Научная статья на тему 'Аспекты коммерциализации вузовской международной исследовательской деятельности'

Аспекты коммерциализации вузовской международной исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальный профессиональный капитал / исследовательская деятельность / международная кооперация / intellectual professional capital / research activity / international cooperation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брындин Евгений Григорьевич

Коммерциализация результатов международного вузовского исследовательского процесса затруднена в национальных рамках из‑за отсутствия необходимой современной техники и технологий, квалифицированных кадров, узости внутреннего рынка, недостаточности инвестиций. Коммерциализация международного вузовского исследовательского процесса осуществляется лишь при интенсивных внешнеэкономических связях и воспроизводстве профессионального и исследовательского человеческого капитала. В таких условиях решается проблема занятости молодых исследователей. В настоящее время актуально взаимодействовать на международной площадке БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of Commercialization of University International Research Activity

Commercialization of the results of the international university research process is difficult within the national framework due to the lack of necessary modern equipment and technologies, skilled personnel, the narrowness of the domestic market and insufficient investment. Commercialization of the international university research process is carried out only with foreign economic relations and reproduction of professional and research human capital. In such conditions, the issue of employing young researchers is being solved. Currently, it is important to work and collaborate on the international platform of BRICS.

Текст научной работы на тему «Аспекты коммерциализации вузовской международной исследовательской деятельности»

Брындин Евгений Григорьевич

Аспекты

коммерциализации

вузовской

международной

исследовательской

деятельности

Aspects of Commercialization of University International Research Activity

Аннотация. Коммерциализация результатов международного вузовского исследовательского процесса затруднена в национальных рамках из-за отсутствия необходимой современной техники и технологий, квалифицированных кадров, узости внутреннего рынка, недостаточности инвестиций. Коммерциализация международного вузовского исследовательского процесса осуществляется лишь при интенсивных внешнеэкономических связях и воспроизводстве профессионального и исследовательского человеческого капитала. В таких условиях решается проблема занятости молодых исследователей. В настоящее время актуально взаимодействовать на международной площадке БРИКС. Ключевые слова: интеллектуальный профессиональный капитал, исследовательская деятельность, международная кооперация

Abstract. Commercialization of the results of the international university research process is difficult within the national framework due to the lack of necessary modern equipment and technologies, skilled personnel, the narrowness of the domestic market and insufficient investment. Commercialization of the international university research process is carried out only with foreign economic relations and reproduction of professional and research human capital. In such conditions, the issue of employing young researchers is being solved. Currently, it is important to work and collaborate on the international platform of BRICS.

Keywords: intellectual professional capital, research activity, international cooperation

Брындин

Евгений Григорьевич,

научный исследователь, Исследовательский центр «Естествоинформатика», г. Новосибирск e-mail:

bryndin15@yandex.ru

Evgeny

Bryndin,

Researcher at the Estestvoinformatika Research Center, Novosibirsk

Вузы: интеграция образования и науки

Формирование исследовательской деятельности

Развивать международную вузовскую исследовательскую деятельность необходимо и за счет международной кооперации, и за счет повышения ее качества, при этом важно обеспечить некоторую долю иностранного участия, необходимого для развития реальной конкуренции. Чтобы исследовательская деятельность стала целостной, требуется, во-первых, повысить капитализацию фундаментальных знаний, во-вторых, работать по модели самодостаточности, в-третьих, проводить фундаментальные исследования также за счет прибыли от результатов исследовательской деятельности, и в-четвертых, привлекать молодых ученых в исследовательскую деятельность для бизнеса. Нужно через биржу компетенций и целевого обучения привлекать студентов вузов в исследовательскую деятельность для промышленных предприятий.

Развитие приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере промышленности выдвигает новые требования к подготовке инженерных кадров. Нужно развивать у студентов профессиональный капитал в вузе, формируя его основы и наполняя профессиональным содержанием. Интеллектуальный профессиональный капитал как доминанта интеллектуально-инновационных оснований подготовки специалистов составляет неотъемлемую часть подготовки инженера мирового уровня XXI века для увеличения прибыли, привлечения новых клиентов, создания новых продуктов или улучшения бизнеса. Это требует эффективного управления интеллектуальным капиталом, что, в свою очередь, способствует возникновению и внедрению инноваций, адаптирует их к более эффективному развитию и использованию.

Вузы тратят много времени и ресурсов на развитие своих учащихся в конкретных областях бизнеса, чтобы расширить их профессиональные интеллектуальные способности, доверие, позитивные межличностные отношения для эффективной деятельности. Формирование профессиональных качеств осуществляется в рамках университетского образования.

Актуальным становится образование по индивидуальным образовательным траекториям на основе платформ управления образовательным процессом. Платформы осуществляют реализацию основных модулей образовательного процесса, таких как конструктор образовательного пространства и учебных модулей, выбор курсов и построение образовательной траектории, индивидуальное расписание, успеваемость и рейтинги учащихся.

Учетной единицей планирования учащегося в университете должна быть учебная коммуникация, в которой он принял участие. В стратегию коммуникации включают представителей всех заинтересованных групп — от преподавателей

Брындин Евгений Григорьевич

университета до сетевых международных платформ других вузов для осуществления постоянной обратной связи с участниками трансформации. В нагрузку преподавателей попадают только те курсы, которые были выбраны учащимися. Студенты могут выбирать курсы других международных университетов, представленные на открытых онлайн-платформах.

Помощь с обоснованием выбора траектории сопровождает учащегося на протяжении всего процесса обучения: наличие специально спроектированных точек самоопределения в учебном процессе, специальные модули в образовательном процессе, тьюторское сопровождение. Многофакторность выбора индивидуальной образовательной траектории включает специальности, курсы, контенты, преподавателей, учебные группы, офлайн и онлайн учебные междисциплинарные коммуникации и исследовательские направления, современные наукоемкие технологии.

Современные наукоемкие технологии затрагивают все сферы деятельности и направлены на эффективное функционирование системы исследовательской деятельности. Одновременно развитие требует совершенствования системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала для организаций с ориентацией на инновационные и исследовательские качества специалистов. Интеллектуальный и исследовательский капитал современных специалистов должен способствовать повышению капитализации знаний и коммерциализации исследовательской деятельности [Bryndm, 2020a].

Самодостаточность исследовательской деятельности характеризуется воспроизводством востребованных знаний, коммерциализацией передовых технологий, развитием искусственного интеллекта и современной техники, ориентированных на отечественный и мировой рынки [Брындин, 2019; Брындин, 2020а-в; Bryndin, 2020Ь-^.

Капитализация инновационных знаний

Инновационный процесс связан с изменениями в области знаний, представленных в различных сферах жизнедеятельности человека. При этом в контексте этого процесса происходит рождение нового знания, его распространение и превращение в технологию и прибыль. Возникла тесная связь между умственной деятельностью, с одной стороны, и материальным производством — с другой. Темп и масштаб перевода знания в технологию обеспечивают основание для возможности усовершенствования. В новой экономике жизнеспособные конкурентные преимущества профессионального коллектива вытекают из его способности использовать новое знание.

Вузы: интеграция образования и науки

Индустрии привлекают прибыльное использование инновационных профессиональных знаний для новых технологий, услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характеров. Период времени от привлечения инновационных профессиональных знаний, создания новшества и до его использования составляет жизненный цикл инновации. С учетом последовательности проведения исследовательских работ жизненный цикл инновации рассматривается как комплексный инновационный процесс.

В мировой экономической литературе инновационный процесс обсуждается как воплощающийся в новых продуктах и технологиях. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Создатели инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат.

Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Если научно-технические инновации удовлетворяют рыночному спросу, то они приносят прибыль разработчикам. Выявление фактического положения дел по обеспечению прибыльности служит основой для последующих инновационных преобразований. Полный анализ позволит не только обозначить возможные направления инновационной деятельности, но и обосновать, какое из них наиболее экономически эффективно.

Современные коллективы реализуют инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения

Брындин Евгений Григорьевич

конкурентоспособности в мире. Инновации создают стоимость и материальные богатства, опираясь на некую форму изменений (в любой области — технологии, материалов, цен, услуг, демографии или даже геополитики), формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и вхождения на высокотехнологичные рынки. Инновации содействуют перемещению ресурсов и новых технологий в сферу более высокой производительности и прибыли.

Исследовательская деятельность стала технологической властью, вокруг которой вращается большинство других факторов современного делового преобразования экономики знаний. Экономика знаний сегодня стоит на пороге формирования нового сегмента рынка — рынка знаний. Рынок знаний формируется на основе исследовательской деятельности и капитализации знаний. Капитализация инновационных профессиональных знаний, приносящих прибыль профессиональным коллективам, является одной из основных категорий человеческого капитала. Данная категория отражает рыночную оценку того запаса человеческого капитала, которым располагают индивиды и профессиональный коллектив. Таким образом, при капитализации профессиональных знаний необходимо в первую очередь рассмотреть основные затраты человеческого капитала на их производство.

Осознание знания в качестве товара и важнейшего ресурса развития цивилизации, бурное развитие интернета, средств мобильной коммуникации и цифровых технологий, обеспечивающих возможности эффективного использования профессиональных интеллектуальных ресурсов, — все это определяет принципиально новые подходы к возможностям практического использования знаний и динамике изменений, происходящих в обществе. Образование в университете должно быть направлено в первую очередь на то, чтобы научить учащихся решать практические задачи, а не просто на передачу знаний.

Российские вузы претерпевают изменения, которые приведут к появлению нового типа университета. Раньше университеты были ориентированы только на преумножение знаний, сегодня важной составляющей становится коммерциализация разработок. В университетах третьего поколения на первый план выходит разработка и коммерциализация ноу-хау и капитализации знаний. Это поднимает такие вопросы, как защита интеллектуальной собственности. Мы привлекаем новые знания, новые навыки. Университет 3.0 — в первую очередь открытый университет, который активно сотрудничает с промышленными компаниями и зарубежными коллегами.

Взаимодействие с промышленностью положительно влияет на процесс образования: студенты понимают, какие дисциплины им нужны для успешной работы, и в соответствии с этим выстраивают свое обучение. Студенты должны сами нести

Вузы: интеграция образования и науки

ответственность за свое образование — иметь возможность выбирать те курсы, которые считают необходимыми. Когда студенты имеют доступ к разным компаниям, они получают представление о том, какие дисциплины им нужны. Они сами несут ответственность за образование. Когда ответственность переложена на учащихся, тогда это мотивирует их к развитию. Роль университетов будущего — развивать учащихся, создавать условия для исследовательской международной коллективной деятельности и коммерциализации их результатов. Цель университета — научить студента решать проблемы, капитализировать знания и воплотить их до коммерциализации.

Цифровая платформа коммерциализации результатов научных исследований

Технологическая платформа является инновационной экосистемой и выступает провайдером знаний и технологий будущего, концентрируя вокруг себя множество профессиональных коллективов, исследовательских центров, разнообразных технических и логистических сервисов и, что самое главное, потребителей. Она используется как способ организации взаимодействия различных участников (бизнес структур, университетов, государственных органов, независимых экспертов) для решения сверхсложных проблем.

Технологические платформы создаются в отраслях, относящихся к сфере нового знания (биомедицина, интеллектуальная энергетика, атомная промышленность, инфраструктура городов, роботостроение и др.). Университеты для платформ зачастую играют роль поставщиков научных ресурсов для проведения исследований. В условиях стремительных перемен и неопределенности новому поколению менеджеров, инженеров, экономистов предстоит решать не только качественно другие задачи, но и действовать на опережение, что требует особых компетенций кадров. Проблему не решить без качественного изменения содержания образовательных продуктов, методов обучения, оперативного внедрения результатов научных достижений в учебный процесс.

Возникает потребность в формировании специализированных университетских технологических платформ, ориентированных на коммерциализацию исследовательской деятельности. Технологическая платформа не обходится без участия университетов, роль которых резко возрастает при решении слабо структурированных проблем при дефиците необходимых знаний. Без международной кооперации невозможно сохранять высокие результаты в исследовательской деятельности, развивать компетенции, проводить глубокий анализ социальных и экономических трендов, совершенствовать

Брындин Евгений Григорьевич

образовательный контент и ориентироваться на коммерциализацию результатов исследовательской деятельности.

Система коммерциализации результатов научных исследований, как и инновационная система, является одним из видов открытых систем, где функционируют финансовые ресурсы, материальные средства в виде изделий, патентов, статей, а также человеческие ресурсы. Она включает научные организации, вузы, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные компании, предприятия и корпорации. А также структуры, обеспечивающие нормативно-правовое, информационное и финансовое обеспечение.

Для коммерциализации результатов научных исследований используется цифровая платформа интеллектуальных продуктов. Цифровая платформа интеллектуальных продуктов есть постоянно действующая рыночная площадка, на которой по определенным правилам совершаются сделки купли-продажи интеллектуальных продуктов в виде проектов, разработок различной степени готовности, лабораторных и промышленных образцов и установок, патентов, экспериментальных производств, результатов исследований, используемых в гражданских отраслях производства. Цифровая платформа интеллектуальных продуктов также исполняет роль организационного регулятора инновационных процессов.

Площадки создаются для контактов разработчиков и инвесторов, информационного концентратора интересов бизнес-сообщества, государства и интеллектуального сообщества. Выводятся результаты исследований и разработок на цифровую платформу интеллектуальных продуктов в виде разработок различной степени готовности, лабораторных и промышленных образцов и установок, патентов, экспериментальных производств, с одной стороны, и создание технических и финансовых условий для научных исследований и разработок — с другой стороны (со стороны заказчика).

Представителям бизнеса легче ориентироваться в адресации заказа на разработки при наличии рыночной цифровой платформы интеллектуальных продуктов, в работе которой принимает участие значительное число учебных учреждений и организаций страны, выполняющих исследования и разработки [Брындин, 2020г-е; Брындин, 2022а; Bryndm, 2020d-e; Bryndm, 2021]. В случае если бизнесу или индустрии удается сформулировать задачу или заказ на создание технологии, можно создавать виртуальную команду исходя из имеющихся компетенций, которая могла бы реализовать эту технологию по заказу индустрии. И наоборот, когда объединяются коллективы и предлагают инновационные прикладные знания или технологию для индустрии.

Чтобы технологическая платформа выполняла функции коммуникации и коммерциализации результатов, она

Вузы: интеграция образования и науки

должна быть ориентирована на рыночную конкурентную среду. Необходима тщательно разработанная маркетинговая стратегия технологической платформы, включающая не только исследования рынка, создание прорывных технологий, но и продуманную рекламную кампанию, направленную на повышение спроса на инновации и повышающую престижность научной и инженерной деятельности.

В условиях глобализации прорывные технологии, создаваемые в рамках технологической платформы, должны успешно конкурировать с технологиями и продуктами ведущих мировых производителей. Для успешной коммерциализации результатом исследовательской деятельности должен быть законченный продукт, востребованный как российским, так и мировым рынком. Для успешной технологической и экономической деятельности технологическая платформа БРИКС как коммуникационная платформа должна формироваться на принципах международного маркетинга взаимодействия [Брындин, 2022б].

Резюме

Учреждения образования, органы власти и бизнес должны будут измениться, чтобы согласовываться с потребностями общества, которое формируется на автоматизируемой промышленной основе. Мобильность управления должна:

• обеспечить экономический рост;

• поддержать высокотехнологичные конкурентные на внешнем рынке профессиональные коллективы с высокой добавленной стоимостью;

• поддержать университеты, которые готовят высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда (особенно IT специалистов цифровой экономики);

• развить производственные процессы на основе soft skills и world skills.

Международный опыт Японии, Сингапура, Китая, Южной Кореи, Германии, Англии, Америки показывает, что цифровые платформы коммерциализации исследовательской деятельности инновационной высокотехнологичной экономики улучшают менеджмент и конкурентную способность профессиональных коллективов, а также направляют подготовку университетами высококвалифицированных специалистов с интеллектуальным и исследовательским капиталом. Университеты Германии объединены в платформенные кластеры и ориентированы на проблематику «Индустрии 4.0», основанной на цифровых производствах.

Коммерциализация — это в первую очередь построение бизнеса (основанное на результатах научных исследований),

Брындин Евгений Григорьевич

в котором участвуют авторы технологий, собственники, инвесторы. Для ученых трансфер технологий служит инструментом поиска и привлечения дополнительных средств научных исследований. Для инвесторов — инструмент создания генерирующего устойчивые финансовые потоки бизнеса. Коммерциализация технологий (исследований и разработок) — это деятельность, которая направлена на создание дохода от использования результатов научных исследований, научных компетенций.

Коммерциализация на основе технологических платформ в развитых странах служит фундаментом глобальной конкурентоспособности, что актуализирует необходимость осуществления значительных усилий для поддержки и развития производства знаний, высоких технологий и инноваций в различных сферах деятельности. Формирование и продвижение коммерческого предложения основывается на деятельности по маркетинговым исследованиям, бизнес планированию и рекламно-информационной поддержке.

В Европе и США большая часть маркетинговых исследований осуществляется сторонними организациями при сотрудничестве с подразделениями по коммерциализации, тогда как само подразделение больше внимания концентрирует на бизнес-планировании и рекламно-информационной поддержке — на продвижении коммерческого предложения как деятельности, которая непосредственно связана с получением отклика от рынка, привлечением сторон, заинтересованных в коммерциализации разработки. Коммерциализация знаний и технологий служит движущей силой создания новых и модернизации существующих секторов промышленности. щ

Литература:

Брындин, 2019 — Брындин Е. Г. Синергия университетов, высокотехнологичного бизнеса и институтов управления цифровой экономикой и инновационным развитием // Россия: тенденции и перспективы развития, 2019. Вып. 14 ч. 1. С. 467-472.

Брындин, 2020а — БрындинЕ. Г. Роботы с искусственным интеллектом и спектроскопическим зрением на высокотехнологичном рынке труда // Журнал «Информационное общество», 2020. № 3. С. 40-49.

Брындин, 2020б — Брындин Е. Г. Автоматизация и искусственный интеллект улучшают и ускоряют уборку территорий // Сборник материалов национальной конференции «Актуальные направления научных исследований: технологии, качество и безопасность». — Кемерово: КемГУ, 2020. С. 103-105.

Брындин, 2020в — Брындин Е. Г. Технологическое развитие промышленной индустрии цифровыми двойниками с искусственным интеллектом // Материалы научно-практической конференции «Робототехника и искусственный интеллект: теория и практика» // Научный журнал «Вестник цифровой экономики», 2020. № 2. С. 74-80.

Вузы: интеграция образования и науки

Брындин, 2020г — Брындин Е. Г. Мобильность регулирования территориального развития цифровой индустриализации экономики // Материалы II Национальной (всероссийской) научно-практической конференции «Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики». — Орел: ОГУ им. И. С. Тургенева, 2020. С. 444-450.

Брындин, 2020д — Брындин Е. Г. Созидание социальной самодостаточной цифровой национальной экономики с индустрией 5.0 // XI Международная Кондратьевская конференция «Возможные сценарии будущего России и мира: междисциплинарный дискурс». — М.: МООСИПНН Н. Д. Кондратьева; Волгоград: ООО Издательство «Учитель», 2020. С. 67-74.

Брындин, 2020е — Брындин Е. Г. Технология повышения безопасности региональных роботизированных производств // Современные технологии, экономика и образование: сборник материалов II Всероссийской научно-методической конференции. — Томск: ТПУ, 2020. С. 65-72.

Брындин, 2022а — Брындин Е. Г. Продуктивное Исследовательское Образование для Развития Промышленности // Россия: тенденции и перспективы развития, 2022. Вып. 17 ч. 2. С. 497-501.

Брындин, 20226 — Брындин Е. Г. Формирование платформенной экономики с энергетическим эквивалентом на технологической площадке содружества БРИКС // Международная научно-практическая конференция «Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС», 2022.

Bryndin, 2020a — Bryndin, E. Mission of Universities in Era of Rapid Technological Development // Journal of Educational System, 2020. Vol. 4. Issue 1. Pp. 36-40.

Bryndin, 2020b — Bryndin, E. Diversified Transformation of University Inside and in Interaction with Industrial and Social Environment // Education Journal, 2020. Vol. 9. Issue 4. Pp. 95-98.

Bryndin, 2020c — Bryndin, E. Formation of Technological Cognitive Reason with Artificial Intelligence in Virtual Space // Britain International of Exact Sciences Journal, 2020. Vol. 2. Issue 2. Pp. 450-461.

Bryndin, 2020d — Bryndin, E. Creative Communication Safe Ethical Artificial Intelligence in the Era of Technological Development // Software Engineering, 2020. Vol. 8. No. 3. Pp. 13-23.

Bryndin, 2020e — Bryndin, E. Creation of Social Self-sufficient Digital Ecological Economy of Natural Needs of Healthy Living Activities // Resources and Environmental Economics, 2020. Vol. 2. No. 2. Pp. 184-190.

Bryndin, 2021 — Bryndin, E. Formation of International Ethical Digital Environment with Smart Artificial Intelligence // Automation, Control and Intelligent Systems, 2021. Vol. 9, Issue 1. Pp. 27-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.