Столыпинский вестник №1/2023
Научная статья Original article УДК 338.1
АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ASPECTS OF THE CONSUMER MARKET DEVELOPMENT CONCEPT OF
THE SVERDLOVSK REGION
Колотова Екатерина Викторовна, магистрант, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected] Шведов Владислав Витальевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Kolotova Ekaterina Viktorovna, master student, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
Shvedov Vladislav Vitalievich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены специфические особенности потребительского рынка Свердловской области. Сделан анализ основных
Столыпинский вестник
концептуальных положений стратегии развития данного сегмента рынка. Выявлены наиболее типичные проблемы, намечены пути их устранения.
Abstract. The article considers the specific features of the consumer market of the Sverdlovsk region. An analysis of the main conceptual provisions of the development strategy for this market segment is made. The most typical problems are identified, ways to eliminate them are outlined.
Ключевые слова: потребительский рынок; уровень жизни населения.
Keywords: consumer market; standards of living.
Согласно данным современных исследований культуры потребительского поведения граждан, оно во многом зависит от социальных, политических факторов, развития новой техники и технологий, совершенствования методов управления, состояния рынка товаров и услуг [1, стр. 20].
Обстоятельствами, негативно влияющими на потребительский рынок сегодняшнего дня в нашей стране, являются: а) экономические санкции в отношении России со стороны стран Европейского Союза и США в связи со СВО, следствием чего становится увеличение объемов покупок гражданами необходимой продукции через интернет, где цены на ряд товаров ниже, чем в традиционной торговле; б) COVID - 19: потребители перестали закупать нужные товары в больших объемах, так как много времени проводили дома, то есть их расходы на продукцию существенно снизились. Эти два обстоятельства привели к тому, что многие граждане лишились стабильного финансирования своих покупок, отложили их на время, что в свою очередь привело к росту отпускных цен на товары.
Кроме того, многие люди стали активнее приобретать товары для приготовления сложных блюд в домашних условиях, меньше посещать места общественного питания, больше заказывать доставку пищи на дом. Утратив возможность путешествовать, покупают больше товаров "для души", чтобы
получать положительные эмоции. Большим спросом стали пользоваться вещи и предметы низкого ценового сегмента, продукты в уменьшенных упаковках.
Повышение Центральным банком России ключевой ставки до 20% станет причиной удорожания потребительского кредитования, следовательно, внесет изменения в розничный рынок. Покупательские предпочтения меняются уже сейчас: граждане активно меняют бренды, отказываясь от одних в пользу других, чаще всего более дешевых. То есть большинство россиян снижает расходы на покупки и ищет экономические выгоды при их совершении.
Все эти особенности проявляются и на потребительском рынке Свердловской области, имеющей свои черты, отличающие ее от других территорий РФ [3, стр. 108]. В регионе разработана и активно реализуется Стратегия - 2030, согласно которой увеличение промышленного производства должно дать к намеченному сроку следующие результаты:
- объем промышленной продукции: на 3,8 миллиарда долларов США больше к окончанию периода по сравнению с началом;
- объем произведенных товаров и услуг: на 1,5 триллиона рублей больше к окончанию периода по сравнению с началом;
- рост производительности труда в промышленности: на 3,7 миллиона рублей на человека к 2030 году по сравнению с 2014 годом;
- рост валового национального продукта: на 365 тысяч на человека за 16 лет;
- увеличение числа компаний, занимающихся инвестициями: на 11,5% к 2030 году;
- увеличение числа патентов на изобретения к запланированному сроку: до 1250 штук;
- снижение уровня безработицы: на 1,5% в конце периода по сравнению с началом;
- рост реальных доходов уральцев: более чем на 32% к концу периода;
- обеспеченность населения продуктами питания: молоко: на 80% больше, чем в начале периода; мясо - на 72% больше; овощи - на 44% больше.
Именно на этой основе планируется развитие структуры рыночной экономики Свердловской области, где население приобретает продукцию для личного пользования. При этом учитываются такие факторы, как выгодное географическое положение региона, высокая активность в нем предпринимателей и инвесторов. Важную роль играют относительно недорогие трудовые резервы, возможность обучать кадры для промышленных отраслей в местных средних специальных и высших учебных заведениях.
В настоящее время спрос и предложение в сегменте рынка, где население приобретает продукцию для личного пользования, в Свердловской области можно считать сбалансированными. В нем задействовано около 20% лиц, работающих в экономической сфере региона. Проводится систематическая работа по защите малообеспеченных граждан посредством внедрения специальных программ в деятельность предприятий розничной торговли, объектов бытового обслуживания населения, предприятий общественного питания. Так, в сельской местности, где у людей, как правило, невысокие доходы, успешно функционируют социальные магазины.
Отрицательными моментами следует назвать недостаточное финансирование, непрозрачный характер работы некоторых предприятий отрасли, большие объемы контрафактной и некачественной продукции, медленное внедрение ресторанного бизнеса с высокими ценами и франшизных проектов, а также предприятий общественного питания социальной направленности. Пока еще объекты службы быта размещаются в основном в городских поселениях, а жители сельских территорий остаются без качественного бытового обслуживания [2, стр. 70].
Все эти особенности стали основой для формулирования стратегических целей функционирования сегмента рынка, где население
приобретает продукцию для удовлетворения личных нужд [4]. В первую очередь это формирование добросовестных конкурентных отношений, позволяющих улучшать инвестиционную привлекательность области, повысить уровень благосостояния граждан. Цивилизованная форма организации потребительского рынка, благодаря которой все население получает равный доступ к нужным товарам и услугам. Развитый порядок движения товара, создающий благоприятные условия для его производства.
Важным аспектом выступает также ярмарочная торговля: продажа продуктов питания, производимых местными субъектами хозяйствования; товаров из ближнего и дальнего зарубежья, постоянно действующие ярмарки, интегрирующиеся с празднично - деловыми мероприятиями других регионов; поддержка региональными властями.
Базовыми стратегическими задачами развития потребительского рынка Свердловской области определены:
- координация и правовое регулирование со стороны государства: принятие соответствующих законов; разработка региональных целевых и ведомственных программ, алгоритмов оценки промежуточных и конечных результатов; прогнозирование развития сегмента рынка, где население приобретает продукцию для удовлетворения личных нужд; мониторинг и контроль реализации стратегии;
- обеспечение доступности продукции соответствующего рыночного сегмента всем слоям и категориям населения;
- совершенствование порядка розничной торговли: развитие инфраструктуры, фирменной торговли местных производителей товаров; размещение торговых объектов не стационарного характера; создание соответствующих предприятий в отдаленных сельских районах; электронная торговля;
- ликвидация не санкционированной властью торговли;
- улучшение организации общественного питания, бытового обслуживания граждан;
- противодействие производству и реализации контрафактных, фальсифицированных товаров посредством требования безусловного выполнения всеми участниками рынка правовых норм;
- качественная защита прав потребителей региона: оказание юридической помощи; пропаганда соответствующих правовых знаний; повышение профессионального уровня субъектов, работающих в сегменте рынка, где население приобретает продукцию для личных нужд.
Предполагается, что в результате выполнения разработанных планов
качество жизни населения Свердловской области будет стабильно расти,
повышая инновационно - инвестиционную привлекательность региона.
Литература:
1. Постановление Правительства Свердловской области № 387 - 1111 от 28.06.2019 года "Об утверждении Стратегии развития потребительского рынка Свердловской области на период до 2035 года"
2. Бунтовский С. Ю., Жилинко Е. О. Актуальные проблемы развития системы стратегического менеджмента в России // Международный научно-практический журнал «Интеграция наук». 2017. № 4 (8). С. 1922.
3. Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р. Стратегии развития регионов в контексте стандартов достойного труда // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2017. № 2 (659). С. 65-76.
4. Карх Д.А., Гаянова В.М., Фадеева З.О. Розничная торговля Свердловской области: проблемы логистики и интеграции // Управленец. 2017. №5(69). С. 104-111.
5. Колотова, Е. В. Развитие интернет - магазинов и маркетплейсов как инструмент модернизации потребительского рынка на территории
административного района муниципального образования / Е. В. Колотова, В. В. Шведов // Умная цифровая экономика. - 2022. - Т. 2. -№ 4. - С. 54-57. - EDN WAKEUJ.
References
1. Postanovleniye Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti № 387 - PP ot 28.06.2019 goda "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya potrebitel'skogo rynka Sverdlovskoy oblasti na period do 2035 goda"
2. Buntovskiy S. YU., Zhilinko Ye. O. Aktual'nyye problemy razvitiya sistemy strategicheskogo menedzhmenta v Rossii // Mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal «Integratsiya nauk». 2017. № 4 (8). S. 19-22.
3. Valiakhmetov R. M., Baymurzina G. R. Strategii razvitiya regionov v kontekste standartov dostoynogo truda // Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii. 2017. № 2 (659). S. 65-76
4. Karkh D.A., Gayanova V.M., Fadeyeva Z.O. Roznichnaya torgovlya Sverdlovskoy oblasti: problemy logistiki i integratsii // Upravlenets. 2017. №5(69). S. 104-111.
5. Kolotova, Ye. V. Razvitiye internet - magazinov i marketpleysov kak instrument modernizatsii potrebitel'skogo rynka na territorii administrativnogo rayona munitsipal'nogo obrazovaniya / Ye. V. Kolotova, V. V. Shvedov // Umnaya tsifrovaya ekonomika. - 2022. - T. 2. - № 4. - S. 5457. - EDN WAKEUJ.
© Колотова Е.В., Шведов В.В. 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 1/2023.
Для цитирования: Колотова Е.В., Шведов В.В. Аспекты концепции развития потребительского рынка свердловской области // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 1/2023.