Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ДОШКОЛЬНИКУ'

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ДОШКОЛЬНИКУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТОК / ДОШКОЛЬНИК / ЭМПАТИЯ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Процукович Елена Петровна

Заботливое отношение лежит в основе педагогики гуманизма и связано с формированием у детей высокого уровня духовно-нравственного развития. Без него невозможно ни семейное, ни гражданское, ни экологическое, ни какое-либо другое воспитание. В подростковом возрасте, который считается достаточно кризисным в становлении личности, забота о другом может встраиваться в систему отношений на осознанном уровне. В рамках статьи объектом заботы выбран дошкольник, поскольку это максимально позволяет ориентироваться на развитие позиции взрослого, которая так важна для подростка. В статье представлены результаты эмпирического исследования (констатирующий этап), направленного на выявление психолого-педагогиче-ских аспектов формирования заботливого отношения к дошкольникам у подростков, которые в дальнейшем можно учитывать в воспитательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE FORMATION OF A CARING ATTITUDE TOWARDS A PRESCHOOLER IN ADOLESCENTS

A caring attitude underlies the pedagogy of humanism and is associated with the formation of a high level of spiritual and moral development in children. Without it, neither family, nor civil, nor ecological, nor any other education is possible. In adolescence, which is considered quite a crisis in the formation of a personality, caring for another one can be built into the system of relationships on a conscious level. Within the framework of the article, the preschooler was chosen as the object of care, since this allows us to focus on the development of the position of an adult, which is so important for a teenager. The article presents the results of an empirical study (stating stage), aimed at identifying the psychological and pedagogical aspects of the formation of a caring attitude towards preschoolers in adolescents, which can be further taken into account in educational practice.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ДОШКОЛЬНИКУ»

УДК 371 ББК 74.002

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-103-108

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ДОШКОЛЬНИКУ

Е. П. Процукович

Аннотация. Заботливое отношение лежит в основе педагогики гуманизма и связано с формированием у детей высокого уровня духовно-нравственного развития. Без него невозможно ни семейное, ни гражданское, ни экологическое, ни какое-либо другое воспитание. В подростковом возрасте, который считается достаточно кризисным в становлении личности, забота о другом может встраиваться в систему отношений на осознанном уровне. В рамках статьи объектом заботы выбран дошкольник, поскольку это максимально позволяет ориентироваться на развитие позиции взрослого, которая так важна для подростка. В статье представлены результаты эмпирического исследования (констатирующий этап), направленного на выявление психолого-педагогических аспектов формирования заботливого отношения к дошкольникам у подростков, которые в дальнейшем можно учитывать в воспитательной практике.

Ключевые слова: формирование заботливого отношения, подросток, дошкольник, эм-патия, морально-нравственное развитие.

Для цитирования: Процукович Е. П. Аспекты формирования у подростков заботливого отношения к дошкольнику // Наука и школа. 2023. № 1. С. 103-108. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-1-103-108.

ASPECTS OF THE FORMATION OF A CARING ATTITUDE TOWARDS A PRESCHOOLER IN ADOLESCENTS

E. P. Protsukovich

Abstract. A caring attitude underlies the pedagogy of humanism and is associated with the formation of a high level of spiritual and moral development in children. Without it, neither family, nor civil, nor ecological, nor any other education is possible. In adolescence, which is

© Процукович Е. П., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

considered quite a crisis in the formation of a personality, caring for another one can be built into the system of relationships on a conscious level. Within the framework of the article, the preschooler was chosen as the object of care, since this allows us to focus on the development of the position of an adult, which is so important for a teenager. The article presents the results of an empirical study (stating stage), aimed at identifying the psychological and pedagogical aspects of the formation of a caring attitude towards preschoolers in adolescents, which can be further taken into account in educational practice.

Keywords: formation of a caring attitude, teenager, preschooler, empathy, moral development.

Cite as: Protsukovich E. P. Aspects of the formation of a caring attitude towards a preschooler in adolescents. Nauka i shkola. 2023, No. 1, pp. 103-108. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-103-108.

Отношение к чему-либо всегда подталкивает человека к активности, вызывает у него определенного рода эмоции и является движущей силой личности. Рассматривая заботливое отношение как системное личностное образование, проявляющееся в деятельной активности, направленной на достижение блага кого-либо (чего-либо), педагогика связывает его с основой философии гуманизма. Еще вначале 1950-х гг. И. П. Иванов активно разрабатывает педагогику общей заботы и связывает ее с нравственной позицией человека, ориентацией на другого и социум в целом [1; 2]. Современный подход связывает заботу не только с коллективистскими мотивами, но и с эгоцентрическими тенденциями; термин «забота о себе» является достаточно распространенным и продуцируемым в общественном сознании в плане самоотношения явлением. Часто исследователи предлагают рассматривать заботу как «взаимную эмоциональную зависимость (связь) между заботящимся и получающим заботу» [3]. Истощение приватного источника заботы в рамках семьи требует либо появления институциональных источников заботы, либо рыночных источников в виде оплачиваемых услуг [3]. В подростковом возрасте значимость семьи несколько снижается, более актуальным становится взаимодействие со сверстниками, формирующаяся личность ищет и больше

доверяет информации, представляемой в Интернете [4], порой неправильно трактуя призывы заботиться о себе. В связи с этим важно искать новые аспекты педагогического воздействия, осуществлять изучение текущего состояния ситуации и находить новые возможности.

Забота о младших в подростковом возрасте воспринимается более лояльно, чем забота о старшем поколении. Психологические особенности возраста, развитие морали позволяют достаточно осознанно реализовывать заботу, но с большей ориентацией на то, что взрослый человек автономен и самостоятелен, а младший школьник вполне способен сам позаботиться о себе. Поэтому в рамках статьи рассматривается заботливое отношение к дошкольникам, которые мало автономны и часто нуждаются в помощи более взрослых людей. Также это позволяет ориентироваться на развитие и утверждение позиции взрослого, которая так значима для подросткового возраста. Процесс формирования заботливого отношения возможен только в деятельностном плане, лучше в реальном взаимодействии.

Предметом исследования был избран процесс формирования заботливого отношения к дошкольникам в процессе реальной практической деятельности подростков.

К исследованию были привлечены подростки (20 учащихся Амурской области в

возрасте 14-15 лет), которые в дальнейшем будут привлечены к проведению совместных занятий с дошкольниками в детских садах в рамках социального взаимодействия «школа - детский сад». Формирование выборки реализовывалось на основе принципов случайного подбора и добровольности; ее составили ребята, посещающие факультатив по психологии, являющиеся представителями педагогических классов, и заинтересованные в развитии своих психолого-педагогических навыков и умений. Выборка была представлена 60% девочек и 40% мальчиков; 80% из которых имеют младших братьев и сестер (причем у 30% подростков они ходят в те детские сады, с которыми планируется работа).

В статье представлен результат только констатирующего эксперимента, основная задача которого состояла в выявлении особенностей проявления заботливого отношения к дошкольникам подростков и обосновании условий, которые целесообразны при проведении дальнейшей работы.

Компонентный подход к структуре заботливого отношения и невозможность изучения деятельностно-практического параметра (поскольку обучающиеся еще фактически не включены в социальное взаимодействие «школа - детский сад») определили выбор следующих диагностических методов и методик (табл. 1):

Метод проблемных ситуаций еще называется методом «Закончи историю». В ходе диагностики учащимся предла-

галось закончить несколько ситуаций, в которых персонаж мог поступить по своему желанию. В частности, использовалось следующее:

• «Катя(девочка 4 лет) и Вера (старшая сестра Кати, ей 12) играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?»

• «Коля (14 лет) довольно громко слушал музыку. В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: "Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть". Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?»

• «Миша (13 лет) со своим другом играет в планшет на детской площадке. Они расположились на одной из качелей. Вдруг к ним подошел малыш трех лет и начал вмешиваться в их игру, прося дать посмотреть и поиграть. Тогда Миша. Что сделал Миша? Почему?»

• «Света (ученица 8-го класса) и трехлетняя Маша (дочь друзей родителей) убирали настольные игры, в которые они играли, придя в гости к друзьям родителей, и до того, как стали смотреть телевизор. Маша быстро сложила кубики в коробку. Бабушка Маши сказала ей: "Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, можешь смотреть телевизор, или помоги Свете закончить уборку". Что должна ответить Маша, на Ваш взгляд? Почему?».

По результатам анализа ответов было установлено, что подростки достаточно

Таблица 1

Методы и методики исследования

Изучаемые параметры заботливого отношения Методы и методики изучения

Когнитивный компонент: • представление о заботе; • образ дошкольника (объекта заботы) метод проблемных ситуаций; самостоятельно разработанная анкета

Эмоционально-оценочный компонент: • развитие эмпатических способностей; эмпатия к детям; • активность заботливого отношения в жизненных ситуациях • «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И. М. Юсупова; • метод проблемных ситуаций самостоятельно разработанная анкета

адекватно реагировали на ситуации. У них достаточно хорошо сформировано осознание того, что они старше дошкольников и, соответственно, несут и большую ответственность. При обсуждении ситуаций был проявлен интерес, участие, заинтересованность. Несколько учащихся высказали желание рассказать похожие случаи из их жизненного опыта. Необходимо отметить, что учащиеся эмоционально реагировали на чувства героев ситуации. Это выражалось в подвижной мимике лица, в экспрессивных жестах, смене позы. Но когда задавался вопрос «Почему?», подростки чаще всего отвечали односложно, не простраивая логическую цепочку, давая ответ по типу «это не хорошо».

В ситуации, в которой от подростка требовалась помощь дошкольнику-родственнику, 80% респондентов завершили ситуацию именно ее оказанием, выразили эмпатию к ребенку и признали ответственность подростка за свершившееся («Катя (девочка 4 лет) и Вера ...»). Завершение ситуации осознанием последующим наказанием («Тогда Вера поняла, что она получит за то, что Катя упала») проявилось в 10% ответов и еще в 10% присутствовала достаточно безразличное отношение («Тогда Вера поняла, что надо звать маму»).

В ситуации с ущемлением интересов подростка ради дошкольника-родственника все респонденты дали ответы, в которых подросток пошел на это. Но в эмоциональном контексте здесь было отмечено больше недовольства и стремление к достижению своего в обход («все равно будет слушать музыку, только в наушниках», «младшая сестра тоже не дает мне спать» и т. п.).

Заботливое отношение к дошкольникам «не родственникам» по результатам методики носит больше вежливый тон, чем реальное принятие и заботу. В суждениях подростков здесь больше прослеживается то, что они оказывают заботу из-за давления старших, общества в целом. Отмечается тенденция к желанию наличия

одинаковых требований взрослых к ним и к дошкольникам. Образ дошкольника вырисовывается на этих представлениях.

Таким образом, можно отметить, что большинство респондентов имеют представление о заботливом отношении и в плане деятельности, и в плане испытываемых чувств, об их значимости в проблемных ситуациях во взаимодействии с дошкольниками. Однако почти треть учащихся затруднялась ответить, для чего человеку нужно соблюдать правила и нормы поведения, испытывать отзывчивость к дошкольникам.

Методика «Исследование уровня эмпа-тийных тенденций» И. М. Юсупова позволила заключить, что у большинства подростков (60% респондентов) уровень эмпатийности в норме, у 30% проявляется высокая эмпатийность и у 10% респондентов - показатель, соответствующий низкому уровню. Интересно отметить, что девочки-подростки демонстрируют более высокий уровень эмпатийности, что соответствует научным представлениям о половых различиях проявления заботливого отношения. Как и то, что низкий уровень эмпатии выявлен у респондентов мужского пола. В целом можно заключить, что у респондентов имеются все предпосылки для заботливого отношения в плане сопереживания. Распределение данных по шкалам (среднегрупповые значения) говорит о том, что больше всего эмпатия у подростков выражена к родителям, а меньше всего - к героям художественных произведений. Интересно отметить, что у респондентов с низким уровнем эмпатии в целом эта шкала является доминирующей и, на наш взгляд, свидетельствует о некой интровертированности данных испытуемых. В то же время интересующее нас выражение эмпатических тенденций к детям делит место с эмпатией к животным (средний балл по выборке равняется 10), что, скорее всего, свидетельствует о невысокой осознанности проявления заботы и центрированности подростков на собственной личности. Можно заключить, что

эмоциональный компонент скорее связан с ситуативными моментами, чем с осознанным морально-нравственным выбором.

Самостоятельно разработанная анкета состояла из вопросов открытого типа, отражающих понимание подростками феномена заботы, ее направленности, реализации. Затрагивался и образ дошкольника, и осознание того, как школьники могут реализовывать заботливое отношение к дошкольнику.

Если конкретизировать, то в анкету были включены следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, что такое забота?

2. Кому, на твой взгляд, особенно нужна забота?

3. Тебе нравится, как о тебе заботятся (родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, друзья)? Что они для этого делают (или не делают)?

4. Опиши, пожалуйста, с помощью 3-4 прилагательных незнакомых тебе детей из детского сада. Какие они?

5. Как ты думаешь, незнакомым тебе детям из детского сада нужна твоя забота?

6. Что бы ты мог (могла) сделать, чтобы дети из детского сада почувствовали твою заботу?

По результатам данной методики можно отметить, что подростки заботу связывают в первую очередь с помощью, с тем явлением, в котором все нуждаются. Забота, по их мнению, нужна в первую очередь слабым людям, находящимся в сложных жизненных ситуациях. Прослеживается достаточно абстрактное представление, безличное, связанное с социальными стереотипами и опять-таки с подростковым эгоцентризмом («заботиться надо о стариках, потому что они сами не могут справиться»; «забота мне нужна была, когда я был маленький и не умел ходить»). Вопрос «Тебе нравится, как о тебе заботятся (родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, друзья)? Что они для этого делают (или не делают)?» вызывал у подростков проблемы: они

задумывались над ответом. Скорее всего, сам вопрос привел их к осознанию, что о них заботятся, а до этого они не осознавали поведение близких как проявление заботы, принимая это как должное. Все подростки отметили, что им по большому счету нравятся то, как о них заботятся, но прослеживались меркантильные, материальные мотивы («заботятся, но играть на компьютере только старом дают», «.покупают мне вещи, возят отдыхать.») и желание большей автономности подростков, свободы («без насильственной заботы» - этот аспект прослеживался в отношении бабушек и дедушек). Интересно, что забота от братьев и сестер была более эмоционально окрашена и менее связана с материальным, но осознание того, что она от них есть, прослеживалась только у 60% подростков.

Образ незнакомых детей из детского сада, полученный при помощи использования прилагательных, включал в основном описательные характеристики - «шумные», «плачущие», «маленькие», «яркие», «быстрые». Были и такие характеристики, как «несамостоятельные», «невнимательные» и т. п., что косвенно, на наш взгляд, отражает основания, по мнению подростков, для заботливого отношения.

На вопрос: «Как ты думаешь, незнакомым тебе детям из детского сада нужна твоя забота?» - были получены ответы, отражающие ситуативный характер проявления заботы («При определенных обстоятельствах. Например, если они будут драться и их надо будет разнять» и т. п.). Понимание же подростками того, что они могут сделать, чтобы дети из детского сада почувствовали их заботу, сводилось к совместной игровой деятельности, угощению сладким, дарению игрушек и т. п.

На основании данных констатирующего эксперимента, можно заключить следующее:

• целесообразно продолжать построение дальнейшей работы на основе стимулирования позиции взрослого у подростков;

• важен учет личного жизненного опыта проявления заботы подростка и включение его в групповое обсуждение, что будет способствовать формированию доверия и расширению представлений о заботливом отношении;

• необходимо расширять поле представления о заботе в целом, при этом очень важна ориентация на морально-нравственные аспекты, формирование понимания, что забота о себе - хорошо, но без ущемления свободы других;

• формирование заботливого отношения к младшим у подростков должно идти через их эмоциональное задействование;

• для системного понимания заботливого отношения целесообразно расширение поля представления через осмысление того, в чем выражается

проявление заботы в отношении самих подростков от других людей;

• следует стремиться к постконвенциональному уровню развития морали подростков, формированию личностных смыслов заботливого отношения;

• работу с подростками необходимо выстраивать с позиции «взрослый-взрослый», а не «взрослый (педагог) -- ребенок (подросток)»;

• целесообразно дальнейшее ознакомление с особенностями объекта заботы, то есть дошкольников, в том числе через ознакомление с возрастными характеристиками, спецификой организации педагогической деятельности с ними;

• целесообразно расширение заботливого отношения через включение других объектов заботы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова Л. Г. Забота: социально-философский смысл и педагогическое значение // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 34-51.

2. Шляхтина Н. В. Традиционный народный опыт заботы о детях-сиротах в крестьянской среде дореволюционной России конца XIX в. // Традиции и современность. 2015. № 17. С. 99-111.

3. Галиндабаева В. В. Межпоколенная забота о детях в семьях сельских мигрантов в Бурятии // Социальная политика и социология. 2014. Т. 2, № 4-2 (106). С. 28-39.

4. Дмитриева Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. М.: Феникс, 2016. 160 с.

REFERENCES

1. Borisova L. G. Zabota: sotsialno-filosofskiy smysl i pedagogicheskoe znachenie. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2005, No. 4, pp. 34-51.

2. Shlyakhtina N. V. Traditsionnyy narodnyy opyt zaboty o detyakh-sirotakh v krestyanskoy srede dorevolyutsionnoy Rossii kontsa XIX v. Traditsii i sovremennost. 2015, No. 17, pp. 99-111.

3. Galindabaeva V. V. Mezhpokolennaya zabota o detyakh v semyakh selskikh migrantov v Buryatii. Sotsialnaya politika i sotsiologiya. 2014, Vol. 2, No. 4-2 (106), pp. 28-39.

4. Dmitrieva N. Yu. Krizisy detskogo vozrasta. Vospitanie podrostkov: monogr. Moscow: Feniks, 2016. 160 p.

Процукович Елена Петровна, старший преподаватель кафедры психологии, Благовещенский государственный педагогический университет e-mail: protsukovich@bgpu.ru

Protsukovich Elena P., Senior Lecturer, Psychology Department, Blagoveshchensk State

Pedagogical University

e-mail: protsukovich@bgpu.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2022 The article was received on 27.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.