Научная статья на тему 'Аспекты организационно-методического и информационного сопровождения процесса внедрения информационных систем в образовательные организации'

Аспекты организационно-методического и информационного сопровождения процесса внедрения информационных систем в образовательные организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОР-МАЦИОННЫХ СИСТЕМ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТО-ДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕ-ТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖ-ДЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орехова Тамара Анатольевна, Белякова Татьяна Борисовна

Перечисляются государственные и муни-ципальные услуги в электронном виде в сфере образования. Приводятся этапы внед-рения информационных систем в образова-тельные организации. Рассматриваются осо-бенности организационно-методического и информационного сопровождения процесса внедрения информационных систем в обра-зовательные организации. Определяются формы и условия реализации организаци-онно-методического и информационного со-провождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орехова Тамара Анатольевна, Белякова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты организационно-методического и информационного сопровождения процесса внедрения информационных систем в образовательные организации»

УДК 004.03+373.1

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова

Перечисляются государственные и муниципальные услуги в электронном виде в сфере образования. Приводятся этапы внедрения информационных систем в образовательные организации. Рассматриваются особенности организационно-методического и информационного сопровождения процесса внедрения информационных систем в образовательные организации. Определяются формы и условия реализации организационно-методического и информационного сопровождения.

Ключевые слова: государственные, муниципальные услуги в электронном виде, информационная система, внедрение информационных систем, организационно-методическое сопровождение, информационное сопровождение, формы организационно-методического и информационного сопровождения, профессиональная компетентность.

Использование информационных систем в образовательных организациях способствует повышению качества образования и принятию обоснованных управленческих решений на каждом уровне управления [4].

Комплексные информационные системы, объединяющие в единую сеть образовательные организации и органы управления образования, включают в себя средства для планирования и мониторинга образовательного процесса, оперативного общения между всеми участниками образовательного процесса, проведения внутрирегионального анализа и оценки качества образования. Автоматизированные информационные системы (АИС) позволяют так же реализовать на уровне региона (муниципального образования) государственные и муниципальные услуги в электронном виде в сфере образования [1]:

- прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные

учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады);

— зачисление в образовательную организацию;

— предоставление информации об образовательных программах и учебных планах, рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках;

— предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости.

Основанием для внедрения информационных систем «Е-услуги. Образование» и «Сетевой город. Образование» в образовательные организации Челябинской области послужили единые функционально-технические требования к региональному информационному ресурсу [2].

Процесс внедрения информационных систем в образовательные организации потребовал организационно-методического и информационного сопровождения со стороны специалистов ГБУ ДПО РЦОКИО в роли регионального администратора информационных систем.

Понимание сопровождения как управленческой технологии позволяет решить проблему организационно-методической деятельности в обучении кого-либо [3]. Организационно-методическое сопровождение направлено на организацию и проведение системы различных методических мероприятий по обучению муниципальных администраторов информационных систем и операторов систем в образовательных организациях, тематического индивидуального и коллективного консультирования.

Переход дошкольных образовательных организаций на единый информационный ресурс осуществлялся поэтапно:

подготовка региональной части АИС; подготовка АИС на муниципальном уровне; заполнение шаблона файла для импорта данных об очередниках и воспитанниках дошкольных образовательных организаций; импорт данных о воспитанниках в АИС; импорт данных об очередниках в АИС; проверка импортированных данных. На каждом этапе внедрения информационных систем в образовательные организации области необходимо было осуществить его организационно-методическое и информационное сопровождение со стороны регионального администратора автоматизированных информационных систем, которое включало в себя следующие формы сопровождения: проведение выездных обучающих семинаров, проведение обучающих онлайн семинаров (веби-наров), консультации, мониторинг результатов внедрения информационных систем на каждом из этапов, анализ, полученных результатов, составление на их основе рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Проведение выездных обучающих семинаров осуществлялось по запросу руководства органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и их преимуществом перед другими организационно-методическими мероприятиями являлось живое общение со слушателями и наличие с ними обратной связи. Необходимым организационным условием проведения такого семинара было наличие компьютерного класса с подключением к сети Интернет и мультимедийной техники для демонстрации презентационных материалов. Обучающие семинары реализуют идею получения информации и формирования профессиональных компетенций в области использования информационных систем через деятельность [5]. Участники обучающего семинара учились ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно формировать свои навыки работы с информационными системами, обучаясь в сотрудничестве.

Преимуществом онлайн-семинаров являлось отсутствие привязки к месту его проведения, при этом у заинтересованных лиц была возможность принимать участие в се-

минаре из любого населенного пункта области, в специально оборудованной студии смотреть и слушать вебинар коллективно или индивидуально со своего рабочего места, где есть сеть Интернет. Участники он-лайн-семинаров могли задавать интересующие их вопросы, общаться в чате с лектором и участниками вебинара. У администраторов и операторов информационных систем была возможность пересмотреть видеозапись ве-бинара, воспользовавшись ссылкой, размещаемой на сайте организации, проводившей онлайн-семинар.

Мониторинг результатов внедрения информационных систем на каждом из этапов, проводился с целью: отследить соблюдение образовательными организациями плана-графика внедрения информационных систем. Так же особое внимание уделялось правильности выполнения действий по подготовке АИС на муниципальном уровне, заполнению шаблона файла для импорта данных об очередниках и воспитанниках дошкольных образовательных организаций, импорте данных о воспитанниках в АИС, проверке импортированных данных. На основе полученной информации проводился анализ, составлялись рекомендации по устранению выявленных недостатков, проходило индивидуальное консультирование муниципальных администраторов АИС и операторов системы в образовательных организациях, направлялись информационные письма руководству органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования по результатам мониторинга.

Администраторы и операторы информационной системы при самостоятельной работе с системой сталкивались с определенными трудностями и у них возникала потребность в получении индивидуальной консультации у регионального оператора системы. В ходе индивидуального консультирования рассматривался круг вопросов, требующих оперативного решения.

Мероприятия по организационно-методическому и информационному сопровождению процесса внедрения информационных систем, разработанные и проведенные специалистами отдела обеспечения функцио-

Аспекты организационно-методического и информационного сопровождения процесса внедрения информационных систем в образовательные организации

нирования информационных систем, позволили в короткие сроки выполнить запланированные работы по внедрению информационных систем в образовательные организации. К положительным результатам можно также отнести повышение профессиональной компетентности специалистов, обслуживающих информационные системы и использующих их в своей работе. Сформированные у руководящих и педагогических работников образовательной организации компетенции отражают адекватность их поведения в условиях функционирования информационной системы и представляют собой:

— знания об информационных системах, функциях информационных систем;

— знание механизмов эффективного использования информационной системы в педагогической деятельности и в управлении образовательной организацией;

— умение организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса в условиях функционирования информационной системы;

— владение общепользовательскими, общепедагогическими ИКТ-компетенциями при работе с информационной системой.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (ред. от 28.12.2011) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2015 № 08-1033 «О направлении Единых требований».

3. Богословский, В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете; Методологические характеристики: Монография/ В.И. Богословский. - СПб., 2000. - 376 с.

4. Гордиенко, Л. Л., Кудинова, Г. И. Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения// Научно-методический электронный журнал

«Концепт». - 2015. - №S7. - С.46-50. -URL: http://e-koncept.ru/2015/75114.htm.

5. Скляренко, А.Н. Технология формирования компетенций: Методические рекомендации для преподавателя/ А.Н. Скляренко. -М.: МЮИ, 2011. - 213 с.

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.12.2009 N 1993-r (red. ot 28.12.2011) «Ob utverzhdenii svodnogo perechnya pervooch-erednyh gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug, predostavlyaemyh v ehlektronnom vide».

2. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 07.07.2015 № 08-1033 «O napravlenii Edinyh trebovanij».

3. Bogoslovskij, V.I. Nauchnoe so-provozhdenie obrazovatel'nogo processa v ped-agogicheskom universitete; Metodologicheskie harakteristiki: Monografiya/ V.I. Bogoslovskij. - SPb., 2000. - 376 s.

4. Gordienko, L. L., Kudinova, G. I. Infor-macionnye tekhnologii kak upravlencheskij resurs v deyatel'nosti rukovoditelya dosh-kol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya// Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». - 2015. - №S7. - S.46-50. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75114.htm.

5. Sklyarenko, A.N. Tekhnologiya formiro-vaniya kompetencij: Metodicheskie rek-omendacii dlya prepodavatelya/ A.N. Sklyarenko. - M.: MYUI, 2011. - 213 s.

Сведения об авторах

Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Белякова Татьяна Борисовна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Orekhova T.A. - Head of the Department «Maintenance of the information systems», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Belyakova T.B. - Methodist of the Department «Maintenance of the information systems», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.