Научная статья на тему 'Аспекты формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных учреждений'

Аспекты формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
974
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ / ИННОВАЦИИ / РАЗРАБОТКИ / ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОНОМНЫЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларина Екатерина Олеговна

Осуществлен комплексный анализ законодательства, регулирующего деятельность малых инновационных предприятий, обозначены ключевые формы малых инновационных предприятий и предложена инновационная форма взаимодействия представителей науки, бизнеса, власти, общественности. Обоснована необходимость реформирования существующей системы высшего профессионального образования за счет перехода от муниципальной формы собственности к автономным негосударственным образовательным учреждениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ларина Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аспекты формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных учреждений»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 14 (229). Политические науки. Востоковедение. Вып. 10. С. 71-81.

Е. О. Ларина

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ БЮДЖЕТНЫХ НАУЧНЫХ И УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Осуществлен комплексный анализ законодательства, регулирующего деятельность малых инновационных предприятий, обозначены ключевые формы малых инновационных предприятий и предложена инновационная форма взаимодействия представителей науки, бизнеса, власти, общественности. Обоснована необходимость реформирования существующей системы высшего профессионального образования за счет перехода от муниципальной формы собственности к автономным негосударственным образовательным учреждениям.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, целевые программы государственного финансирования, государственная политика, молодые ученые, научные работники, инновации, разработки, внедрение инновационных проектов, интеллектуальная собственность, автономные негосударственные образовательные учреждения.

Технологическая модернизация российской социально-экономической и политической системы является приоритетом в формировании кадрового и научного потенциала с новыми компетенциями, а также требует создания инновационных проектов, разработок, накопления интеллектуальной собственности. В связи с этим наметились существенные коррективы существующей системы высшего профессионального образования.

Особенность советской системы высшего профессионального образования заключалась в том, научная деятельность и воспитание являлись ключевыми функциональными составляющими университетов. Позднее для многих сотрудников университетов научная деятельность и внедрение инновационных разработок во внешнюю среду приобрели вторичный характер.

Таким образом, связь научно-исследовательской и инновационной деятельности с социально-экономической системой оказалась утрачена. Научно-исследовательские и инновационные разработки перестали ориентироваться на спрос, возникающий во внешней среде. Результатом данных негативных изменений явилось снижение качества диссертаций и научных работы, не подкрепленных практическими исследованиями.

Целью научного исследования является рассмотрение аспектов формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных и научных учебных учреждений.

Исходя из мировых тенденций развития университетов и научных школ, необходимо

наладить прочные социально-экономические связи с внешней средой, представителями государственной власти, бизнеса, общественности, ориентироваться на поступающий спрос. Подтверждением данной мировой концепции стало распространение модели глобального исследовательского университета (global research university), в рамках которого представители высшей школы становятся не только распространителями новых знаний, но и коммерциализируют перспективные инновационные проекты и идеи через инновационную деятельность.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил необходимость создания интегрированной социально-экономической системы взаимного партнерства между представителями высшей школы, науки, бизнеса, государственной власти, общества1.

Исходя из вышесказанного, деятельность российских представителей высшей школы должна быть основана на следующих фундаментальных принципах:

- осуществление студентами научно-исследовательской и инновационной деятельности в ходе их работы в научно-образовательных комплексах и на малых инновационных предприятиях;

- привлечение соискателей, аспирантов и магистрантов, а также профессорско-преподавательского состава к научноисследовательской и инновационной деятельности;

- изменение приоритета научной деятельности по отношению к преподавательской;

- формирование на базе высшей школы региона центров эффективных бизнес-коммуникации, малых инновационных форм, бизнес-инкубаторов для осуществления продвижения и внедрения эффективных научно-практических разработок;

- налаживание тесного сотрудничества с внешней средой, особенно с элементами социально-экономической системы для двустороннего обмена информацией и изучения спроса на инновационные разработки;

- формирование и внедрение в структуру высшей школы инновационных лабораторий, малых инновационных предприятий;

- осуществление международных проектов, интернационализация научно-исследовательской деятельности, создание международных проектных групп.

В соответствии с проектом Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах значительное усиление исследовательской и инновационной компоненты должно повлиять на решение следующих задач2:

- генерация новых знаний и формирование инновационной интеллектуальной среды;

- осуществление разработок на докоммер-ческой стадии, когда коммерциализация носит большей частью вероятностный и отсроченный характер;

- прогнозирование научно-технологического развития и исследование технологических рынков;

- привлечение молодых исследователей к современной инновационной тематике;

- организация внедренческих зон и создание инновационных предприятий;

- оказание консультационных услуг и кон -салтинговая поддержка широкого круга организаций и предприятий.

Таким образом, возникает необходимость изменения формы современных вузов с бюджетной на автономную (самофинансируемую), а также дополнение его структуры малыми инновационными формами.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законода-

тельством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке3.

Основные причины и показатели перевода бюджетных учреждений образования в автономную форму следующие: социальные причины и экономические показатели.

Социальные причины.

Прежде всего, населению необходимо обеспечить социальные гарантии в области получения высшего профессионального образования, определить основные требования и критерии к автономным учреждениям.

Для потребителя образовательных услуг важно сохранить возможность обеспечения государственных гарантий по предоставлению образовательных услуг, получение установленного реестра услуг в полном объеме, а также возможность получения образовательных услуг бесплатно либо с предоставлением льгот. Введение государственного регулирования деятельности автономных образовательных учреждений, принятие соответствующей законодательной базы и контроль за исполнением закона позволяют сохранить установленное право на получение бесплатных образовательных услуг и сохранить их качество на должном уровне.

С точки зрения представителей государственной власти, влияние социальных рисков характеризуется как однозначное. Введение автономных образовательных учреждений вместо бюджетных должно не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг, но и дополнить его новыми возможностями.

Оценить качество образовательных услуг, предоставляемых населению автономным образовательным учреждением, можно при помощи следующих показателей:

- общая численность учащихся по сравнению с предыдущим отчетным периодом (годом);

- средняя оценка успеваемости учащихся по сравнению с предыдущим отчетным периодом (годом).

Экономические показатели.

Согласно Закону об автономных учреждениях автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях, а также осуществлять следующие виды деятельности3:

1) проведение высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечение высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществление высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создание на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научнотехническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

6) создание высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, образовательное учреждение) осуществляется в целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными учреж-

дениями и промышленными предприятиями, поддержки создания хозяйственных обществ, учреждаемых в соответствии с п. 8 ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»4.

Финансирование развития инновационной инфраструктуры проводится по следующим направлениям4:

а) развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях (бизнес-инкубаторов, технопарков, техно-парковых зон, инновационно-технологических центров, инжиниринговых центров, центров сертификации, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации, центров инновационного консалтинга и других объектов инновационной инфраструктуры) и их оснащение современным оборудованием, включая его техническую эксплуатацию, и программным обеспечением, необходимыми для внедрения результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

б) правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения и оценка результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

в) реализация и разработка целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, в том числе для студентов, аспирантов и молодых ученых, а также разработка учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства;

г) стажировка и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру;

д) консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых инновационных компаний, включая привлечение профессорско-преподавательского состава к нормативно-методическому и практическому обеспечению создания таких компаний.

Бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук на-

учные учреждения в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые сохраняются за данными научными учреждениями5.

Основываясь на приведенных ранее экономических критериях, а также текстах законов, следует предположить, что автономные образовательные учреждения (далее АНУ) обладают большей экономической самостоятельностью, нежели муниципальные образовательные учреждения, что связано с изменением системы ее финансирования. Таким образом, достигается повышение качества функциональных характеристик научно-образовательного учреждения с предоставлением возможности самофинансирования.

Проведя комплексный анализ представленных законопроектов, следует сделать ком -плексные выводы о АНУ:

В соответствии с Законом об автономных учреждениях предусмотрено создание автономных учреждений, которые будут обладать большими экономическими преимуществами по сравнению с муниципальными.

Автономное учреждение может быть создано двумя путями: путем учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения (далее - путем изменения типа существующего учреждения). Решение о создании автономного учреждения принимают соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в зависимости от формы собственности имущества, на базе которого оно создается6.

Прежде чем приступить к рассмотрению федеральных целевых программ финансирования АНУ, необходимо более подробно изучить деятельность малых инновационных предприятий на базе образовательных и научных учреждений.

В соответствии с приведенными ранее законодательными актами и постановлениями правительства Российской Федерации о необходимости повышения качества научной деятельности и образования необходимо рассмотреть различные виды малых инновационных

форм, поскольку их цели полностью совпадают с государственной политикой реформирования системы высшего профессионального образования.

Малое инновационное предприятие представляет собой коммерческую структуру, ко -торая функционирует для продвижения научно-инновационных разработок и интеллектуальной собственности, обеспечивая своевременный и двусторонний процесс обмена интеллектуальным и инновационным продуктом между производителем и инвестором (либо конечным потребителем).

Существуют следующие формы создания малых инновационных предприятий:

Форма 1 - создание малого инновационного предприятия на базе образовательного либо научного учреждения с полным слиянием уставного капитала. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении бюджетного научного учреждения или созданного государственной академией наук научного учреждения, могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного общества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Бюджетные научные учреждения и созданные государственными академиями наук научные учреждения вправе распоряжаться долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, владельцами которых данные научные учреждения являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Данные научные учреждения осуществляют управление долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При этом права участников хозяйственных обществ от имени данных научных учреждений осуществляют их руководители7.

Бюджетное научное учреждение или созданное государственной академией наук научное учреждение вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества, если доля данного научного учреждения в уставном капитале акционерного общества составит более 25 % или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более одной трети. При этом доля (акции) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества

должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества7.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные учреждения или созданные государственными академиями наук научные учреждения, часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными научными учреждениями (дивиденды), поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных научных учреждений7.

Недостатки данной формы:

- отсутствие финансовой свободы и предпринимательского опыта;

- продвижение осуществляется по сценарию «технологического толчка», когда продвижение основано на идее, а не на спросе конечного потребителя;

- отсутствие собственного материальнотехнического обеспечения;

- отсутствие практического опыта в продвижении технологического продукта;

- отсутствие дополнительного финансирования, необходимого для оплаты непредвиденных расходов;

- отсутствие залога при необходимости использования кредитных ресурсов.

Помимо этого, в данной форме законодательно не определено целевое использование имеющихся на счете организации средств, что приводит к возникновению финансовых рисков для акционеров и учредителей.

Положительным моментом данной формы является наличие уникальной технической разработки или инновационной идеи, которая

позволяет использовать модель «технологического толчка» при ее продвижении.

Форма 2 - создание малого инновационного предприятия путем соглашения между образовательным либо научным учреждением и предприятием среднего бизнеса.

Положительные стороны данной формы:

- наличие предпринимательского опыта у одного из учредителей малого инновационного предприятия, что существенно облегчает процесс продвижения инновационного продукта;

- осуществление производства продуктов и услуг, востребованных на рынке;

- наличие собственного материальнотехнического обеспечения;

- наличие квалифицированных сотрудников и специалистов, которые способны ориентироваться на потребности рынка;

- существование возможности софинан-сирования или самофинансирования за счет привлечения кредитных средств под залог имущества либо недвижимости.

Предприятия - соучредители МИП - получают возможность осуществить практическую апробацию разработки, созданной сотрудниками образовательного учреждения в рамках научного исследования, что повышает конкурентоспособность предприятия в случае успешного тестирования, а также повышает качество научно-исследовательских работ и кандидатских диссертаций. Подобная форма товарищества позволяет предприятиям-партнерам получать дополнительный доход от предоставления консультативных услуг заинтересованным лицам либо продажи интеллектуальной собственности. Таким образом, происходит отказ от применяемой ранее стратегии «технологического толчка», а применяется стратегия «мягкого внедрения», при которой технический и инновационный продукт рассчитан на спрос либо конкретного потребителя.

Такой вид малого инновационного предприятия наиболее успешен, однако негативным моментом данной формы является стремление к перераспределению коммерческой прибыли.

Форма 3 - МИП образованы бюджетными научными и образовательными учреждениями и малыми инновационными предприятиями, работающими в рамках программы «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Цель программы «Старт 2009»8 - содействие инноваторам, стремящимся разработать

и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации. Фонд предполагает, что предприятие к концу третьего года должно реализовывать продукцию, разработанную в ходе проекта, на сумму не менее 1 млн р. в месяц.

Проекты отбираются на конкурсной основе.

Преимущества данной формы:

- наличие минимального предпринимательского опыта;

- привлечение сотрудников вуза к деятельности МИП;

- наличие необходимых средств оплаты труда и финансовых ресурсов для других возникающих расходов МИП;

- возможность обеспечения финансирования и софинансирования инновационных проектов, а также привлечения инвесторов и получения средств федерального и областного бюджетов в рамках грантовой поддержки.

Данная форма социально-экономического сотрудничества, выраженная в виде МИП, наиболее стабильна, поскольку, кроме уставного капитала, располагает внешними источниками финансирования. Подобные программы необходимы для привлечения инвесторов и финансирования инновационных разработок, которые пользуются спросом.

Форма 4 - МИП формируются с участием сотрудников бюджетных научных и образовательных учреждений, представителей бизнеса, участников программы «Старт» и консалтинговой организации.

По мнению автора, данная форма взаимодействия наиболее стабильна и перспективна, поскольку учитывает особенности социальноэкономической системы и влияющих на МИП внешних рисков. Механизм взаимодействия выглядит следующим образом: сотрудники образовательного учреждения в рамках деятельности МИП будут осуществлять поиск наиболее приоритетного проекта и работу над ним. После разработки модели инновационного продукта проектной группе необходимо обратиться к помощи экспертов и заинтересованным во внедрении лицам. Исходя из этого, целесообразно заключить договор о сотрудничестве между представителями рассматриваемого МИП, экспертами-консультантами,

заинтересованными лицами, а также другими участниками программы «Старт», работающими над аналогичными проектами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма 5 - формирование МИП с привлечением представителей высшей школы и крупных корпоративных (холдинговых) структур.

Деятельность холдинга сопряжена с различными видами целей и функций, таким образом, деятельность МИП направлена на достижение единой цели. Например, создание малого инновационного предприятия на базе производственного холдинга с целью устранения негативных последствий влияния на окружающую среду, улучшения общей экологии. На первый взгляд, цель достаточно локальна, однако ее можно представить в виде инновационного проекта, выделить ключевые элементы и доминанты, сформировать структуру и модель и предложить в качестве участника одной из программ поддержки малого инновационного предпринимательства в регионе. Конкурс «Старт-запрос на инновации» может быть направлен на выполнение поставленной цели. Авторы (авторские коллективы) наиболее интересных предложений (на основе экспертной оценки предприятия - автора запроса) получат возможность создать МИП (в т. ч. на основе ФЗ-217 с вузом или НИИ) для реализации проекта через программу «Старт-запрос на инновации». Таким образом, при создании МИП появляются дополнительные источники финансирования инновационных разработок.

Форма 6 - формирование МИП с привлечением представителей высшей школы и иностранными предприятиями, а также всеми заинтересованными лицами.

В соответствии с Законом об автономных учреждениях иностранные граждане и организации допускаются к работе над малыми инновационными предприятиями.

Научно-образовательные центры и другие малые инновационные предприятия вызывают интерес у иностранных партнеров, выполняя следующие функции:

- привлечение иностранных инвесторов, реализация совместных интернациональных проектов;

- выявление территории с наибольшими технологическими запросами и предложениями.

«Gate to RuBIN» (Russian Business Innovation Network - RuBIN)9 - это новый широкомасштабный долгосрочный проект участия российских организаций бизнес-инновационной

инфраструктуры в новой и самой крупной Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network - EEN). Этот проект является первым примером широкомасштабного участия России в европейских бизнес- и инновационных сетях.

Цель проекта «Gate to RuBIN» - содействие развитию технологической бизнес-кооперации малых и средних компаний и научных организаций России и Европейского Союза, приводящей к повышению их конкурентоспособности.

В рамках «Gate to RuBIN» в 2008 г. была сформирована сеть региональных партнерских организаций проекта - Российская биз-нес-инновационная сеть. Сеть включает в себя российские организации инновационной инфраструктуры, ориентированные на эффективное международное сотрудничество. Центры отобраны на конкурсной основе при поддержке Фонда содействия развитию МФП НТС и Министерства экономического развития РФ.

Работа членов RuBIN направлена на оказание услуг малым и средним предприятиям (МСП), научно-исследовательским организациям, университетам в области международной кооперации за счет выделяемой государственной и региональной поддержки.

Другой программой финансирования является Competitiveness and Innovation Programme (CIP), ключевой целью которой является содействие росту малых и средних инновационных институтов, создание рабочих мест путем повышения конкурентоспособности предприятия либо региона и содействие внедрению инновационных проектов. Особое место уде -ляется интернациональным проектам и проектным группам - создание международных команд по работе над проектами, расширение целевого сегмента, привлечение целевой аудитории. Программа рассчитана на 2007-2013 гг. с бюджетом 3,621 млрд евро.

В CIP включены следующие подпрограммы:

- Entrepreneurship and Innovation Programme

- EIP (программа поддержки предпринимательства и инновации);

- Information Communication Technologies Policy support Programme (Программа поддержки политики в сфере информационнокоммуникационных технологий);

- Intelligent Energy Europe (программа поддержки интернациональных групп и проектов).

В рамках подпрограммы EIP создана новая Европейская сеть поддержки предпринима-

тельства (Enterprise Europe Network - EEN), которая объединяет около 250 региональных консорциумов (центры трансфера, бизнес-ин-новационные центры, агентства развития и т. п.), оказывающие малым инновационным предприятиям интегрированные услуги в области поддержки развития бизнеса и инноваций, включая услуги по информированию, поддержке бизнес-кооперации, интернационализации предприятий, передаче знаний и технологий, обеспечению участия малых инновационных предприятий в рамочных программах Евросоюза (7РП, CIP). EEN создана как интегрированная сеть услуг поддержки бизнеса, основана на опыте двух сетей из 270 Euro Info Centres (EIC) и 250 Innovation Relay Centres (IRC), работа которых завершилась в декабре 2007 г.

Работа сети EEN стартовала 7 февраля 2008 г. Отбор центров для участия в новой сети проводится Европейской комиссией на конкурсной основе. В настоящее время сеть включает в себя:

- около 250 консорциумов;

- 40 стран, включая 27 стран Евросоюза;

- 600 организаций - контактных точек;

- 4000 человек опытного персонала.

Участие в работе новой Европейской сети

могут принять центры из стран, не входящих в Евросоюз (третьи страны), но без финансирования со стороны Евросоюза. Это позволило сформировать консорциум из трех организаций (Союз Интеллектуально-технологических центров России, Российская сеть трансфера технологий (RTTN) и Российского Агентства инновационных технологий)9.

По мнению автора, форма 6 является наиболее приоритетной, поскольку сочетает в себе необходимые элементы реформирования российской системы высшего профессионального образования и максимально приближает ее к мировым стандартам подготовки квалифицированных специалистов.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, а также Федераль-ного агентства по науке и инновациям, существует реестр федеральных целевых программ для проектов по созданию малых инновационных предприятий различных видов (Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.»10). Федеральная целевая про-

грамма - это сумма мероприятий, процедур и регламентов, через которые государство осуществляет научно-техническую политику, размещая государственные заказы на исследования и разработки в тех направлениях науки и технологии, которые признаны приоритетными. Программа ориентирована на проведение и финансирование поисковых исследований, дающих выход на конкретные разработки и продукты. Она направляет ресурсы на проведение прикладных исследований по тем технологическим направлениям, которые являются приоритетными для российской экономики и способствуют повышению ее конкурентоспособности. Кроме того, в рамках Программы финансируется создание и поддержка инновационной инфраструктуры, призванной связать сектор исследований и разработок с субъектами рыночной экономики, обеспечить конвертацию знаний, преобразование их в рыночный продукт.

Основными положениями Программы являются:

1) инновационная деятельность (определяется как вид деятельности, необходимый для выполнения работ и (или) оказания услуг, направленных на достижение следующих задач):

- создание наукоемкого производства и выпуск продукта либо услуги с инновационными свойствами;

- модернизация процессов производства и производственных технологий;

- применение структурных, финансовоэкономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;

2) инновационный продукт (является результатом инновационной деятельности малого инновационного предприятия, предназначенным для реализации);

3) инновационная система (представляет собой совокупность элементов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государственной политики в области развития инновационной системы).

Одним из значимых эффектов реализации Программы должно стать создание объектов инновационной инфраструктуры, призванной

обеспечить развитие и укрепление связей и взаимовыгодного сотрудничества между наукой, образованием и производством, а также в рамках второго сценария - качественное обновление материально-технической базы науки. В социальной сфере и в образовании произойдет повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие страны, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи.

Данная программа стимулирует процесс создания малых инновационных предприятий на базе образовательных и научных учреждений, способствует привлечению молодежи к научным исследованиям, повышает качество научных разработок и диссертационных работ.

Участие в программе осуществляется на конкурсной основе. Выбранные заявки обеспечиваются целевыми средствами и дополнительным финансированием в соответствии с условиями.

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» также может быть отнесена к программам поддержки малых инновационных предприятий.

Целью программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» и в соответствии с Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» предусмотрено ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) премии — в размере 60 тыс. р. и 4100 молодых дарований (победители региональных и межрегиональных олимпиад, призеры всероссийских олимпиад и иных мероприятий, проводимых

на конкурсной основе) премии — в размере 30 тыс. р.

В настоящее время актуально привлекать молодых специалистов в сферу науки, высшего образования, инновационных технологий и проводить успешную политику задержания и укрепления кадрового потенциала для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих реформирование системы высшего профессионального образования. В случае применения описанного в программе метода обеспечивается устранение заявленных проблем, а также эффективное перераспределение ресурсов из профицитных областей в дефицитные.

Исходя из программы, эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, достичь положительной динамики обновления кадрового состава этой сферы в установленные сроки реализации Программы.

Вариантами решения проблемы являются:

1. Обеспечение грантовой поддержки инновационного предпринимательства и малых инновационных форм, связанных с осуществлением исследовательской, интеллектуальной, научно-практической деятельности с привлечением молодых специалистов и ученых.

2. Повышение эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки за счет создания единого программного механизма с использованием существующих государственных механизмов.

В заключение автором сделаны следующие выводы.

Внедрение в структуру малых инновационных форм является не только механизмом привлечения финансовых ресурсов в научные и образовательные учреждения, но и эффективным инструментом развития и стимулирования кадрового потенциала, повышает качество диссертационных работ и практических исследований, позволяет провести их практическую апробацию.

Автором выделено 6 форм малых инновационных предприятий, наиболее перспективной из которых является форма 6, в рамках ко -торой может осуществляться государственная поддержка малых инновационных предпри-

ятий, взаимодействие с иностранными партнерами, существует возможность формирования интернациональных проектных групп, обращение к международным Фондам и кон -курсам за дополнительным финансированием. В данной форме взаимодействия становится возможным открытие МИП на базе предприятия либо холдинга с привлечением консультантов. Недостатком данной формы является недостаточное обеспечение государственной поддержкой и несовершенство существующей законодательной базы.

По мнению автора, необходимо:

- дополнить имеющиеся формы государственного контроля уполномоченным органом - экспертным советом, в задачи которого будет входить координация и контроль за работой МИП, а также мониторинг финансовых расходов в соответствии с потребностями предприятия;

- дополнить существующие законы и законодательные акты разъяснениями для представителей образовательных учреждений о функциях, целях, задачах и принципиальных отличиях АНУ от существующих образовательных структур;

- разработать пошаговые практические рекомендации для представителей бюджетных образовании по переходу на автономную форму, подробно информировать об особенностях управления предлагаемой структурой, отчетности и преимуществах;

- рекомендовать всем бюджетным образовательным учреждениям перейти на автономную форму;

- дополнить существующую государственную политику необходимыми документами и поправками для того, чтобы обеспечить переход бюджетных образовательных учреждений от государственного обеспечения к форме самофинансирования.

В качестве практических рекомендаций политического характера по созданию институциональных условий для создания инновационных предприятий по форме 6 (как и формы 1) предлагается следующее:

- разработать поправку к Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», согласно которой руководитель автономного учреждения вправе самостоятельно заключать сделки от имени учреждения с предприятиями региона и направлять сотрудников МИП для осуществления практической деятельности;

- внести в указанный закон поправку о предварительном одобрении наблюдательного совета для заключения договора о крупной сделке сроком до 14 дней;

- разработать к указанному закону дополнение, включающее пункты о страховании гражданско-правовой ответственности с приемлемой для автономного учреждения франшизой;

- на институциональном уровне частично возместить расходы предприятий, которые заключили договор с малыми инновационными предприятиями;

- упростить визовый режим для участников интернациональных групп и проектов;

- осуществлять перевод бюджетных учреждений в автономные преимущественно по инициативе рассматриваемых учреждений;

- разработать региональную программу, где предусмотрены мероприятия по оценке рисков и их предотвращению, минимизации, реагированию на риск;

- осуществлять переход на АНУ при условии наличия нормативных - правовых и методических - рекомендаций с учетом инициативы руководителя образовательного учреждения;

- разработать методические указания с пояснениями по переходу образовательных учреждений к АНУ для руководителей и учредителей.

Следует отметить, что формы 1 и 6 являются наиболее предпочтительными, но их существование остается невозможным или частично выполнимым. Законодательная база Российской Федерации недостаточно совершенна для подобных форм. Предложенные автором рекомендации могут быть эффективны на уровне региона за счет принятия местных законопроектов, регулирующих инновационную деятельность.

По мнению автора, переход от государственного обеспечения к самофинансированию, изменение формы хозяйствования позволит повысить качество предоставляемых работ и исследований, провести мониторинг предлагаемых населению услуг, изучить потребности рынка, изменить подход с «технологического толчка» на «мягкое внедрение», установить утраченные ранее социально-экономические связи между представителями высшей школы, бизнеса, учеными, молодыми специалистами, представителями государственной власти, общественности.

Переход на автономную форму хозяйствования отразил необходимость формирования на государственном уровне политики по обеспечению молодых специалистов гарантированными рабочими местами, возможностью стажировки в других странах, взаимодействию с иностранными партнерами.

Формирование государственной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в создавшихся условиях может привести к повышению инновационной направленности экономического роста Российской Федерации, к неиспользованию научного потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического роста.

Примечания

1 Рос. газета. 2006. № 4216 (8 нояб.).

2 Проект Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах Департамента стратегического развития Министерства образования и науки Российской Федерации [Принят в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2010 г. № 1660-р г. Москва] // Рос. газ. Бизнес. 2010. 19 окт.

3 Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [Принят Государственной Думой 11 окт. 2006 г., одобрен Советом Федерации 27 окт. 2006 г.] // Рос. газета. 2006. 8 нояб.

4 Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 7 июля 2010 г. № 754 «Об утверждении Положения о конкурсе по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» // Рос. газ. 2010. 13 авг.

5 Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 г. «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» // Рос. газ. 2010. 16 апр.

6 Федеральный закон от 30 июня 2005 г. № 6-ФЗ «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам государственной аккредитации научных организаций» // Рос. газ. 2005. 5 июля.

7 Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в от-

дельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Рос. газета. 2009. 20 авг.

8 «Старт 2011» : программа Фонда содействия для российских малых инновационных предприятий. URL: http://rus.unitc.ru/fond/88.html.

9 Проект «Gate to RuBIN» Союза инновацион-

но-технологических центров, некоммерческого партнерства Российской сети трансфера технологий России, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса. URL: http:// www.gate2rubin.ru

10 Постановление Правительства РФ от 17 окт. 2006 г. № 613 «О федеральной целевой программе “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.