_ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ..._
УДК 378
Некрасова Ирина Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и технологий ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», [email protected], Новосибирск
Сартаков Игорь Витальевич
Кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информационных систем и технологий ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», [email protected], Новосибирск
АСПЕКТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДхОДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Аннотация. На основе исторического обзора в статье обобщены основные определения и характеристики компетентностного подхода в системе высшего образования. Дается характеристика компетентностной модели выпускника, позволяющей соответствовать запросам рынка труда, потребностям общества и личности. Проанализированы методологические особенности реализации компетентностного подхода в построении современной модели выпускника гуманитарного вуза, ориентированной на развитие, в частности, тех свойств личности, которые необходимы для саморазвития и профессиональной самореализации. Полученные результаты исследования могут использоваться при проектировании основных образовательных программ и учебных планов по направлениям подготовки и специальностям.
Ключевые слова: компетенция; компетентностная модель выпускника; профессиональное образование.
Nekrasova Irina Ivanovna
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of information systems and technologies at the Novosibirsk State Pedagogical University», [email protected], Novosibirsk
Sartakov Igor Vitalevich
Candidate of pedagogical sciences, head of the department of information systems and technologies at the Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
ASPECTS OF COMPETENCE-BASED APPROACH AT DESIGN of model of the graduate of higher EDUCATION INSTITUTION
Abstract. On the basis of the historical review in article the main definitions and characteristics of competence-based approach in system of the higher education are generalized. The characteristic of competence-based model of the graduate, allowing to correspond to inquiries of a labor market, requirements of society and the personality is given. Methodological features of realization of competence-based approach in creation of modern model of the graduate of the liberal arts college, focused on development, in particular, those properties of the personality which are necessary for self-development and professional self-realization are analysed. The received results of research can be used at design of the main educational programs and curricula in the directions of preparation and specialties.
Keywords: competence; competence-based model of the graduate; professional education
В современном становлении компетентностного подхода в образовании условно можно выделить три основных этапа.
Первый этап, 1960-1970 гг. Этот этап характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием пред-
посылок разграничения понятий компетенция и компетентность.
Второй этап, 1970-1990 гг. характеризуется использованием категории компетенция в теории и практике обучения языку, профессионализма, в управлении, руководстве,
менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции». В середине 90-х гг. это понятие начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе. В советской педагогике как близкие к компетентностному подходу можно рассматривать работы, основанные на системно-деятельностном подходе.
«Компетентностный подход» как понятие и системная концепция описания образованности человека стал интенсивно развиваться в конце 90-х годов ХХ-го века и в первые годы XXI-го века под воздействием влияния моделей образования в западной Европе и США, в том числе развернувшегося в конце 90-х годов ХХ-го века Болонского процесса.
Многие авторы используют понятия «компетенция» и «компетентность» как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).
До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата образования. Введения понятия компетентности как умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем, позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества профессионального образования.
Компетенция предстает как компонент качества человека, некая группа его свойств, определяющих его способность (возможность, приспособленность, пригодность) выполнять определенную группу действий или определенный комплекс задач того или иного вида деятельности.
Появление категории компетенций сопровождалось одновременным процессом их классификации. Можно сказать, что существует множество целевых классификаций компетенций, выстраиваемых исходя из разных целей управления и из разных ситуаций.
Интерес представляет классификация способов определения компетенций, предложенная в Глоссарии терминов рынка труда, разработки образовательных программ и учебных планов» Европейского фонда образования (1997). По этому Глоссарию
выделяются четыре способа определения компетенций: компетенции, основанные на параметрах личности; компетенции, основанные на выполнении задач и деятельности; компетенции, основанные на выполнении производственной деятельности; компетенции, основанные на управлении результатами деятельности.
Советом Европы в 1996 г. было введено 5 ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые специалисты при получении среднего образования: социальные и политические компетенции для развития демократических институтов; компетенции для жизни в поликультурной среде; мастерство устной и письменной коммуникации; компетенции доступа к информации; способность учиться на протяжении всей жизни [8].
Универсальные компетенции имеют двойственную природу. С одной стороны, они не являются профессионально обусловленными. Этими компетенциями должны, так или иначе, обладать все современные специалисты независимо от сфер деятельности. С другой стороны, универсальные компетенции профессионально значимы, поскольку они составляют основу для профессиональных компетенций, позволяя им полноценно развиваться. Важной особенностью универсальных компетенций является то, что они дают возможность выпускникам вуза в случае необходимости быть востребованными на рынке труда, успешно реализовать себя в других профессиях (в сферах деятельности, не связанных в вузе квалификацией).
Возможно выделить три типа общих компетенций: инструментальные, межличностные и системные.
Инструментальные включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Конкретизированный набор включает: базовые знания по профессии; базовые общие знания; коммуникативные навыки на иностранном языке; коммуни-
кативные навыки на родном языке; навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников) ; способности к анализу и синтезу; способность к организации и планированию; способность принимать решения; способность решать проблемы; элементарные компьютерные навыки.
Межличностные, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, включают в себя социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства. Набор межличностных компетенций включает: способность к критике и самокритике; способность работать в команде; межличностные навыки: способность работать в междисциплинарной команде; способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международном контексте; приверженность этическим ценностям.
Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции требуют освоения инструментальных и базовых как основы. Они включают: способность применять знания на практике; исследовательские способности; способности к обучению; способности адаптации к новым ситуациям; способность к генерации новых идей (творчеству); способность к лидерству; понимание культуры и обычаев других стран; способность работать автономно; способность к разработке проектов и их управлению; способность к инициативе и предпринимательству; ответственность за качество; компетентностная модель выпускника.
Модель выпускника - это описание того, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какими качествами об-
ладает.
Отечественные исследователи Кузьми-нова Я. И., Пузанкова Д. В., Федорова И. Б., Шадриков В. Д., отмечают: «В отличие от характерной для действующих ГОС квалификационной модели компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда» [5].
Компетентностная модель выпускника - это необходимый для данного уровня направления (специальности) набор компетенций, которые следует достигнуть по окончании вуза. В набор компетенций входят как специальные, так и универсальные компетенции.
Построение компетентностных моделей выпускников или моделирование требований к результатам образования как норм его качества должно обеспечивать: отражение в системном виде эталона результата образования (уровень подготовки специалиста), адекватно отвечающего запросам рынка труда, потребностям общества и личности; формирование результатов образования как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции; проверяемость результатов освоения образовательных программ в процессе подготовки специалиста; обоснованное определение структуры, состава и четкое формулирование компетенций.
Можно считать, что модель выпускника отражает цели профессиональной подготовки, то есть ожидаемые результаты образования.
Результаты образования - ожидаемые показатели того, что обучаемый должен знать, понимать и в состоянии выполнить по завершении процесса обучения. Они могут относиться к одному курсу, модулю или периоду обучения, так и к программе первого или второго уровня в целом. Результаты обучения должны сопровождаться соответствующими критериями оценки. Результаты обучения и критерии оценки в совокупности определяют требования к присуждению кредитов, в то время как отметка выставляется на основе оценки достигнутых результатов, которые могут быть выше или ниже требо-
ваний присуждения кредита.
Результаты образования будут разными для разных уровней образования, следовательно, и набор компетенций различен для различных ступеней высшего профессионального образования, поскольку он связан с задачами деятельности, а они различны для разных уровней.
Важнейшим условием здесь является интеграция целей (ожидаемых результатов образования) в единую сложную структуру, учитывая все многообразие ролей, в которых человеку приходится выступать в течение жизни. Цели высшего профессионального образования не могут быть оторваны от социокультурных ценностей, идеалов целей общественного развития и должны соотноситься с уровнем развития науки и культуры в обществе.
Библиографический список
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
2. Селезнева Н. А. Проблема реализации компетентностного подхода к результатам образования в высшей школе. [Электронный ресурс]. URL: http://rc.edu.ru/rc/s8/dnevnik2009/ lh09/052009/sbl01 (дата обращения 01.06.2013)
3. Стуф А. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства / А. Стуф, Р. Л. Мартенс, Дж.ван Мериен-боер. [Электронный ресурс]. URL: http://www. ht.ru/press/articles/print/art26.htm (дата обращения 01.06.2013)
4. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. - СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 73 с.
5. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. -№ 8. - С. 26-31.
6. Яковлева А. Г. Определение показателей сформированности научно-методических компетенций магистра педагогики // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 11. - С. 38-40.
7. TEMP T.I.M.E. European Management Programme 2010-2011 [Электронный ресурс]. URL:. - Режим доступа: http://www.esi2. us.es/~tempschool/programl011.php (дата обращения 01.06.2013)