Научная статья на тему 'Проблемы патриотического воспитания молодежи в послевоенное время в советской историографии (1953 начало 1990 х гг. )'

Проблемы патриотического воспитания молодежи в послевоенное время в советской историографии (1953 начало 1990 х гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1099
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / СИСТЕМА / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ШКОЛА / ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМСОМОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОТЕЧЕСТВО / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTIC AND MILITARY EDUCATION / SOVIET HISTORIOGRAPHY / FALSIFICATION / SYSTEM / COMMUNIST IDEOLOGY / SCHOOL / PIONEER ORGANIZATION / KOMSOMOL ORGANIZATION / MOTHERLAND / INTERNATIONALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колыванов А. В.

В 1953-1990 годы в трудах исследователей была проанализирована сущность военно патриотического воспитания, определены его задачи и разработаны специфические формы, подробно изучены и проанализированы формы деятельности детских и молодежных общественно политических организаций. Важным достижением данного периода было появление историографических исследований по изучаемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Колыванов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE POST WAR PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN THE SOVIET HISTORIOGRAPHY (1953 EARLY 1990s)

In 1953 early 1990s the essence of military and patriotic education was analysed in scholarly research, its goals were defined, and its specific forms were worked out. Special attention was given to the forms of activities of children and youth social and political organizations. One of the major achievements of that period was the historiographic research on the subject.

Текст научной работы на тему «Проблемы патриотического воспитания молодежи в послевоенное время в советской историографии (1953 начало 1990 х гг. )»

УДК 94(47).084.9

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ В СОВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ (1953 - НАЧАЛО 1990-х гг.)

© 2010 А.В. Колыванов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г.Самара

Поступила в редакцию 14.09.2010

В 1953-1990 годы в трудах исследователей была проанализирована сущность военно-патриотического воспитания, определены его задачи и разработаны специфические формы, подробно изучены и проанализированы формы деятельности детских и молодежных общественно-политических организаций. Важным достижением данного периода было появление историографических исследований по изучаемой теме. Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, советская историография, фальсификация, система, коммунистическая идеология, школа, пионерская организация, комсомольская организация, Отечество, интернационализм.

Особую значимость изучение проблемы патриотического воспитания молодежи приобретает в противодействии попыткам фальсифицировать советскую историю, показать ее в негативных тонах.

В послевоенное время возникла благоприятная обстановка для воспитания патриотизма. В это время окончательно сложилась система патриотического воспитания, которая включала в себя школу, детские и молодежные организации, военные и спортивные общества, средства массовой информации. Данная система охватывала абсолютное большинство учащихся. В 1946-1953 гг. исследователями были определены сущность, источники, особенности советского патриотизма, рассмотрены основные аспекты системы патриотического воспитания.

Послесталинский период советской историографии характеризуется значительным вниманием к проблеме патриотического воспитания. Так, в коллективном труде, вышедшем в свет в 1954 году, значительное внимание было уделено влиянию холодной войны на понимание советского патриотизма, подчеркивалась необходимость воспитания молодежи в духе любви к социалистическому Отечеству, готовности защищать его от империалистов.

Некоторые направления деятельности Коммунистической партии и государственных органов по патриотическому воспитанию молодежи были рассмотрены в кандидатских диссертациях Н.А. Генералова, Г.П. Безъязыкова, А.Н. Максимова1.

В работах Б.В. Демидова и Д. Оськина, исследовавших деятельность Коммунистической партии по патриотическому воспитанию молодежи, красной нитью проходила мысль о важно-

Колыванов Александр Валерьевич, соискатель кафедры отечественной истории и археологии. E-mail: 1 vdpo -samara @bk.ru

сти морально-политической подготовки советской молодежи к службе в Вооруженных силах2.

Важно отметить исследование "Народ и армия едины", в котором впервые был представлен разнообразный конкретный материал, свидетельствовавший о повышенном внимании государства к проблеме патриотического воспитания молодежи3.

Вопросы интернационального воспитания молодежи, а также деятельность Коммунистической партии и государственных органов по воспитанию советского патриотизма на основе героических подвигов времен Великой Отечественной войны разрабатывались историками Л.И. Савченко, И.А. Новиковым и другими4.

Наибольший интерес к этой проблеме проявляли историки партии. Так, В.В. Поляков в своих работах изучал деятельность КПСС по патриотическому воспитанию молодежи. Особенно интересно для нас то, что автор использовал материалы Ульяновской области. Он доказал, что его эффективность зависела от комплексного подхода, включавшего в себя политическую пропаганду и агитацию, культурно-просветительную работу, печать, радио, телевидение5.

Проблемы советского патриотизма в своих трудах рассматривали государственные и партийные деятели. А.А. Епишев отмечал высокую значимость пропаганды героического прошлого нашей Родины, революционных, боевых, трудовых традиций в деятельности по патриотическому воспитанию молодежи6. В 1966 году В.Ю. Зверевым была защищена кандидатская диссертация, в которой он рассмотрел проблему патриотического воспитания молодежи с традиционных позиций7. Н.Г. Александров в работе "Советское государство и общественность в условиях развернутого строительства коммунизма" изучил деятельность государства по воспи-

Методология, историография, источниковедение

танию советских граждан в духе коммунистической морали, пришел к выводу о необходимости формирования у школьников основных навыков советского образа жизни8.

Экономическое развитие советского государства в послевоенный период и деятельность школы по патриотическому воспитанию молодежи в годы четвертой пятилетки на основе изучения примеров трудовых подвигов стахановцев и передовиков производства были исследованы историками С.Б. Сутоцким, Н.А. Халиповым,

A.А. Шакулой, Р.Г. Кузеевым, М.А. Москалевым,

B.Е. Полетаевым9.

Большой интерес представляет труд В.С. Лель-чука "Сменив мечи на орала", в котором показана особая значимость патриотического воспитания подрастающего поколения на основе демонстрации экономических достижений СССР, примерах улучшения уровня жизни населения в послевоенные годы10.

В 1960-е годы появились труды И.В. Кисля-ковой, которая отметила огромную роль произведений советского искусства в формировании мировоззрения молодежи, развитии патриотических чувств советских граждан11.

В.Б. Островский, К.И. Абрамов, М.Н. Зеленский указали на значительную роль в патриотическом воспитании внешкольных учреждений: библиотек, изб-читален, Домов культуры, которые проводили обширную культурно-воспитательную и агитационно-пропагандистскую работу12.

Появляются первые историографические исследования. Так, Т.Ю. Бурмистрова изучила историографический аспект интернационального воспитания советской молодежи13.

В 1980-е годы произошли позитивные перемены в духовной жизни общества, вызванные перестройкой, которые расширили возможности историков в выборе теоретико-методологических основ исследований. Монополия марксизма-ленинизма как единой универсальной методологии была серьезно поколеблена. Однако, несмотря на расширение демократии и гласности, а также плюрализма мнений в исследованиях по идеологической, партийно-политической работе, являлось по-прежнему незыблемым правилом опираться на документы КПСС, труды партийных лидеров, в первую очередь Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева14.

Среди исследований необходимо также выделить работы Ш.К. Яруллина, среди которых особенно интересна статья "Идейно-политическое воспитание детей и подростков в 1945-1951 гг15." Историк подробно проанализировал влияние холодной войны на патриотическое воспитание детей. Кроме того, помимо традиционных сюжетов в статье можно отметить новые моти-

вы, появившиеся, очевидно, с начавшейся перестройкой. Высоко оценивая идеологическую работу пионерской организации, автор указал на отрицательное влияние культа личности И.В. Сталина.

В 1980-х годах были созданы интересные историографические исследования по проблемам военно-патриотической работы. Они представлены разделом диссертации А.Я. Снитко, диссертациями П.Г. Радько, А.П. Волкова16.

Необходимо отметить, что в этот период был введен термин "военно-патриотическое" воспитание. Поэтому многие педагоги посвятили свои работы исследованию сущности военно-патриотического воспитания17.

Таким образом, в результате анализа историографии данного периода можно сделать вывод

0 том, что важным достижением этого времени было появление историографических исследований по изучаемой нами теме. Изученный комплекс литературы свидетельствует о том, что особенностью историографии стало расширение терминологии: добавился термин "военно-патриотическое воспитание".

Термин "советский патриотизм" был подвержен дальнейшему развитию. В связи с разоблачением культа личности, открытием правды о репрессиях из состава основных качеств советского патриотизма было вычеркнуто чувство любви к И.В. Сталину. В качестве примера для подражания стал более широко использоваться образ В.И. Ленина. В трудах исследователей была проанализирована сущность военно-патриотического воспитания, определены его задачи и разработаны специфические формы, подробно изучены и проанализированы формы деятельности детских и молодежных общественно-политических организаций.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Генералов НА. Работа политорганов и партийных организаций по идейно-политическому воспитанию офицерского состава Советской Армии в послевоенный период(1946-1952 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1954; Безъязыкое Г.П. Борьба КПСС за дальнейшее укрепление дружбы народов СССР в послевоенный период (1946-1954 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1955; Максимов А.Н. Борьба коммунистической партии за воспитание советского народа и его армии в духе пролетарского интернационализма в послевоенный период и значение этой борьбы для укрепления военного могущества СССР (1946-1953 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1955.

2 См.: Демидов Б.В. Единство армии и народа - одна из основ оборонной мощи Советского государства. М., 1962; Оськин Д. Советская Армия - детище советского народа. М., 1963.

3 См.: Народ и армия - едины. М., 1959.

4 См.: Савченко Л.И. Некоторые вопросы идейно-политического воспитания молодых коммунистов в годы

Великой Отечественной войны // Труды Военно-политической академии им. В.И. Ленина. М., 1961. №35; Новиков И.А. Дружба народов СССР - могучий источник силы Советской Армии в Великой Отечественной войне // Труды Военно-политической академии им. В.И. Ленина. М., 1958. №19.

5 Поляков В.В. Деятельность КПСС по воспитанию молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. М., 1975. С.179.

6 Епишев А.А. Героико-патриотическое воспитание народа // Политическое самообразование. №1. С.15-23.

7 См. Зверев В.Ю. Деятельность Коммунистической партии по военно-патриотическому воспитанию в современных условиях. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1966.

8 Александров Н.Г. Советское государство и общественность в условиях развернутого строительства коммунизма. М., 1962.

9 Сутоцкий С.Б. Живое творчество масс. М., 1955; Хали-пов Н.А. Советский народ - строитель коммунизма. М., 1958; Шакула А.А. Великий советский народ - строитель коммунизма. М., 1956; Кузеев Р.Г. Рабочий класс -строитель коммунизма. Уфа, 1969; Москалев МА. Руководящая роль рабочего класса СССР в строительстве коммунизма. М., 1964; Полетаев Е.В. Рабочие Москвы на завершающем этапе строительства социализма. 1945-1958. М., 1967; Смирнов А.А. Главный источник нашей силы: рабочие промышленности СССР! 19451-1970. М., 1984.

10 Лельчук В.С. Сменив мечи на орала. М., 1967.

11 Кислякова ИВ. Советское послевоенное искусство. М., 1962.

12 Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР. М.,

1970; Зеленский М.Н., Карпов В.Г. Основы культурного строительства. Л., 1964; Островский В.Б. Колхозное крестьянство в СССР. М., 1969.

13 Бурмистрова Т.Ю. Обзор советской литературы о социалистическом интернационализме. М., 1968.

14 См., напр. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт. М., 1984 и др.

15 См.: Яруллин Ш.К. Идейно-политическое воспитание детей и подростков в 1945-1951 гг. // Идейно-воспитательная работа комсомола. Исторический аспект. М., 1986.

16 См.: Снитко А.Я. Историография партийного руководства деятельностью комсомола Украины по коммунистическому воспитанию молодежи (1961-1980 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. Днепропетровск, 1986; Радько П.Г. Историография деятельности компартии Украины по патриотическому воспитанию трудящихся (1971-1985 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. Киев, 1987; Волков А.П. Деятельность Коммунистической партии по военно-патриотическому воспитанию молодежи (1961-1986 гг.): историогр. исслед. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 1989.

17 См.: Калинина Е.В. Идеологическая борьба и проблемы военно-патриотического воспитания школьников // Патриотическое и интернациональное воспитание школьников. М., 1975; Водзинский Д.И. Военно-патриотическое воспитание - основа идейно-политического формирования личности // Военно-патриотическое воспитание учащихся и студентов. Минск, 1978.; Аронов А.А. Воспитывать патриотов. М., 1989.

PROBLEMS OF THE POST-WAR PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN THE SOVIET HISTORIOGRAPHY (1953 - EARLY 1990s)

© 2010 A.V. Kolyvanov

Volga Region State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara

In 1953 - early 1990s the essence of military and patriotic education was analysed in scholarly research, its goals were defined, and its specific forms were worked out. Special attention was given to the forms of activities of children and youth social and political organizations. One of the major achievements of that period was the historiographic research on the subject.

Key words: patriotism, patriotic education, patriotic and military education, Soviet historiography, falsification, system, communist ideology, school, Pioneer Organization, Komsomol Organization, Motherland, internationalism.

Alexandr Kolyvanov, Graduate Student, Russian History and Archeology Department. E-mail: 1vdpo-samara@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.