Научная статья на тему 'Изучение особенностей мотивации учения современных школьников'

Изучение особенностей мотивации учения современных школьников Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1334
223
Поделиться
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / НАДЕЖДА НА УСПЕХ / БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ / БОЯЗНЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕУДАЧИ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бабаева Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются особенности мотивации учения школьников и ее соотношение с мотивацией достижения в современных условиях. Изучено проявление мотивации достижения успеха школьников в зависимости от этапа обучения и пола.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бабаева Екатерина Сергеевна,

Studying Features of Academic Motivation in Modern School-Children

The features of academic motivation in school-children and its correlation with achievement motivation in modern conditions are considered in the article. The manifestation of achievement motivation in school-children depend4ing on the grade level and sex is studied in detail.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Изучение особенностей мотивации учения современных школьников»

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Е.С. Бабаева

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются особенности мотивации учения школьников и ее соотношение с мотивацией достижения в современных условиях. Изучено проявление мотивации достижения успеха школьников в зависимости от этапа обучения и пола.

Ключевые слова: мотивация учения, мотивация достижения, надежда на успех, боязнь неудачи, боязнь социальных последствий неудачи.

Современное общество характеризуется быстротой изменений, происходящих в различных его сферах. Большие не систематизированные потоки информации так или иначе влияют на сознание современного человека, роль виртуальной реальности все возрастает, эти и другие общественные явления приводят к разным последствиям как позитивным, так и негативным. Еще Л.С. Выготский отмечал важность среды, в которой находится человек, рассматривая ее как источник развития личности. Д.И. Фельдштейн выделяет факторы, наблюдающиеся в современном обществе, влияющие не только на взрослого человека, но и на развивающуюся личность ребенка. Это «маркетизация — этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории, и маргинализация, источником которой являются неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничить активность и самостоятельность ребенка» [6. С. 13]. Как следствие названных феноменов наблюдается повышенная агрессивность среди детей, подростков и молодежи, формирование зависимого поведения (экранная, компьютерная зависимости), проблемы в общении, увеличение эмоциональных нарушений, потребительское отношение и другие.

Наряду с данными проблемами проявляются и проблемы, связанные с обучением в школе. Плохая успеваемость, негативное отношение к учебе, нежелание познавать что-то новое все чаще отмечаются современными педагогами и психологами. Поэтому ученые обращают особое внимание на исследование мотивации учения школьников.

В отечественной науке мотивация учения понимается как динамический и развивающийся сложный психический конструкт, включающий в себя побуждения (смысл, мотивы, цели, интересы), их качественные характеристики и соотношение, проявляющийся в специфической деятельности — учения [1—5].

В последнее время ученые уделяют особое отношение такой категории, как мотивация достижения успеха. Х. Хеккхаузен [7] понимает под мотивацией до-

стижения мотивацию деятельности, связанную с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудачи. Отмечается, что мотивация достижения важна в тех видах деятельности, которые подвергаются оценке. К такой деятельности относится учебная деятельность, в которой постоянно оцениваются уровень знаний и поступки учащихся. Таким образом, мы решили изучить, как связаны между собой мотивация учения и мотивация достижения успеха в учении.

С целью выявления особенностей мотивации учения и мотивации достижения школьников в современных условиях нами проводилось эмпирическое исследование. Оно было организовано на базе двух московских школ: средней общеобразовательной школы № 336 и Центра образования № 825. Всего в исследовании приняли участие 222 учащихся 8—10-х классов, из них 80 человек из общеобразовательной школы и 142 человека из Центра образования.

Учащимся были предложены методики «Решетка мотивации достижения» Х.Д. Шмальта, методика А.А. Реана, В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», модифицированная для школьников. В ходе математической обработки данных использовались статистические программы SPSS Statistics 17.0 и Statgraphics.

По результатам методики Х.Д. Шмальта все испытуемые были разделены на группы по уровням выраженности трех диагностируемых показателей мотивации достижения успеха: надежды на успех, боязни неудач и боязни социальных последствий неудачи.

С помощью кластерного анализа были выделены три группы. Первая группа (105 человек) — характеризуется ниже среднего уровня показателями надежды на успех (НУ), боязни неудачи (БН1) и боязни социальных последствий неудачи (БН2). Во второй группе (23 человека) выявлены очень высокие значения по моти-вационной тенденции НУ и очень низкие значения по тенденциям БН1 и БН2. Третья группа (94 человека) отличается показателями немного выше средних значений по всем трем параметрам. Необходимо отметить, что во всех трех группах доминирует мотивационная тенденция — надежда на успех. Школьников можно охарактеризовать как уверенных в своих силах и способностях, стремящихся активно добиваться успехов в учении. Чуть менее выраженная тенденция боязни социальных последствий неудачи свидетельствует о том, что для учащихся важна оценка со стороны значимых людей. И слабее всего у них выражена тенденция боязни неудачи из-за своих способностей.

В исследовании мотивации достижения успеха современных школьников мы акцентировали свое внимание на двух факторах, которые могут оказывать непосредственное влияние на нее: это половая принадлежность ученика и этап обучения, т.е. специфика деятельности учения в разных классах (8, 9, 10-й классы).

При оценке влияния на формирование мотивации достижения успеха указанных факторов было показано, что на формирование мотивационной тенденции НУ пол не оказывает статистически значимого влияния. Следовательно, мальчики и девочки одинаково стремятся к успеху, хотя у девочек данная мотивационная тенденция выражена больше, чем у мальчиков, но не значимо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель надежды на успех меняется в зависимости от того, в каком классе учится школьник — в 8, 9 или 10-м. Также наблюдается, что в разных классах мальчики и девочки надеются на успех по-разному, т.е. существуют отличия внутри одной параллели, например, между 8 «А» и 8 «Б» и т.д. Это свидетельствует о том, что на данную тенденцию влияют, во-первых, этап обучения, а во-вторых, та атмосфера, которая создана в каждом классе, общие цели, которые ставит классный руководитель перед ребятами.

Формирование мотивационной тенденции боязнь неудачи (БН1) не зависит от класса, в котором обучаются школьники, ни от пола учащихся. Можно предположить, что социальные условия и окружение не влияют на БН1. Девочки и мальчики одинаково боятся потерпеть неудачу. Также они сходным образом переживают эту тенденцию на разных этапах обучения и в разных классах.

На мотивационную тенденцию боязнь социальных последствий неудачи (БН2) оказывают значимое влияние факторы класса и пола. При оценке воздействия этих факторов выявлено, что они оба оказывают значимое влияние на проявление данной мотивационной тенденции. Девочки в большей степени боятся, что их будут ругать за плохую учебу, чем мальчики. Также данная тенденция зависит от того, на каком этапе обучения находится школьник и в каком конкретно классе он учится. Только в данном случае общая тенденция, что у девочек боязнь быть наказанной за неудачи в учебе выражена сильнее, сохранятся на всем протяжении обучения с 8 по 10-й класс.

Следующий этап нашего исследования был посвящен выявлению особенностей мотивации учения и ее соотношения с мотивацией достижения учеников. По методике А.А. Реана, В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», модифицированной для школьников, мы выявили наиболее значимые и осознаваемые учениками мотивы учения по выделенным группам.

Согласно факторному анализу первую группу школьников можно охарактеризовать как стремящихся избегать наказания и осуждения со стороны взрослых, для них в большей степени важно быть на одном уровне с одноклассниками. Они хотят получать интеллектуальное удовлетворение, понимают ценность знаний. Для школьников первой группы получение материального вознаграждения от родителей не является сильным стимулом к хорошей учебе. И меньше всего их побуждают учиться одобрение родителей и окружающих, обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности, достижение уважения преподавателей.

Вторую группу составляют школьники, которых в большей степени побуждают к обучению такие мотивы, как желание избежать осуждения и наказания за плохую учебу, не отставать от одноклассников, быть примером для них, выполнять педагогические требования. Они осознают и важность полученных знаний. В меньшей степени их побуждают учиться такие мотивы: не запускать изучение предметов учебного цикла, успешно продолжить обучение в избранном вузе, достичь уважения преподавателей, успешно учиться, сдать экзамены на «хорошо» и «отлично».

Следует отметить, что чем сильнее выражены данные мотивы, тем менее значимым становится мотив выполнять педагогические требования. Соответственно, когда у школьника сильно выражены мотивы: не запускать изучение предметов

учебного цикла, успешно продолжить обучение в избранном вузе, достичь уважения преподавателей, успешно учиться, сдать экзамены на «хорошо» и «отлично», сильнее будет вызывать раздражение, негативные эмоции мотив — выполнять педагогические требования. В меньшей степени данную группу школьников побуждают учиться такие мотивы, как добиться одобрения родителей и окружающих, стать высококвалифицированным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, получить аттестат. Следует отметить, что такой мотив, как постоянно получать материальное вознаграждение от родителей, вообще не набрал значимые веса, т.е. материальная награда за хорошую учебу для школьников данной группы не представляет никакого стимула, не является побуждающей к учению.

Третью группу школьников можно охарактеризовать, как желающих получить глубокие и прочные знания, не запускать изучение предметов учебного цикла. При этом материальное вознаграждение от родителей не является мотивирующим для них, так же как и в предыдущей группе. Чем сильнее выражены мотивы: выполнять педагогические требования, не запускать изучение предметов учебного цикла, приобрести глубокие и прочные знания, тем больше отрицательных переживаний испытывают ученики в связи с мотивом — постоянно получать материальное вознаграждение от родителей. Вторыми по значимости для данной группы школьников являются учебные мотивы, связанные с поступлением в вуз и будущей профессией. Учащиеся данной группы понимают, для чего им нужны знания, и как они смогут их в дальнейшем применить. В меньшей степени школьников данной группы побуждают учиться следующие мотивы: не отставать от одноклассников, избежать осуждения и наказания за плохую учебу, добиться одобрения родителей и окружающих, получить аттестат.

Как показывают результаты факторного анализа, наиболее зрелая мотиваци-онная структура выявлена у учащихся третьей группы. Во второй группе наиболее мотивирующими стимулами является желание внешнего, социального успеха.

При соотношении уровня развития мотивации достижения и мотивации учения школьников, наблюдается следующее. У учащихся первой группы, имеющих показатели мотивации достижения по тенденциям НУ, БН1, БН2 ниже среднего, мотивация учения направлена на избегание наказания за плохую учебу и нахождение на одном уровне со сверстниками. В мотивации учения школьников второй группы с высоким показателем по НУ и низкими по БН1 и БН2 наблюдается доминирование мотивов, связанных с внешним успехом, самоутверждением среди одноклассников и направленность на знания. У третьей группы учеников с показателями НУ, БН1 и БН2 выше среднего мотивация учения содержит мотивы, направленные на получение знаний не только для себя, но и для будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М., 1997.

[2] Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2006.

[3] Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М., 1983.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984.

[5] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 2002.

[6] Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Вестник практической психологии образования. — 2010. — № 2. — С. 12—18.

[7] Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. — СПб., 2010.

STUDYING FEATURES OF ACADEMIC MOTIVATION IN MODERN SCHOOL-CHILDREN

E.S. Babayeva

Chair of Psychology and Pedagogy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198

The features of academic motivation in school-children and its correlation with achievement motivation in modern conditions are considered in the article. The manifestation of achievement motivation in school-children depend4ing on the grade level and sex is studied in detail.

Key words: academic motivation, achievement motivation, hope for success, fear of failure, fear of social consequences of failure.