Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
УДК 34
ЧАСТИЧНАЯ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ ОКОЛОЗЕМНОГО КОСМИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА
А. Н. Нуреддинова Научный руководитель - В. В. Сафронов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: nured96@mail.ru
Дана характеристика частичной демилитаризации околоземного космического пространства.
Ключевые слова: демилитаризация, договор о космосе 1967г, Конвенция о международной ответственность, международные соглашение.
PARTIAL DEMILITARIZATION OF NEAR-EARTH SPACE
A. N. Nureddinova Scientific Supervisor - V. V. Safronov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nured96@mail.ru
The characteristic of the partial demilitarization of near-earth space.
Keywords: demilitarization, Treaty on the region Kosmas 196, the Convention on international liability, international agreement.
Актуальность вопроса демилитаризации космического пространства не вызывает сомнения у прогрессивного мирового сообщества. Международная ответственность государств за деятельность в космическом пространстве предусмотрена Договором о космосе (ст. VI). Ответственность несет как государство, с территории которого осуществляется запуск космического объекта, так и то государство, в интересах которого осуществляется запуск (ст. VII). Если запуск осуществляет международная организация, то ответственность может быть солидарной. Противоправны в космосе такие действия государств, как ядерные взрывы, размещение ядерного оружия, враждебная пропаганда из космоса. Если ущерб причинен в результате иных правомерных действий, то речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Так, согласно Конвенции о международной ответственности, за ущерб, причиненный космическими объектами (1972), запускающее государство несет абсолютную ответственность по вопросу выплаты компенсации за ущерб (ст. II). Кроме того, нарушение космического права влечет политическую ответственность государств [2].
Достигнутые соглашения, изложенные в основном Договоре по космосу 1967 г., в резолюции 57 Генеральной Ассамблее ООН (Организации Объединённых Наций) «Предотвращение гонки вооружении в космическом пространстве» не содержат конкретной правовой нормы, которая запрещала бы размещать любое оружия массового уничтожения в космосе [1].
Одна из основных правовых проблем в освоении космического пространства в части демилитаризации - это отсутствие чётких правовых норм, регулирующих деятельность ведущих стран, отсутствие полномасштабных договоров, предусматривающих ответственность государств в области космического освоения.
Принятие ведущими государствами международного правового акта, так называемого Кодекса космической деятельности, может послужить повышению ответственности держав в этой области и формированию благоприятных условий для последующей подготовки более обязывающих и формализованных соглашений.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
Пути решения проблемы демилитаризации космического пространства рассматриваются учёными, юристами, военными, финансовыми специалистами всех уровней.
Директор института Акроним (Лондон) Ребекка Джонсон высказала мнение, что путь по заключению такого Договора можно пройти последовательными шагами, начав его с разработки Договора о неприкосновенности космического пространства. Аналогом такого первого шага, как она считает, может служить Договор 1959 года об Антарктиде, согласно которому территория этого шестого континента разрешена к использованию лишь в мирных целях. Содержание такого Договора можно ограничить тремя разделами:
- первый - расширить смысловое содержание Договора 1967 года, внести соответствующие поправки, распространив запрет на вывод в космос ОМУ (оружия массового уничтожения) на все виды вооружений.
- второй - запрещение разработки, испытаний, производства и размещения противоспутникового оружия, независимо от того, базируется оно на Земле или в космосе;
- третий - обязательства по созданию кодекса правил, регулирующих мирное и неагрессивное использование космического пространства.
Предложения и деятельность этого и других авторов не новы и не одиноки. Новым является растущая актуальность космических проблем и расширение круга лиц, выступающих за предотвращение вывода оружия в космос [3]. Свидетельством тому является тот факт, что между учёными Академий наук США в России проводятся обсуждения вопроса о совместных усилиях США и РФ по решению этой проблемы [2].
Михаил Сергеевич Виноградов - почётный член Академии военных наук Росси ещё в 2003 году пришёл к выводу что человечеству, развивая использование космического пространства в военной сфере, непременно надо обеспечить меры по предотвращению вывода в это пространство любых видов оружия.
Библиографические ссылки
1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [Электронный ресурс] / Принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml (дата обращения 08.04.2016).
2. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны (Москва, 26 мая 1972 года) [Электронный ресурс]. URL: http://archive.mid.ru/bdomp/ns-dvbr.nsf/11d2e6203c37ed2643256a1700434414/ff9337d38 cd4f38c43256a5a002e645f (дата обращения. 08.04.2016).
3. Ковалев И. В. Система мультиверсионного формирования программного обеспечения управления космическими аппаратами : дис. ... д-ра техн. наук. Красноярск : КГТУ, 1997. 228 с.
© Нуреддинова А. Н., 2016