О.Н. Гуров
«ДЕПРЕССИЯ» И «СПОРТ» КАК КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена анализу феноменов и концептов «депрессия» и «спорт» в контексте современной культуры. Автор приходит к выводу, что они являются ключевыми элементами образа жизни, конструируемого глобальными СМИ.
Ключевые слова: спорт, депрессия, виртуальность.
Среди множества культурных конструктов, определяющих сегодняшнюю картину мира, можно выделить такие понятия, как «депрессия» и «спорт» (в самом широком смысле этих слов). Эти концепты взаимосвязаны и в значительной степени отражают бытие современного человека. «Депрессия» сегодня - это и конкретное заболевание психики, и паттерн массовой культуры. Медикализация современного общества позволяет использовать медицинские термины для характеристики политической и экономической жизни (например, «Великая депрессия», «депрессивное состояние мировой экономики»). Признаком медикализации является и тот факт, что западный человек передает медицине свободу выбора и ответственность за свою жизнь; при этом депрессия трактуется как непреодолимая сила.
Нечто похожее параллельно происходит с феноменом и концептом «спорт». И.Г. Кожевникова замечает:
Спортивное отношение к себе и другим, метафорика соревнования, рекордов, рейтингов теперь переносится на неспортивную реальность, на поведение в сферах современной политики, бизнеса, искусства, образования...1
© Гуров О.Н., 2013
С другой стороны, спорт - это коммерческое предприятие, заточенное под зрелище и тиражируемое СМИ; его целью является устойчивый зрительский интерес и получение прибыли. При этом индивид оказывается в позиции пассивного наблюдателя масштабной феерии, иллюзорно идентифицируя себя с ее актерами. В итоге современный человек отказывается от реальности в пользу зрелищ - так же как в случае депрессии он отказывается от свободы выбора своей судьбы, признав себя недееспособным и бессильным. Рассмотрим динамику этих двух феноменов современного мира в исторической перспективе.
Депрессия в качестве особого клинического заболевания была выделена не так давно. По мере развития цивилизации происходят постоянные изменения количественных показателей распространения разных болезней; это относится и к феномену депрессии.
С конца 1950-х годов среди населения экономически развитых стран мира резко возросла заболеваемость депрессивными расстройствами, что совпало с трансформацией современной культуры западного общества. Новая, постмодернистская, культура характеризуется разрушением традиционного стиля жизни, появлением эстетического эклектизма, фетишизацией предметов потребления. Человеческая жизнь постепенно вытесняется в виртуальность, что способствует развитию депрессивного мироощущения.
Жан Бодрийяр пишет о том, что непременным атрибутом богатого общества, решившего насущные вопросы выживания, является неконтролируемая усталость:
Эта усталость означает... что общество, которое представляет и видит себя всегда в состоянии прогресса, направленного на уничтожение усилия, разрешение напряжений, на обеспечение все большей легкости и автоматизма, является фактически обществом стресса, напряжения, допинга.2
Философ утверждает, что депрессия рождается там, где заканчивается необходимость труда и должно начаться время удовольствия. Главным фактором общества потребления Бодрийяр считает тотальную конкуренцию - на экономическом уровне, на уровне знания, желания, тела, знаков и импульсов. По его мнению, эта конкуренция и социальная мобильность вместе со стремлением людей к наслаждению делают общество дезинтегрированным и больным.
Состояние усталости - признак противодействия доминирующим в наши дни социальным отношениям. На индивидуальном уровне телесная и ментальная усталость как хронический скрытый протест непреодолима. Она воплощается во множестве состояний депрессивного типа; это целая Вселенная, пульсирующая на депрессивной волне. Жан Бодрийяр также отмечает:
Бессонница, мигрень, головная боль, патологическое ожирение или потеря аппетита, вялость или непреодолимая гиперактивность -формально разные или противоположные симптомы - могут в действительности обмениваться, заменять друг друга.3
Депрессивная волна приобретает в современной жизни множество аспектов и смыслов. С медицинской точки зрения, «депрессия» - это скорее синдром, чем болезнь с четкими диагностическими критериями; этот синдром, строго говоря, не имеет отношения к клинике. Спекулятивные заявления Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) придали депрессии статус всемирного бедствия, угрожающего существованию цивилизации. С. Выгонс-кий пишет:
Как указано в Докладе ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире за 2001 год, депрессии несут с собой огромное бремя для общества и для самого пациента, существенно ухудшая качество жизни и нередко приводя к инвалидности. <...> В наступившем столетии ожидается возрастание бремени депрессии для общества. Депрессия займет, по прогнозам специалистов, второе место среди ведущих факторов, определяющих количество потерянных лет жизни в связи с утратой трудоспособности, и будет уступать по этой характеристике лишь ишемической болезни сердца4.
С.Н. Кондратенкова заявляет, что если не будет принято соответствующих мер, то к 2020 г. депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран5.
Следует отметить, что широкое освещение депрессивных расстройств в СМИ, в художественной литературе и кинематографе способствовало информированности пациентов и всего населения о значимости данной проблемы. Это привело к тому, что многие больные разными соматическими расстройствами стали обращаться за помощью к психиатрам, предполагая, что их симптомы являются следствием депрессии.
Состояние подавленности и неопределенности у людей в настоящее время приняло настолько угрожающие размеры, что медики сравнивают это с эпидемией. В условиях тотальной глобализации на основе посткапиталистической системы у людей исчезает стремление к идентификации с определенной нацией, религией и культурой, тем более - со своей «малой родиной» и семьей. Современный человек постоянно куда-то мчится (главное, непонятно зачем); ему не хватает 24 часов в сутки для участия во всех запланированных мероприятиях. Поэтому он заражает своим состоянием растерянности, беспокойства и уныния всех окружающих, всю антропосферу.
Второй симптом болезненного состояния современного общества связан с функцией в нем спорта. И.Г. Кожевникова отмечает, что спорт «.прошел длинный путь своего развития от ритуально-культовых состязаний в архаических закрытых традиционных обществах к демонстративно-символическим практикам привилегированных аристократических слоев в сословно-иерархическом социуме, к спорту индустриального ХХ века и, наконец, к постмодернистскому спорту XXI века»6.
Можно выделить три уровня рефлексии концепта «спорт»:
1) инструмент селекции жизнестойкого и сильного потомства;
2) физическая активность как часть религиозно-культовой практики; 3) игровая деятельность, связанная с чувственно-эстетическим способом восприятия мира.
Такое понимание концепта «спорт» сохранялось вплоть до начала XIX в. Индустриальная революция и массовое производство способствовали становлению досуговой деятельности нового типа. У все большего числа людей появилось свободное время для занятия спортом или для наблюдения за спортивными состязаниями. Эти тенденции получили развитие в связи с развитием электронных СМИ и системы глобальных коммуникаций. Спортивные состязания стали особым сектором культуры со своими правилами поведения, организации и стандартизации результатов.
Спорт становится не только состязанием физически развитых людей, как это было на Олимпийских играх в Древней Греции, но и способом добиться общественного признания, популярности и высоких доходов. Превращение спорта в бизнес оказывает влияние и на характер состязаний, поскольку требование зрелищности (при дороговизне телевизионного времени) приводит к изменениям их правил, к введению различных технических новшеств. Многие известные спортсмены демонстрируют не только свои физические
возможности, но и актерские способности; становясь кумирами болельщиков, они получают за это немалые деньги.
К началу XXI в. сложилась иерархическая система спортивных состязаний во главе с Олимпийскими играми, за которыми наблюдает максимальное число зрителей во всем мире. На более низком уровне «коммерческого» спорта разные его виды вызывают устойчивый интерес публики и приносят максимальные прибыли для СМИ. А любители экстремального спорта ломают рамки привычных представлений о природных ограничениях возможностей человеческого тела.
Один из крупнейших культурологов и философов Х. Ортега-и-Гассет причину бурного развития спорта в XX в. усматривал в смене социокультурных приоритетов. Не менее известный философ Й. Хёйзинга тоже подчеркивал, что если в XIX в. главным приоритетом человека была работа, то в XX в. - игра; в результате в наши дни широко распространилось «спортивно-развлекательное» ощущение жизни. Причину этого явления Ортега-и-Гассет видит в «бодицентризме» всей современной культуры, утверждающей культ тела. В отличие от него Й. Хёйзинга полагает, что современный спорт не является уже ни культом духа, ни культом тела; он лишен ритуального, религиозного значения (как это было в древнем мире) и не связан с развитием общества, даже если поддерживается государством.
Хёйзинга утверждает, что спорт всего лишь мобилизует природные инстинкты человека, причем ни один из видов спорта не созидает новый стиль культуры. О спорте ХХ в. философ пишет: «Несмотря на все свое значение для участников и зрителей, он остается бесплодной функцией, в которой древний игровой фактор по большей части уже успел отмереть»7. Современный спорт, согласно Хёйзинге, представляет собой серьезное занятие, вырождающееся в игру; спортивный элемент внедряется в экономику и деловую жизнь, причем дух состязательности используется для получения прибыли.
Итак, спорт в современном мире является успешным транснациональным коммерческим предприятием и политическим инструментом глобализованного мира. Он выполняет функцию реа-лити-шоу, создавая образцы поведения людей на эмоциональном и телесном уровнях.
В заключение необходимо отметить, что современный человек больше чем когда-либо испытывает недовольство жизнью, требуя гарантии абсолютной уверенности, счастья и контроля над жиз-
нью. А так как мировые религии, идеологические и философские системы растеряли свою былую мощь, то к поиску решения этих проблем человек обращается, призывая на помощь медицину и спорт. Удовлетворяя потребность в «хлебе и зрелищах» человека, пребывающего в депрессии, СМИ предлагают ему сублимацию «спортивного» времяпрепровождения в сидячем и лежащем положении. Эти напасти «молодеют» из года в год, способствуя распространению унылых, ленивых и больных людей. Современному человеку пора задуматься: стоит ли, пытаясь справиться с депрессией, постоянно включать спортивный телеканал, идентифицируя себя с физически развитыми, уверенными в себе спортсменами на экране? Может быть, ему пора искать альтернативные пути изменения своей жизни, в том числе и связанные с реальными занятиями спортом?
Примечания
1 Кожевникова И.Г. Формирование концепта «спорт» в истории культуры // URL:
http://www.culturalnet.ru/main/getflle/983 (дата обращения: 08.11.2012).
2 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная
революция; Республика, 2006. С. 108.
3 Там же. С. 231.
4 Выгонский С. Психиатрический диагноз как феномен культуры // Медицина Юга
России. 2001. № 12 (73). С. 12.
5 Кондренкова С.Н. Феноменология и психотерапия депрессивных состояний (до-
клад на научно-практической конференции «Качество жизни») // URL: http:// poznanie-s.narod.ru/depressia.htm (Дата обращения 21.10.2012).
6 Кожевникова И.Г. Указ. соч.
7 Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: АСТ, 2004. С. 187.