Всероссийская научно-практическая конференция «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2014 г.
КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ _В ИССЛЕДОВАНИИ ДЕТЕРМИНАНТ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА_
В.В.Кихтан
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г.Ростов-на-Дону, Россия
АСПЕКТЫ ОСВЕЩЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ (ОПУСТЫНИВАНИЯ) В РОССИЙСКИХ СМИ
В статье проанализированы аспекты освещения одной из самых распространенных на сегодняшний день экологических проблем - проблема деградации земель (опустынивания). Проведен контент-анализ материалов 16-ти российских печатных и интернет-СМИ за пятилетний период (2009-2013 гг.) на предмет эффективности выполнения функций экологической журналистики.
Ключевые слова: СМИ, экологическая проблема, деградация земель, опустынивание
The paper analyzes aspects of the coverage of one of the most urgent environmental problem of land degradation (desertification). Content analysis of materials of sixteen Russian print and online media conducted over a five year period (2009-2013). It evaluates the effectiveness of the environmental performance of the functions of journalism.
Key words: media, environmental issues, land degradation, desertification.
За донесение до массовой аудитории информации об экологическом состоянии планеты отвечают средства массовой информации. Как наиболее оперативный орган информирования, СМИ призваны предоставлять широкой общественности сведения о состоянии окружающей среды, формируя экологическое сознание аудитории. Следовательно, СМИ могут получать и наиболее сильный, хотя бы по своей массовости, отклик. Не секрет, что многочисленные научные исследования в сфере экологии говорят об одном: при сохранении сегодняшних темпов роста мировой экономики, увеличения производств, а вместе с ними населения, планета окажется непригодной для жизни. Поэтому профессионализм журналиста, верность передачи экологической информации, степень раскрытия экологических проблем в СМИ становятся важнейшими вопросами современности. В данной работе на примере проблемы деградации земель мы провели количественный и качественный анализ материалов ведущих российских СМИ.
Процесс опустынивания или дезертификации земель на сегодняшний день является острой глобальной проблемой, затронувшей многие регионы земли. Оценки международных экспертов довольно тревожны: опустынивание коснулось уже 30 процентов поверхности нашей планеты, от этого напрямую страдают около 1,2 миллиарда человек из более 100 стран мира. В общей сложности каждый год в пустыню превращаются 2 тысячи квадратных километров земли [5]. Процесс опустынивания затронул и Россию: деградация коснулась около 100 миллионов гектар (46,8%) сельхозугодий, серьезному антропогенному воздействию подвергается степная и лесостепная зона. Зона опустынивания земель тянется от юга России, включая Ростовскую, Астраханскую и Волгоградскую области, через Поволжско-Уральский регион, юг Западной Сибири до Забайкалья [4].
В качестве критерия оценки эффективности освещения этой проблемы в российских СМИ нам представляется верным использование функций экологической журналистики, разработанных специалистами, работающими в этой сфере.
А. Кочинова и ряд исследователей назначение экологической журналистики видят через выполнение определенных функций:
• информационную (через предоставление аудитории сведений о состоянии окружающей среды, информирование о существующем или потенциальном рынке для здоровья человека и устойчивого существования экосистем);
• просветительскую (через знакомство получателей информации с основными законами экосистем, с опасностью и негативными последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду, установление взаимосвязей между отдельными явлениями);
• организаторскую (через «стимулирование» населения к принятию тех или иных решений, к конкретным действиям путем консолидации сил);
• контролирующую (через информирование о деятельности властей, предприятий, оказывающих влияние на состояние окружающей среды, предоставляющее возможность людям реализовать свое право на знание о состоянии окружающей среды, утвержденное законодательством, и защищать свое право на благоприятную окружающую среду) [2].
Стоит отметить, что объектом нашего исследования являются не так называемые «зеленые» СМИ, то есть узкоспециализированные издания для определенного круга читателей, а СМИ массовые, общественно-политические, в которых экологическая тематика представлена лишь как одна из рубрик, или вовсе встречается время от времени. Это следующие печатные издания: «Российская газета», «Известия», «Ведомости», «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новые известия», «Новая газета» и интернет-СМИ: Lenta.ru, Газета.ру, Вести.ру, Fontanka.ru, Newsru.com, Правда.ру, Bfm.ru, rbk.ru. Выполнение функций экологической журналистики не может сниматься с журналистов, работающих в крупных массовых изданиях. Для подтверждения этого можно вспомнить определение экологической журналистики в целом. Экологическая журналистика - это совокупность всех экологических материалов, прошедших по каналам СМИ, в которой представлены различные тематические направления и реализуются задачи информирования, образования, воспитания и организации аудитории, а также воздействия на властные структуры и контроля за их деятельностью [1].
В связи с узкими рамками заявленной темы объект исследования был расширен: в анализ были включены не только материалы, целиком посвященные опустыниванию, но и все прочие материалы СМИ, в контексте которых хотя бы раз упоминалась проблема деградации земель. Целью этого исследования является определение информационной оболочки, в которой наиболее часто преподносится данная проблема.
Если рассматривать освещение проблемы в СМИ с количественной точки зрения, то само количество материалов, целиком посвященных проблеме деграции земель, позволяет говорить о ее недооценке российскими журналистами. С января 2009 г. по ноябрь 2013 г. в исследуемых СМИ появилось всего лишь 34 материала по этой теме. Это значит, что в
среднем за пять лет каждое СМИ посвятило этой проблеме 2 материала. Говорящие цифры, если учитывать тот факт, что период с 2010 по 2020 назван ООН «Десятилетием по борьбе с опустыниванием». Количество материалов, в которых присутствовало упоминание данной проблемы, составило 113 публикаций. В это число попали материалы из широких блоков информации общественной, политической, экономической и прочих рубрик.
Частота публикаций по проблеме опустынивания в разные годы менялась. Например, обращает на себя внимание тот факт, что в 2010 и в 2012 гг. количество публикаций (по 7 материалов) было больше, чем в 2011 г., в котором журналисты посвятили проблеме лишь один материал. Разумеется, это не говорит о том, что в 2011 г. проблема опустынивания вдруг перестала существовать или ее актуальность снизилась. Частота публикаций в тот или иной период свидетельствуют о наличии или отсутствии информационных поводов по данной тематике. К примеру, в 2010 г. ООН объявила о начале Десятилетия, посвященного пустыням и борьбе с опустыниванием, что стало поводом для публикаций журналистов, а в апреле 2012 г. президент России утвердил основу государственной политики в области экологии, куда входили меры по борьбе с деградацией земель. Поэтому, например, в 2012 г. существенно возросла статистика упоминаний проблемы по сравнению с 2011г. (42 материала против 21).
В 67% материалов проблема раскрывалась как региональная проблема (проблема региона, группы регионов. страны), в 27% - как глобальная проблема (континента или планеты), в 11% материалов территориальный признак не был выражен.
В целях оценки эффективности выполнения информационной функции нами была исследована глубина раскрытия проблемы. Было выделено 3 степени раскрытия темы в материалах: констатирование существующей проблемы, описание причинно-следственных связей, описание практического либо теоретического решения проблемы.
1/3 рассмотренных материалов лишь констатируют проблему (11 публикаций). Это, как правило, новостные материалы, хроникальные заметки и сообщения с привязкой к информационному поводу. Иногда к информационному сообщению добавляется комментарий или цитата специалиста.
Контент-анализ показал, что исследованные СМИ организаторскую функцию не выполняют. Хотя в 53% материалов (18 публикаций) содержится информация о возможных путях преодоления проблемы опустынивания земель.
Подобные материалы лишь упоминают или перечисляют возможные методы решения, предают огласке само их существование или внедрение. Однако новостной жанр не способен раскрыть проблему. Кроме того, журналист, опубликовав новость, тут же о ней забывает: не берет комментариев специалистов, не предлагает путей выхода из проблемы.
Как видим, основным недостатком является практически полное отсутствие аналитических материалов о жизнедеятельности человека, экологии и здоровье. Наиболее распространенным приемом является использование жанра мониторинга, позволяющего с помощью статистических данных об экологии региона.
В результате анализа нами были выявлены 4 основные информационные оболочки, в контексте которых упоминается проблема экологии: 1) политико-правовой контекст; 2) социальный контекст; 3) эколого-экономический; 4) комплекс других экологических проблем.
Согласно результатам самым распространенным является политико-правовой контекст - 42%., в котором проблема состояния экологии освещена как проблема государственного уровня.
Следует заметить, что проблема не раскрывалась с позиций нравственно-эстетического подхода. Деятельность человека, которая является главнейшей причиной деградации земель, никак не осмысливается с позиций нравственности и бережного отношения к природе. Кроме того, возвращаясь к анализу эффективности экологических материалов, следует сказать, что СМИ не ведется экологическое образование аудитории.
Контролирующая функция экологической журналистики тоже оказалась слабо выраженной. Читатели могут получить информацию о деятельности законодателей, однако редко знают о виновниках проблем, которые представляются как некий собирательный образ: виноваты обычно «представители власти», «промышленные компании», «сельское хозяйство», но конкретное лицо не называется. Исключением являются материалы о ситуации с Химкинским лесом, косвенно связанные с исследуемой проблемой, и материал Российской газеты о порче земли орловским сахарным заводом [3].
Таким образом, из основных четырех функций экологической журналистики, которые назывались выше, на практике частично выполняется лишь функция информирования. Освещение проблемы деградации земель носит исключительно фрагментарный характер и в большинстве своем представляет набор никак не связанных между собой публикаций новостных жанров. Чаще всего журналисты затрагивают данную тему в связи с политическими событиями, либо в экономическом или социальном контексте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вычуб Г.С. Проблематика периодической печати: Учебное пособие. М.: ИМПЭ им. А С. Грибоедова, 2008. 112 с.
2. Кочинева А.Л, Берлова О.А. Колесникова В.Б. Экологическая журналистика. Учебное пособие. М.: Центр координации и информации Социально-экологического Союза, 1999.
3. Передельский Д. В Орле с сахарного завода потребуют 172 млн за испорченную землю//Российская газета 17.04.2013, URL: http://rg.ru/2013/04/17reg-cfo/otrada-anons.html
4. Петров В.И., Манаенков А.С., Вдовенко А.В. Деградация аридных территорий северо-западного Прикаспия // Научно-агрономический журнал. 2012. № 2 (91).
5. Факты о пустынях и опустынивании//Организация Объединенных Наций (ООН) URL: http://www.un.org/ru/development/sustainable/desertification/