Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА'

АСПЕКТЫ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демилитаризация / космическое пространство / небесные тела / Луна / договор / военные базы / мирные цели / demilitarization / outer space / celestial bodies / moon / treaty / military bases / peaceful purposes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В.В. Селиванов, В.В. Сафронов

В представленном материале исследуется отдельный институт космического права– демилитаризация космического пространства. Реализация института космического права распространяется не только на далёкий холодный космос, но и на наше будущее в нём. Представлена попытка проанализировать сущность и содержание института демилитаризация космического пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF THE DEMILITARIZATION OF OUTER SPACE

The presented material examines a separate institute of space law – the demilitarization of outer space. The implementation of the institute of space law extends not only to the distant cold space, but also to our future in it. The article presents an attempt to analyze the essence and content of the institute of demilitarization of outer space.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

УДК 34

АСПЕКТЫ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В. В. Селиванов Научный руководитель — В.В. Сафронов

Красноярский государственный аграрный университет Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 90 E-mail: selivan23.04@mail.ru

В представленном материале исследуется отдельный институт космического права-демилитаризация космического пространства. Реализация института космического права распространяется не только на далёкий холодный космос, но и на наше будущее в нём. Представлена попытка проанализировать сущность и содержание института демилитаризация космического пространства.

Ключевые слова: демилитаризация, космическое пространство, небесные тела, Луна, договор, военные базы, мирные цели.

ASPECTS OF THE DEMILITARIZATION OF OUTER SPACE

V. V. Selivanov Scientific supervisor - V. V. Safronov

Krasnoyarsk State Agrarian University Russian Federation, 660049, Krasnoyarsk, Prospekt Mira, 90 E-mail: selivan23.04@mail.ru

The presented material examines a separate institute of space law - the demilitarization of outer space. The implementation of the institute of space law extends not only to the distant cold space, but also to our future in it. The article presents an attempt to analyze the essence and content of the institute of demilitarization of outer space.

Keywords: demilitarization, outer space, celestial bodies, moon, treaty, military bases, peaceful purposes.

Демилитаризация — отказ от подготовки к войне, превращение оружия и боевой техники в гражданское изделие путём внесения необратимых изменений, делающих боевое применение невозможным, ликвидация военных укреплений и сооружений на определённой территории, а также запрещение держать на этой территории вооруженные силы на основании договора между заинтересованными государствами; разоружение.

Демилитаризация космического пространства - недопущение милитаризации космоса путем отказа от военных космических аппаратов, объектов, укреплений, базирующихся в космическом пространстве с целью дальнейшего использования.

В данной работе анализируются следующие аспекты демилитаризации космического пространства.

Во-первых, декларативность положений устава ООН, которые являются приоритетным источником правового регулирования всех общественных отношений в том числе космических правоотношений. Так, согласно Устава ООН: «Все члены организации

объединенных наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения».

Во-вторых, недопустимо ничтожное количество международных соглашений, ратифицированных на сегодняшний день, направленных на предотвращение милитаризации космоса: договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства включая луну и другие небесные тела; договор о противоракетная оборона, который на данный момент является не действительным.

В-третьих, нормы договора о космосе ориентируют страны на мирное использование космоса. Проблемой является то, что закреплен запрет лишь на использование ядерного оружия и другие виды оружия массового поражения. Из чего следует то, что существующая международная правовая база не содержит прямого запрета на размещение в космосе оружия.

В-четвертых, международное сообщество, в том числе Генеральная Ассамблея ООН, ограничивается лишь принятием резолюции «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве». Однако статус резолюции носит рекомендательный характер и лишь призывает страны воздерживаться от вывода оружия в космос.

В-пятых, следует предпринять шаги по внесению поправок в Договор о космосе, который запрещает размещать в космосе ОМП, тем самым расширить ограничение на любые виды оружия, которые уже планируются в перспективе для размещения в космосе.

В-шестых, имплементировать положения соглашений, принятых в рамках международных отношений, направленных на защиту космического пространства, путем его демилитаризации.

В-седьмых, следует заключить многосторонние договоры:

1. об иммунитете искусственных спутников земли, гражданского и не боевого военного назначения

2. о запрете производства испытания и развертывания противоспутникового оружия как на Земле так и в космосе в том числе следует заключить многосторонний договор запрещающий испытания и развертывания в космосе любых видов оружия

3. о запрете испытания и использования космических аппаратов, используемых в любых военных целях

4. о проведении международного инспектирования международных запусков на полигонах и космодромах

В-восьмых, следует рассмотреть возможность разработки, принятия и ратифицирования международного кодекса «Кодекс международной нейтрализации космического пространства», который обеспечит регулирование космического пространства в целях мирного и не агрессивного, не военного использования, который предусматривал бы введение ограничений на небезопасное маневрировании и размещение космических аппаратов в космосе при участии ООН и всех заинтересованных сторон.

Перейдём к более подробному рассмотрению представленных выше тезисов. Космическое пространство может стать новым театром войны, которого нельзя допускать. Из этих соображений космическое пространство подлежит демилитаризации, а достигается это договором от 27 января 1967 года, согласно которому участники договора «не выводят на орбиту вокруг Земли объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения... и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом». [1]

Данным договором запрещается выведение в космос, а также установку на объекты, совершающие частично орбитальный полёт, оружий именно массового поражения, таких как ядерное, химическое, биологическое и другие, сравниваемы с ними по разрушимости. Не запрещённым остаётся размещение на космических аппаратах ударных систем, не являющихся оружием массового поражения. Но на сколько это целесообразно, размещать на

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Тома 3

космических аппаратах ударные системы, пускай даже и не массового поражения? Такие системы координированным огнём могут дать не малое преимущество в вооруженном конфликте, а позволить запуск космических аппаратов, на борту которых будет такое вооружение, могут лишь малое число держав. В то время как остальные государства смогут только наблюдать за гонкой вооружения и захватом космического пространства в целях его освоения и реализацией амбиций.

Однако, данный договор, как и все последующие, является исключительно декларативным, хоть и является подведомственным уставу ООН, который является приоритетным источником регулирования всех общественных прав. Даже несмотря на то, что в 1981 году международным сообществом, в том числе Генеральной Ассамблеей ООН, была принята резолюция «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве», которая фактически является рекомендательным документом и призывает страны воздержаться от вывода оружия в космос. Фактически данная резолюция подтверждает фундаментальные принципы Договора по космосу 1967 года, не внося изменений и правок.

Но кроме частичной демилитаризации рассматривается и полная, но только в отношении луны и небесных тел солнечной системы и на их орбитах, а также на траектории полета к ним, согласно договору от 18 декабря 1979 года. Из вышеназванного договора, в пункте 1 говорится: «Луна используется всеми государствами-участниками исключительно в мирных целях»; п.2 ст.3 «на Луне запрещается угроза силой, применение силы или любые другие враждебные действия или угроза совершения враждебных действий, в том числе и по отношению к Земле, космических кораблей, их персонала и искусственных космических объектов». Также запрещается расположение оружия массового поражения на орбите Луны, на поверхности, в недрах и на траекториях полётов к ней. По мимо этого запрещается создание на Луне военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров, но разрешается использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей. [1]

Возникает вопрос, по каким причинам запрещается использовать оружие, строить военные базы, сооружения, укрепления, испытывать любые виды оружия и проводить военные маневры на небесных телах, но не запрещается этого делать в космическом пространстве? Теоретизируя, данная мера была введена, взяв во внимание возможное наличие разумной жизни в космическом пространстве. То есть для обеспечения безопасности Земли в случае угрозы в космосе не запрещено размещение военных объектов. Но с другой стороны размещение таких объектов опять же дает преимущество узкому кругу держав в космическом пространстве. Если предположить, что в космосе нет других разумных форм жизни, то рациональнее нейтрализовать космическое пространство и все небесные объекты.

Однако, стоит отметить то, что полная демилитаризация небесных тел является главным достижением международного космического права и первым шагом к полной нейтрализации космического пространства. Но почему же до сих пор этого не сделано? Возможными причинами невозможности реализовать в полной мере нейтрализацию космоса, на мой взгляд заключается в невозможности полной демилитаризации Земли. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира и Business Insider, на 2022 год насчитывается 10 государств, имеющих ядерное вооружение. Исходя из этого, в настоящее время нельзя нейтрализовать космическое пространство, потому как этого не удалось добиться на Земле. [2]

Безусловно, были попытки ограничить накопление ядерного вооружения и сократить имеющийся арсенал договорами об ограничении стратегических вооружений - 1972 года, об ограничении стратегических вооружений - 1979 года, о ликвидации ракет средней и малой дальности - 1987 года, о сокращении стратегических наступательных вооружений - 1991 года и другими договорами, направленными на сокращение или ограничение использования

ядерного вооружения. Но до сих пор не было этого сделано, хотя сейчас разрабатываются программы о денуклеаризация, которые возможно так и останутся только проектами. [3]

Стоит отметить то, что в части демилитаризации космоса на данный момент существует недопустимо ничтожное количество международных соглашений, ратифицированных на сегодняшний день, направленных на предотвращение милитаризации космоса: договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела; договор о противоракетной обороне. Но так как договор о ПРО прекратил своё существование, то остался только договор по космосу.

Способом решения проблемы нейтрализации космоса будет являться демилитаризация Земли, так как стоит начать решение проблем с чего-то действительно важного и реального, прежде чем заниматься разработкой проектов по космическому пространству, не имея полноценных возможностей взаимодействия с ним. Из этого следует то, что первым шагом к решению будет внесение поправок в Договор о Космосе, который запрещает размещение в космосе ОМП. В данный договор стоит внести правки в следующие пункты: ввести ограничение на использование любого вида оружия, в том числе не изобретённого на данный момент; ввести систему санкционных мер для сторон, нарушающих договор; имплементировать положения соглашений, принятых в рамках международных отношений, направленных на защиту космического пространства, путём его демилитаризации.

Следует отметить и то, что надёжность договора может обеспечивать многосторонний договор, в котором будут предусмотрены следующие пункты:

• иммунитет искусственных спутников земли, гражданского и не боевого военного назначения;

• запрет производства испытания и развертывания противоспутникового оружия как на Земле, так и в космосе, в том числе следует заключить многосторонний договор, запрещающий испытания и развертывания в космосе любых видов оружия;

• запрет испытания и использования космических аппаратов, используемых в любых военных целях;

• проведении международного инспектирования международных запусков на полигонах и космодромах.

С учётом исследуемого материала по теме демилитаризации космического пространства следует рассмотреть возможность разработки, принятия и ратифицирования международного кодекса «Кодекс международной нейтрализации космического пространства», который обеспечит регулирование космического пространства в целях мирного и не агрессивного, не военного использования, который предусматривал бы введение ограничений на небезопасное маневрировании и размещение космических аппаратов в космосе при участии ООН и всех заинтересованных сторон. В данном кодексе необходимо включить обязательный понятийный аппарат, который бы мог избежать коллизий при реализации указанного кодекса, внес полную ясность в вопросы предотвращения демилитаризации космоса.

Библиографические ссылки

1. Малков С. Международное космическое право. Учебное пособие: Санкт-Петербург, 2002.

2. Ядерные державы мира на 2022 год [Электронный ресурс] - BASETOP - URL: https://basetop.ru/yadernyie-derzhavyi-mira/

3. Ядерное разоружение [Электронный ресурс] - Википедия - URL: https://cloud.mail.ru/attaches/16486955751912534690%3B0%3B2?folder-id=0&x-email=selivan23.04%40mail.ru&cvg=f (дата обращения 01.04.2022)

© Селиванов В.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.