Научная статья на тему '«Депрессия» и «Спорт» как ключевые концепты современной культуры'

«Депрессия» и «Спорт» как ключевые концепты современной культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
335
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТ / ДЕПРЕССИЯ / DEPRESSION / ВИРТУАЛЬНОСТЬ / VIRTUALITY / SPORTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гуров Олег Николаевич

Статья посвящена анализу феноменов и концептов «депрессия» и «спорт» в контексте современной культуры. Автор приходит к выводу, что они являются ключевыми элементами образа жизни, конструируемого глобальными СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Depression” and “sport” as the key concepts of modern culture

This article is devoted to the phenomena and concepts of “depression” and “sport” in the context of contemporary culture. The author comes to a conclusion that they are the key elements of lifestyle, constructed by the global mass media.

Текст научной работы на тему ««Депрессия» и «Спорт» как ключевые концепты современной культуры»

О.Н. Гуров

«ДЕПРЕССИЯ» И «СПОРТ» КАК КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена анализу феноменов и концептов «депрессия» и «спорт» в контексте современной культуры. Автор приходит к выводу, что они являются ключевыми элементами образа жизни, конструируемого глобальными СМИ.

Ключевые слова: спорт, депрессия, виртуальность.

Среди множества культурных конструктов, определяющих сегодняшнюю картину мира, можно выделить такие понятия, как «депрессия» и «спорт» (в самом широком смысле этих слов). Эти концепты взаимосвязаны и в значительной степени отражают бытие современного человека. «Депрессия» сегодня - это и конкретное заболевание психики, и паттерн массовой культуры. Медикализация современного общества позволяет использовать медицинские термины для характеристики политической и экономической жизни (например, «Великая депрессия», «депрессивное состояние мировой экономики»). Признаком медикализации является и тот факт, что западный человек передает медицине свободу выбора и ответственность за свою жизнь; при этом депрессия трактуется как непреодолимая сила.

Нечто похожее параллельно происходит с феноменом и концептом «спорт». И.Г. Кожевникова замечает:

Спортивное отношение к себе и другим, метафорика соревнования, рекордов, рейтингов теперь переносится на неспортивную реальность, на поведение в сферах современной политики, бизнеса, искусства, образования...1

© Гуров О.Н., 2013

С другой стороны, спорт - это коммерческое предприятие, заточенное под зрелище и тиражируемое СМИ; его целью является устойчивый зрительский интерес и получение прибыли. При этом индивид оказывается в позиции пассивного наблюдателя масштабной феерии, иллюзорно идентифицируя себя с ее актерами. В итоге современный человек отказывается от реальности в пользу зрелищ - так же как в случае депрессии он отказывается от свободы выбора своей судьбы, признав себя недееспособным и бессильным. Рассмотрим динамику этих двух феноменов современного мира в исторической перспективе.

Депрессия в качестве особого клинического заболевания была выделена не так давно. По мере развития цивилизации происходят постоянные изменения количественных показателей распространения разных болезней; это относится и к феномену депрессии.

С конца 1950-х годов среди населения экономически развитых стран мира резко возросла заболеваемость депрессивными расстройствами, что совпало с трансформацией современной культуры западного общества. Новая, постмодернистская, культура характеризуется разрушением традиционного стиля жизни, появлением эстетического эклектизма, фетишизацией предметов потребления. Человеческая жизнь постепенно вытесняется в виртуальность, что способствует развитию депрессивного мироощущения.

Жан Бодрийяр пишет о том, что непременным атрибутом богатого общества, решившего насущные вопросы выживания, является неконтролируемая усталость:

Эта усталость означает... что общество, которое представляет и видит себя всегда в состоянии прогресса, направленного на уничтожение усилия, разрешение напряжений, на обеспечение все большей легкости и автоматизма, является фактически обществом стресса, напряжения, допинга.2

Философ утверждает, что депрессия рождается там, где заканчивается необходимость труда и должно начаться время удовольствия. Главным фактором общества потребления Бодрийяр считает тотальную конкуренцию - на экономическом уровне, на уровне знания, желания, тела, знаков и импульсов. По его мнению, эта конкуренция и социальная мобильность вместе со стремлением людей к наслаждению делают общество дезинтегрированным и больным.

Состояние усталости - признак противодействия доминирующим в наши дни социальным отношениям. На индивидуальном уровне телесная и ментальная усталость как хронический скрытый протест непреодолима. Она воплощается во множестве состояний депрессивного типа; это целая Вселенная, пульсирующая на депрессивной волне. Жан Бодрийяр также отмечает:

Бессонница, мигрень, головная боль, патологическое ожирение или потеря аппетита, вялость или непреодолимая гиперактивность -формально разные или противоположные симптомы - могут в действительности обмениваться, заменять друг друга.3

Депрессивная волна приобретает в современной жизни множество аспектов и смыслов. С медицинской точки зрения, «депрессия» - это скорее синдром, чем болезнь с четкими диагностическими критериями; этот синдром, строго говоря, не имеет отношения к клинике. Спекулятивные заявления Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) придали депрессии статус всемирного бедствия, угрожающего существованию цивилизации. С. Выгонс-кий пишет:

Как указано в Докладе ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире за 2001 год, депрессии несут с собой огромное бремя для общества и для самого пациента, существенно ухудшая качество жизни и нередко приводя к инвалидности. <...> В наступившем столетии ожидается возрастание бремени депрессии для общества. Депрессия займет, по прогнозам специалистов, второе место среди ведущих факторов, определяющих количество потерянных лет жизни в связи с утратой трудоспособности, и будет уступать по этой характеристике лишь ишемической болезни сердца4.

С.Н. Кондратенкова заявляет, что если не будет принято соответствующих мер, то к 2020 г. депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран5.

Следует отметить, что широкое освещение депрессивных расстройств в СМИ, в художественной литературе и кинематографе способствовало информированности пациентов и всего населения о значимости данной проблемы. Это привело к тому, что многие больные разными соматическими расстройствами стали обращаться за помощью к психиатрам, предполагая, что их симптомы являются следствием депрессии.

Состояние подавленности и неопределенности у людей в настоящее время приняло настолько угрожающие размеры, что медики сравнивают это с эпидемией. В условиях тотальной глобализации на основе посткапиталистической системы у людей исчезает стремление к идентификации с определенной нацией, религией и культурой, тем более - со своей «малой родиной» и семьей. Современный человек постоянно куда-то мчится (главное, непонятно зачем); ему не хватает 24 часов в сутки для участия во всех запланированных мероприятиях. Поэтому он заражает своим состоянием растерянности, беспокойства и уныния всех окружающих, всю антропосферу.

Второй симптом болезненного состояния современного общества связан с функцией в нем спорта. И.Г. Кожевникова отмечает, что спорт «.прошел длинный путь своего развития от ритуально-культовых состязаний в архаических закрытых традиционных обществах к демонстративно-символическим практикам привилегированных аристократических слоев в сословно-иерархическом социуме, к спорту индустриального ХХ века и, наконец, к постмодернистскому спорту XXI века»6.

Можно выделить три уровня рефлексии концепта «спорт»:

1) инструмент селекции жизнестойкого и сильного потомства;

2) физическая активность как часть религиозно-культовой практики; 3) игровая деятельность, связанная с чувственно-эстетическим способом восприятия мира.

Такое понимание концепта «спорт» сохранялось вплоть до начала XIX в. Индустриальная революция и массовое производство способствовали становлению досуговой деятельности нового типа. У все большего числа людей появилось свободное время для занятия спортом или для наблюдения за спортивными состязаниями. Эти тенденции получили развитие в связи с развитием электронных СМИ и системы глобальных коммуникаций. Спортивные состязания стали особым сектором культуры со своими правилами поведения, организации и стандартизации результатов.

Спорт становится не только состязанием физически развитых людей, как это было на Олимпийских играх в Древней Греции, но и способом добиться общественного признания, популярности и высоких доходов. Превращение спорта в бизнес оказывает влияние и на характер состязаний, поскольку требование зрелищности (при дороговизне телевизионного времени) приводит к изменениям их правил, к введению различных технических новшеств. Многие известные спортсмены демонстрируют не только свои физические

возможности, но и актерские способности; становясь кумирами болельщиков, они получают за это немалые деньги.

К началу XXI в. сложилась иерархическая система спортивных состязаний во главе с Олимпийскими играми, за которыми наблюдает максимальное число зрителей во всем мире. На более низком уровне «коммерческого» спорта разные его виды вызывают устойчивый интерес публики и приносят максимальные прибыли для СМИ. А любители экстремального спорта ломают рамки привычных представлений о природных ограничениях возможностей человеческого тела.

Один из крупнейших культурологов и философов Х. Ортега-и-Гассет причину бурного развития спорта в XX в. усматривал в смене социокультурных приоритетов. Не менее известный философ Й. Хёйзинга тоже подчеркивал, что если в XIX в. главным приоритетом человека была работа, то в XX в. - игра; в результате в наши дни широко распространилось «спортивно-развлекательное» ощущение жизни. Причину этого явления Ортега-и-Гассет видит в «бодицентризме» всей современной культуры, утверждающей культ тела. В отличие от него Й. Хёйзинга полагает, что современный спорт не является уже ни культом духа, ни культом тела; он лишен ритуального, религиозного значения (как это было в древнем мире) и не связан с развитием общества, даже если поддерживается государством.

Хёйзинга утверждает, что спорт всего лишь мобилизует природные инстинкты человека, причем ни один из видов спорта не созидает новый стиль культуры. О спорте ХХ в. философ пишет: «Несмотря на все свое значение для участников и зрителей, он остается бесплодной функцией, в которой древний игровой фактор по большей части уже успел отмереть»7. Современный спорт, согласно Хёйзинге, представляет собой серьезное занятие, вырождающееся в игру; спортивный элемент внедряется в экономику и деловую жизнь, причем дух состязательности используется для получения прибыли.

Итак, спорт в современном мире является успешным транснациональным коммерческим предприятием и политическим инструментом глобализованного мира. Он выполняет функцию реа-лити-шоу, создавая образцы поведения людей на эмоциональном и телесном уровнях.

В заключение необходимо отметить, что современный человек больше чем когда-либо испытывает недовольство жизнью, требуя гарантии абсолютной уверенности, счастья и контроля над жиз-

нью. А так как мировые религии, идеологические и философские системы растеряли свою былую мощь, то к поиску решения этих проблем человек обращается, призывая на помощь медицину и спорт. Удовлетворяя потребность в «хлебе и зрелищах» человека, пребывающего в депрессии, СМИ предлагают ему сублимацию «спортивного» времяпрепровождения в сидячем и лежащем положении. Эти напасти «молодеют» из года в год, способствуя распространению унылых, ленивых и больных людей. Современному человеку пора задуматься: стоит ли, пытаясь справиться с депрессией, постоянно включать спортивный телеканал, идентифицируя себя с физически развитыми, уверенными в себе спортсменами на экране? Может быть, ему пора искать альтернативные пути изменения своей жизни, в том числе и связанные с реальными занятиями спортом?

Примечания

1 Кожевникова И.Г. Формирование концепта «спорт» в истории культуры // URL:

http://www.culturalnet.ru/main/getflle/983 (дата обращения: 08.11.2012).

2 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная

революция; Республика, 2006. С. 108.

3 Там же. С. 231.

4 Выгонский С. Психиатрический диагноз как феномен культуры // Медицина Юга

России. 2001. № 12 (73). С. 12.

5 Кондренкова С.Н. Феноменология и психотерапия депрессивных состояний (до-

клад на научно-практической конференции «Качество жизни») // URL: http:// poznanie-s.narod.ru/depressia.htm (Дата обращения 21.10.2012).

6 Кожевникова И.Г. Указ. соч.

7 Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: АСТ, 2004. С. 187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.