Научная статья на тему 'Аспекты гуманитарной составляющейв программе подготовки журналиста'

Аспекты гуманитарной составляющейв программе подготовки журналиста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА / ЗНАКОВОСТЬ ЯЗЫКА / ЕDUCATION / INTELLIGENCE / UNDERSTANDING OF THE TEXT / THE SYMBOLIC MEANING OF THE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гехтляр С.Я.

Статья посвящена описанию аспектов обучения журналистов, представляющихся наиболее продуктивными и перспективными в рамках гуманитарной составляющей вузовской программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гехтляр С.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the description of the aspects of training (education) journalists, were the most productive and promising in the humanitarian component of university programs.

Текст научной работы на тему «Аспекты гуманитарной составляющейв программе подготовки журналиста»

УДК 002,703

АСПЕКТЫ ГУМАНИТАРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТА

С.Я. Гехтляр

Статья посвящена описанию аспектов обучения журналистов, представляющихся наиболее продуктивными и перспективными в рамках гуманитарной составляющей вузовской программы.

Ключевые слова: образование, интеллект, понимание текста, знаковость языка.

Одно из наиболее точных и емких определений филологии дано С.С.Аверинцевым: "...содружество гуманитарных дисциплин, изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов». Совершенно естественно поэтому, что пришло время, и в рамках филологического, одного из старейших в нашем вузе факультетов, возникла специальность «Журналистика».

Вспоминаем об этом не случайно: вместе с большим, солидным юбилеем этого года - 85-летием вуза подоспел и один из маленьких: 15 лет, как была открыта специальность «Журналистика», в этом году -10-й выпуск специалитета, 1-й выпуск бакалавриата.

Не вовлекаясь в подробный разбор достижений и трудностей роста, не подводя пока итогов, можно, как представляется, опираясь на опыт работы в СМИ разных городов России наших выпускников, поделиться сложившимися представлениями о содержании важнейших аспектов образовательного процесса, аспектов, следование которым необходимо для обеспечения высокого уровня профессионализма.

Образование прежде всего «воспроизводит существующий общественный порядок, подготавливая социализированных, компетентных и по возможности лояльных участников коллективной жизни» (Флиер: Интернет ресурс),эта его сторона особенно важна для работников печати. Поэтому, несмотря на мелькающие в последнее время утверждения, будто не нужны факультеты и отделения журналистики, будто журналист не нуждается в специальном обучении ( об этом говорил, например, на встрече со студентами МГУ известный интервьюер В.Познер), трудно представить, чем заменить вузовское обучение как процесс подготовки не только к социальной адаптации, но и к активному включению в изменяющиеся социальные ситуации.

К тому же, как издавна считается, образование - это «историко-культурный феномен, средоточие, условие и показатель духовного состояния нации» (Белозерцев: 327), что тоже в особой мере касается журналистского образования. Именно в процессе вузовского обучения у журналиста можно сформировать умение воздействовать на образ жизни людей, понимание места СМИ в жизни общества, значимость их как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм. Вуз может помочь в развитии ориентации на активное усвоение способов познавательной деятельности, а через нее - обеспечение возможностей самораскрытия.

Что наиболее продуктивно и перспективно в рамках гуманитарной составляющей вузовской программы?

Остановимся на рассмотрении некоторых аспектов:

1. Насущные проблемы в жизни сегодняшней России, темпы и технологии информатизации заставляют прежде всего по-новому взглянуть на проблемы интеллекта в одном из первоначальных смыслов этого слова: интеллект как способность к пониманию, ср.: «Интеллект (от лат. йеПеСи — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок» (Большой латинско-русский словарь: Интернет ресурс); соответственно «интеллектуальный - относящийся к разуму, пониманию, обладающий развитым интеллектом»( Азимов, Щукин).

Следовательно, если говорить об интеллектуальном уровне как о степени развития способности к пониманию, то становится очевидным, что процесс обучения журналиста в самом общем смысле это становление профессионала в результате постижения текста («если понимать текст широко, как всякий связный знаковый комплекс»,Бахтин), двоякие отношения с текстом: 1\ как с результатом творчества( тут имеются в виду любые результаты словесного творчества) и 2\ с текстом как любым продуктом коммуникативной ситуации.

Постижение текста, как отмечал М. М.Бахтин, есть стремление познавать его, «как его понимал автор, но понимание может быть и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многоосмысленным. В понимании оно восполняется сознанием и раскрывается многообразием смыслов. Таким образом, понимание восполняет текст: оно - активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает творчество"( Бахтин: Интернет ресурс). Понимание текста и есть правильное отражение отражения: через чужое отражение к отраженному объекту.

В художественной литературе (как и вообще в искусстве) даже на мертвых вещах (соотнесенных с человеком) лежит отблеск субъективности. В частности, это проявляется в том, что отдельные компоненты могут приобретать особую роль в организации целого текста, а через него - и в комплектации смысла. Например, такую роль приобретает в текстах И.А.Бунина лексема попона(ы).Являясь в прямом своем назначении покрывалом для лошади ( а иногда и других домашних животных) (См. Словарь русского языка в 4 тт.,т.3:296)( Свиньи сидели на задах в деревянной загородке, покрытые серыми попонами с вензелями и коронами. «Игнат»), попона у Бунина часто приобретает знаковость. Особенно интересны имеющиеся в тексте указания на существование некой связи «попона-бедность»: "В быту дома я нашёл переход уже к грубой бедности — замазанные глиной трещины печей, полы для тепла постланы мужицкими попонами. "(«Жизнь Арсеньева»).

Для успешного развития умения создавать тексты необходимо умение их понимать, поэтому основными категориями филологического дискурса являются текст и своего рода «добывание» его смысла. Вдумаемся, для примера, в один из фрагментов стихотворения А.Ахматовой из цикла «Северные элегии» ( «Шестая»), где говорится о способности воспоминаний с течением времени уходить от нас, отдаляться, и о том, что наступает момент, когда «Мы сознаем, что не могли б вместить \То прошлое в границы нашей жизни,\ И нам оно почти что так же чуждо, Как нашему соседу по квартире...»(Ахматова:409).Точный смысл приведенного сравнения , а следовательно, и смысл текста может извлечь только человек, знающий такой факт из истории быта нашей страны, как распространенность коммунальных квартир, когда в одной квартире жили несколько семей, на всех могла быть одна общая кухня, одна ванная комната, один

282

Вестник Брянского госуниверситета. 2015(2)

туалет. Говоря о чуждости уходящих воспоминаний и сравнивая отчуждение с чувствами «соседа по квартире», А.Ахматова рассчитывает, что знающий читатель поймет: такая «чуждость» одновременно пронизана условиями хоть и нежелательной, но «близости», связями принудительно соединенного быта, поймет сущность сравнения : ведь именно такая кажущаяся чуждость для нас существует и у далеких воспоминаний о прошлом.

Для публицистики текст так же значим, как и в художественном творчестве, хотя бы уже потому, что "журналистика" определялась в истории, прежде всего, как литературно-публицистическая деятельность в журналах и газетах, а уже во втором, собирательном, значении как периодические издания. Несмотря на то, что современное лексическое значение слова "журналистика" намного шире, это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации, текст остается первоосновой любого журналистского труда. Поэтому как в постижении, так и в создании журналистского текста особенно важной становится проблема факта, именно факт может становиться знаковой основой выявления смысла. Например, в одном из очерков Дмитрия Шеварова ( «Добрые лица. Книга портретов») один факт соединяет в сознании читателя Виктора Некрасова и Валентина Распутина. Казалось бы, что общего? Талант, литература? Конечно, но не это становится стержнем текста. Оказывается, прочитав в Париже "Уроки французского", Некрасов (знаковость отклика!) посылает Распутину, с которым даже не был знаком, бандеролью три яблока ( Невероятно и знаменательно - пропустили на таможне!) Лишне напоминать: это те яблоки, которые послала мальчику героиня рассказа Распутина.

А как понятен и притягателен становится портрет В.Некрасова! Читая в очерках Шеварова о том, как многие герои в ходе повествования окликают друг друга, пересекаются, как причудливо подчас сцепляются их судьбы, проникаешь в содержание и еще одной глубинной мысли: мир каждого из нас действительно тесен.

2. Второй важный аспект, точнее - задача гуманитарной составляющей журналистского образования , прививать чувство необходимости познания, радость познания.

В русском языке термины «знание», «познание» несут два основных значения: 1\знание как данность, добытый факт, 2\, процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Принято считать, что успешность результата обеспечивает только искренняя, осмысленная заинтересованность в самом процессе добычи знания. Известный физик, лауреат Нобелевской премии, Ричард Фейнман писал: «... наилучший способ обучения...: когда ты продвигаешься вперед, надо взбудоражить этих парней или поймать их на различные крючки так, чтобы никому не было скучно — ни парню, которому интересна история и скучна абстрактная математика, а с другой стороны, парню, которому нравится абстракция и скучна история (Ричард Фейнман: Интернет ресурс , режим доступа :http://books.academic.ru/book.nsf/ ...).

Среди дисциплин, изучаемых журналистами, наибольшими возможностями в развитии познавательного интереса обладают те, которые в той или иной степени касаются проблем научно-популярной литературы. Наиболее важные вопросы этой сферы : 1\ в чем сущность различий собственно научной и научно-популярной журналистики? 2\ правда ли, что научное - это всегда обезличенное? 3\ правда ли, что наука внеморальна?4\ нуждается ли в особой подготовке журналист, пишущий на темы науки?

Основное в тех представлениях о содержании и подходах к научной журналистике, которые важно доносить до студентов: 1\ необходимость чтения и анализа специальной и научно-популярной литературы («берешься писать - должен знать чуть больше потенциального читателя»); 2\понимать, что атмосфера дискуссий - естественное состояние науки; давая свое изложение, всегда учитывать возможность иных мнений; 3\пишущий о науке журналист должен обладать такими качествами, как неамбициозность ( сомнение - признак научной честности); превалирование принципа доказательности над авторитетом; не скрывать наличие в представляемом проекте, открытии элементов недодуманности; давать оценку элементам риска; отражать процесс поисков баланса.

3. Свои особые требования к процессу обучения предъявляет тот факт, что профессиональная деятельность журналиста подразумевает его участие в повышении интеллектуального уровня населения. Обеспечивается такое участие воспитанием мировоззренческих принципов, определяющих отношение к действительности (См. Словарь русского языка, т.2), устойчивых принципов морали, просвещенности, готовности к духовно-практической деятельности.

Интеллект неразрывно связан с просвещенностью, знанием литературы и истории прежде всего. Например, неоценима в этом плане роль русского фольклора. Как в дохристианский период, так и с принятием христианства произведения русского фольклора настойчиво утверждали роль нравственности, показывали, что нравственный выбор -за человеком, следовательно - и ответственность на нем (Лихачев:34).

Сложен, сколь и необходим, процесс воспитания чувства ответственности, которое специфично для работника печати. Нередко у того, кто создает информацию, под влиянием такого ее свойства, как сконструированность, развивается ощущение нереальности, отсюда - неумение предвидеть варианты воздействия. Подспудное ощущение индивидуальным сознанием неполной реальности сконструированного для него и окружающего его мира ведет к потере правильных представлений о следствиях, к возникновению специфического «облегченного» типа поведения ( вспомним термин братьев Стругацких «человек играющий»).

Кроме того, журналист ответствен за формирование реалистического мироощущения у читателя, за формирование устойчивости к различного рода фобиям, против манипулирующего воздействия астрологии, оккультизма и других проявлений. Все это возможно лишь при условии создания текстов на основе истинно научной информации.

4. Естественно, что при этом на один из передних планов выдвигается как проблема нравственная проблема ценностей. Как известно, СМИ - лаборатория, «плавильный котел», где соединяются ценности старого, тоталитарного режима, возрождающихся христианских традиций, прививаются демократические. Это ставит СМИ в уровень с религией, искусством, литературой и накладывает дополнительную ответственность.

5.Следующая важная проблема обучения - подготовка будущего журналиста к той относительно новой особенности современной жизни, которую называют информационным вакуумом, или «дефицитом изобилия» (Мясникова : 14), имеется в виду, что все возрастающая количественно информативность нередко приводит сегодня к утрате доверия. Объемная информация, лишенная причинно-следственных связей, отторгается адресатом, развивает недоверие, остается неутоленным информационный голод. Таким образом, при широкомасштабном информационном потоке, в результате утраты доверия к тому, о чем слышит и читает, человек оказывается на деле в информационном вакууме.

Поддерживается состояние вакуума близким к нему явлением, которое можно назвать «видимостью информативности»: благодаря многочисленным шоу-программам, социальным сетям и интернетобщению всякого рода часто стирается граница между знанием\незнанием, правдой\ложью.

6. Интерес к истории, устройству и основам функционирования родного языка - основа интеллектуальной деятельности журналиста. На самых ранних этапах обучения студент должен усвоить, что не язык страдает от отходов человеческой деятельности, которые в него обязательно, в соответствии с его ролью в жизни, попадают. Язык - это просто зеркало, мы такие как мы говорим.

Наша «сродненность» с языком, зависимость от языка может создавать, как ни странно, ощущение его нам «приданности»: язык для нас подчас разновидность «обслуживающего персонала». Отсюда - кажущаяся простота управления: претензии к языку, гордость своим языком, с одной стороны, - и «капризное командование» им - с другой.

Явление, которое весь мир называет «русскими мозгами», имеет не этническую, а прежде всего гуманитарную природу, ничто не поможет его сохранению, если не укреплять веками сложившихся традиций в обучении , прежде всего, в обучении языку и литературе начиная со школы.

The article is devoted to the description of the aspects of training (éducation) journalists, were the most productive and promising in the humanitarian component of university programs.

Keywords: еducation, intelligence, understanding of the text, the symbolic meaning of the language.

Список литературы

1. Азимов Г., Щукин А. И. Словарь методических терминов - М., 2002 .

2. Ахматова Анна. Избранное. - М., «Художественная литература», 1974 .

3. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. - Интернет ресурс, режим доступа: http://www.gumer.info/authors...

4. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен: Курс лекций. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004.

5. Большой латинско-русский словарь. - Интернет ресурс, режим доступа: http://www.nigma.ru/?s...

6. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9 тт. - М., Изд-во «Художественная литература», 1966.

7. Журналистика в системе современных ценностей и аксиологических идей. - Интернет ресурс, режим доступа : http://baza-referat.ru....

8. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-Х11вв. - Л.,1987.

9. Мясникова Л. «Новая экономика» в пространстве постмодерна // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 12.

10. Словарь русского языка в 4 тт.\ АН СССР, под редакцией А.П.Евгеньевой. - М., Изд-во «Русский язык», 1982.

11. Фейнман Ричард. Радость познания. - М., 2013.Интернет ресурс, режим доступа http://books.academic.ru/book.nsf/.

12. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001.

13. Флиер А.Я.. Культурологическая парадигма образования (к определению понятия) - Интернет ресурс, режим доступа:http://hischooLru/userffles/flier-paradigma.doc.

14. Шеваров Дмитрий. Добрые лица. Книга портретов - М., «Феория», 2010 .

Об авторе

Гехтляр С.Я. - профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, sv_se@mail.ru УДК 802.3

ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕРИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕПРЕЗЕНТАНТОВ КОНЦЕПТА «СКУКА» (НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ПИСЕМ А.П.ЧЕХОВА)

С.Я. Гехтляр, Г.Е. Маханова

Семантико-когнитивный анализ производных единиц - это одна из операций по раскрытию признакового состава концепта. В статье анализируются деривационные средства экспликации содержания ментальной единицы, составляющие приядерную зону концептополя «Скука». Ключевые слова: концепт «Скука», приядерная зона, дериваты, когнитивные признаки.

Среди направлений лингвокогнитивных описаний ментальных единиц нам наиболее убедительным представляется семантико-когнитивный подход в теории Воронежской научной школы (З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.), который через анализ семантики языковых номинантов, выступающих средством материализации языкового сознания, приоткрывает доступ к содержанию концептов.

Полевая модель, структурированная по ядерно-периферийному принципу, помогает раскрыть смыслы «Скуки» как одного из уникальных концептов русской концептосферы.

Деривационное поле как составляющая номинативного поля рассматриваемого концепта представляет в его структуре приядерную зону. Околоядерную зону концептуального поля мы рассматриваем как вербально-деривационную организацию, репрезентированную единицами, производными от ядерных лексем по словообразовательному типу и семантическому.

В когнитивно-ориентированных исследованиях «деривационный процесс понимается не просто как рождение слова, но и как образование новых смыслов. Появление слова для когнитивиста означает не столько факт формального расширения лексического состава языка, сколько рождение нового средства закрепления смысла или смыслов в слове» [1, с.8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.