Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЦЕПИ ПОСТАВОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК '

АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЦЕПИ ПОСТАВОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / лесопродукция / перевозочный процесс / смешанная перевозка / цепь поставок / model / forest products / transportation process / multimodal transportation / supply chain

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.О. Козяева, С.А. Бровкин, В.А. Шувалова, А.Л. Давыдова

Рассмотрены особенности функционирование транспортно-технологического процесса с учетом особенностей лесопромышленных складов, произведен сравнительный анализ основных моделей поставок лесоматериалов, на основании результатов анализа выявлена необходимость разработки комплексной модели организационно-технологического функционирования обозначенного процесса с учетом специфики лесной отрасли в условиях смешанных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И.О. Козяева, С.А. Бровкин, В.А. Шувалова, А.Л. Давыдова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE BASIC ASPECTS OF MODELING THE CHAIN OF SUPPLIES OF FORESTRY MATERIALS WITH ACCOUNT OF WAREHOUSES UNDER CONDITIONS OF MIXED TRANSPORTATION

The article discusses the features of the functioning of the transport and technological process taking into account forestry warehouses, a comparative analysis of the basic mathematical models for the supply of timber is carried out, based on the results of the analysis, the need for the development of a comprehensive model of the organizational and technological functioning of the designated process taking into account the specifics of the forest industry in mixed transport conditions is revealed.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЦЕПИ ПОСТАВОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК »

УДК 658.8

АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЦЕПИ ПОСТАВОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННЫХ ПЕРЕВОЗОК

И. О. Козяева, С. А. Бровкин, В. А. Шувалова Научный руководитель - А. Л. Давыдова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: kozyaeva_98@mail.ru

Рассмотрены особенности функционирование транспортно-технологического процесса с учетом особенностейлесопромышленных складов, произведен сравнительный анализ основных моделей поставок лесоматериалов, на основании результатов анализа выявлена необходимость разработки комплексной модели организационно-технологического функционирования обозначенного процесса с учетом специфики лесной отрасли в условиях смешанных перевозок.

Ключевые слова: модель, лесопродукция, перевозочный процесс, смешанная перевозка, цепь поставок.

ABOUT THE BASIC ASPECTS OF MODELING THE CHAIN OF SUPPLIES OF FORESTRY MATERIALS WITH ACCOUNT OF WAREHOUSES UNDER CONDITIONS OF MIXED TRANSPORTATION

I. O. Kozaeva, S. A. Brovkin, V. A. Shuvalov Scientific supervisor - A. L. Davydova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kozyaeva_98@mail.ru

The article discusses the features of the functioning of the transport and technological process taking into account forestry warehouses, a comparative analysis of the basic mathematical models for the supply of timber is carried out, based on the results of the analysis, the need for the development of a comprehensive model of the organizational and technological functioning of the designated process taking into account the specifics of the forest industry in mixed transport conditions is revealed.

Keywords: model, forest products, transportation process, multimodal transportation, supply chain.

Логистические потоковые процессы в форме системы товародвижения на практике образуют следующие блоки: закупки (снабжение); сбыт (продажи); перемещение (транспортировка); складирование (запасы). Цепь поставок является объединяющим звеном вышеперечисленных блоков с момента получения лесного сырья до доставки потребителю. Целью логистической цепи транспортных поставок является поиск оптимальных вариантовдоставки и разгрузки лесопродукции, путем минимизации затрат и предоставление грузополучателю максимально качественного товара. Лесопромышленные склады, подразделяются на нижние, верхние и сезонные (промежуточные) [4]. Управления

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

цепью поставок, при которой посредник осуществляет розничную торговлю без промежуточного хранения товаров на складе, то есть прямые поставки лесопродукции от лесосеки до потребителя осуществляются крайне редко.В подавляющем большинстве перевозка лесоматериалов происходит при взаимодействии нескольких видов транспорта: железнодорожного, автомобильного и водного. Сравнительныйанализ моделей перевозочного процессав лесной отрасли и их модификации представлены в таблице.

Модели перевозочного процесса в лесной отрасли

Автор Формализация модели Ограничения Значение показателей

Горяинов А. Н. Несмеянов К.В. а) ^ • х + V Уу^- к • ъ к 33 з'к ^шп < а,г = 1.....т; ] ТУп^ еи ^=1,,п; ] ^ < Ьк,к = 1,...,1; ] С'3, С]'к затраты на перевозку единицы груза на а. определенном участке; г -количество грузов в планируемый период из пункта г; е3 3 - —количество грузов, которые планируется перевезти в ■ ьк транспортном узле з; к -количество грузов, требуемых в планируемый период в пункте х к ; г - число единиц груза, планируемых для перевозки на участке (]) ; Уг3'_ число единиц перерабатываемых грузов в пунктах перевалки ] ()=1,...,п); 3 к — число единиц груза, планируемых для перевозки на участке (]'к).

б) Т^п ■ + ]'к X "З У и' ^ тах 2 И' < Ьк, к = 1,...,1; узз' - =1,,п; 0 ^ 3 ^ 3 ^=и.,п> к = 1,...,1;

Винокурова О. А. ¡чцкф = 4 - фф 2 гчкр ух . р < N / , гчукф гч]кф ф 3 чк XХ3кV - 4 гЗк9 5. Хгф9- 0 для всех г, ч, ], к ,ф . s, Л к, ф - соответственно, признак пункт в отправления, перевалки, назначения, вида сообщения, типа подвижного состава; А, В- соответственно, наличие груза в пункте отправления и потребность в грузе в пункте назначения; Ы-наличное количество единиц подвижного состава; Р-удельная потребность подвижного состава; /- коэффициент грузового качества подвижного состава; П - пропускная способность перевалочного пункта; Э- полные экономические издержки; X -количество груза.

Яшин А. В. Пробщ Добщ"^общ Ограничения, связанные с пропускной 0упа1к 2 - объемы доставки древесины с лесосек до

Прибыль Пробщ способностью

равна разности транспортных сетей,

суммы доходов и грузовместимостью

суммы затрат и складов, объемами

может лесозаготовок,

рассматриваться потребностями

как вместе, так и потребителей;

отдельно по видам объемы перевозок и

готовой поставок не могут

продукции, быть

входящим в отрицательными.

единую систему.

Модель

представлена в

сокращенном виде

объемы доставки с промежуточных потребителей,

м

промежуточных складов, м ;

Оупа 2 к 2 к1 _ объемы доставки древесины с промежуточных складов до нижних складов, м3;

Qijnp1k1k -

древесины складов до

3

Упа1к 2 _ удельные затраты на заготовку и транспортировку древесины до промежуточных

складов, руб/м3; цпа 2 к 2к1 -удельные затраты на транспортировку древесины с промежуточных складов до нижних складов, руб/м3_

На основании данных приведенных в таблице можно сделать следующие выводы:

- преимуществом моделей Горяинова А. Н. является учет затрат на единицу груза на каждом участке, а недостатком то, что она рассчитана на применение только в пределах одного населенного пункта по типу «грузовой трамвай - автомобиль» [1];

- модель, разработанная О. А. Винокуровой дает возможность поэтапного расчета оптимальной схемы смешанной перевозки с учетом лесной отрасли, но не учитываются риски, связанные с эксплуатацией подвижного состава [2];

- модель, Яшина А. В. описывает транспортно-технологический процесс доставки сортиментов на промежуточный и нижние склады разными типами подвижного состава с последующей поставкой потребителю, учитывает фактор времени [3].

Следует отметить, что наиболее приближенной к условиям лесной отрасли является разработка Яшина А. В. Данную модель можно расширить посредством введения в нее учета рискообразующих факторов и многовариантности, сопровождающих транспортно-технологического процесса поставки лесоматериалов в условиях смешанных перевозок. На основании результатов исследования, можно утверждать,что ни одна из приведённых моделей не отражает полностью функционирование транспортно-технологического процесса предприятий лесной отрасли, следовательно, обозначенная проблематика требует дальнейшей проработки посредством разработки новых подходов к моделированию отмеченного процесса.

Библиографические ссылки

1. Горяинов, А.Н. Несмеянов, К.В. Транспортное обслуживание логистической системы города с использованием трамвайно-автомобильного сообщения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnoe-obssluzhivanie-logisticheskoy-sistemy-goroda-s-ispolzovaniem-tramvayno-avtomobilnogo-soobscheniya/viewer.

2. Винокурова, O.A. Совершенствование организации перевозок и работы судов смешанного «река-море» плавания : дис. канд. техн. наук. -Новосибирск -2007.

3. Яшин, A.B. Оптимизация транспортно-технологического процесса лесозаготовительного предприятия : дис. канд. техн. наук. -Санкт-Петербург -2009.

4. Лесопромышленные склады [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.derev-grad.ru/lesopolzovanie/lesopromyshlennyi-sklad.html.

© Козяева И. О., Бровкин С. А., Шувалова В. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.