Научная статья на тему 'Компетентностный подход в образовательном процессе вуза'

Компетентностный подход в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2072
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / COMPETENCE APPROACH / QUALIFICATION APPROACH / COMPETENCE MODEL / COMPETENCE / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Л. В.

В статье сделана попытка показать необходимость внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс. Рассмотрен переход от квалификационного к компетентностному подходу, от модели деятельности специалиста к созданию модели выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The article shows an attempt to depict the necessity of implementing the competence approach into the educational process. It views the transition from the qualification approach to the competence one, from the model of specialist's activity to a graduate model creation.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в образовательном процессе вуза»

УДК 378+316.35

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

© 2011 Л.В.Орлова

Самарская академия государственного и муниципального управления

Статья поступила в редакцию 06.07.2010

В статье сделана попытка показать необходимость внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс. Рассмотрен переход от квалификационного к компетентностному подходу, от модели деятельности специалиста к созданию модели выпускника.

Ключевые слова: компетентностный подход, квалификационный подход, компетентностная модель, компетентность, компетенция, квалификация.

В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости реализации компетентностного подхода в образовании, который предоставляет возможность готовить конкурентоспособных, мобильных, инициативных профессионалов, максимально учитывая спрос и интересы работодателей в образовательном процессе. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной высшей школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования, необходимо применять активные методы обучения, инновационные образовательные технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних студентов. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода средствами модульных технологий.

°Орлова Людмила Викторовна, кандидат социологических наук, доцент, проректор по учебной работе. E-mail: 012802 3@rambler. ru

В связи с переходом на двухуровневую систему образования происходит трансформация высшей школы, системное преобразование от понятия «квалификация» к понятию «компетенция» и разграничение «квалификационного» и «компетентностного» подходов. Разграничение этих подходов проводится по таким критериям, как содержание подготовки, модели обучения, методы и технологии обучения, качество подготовки, результат образовательного процесса и другие. Так, суть «квалификационного» подхода можно описать следующим образом. Содержание подготовки определяется большим набором дисциплин, каждая из которых разворачивается исходя из логики своей предметной деятельности. Используется пассивная модель обучения, при которой только в конце обучения выясняется, какие сформировались компетенции, а какие нет. Применяются образовательные технологии, суть которых сводится к передаче знаний. Качество подготовки выпускника представляется как нечто производное от числа прослушанных курсов. Результат образовательного процесса описывается «ЗУНами» (знаниями, умениями, навыками) .

Компетентностный подход, который нельзя рассматривать как отменяющий квалификационные требования, представляет собой попытку целостно описать требования к специалисту. Он отнюдь не отменяет формирование знаний и умений, последние становятся основой для становления компетенций. Такой подход содержит в себе следующие характеристики. Содержание подготовки носит комплексный, междисциплинарный характер и ориентировано на овладение не только знаниями и умениями, но и на готовность их использовать в профессиональной деятельности. Модель обучения, определяемая как активная, направлена на формирование компетенций, что осуществляется практико-ориен-тированным подходом к обучению. К приоритетным образовательным технологиям относятся следующие: проблемное обучение, метод проек-

тов, ИКТ, модульное обучение и др. Качество подготовки определяется степенью приобщение студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций специалиста.

Часто термины «квалификация» и «компетенция» употребляются как синонимы. «Квалификация - это, прежде всего, поддающаяся определению совокупность профессиональных и смежных знаний, умений, способностей, которые необходимы для выполнения работы в какой-либо области. При этом наиболее важно, что работник обладает способностью успешно применять знания в практической работе в самых различных ситуациях, функциях, позициях, в одиночку или в группе». В обыденной речи слово компетенция в большей степени связано с юридическими контекстами, а слово компетентный со значением «круг знаний». Подобная поляризация значений может послужить базой для установления более тесной связи между компетентный «обладающий кругом знаний» и производным от него компетентность «обладание кругом знаний».

Компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими в ходе реализации своих полномочий; не следует противопоставлять компетентность знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, - оно включает их в себя1. Геометрически интерпретировать компетентность можно как системное проектирование знаний, умений, способностей и личностных качеств, то есть динамичная совокупность, которую студент может продемонстрировать после завершения обучения.

Рис. 1. Геометрическая модель компонентного состава компетенции

функции, связанные с его обязанностями перед обществом, коллективом сотрудников, собственным развитием. При этом реализация компе-тентностного подхода не ослабила значение личностного развития студентов, а наоборот усилила его. Работодатели отмечают огромное значение для успешной деятельности специалиста в современных условиях его компетенций в социальной сфере, базирующихся на уважении другого, толерантности, общей культуре и культуре общения. Очевидно, что компетентностная модель выпускника, по тем же причинам будет также отличаться от компетентностной модели опытного специалиста. В этом случае необходимо будет изменить уровень сформированности отдельных компетенций за счет корректировки степени развитости входящих в неё компонентов.

Внедрение в образовательный процесс компе-тентностного подхода усиливает внимание научно-педагогического коллектива ВУЗа к воспитательной деятельности, развитию личностных качеств студентов. Появляется новая цель образовательного процесса - воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной рассматривать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. То есть, это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в группах (коммуникабельность), готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию и т.д. и т.п. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности. Как показывает практика, именно личные качества человека, то есть его целеустремленность, трудолюбие, этика поведения, нравственные ценности, ответственное отношение к своим обязанностям, оказывают решающее значение на конечные результаты любой деятельности. Основываясь на изложенном, можно предложить некую аналитическую и геометрическую интерпретацию компетенции. Компетенцию можно представить следующим образом:

Компетенция = (Знание + Умение)Ч Отношение (1)

С переходом от квалификационного к компе-тентностному подходу, к профессиональным функциям выпускника высшей школы как специалиста определенного профиля, добавляются

1 Орлова Л.В. Компетентностная модель выпускника // Вестник Самарского муниципального института управления: теоретический и научно-методический журнал. - Самара: - 2010. - № 3 (14). - С. 96, 97.

Геометрическая интерпретация этой зависимости представлена на рис. 2. Здесь по осям координат отложены уровень развитости соответствующей компетенции, и в соответствии с формулой (1) мы получаем фигуру, состоящую из двух смежных прямоугольников, площадь каждого из которых определяется значениями двух

компонентов, одним из которых является отношение. Степень сформированности компетенции в этом случае будет определяться суммарной площадью прямоугольников, составляющих эту фигуру. Причем отсутствие или недопустимо низкий уровень развитости такого компонента как отношение не просто переводит компетенцию индивида в другое качество, а просто обращает её в ноль. Кроме того, легко заметить, что изменение развитости этой компоненты оказывает на конечное значение площади фигуры существенно большее влияние, чем изменение любого из двух оставшихся компонентов.

Отношение

Рис. 2. Геометрическая модель компетенции

Сформированность каждой из компетенций в конечном счете влияет на качество всей подготовки выпускника высшей школы. Если при квалификационном подходе базой для проектирования образовательного процесса является модель профессиональной деятельности специалиста, то при компетентностном подходе - модель жизнедеятельности человека, включая и его работу по профессии. С этих позиций указанные подходы не противоречат друг другу, просто компетентностный подход оказывается более широким.

Квалификационный подход - это формирование устойчивых практических навыков, формирование личностных качеств обучающихся. Компетентностный подход к образовательному процессу - это подход, акцентированный на результатах образования, выраженных в форме компетенций. При компетентностном подходе, как и при квалификационном, необходимо начинать с построения модели специалиста. Модель деятельности специалиста при реализации квалификационного подхода начинают строить, анализируя функции, которые ему предстоит выполнять в процессе профессиональной трудовой деятельности. Модель деятельности обычно дополняют профессиограммой, т.е. описанием условий труда, его психофизиологических характеристик. Далее строится таблица перевода функций в виды деятельности по формуле «что должен уметь делать специалист, чтобы выполнить ту или иную функцию» или «каким требо-

ваниям отвечать, чтобы соответствовать условиям, определенным профессиограммой2.

После создания модели деятельности специалиста переходят к созданию модели выпускника (по соответствующей специальности или специализации), прибегая в ряде случаев к замене требования «умеет» на требование «знает», имея в виду, что наличие определенных знаний позволит в будущем молодому специалисту овладеть при необходимости соответствующим умением.

Исходя из сущности компетентностного подхода, можно предположить следующее: если результаты образования будут выражены в компе-тентностном формате, то работодатель без труда оценит возможности данного специалиста выполнять определенные функции. Следовательно, прозрачность результатов образования значительно повысится, они станут значимыми за пределами системы образования. Компетентно-стный подход не отрицает предшествующие концепции образования, он, скорее расширяет их рамки, рассматривая будущего специалиста в более широком социальном аспекте, уводит его от жесткой привязки к знаниям конкретных объектов и предметов деятельности, заменяя их на более универсальные характеристики - компетенции, свидетельствующие о его способности и готовности к деятельности в определенных профессиональных и жизненных ситуациях.

Таким образом, при компетентностном подходе описание желательного образа специалиста должно исходить из описания его личности во всех её проявлениях. Компетентностный подход, в отличие от традиционного «знаниевого» подхода, акцентирует внимание всех субъектов образовательного процесса не на содержании учебного процесса, а на результатах образования, выраженных в форме компетенций. Согласно компетентностного подхода, взятые отдельно знания выпускником учебных дисциплин отходят на второй план и ключевыми становятся его обобщенные способности к успешным действиям на основе интеграции своих знаний в соединении с осознанным стремлением к действиям, то есть формирование системного набора компетенций. Система образования, не связанная с производством, не может готовить специалистов для практической работы. Одним из решений данной проблемы может стать интеграция вуза с наукой и расширение научных разработок, проводимых в вузе. Проведение научных исследований позволяет приблизить студента к новейшим разработкам и достижениям в сфере его деятельности, но работа в организации требует от выпускника целого комплекса других компетенций: умение

2 Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: Методология и опыт проектирования: Учеб. пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. - М.: 2009. - С. 92.

работать на персональном компьютере на трех уровнях (редакторские, сетевые и профессиональные программы), знание одного или двух иностранных языков, владение основами маркетинга, психологическими и конфликтологическими методиками, менеджерскими навыками. Этот комплекс нельзя освоить в ходе научных исследований. Необходима целенаправленная работа по всесторонней подготовке студента к будущей профессиональной деятельности. Согласно Федерального закона «Об образовании» образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. В связи с этим, организуя этот процесс, мы должны иметь в виду не только вопросы организации учебных занятий, но и всех иных внеучебных, в том числе воспитательных мероприятий, проводимых в вузе в целях всестороннего развития личности.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения разработаны в рамках компетентностно-кре-дитного формата и предлагают новое проектирование результатов образования в соответствии с моделями компетентностного подхода. Появляется новая цель образовательного процесса -воспитание компетентностной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, необходимо включать его в учебную деятельность, оказывать ему помощь в приобретении знаний. В стандартах нового поколения (ФГОС ВПО) требования к выпускни-

ку вуза будут представлены в виде перечня компетенций, которыми он должен обладать и уметь при необходимости продемонстрировать их на итоговой государственной аттестации. В этих условиях значение контроля соответствия подготовки специалиста требованиям ГОС существенно возрастает, поскольку только на итоговых испытаниях по существу и можно оценивать компетентность будущего специалиста.

Автономное муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская академия государственного и муниципального управления» является единственным муниципальным образовательным учреждением высшего профессионального образования на территории г.о. Самара. Одной из задач Академии является подготовка кадров для управления городом, как на уровне городской Администрации, так и районных администраций, а также - для муниципальных учреждений. На последней научно-практической конференции «Взаимодействие Академии и Администрации г.о. Самара в области научных исследований и подготовки кадров», которая проходила в апреле 2010 года, одними из направлений взаимодействия Академии и структурных подразделений Администрации, в рамках внедрения компетент-ностного подхода в образовательный процесс, были выделены: 1) Формировать совместно с представителями Администрации содержание основной образовательной программы (вариативная часть) с учетом создания компетентност-ной модели выпускника; 2) Организовать обсуждение (в рамках круглого стола, конференции, совещания) с участием руководителей структурных подразделений Администрации и научно-исследовательских групп Академии целесообразности и возможности разработки и внедрения новых управленческих технологий в деятельность органов местного самоуправления, в частности модели компетентностного подхода в управлении.

COMPETENCE APPROACH IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

© 2011 L.V.Orlova

Samara Academy of State and Municipal Management

The article shows an attempt to depict the necessity of implementing the competence approach into the educational process. It views the transition from the qualification approach to the competence one, from the model of specialist's activity to a graduate model creation.

Keywords: competence approach, qualification approach, competence model, competence, qualification.

°Lyudmila Viktorovna Orlova, Cand. Sc. in Sociology, Associate Professor, Pro-Rector of Studies and Education. E-mail: 012802 3@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.