Научная статья на тему 'ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "ECOLOGY" IN THE FIELD OF SHIP RECYCLING'

ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "ECOLOGY" IN THE FIELD OF SHIP RECYCLING Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТИЛИЗАЦИЯ СУДНА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ ПО УТИЛИЗАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЭКОЛОГИЯ" / SHIP RECYCLING / ECOLOGICAL SAFETY / SHIP RECYCLING FACILITY / NATIONAL PROJECT "ECOLOGY"

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Наумов Виктор Степанович, Кочнева Ирина Борисовна, Демина Екатерина Андреевна

Принятый по поручению Президента РФ в 2018 году национальный проект «Экология» включает проект «Оздоровление Волги», который предусматривает, в том числе, очистку реки Волги от затонувших судов. В настоящей статье выполнен анализ необходимого объема работ научного, технологического и организационного характера, необходимого для улучшения экологической обстановки путем снижения негативного воздействия затонувших судов и успешной реализации задач поставленных Правительством РФ. По мнению авторов, план мероприятий по подъему и утилизации затонувших судов необходимо разбить на четыре этапа, включающих как непосредственный подъем судов и их последующую утилизацию, так и сопутствующие работы, направленные на создание необходимой и качественной инфраструктуры, научное обоснование проведенных работ с наименьшим экологическим ущербом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "ECOLOGY" IN THE FIELD OF SHIP RECYCLING»

УДК 629.12.002.8

Наумов Виктор Степанович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой охраны окружающей среды и производственной безопасности ФГБОУВО «ВГУВТ», e-mail: naumov1@vgavt-nn.ru

Кочнева Ирина Борисовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры охраны окружающей среды и производственной безопасности ФГБОУ ВО «ВГУВТ», e-mail: iringre@mail.ru

Демина Екатерина Андреевна, магистрант ФГБОУ ВО «ВГУВТ», e-mail: dyomina_17@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»)

603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЯ» В ОБЛАСТИ УТИЛИЗАЦИИ СУДОВ

Ключевые слова: утилизация судна, экологическая безопасность, предприятие по утилизации, национальный проект «Экология»

Аннотация. Принятый по поручению Президента РФ в 2018 году национальный проект «Экология» включает проект «Оздоровление Волги», который предусматривает, в том числе, очистку реки Волги от затонувших судов. В настоящей статье выполнен анализ необходимого объема работ научного, технологического и организационного характера, необходимого для улучшения экологической обстановки путем снижения негативного воздействия затонувших судов и успешной реализации задач поставленных Правительством РФ. По мнению авторов, план мероприятий по подъему и утилизации затонувших судов необходимо разбить на четыре этапа, включающих как непосредственный подъем судов и их последующую утилизацию, так и сопутствующие работы, направленные на создание необходимой и качественной инфраструктуры, научное обоснование проведенных работ с наименьшим экологическим ущербом.

Водный транспорт как часть транспортного комплекса является важным составным элементом экономики России, но его функционирование связано с негативным воздействием на окружающую среду.

Наряду с существующими проблемами загрязнения окружающей среды функционирующим флотом за последнее время резко обозначилась проблема загрязнения окружающей среды брошенными затонувшими судами. Затонувшие суда создают угрозу причинения ущерба водным биологическим ресурсам, выступают источником захламления и загрязнения прибрежной территории. Кроме того, малые глубины большинства рек, их высокое значение как транспортных артерий в период короткой летней навигации и как мест воспроизводства популяций промысловых видов рыбы, делают вопрос подъема и утилизации затонувших судов крайне важным.

Учитывая эти аспекты, в паспорт федерального проекта «Оздоровление Волги» введены мероприятия по снижению негативного воздействия брошенных затонувших судов в акватории реки Волги. Для этого программой предусмотрен подъем и утилизация судов по акваториям во всех субъектах РФ, по которым протекает река Волга.

На подготовительном этапе в настоящее время компетентными органами по Нижегородской области (Росприроднадзор, Росморречфлот) уточняется список затонувших (полузатонувших) судов и устанавливаются их собственники. После установ-

ления собственника необходимо будет проводить работы по подъему и дальнейшей утилизации судов, которые потребуют детальной проработки по технологическим, экологическим и правовым вопросам.

Для достижения целей безопасной и экологически рациональной утилизации судов необходимо решить множество вопросов, связанных с местоположением судна, его состоянием, разработкой необходимой технической документации, дооборудованием существующих предприятий и т.д. Мероприятия по подъему и утилизации затонувших судов можно разделить на следующие этапы (рис. 1).

Этап 1. Пред проектные работы по утилизации судов

Этап 2. Разработка проектов утилизации судов

Этап 3. Утилизация судна на предприятии

Этап 4. Контроль

Рис. 1. План мероприятий по подъему и утилизации затонувших судов

На первом этапе необходимо провести работы, которые включают обследование судна и место его расположения с целью определения способов подъема и транспортировки судна к месту утилизации. При этом необходимо установить:

- глубину затопления судна;

- размеры и состояние судна;

- характер водоема;

- рельеф дна;

- положение судна;

- вес судна;

- материал, из которого изготовлено судно;

- возможность обеспечить герметичность корпуса.

В свою очередь, потребуется установить номенклатуру элементов судна, подлежащих дальнейшему использованию, и требования к их демонтажу; номенклатуру элементов судна с целью определения класса их опасности для окружающей среды, который необходим для осуществления последующих работ по утилизации.

Также на первом этапе необходимо провести анализ возможности утилизации судов на предприятиях региона, оценить возможность создания центра утилизации судов на базе предприятий Нижегородской области и, в свою очередь, разработать требования к организациям, сопровождающим процесс утилизации. Так, например, предприятия, занимающиеся утилизацией судов, должны отвечать определенным требованиям, в частности, иметь лицензию на хранение, переработку и реализацию лома черных, цветных металлов [1]. Процедура утилизации судов должна соответствовать требованиям защиты окружающей среды, производиться в специально отве-

денных и оборудованных для этих целей местах, исключая риск экологического загрязнения, система менеджмента предприятия должна способствовать применению безопасных и экологически рациональных приемов и методов работ по утилизации, отвечающим национальным и международным стандартам [2-8].

При определении предприятия по утилизации необходимо учесть:

- средства технологического оснащения;

- грузоподъемные и транспортные средства;

- судоподъемные средства;

- средства охраны окружающей среды.

Также необходимо учесть и технико-экономическую оценку обеспечения утилизации, содержащую:

- оценку возможности разделки корпуса и составных частей судна традиционными методами на существующих предприятиях;

- необходимость дооборудования существующих предприятий;

- необходимость строительства дополнительных средств обеспечения;

- мероприятия по созданию необходимых средств утилизации и охраны окружающей среды при утилизации;

- другие вопросы обеспечения утилизации, связанные с особенностями конструкции судна.

По окончании первого этапа, когда установлены конкретные объекты для утилизации, определено предприятие для их утилизации, можно переходить к следующему этапу, а именно разработке проекта утилизации судна.

Второй этап предполагает проведение работ по доставке судна к месту утилизации, что потребует разработать проект подъема судна, проект по перегону, подъем судна, буксировку судна, размещение судна в акватории завода.

В частности, необходимо будет решить вопросы, связанные с выбором характера перегона (перегон судна своим ходом, на буксире, в составе каравана), выбором судна-буксировщика, обеспечением сопровождения, выбором времени года, пути следования и места укрытия от непогоды, выбором благоприятных курсов и скоростей хода, комплектацией судна экипажем [9-10].

Также проект утилизации судна включает разработку:

- принципиальной технологии утилизации; спецификации элементов судна, подлежащих дальнейшему использованию, и требования к демонтажу;

- спецификации элементов судна, к которым необходимо предъявить требования по обращению с отходами;

- рекомендации по наличию необходимых средств утилизации и охраны окружающей среды при утилизации;

- других вопросов обеспечения утилизации, связанных с особенностями конструкции судна.

Перечень работ по второму этапу представлен на рисунке 2.

На третьем этапе выполняется утилизация судна на предприятии в соответствии с требованиями нормативных документов и наилучших практик в целях обеспечения безопасности человека и окружающей среды [11-15]. При этом последовательность работ будет следующая:

- осушка систем, а также зачистка объекта утилизации от нефтесодержащих, химических и других токсичных соединений;

- демонтаж вспомогательного оборудования, главной электрической установки, судовых систем, судовых устройств, обстройки судовых помещений, изоляции и покрытий, кабелей, двигателей;

- разделка демонтированного оборудования на металлолом, сепарация цветного металла от изоляции, разделка демонтированных кабельных изделий;

- разделка корпуса на крупногабаритные секции;

- разделка крупногабаритных секций на габаритный металлолом;

- работы с продуктами утилизации судна: переработка утилизируемых материалов, продажа или переработка отходов, неосвоенных предприятием, захоронение не утилизируемых оборудования и материалов, возврат в народное хозяйство чистого металла и оборудования.

Рис. 2. Разработка проектов утилизации судов

Предложенные этапы утилизации судов являются универсальными. Однако конкретное содержание работ на этапах уникально для каждого судна. Это связано и с различным первоначальным состоянием (судно затоплено/ полузатоплено/ на берегу/ засыпано грунтом), и типом судна (самоходное, несамоходное судно, железобетонный дебаркадер), и сохранностью судна (судно полностью, остатки корпуса, остатки обшивки корпуса, остатки днищевого набора). Принимая это во внимание, предлагается выбрать приоритетные объекты для утилизации (пилотные проекты). При отборе судов в пилотные проекты предполагается руководствоваться степенью их экологической опасности. Для этого необходимо провести научно-исследовательскую работу по ранжированию затонувших судов по их экологической опасности, с целью выявления последовательности их утилизации. Это потребует разработать методику оценки, оценить экологическую опасность судов, а затем разработать план-график последовательности утилизации судов. При разработке пилотных проектов (согласно плану мероприятий (рисунок 1) необходимо будет проработать технико-экономическое обоснование создания центра утилизации судов на базе предприятий Нижегородской области. После реализации пилотных проектов утилизации судов необходимо провести анализ результатов их реализации и на его основе разработать дорожную карту по утилизации идентифицированных судов на территории Нижегородской области.

Список литературы:

[1] О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 04.05.2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[2] Кочнев Ю.А. Оценка и учет материалов для безопасной и экологически рациональной утилизации судна / Ю.А. Кочнев, И.Б. Кочнева // Морские интеллектуальные технологии. - 2019. -Вып. 2(44)Т.2. - С. 10-16.

[3] Regulation (EU) No 1257/2013 of the European Parliament and of the Council of 20 November 2013 on ship recycling and amending Regulation (EC) No 1013/2006 and Directive 2009/16/EC. -Режим доступа: http://www. safety4sea.com/images/media/pdf/EU_Ship-Recycling-Regulation.pdf.

[4] Руководство ИМО по разделке судов (резолюция А.962(23) ИМО)). - СПб.: ЗАО цниимф, 2004. - 136 с.

[5] Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 10.01.2002 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[6] Resolution MEPC. 196(62)-2011. Guidelines for the Development of the Ship Recycling Plan. -Режим доступа: http://www.imo.org/en/OurWork/Environment/ShipRecycling/Documents/ RES0LUTI0N%20MEPC. 196(62).pdf

[7] Resolution MEPC.210(63)-2012. Guidelines for Safe and Environmentally Sound Ship Recycling. -Режим доступа: http://www.imo.org/en/0urWork/Environment/ShipRecycling/Documents/ 210(63).pdf

[8] Resolution MEPC.211(63)-2012. Guidelines for the Authorization of Ship Recycling Facilities. -Режим доступа: http://www.imo.org/en/0urWork/Environment/ShipRecycling/ Documents/211(63).pdf

[9] Руководство по техническому наблюдению за судами в эксплуатации. СПб., 2019 - 267 с.

[10] Российский Речной Регистр. Правила. М., 2018 - 1885 с. URL: https://www.rivreg.ru/assets/ Uploads/rules2015/rules062018.pdf

[11] Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 623. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[12] ГОСТ Р ИСО 30000 - 2013. Суда и морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технические требования к системам менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200105637 (дата обращения - 14.04.2019).

[13] Technical guidance note under Regulation (EU) No 1257/2013 on ship recycling. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX% 3A52016XC0412%2801 %29 (дата обращения - 02.07.2019).

[14] Basel Convention, Technical Guidelines for the Environmentally Sound Management of the Full and Partial Dismantling of Ships (hereafter referred to as 'BC TG'), Section 4.5, pp. 63-64 and Section 6.2, pp. 84-88.

[15] ILO, Safety and health in shipbreaking, guidelines for Asian countries and Turkey, 2004 (hereafter referred to as 'ILO SHG'), Section 4.6, p. 32 and Section 16, pp. 128-133.

ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT «ECOLOGY» IN THE FIELD OF SHIP RECYCLING

Naumov Victor S., doctor of Engineering Sciences, professor,

Head of the Department of Environmental Protection and Industrial Safety

Volga State University of Water Transport

Kochneva Irina B., Candidate of Engineering Science, Associate Professor

of the Department of Environmental Protection and Industrial Safety

Volga State University of Water Transport

Dyomina Ekaterina A., Master's Degree student

Volga State University of Water Transport

5, Nesterov st, Nizhniy Novgorod, 603951

Keywords: ship recycling, ecological safety, ship recycling facility, national project «Ecology»

Adopted on behalf of the President of the Russian Federation in 2018, the national project «Ecology», including among the eleven Federal projects, as the project «Improvement of the Volga», started to be implemented in the Nizhny Novgorod region. This article analyzes the necessary amount of scientific, technological and organizational work required to improve the environmental situation by reducing the negative impact of wrecks and the successful implementation of the tasks set by the Government of the Russian Federation. According to the authors, the plan of measures for the lifting and disposal of sunken ships should be divided into four stages, including both the direct lifting of ships and their subsequent disposal, and

related works aimed at creating the necessary and high-quality infrastructure, scientific justification of the work with the least environmental damage.

References:

[1] O litsenzirovanii otdelnykh vidov deyatelnosti. Federalnyy zakon ot 04.05.2011 g. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/.

[2] Kochnev Yu.A. Otsenka i uchet materialov dlya bezopasnoy i ekologicheski ratsionalnoy utilizatsii sudna / Yu.A. Kochnev, I.B. Kochneva // Morskie intellektualnye tekhnologii. - 2019. - Vyp. 2(44)T.2. - S. 10-16.

[3] Regulation (EU) No 1257/2013 of the European Parliament and of the Council of 20 November 2013 on ship recycling and amending Regulation (EC) No 1013/2006 and Directive 2009/16/EC. -Режим доступа: http://www.safety4sea.com/images/media/pdf/EU_Ship-Recycling-Regulation.pdf.

[4] Rukovodstvo IMO po razdelke sudov (rezolyutsiya A.962(23) IMO)). - SPb.: ZAO TsNIIMF, 2004. - 136 s.

[5] Ob okhrane okruzhayushchey sredy. Federalnyy zakon ot 10.01.2002 g. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/.

[6] Resolution MEPC. 196(62)-2011. Guidelines for the Development of the Ship Recycling Plan. -Режим доступа: http://www.imo.org/en/OurWork/Environment/ShipRecycling/Documents/ RESOLUTION%20MEPC. 196(62).pdf.

[7] Resolution MEPC.210(63)-2012. Guidelines for Safe and Environmentally Sound Ship Recycling. -Режим доступа: http://www.imo.org/en/OurWork/Environment/ShipRecycling/Documents/210(63) .pdf.

[8] Resolution MEPC.211(63)-2012. Guidelines for the Authorization of Ship Recycling Facilities. -Режим доступа: http://www.imo.org/en/OurWork/Environment/ShipRecycling/Documents/211(63).pdf.

[9] Rukovodstvo po tekhnicheskomu nablyudeniyu za sudami v ekspluatatsii. SPb., 2019 - 267 s.

[10] Rossiyskiy Rechnoy Registr. Pravila. M., 2018 - 1885 s. URL: https://www.rivreg.ru/assets/ Uploads/rules2015/rules062018.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] Tekhnicheskiy reglament o bezopasnosti obektov vnutrennego vodnogo transporta. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 12.08.2010 N 623. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_103987/508f7e09909c5340bc754fa03313ad7c93a4194f/.

[12] GOST R ISO 30000 - 2013. Suda i morskie tekhnologii. Sistemy menedzhmenta utilizatsii sudov. Tekhnicheskie trebovaniya k sistemam menedzhmenta predpriyatiy po bezopasnoy i ekologicheski ratsionalnoy utilizatsii sudov [Internet resource] http://docs.cntd.ru/document/1200105637/ (Accessed: 14.04.2019).

[13] Technical guidance note under Regulation (EU) No 1257/2013 on ship recycling. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX% 3A52016XC0412%2801 %29 (дата обращения - 02.07.2019).

[14] Basel Convention, Technical Guidelines for the Environmentally Sound Management of the Full and Partial Dismantling of Ships (hereafter referred to as 'BC TG'), Section 4.5, pp. 63-64 and Section 6.2, pp. 84-88.

[15] ILO, Safety and health in shipbreaking, guidelines for Asian countries and Turkey, 2004 (hereafter referred to as 'ILO SHG'), Section 4.6, p. 32 and Section 16, pp. 128-133.

Статья поступила в редакцию 15.07.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.