Aspects of motivation and stress in teaching.
Review of foreign and domestic scientific literature Buncheeva E. (Russian Federation)
Аспекты мотивации и стресса в педагогической деятельности.
Обзор зарубежной и отечественной научной литературы Бунчеева Е. А. (Российская Федерация)
Бунчеева Елена Александровна /Buncheeva Elena - магистрант, кафедра управленческого учета и контроллинга,
Институт управления, экономики и финансов,
Казанский федеральный университет, г. Казань, Республика Татарстан
Аннотация: наличие стрессовых ситуаций оказывает существенное влияние на удовлетворенность профессиональной деятельностью. К сожалению, «профессиональные стрессы» становятся частым явлением, в «зоне риска» находится профессия учителя. Мотивация персонала в организации, в свою очередь, способна гарантировать успех деятельности любого предприятия, а также способствовать развитию экономики страны, а, следовательно, содействовать росту благосостояния граждан. Abstract: stressful situations have a significant impact on satisfaction with professional activity. Unfortunately, the «occupational stress» is a frequent occurrence. Motivation of staff in the organization is able to guarantee the success of any enterprise, as well as contribute to the development of the economy an d, consequently, contribute to the welfare of citizens.
Ключевые слова: стресс, мотивация, учитель.
Keywords: stress, motivation, teacher.
Труд учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Урок является стрессогенным фактором, т. к. требует от учителя предельной концентрации внимания и сосредоточенности на учебном процессе. Ко всему прочему добавляется необходимость одновременного решения нескольких педагогических задач: уследить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход, поддержать дисциплину в классе, доступным языком объяснить новый материал, объективно оценить степень его усвоения, и все это в течение урока. Учителю необходимо наладить конструктивное общение с коллегами, учениками, с родителями учеников, что потенциально стрессогенно. Введение в СОШ федеральных государственных образовательных стандартов, рейтинговой системы, электронных журналов стимулирует педагогов, однако создает дополнительную нагрузку, являясь основным источником стресса.
Проблема влияния стресса на педагогическую деятельность всегда интересовала российских исследователей. Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность преподавателей российских вузов отразила в своей работе Козьмина Яна Яковлевна - младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ. В работе были использованы данные международного исследования Changing Academic Profession, проведенного по единой методологии в 20 странах мира, включая Россию. В работе оценивается взаимосвязь исследуемых переменных с тремя группами факторов: требования к преподавателям и ресурсы, которые предоставляет им вуз для осуществления их профессиональной деятельности; индивидуальные профессиональные качества педагогов; их социально-демографические характеристики. В отличие от других стран, для педагогов в России особенно важны нематериальные ресурсы: личное влияние в различных структурных подразделениях вуза, вовлеченность в коммуникацию, коллегиальность в принятии решений. В результате автор делает вывод, что в России стресс и удовлетворенность работой не связаны с должностью, заработной платой, стажем работы, как, например, в Г ермании и Аргентине [4].
Отследил непосредственную взаимосвязь мотивации и профессиональной самореализации педагогов Мишин А. А. (г. Новокузнецк) в международном научно-исследовательском журнале. В исследовании приняли участие 170 педагогов г. Новокузнецк. Методики исследования: тест по оценке уровня самоактуализации личности, методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, анкета «профессиональные достижения». Анализ теоретических подходов к феномену самореализации позволил автору утверждать, что в современной психологической науке нет единой дефиниции феномена самореализации [3].
Вопрос профессионального стресса, мотивации и их влияния на удовлетворенность работой интересует не только российских, но и зарубежных исследователей. Так, например, в 2010 году в испанском психологическом журнале членом законодательного собрания Наварро, бакалавром медицины Мак, а также Хименес была опубликована статья, где имела место быть проблема профессионального выгорания преподавателей, которая непосредственно связана с потенциально стрессовыми условиями работы сотрудников университета. С целью данного исследования было проведено анкетирование, в котором участвовали 193 профессора Университета Севильи. Для оценки результатов исследования были задействованы модели реализации стратегии и LISREL 8,71. В результате исследования выяснилось, что
преподаватели хорошо мотивированы и удовлетворены своей профессиональной деятельностью, несмотря на большую рабочую нагрузку и психологические стрессы, свойственные данной профессии [1].
Позже (в 2014 году) группа испанских исследователей (Салонова, Дел Либано, Льоренс) и нидерландец Шауфели опубликовали статью, в которой изложили, каким образом психосоциальные предпосылки влияют на благосостояние сотрудника. Результаты, полученные на выборке из 786 штатных сотрудников разных профессиональных сфер, показали, что существует четыре типа работников. В первую группу были включены работники, которые полны энтузиазма на протяжении всего рабочего дня, и ничто не может повлиять на их трудоспособность. Ко второй категории относятся работники, которые полностью расслаблены и на протяжении всего процесса работают «налегке», основной задачей такого типа работников является - отработать положенное время. К следующей группе исследователи относят трудоголиков, которые в течение всего рабочего дня находятся под напряжением, они вовлечены в процесс целиком и полностью, у них нет ни секунды свободного времени. И, наконец, к четвертому типу работников можно отнести тех, кто поддался стрессу. Эти работники на протяжении длительного времени были подвержены стрессовым факторам, что привело к хронической усталости и профессиональному «выгоранию» [2].
Итак, в ходе изучения отечественных и зарубежных исследований было выявлено, что стресс и мотивация оказывают существенное влияние на моральную и материальную удовлетворенность трудом сотрудников.
Литература
1. Scopus [Электронный ресурс]. Режим доступа: Working conditions, burnout and stress symptoms in university professors: Validating a structural model of the mediating effect of perceived personal competence.
2. Scopus [Электронный ресурс]. Режим доступа: Engaged, workaholic, burned-out or just 9-to-5? Toward a typology of employee well-being.
3. РИНЦ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://research-journal.org/featured/psycology/vzaimosvyaz-motivacii-i-professionalnoj-samorealizacii-pedagogov/.
4. РИНЦ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vo.hse.ru/2014--4/140077659.html.