Научная статья на тему 'Аскетизм в спорте: социально-философский аспект'

Аскетизм в спорте: социально-философский аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
889
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСКЕТИЗМ / СПОРТ / ПУЭРИЛИЗМ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕРДЯЕВ Н. А. / Х. ОРТЕГА-И-ГАССЕТ / ASCETICISM / SPORT / PUERILISM / SPORTS ACTIVITIES / BERDYAEV N.A. / H. ORTEGA-IGASSET

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Берсенева Татьяна Павловна

Проводится мысль, что понятие «аскетизм» имеет широкое значение и может быть применено не только по отношению к характеристике образа жизни религиозных подвижников, но и к другим видам человеческой деятельности, где достижение цели связано с глубокой внутренней концентрацией, ограничениями и самодисциплиной. Аскетические установки укоренены также в спортивной деятельности. Приводятся альтернативные точки зрения по вопросу о перспективах развития современного спорта. Особое внимание уделяется роли аскетизма в формировании спортсмена как всесторонне развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASKETISMIN SPORT: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT

The article suggests that the concept of “ascetism” has a broad meaning and can be applied not only in relation to the characteristics of religious devotees' lifestyle, but also to other types of human activity, where achieving the goal is associated with deep inner concentration, limitations and self-discipline. Ascetic attitudes are rooted also in sports activities. The article presents alternative points of view on the development of modern sports. Particular attention is paid to the role of asceticism in the formation of an athlete as a fully developed personality.

Текст научной работы на тему «Аскетизм в спорте: социально-философский аспект»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 304.3

АСКЕТИЗМ В СПОРТЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Т. П. Берсенева

Проводится мысль, что понятие «аскетизм» имеет широкое значение и может быть применено не только по отношению к характеристике образа жизни религиозных подвижников, но и к другим видам человеческой деятельности, где достижение цели связано с глубокой внутренней концентрацией, ограничениями и самодисциплиной. Аскетические установки укоренены также в спортивной деятельности. Приводятся альтернативные точки зрения по вопросу о перспективах развития современного спорта. Особое внимание уделяется роли аскетизма в формировании спортсмена как всесторонне развитой личности.

Ключевые слова: аскетизм, спорт, пуэрилизм, спортивная деятельность, Н. А. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет.

Рост числа публикаций, связанных с социально-философским осмыслением проблем физической культуры и спорта, вполне объясним и связан, прежде всего, с развитием науки о спорте, в частности, философии и социологии физической культуры и спорта. Представляется, что актуальность социально-философского подхода к анализу проблем физической культуры и спорта связана не только с желанием расширить и углубить научные горизонты, но и с необходимостью осмыслить и переосмыслить проблемы современного спорта, в котором происходят сегодня амбивалентные процессы. С одной стороны, достигаются высокие спортивные результаты, изменяющие сложившиеся представления о физических возможностях человека. С другой стороны, отмечаются такие явления, как политизация и коммерциализация спорта, потеря им определенной гуманистической составляющей. Представляется, что спорт сегодня -это та область человеческой деятельности, в которой наиболее явно и концентрированно сосредоточены противоречия современной культуры. В этом отношении у философии возникает множество вопросов по поводу дальнейшего противоречивого развития спорта.

Вектор осмысления проблем современного спорта во многом зависит от тех философских концепций возникновения и развития спорта и культуры в целом, которые положены в основу теоретической рефлексии.

Идеи И. Хёйзинги, высказанные им в работе «Homo ludens», во многом сформировали восприятие спорта как области «банальных развлечений и грубых чувств». Философ, обыгрывая мысль Платона, что люди являются игрушками богов, отмечает, что сейчас сами люди превращают в игрушку весь свет, стирая при этом грань между серьезным и игровым. Для анализа такого состояния, когда серьезное взрослое начинает вести себя как наивное ребяческое и

наоборот, когда юношеская непосредственность заменяется излишней серьезностью, философ ввел понятие «пуэрилизм», что в переводе с латинского «риег-ИНб» означает «детский». По сути дела пуэрилизм - это двойственный процесс, для которого характерно, с одной стороны, присутствие в поведении и высказываниях взрослых людей черт, свойственных детям. К примеру, внедрение игрового элемента в экономику и деловую жизнь, где дух игры и состязательности используется для получения большей прибыли и нетривиального решения производственных проблем. Т.е. серьезная деятельность, не имеющая в своей основе ребяческого игрового начала, превращается в некотором смысле в игру, пытаясь сохранить при этом свою «серьезность». Пуэрилизмом И. Хёйзинга называет такой вид якобы серьезного взрослого дела, как переименование больших старых городов в честь общенациональных знаменитостей, например, в честь Горького или Сталина, как это было во времена Советского Союза [10, с. 328-331].

С другой стороны, для пуэрилизма характерно появление ненужной серьезности в беззаботных играх и развлечениях. Современный спорт, по мнению И. Хёйзинги, также имеет черты пуэрилизма, так как сегодня спорт обладает такими техническими возможностями, материальными средствами и научной обоснованностью, что потерял сам дух игры [10, с. 328-331]. Профессионализация спорта лишает его непринужденности и некоторой наивности, т.е. того, чем отличается игра от серьезного дела. Вывод нидерландский философ и культуролог сделал неутешительный: современные спортивные состязания, перестав быть игрой в ее изначальном значении и проявлении, превратились в работу, в которой почти полностью отсутствует духовная составляющая.

Критическое отношение к спорту высказывают и другие философы. Американский ученый Кристофер Лэш, связывая негативные проявления спорта с его коммерциализацией, отмечает, что «коммерциализация превратила игру в работу, подчинила удовольствие атлета удовольствию зрителя и свела самого зрителя к состоянию пассивного овоща», что является полной противоположностью пропагандируемым спортом здоровья и силы. Ученый также «обвиняет» спорт в том, что при его помощи люди пытаются уйти на время от проблем повседневной жизни. Роль и значение спорта К. Лэш сравнивает со значением и ролью секса, наркотиков и выпивки, препятствующих адекватному осознанию действительности. У спорта в этом плане, по мысли философа, есть даже «преимущества» - спортивные игры «не имеют побочных эффектов и не вызывают похмелья или эмоциональных осложнений» [6, с. 147-187].

Профессор Эльк Франке, немецкий ученый в области философии спорта, отмечает, что современное спортивное состязание (например, футбольный матч) «редуцирует сложность реальной жизни к простым образцам». Захватывающее спортивное зрелище провоцирует человека воспринимать жизнь как театр, а себя - лишь в качестве зрителя, не дает возможности занять человеку активную жизненную позицию [9, с. 78].

Пьер де Кубертен, главный протагонист идеи возрождения современного олимпийского движения, также указывал на противоречивость спорта, отме-

чая, что спорт может вызвать как благородные, так и низменные чувства, развивать бескорыстие и алчность, может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне [5, с. 238].

Так действительно ли современный спорт - это только зрелище, утратившее свою гуманистическую составляющую вследствие тотальной коммерциализации и политизации? Представляется все же, что к феномену современного спорта надо подходить диалектически, усматривая в нем не только определенные негативные моменты, но видя и его огромную роль в становлении и развитии человека и культуры в целом. Без сомнения, спорт как всякий социокультурный феномен обладает большим экзистенциальным потенциалом. Спорт - это труд по актуализации, формированию и развитию человека, это стремление и движение к цели, для достижения которой спортсмен должен быть способен ограничивать себя во всем. Хотя ограничения самого себя, своеобразной аскезы, требует достижение любой, не только спортивной, цели. Никакие научные открытия и технические новшества не помогут человеку решить поставленные задачи без определенной доли аскетизма, т.е. без самоконтроля, самоограничения и самодисциплины.

В рамках поставленной проблемы представляется интересным обратиться к работе русского философа Н. А. Бердяева «Дух и реальность. Основы бо-гочеловеческой духовности», в которой определяется смысл аскезы. Н. А. Бердяев писал, что слово «аскеза» применимо не только в религиозной практике очищения от греха, а может использоваться в разных областях человеческой деятельности, требующих больших усилий. Аскеза, по Бердяеву, это «концентрация внутренней силы и овладение собой». Аскеза способствует обретению человеком собственного достоинства, так как дает возможность человеку перестать быть «рабом самого себя, своей низшей природы» и рабом окружающего мира. Аскеза, по Бердяеву, - это освобождение, так как «человеку нужно упражнение, нужна отрешенность и концентрация, чтобы он стал господином самого себя и стал способен с максимальной силой выполнить поставленную себе цель» [1].

Древнегреческое понятие «аскетизм» произошло от глагола «аскео», что значит искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы, украшать и во всем этом упражняться. Исходя из этимологии, в античной философии и литературе слово «аскетизм» использовалось в трех основных значениях: 1) в физическом смысле как упражнения для развития и формирования тела; 2) в нравственном смысле как развитие ума, воли и характера; 3) в религиозном смысле как укрепление силы. Таким образом, в классическом употреблении слово «аскетизм» имело широкое и узкое значение, включало в себя и чувственную, и духовную сферы человеческого бытия. Но в любом случае обозначало напряжение, усилие, труд для достижения какой-либо цели. В античные времена словами «аскеза», «аскетизм» чаще всего называли процесс подготовки атлетов к спортивным состязаниям, в основу которого были положены тяжелые физические упражнения и набор ограничивающих морально-

этических норм, правил, запретов, служащих для достижения лучшего результата.

Впоследствии понятие «аскеза» стало использоваться в основном в религиозных мистических практиках для обозначения особого состояния, которое способствует достижению, например, нирваны в буддизме, или синергии, т.е. соединения человеческих и Божественных энергий и, как следствие, - спасения человека - в православной мистико-аскетической традиции исихазма. Аскетическая практика, используемая исихастами для достижения определенного экстатического состояния - способности видеть Фаворский свет, - вызывала много обвинений и насмешек со стороны их оппонентов. Отец Иоанн (Экономцев) так описывал психофизический метод, который использовали последователи исихазма: «С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, низведи ум из головы к сердцу и держи его в нем, согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, взывай непрестанно в уме и душе: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". ... Удерживай также и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее, помрачает ум и рассеивает мысль» [11. с. 148]. Но, как уточняют все православные отцы церкви, данный прием не имел какого-либо сакрального значения. Это был лишь дополнительный метод концентрации внимания и сосредоточения.

Н. А. Бердяев писал, что аскетика - это обязательный формальный метод любого религиозного и мистического опыта. При этом духовное содержание, скрытое за этим опытом, может быть различным. Отмечая, что некоторое формальное сходство присутствует в приемах и методах практической мистики восточной йоги и восточного христианства, Н. А. Бердяев, тем не менее, писал, что «дух» этих двух типов различный, даже противоположный: «Мистическая практика йоги - безблагодатный путь ... трудовых усилий, а не любви. Мистическая практика восточного православия основана на стяжании Благодати, на присутствии Христа и проникнута пафосом любви к Богу» [2, с. 144]. По сути дела этим и отличается православный аскетизм, помогающий подвижнику стяжать Божественную любовь и обрести собственное «я», от аскетизма восточных религиозных практик, который приводит человека к бытию, неотличимого от небытия [3, с. 22].

В любом случае сегодня под аскетизмом чаще всего понимается практика, свойственная различным религиям и заключающаяся в ограничении или подавлении чувственных желаний, в добровольном перенесении физической боли, одиночества, страданий. В христианстве аскетизм трактуется как подвижничество, основанное на ревностном стремлении к единению с Богом, духовно-нравственному совершенству, достигаемому благодаря подвигам добродетельной жизни в монастыре или в «миру».

Представляется, что аскеза необходима не только христианскому подвижнику, но и любому современному человеку, поставившему перед собой высокие цели и готовому быть активным, собранным и дисциплинированным. Это как нельзя лучше соотносится со спортивной деятельностью, для которой идея аскетизма является имманентной. Н. А. Бердяев отмечал, что современный

человек признает и практикует спортивную аскезу даже с большей легкостью и охотой, чем аскезу духовную: «Спорт сопровождается опасностями, требующими серьезной тренировки, не только телесной, но и душевной. Спортсмен бывает иногда поставлен перед опасностью смерти и должен быть готов ее перенести» [1].

Многие до сих пор считают, что, занимаясь физическими упражнениями и спортом, человек совершенствует лишь свои физические возможности. Но в философии спорта проводится мысль, что спортивные достижения в своей основе имеют не только хорошо развитые физические качества, но непосредственно связаны и с аксиологией, с человеческими ценностями, с идеалами, которые во многом определяют поведение, жизненные принципы и установки не только отдельного человека, но и общества в целом. История спорта знает немало случаев, когда победа была достигнута благодаря не столько физическому, сколько духовно-нравственному превосходству. Можно вспомнить советских спортсменов, которые добивались победы, чувствуя свое духовное превосходство, так как сражались не только за свои собственные интересы, а во имя славы своего народа и своего Отечества. Достойной иллюстрацией этой мысли служат воспоминания советских спортсменов И. К. Родниной и А. Г. Зайцева - многократных олимпийских чемпионов в парном фигурном катании. В частности, Ирина Роднина пишет, что она ни разу не пожалела, что все их детские, юношеские и взрослые годы жизни были без остатка отданы фигурному катанию. Спорт она называет беспрерывной борьбой, наполненной строгим самоограничением, отказом от многих «радостей жизни», аскетизмом, одержимостью. Но, как утверждает великая спортсменка, именно такой жизненный путь дал им возможность реализовать себя и принести славу Отечеству [8].

Как совершенно справедливо отмечает М. А. Богданова, честные и напряженные спортивные соревнования дают возможность участникам не только продемонстрировать прекрасную физическую подготовку, но проявлять свои лучшие человеческие качества, обеспечивающие гуманное развитие социума [4, с. 144]. Поэтому совсем неудивительно, что перед Чемпионатом мира по футболу 2018 года патриарх Кирилл призвал российских спортсменов к духовной аскезе, которая дает возможность, особенно для спортсменов высших достижений, избежать искушения гордыней, самолюбованием или иной страстью. Следует признать, что «для каждого мужчины, для каждой женщины и каждого ребенка, независимо от их положения в обществе, спорт - это возможность и путь самосовершенствования» [5, с. 171-172].

В связи с этим заслуживает внимания работа испанского философа-экзистенциалиста X. Ортеги-и-Гассета «О спортивно-праздничном чувстве жизни». Это даже не статья, а небольшая речь, которую произнес Ортега-и-Гассет перед членами Немецкого спортивного союза в 1954 году. Германия еще не пришла в себя после поражения в Мировой войне. Ортега-и-Гассет, который не разделял взглядов ни франкистов, ни коммунистов, видя в них представителей массового общества, против которого он боролся, тем не менее решил поддержать немецкую молодежь, вернуть ей веру в свои силы, в возможность и

необходимость преодолеть страшные последствия войны, последствия не только материальные, но и духовные. Спорт показался Ортеге-и-Гассету той сферой человеческой деятельности, которая как нельзя лучше может справиться с этой задачей, так как спорт закаляет человека и физически, и духовно.

Речь начинается словами, в которых четко и ясно определена позиция философа: «Спорт - отнюдь не праздное времяпрепровождение. ... он (спорт -Т. Берсенева) представляет собой усилие. И в этом смысле спорт - родной брат труда» [7, с. 137].

Слово «жизнь», по Ортеге-и-Гассету, имеет два значения. Первое -жизнь в биологическом смысле, которая дана человеку фактом самого рождения и принадлежностью к человеческому роду. В этом значении смысл жизни заключается в добывании пропитания, в адаптации к суровым природно-климатическим условиям. Труд в этом случае - «принудительное занятие, обусловленное биологическим измерением жизни».

Второе значение - жизнь в экзистенциальном смысле, так как она не просто дана, а задана каждому человеку, и каждый волен прекратить ее в любой момент. У животного нет выбора, животное не способно свободно выбирать между жизнью и смертью. А для человека, в отличие от животного, жизнь - это всегда добровольный выбор. Выбрав жизнь, человек начинает задумываться -чем заполнить ее, чем занять себя, тогда и возникает проблема смысла жизни. Человек начинает придумывать себе занятия, оправдывающие факт его земного существования и отражающие метафизический смысл жизни.

Одним из таких занятий Ортега-и-Гассет называет спорт, который требует не меньших усилий, чем созидающий труд. Причем заданность здесь первична, а данность - вторична. Философ пишет: «Мы добываем хлеб насущный, удовлетворяя жизненные потребности, только потому, что прежде по-спортивному свободно приняли задание жизни» [7, с. 152].

В этой статье испанский философ вводит понятие спортивности, определяя им особый образа жизни человека, для которого характерна установка на развитие своих способностей, творческое созидание и решимость мужественно и стойко преодолевать все жизненные невзгоды. Философ-экзистенциалист постоянно делает акцент на том, что жизнь не дана, а, скорее, задана нам, это «задача, добровольный выбор». Человек стремится сохранить, удержать свою жизнь. Поэтому в сущностном смысле жизнь - это усилие, это труд. С другой стороны, по мысли Ортеги-и-Гассета, человека никто не принуждает жить и прилагать усилия для того, чтобы выжить. Человек в любую минуту может самостоятельно расстаться с жизнью. Но если все-таки человек выбирает жизнь, готов «выполнять» ее как задание, цель, то жизнь в экзистенциальном своем значении есть «спорт», т.е. постоянное состязание и соревнование, непрерывное движение к цели [7, с. 137-152].

Слова испанского философа актуальны не только для спортсмена. В каком-то смысле жизнь каждого человека, поставившего себе большие цели, - это спорт и борьба, это «ответ» на те «вызовы», которые предлагает ему современ-

ная цивилизация. Качество этих «ответов» зависит не столько от внешних условий, сколько от прилагаемых усилий.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой реальности [Электронный ресурс] // URL: https: //predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/69675-duh-i-realnost/ (дата обращения: 05.01.2019).

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: Фолио, 2004. 678 с.

3. Берсенева Т.П. Идея синергии в русской культуре: автореф. дис. ... д-ра культурологии. Екатеринбург, 2018. 42 с.

4. Богданова М. А. О «положительной аскезе» в спорте//Вестник НГУ. Сер. «Философия». 2012. Т. 10, выпуск 2. С. 140-144.

5. Кубертен П. де. Олимпийские мемуары. Киев: Олимп. лит., 1997. 179 с.

6. Лэш К. Вырождение спорта // Логос. 2009. № 6 (73). С. 147-187.

7. Ортега-и-Гассет X. О спортивно-праздничном чувстве жиз-ни//Философские науки. 1991. № 12. С. 137-152.

8. Роднина И. К., Зайцев А. Г. Олимпийская орбита [Электронный ресурс] // URL: https://www.tulup.ru/articles.html#259 (дата обращения: 19.02.2019).

9. Франке Э. Современный спорт - религия рубежа тысячеле-тий?//Отечественные записки. 2006. № 33 (6). С. 67-80.

10. Хёйзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: пер. с нидерл. //Общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. М.: Прогресс, 1992. 464с.

11. Экономцев И. Н. Православие. Византия. Россия. М.: Христианская литература, 1992. 233 с.

Берсенева Татьяна Павловна, канд. филос. наук, доц., taniahersalist.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.

ASKETISMIN SPORT: A SOCIO-PHILOSOPHICAL ASPECT

T. P. Berseneva

The article suggests that the concept of "ascetism" has a broad meaning and can be applied not only in relation to the characteristics of religious devotees' lifestyle, hut also to other types of human activity, where achieving the goal is associated with deep inner concentration, limitations and self-discipline. Ascetic attitudes are rooted also in sports activities. The article presents alternative points of view on the development of modern sports. Particular attention is paid to the role of asceticism in the formation of an athlete as a fully developed personality.

Key words: asceticism, sport, puerilism, sports activities, N.A. Berdyaev, H. Ortega-i-

Gasset.

Berseneva Tatiana Pavlovna, candidate of philosophical sciences, docent, tania-hersalist.ru, Russia, Omsk, Siberian State Academy of Physical Culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.