Научная статья на тему 'Аспекты и методология определения адреса объекта культурного наследия или описания его местоположения при проведении государственной историко-культурной экспертизы'

Аспекты и методология определения адреса объекта культурного наследия или описания его местоположения при проведении государственной историко-культурной экспертизы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
2
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственная историко-культурная экспертиза / выявленные объекты культурного наследия / предмет охраны объектов культурного наследия / адрес / Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации / State historical and cultural expertise / identified cultural heritage objects / the subject of protection of cultural heritage objects / address / Unified State Register of Cultural Heritage Objects (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сысолятин Артем Андреевич

В представленной статье анализируются аспекты установления и предоставления сведений о местонахождении выявленного объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта) при проведении государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и определения его категории историко-культурного значения. Автором предлагается методология определения адреса выявленного объекта культурного наследия и предлагается провести унификацию структуры предоставления сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/3034-4557-2024-1-75-91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects and methodology of determining the address of a cultural heritage object or description of its location during the state historical and cultural expertise

The article analyzes the aspects of establishing and providing information about the location of the identified cultural heritage object (the address of the object or, in its absence, a description of the location of the object) during the state historical and cultural expertise in order to justify the inclusion of the cultural heritage object in the Unified State Register of Cultural Heritage Objects (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation and determining its category historical and cultural significance. The author proposes a methodology for determining the address of the identified object of cultural heritage and proposes to unify the structure of providing information about the location of the object (the address of the object or, in its absence, a description of the location of the object)

Текст научной работы на тему «Аспекты и методология определения адреса объекта культурного наследия или описания его местоположения при проведении государственной историко-культурной экспертизы»

УДК 351

Аспекты и методология определения адреса объекта культурного наследия или описания его местоположения при проведении государственной историко-культурной экспертизы

Сысолятин Артем Андреевич

Заместитель генерального директора по архитектурному проектированию, ООО «Научно-исследовательский центр проектирования и историко-культурных экспертиз», Москва, РФ. E-mail: 4sa56621@gmail.com ORCID: 0009-0006-0116-3620

Аннотация

В представленной статье анализируются аспекты установления и предоставления сведений о местонахождении выявленного объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта) при проведении государственной историко -культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и определения его категории историко-культурного значения. Автором предлагается методология определения адреса выявленного объекта культурного наследия и предлагается провести унификацию структуры предоставления сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта). Ключевые слова

Государственная историко-культурная экспертиза, выявленные объекты культурного наследия, предмет охраны объектов культурного наследия, адрес, Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Aspects and methodology of determining the address of a cultural heritage object or description of its location during the state historical and cultural

expertise

Artem A. Sysolyatin

Deputy General Director for Architectural Design, «Scientific, Research Center of Planning and Historical and Cultural Expertise» LLC, Moscow, Russian Federation. E-mail: 4sa56621@gmail.com ORCID: 0009-0006-0116-3620 Abstract

The article analyzes the aspects of establishing and providing information about the location of the identified cultural heritage object (the address of the object or, in its absence, a description of the location of the object) during the state historical and cultural expertise in order to justify the inclusion of the cultural heritage object in the Unified State Register of Cultural Heritage Objects (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation and determining its category historical and cultural significance. The author proposes a methodology for determining the address of the identified object of cultural heritage and proposes to unify the structure of providing information about the location of the object (the address of the object or, in its absence, a description of the location of the object). Keywords

State historical and cultural expertise, identified cultural heritage objects, the subject of protection of cultural heritage objects, address, Unified State Register of Cultural Heritage Objects (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation.

Введение

При проведении государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и определения его категории историко-культурного значения существует необходимость в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов

Российской Федерации»1 (далее - Федеральный закон № 73-Ф3) «Порядок включения объектов культурного наследия в реестр» в выводах экспертизы (в случае положительного решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее -Реестр) предоставлять сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта) в соответствии с примером из циркулярного письма Минкультуры России от 30.09.2022 № 19315-12-02@2

В практике проведения государственной историко-культурной экспертизы в отношении выявленных объектов культурного наследия в г. Ейске Ейского района и в Новокубанском районе Краснодарского края были установлены случаи неоднозначности в определении местонахождения выявленных объектов культурного наследия (их адресного ориентира) при положительном решении

0 включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр.

Целью настоящей работы является освещение аспектов установления и предоставления сведений о местонахождении выявленного объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта) при проведении государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в Реестр и определения его категории историко-культурного значения, порядок проведения которой утвержден Правительством Российской Федерации 3 , а также формулирование рекомендаций по правовому регулированию конкретных процедур проведения государственной историко-культурной экспертизы, что позволило бы в целом усовершенствовать институт государственной историко-культурной экспертизы.

Определение местонахождения выявленного объекта культурного наследия при проведении государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в Реестр и определения его категории историко-культурного значения представляется

1 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 13.10.2023).

2 Не публиковалось.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2024 № 530 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 13.10.2023).

актуальным, так как является её обязательным условием. Некорректное определение адреса или описания местоположения (при отсутствии адреса) может вызвать проблемы в процессе осуществления государственной охраны такого объекта [Чемерчева 2019, 294], учитывая, что адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта используется в нормативно-правовых актах о постановке на государственную охрану объектов культурного наследия, при ведении Реестра, в учётной документации, охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия и т.д.

Методология исследования основывается на анализе норм действующего законодательства и правоприменительной практики в процессе проведения государственной историко-культурной экспертизы.

Анализ действующего законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия и нормативно-правового регулирования в области присвоения, изменения и аннулирования адресов

В Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ принципы определения адреса или при его отсутствии описания местоположения объекта культурного наследия не определены. В пункте 2 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ «Порядок выявления объектов культурного наследия» отмечено, что заявитель при направлении в орган охраны объектов культурного наследия заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр, должен представить в том числе, сведения о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта).

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 73 -ФЗ «Порядок включения объектов культурного наследия в реестр» заключение государственной историко-культурной экспертизы должно содержать сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта) в случае положительного решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 73-ФЗ «Ведение реестра» регистрация объекта культурного наследия в Реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия

регистрационного номера в Реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия, в котором указывается, в том числе, сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта).

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 4 адрес - это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Объектами адресации могут являться: объект капитального строительства, земельный участок или другой объект, предусмотренный установленным Правительством Российской Федерации перечнем объектов адресации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется следующими уполномоченными органами: органами местного самоуправления; органами государственной власти городов федерального значения; органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; органами публичной власти федеральной территории; организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»5

Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся сведений об адресах несет уполномоченный орган, разместивший такие сведения. Присвоенный объекту адресации адрес приобретает статус

4 Федеральный закон от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 13.10.2023).

5 Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 13.10.2023).

легитимного адреса только после размещения уполномоченным на присвоение, изменение и аннулирование адресов органом сведений о таком адресе в государственном адресном реестре.6

Основным нормативным правовым актом, регулирующим данные правоотношения, являются «Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов», утвержденные постановлением Правительства

Российской Федерации от 19.11.2014 № 12217

Отмечено, что один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса объекта адресации, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (строению), сооружению.

Отдельно подчеркивается, что при присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения.

Аспекты определения адреса или при его отсутствии описания местоположения выявленного объекта культурного наследия в процессе проведения государственной историко-культурной экспертизы

На примере утвержденных описаний местоположения объектов культурного наследия регионального значения «Братская могила воинов Советской Армии и партизан, погибших в период Великой Отечественной войны. Захоронено 2003 человека, установлено фамилий на 65 человек. Скульптура установлена в 1958 году», 1941-1945 гг. (Курская область, Рыльский район, г. Рыльск (на Красной площади у входа в парк им. Горького), «Братская могила воинов Советской Армии, погибших в период Великой Отечественной войны»,

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 № 492 «О составе сведений об адресах, размещаемых в государственном адресном реестре, порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 13.10.2023).

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» установлено, что присвоение адреса объекту, а также изменение или аннулирование адреса относится к компетенции органов местного само. Присвоение объекту адреса, изменение и аннулирование адреса производится уполномоченным органом по собственной инициативе или по заявлению физических или юридических лиц» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 13.10.2023).

1941-1945 гг. (Курская область, город Рыльск (на улице Кирова у отдельного дуба), можно сделать вывод, что адресный ориентир объекта культурного наследия может содержать дополнительную информацию о местоположении объекта культурного наследи или наоборот не содержать какой-либо существенной информации, позволяющей определить местоположение объекта культурного наследия без дополнительного поиска, к примеру, объект культурного наследия регионального значения «Братская могила воинов Советской Армии, погибших в марте 1943 года. Захоронено 83 человека, установлено фамилий на 38 человек. Скульптура установлена в 1968 году», 1943 г., 1968 г. (Курская область, гор. Льгов (на гражданском кладбище). Таким образом, определено, что указание адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта не всегда обладают единообразием.

По сложившейся практике проведения государственной историко-культурной экспертизы адресный признак выявленного объекта культурного наследия можно установить путём запроса адресной справки в уполномоченном органе. В случае, если в адресной справке содержится информация об адресе интересующего объекта, задача в определении сведений о местонахождении объекта (адрес объекта) выполнена. Однако, как зачастую, уполномоченные органы направляют ответ с указанием, что правовой акт о присвоении адреса не издавался или информация об адресном признаке объекта отсутствует. В таких случаях устанавливать адрес эксперту по проведению государственной историко-культурной экспертизы приходится иными путями или при отсутствии адреса, описывать местоположение объекта.

В первую очередь, установить адрес или местоположение выявленного объекта культурного наследия можно по правовому акту о включении его в перечень выявленных объектов культурного наследия, с учётом того факта, что в соответствии с пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ «Порядок выявления объектов культурного наследия» заявитель при направлении в орган охраны объектов культурного наследия заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр, должен представить в том числе, сведения о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта), то есть самостоятельно провести изыскания для определения корректного адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта.

Рисунок 1. Блок-схема действий при определении адреса или местоположения выявленного объекта культурного наследия8

8 Составлено автором.

Правовой акт о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия -это документ, принятый уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, который как правило, содержит также сведения о наименовании объекта, дате и его местонахождении на момент включения. Встречаются случаи, когда со временем изменяется адрес объекта, что затрудняет его идентификацию. К примеру: выявленный объект культурного наследия «Дом купца И.Ф. Струцкого», 1913 г., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Свердлова, 98-100 лит. А. Адрес (местонахождение) объекта (по данным организации, осуществляющей государственный технический учёт и (или) техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности) значится: Краснодарский край. г. Ейск, ул. Свердлова, 98-100 лит. А. Адрес Объекта в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (далее - ФИАС) по административно-территориальному делению: Краснодарский край, Ейский район, город Ейск, улица Свердлова, дом 100. Администрацией Ейского городского поселения Ейского района письмом от 10.07.2023 № 01-363/23-19 было сообщено, что в ходе проверки было выявлено разночтение в адресах: здание с кадастровым номером 23:42:0202142:413 имеет адрес - город Ейск, улица Свердлова, дом 98-100, а земельный участок, в границах которого находится объект адресации, имеет адрес - город Ейск, улица Свердлова, 100. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 при присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, такие адреса должны соответствовать адресам земельным участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения. Таким образом, в акте о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия указывается один адрес (старый), а в ФИАС, либо в нормативном правовом акте об изменении адреса, изданном уполномоченным органом - другой адрес (новый).

Вторым этапом адресных изысканий является установление адресного признака выявленного объекта культурного наследия по открытым информационным источникам, в том числе и в сети «Интернет». Узнать, присвоен ли объекту недвижимости адрес можно на портале с помощью ФИАС9,

9 Источник: https://fias.nalog.ru/.

где можно получить выписку из Государственного адресного реестра об адресе объекта адресации. Для поиска достаточно ввести кадастровый номер земельного участка, здания, сооружения, помещения или адрес. Сам кадастровый номер дома или участка можно на сайте Росреестра10 Сведения, содержащиеся в ФИАС, являются общедоступной информацией, размещаются в сети Интернет и обязательны для использования органами государственной власти при предоставлении государственных услуг. Местоположение объекта, в случае если адрес присвоен, можно установить на интерактивной карте в соответствующем разделе на официальном сайте ФИАС.

Другой возможностью определения адреса выявленного объекта культурного наследия является адрес земельного участка, на котором расположен выявленный объект культурного наследия (в случае, если земельный участок прошёл государственный кадастровый учёт) в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости. Существенным недостатком такой возможности является общее указание на все объекты капитального строительства на этом земельном участке, без возможности определения месторасположения выявленного объекта культурного наследия в структуре земельного участка, в случае если объекты капитального строительства не прошли государственный кадастровый учёт.

Решением указанной проблемы могла бы быть литерация - результат технической инвентаризации при осуществлении государственного учёта объектов недвижимости. В основе государственного учёта объектов недвижимости лежит технический учёт объектов капитального строительства, который ведут специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). В их обязанности входят сбор, обработка, хранение и выдача информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии и принадлежности объектов на основе результатов периодических обследований в натуре.

В соответствии с пунктом 2.13 Инструкции о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации, которая утверждена приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-

10 Источник: https://pkk.rosreestr.rU/#/search/.

коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 3711, каждому основному зданию, строению служебного назначения и сооружению на плане земельного участка присваивается литера. Литера - это буквенное обозначение зданий, строений и сооружений в инвентаризационно-технической документации.

Согласно пункту 4.8 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, введенных в действие с 01.01.1991 г., согласованных с Госкомстатом РСФСР, Госстроем РСФСР, Минфином РСФСР и Минюстом РСФСР 12 каждому строению, пристройке и сооружению присваивается литера. Основные строения литеруются заглавными буквами русского алфавита А, Б, В и т.д. (кроме использования литеры Г, предназначенной для служебных строений и сооружений). Пристройки, подвал, цокольный этаж, утепленные мезонин, мансарда и светелка литеруются заглавными буквами русского алфавита того основного строения, в составе которого они расположены, с добавлением цифрового значения их номера по порядку описи: А1, А2 или Б4, Б5 и т.д.

Литера указывает на наличие нескольких строений или конструкций на территории данного адреса. Это может быть, например, многоэтажное здание, гараж, офисное здание или другие независимые сооружения. Таким образом, литера помогает более точно определить местоположение конкретного объекта и избежать путаницы при поиске. Чтобы узнать, что означают литеры в адресе дома, необходимо обратиться к техническому паспорту строения или к местной администрации. В документах должна быть информация о том, какие дополнительные буквы или знаки обозначают конкретные корпуса или подъезды в данном доме.

Литера и корпус - это два разных понятия в адресе объекта. Литера обычно относится к подразделению строения, такому как корпус или подъезд, и обозначает конкретный номер или букву этого подразделения. Корпус же является самостоятельным строением и имеет свой уникальный номер или букву, которые указывают на его местоположение в адресе. Итак, литера или корпус в адресе объекта позволяют определить, какое строение имеется в виду.

11 Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 13.10.2023).

12 Рекомендации по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, утверждённые Росжилкоммунсоюзом от 01.01.1991 г. // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 13.10.2023).

Чтобы правильно написать адрес, необходимо указать номер дома, а за ним — букву или номер строения. Таким образом, мы сможем точно узнать, где находится нужный объект и отличить его от других зданий с похожим номером. Однако, согласно постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 № 13АП-2061/2016 13 суд указал, что в соответствии с разъяснениями Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости (письмо от 31.03.1999 № 1812 14) литеровке подлежат все элементы земельного участка (в том числе строения, сооружения, тротуары и пр.) Домовладению присваивается один номер, независимо от количества строений, расположенных в нём. При выделении и присвоении строению самостоятельного адреса используется корпусная, а не литерная система нумерации (например, корпус 1 и прочее), следовательно, литеры не являются частью адреса объекта недвижимости, и используются лишь для обозначения объекта на плане единого земельного участка, что также отмечено в статье начальника отдела государственного надзора и учета объектов культурного наследия комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия Р.Б. Зайцева [Зайцев 2023] и докладе о проблемах идентификации ОКН по адресному признаку на сайте Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия15.

Кроме того, литера не указана в типах зданий (сооружений), серди которых дом, корпус, строение, шахта16. Согласно приказу Минфина России № 171н утвержден Перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов. Использование данного перечня при присвоении и изменении адресов объектов адресации является обязательным.

13 Источник: https://sudact.ru/arbitral/doc/stAs4ttLSlos/.

14 Письмо Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости Комитета по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга от 31 марта 1999 г. №1812 о литеровке строений и сооружений // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 13.10.2023).

15 Доклад о проблемах идентификации ОКН по адресному признаку на сайте Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия. URL: https://nasledie.ivanovoobl.ru/komitet/doklady-vystupleniya (дата обращения: 13.10.2023).

16 Приказ Минфина России от 05.11.2015 № 171н «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов» // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 13.10.2023).

Таким образом, учитывая невозможность указания на литеру в адресе выявленного объекта культурного наследия, необходимым представляется, реализация предложенной идеи Р.Б. Зайцевым, при описании особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в Реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны) указание на литерацию (при наличии) с приложением поэтажных планов [Зайцев 2023] в актах государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в Реестр и определения его категории историко-культурного значения, в случае положительного решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр. При этом в графическом изображении местоположения границ объекта культурного наследия контур объекта культурного наследия должен совпадать с контуром объекта культурного наследия в описании особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в Реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны).

В случае отсутствия адреса и ограниченного времени проведения государственной историко-культурной экспертизы экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы должно быть сформировано корректное описание местоположения объекта.

Однако, при отсутствии адреса и при наличии достаточного времени проведения государственной историко-культурной экспертизы, согласия собственника объекта можно получить государственную услугу по присвоению адреса объекту недвижимости в течении 8 рабочих дней.

Но вернёмся к описанию местоположения объектов культурного наследия. Описание местоположения объекта в процессе проведения государственной историко-культурной экспертизы может осуществляться несколькими способами, здесь приведём несколько возможных примеров для памятников.

Основной способ заключается в описании местоположения объекта относительно близлежащего объекта капитального строительства с указанием расстояния в метрах, направления, фасада, от которого производится расчёт, адрес объекта капитального строительства. За неимением такого, за предмет отсчёта может быть установлен характерный объект местности: ограда, столб линии электропередачи, малая архитектурная форма и т.п. К примеру, местонахождение объекта: Краснодарский край, Новокубанский район, п. Восход

(к востоку от восточного фасада здания по ул. Гагарина, 44 на расстоянии ориентировочно 3 м).

Если объект расположен между двумя объектами капитального строительства описание местоположения объекта может осуществляться с указанием адресов объектов капитального строительства. К примеру, местонахождение объекта: г. Москва, Лужнецкая наб. (между ул. Лужники, д. 24, стр. 18 и ул. Лужники, д. 24, стр. 19).

В случаях невозможности привязать описание местоположения объекта к близлежащему объекту капитального строительства или характерному объекту местности, представляется возможным указать кадастровый номер земельного участка (при наличии), на котором расположен выявленный объект культурного наследия. К примеру, местонахождение объекта: Краснодарский край, Новокубанский район, с/п Ковалевское (номер земельного участка 23:21:0110000:716).

В случаях, когда ни одного из вышеуказанных компонентов не имеется, единственной возможностью описания местоположения объекта, указание на топонимы близлежащего географического объекта, направление и расстояние от него. К примеру, местонахождение объекта: Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район, аул Карт-Джурт, на слиянии рек Кубань и Худес, в 29 км к югу от г. Карачаевска.

Альтернативой может являться указание координат по широте и долготе.

В любом случае, описание должно содержать название субъекта Российской Федерации, район расположения, далее же могут быть допустимые вариации, но с учётом требований приказа Минфина России № 171 н.

В отношении ансамблей и достопримечательных мест описанием местоположения может являться перечисление адресов всех памятников в его составе, или только указание улиц.

Заключение

В целях решения проблемы не единообразия при установлении и предоставлении сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) необходимо провести унификацию структуры предоставления сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) при подготовке заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта

культурного наследия, в Реестр, как на то указывает в своей статьей руководитель Информационно-выставочного центра ПАО «Пигмент» И.П. Чемерчева [Чемерчева 2019, 267]; но кроме того, при формировании выводов заключения государственной историко-культурной экспертизы; при регистрации в Реестре.

По результатам проведенного правового анализа и научного изыскания представляется необходимым закрепить правовым актом в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия следующие рекомендации:

1) унифицировать варианты описания местоположения выявленного объекта культурного наследия при отсутствии адреса:

- в заявлениях о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр;

- в процессе проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и определения его категории историко-культурного значения;

2) при описании особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в Реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны) указывать на литерацию (при наличии) с приложением поэтажных планов в актах государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в Реестр и определения его категории историко-культурного значения в случае положительного решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр. При этом в графическом изображении местоположения границ объекта культурного наследия контур объекта культурного наследия должен совпадать с контуром объекта культурного наследия в описании особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в Реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны).

Освещение вышеуказанных аспектов установления и предоставления сведений о местонахождении выявленного объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта) при проведении государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения объекта культурного наследия в Реестр и определения

его категории историко-культурного значения, а также формулирование рекомендаций по правовому регулированию конкретных процедур проведения государственной историко-культурной экспертизы позволит в целом усовершенствовать институт государственной историко-культурной экспертизы и государственной охраны объектов культурного наследия. К примеру, обязательная ссылка на литеры в проектах предметов охраны объектов культурного наследия в положительных актах государственной историко-культурной экспертизы и соответствие между собой схем предмета охраны (если такие разрабатываются) и границ территории объекта культурного наследия.

Кроме того, в дополнении к выводам и предложениям члена-корреспондента Российской академии наук, доктора экономических наук А.А. Варламова и соискателя федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет по землеустройству» (г. Москва) Т.В. Обыночной [Варламов, Обыночная 2015, 13-20], важным представляется продолжить развитие ФИАС с учётом законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия, к примеру, в части интеграции с набором данных из Реестра, региональных информационных систем, к примеру, в части взаимной интеграции наборов данных и возможности расширенного поиска по наименованию объекта культурного наследия, отображению его на карте.

Список литературы

1. Варламов А.А., Обыночная Т.В. Проблемы актуализации адресной информации в государственном кадастре недвижимости // Имущественные отношения в РФ, 2015. №9 (168). С. 6-20.

2. Зайцев Р. Идентификация культурного наследия по адресному признаку, 2023. URL: https://vk.com/@romzay1-identifikaciya-kulturnogo-naslediya-po-adresnomu-priznaku (дата обращения: 13.10.2023).

3. Чемерчева И.П. Проблемы адресной идентификации объектов культурного наследия в контексте реализации контрольно-надзорных полномочий органов охраны объектов культурного наследия: по материалам управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области / И. П. Чемерчева // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако: Материалы III Международной научно-практической конференции.

В 2-х томах, Тамбов, 24-25 мая 2019 года / Ответственный редактор В.Ю. Стромов. Том 1. - Тамбов: Издательский дом "Державинский", 2019.

References

1. Varlamov A.A., Obynochnaya T.V. (2015) Problemy aktualizacii adresnoj informacii v gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti // Imushchestvennye otnosheniya v RF. No. 9 (168). Р. 6-20.

2. Zajcev R. (2023) Identifikaciya kul'turnogo naslediya po adresnomu priznaku. URL: https://vk.com/@romzay1 -identifikaciya-kulturnogo-naslediya-po-adresnomu-priznaku (data obrashcheniya: 13.10.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. CHemercheva I.P. (2019) Problemy adresnoj identifikacii ob"ektov kul'turnogo naslediya v kontekste realizacii kontrol'no-nadzornyh polnomochij organov ohrany ob"ektov kul'turnogo naslediya: po materialam upravleniya po gosudarstvennoj ohrane ob"ektov kul'turnogo naslediya Tambovskoj oblasti / I. P. CHemercheva // Tambovskie pravovye chteniya imeni F.N. Plevako: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h tomah, Tambov, 24-25 maya 2019 goda / Otvetstvennyj redaktor V.YU. Stromov. Tom 1. - Tambov: Izdatel'skij dom "Derzhavinskij"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.