Научная статья на тему 'Аспекты мотивации учебной деятельности школьников'

Аспекты мотивации учебной деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2281
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / ОБЩЕСТВО / ПСИХОЛОГИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / МОТИВ / MOTIVATION / LEARNING / PEDAGOGY / SOCIETY / PSYCHOLOGY / STUDENT / MOTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Викторовна, Деулина Светлана Александровна, Ромашова Ирина Алексеевна

В данной статье рассмотрено понятие о мотивации иее роли в обучении обучающихся. Также авторы рассмотрели типы мотивации. В статье выявлены условия развития мотивов обучающихся. Авторы провели исследование во втором, седьмом и одиннадцатых классах, и определили основные мотивы посещения занятий школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF SCHOOLBOYS

This article describes the concept of motivation and its role in the learning of students. The authors also considered the types of motivation. The article identifies the conditions for the development of students' motives. The authors conducted a study in the second, seventh and eleventh grades, and identified the main reasons for attending school classes.

Текст научной работы на тему «Аспекты мотивации учебной деятельности школьников»

района, все это выступало важным стимулом творческого участия подростков в познании социально-природной среды, а также служило фактором формирования опыта конструктивного взаимодействия.

Выводы. В рамках апробированной программы «Лесные тропки» проводились практические занятия на местности по различным техническим видам: «Спортивное ориентирование», «Организация бивака», «Ориентирование по местным признакам», «Определение азимута», «Укладка рюкзака», «Вязка туристических узлов», «Костер», а также «Оказание доврачебной помощи», «Выживание в ЧС».

В ходе практических занятий подростки научились: ориентироваться по компасу, карте, местным признакам; разводить костер; укладывать рюкзак; ставить платку; наводить переправы; вязать узлы; переправляться; выживать в экстремальных ситуациях; разбивать бивак и выбирать для него безопасное место; готовить «кашу из одной спички»; собирать ремонтный набор и аптечку; оказывать доврачебную помощь пострадавшим. Учащиеся также получили навыки судейства по спортивному ориентированию и туристскому мастерству.

В результате мониторинга, проведенного с помощью методики М. Вудакова, Д. Френсиса «Анализ собственных ограничений», нами были получены следующие данные: критерий «Развитие навыков решения проблем» вырос на 29,5%, критерий «Способность подростков управлять собой» увеличился на 25,4%, показатель «Личные цели респондентов» конкретизировался на 23%, показатель «Умение применять во взаимодействии творческий подход» возрос на 21%, и критерий «Стремление подростков к самореализации» увеличился на 10%.

Позитивную динамику мы проследили по итогам проведенного мониторинга с помощью методики САТ (модификация Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза). По завершению 3 года обучения мы выявили, что уровень самоактуализации подростков увеличился в 2,5 раза.

Согласно полученным данным в ходе опытно-экспериментальной работы мы проследили положительную динамику в формировании опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности. У подростков формируется позитивная мотивация на приобретение опыта конструктивного взаимодействия.

Подводя итог, мы можем констатировать, что проработанные и выделенные нами педагогические условия способствуют формированию опыта конструктивного взаимодействия подростков в туристско-краеведческой деятельности.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 2009. - 211 с.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2013. - 352 с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во АСТ: Астрель,

2008. - 672 с.

4. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействий: теория и практика: Монография - М._Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 164 с.

5. Коротаева, Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: Монография -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. - 276 с.

6. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - Спб.: Питер,

2009. - 320 с.

7. Новикова, Л.И., Воспитание? Воспитание? Воспитание... Воспитание! / Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. - М., 2012.

10. Парсонс, Т., Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс// Современная западная теоретическая социология. М.: - 2012.

11. Рындак, В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия) / В.Г. Рындак - М.: Педагогический вестник, 2013. - 244 с.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 720 е.: ил. -(Мастера психологии).

Педагогика

УДК 371.2

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Деулина Светлана Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Ромашова Ирина Алексеевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие о мотивации иее роли в обучении обучающихся. Также авторы рассмотрели типы мотивации. В статье выявлены условия развития мотивов обучающихся. Авторы провели исследование во втором, седьмом и одиннадцатых классах, и определили основные мотивы посещения занятий школьниками.

Ключевые слова: Мотивация, обучение, педагогика, общество, психология, обучающийся, мотив. Annotation. This article describes the concept of motivation and its role in the learning of students. The authors also considered the types of motivation. The article identifies the conditions for the development of students' motives. The authors conducted a study in the second, seventh and eleventh grades, and identified the main reasons for attending school classes.

Keywords .'Motivation, learning, pedagogy, society, psychology, student, motive.

Введение. Мотивация к обучению в школьном возрасте одна из важнейших задач, стоящая перед педагогом. Ее актуальность обуславливается потребностями современного общества в квалифицированных

специалистах, готовых к конкуренции и постоянному совершенствованию. Президент неоднократно заявляет, что Россия нуждается в успешных людях, готовых реализовать свои планы, особенно в финансовом секторе [2]. А для постановки нужной цели и максимального усвоения знаний ученика необходимо, в первую очередь, верно замотивировать и направить [10].

В связи с быстро растущим информационным потоком, учителю необходимо учиться не меньше, чем его ученику, ведь как иначе он заинтересует ученика в получении новых полезных знаний? От того, насколько заинтересует ученика педагог, будет зависеть усвоение знаний обучающимся, а соответственно и личное развитие школьника [8].

Формулировка цели статьи. Задача развития мотивации к обучению лежит в основе, как самого процесса обучения, так и воспитания, что в свою очередь является важной частью образования. Работа над мотивацией подразумевает создание у школьников активной общественной позиции, соответствующей общественным интересам и подкрепленной практичными знаниями, умениями и навыками.

Мотивация к обучению зачастую связывается с эмоциональной возбудимостью ученика, которая способствует активной деятельности, которую учитель в процессе урока регулирует и направляет. На данном этапе развития психологии, надо понимать, что ученик не просто не хочет учиться, у всего есть свое начало, и, в большинстве случаев, в основании этой проблемы лежит недостаточная мотивация ученика.

Изложение основного материала статьи. Любой учитель должен понимать, что для успешного постижения нового материала, прежде всего, нужно открыть «сердце ребенка». Способствовать желанию усваивать новый материал, научиться работать с ним.

С целью изучения данного процесса было проведено исследование во 2,7 и 11 классе, в общем количестве 53 человека. Для определения основных мотивов был проведен опрос. Школьники получили карточку с вопросами возможными вариантами ответов:

«Что в большей степени Вас побуждает учиться?»:

- Желание получить новые знания;

- Самосовершенствование;

- Хорошие отношения с учителями;

- Получение знаний с целью помогать другим людям;

- Родители заставляют;

- Быть лучшим в своем окружении;

- Сдать экзамены;

- Ради поощрения или какой - либо награды;

- Другие причины.

Во втором классе было опрошено 22 человека, данные приведены в таблице 1 и наглядно представлено на рисунке 1:

Таблица 1

Данные 2 класса

Варианты ответа Популярность ответа, %

Желание получить новые знания 16,6

Самосовершенствование 10,8

Хорошие отношения с учителями 12,5

Получение знаний с целью помогать другим людям 15

Родители заставляют 3,3

Быть лучшим в своем окружении 14,1

Сдать экзамены 15

Ради поощрения или какой - либо награды 8,3

Другие причины 4,4

Результат опроса в 7 классе представлены в таблице 2 и наглядно изображены на рисунке 2, было опрошено 17 человек.

Результат опроса в одиннадцатом классе представлены в таблице 3 и изображены на рисунке 3, участие приняло 14 человек.

Таблица 2

Данные 7 класса

Варианты ответа Популярность ответа, %

Желание получить новые знания 22

Самосовершенствование 16

Хорошие отношения с учителями 2

Получение знаний с целью помогать другим людям 10

Родители заставляют 4

Быть лучшим в своем окружении 6

Сдать экзамены 24

Ради поощрения или какой - либо награды 6

Другие причины 10

Рисунок 2. Популярность ответов в 7 классе

Данные 11 класса

Таблица 3

Варианты ответа Популярность ответа, %

Желание получить новые знания 15,3

Самосовершенствование 17,9

Хорошие отношения с учителями 7,6

Получение знаний с целью помогать другим людям 7,6

Родители заставляют 2,59

Быть лучшим в своем окружении 7,6

Сдать экзамены 30,7

Ради поощрения или какой - либо награды 5,1

Другие причины 5,1

■ Желание получить новые знай и

Самосовершенствование

Хорошие отношения с учителями

■ Полу ченне знаний с целью помогать другим людям

Род] 1тел113 а ста в ля ют

Бытьлучшимв своем окружении

Сдать экзамены

■ Ради поощрения гшп какой -либо награды

Другиепричины

Рисунок 3 Популярность ответов в 11 классе

Исходя из приведенных данных, мы наблюдаем тот факт, что с возрастом у детей появляется некий страх перед новой ступенью в своей жизни, и они начинаю все меньше учить для себя и все больше для сдачи экзамена. То есть это говорит о том, что благодаря инновациям в школьном процессе для детей учёба всё больше и больше переходит в некую обязанность, бремя, которое они несут, и все меньше учебных процесс доставляет им удовольствие.

Как известно, успешное усвоение любого учебного материала, прежде всего, зависит от желания школьника получать знания.

Важно понять и сформировать мотивы ученика, к сожалению, настоящая методика обучения оставляет желать лучшего (имеет возможности для улучшения).

Мотивация учеников в процессе обучения часто вообще не учитывается. На первый план выступает поддержание дисциплины обучающихся, которая ставит их в определенные рамки, ребенку, прежде всего, внушается то, что он должен поступать так, как хочет того учитель, что и демотивирует ребенка. Все мысли ребенка заняты тем, как избежать наказания или плохой оценки. Он думает только о том, как выйти из-под контроля старших [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ребенок, который пришел из дошкольного учреждения, где все необходимые знания ему преподносились в игровой форме или с помощью самостоятельного открытия новых знаний и приобретения навыков. Поступив в школу, ученик вдруг понимает, что теперь все его поступки должны соотноситься с рекомендациями педагога. У ребенка возникает страх перед школой, перед учителем. Учебный процесс познания мира ему уже не приносит радости, как это было раньше. Это большая эмоциональная нагрузка на

ребенка, возникает повышенная утомляемость, невроз. Взрослому человеку сложно работать в таких условиях, не говоря о ребенке.

Постигать учебный материал в такой обстановке невозможно в течение длительного времени. Учителю нужно понять, что любая деятельность на отрицательной мотивации вызывает сильные эмоциональные нагрузки.

Этому вопросу много работ посвятил В.Ф. Шаталов. Он считал своим главным достижением - снятие страха у детей перед учебным процессом. Школа для его детей стала местом радости. Считал, что гуманность в отношении с детьми приводит к повышению продуктивности учебного процесса [7].

В свое время Л.Фейербах писал, что то, «для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума».

Психологи знают, что для развития мотива обучения необходимо выполнить 2 условия.

Во-первых, ученик должен усвоить общественный смысл учения.

Во-вторых, деятельность школьника должна мотивироваться его интересом.

Как известно, деятельность человека определяется различными мотивами, которые в свою очередь сводятся к конкретным целям.

Л.Д. Столяренко определяет мотив, как сложную внутреннюю структуру, по его словам, мотив начинается с потребности, необходимости в чем-либо, что и вызывает эмоциональное беспокойство. Далее идет осознание мотива. С начала осмысливается причина эмоционального дискомфорта. Затем осознание предмета, отвечающего данной потребности. Возникает желание, затем в сознание формируется действие, необходимое для достижения желания. Реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках [3].

Исходя из этого, мотив стимулирует человека к действиям, направленных на удовлетворение определенных потребностей.

Потребность к обучению, в свою очередь, создается из противоречия, которая показывает ученику определенный недостаток знаний, вызывая желание этот недостаток восполнить.

Для примера рассмотрим труды известного психолога П.М. Якобсона. Он выделяет три наиболее распространенных типа мотивации учения.

Во-первых, «отрицательная» мотивация, которая вызвана пониманием дискомфорта, который возникает из-за отказа от учебной деятельности. Это могут быть выговоры и укоры со стороны родителей, осознание своего неравноправного положения среди более грамотных сверстников, неприятные переживания, вызванные негативным отношением окружающих, и пр. Что не приводит к хорошему овладению учебной деятельностью, она разрушающе действует на личность, и требуется специальная работа по перестройке такой мотивации.

Во-вторых, «положительная» мотивация, но, как и в первом случае, лежащая вне самой учебной деятельности. Это мотивация, связанная с гражданскими и моральными мотивами учащегося. При этом мотивация может определяться как широкими социальными, так и узколичными мотивами (стремление к личному благополучию). Первый подвид позволяет достигать больших успехов в деятельности.

И наконец, наиболее оптимальный вариант развития мотивации учения, когда она побуждается внутренними, присущими самой деятельности, мотивами, то есть высокой познавательной активностью. «Эти три формы мотивации, — отмечает П.М. Якобсон, - разумеется, никогда не выступают в чистом виде. Фактически мотивы учения всегда носят более сложный характер».Более того, мотивационная сфера человека достаточно динамична, могут происходить под влиянием разных обстоятельств как ослабление одних мотивов, так и возникновение новых. Внешние мотивы могут стать внутренними, присущими самой деятельности, и наоборот [12].

Интерес - реальная причина действий, осознаваемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении ученика к объекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес, как бы естественный двигатель детского поведения, он является выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы осознать, что он готов к этой деятельности, что у него есть все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [1].

В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, - писал Л.С. Выготский, - насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только заинтересовать, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [5].

Анализ литературы показал, что мотивация - общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

В психологии это понятие определяется так: мотивация - осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека [7].

Поэтому, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.

Соответственно:

1) специфичный и очень важный компонент учебного процесса - мотивация;

2) педагогические цели легко превращаются в личные цели обучающихся с помощью мотивации;

3) через мотивационную сферу формируется отношение обучающегося к предмету, а также понимается ценностная значимость для саморазвития.

4) улучшить показатели познавательных процессов можно с помощью положительной мотивации.

Выводы. Таким образом, функции учителей сводятся к тому, чтобы ребенок осознал мотивы, которые незначимы для общества, но приводят к достижению определенного результата.

Например, получить хорошую оценку. Школьнику надо помочь осмыслить неразрывную связь оценки с объемом реально полученных знаний. Это мотивирует ребенка, способствует желанию познавать все больше. И, как следствие, это приводит детей к пониманию того, что это необходимо для успешной реализации в обществе.

Учитель должен понимать, что, прежде всего, нужно акцентировать внимание на мотивах, которые ученик принимает за важные, но не определяется их поведением. Необходимо сконструировать модель учебной мотивации, тесно связав ее с особенностями построения учебного процесса.

Литература:

1. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей школьного возраста. - М.: Издательство АПН РСФСР, 2010. - 174 с.

2. Заусайлова П.Ю., Лаврентьева Л.В. Основные направления развития подготовки специалистов финансовой сферы. В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществесборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Под общ. ред. И.С. Винниковой, Е.А. Кузнецовой; Кафедра страхования, финансов и кредита. 2016. С. 158-161.

3. Кривцова С.Н. Как находить привлекательные моменты в том, что делать нужно / С.Н.Кривцова // Школьный психолог. - 2010. - №6. - 8-19 с.

4. Козырева О.А. Теоретизация в дидактическом и научно-педагогическом знании // Вестник Мининского университета. 2018 том 6, № 2.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Издательство АПН РСФСР 2013. - 298 с.

6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. - Издательство МГУ, 2014. - 144 с.

7. Маркова А.К., Матис, Т.А., Орлова, А.Б. Формирование мотивации учения. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлова А.Б. - М.: Просвещение, 2011. - 212 с.

8. Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности. А.К Маркова. Вопросы психологии. М.: Просвещение - 2013. - № 5. - 47-59 с.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2014. - 96 с.

10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М. В.Матюхина. Педагогика. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.

11. Матюхина М. В. Особенности мотивации учения младших школьников. М. В. Матюхина. Вопросы психологии. - М.: Просвещение ,2014. - № 3. - С. 43-49

12. Фейербах Л. История философии «Мысль» М, 2011.

13. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. - М.: Мысль, 2013. - 250 с.

Pedagogy

UDC:378.147

teacher Lebedeva Natalya Aleekseevna

Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Perm Institute of the Federal Penal Service" (Perm); cadet Ilkaeva Lyasan Vasilevna

Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Perm Institute of the Federal Penal Service" (Perm)

TO THE QUESTION OF APPLICATION OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE TEACHING METHODS OF THE DEPARTMENTAL INSTITUTIONS CADETS

Annotation. The work reflects current issues of organizing and conducting studies in higher education through traditional and innovative methods. Combining of such forms of conducting classes makes it possible to adapt the learning process to the individual characteristics of students and to establish some directions in the application of modern educational technologies. There were given thegeneral characteristics, the problems and features of thinking of the new generation.

Keywords: traditional method, lecture, information technology, innovative method, centenials. Аннотация. В работе отражаются актуальные вопросы организации и проведения учебных занятий в высшей школе посредством традиционных и инновационных методов. Комбинирование таких форм проведения занятий дает возможность приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающихся и установить некоторые направления в применении современных образовательных технологий. Приведены основные характеристики, проблемы и особенности мышления нового поколения.

Ключевые слова: традиционный метод, лекция, информационные технологии, инновационный метод, центениалы.

Introduction. People are trained nowadays through such methods as traditional and innovative. The method of training is interpreted as a way of activity of the teacher and the student by working together, aimed at solving various problems of training. The relevance of the study is that training in departmental universities is considered more traditional and includes lectures, seminars, laboratory and independent work, practice, discussions and others. However, teachers, along with traditional teaching methods, often use innovative methods, while using information technologies such as multimedia technology, Internet technology, distance education and case technology.

Main material of the article. Traditional training is a form of information and receptive training, i.e. training, having an explanatory and illustrative way of organizing joint activities of the teacher and the student, in which the teacher tells the information, and the students perceive and remember it in memory.

This method includes lectures, seminars, laboratory and independent work, practice, discussions, work with books, exercises. As a result, the student will only be able to apply the knowledge in typical situations. Traditional

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.