспитания военнослужащих (май 1945 - первая половина 50-х гг. XX в.) отсутствовали, исследователям приходилось ориентироваться на публикации периодики, в частности, журнала Главного политического управления «Пропагандист и агитатор», где публиковались важные партийно-государственные документы, имеющие отношение, в первую очередь к проблемам воспитательной работы с личным составом. В методологическом плане исследователям помогали своеобразные сборники, в которых публиковались и важные партийные документы, а также статьи руководящих партийногосударственных деятелей, которые содержали априорные схемы и оценки исторических событий и явлений, и следование которым было обязательным [25]. В целом, весь корпус историографических и исторических источников по рассматриваемой проблеме, «увидевших свет» в период «позднего сталинизма» на территории СССР условно можно разделить на несколько групп. В первую группу включаютсяпроизведения о Вооруженных Силах, носящие научно-популярный характер, вышедшие в свет, в основном, в форме брошюр, в которых проблема политического воспитания военнослужащих поднята обобщенно, главным образом, в постановочном плане [17]. Научно-популярный характер данных работ позволяет авторам сформулировать основные направления политического воспитания военнослужащих: пропаганда любви к социалистическому Отечеству, привитие ненависти к его врагам сугубо с позиций классового подхода; разъяснение советских законов, военной присяги и уставов, призыв к личному примеру в боевой и политической подготовке и т. д., несмотря на отсутсвие научных обобщений. Несмотря на то, что подобные работы не представляютнаучнойисториографическойценности, какисториографическийфакт,они,безусловно,заслу-живают всемерного внимания.

Во вторую группу включаются исторические очерки, в которых освещается развитие ВС СССР, в контексте которого обобщенно затрагивается проблема политического воспитания военнослужащих [11]. В данную группу так же можно отнести и материалы для политических занятий [6], и статьи, в которых основной акцент сделан на обобщение практического опыта работы непосредственно в частях и подразделе -ниях через призму роли и места коммунистов в боевой учебе и службе, опубликованные в военной периодике. В отличие от первой группы проанализированных работ, здесь отмечаются попытки некоторых научных

обобщений. Однако очерковая форма работ, несущая в себе априори большую долю нарратива не позволяет характеризовать данные обобщения как весомый вклад в развитие историографии политического воспитания военнослужащих. Третья группа - это цикл статей работников Главного политического управления, политуправлений видов Вооруженных Сил, а также ряд статей практических работников аппарата политорганов объединений и соединений, посвященных перестройке и дальнейшему совершенствованию партийно-политической работы [3]. В эту же группу включены и статьи, опубликованные в журнале «Пропагандист и агитатор» [23]. Необходимо отметить, что именновэтихстатьяхдостаточнобольшоеколичество, по сравнению с другими передовыми и редакционными статьями, обобщенного материала по проблемам политического воспитания военнослужащих. Анализ данной группы показывает, что во всех работах поднимались проблемы политического воспитания, но, главным образом, в контексте с проблемами дальнейшего повышения боевой готовности, совершенствования боевой и политической подготовки, укрепления воинской дисциплины и правопорядка. С точки зрения научных категорий, в изложении материала домини-ровало,например,такое понятиекак«правоваяпропа-ганда», во главу угла которой была поставлена пропа-гандатребованийсоветскихзаконов,военнойприсяги, общевоинских уставов. Специфическая особенность работ данной группы - акцентирование внимания на формах организационно-партийного влияния на решение вышеизложенных задач, в то время как анализу форм и методов воспитательного характера внимания уделено значительно меньше. Четвертая группа - научные, научно-популярные и учебные статьи, брошюры, отдельные издательства сравнительно небольшого объема, в которых освещаются конкретные направления партийно-политической работы и рассматривают-сяпроблемыполитического воспитания военнослужащих, роли и места в нем командиров, политработников, партийных, комсомольских организаций, армейской и флотской общественности [20]. Особенно рельефно такая тенденция просматривается в контексте трудов, посвященных проблеме интернационального воспитания военнослужащих [16]. В данных трудах присутствует анализ опыта партийно-политической работы, накопленного в годы Великой Отечественной войны, а также сопряжение данного опыта с реалиями повседневной боевой учебы войск. Пятая группа - научные и учебные труды по проблемам военной психологии [1]. Их авторы опираются на практический опыт работы в войсках при раскрытии своих теоретических положений, что представляет определенный интерес для историографической разработки проблемы политического воспитания военнослужащих и позволяют использовать их как историографический и исторический источник. Отдельно необходимо отметить сборник «Партийно-политическаяработа в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», изданный в 1954 г. [19]. В нем, наряду с общими вопросами военного строительства, партийно-политическойработы, самое

пристальное внимание уделено проблемам политического воспитания солдат, матросов, офицеров, тесно сопряженным с темой воинской дисциплины и правопорядка. В отдельную группу необходимо выделить диссертационные исследования, защищенные в рассматриваемых хронологических рамках. Их условно можно разделить на два направления: диссертации, в которых непосредственно исследуются конкретные аспекты проблемы политического воспитания военнослужащих ВС СССР [4] и исследования, в которых в комплексе с анализом основной темы освещаются и некоторые аспекты проблемы разработки системы политического воспитания военнослужащих [7]. Характерно, что в первой группе авторы больше внимания уделяют проблемам политико-воспитательной работы, в частности, пропаганде требований военной политики КПСС, советских законов, военной присяги, общевоинских уставов. Тема же организационнопартийного влияния на проблему дальнейшего усиления политического воспитания военнослужащих проанализирована более кратко.

Анализ корпуса исторических и историографических источников по проблеме политического воспитания военнослужащих СА, изданных в первый послевоенный период на территории СССР, позволяет сделать следующий вывод: несмотря на то, что «не было создано глубоких исследований по ряду корен-ныхпроблемисториисоветского общества» [10. С.48], главным достоинством изданных работ является серьезная попытка научного осмысления опыта партийнополитической работы в армии, переведенной на мирное положение, преломление его сквозь призму опыта, накопленного в Вооруженных Силах СССР в годы Великой Отечественной войны. В тоже время многие положительные аспекты работ по изучаемой проблематике, существенно девальвированы догмами и стереотипами «позднего сталинизма». Однако это не дает оснований к их недооценке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базанов А.Г. Воспитание воли советских воинов. М., 1953; Будовских И.Е. О воспитании волевых качеств советского офицера. М., 1955 и др.

2. Боевой путь Советских вооруженных Сил (материалы к политическим занятиям). М., 1954; Материалы к политзанятиям: Что требует военная присяга от военнослужащих. М., 1955.

3. Бритвин Н. Работа политорганов по обеспечению взаимодействия авиации с наземными войсками в наступлении // Пропагандист и агитатор (Москва). 1947. № 16; Галаджев С. Политическое обеспечение боевой подготовки // Пропагандист и агитатор (Москва). 1947. № 16; Галаджев С. Чувство нового в партийнополитической работе // Политическое обеспечение боевой подготовки // Пропагандист и агитатор (Москва). 1948. № 15; Пронин М. Проверка исполнения -основной метод большевистского контроля // Пропагандист и агитатор (Москва). 1948. № 19; Муравьев А. Задачи политорганов Военно-Морских Сил в летней кампании // Пропагандист и агитатор (Москва). 1947.

№ 9; За конкретность в работе политорганов // Красная звезда. 1947. 1 июня; Золотухин В. Приблизить работу политорганов к жизни войск // Красная звезда. 1950. 7 сент. и др.

4. Генералов Н.А. Работа политорганов и партийных организаций по идейно-политическому воспитанию офицерского состава Советской Армии в послевоенный период (1946-1953). Дис. ... канд. ист. наук. М,. 1954; Сиземов Н.И. Деятельность Коммунистической партии Советского Союза по воспитанию солдат и сержантов в духе советского патриотизма в послевоенный период (1952-1955 гг.). Дис канд. ист. наук.

М,. 1955; Крюков Деятельность Коммунистической партии по марксистско-ленинскому воспитанию офи-церскихкадров(1952-1955гг.).Дис....канд.ист.наук. М., 1956 и др.

5. Грылев А. Советская военная историография в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // ВИЖ. 1968. № 1,3

6. Данин Г. Воспитывать коммунистов в духе партийной и государственной дисциплины // Пропагандист и агитатор (Москва). 1952. № 2; Ермолаев Т., Титов С. Примерность коммунистов в учебе и дисциплине // Пропагандист и агитатор (Москва). 1952. № 11 и др.

7. Исмаилов И. Борьба Коммунистической партии Советского Союза за воспитание светского народа в духе интернационализма в послевоенный период. Дис. . канд. ист. наук. М., 1954; Зверев А.С. Дружба народов СССР - источник силы и военного могущества совет-скогогосударства.Дис....канд.ист.наук.М.,1955идр.

8. Историография истории СССР: Эпоха социализма. М., 1980.

9. История России. Проблемы цивилизационного развития / Под ред. В.В. Рыбникова В.А. Динеса. Саратов, 1999.

10. Ким М., Голиков Г. Некоторые вопросы разработки истории советскогообщества //Коммунист. 1954.№5.

11. КовальскийА.И.БоевойпутьСоветскихВооруженных Сил.М .,1949; ПобежимовИ.Ф.У стройство Советской Армии. Краткий исторический очерк. М., 1954; Тю-син Ф.С. Борьба Коммунистической партии за укрепление военного могущества СССР. М., 1955 и др.

12. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. Т.6. М., 1953.

13. КПСС и строительство Советских Вооруженных Сил. М., 1965.

14. Красная Звезда. 1948. 24 февр.

15. Марксизм-ленинизм войне и армии и военной науке. М., 1955.

16. Матюшкин Н.И. Советская Армия - армия дружбы народов. М., 1952; Ишмаев Н. Советская Армия - армия дружбы народов. М., 1955; и др.

17. Московский С. Советское войсковое товарищество. М., 1953; Федосеев Н. Славный боевой путь Советской Армии. М., 1953; Базенов А.Г. Воспитание воли советскихвоинов. М.,1953;Набоких А. Неустанносо-вершенствовать свои военные и политические знания. М., 1954; Брычев Н.Ф. Военная присяга - закон жизни воина. М., 1954; Горячев А. У став - закон жизни советскихвоинов. М.,1954; РябовВ.С. Советский воин-полноправный гражданин СССР. М., 1955; Касюк С. Организация досуга воинов в лагерях. М., 1955 и др.

18. Партийно-политическая работа в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. 1959.

19. Партийно-политическая работа в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. М., 1954.

20. Партийно-политическая работа в Советской Армии. М., 1953; Орлов И. Воспитание метких стрелков. Из опыта партийно-политической работы в стрелковых частях и подразделениях. М., 1954 и др.

21. Партия и Армия / под ред. Епишева А.А. М., 1980; Тельпуховский Б.С. КПСС во главе строительства Вооруженных Сил СССР. Октябрь 1917-1982. Исторический очерк. М., 1983; Бабаков А.А. Вооруженные Силы СССР после войны. История строительства (1945-1986 гг.). М., 1987; Язов Д.Т. Верны Отчизне. М., 1988 и др.

22. Петров Ю.П. Партийное строительство в Советской Армии и Флоте. Деятельность КПСС по созданию и укреплению политорганов, партийных и комсомольских организаций в Вооруженных Силах. М., 1964.

23. Политотдел в борьбе за дальнейшее укрепление воинской дисциплины // Пропагандист и агитатор (Москва).1952.№4;Задальнейшийподъемпартийно-политической работы в войсках // Пропагандист и

агитатор (Москва). 1952. №11; Пропагандист части // Пропагандист и агитатор (Москва). 1952. № 13; Воспитание воинов в духе дружбы и войскового товарищества // Пропагандист и агитатор (Москва). 1952. № 13 и др.

24. Пропагандист и агитатор. 1946. № 21-22.

25. Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза (1903-1953). Госполитиздат, 1953.

26. Степаненко В.И. Перевод Советских вооруженных Сил на мирное положение и основные задачи и особенности идеологической работы в них // Сборник научных статей № 10. М.: ВПА, 1978. С. 301-320; Самец-кий Н.С. Некоторые вопросы идейно-политического воспитания личного состава Военно-Воздушных Сил в послевоенный период // Сборник научных статей № 12. М.: ВПА, 1979. С. 278-297; Деятельность Коммунистической партии по идейно-политическому воспитанию личного состава Военно-Морского Флота (1945-1956 гг.) // Сборник научных статей №23. М.: ВПА, 1982. С. 120-138 и др.

27. Юденков А.Ф. Политическая работа партии среди населения оккупированной советской территории (1941-1944 гг.). М., 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.