Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В КИТАЕ'

АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ УСЛУГА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мочалов М.А.

В статье рассмотрены актуальные проблемы государственного регулирования развития международного рынка туристических услуг в мире. Исследованы системы органов государственного управления туристической индустрией в Китае; выявлены основные направления административного и экономического влияния на развитие международного туризма, обеспечивающих устойчивое развитие международного туризма в данной стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF GOVERNMENT CONTROL OF INTERNATIONAL MARKET DEVELOPMENT OF TOURIST SERVICES IN CHINA

The issues of the government control of international market development of tourist services in the world are examined in the article. The Chinese system of state administration of tourist industry is investigated; basic directions of administrative and economic influence on development of international tourism have been revealed, that provide steady development of international tourism in the marked country.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В КИТАЕ»

экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития. Под редакцией: Т. Г. Тумаровой, Н. М. Фомичевой, И.И. Добросердовой, -2015 - с. 246-249

УДК 338.48

Мочалов М.А. студент магистратуры ФГБУВО «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет» Россия, г. Санкт-Петербург АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В КИТАЕ

Аннотация: В статье рассмотрены актуальные проблемы государственного регулирования развития международного рынка туристических услуг в мире. Исследованы системы органов государственного управления туристической индустрией в Китае; выявлены основные направления административного и экономического влияния на развитие международного туризма, обеспечивающих устойчивое развитие международного туризма в данной стране.

Ключевые слова: международный туризм, государственное регулирование, туристическая услуга, туристическая индустрия, Китай.

Mochalov M.A. magistracy's student Saint-Petersburg State University of Economics

Saint-Petersburg, Russia ASPECTS OF GOVERNMENT CONTROL OF INTERNATIONAL MARKET DEVELOPMENT OF TOURIST SERVICES IN CHINA

Abstract: The issues of the government control of international market development of tourist services in the world are examined in the article. The Chinese system of state administration of tourist industry is investigated; basic directions of administrative and economic influence on development of international tourism have been revealed, that provide steady development of international tourism in the marked country.

Key words: international tourism, government control, tourist service, tourist industry, China.

Международный туризм стал всемирным явлением, со своими рыночными тенденциями развития и законами функционирования. Об этом свидетельствует расширение круга стран, участвующих в международном туризме [1]. Цель статьи заключается в исследовании особенностей современных аспектов государственного регулирования развития международного рынка туристических услуг у ведущих стран - лидеров по предоставлению туристических услуг (на примере Китая).

Если в 1955 году в туристическом обмене принимали участие 65 государств [2, с. 32], то в 2011 году Всемирная туристская организация (UNWTO) приводит данные относительно 212 стран и регионов, вовлечённых международный туризм [3], то есть практически всех стран мира. Согласно опубликованному UNWTO долгосрочному прогнозу «Туризм: перспектива 2030» количество международных туристических визитов к 2030 году достигнет 1,8 миллиарда человек. В результате этого рынок туризма будет пополняться каждый год в среднем на 43 млн туристов [4, с. 10].

Исследование UNWTO дают возможность утверждать, что тенденции роста туристической индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. Так, учитывай устойчивый рост по основным показателям - количеству международных туристических прибытий и поступлений от международной туристской деятельности на протяжении последних лет Китай может стать самой посещаемой страной мира к 2020 году, достигнув значения более 100 млн визитов [5].

После двадцати лет успешного проведения реформ Китай превратился в одного из активных игроков международного рынка туристических услуг. Сейчас международный туризм играет очень важную роль в национальной экономике Китая, увеличивая внутренний спрос и экономический рост страны. В 2007 году индустрия туризма составляла около 1,3% ВВП, доля туризма в экспорте товаров была на уровне 3,4%, а в экспорте услуг - 33,7% [6, с. 291].

В кризисном 2008 году общий объем международных туристических прибытий Китая (включая резидентов данной страны, которые находились за границей) составил 130 млн чел., а полученная прибыль от международного туризма достигла уровня 40,8 млрд долл., что меньше на 1,4% и 2,6% по сравнению с соответствующими показателями 2007 года [7, с. 87]. Однако в 2014 году прибыль Китая от международной туристской деятельности составила около 60 млрд долл. по количеству международных туристических прибытий в 55,6 млн. Количество туристов, отъезжающих за границу, среди граждан Китая составило почти 46 млн. человек, что выше показателя предыдущего года на 11,9% [8, с. 13]. Китай также, согласно статистическим данным UNWTO, занимает первую строчку в рейтинге стран, резиденты которых тратят больше всех, находясь за границей, в сфере международного туризма с 2012 года. Китайские туристы потратили рекордные 165 млрд. долл. находясь за рубежом в 2014 году, что на 27% больше по сравнению с 2013 годом [8, с. 13].

В стране существует развития система органов государственного управления, а роль государства в развитии международного туризма значительна. Китайская Национальная Администрация по Туризму (КНАТ) - правительственный орган, ответственный за туристическую деятельность, который играет центральную роль в регулировании туризма Китая. Этот орган непосредственно регулируется Государственным Советом Китая,

финансируется государством и отвечает за развитие международного туризма в стране, продвигая и регулируя международные туристические прибытия в страну, внутренний и выездной туризм [5, с. 14].

КНАТ работает с различными туристическими ассоциациями (Ассоциация Китайского Туризма, Китайская Ассоциация туристических путешествий и тому подобное) и контролирует 18 офисов в 14 странах [6, с. 291]. Местное регулирование туристической деятельности осуществляется специальными подразделениями КНАТ (туристическими бюро), которые расположены в каждой провинции и городах Китая [5, с. 7].

Хотя регулирование международного туризма в Китае является комплексным и сложным, правила в отношении туристов, отъезжающих за границу, а также туристических агентств, которые организуют зарубежные туры и тому подобное, являются достаточно чёткими и отвечают требованиям членства Китая в ВТО. Так, в июне 2007 года, КНАТ объявила об отмене постановления об ограничении формирования иностранных туристических агентств в Китае. КНАТ предложила для иностранных туристических агентств такие же условия работы как для местных согласно условиям ВТО. Одновременно КНАТ активно поощряет китайских туристических операторов в ведении бизнеса с иностранными туристическими направлениями [5, с. 14].

Другим важным направлением Китайского Правительства было регулирование выездного туризма через создание нового закона для жизнеспособной туристической индустрии, известного как «Китайский внешний туристический контракт для граждан, которые выезжают за границу» (Chinese Citizens Outbound Travel Contract). Это договор, который, согласно постановлению Китайского правительства, должен быть подписан между туристическим агентством и группой тех, кто отбывает за границу, включая индивидуальных туристов, нацеленный на регулирование отношений между туристами, которые выезжают за границу, и туристическими агентствами и призван защищать интересы обеих сторон [5, с. 14].

В 2009 году КНАТ внедрила ряд новых постановлений, чтобы поддерживать дальнейшее развитие туризма, а именно: «Условия деятельности туристических агентств», «Условия деятельности экскурсионных бюро», «Постановление о регулировании порядка выезда китайскими гражданами за границу». Также КНАТ и Министерство Финансов Китая планируют внедрение Стандарта учёта экономического воздействия туризма (Tourism Satellite Account) с целью оценки объёма правительственных поступлений, которые поступают в бюджет от туризма, для того, чтобы оценить полный вклад индустрии туризма в народное хозяйство страны и в социальное развитие [6, с. 292].

Китайский опыт развития туризма также состоит в активном использовании преимуществ взаимодействия с международными организациям (в частности ЮНЕСКО, Всемирным фондом дикой природы и

Фондом охраны природы), которые всячески помогают развитию этой индустрии. Их влияние способствовало тому, что местные общины начали активно вкладывать средства в делимитацию территорий, охраняемых, в частности юго-западных регионах страны. Результаты развития туризма прежде всего наблюдаются в Юго-Западных регионах Китая, в частности в провинциях Сычуань и Юньнань. Обе административные единицы республики не только почувствовали значительный экономический эффект от туристической политики, ориентированной на устойчивое развитие туризма, но и получили существенную поддержку со стороны правительственных, некоммерческих и местных организаций, отвечающих за развитие туризма на принципах сбалансированности и экологичности.

Таким образом, главными задачами, решение которых возлагается на компетентный орган государственной власти в области туризма Китая (КНАТ), являются следующие: установление, планирование и координация развития индустрии международного туризма как приоритетного направления государственной политики; реализация выполнения стратегий развития международного туристического рынка согласно действующим законам и постановлениям; организация исследования, планирования, развития и защиты туристских ресурсов и рекреационных территорий через сотрудничество с международными организациями; международное представления Китая как современного туристического направления через официальные представительства КНАТ в ряде стран мира; приоритетное развитие таких туристических направлений как Гонконг (Китай), Макао и Тайбэй (Тайвань); поддержка развития въездного и внутреннего туризма; организация и реализация учебных программ и специальных курсов по туризму в специализированных учебных заведениях страны.

Анализ зарубежного опыта показывает необходимость усиления роли государственной политики в формировании и развитии туристической индустрии с целью повышения эффективности её функционирования. Развитие международного рынка туристических услуг стимулирует рост смежных отраслей, в первую очередь, строительство и розничную торговлю. Приток иностранных туристов повышает спрос на услуги с высокой добавленной стоимостью и способствует развитию малого и среднего бизнеса.

Использованные источники:

1. Kotler P.R. Marketing for Hospitality and Tourism / Kotler P.R., Bowen J.T., Makens J.C. - 5th edition. - Upper Saddle River, New Jersey: Prentice Hall, 2010. - 720 p.

2. Bhatia A.K. Tourism Development: Principles and Practices / A.K. Bhatia. -New Delhi: Sterling Publishers Private Ltd, 2002. - 413 p.

3. UNWTO Annual Report 2011. - Madrid: UNWTO Publications, 2012.

4. UNWTO. Tourism Towards, 2030. Global Overview / Advance edition presented at UNWTO 19-th General Assembly, 10 October 2011. - Madrid, Spain: UNWTO Publications, 2011. - 49 p.

5. The Chinese Outbound Travel Market with Special Insight into the Image of Europe as a Destination. - Madrid: UNWTO Publications, 2008. - 196 p.

6. OECD Tourism Trends and Polices, 2010. - Paris: OECD Publishing, 2010.

7. Yearbook of Tourism Statistics. Data 2005-2009, 2011 Edition. - Madrid: UNWTO, 2011. - 800 р.

8. UNWTO Tourism Highlights. 2015 Edition. - Madrid: UNWTO Publications Department, 2015. - 15 p.

9. UNWTO World Tourism Barometer. - Madrid: UNWTO Publications, 2016. -Vol. 14, January 2016. - Statistical Annex. - 5 p

УДК 338

Мулюкова Д.Р. магистрант

кафедра экономики предприятий и организаций Казанский Федеральный Университет Россия, г. Набережные Челны ПОКАЗАТЕЛИ, ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье рассматривается сущность хозяйствующих субъектов. Цель развития хозяйствующих субъектов. Этапы стратегии планирования.

Ключевые слова: Хозяйствующий субъект, анализ, развитие целевые программ.

Mulyukova D. R.

Graduate student of the Department of Economics of enterprises and

organizations Kazan Federal University Russia, Naberezhnye Chelny INDICATORS, TENDENCIES AND FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF ECONOMIC SUBJECTS RUSSIAN FEDERATION Annotation: The essence of economic entities is considered in the article. The purpose of development of economic entities. Stages of the planning strategy. Keywords: Economic entity, analysis, development of targeted programs

Хозяйствующий субъект - субъект, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль - это одна из наиболее сложных категорий в современной экономике. И поэтому ее роль тоже значительна, ведь она является стержнем и главной движущей силой экономики современного типа, основным побудительным мотивом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.